Финансы — определние, сущность, основные функции, виды

Содержание

Основные определения

Финансы — это отношения между эконом. субъектами, которые возникают в процессе создания, распределения и последующего перераспределения фондов денежных средств. Следует различать термины «финансы» и «деньги». Деньги — материальное явление, всеобщий эквивалент, средство обмена, накопления и платежа. Финансы — это именно взаимоотношения, сами по себе, в отрыве от субъектов экономической деятельности, финансы не существуют.

Деньги

Выделяют централизованные (государственные) и децентрализованные финансы. Централизованные — это финансы государства, куда входят бюджет и различные внебюджетные фонды. Децентрализованные финансы — это эконом. отношения, определяющие круговорот ресурсов между предприятиями.

Финансы как отношения возникают между различными типами экономических субъектов. Некоторые из этих отношений показаны в Таблице 1.

Экономические субъекты Форма отношений
Юридические лица Приобретение товаров, реализация продуктов и услуг
Юридические лица и стоящие над ними инстранции Создание централизованных денежных фондов и их распределение
Государство и юридические лица Налоговые отношения, субсидии, субвенции
Государство и граждане Налоги, сборы, добровольные платежи
Юридические лица, население и внебюджетные фонды Платежи во внебюджетные фонды, получение ресурсов из этих фондов
Различные уровни бюджетной системы Бюджетное регулирование, субсидии, субвенции
Юридические лица, граждане и страховые компании Сбор страховых взносов, выплаты при возникновении страхового случая

Основные функции финансов

Финансовая сфера выполняет сразу три важные функции. Кратко прокомментируем их:

  • Распределительная. Она предполагает распределение ранее аккумулированных фондов среди граждан, организаций и участников производства. В первом случае этот процесс выражается в выравнивании валового национального продукта (ВНП) на душу населения, во втором — проявляется как субсидии. Ну а в последней ситуации из корпоративных финансов выплачивается зарплата и дивиденды.
  • Контрольная. Она представляет собой мониторинг того, насколько эффективно расходуются ресурсы. Фактически, финансы позволяют своевременно узнать, где образовался дисбаланс.
  • Стимулирующая. При грамотном управлении финансовыми потоками можно стимулировать или дестимулировать отдельные виды деятельности. Например, если увеличивать дотации предприятиям конкретного профиля, они в итоге покажут опережающие темпы развития, а если облагать их дополнительным налогом или штрафами, эффект будет прямо противоположный. Данная функция часто еще называется регулирующей.

Получается, что финансовая сфера во всех смыслах не менее важна, чем законотворчество и научно-технический прогресс. Она не только является кровеносной системой современной экономики, но и стала уже полноценным инструментом регулирования, при помощи которого хозяйствующие субъекты могут решать самые сложные задачи.Предлагаем посмотреть наглядный пример, как работают финансы на примере банковской системы.

Финансовая система

Финансы составляют целостную, определенную систему, включающую в себя несколько взаимосвязанных звеньев (институтов). Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы охватывают своим воздействием многообразные потребности общества, всю экономику и социальную сферу страны. Под финансовой системой понимают:

  • совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов;
  • совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Каждое государство имеет свою финансовую систему, характеризующуюся определенными признаками, а именно:

  • все институты финансовой системы способствуют образованию и использованию соответствующих денежных фондов;
  • в зависимости от задач государства элементы финансовой системы могут видоизменяться (возможно появление новых институтов или прекращение действующих);
  • объем каждого элемента может варьироваться в зависимости от экономической и финансовой политики государства;
  • взаимосвязь элементов обусловлена постоянным движением денежных средств не только внутри каждого из них, но и между ними. При этом движение денежных средств в финансовой системе не хаотичное, а строго урегулированное;
  • в финансовой системе должен поддерживаться определенный баланс денежных фондов, так как нехватка или переизбыток средств в каком-либо звене приводит к тому, что начинает «лихорадить» систему в целом.

Финансовую систему Российской Федерации составляют следующие фонды денежных средств и соответствующие им правовые институты:

  • государственные финансы;
  • местные финансы;
  • финансы хозяйствующих субъектов;
  • фонды страхования;
  • кредит (государственный и банковский).

В более широком смысле финансовую систему государства можно определить как основанную на экономико-правовых отношениях совокупность бюджетной системы, системы финансов предприятий, страховой и кредитной системы.

Финансовая система — это «кровеносная» система государства, по которой осуществляется движение денежных средств, способствуя жизнеобеспечению всего государственного организма. Каждый институт финансовой системы подразделяется на пединституты в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в структуру государственных финансов входят бюджеты всех уровней, а также государственные внебюджетные фонды. Местные финансы включают в себя средства местного бюджета, муниципальные ценные бумаги. Институт финансов хозяйствующих субъектов объединяет как финансы коммерческих предприятий и организаций, так и финансы учреждений, некоммерческих и общественных организаций. В сфере страхования действуют такие пединституты, как личное, имущественное страхование, страхование ответственности, перестрахование, а также такой элемент, как инвестирование части страхового фонда. Институт кредитования представляет государственный кредит и отношения по поводу привлечения и размещения денежных средств кредитными организациями. При этом пединститут финансовой системы — государственный кредит — включает в себя такие элементы, как внутренние и внешние займы, образующие государственный долг. Государственный кредит применяется в первую очередь при дефиците бюджета. Банковский кредит — многосторонняя деятельность специально созданных организаций, которые, привлекая средства юридических и физических лиц для создания соответствующих фондов, перераспределяют их другим хозяйствующим субъектам.

Как совокупность государственных органов финансовая система Российской Федерации представляет собой специальную группу финансовых органов и кредитных организаций. Во главе финансовых органов стоит Министерство финансов Российской Федерации, которое является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности. Систему кредитных организаций возглавляет Центральный банк Российской Федерации, осуществляющий единую государственную денежно- кредитную политику.

Таким образом, финансовая система государства — это совокупность взаимосвязанных элементов и звеньев, представляющих финансовые институты и инструменты, создающих необходимые условия для финансовых процессов и формирования финансовых ресурсов.

Методы влияния государства на финансы

Методы влияния государства на финансы

Государство в настоящий момент, повышая объемы госвложений капитала, влияет на рост спроса, увеличение инвестиционной деятельности и нарастание производственных объемов в промышленности.

  1. Вкладывая деньги в военную сферу, государство объявляет спрос как на технику военной направленности, так и на промышленные товары, сырье, оборудование, активизирует научно-исследовательскую деятельность.
  2. Субсидируя инфраструктуру, государство сокращает потери частного бизнеса.
  3. Через налогообложение оно снижает потребление гражданами некоторых категорий товаров, например, алкогольная или табачная продукция. В том числе, государство таким образом может формировать определенные резервные средства в бюджете.

На текущий период посредством бюджета перераспределяют около половины всего дохода нации. В связи с этим пренебрежение регулирующей функции и преуменьшать ее роль в наши дни означает пренебречь выросшей ролью государства и его воздействия на экономическую ситуацию, что характерно для любого государства. Указанная функция проявляется в соответствии с совокупностью реализованных методов влияния на экономику при помощи установления определенной государственной политики, например политики стимулирования или сдерживания.

государственное регулирование экономики

Регулирующая функция осуществляется через финансовые механизмы, которые включают в себя совокупность отношений, способы создания и применения централизованного или децентрализованного капитала, сюда же относятся механизмы управления деньгами, федеральное законодательство, планирование.Данная функция оправдана тем, что:

  • государству принадлежат и оно сотрудничает с различными ведомствами, относящимися к предпринимательской сфере в экономике;
  • оно проводит политику, которая воздействует на экономику через систему институтов;
  • существуют сферы государственного влияния, в которых оно имеет ведущую роль, например социальная, образовательная, оборона.

Регулирующая функция используется в таких областях, как: курсы валют, экономическая деятельность вне государства, частный бизнес, безопасность. Распределение денег происходит среди материальных и нематериальных производств, их делят отрасли и регионы.

В настоящее время, на территории Российской Федерации данная функция используется, но все же недостаточно развита.

Регулирующая функция финансов

Сущность предприятия малого бизнеса

Перед тем как перейти к вопросу финансового обустройства небольшой компании, следует выяснить смысл термина «малый бизнес». Итак, предприятиями малого бизнеса называются организации, оперирующие небольшими объёмами ресурсов и формально не входящие в состав коммерческих объединений. Отличным примером этой формы ведения бизнеса можно назвать индивидуальное предпринимательство, малое фермерское хозяйство.

Законодательством закреплено положение, по которому малым предприятие будет лишь тогда, когда в своём штате будет содержать менее 100 работников, а его выручка (без учёта НДС) не превысит 400 миллионов рублей. Отдельно выделяют микропредприятия, которые имеют до пятнадцати сотрудников и выручку в размере до 60 миллионов.

Виды индивидуального предпринимательства Описание
Производственное Если предприниматель, использует в качестве исполнения некоторые предметы или орудия труда, изготавливает продукцию, производит товары, оказывает услуги (юридические, бухгалтерские, бытовые и прочие), некоторые виды работ, предоставляет информацию, занимается творческой деятельностью и многим другим, что не повлечет за собой угрозу жизни и здоровью граждан, и осуществляет дальнейшую продажу (реализацию) покупателям, потребителям, торговым организациям
Коммерческо-торговое Так как изготавливаемую продукцию (товары) надо реализовывать (продавать) или менять на другие виды продукции (товаров). Соответственно производственное предпринимательство тесно связано с бизнесом в сфере обращения
Финансово-кредитное В качестве предмета купли продажи могут выступать, национальные деньги (российский рубль, американский доллар и др.), ценные бумаги (акции, вексель, банковский сертификат и прочие), продаваемые предпринимателем или даваемые покупателю в кредит. В финансовых сделках, таких как продажа или покупка иностранной валюты за рубли важную роль занимает непредсказуемый круг операций, охватывающий все разнообразие обмена и продажи денег, или других видов денежных средств (иностранную валюту), обмена ценных бумаг
Посредническое Предпринимательство, в котором бизнесмен сам не производит и не продает товар, выступая лишь связующим звеном между продавцом и покупателем в процессе товарного обмена и денежных операциях – называется посредничеством
Страховое Ряд действий предпринимателя в случае событий, приводящим к тяжким последствиям, материальному ущербу, потери имущества, здоровья, жизни и других видов потерь, которые в соответствии с законодательством и заключенным договором, гарантирует страхователю возмещение убытков

Контроль финансов

Он особенно важен для рыночных экономик, так как только он может решить следующие задачи:

  1. сформировать финансовую безопасность как на гос.уровне, так и на уровне отдельно взятого хозяйствующего субъекта;
  2. и общее стабильное функционирование системы финансов. Ресурсы должны использоваться рационально, результативно, в соответствии с законодательством.

Целью контроля финансов считается компетентная и своевременная информация о том, как происходят управленческие процессы, как на макро, так и на микроуровне; выявление возможных недоработок или нарушений в сфере финансов.

Контроль осуществляется государством, или негосударственными структурами (делится на аудиторский, общественный).

Его виды при этом могут быть различными, например, таможенными, налоговыми.

Формы финансового контроля могут различаться ещё по целому ряду признаков, например, по периоду осуществления контроль бывает текущим, предопределённым заранее, или запланированным на последующий период. По месту проведения его принято делить на камеральный или выездной, а по степени охвата – на сплошной и выборочный.

Финансовые цели

Почему финансовые, почему не денежные? Ответ тот же потому что это более универсальный термин позволяющий охватить не только статические цели в виде какой-то желаемой суммы в кошельке, но и цели в виде желаемого количества, например, ежемесячных поступлений.

А когда мы начинаем говорить про финансовые цели, то приходится затрагивать темы управления личных финансов, финансового планирования, финансовой грамотности, финансовой независимости, бюджетирования и, в последствии, даже об экономике. Но это очень обширные темы и про каждую из них можно посвятить не одну статью.

С уважением к вам и вашим финансам, Андрей.

Назначениеи роль финансов

Финансоваясоставляющая играет огромную роль в жизни государства. Функции, цели изадачи государства реализуются только при наличиифинансирования.

Не менее значима денежно-финансовая основа для бизнеса. Отношения всфере финансов – это основа бизнеса, а накопление денежных фондов -цель и смысл существования бизнеса.

Также денежно-финансовая составляющая лежит в основе существованиякаждого человека. Наши мечты, желания, быт, работа и т.д. существуютпри материальной поддержке.

Личные (семейные) финансы – это основа для:

  • достиженияпоставленных финансовых целей;
  • такойхарактеристики, как личноефинансовое состояние;
  • грамотного планированияв сфере финансов;
  • учеталичных финансов;
  • веденияличного (семейного) бюджета.

Определениепонятия финансы как экономической категории

Распределительная функция бюджета

Распределительная функция заключается в формировании и использовании централизованных фондов денежных средств в соответствии с уровнем власти соответствующего органа государственного или местного управления.

При помощи бюджетирования и фондов правительство властные органы могут регулировать хозяйственную и экономическую деятельность граждан и организаций, развитие различных отраслей промышленности и социальную сферу.

Иными словами, государство проводит накопительную политику в отношении денежных средств, чтобы впоследствии с их помощью удовлетворить общегосударственные нужды.

Эта функция основная.

История развития финансов

Финансы – историческая категория, поскольку они имеют стадию возникновения и развития. Они появились одновременно с возникновением государства и изменялись вместе с ним, поэтому сущность финансовой сферы деятельности и роль в процессе общественного воспроизводства определяются природой и функциями государства.

Во время первобытно-общинного строя не было классов, государства. При расслоении общества на классы появилось первое рабовладельческое государство, затем феодальное в докапиталистических формациях. Основная часть потребностей такого государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных платежей и сборов, а денежное хозяйство было развито только в армии. С развитием капитализма все большее значение приобретают денежные доходы и расходы государства, пришедшие на смену натуральным сборам. Капиталистическое хозяйство является товарно-денежным и, следовательно, формирование доходов государства осуществляется в денежной форме. Другими словами, финансы это всегда денежные отношения, в которых одним из субъектов выступает государство.

Впервые термин «финансы» появился в Италии в XIII–XV вв. и вначале обозначал «любой денежный платеж». Сегодня трудно назвать автора, который ввел в обиход этот термин.

Слово «финансы» происходит от латинского «financia» и означает «наличность, доход». Термин «финансы» восходит к латинскому «finis», означающему «конец, предел». В денежных отношениях, складывающихся между населением и государством в лице князя или короля, это слово означало завершение платежа, или окончательный платеж.

Во Франции этот термин применялся в XVI в. уже в более широком смысле как совокупность публичных доходов и расходов.

Несколько позднее как в русском, так и во всех западноевропейских языках, появился термин «публичные финансы», оно означало совокупность доходов и расходов.

От другого латинского слова «fiscus» произошел термин «fisc» («казна»). Этим словом в латинском языке называли плетеную корзину, в которую ссыпали деньги и материальные ценности, получаемые государством от населения в качестве налогов.

Таким образом, термин «fiscus» получил новое содержание и стал обозначать денежные и материальные ценности, которыми располагает государство.

На ранних стадиях развития государства не существовало разграничения между ресурсами государства и его главы.

Монархи располагали средствами страны как своей собственностью, и лишь с выделением казны и полным отделением ее от собственности монарха (XVI–XVII вв.) возникают понятия «государственные финансы» и «государственный бюджет».

Социально-экономические функции финансов на уровне предприятий

На уровне организаций каждая функция финансов является определяющей с точки зрения выживания фирмы

Именно поэтому финансовому менеджменту уделяется столь серьезное внимание, особенно в мультинациональных корпорациях

Социально-экономические функции финансов на уровне предприятий

Аккумулирующая функция проявляется в способности предприятий накапливать денежные средства за счет выручки, грамотно сохранять эти фонды. Предприятия споособны привлекать крупные средства путем эмиссии ценных бумаг: акций и облигаций. Помимо этого, фирмы способны формировать собственные денежные фонды за счет привлечения прямых или венчурных инвестиций. Также средством привлечения средств для предприятий является кредит. Если бы данные инструменты отсутствовали, фирмы были бы вынуждены развиваться исключительно за счет собственных средств, что замедлило бы рост как отдельных предприятий, так и экономики в целом. В данном примере проявляется как аккумулирующая, так и распределительная функции финансов.

Распределительная и перераспределительная функции проявляются в правильном вложении аккумулированных в результате операционной деятельности средств. Фирма должна решить, вкладывать ли деньги в производственные мощности, расширять ли сеть сбыта или инвестировать деньги в ценные бумаги. В зависимости от фазы экономического цикла, предприятие будет принимать различные решения на этапе распределения финансов.

Регулирующая функция позволяет бизнесу поддерживать в равновесии собственную структуру. Именно из-за стремления финансового состояния к оптимальности фирмы могут принимать решения о закрытии или реорганизации тех или иных подразделений, выходе на новые рынки, приоритетном финансировании одних проектов в ущерб другим. Особенно ярко это проявляется на примере матричных организаций, где финансирование проекта или продукта определяется его относительными преимуществами относительно других продуктов или проектов.

Стимулирующая функция финансов при грамотном корпоративном управлении позволяет повысить эффективность как отдельных сотрудников, так и целых подразделений. Менеджмент создает KPI (Key Performance Indicators, Ключевые Показатели Эффективности) для всех подразделений и сотрудников. При грамотной финансовой мотивации эффективность структурных подразделений повышается. Для топ-менеджмента и акционеров мотивирующим фактором являются дивиденды.

Контрольная функция финансов является критической для любой организации. Корректная организация учета, контроля и аудита позволяет фирмам контролировать издержки и избегать хищений и злоупотреблений на всех уровнях. Здесь важен как внутренний, так и внешний аудит, который проводится специализированными аудиторскими компаниям, в частности, компаниями большой четверки: Pricewaterhousecoopers, Ernst & Young, Deloitte, KPMG.

Страховые компании

Отдельно нужно подчеркнуть роль страхования. Страховые компании не только аккумулируют денежные средства на своих счетах за счет страховых взносов, но и вкладывают эти денежные фонды в экономику с целью извлечения прибыли от финансовой деятельности. Таким образом, страховые компании выступают в роли инвесторов и способствуют реализации накопительной, и перераспределительной функций. В поиске наиболее эффективных вложений и мониторинге за этой деятельностью выражаются стимулирующая и контрольная функции

Страховой рынок является важной частью финансовой системы как на государственном, так и на международном уровне

Финансовые рынки и услуги

В обществе принято разделять следующие финансовые услуги:

  1. Банковские услуги;
  2. Инвестиционно-банковские услуги;
  3. Страховые услуги;
  4. Лизинговые услуги;
  5. Факторинговые услуги;

Дадим ещё определения, без которых обзор темы финансов был бы не полным.

Финансовый рынок — это условное обозначение места для проведения торговли финансовыми активами, чаще всего имеется ввиду биржа.

Существуют следующие рынки:

  • Денежный рынок — процесс получения денег в кредит или наоборот открытие вклада. Другими словами, это рынок денег и обязательств.
  • Рынок ценных бумаг или фондовый рынок — торговля самыми популярными и ликвидными бумагами: акции, облигации, фьючерсы, опционы (нельзя назвать ценной бумагой, но его приобретение напрямую связано с поставкой реальных акций).
  • Рынок облигаций.
  • Валютный рынок.
  • Производный рынок (деривативы).
  • Рынок страхования.
  • Товарный рынок.
  • Сырьевой рынок.
  • Фьючерсный рынок.

Виды и разновидности финансов

Какие бывают виды финансов? В экономике существует такое понятие, как финансовые отношения. Они разделяются на группы, в зависимости от субъектов, которые принимают в них непосредственное участие.

Финансы бывают:

  • Государственные — то есть, все доходы и расходы государства. Например, школы, музеи, кинотеатры и театры, различные ВУЗы, техникумы, а также поликлиники и больницы и многие другие организации получают средства из бюджета.
  • Корпоративные — средства коммерческих организаций, главная цель которых — получить собственную выгоду от своей деятельности. Такие организации занимаются как реализацией конкретных товаров, так и различных рыночных услуг.
  • Общественные — здесь подразумеваются различные общественные организации, например, политические партии, благотворительные фонды и многие другие. Доходы в общую часть государственных средств от подобных общественных организаций поступают в виде различных членских взносов, даров и тому подобное. Так как это достаточно мелкая единица, то особой роли (как самостоятельные финансовые субъекты) они не играют.
  • Личные — к данной группе относят различные виды финансов населения. Основа таких доходов составляется из заработных плат, которые получают работоспособные члены общества. Также именно в эту группу относят пенсии и разные пособия. Последние выделяются из государственных средств, которые регулируются специальными финансовыми фондами.

Еще по теме 1.1. Экономическая сущность финансов:

  1. 1.1. Экономическая сущность финансов
  2. 1.1. Социально-экономическая сущность финансов
  3. 7.1. Экономическая сущность финансов
  4. Социально-экономическая сущность финансов, их роль в расширенном воспроизводстве
  5. Социально-экономическая сущность и функции финансов домашнего хозяйства
  6. 6.1. Экономическая сущность финансов и их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства
  7. ГЛАВА 1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ ОРГАНИЗАЦИЙ.
  8. Тема 1. Социально-экономическая сущность финансов и финансовых отношений
  9. 1. Социально-экономическая сущность финансов, их признаки.
  10. 1. Социально-экономическая сущность финансов, их признаки.
  11. Тема 1. Сущность финансов как экономической категории Функции финансов
  12. 1 Социально-экономическая сущность финансов
  13. 1.2. Социально-экономическая сущность финансов. Функции финансов.
  14. 1.2. Социально-экономическая сущность финансов.
  15. 2. Социально-экономическая сущность и необходимость финансов
  16. Тема 2.1 Социально-экономическая сущность финансов и их функции в условиях рыночной экономики
  17. Введение. 5 Глава 1. Содержание финансов и основы управления системой финансов 8 1.1. Экономическая сущность финансов. 8 1.2. Структура финансовой системы России. 15 1.3. Реализация финансовой политики как главная цель управления финансами 22 Контрольные вопросы к главе 1. 37 Глава 2. Место и роль бюджетной системы в финансовой системе страны 38 2.1. Становление и развитие бюджетной системы в России. 38 2.2. Роль бюджета в социально-экономическом развитии страны 47 2.3. Основы современного бюджетного устройства в России. 57 2.4. Законодательное регулирование бюджетных правоотношений 72 2.5. Государственные внебюджетные фонды.. 76 Контрольные вопросы к главе 2. 79 Глава 3. Межбюджетные отношения. 80 3.1. Межбюджетные отношения и бюджетный федерализм 80 3.2. Формирование системы межбюджетных отношений в России. 86 3.3. Основы межбюджетного выравнивания в России. 91 3.4. Характеристика межбюджетных трансфертов. 94 Контрольные вопросы к главе 3. 107 Глава 4. Доходы бюджетов бюджетной системы РФ.. 108 4.1. Сущность и виды доходов бюджетов. 108 4.2. Доходы федерального бюджета. 115 4.3. Особенности формирования доходов бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований. 117 4.4. Проблема рационализации структуры доходов бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ.. 122 Контрольные вопросы к главе 4. 125 Глава 5. Расходы бюджетов бюджетной системы РФ.. 126 5.1. Сущность расходов бюджетов и их роль в макроэкономическом регулировании. 126 5.2. Структура расходов бюджетов бюджетной системы РФ 129 5.3. Особенности осуществления программно-целевого бюджетного финансирования 145 Контрольные вопросы к главе 5. 149 Глава 6. Сбалансированность бюджетов бюджетной системы РФ.. 150 6.1. Сущность и причины возникновения бюджетного дефицита 150 6.2. Источники финансирования дефицита бюджета в России. 153 6.3. Государственный и муниципальный долг. 157 Контрольные вопросы к главе 6. 161 Глава 7. Бюджетный процесс в Российской Федерации. 163 7.1. Участники бюджетного процесса и их полномочия. 163 7.2. Составление проектов бюджетов бюджетной системы РФ.. 167 7.3. Рассмотрение и утверждение бюджетов бюджетной системы РФ 171 7.4. Исполнение бюджетов бюджетной системы РФ.. 175 7.5. Внешняя проверка бюджетной отчетности. 181 Контрольные вопросы к главе 7. 184 Список литературы.. 185 Приложения. 192 ВВЕДЕНИЕ
  18. 1.1. Экономическая сущность финансов
  19. Социально-экономическая сущность и функции финансов домашних хозяйств в рыночной системе хозяйствования

Регулирующая функция

Регулирующая функция

Регулирующая функция сопряжена с действиями государства, направленными на интервенцию его влияния в производственные процессы посредством финансовых инструментов:

  • налоговая система, которая может как снижать налоги, так и увеличивать их, стимулируя, таким образом, деятельность предпринимателей;
  • госрасходы, которые стимулируют организации и их штат выпускать конкретные товары и услуги, и различные социальные пособия, выравнивающие доходы различных слоев общества;
  • принятие определенного законодательства, конкретных типов деятельности в экономике, возможно даже запрет каких-либо из существующих;
  • регулирование цен, установление «ценового потолка» для определенных товаров и услуг, что исключить установление монополии.

Данная функция отражает, как и в каких направлениях идут распределения денег, в какой пропорции создаются отрасли и их территориальное распространение, скорость развития экономики.

Воздействие регулирования соотносится с контролем экономики государством и выражается в управлении общими потребностями через госзакупки, госкредит, смену системы налогообложения.

Как управлять финансами?

Государством разработана целая финансовая структура для того, чтобы грамотно распределять и управлять капиталом. Любое управление финансами можно охарактеризовать следующими параметрами: активы и пассивы. Именно правильное распределение и управление государственным и бюджетным капиталом или личными средствами помогает сокращать необходимые расходы и соответственно сильно увеличить прибыльность и доходность.

Для того, чтобы наилучшим образом распределять средства, должны быть четко представлены планы по финансированию и намечены определенные цели, которых нужно достичь. К активам относятся все ежемесячные доходы, к пассивам — расходы. Нужно неукоснительно соблюдать их баланс, чтобы активы были всегда выше, чем пассивы. Только в таком случае, бюджет будет положительным.

Управление финансами — это целая наука, которую должен знать не только государственный служащий, но и простой гражданин. Зачем? Чтобы самостоятельно и грамотно управлять собственными средствами. Любой семейный бюджет также имеет свои активы и пассивы. Поэтому законы финансирования актуальны не только на государственном уровне, но и для конкретного гражданина.