Система финансов: сущность и структура

Содержание

Государственные органы, участвующие в управлении и контроле финансовой системы

Стратегическое управление финансами выполняют высшие органы государственной власти. Они также руководят финансовой политикой государства, выделяют национальные проекты для развития государства и общества, утверждают финансовое законодательство. В РФ стратегическое управление осуществляется при помощи Федерального собрания (Совет Федерации и Государственная дума), Президента РФ, Правительства и других органов.

Политический лидер или Президент РФ обладает правом законодательной инициативы, устанавливает регламент деятельности финансовой системы.

Федеральное собрание обладает также законодательной инициативой, утверждает федеральные законы, в том числе и финансовые. Здесь рассматривается федеральный бюджет и бюджет государственных фондов. Утверждается отчет об исполнении федерального бюджета.

На сегодняшний день в управлении финансами играют роль также:

  1. Счетная Палата РФ.
  2. Центральный банк РФ.
  3. Министерство экономического развития РФ (Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральная служба государственной статистики).
  4. Региональные финансовые органы (региональные министерства финансов).
  5. Местные финансовые органы (финансово бюджетные управления).
  6. Финансовые отделы предприятий.

Роль и место финансов предприятий в финансовой системе

Роль и место финансов предприятий в общей системе финансов определяются их сущностью. Финансы предприятий являются основой финансовой системы, так как именно они охватывают важнейшую часть всех денежных, распределительных отношений в стране, к которым относятся финансовые отношения в сфере общественного производства, где создаются валовый внутренний продукт и национальный доход – основные источники формирования финансовых ресурсов страны. Без финансов предприятий не могут существовать другие звенья и элементы финансовой системы, в первую очередь, бюджет, а, следовательно, и бюджетные учреждения и другие некоммерческие предприятия. С помощью распределительной функции финансов предприятий образуются доходы и накопления самих предприятий, большей части населения и государства.

Главное, базовое место финансов предприятий объясняется тем, что именно посредством финансов предприятий образуется наибольшая часть доходов бюджета и внебюджетных фондов, а также населения. С помощью распределительной функции финансов предприятий формируются их фонды, доходы и накопления, а также временно свободные денежные средства, которые впоследствии перераспределяются на финансовом рынке.

На уровне государства с помощью финансов предприятий формируются бюджеты (федеральный и субъектов федерации), а также местные бюджеты, являющиеся главными источниками ресурсов, направляемых на социально-экономическое развитие страны и е. территорий. Посредством распределительной функции финансов предприятий формируются и внебюджетные фонды, в первую очередь государственные социальные внебюджетные фонды, средства которых направляются на удовлетворение различных социальных потребностей населения.

На уровне предприятия с помощью финансов формируются, распределяются и используются разнообразные децентрализованные фонды денежных средств, как производственного, так и социального назначения, доходы и накопления, без которых невозможно осуществление воспроизводственного процесса.

На уровне трудовых коллективов благодаря финансам предприятий обеспечивается формирование и распределение фонда оплаты труда, материальное стимулирование работников, обеспечение развития социальной и жилищно-хозяйственной инфраструктуры.

Таким образом, роль финансов предприятий велика как на макро-, так и на микроуровне, а также на уровне трудовых коллективов предприятий. От состояния финансов предприятий в основном зависят объёмы формируемых финансовых ресурсов, уровень удовлетворения социально-экономических потребностей общества, финансового положения страны

Важной является роль финансов предприятий в обеспечении сбалансированного развития экономики, достижения оптимальных пропорций распределения валового внутреннего продукта и национального дохода, обоснованного соотношения между материальными и денежными фондами

Что такое финансы?

Понятие финансов очень важно для экономической структуры. Любые денежные средства — это особый ресурс, причем довольно дефицитный

Поэтому финансисты должны уметь их сохранять, формировать и грамотно расходовать. Финансовая система — это такая специфическая структура, которая позволяет именно формировать, а также расходовать денежные средства за определенный период времени. На первоначальном этапе, при создании любого государства, данная наука относилась только к категории доходов и расходов одного лишь государства. Их распределяли на содержание армии, социальную помощь гражданам, соблюдение границ, административный и судебный аппарат и так далее.

В современном мире, понятие финансов стало более многогранным. Любой госдоход формируется из налоговых отчислений, которые выплачивают граждане. Поэтому финансы можно рассматривать, как совокупность абсолютно всех денежных поступлений, которые находятся в полном распоряжении любого государства (какой-либо организации или предприятия, возможно, частного лица, индивидуума). Управление, формирование, контролирование и использование данных средств находится в ведении соответствующих министерств.

Фонды

Это следующий неотъемлемый элемент, который включает в себя финансовая система РФ. В процессе перехода к рыночным условиям были сформированы такие социальные внебюджетные фонды, как:

  1. Соцстрахования.
  2. Пенсионный.
  3. ОМС.

Указанные фонды выступают в качестве федеральной собственности, однако функционируют как самостоятельные институты. Они имеют определенное целевое назначение. Оно выражается в финансировании социальных услуг, которые предоставляются гражданам. Кроме того, формируются фонды хозяйственного назначения. Их средства используются в финансировании потребностей страны при решении экономических задач.

Ответственность за управление финансами предприятия (финансовый менеджмент)

Построение работы финансовой службы, подбор квалифицированных специалистов и мониторинг за процессом и результатами их деятельности — ключевые обязанности любого руководителя. Внедрением системы финансового менеджмента в компании, как правило, занимается специальное подразделение, которое может быть представлено либо одним сотрудником, либо полноценным отделом. Во главе такой финансовой службы стоит собственный руководитель. Исходя из размеров организационной структуры и отраслевой специфики предприятия функции финансового управления могут быть распределены между несколькими подразделениями. В российской и зарубежной практике функции финансового менеджмента разделены между следующими руководителями:

  • финансовый директор отвечает за составление и реализацию бюджетной политики, а также за контроль использования собственных и заёмных ресурсов компании.
  • главный бухгалтер контролирует и учитывает ресурсы компании и их источники.
  • генеральный директор формулирует финансовую стратегию, разрабатывает финансовую политику предприятия.

Такое разделение функций по управлению финансами между различными подразделениями предполагает разграничение сфер ответственности и организацию их скоординированной деятельности.

В нашей стране и за рубежом подходы к организации деятельности финансовых служб отличаются. В западных компаниях бухгалтерия и финансовый отдел напрямую подчиняются финансовому директору, который отчитывается перед генеральным директором. В России традиционно бухгалтерия в лице главного бухгалтера подчиняется сразу генеральному директору.

В дальнейшем в зависимости от потребностей компании в её организационной структуре создаются дополнительные финансовые подразделения, которые подчиняются либо главному бухгалтеру, либо финансовому директору. Выбор модели организации финансовой службы осуществляется компанией самостоятельно.

Традиционно должностные обязанности в сфере планирования и управлениями финансами предприятия разграничиваются между руководителями следующим образом.

  1. Генеральный директор занимается организацией работы финансовой службы. Он нанимает и освобождает от должности руководителей финансовых подразделений, обеспечивает стратегическое управление финансами предприятия, формулирует направления проведения финансового менеджмента, контролирует достижение ключевых показателей деятельности, несёт ответственность за правильность оформления налоговых документов и своевременность их предоставления в налоговые органы.
  2. Финансовый директор берет на себя задачу финансового прогнозирования и планирования. Он организует оперативное управление финансами предприятия: анализирует отчётность, принимает решение о размерах выплачиваемых дивидендов, анализирует потребность в заемных ресурсах и условия их получения, следит за платёжной дисциплиной и ликвидностью организации. Также в обязанности финансового директора входит проведение инвестиционной политики компании (анализ инвестиционных проектов, определение сроков окупаемости и рентабельности, поиск источников финансирования), организация страхования от различных видов рисков, управление запасами (расчёт их норм и нормативов в производстве), валютными ценностями и финансовыми инструментами компании.
  3. Главный бухгалтер занимается выполнением следующих должностных обязанностей: анализирует расходы и доходы компании, ведет бухгалтерский учет и учет расходов, подготавливает необходимые данные для формирования отчётности компании в соответствии с требованиями ПБУ, отвечает за нарушение сроков уплаты налогов и сборов, организует краткосрочное финансовое планирование на предприятии.

Главные направления управления финансовыми потоками предприятия в кризис

Обеспечение достаточности денежных средств

Рассчитать оптимальный для предприятия объём свободных денежных средств можно с помощью различных методов.

  1. Уточненный метод. Базируется на плановых значениях объемов производства и реализации продукции. Исходя из размеров выручки и дебиторской задолженности контрагентов рассчитывается поступление денежных средств на расчетный счет (или в кассу) компании.
  2. Укрупненный метод. Используются фактические данные по выручке за предыдущие периоды, на их основе рассчитываются средние показатели, значения которых применяют для прогнозирования объемов денежных средств.
  3. Экспресс-метод. На основе средних значений выручки за фактический период рассчитываются плановые показатели. Это достаточно упрощенный метод, который применим при управлении финансами малого предприятия.

Потребность в денежных средствах определяется по следующей формуле Дпл = (ОПпл: ОПср)*Дср – Апол + Апол.ср, где

  • Дпл — плановый объём выручки от продажи товаров, работ, услуг;
  • Дср — средняя выручка, рассчитанная на основе фактических значений за предыдущие периоды;
  • ОПпл — объём товаров, отгруженных покупателям со склада предприятия;
  • ОПср — средний объём товаров, отгруженных покупателям со склада предприятия, рассчитанный на основе фактических значений за предыдущие периоды;
  • Апол — полученные от контрагентов авансовые платежи в плановом периоде;
  • Апол. ср. — средний размер авансовых платежей от клиентов, рассчитанный на основе фактических значений за предыдущие периоды.

Все показатели измеряются в денежном выражении (в рублях).

Экономия на текущих затратах предприятия

Главная цель финансового менеджмента в условиях кризиса – сокращение расходов, управление дебиторской и кредиторской задолженностью. Это достигается путём использования предоплаты по контрактам с покупателями и работы с проблемными, просроченными обязательствами.

Реструктуризация кредиторской задолженности предприятия

Последствия экономических кризисов затрагивают всех игроков рынка. Поэтому и компании, и банки заинтересованы в своевременном погашении как основного долга по кредиту, так и процентов по нему. Достичь этого позволяет реструктуризация долга, которая предоставляет заемщику более выгодные условия погашения, а банку – сохраняет возможность получения процентных доходов по изначально сомнительному кредиту.

Отличительные черты реструктуризации:

  1. изменение сроков погашения кредита (как правило, среднесрочные кредиты трансформируются в долгосрочные);
  2. уменьшение ежемесячных платежей (за счет изменения сроков и процентных ставок);
  3. списание части долга (при согласии банка);
  4. предоставление беспроцентной отсрочки на погашение (так называемый льготный период).

Управление дебиторской задолженностью

Управление финансами предприятия в условиях нестабильной экономической ситуации требует грамотного управления её дебиторской задолженностью. Главная цель – ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности, то есть максимально быстрое её погашение покупателями. Это возможно за счет тщательного предварительного анализа платёжеспособности клиентов, использования авансовой системы оплаты или полной предоплаты до отгрузки продукции.

Реструктуризация предприятия

Реструктуризация компании обычно рассматривается как последний выход из сложившейся неблагоприятной для компании ситуации. Это связано с тем, что данный инструмент антикризисного управления достаточно трудоёмкий. Суть реструктуризации состоит в изменении организационной структуры и организационно-правовой формы компании путём слияния, поглощения или присоединения к другой организации.

Финансовая политика. Субъекты финансовых отношений

В нашей экономической литературе в широком плане под финансовой политикой было принято понимать единство объективного и субъективного. Объективная сторона заключается в том, что политика строится в соответствии с требованиями экономических закономерностей. Отсюда следует, что успех проведения финансовой политики во многом зависит от познания, выявления экономических закономерностей. Вместе с тем политика всегда субъективна, так как реализуется людьми, их волей и усилиями.

Финансовая политика – это совокупность мероприятий государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства. В этом случае объективные моменты выступают базовыми при построении финансового законодательства; субъективные – это действия людей по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на реализацию стратегических целей, специализированных программ и на осуществление текущей народнохозяйственной деятельности.

В условиях кризиса финансовая политика, с одной стороны, направлена на остановку спада производства, а также на стимулирование его развития, на концентрацию финансовых ресурсов для их вложения в приоритетные отрасли экономики; с другой – на сдерживание социальных программ, сокращение расходов на оборону и т. д.

При переходе экономики от кризисного к состоянию устойчивого развития направление финансовой политики изменяется. Определяющим условием становится достижение устойчивого общеэкономического равновесного развития.

Субъектами (носителями) финансовых отношений являются государства, предприятия, фирмы, учреждения, организации, отрасли экономики, районы страны и отдельные граждане. Связи, возникающие между ними по поводу формирования и использования фондов денежных средств, через соответствующие институты выступают в виде финансовых отношений. Эти отношения складываются в виде групп отношений:

  • между государством и местными органами;
  • между государством и предприятиями;
  • между фирмами;
  • между фирмами и банками;
  • между государством и общественными организациями;
  • между государством и населением.

Финансовые отношения охватывают систему платежей в госбюджет и различные фонды государственных организаций; взаимные платежные обязательства, осуществляемые на основе договоров между фирмами; отношения между предприятиями и банками по поводу получения и использования кредитов; отношения между государством и населением, связанные с получением различного рода трансфертных выплат, с реализацией займов, с организацией розыгрышей по лотерейным билетам и т. д.

Как строится антикризисное управление финансами предприятия

Профессиональное управление финансами в нестабильных условиях рынка – залог успешной работы компании и дальнейшего ее развития.

В кризис многие организации испытывают значительные трудности в процессе работы, так как вынуждены искать решение противоречивых вопросов. Так, с одной стороны, у организации есть обязательства по погашению задолженности перед кредиторами (банками и контрагентами). С другой стороны, компания остро нуждается в денежных ресурсах для поддержания своей деятельности и генерации прибыли. На одной чаше весов оказывается возможность развития предприятия, на другой – возможные убытки, связанные с выплатой пени по просроченной задолженности. В результате большинство компаний принимают решение не портить свою деловую репутацию и кредитную историю и приостанавливают реализацию инвестиционных программ по причине отсутствия финансирования.

По оценкам специалистов, ошибки в управлении финансами в условиях кризиса могут привести к перерасходу бюджета компании на треть. Это может быть связано с тем, что расходы предприятия не были вовремя и правильно урезаны. Другая причина – отсутствие системы планирования и контроля, интуитивное использование полученной прибыли, без оценки последствий применяемых решений.

На каких принципах строится управление финансами в условиях кризиса

Ранняя диагностика кризисных явлений в финансовой деятельности организации

С целью предупреждения развития неблагоприятных ситуаций и возникновения риска банкротства очень важно проводить мониторинг финансового состояния компании, а также следить за развитием событий в экономической и политической сфере общества. Прогнозирование влияния мировых кризисов на деятельность организации позволит принять необходимые меры заранее и избежать негативных последствий.
Срочность реагирования на кризисные явления

В условиях кризиса большое значение получает оперативное управление финансами предприятия. Финансовой службе в лице финансового директора или главного бухгалтера необходимо быстро принимать управленческие решения: сокращать расходы, замораживать инвестиционные проекты, добиваться возврата дебиторской задолженности от контрагентов и др. Это даёт компании конкурентные преимущества перед другими игроками рынка.
Адекватность реагирования организации на степень реальной угрозы ее финансовому равновесию. Комплекс антикризисных мероприятий, применяемых финансовым менеджером, должен соответствовать определённым требованиям: взвешенность (учет внутренних и внешних факторов), сопоставимость.
Полная реализация внутренних возможностей выхода организации из кризисного состояния. Нестабильность экономической ситуации в условиях кризиса объясняет необходимость использования преимущественно собственных ресурсов для финансирования деятельности компании. Привлечение заемных средств (например, банковских кредитов) может повысить риски потери платёжеспособности и ликвидности организации.

Виды и разновидности финансов

Какие бывают виды финансов? В экономике существует такое понятие, как финансовые отношения. Они разделяются на группы, в зависимости от субъектов, которые принимают в них непосредственное участие.

Финансы бывают:

  • Государственные — то есть, все доходы и расходы государства. Например, школы, музеи, кинотеатры и театры, различные ВУЗы, техникумы, а также поликлиники и больницы и многие другие организации получают средства из бюджета.
  • Корпоративные — средства коммерческих организаций, главная цель которых — получить собственную выгоду от своей деятельности. Такие организации занимаются как реализацией конкретных товаров, так и различных рыночных услуг.
  • Общественные — здесь подразумеваются различные общественные организации, например, политические партии, благотворительные фонды и многие другие. Доходы в общую часть государственных средств от подобных общественных организаций поступают в виде различных членских взносов, даров и тому подобное. Так как это достаточно мелкая единица, то особой роли (как самостоятельные финансовые субъекты) они не играют.
  • Личные — к данной группе относят различные виды финансов населения. Основа таких доходов составляется из заработных плат, которые получают работоспособные члены общества. Также именно в эту группу относят пенсии и разные пособия. Последние выделяются из государственных средств, которые регулируются специальными финансовыми фондами.

Классификация и структура финансов на примере РФ

По признаку субъекта экономических отношений финансы в Российской Федерации (РФ) бывают:

    • государственные;
    • общественные;
    • частные;
    • личные.

Государственные финансы

К этой категории относятся все средства, находящиеся в бюджетах разных уровней и государственных фондах. Их условно можно разделить на федеральные и региональные.Федеральные финансы — это совокупность денежных средств, право распоряжаться которыми принадлежит органам общефедерального уровня. Их основу составляют:

  • Бюджет РФ — основное звено системы, через которое распределяются все ресурсы.
  • Пенсионный фонд — средства, за счет которых выплачивается пенсия по старости и социальным обстоятельствам.
  • Фонд социального страхования — денежные ресурсы, направляемые на социальную поддержку людей в случае наступления нетрудоспособности, тяжелых семейных обстоятельств и так далее.
  • Государственные кредиты — это совокупность выданных и взятых займов (внешних и внутренних).
  • Золотовалютные резервы (ЗВР) — это активы, которые в случае необходимости могут быть направлены на финансирование бюджетного дефицита. К ним относятся: золото, серебро, платина, драгоценные монеты и иностранная стабильная валюта.

Региональные финансы — это средства, которыми имеют право распоряжаться органы субъектов РФ. Здесь можно отметить следующие составные элементы:

  • Региональные бюджеты — ключевой инструмент регулирования экономической и социальной политики на “местах”.
  • Территориальные фонды социального страхования.
  • Средства муниципальных предприятий.

Рис. 3. Схема построения бюджетной системы Российской Федерации

Общественные финансы

Под этим термином в контексте представленной классификации выступают фонды, формируемые посредством добровольных отчислений. Это могут быть:

  • благотворительные организации, с помощью которых оказывается срочная помощь нуждающимся;
  • профсоюзы, живущие за счет взносов членов;
  • саморегулируемые организации, на которые государство перекладывает часть надзорных функций;
  • различные кооперативы.

Особенность этой формы финансов заключается в том, что у них нет конкретного хозяина, то есть их нельзя отнести к госсобственности, но и частными они тоже не являются.

Частные финансы

К данной категории относятся денежные средства организаций и предпринимателей, то есть можно сказать, что они в полной мере соответствуют форме собственности. Если в рассмотренных ранее случаях финансы выполняли роль своеобразного регулятора, при помощи которого балансируется развитие общества, достигаются глобальные цели или поддерживаются нуждающиеся, то в случае с частным сектором главная их задача сводится к извлечению прибыли.

Личные финансы

Этот раздел достаточно субъективный, поскольку очень часто между личными финансами и другими классификационными группами проходит тонкая грань. Например, если человек зарегистрирован как ИП, какую часть средств можно отнести к личным денежным средствам, а какую к “частным”? Или еще такой вопрос — можно ли считать личными финансами (активом) плату за страховку, которая потом покрывает расходы на медицинские услуги (то есть возвращается), или для физического лица это невосполнимый расход?Тем не менее есть такие категории, которые, без сомнения, можно отнести к личным финансам, это:

  • наличные деньги;
  • вклады и депозиты в банках;
  • индивидуальные инвестиционные счета;
  • ценные бумаги (акции, облигации, паи);
  • с некоторым допущением сюда можно включить ликвидный антиквариат и драгоценности, так как это тоже инвестиции.

Рис. 4. Функции финансов

Система финансов. Отличие системы финансов от финансовой системы

Система финансов – это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, направленных на эффективное формирование государством
денежных фондов и на их эффективное использование.

Система финансов включает три звена: общегосударственные финансы, местные финансы, финансы государственных предприятий
и организаций.

Общегосударственные финансы — важнейшее звено системы финансов, состоящее из:

– государственного бюджета — главного централизованного фонда страны. Посредством государственного бюджета государство мобилизует
и перераспределяет значительную часть финансовых ресурсов страны. Здесь сконцентрированы все основные (крупнейшие)
источники доходов и расходов государства.
– государственного кредита, как источника финансирования дефицита госбюджета.
– государственных внебюджетных фондов.

Местные финансы – состоят из местных бюджетов, местных внебюджетных фондов и системы местных займов.

Финансы предприятий — третье звено системы финансов. Сюда попадают только предприятия государственной и муниципальной форм
собственности так, как только здесь проявляются все признаки и функции финансов.

Выше перечисленные звенья системы финансов играют различную роль (значимость) в общественном воспроизводстве
и экономической системе в целом.

Понятие «система финансов» следует отличать от финансовой системы.

Финансовая система – это совокупность конкретных финансовых органов и институтов, призванных на практике осуществлять
реализацию государственной финансовой политики. В финансовую систему России входят Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная служба
казначейства, Федеральная налоговая служба и др.

Финансовые органы от лица государства осуществляют управление финансами — целенаправленно
воздействуют на финансовые отношения. Стратегическое управление финансами традиционно осуществляют
высшие органы власти и управления — аппарат (администрация) Президента, парламент, правительство страны.
Текущее управление финансами осуществляет финансовый аппарат государства — Министерство финансов, местные финансовые органы и др.

дотация — безвозмездная финансовая помощь вышестоящего
бюджета нижестоящему;
субвенция — безвозмездная целевая помощь вышестоящего бюджета нижестоящему, осуществляемая под
контролем вышестоящего бюджета;
субсидия – долевое участие вышестоящего бюджета в финансировании расходов нижестоящего;
бюджетная ссуда – финансовая помощь одного бюджета другому на условиях возвратности,
срочности, платности.