Урок 3. финансовая система и финансовые организации

Содержание

Финансы — это искусство или наука?

Короткий ответ на этот вопрос — и то, и другое. Финансы, как область исследований и область бизнеса, безусловно, имеют сильные корни в смежных научных областях, таких как статистика и математика.

Более того, многие современные финансовые теории оперируют сложными математическими формулами.

Современные финансовые теории, такие как модель Блэка-Шоулза, в значительной степени опираются на законы статистики и математики, существующие в науке; само их создание было бы невозможным, если бы наука не заложила первоначальный фундамент.

Кроме того, теоретические конструкции, такие как модель ценообразования капитальных активов (CAPM) и гипотеза эффективного рынка (EMH, от англ. Efficient Market Hypotesis), пытаются логически объяснить поведение фондового рынка в бесстрастной, полностью рациональной манере, полностью игнорируя такие элементы, как рыночные настроения и настроения инвесторов.

И хотя эти и другие научные достижения значительно улучшили повседневную работу финансовых рынков, история изобилует примерами, которые, по-видимому, противоречат представлению о том, что финансы ведут себя в соответствии с рациональными научными законами.

Человеческий фактор страха также сыграл свою роль (причину резкого падения фондового рынка часто называют «паникой»).

Послужной список инвесторов показал, что рынки не вполне эффективны и, следовательно, не вполне научны.

Настроения инвесторов, по-видимому, слабо зависят от погоды, причем общий рынок обычно становится более бычьим, когда погода преимущественно солнечная.

Из года в год наблюдается так называемый «эффект января», когда цены на акции падают ближе к концу одного календарного года и растут в начале следующего.

Некоторым инвесторам (в частности, Уоррену Баффету, уже долгие годы не выпадающему из первой «десятки» списка миллиардеров Форбс, чье богатство в основном строилось на долгосрочных инвестициях в акции) удавалось стабильно опережать рынок в течение длительного периода.

Длительное превосходство нескольких избранных инвесторов, таких как Баффетт, дискредитирует гипотезу эффективного рынка и заставляет некоторых финансистов верить, что для того, чтобы быть успешным инвестором в акции, нужно понимать цифры, отражающие ключевые экономические показатели бизнеса, и постичь искусство подбора перспективных акций.

Что такое финансы?

Понятие финансов очень важно для экономической структуры. Любые денежные средства — это особый ресурс, причем довольно дефицитный

Поэтому финансисты должны уметь их сохранять, формировать и грамотно расходовать. Финансовая система — это такая специфическая структура, которая позволяет именно формировать, а также расходовать денежные средства за определенный период времени. На первоначальном этапе, при создании любого государства, данная наука относилась только к категории доходов и расходов одного лишь государства. Их распределяли на содержание армии, социальную помощь гражданам, соблюдение границ, административный и судебный аппарат и так далее.

В современном мире, понятие финансов стало более многогранным. Любой госдоход формируется из налоговых отчислений, которые выплачивают граждане. Поэтому финансы можно рассматривать, как совокупность абсолютно всех денежных поступлений, которые находятся в полном распоряжении любого государства (какой-либо организации или предприятия, возможно, частного лица, индивидуума). Управление, формирование, контролирование и использование данных средств находится в ведении соответствующих министерств.

Повседневный вид личных финансов

Данный вид личных финансов используется для учета и управления уровнем потребления через повседневные расходы и доходы. Он понятен по своей сути и в его применении редко возникают сложности. Для того чтобы отнести финансовый поток к данному виду, достаточно проанализировать его на предмет возвратности. Если произведенный расход не подлежит возврату спустя определенный промежуток времени, то он относится к повседневному. Другими словами, все невозвратные доходы и расходы попадают в категорию повседневных личных финансов.

Повседневные доходы

К повседневным доходам относится входящие денежные потоки. Как правило, они делятся на такие категории как зарплата, проценты по депозитам, пенсии и пособия, доходы от сдачи имущества в аренду, дивиденды от участия в коммерческих организациях и прочие доходы. Получая данные доходы, мы не беспокоимся о том, что их нужно будет вернуть обратно через какое-то время и используем их по своему усмотрению.

Выделение повседневных доходов в качестве отдельного вида личных финансов играет важную роль в формировании отчетов для управления деньгами и финансового планирования. Данные доходы с одной стороны выступают источником формирования капитала, с другой служат ресурсом для повседневных расходов. Контроль их распределения определяет темпы роста материального благосостояния и уровень потребления.

Повседневные расходы

К повседневным расходам относятся все траты, сделанные с целью потребления товаров и услуг. Обычно они распределяются между такими категориями, как расходы на продукты, транспорт, одежду, аренду квартиры, выплату процентов по кредиту и т.д. Используя принцип проверки на возвратность, к данному виду расходов можно отнести все платежи, сделанные на основе, не предусматривающей обратного поступления денежных средств.

Повседневные расходы можно условно разделить на обязательные и дополнительные. Их пропорции зависят от выбранного варианта личного бюджета и уровня доходов. Правильный выбор способов управления и балансировка повседневных личных расходов в разных категориях позволяет правильно расставлять приоритеты в экономии и дополнительном потреблении без негативного влияния на долгосрочные цели роста финансового благополучия.

Лучшее приложение для планирования и контроля личных финансов.

Государственные финансы

Федеральное правительство помогает предотвратить обвал рынка, контролируя распределение ресурсов, распределение доходов и стабилизацию экономики.

Регулярное финансирование этих программ обеспечивается главным образом за счет налогообложения.

Заимствования у банков, страховых компаний и других правительственных институтов и получение дивидендов от своих компаний также помогают финансировать федеральное правительство.

Государственные и местные органы власти получают субсидии и помощь от федерального правительства.

К другим источникам государственных финансов относятся

  • таможенные сборы;
  • штрафы за те или иные нарушения законов;
  • доходы от лицензий и сборов, например за вождение автомобиля;
  • продажа государственных ценных бумаг и выпуск облигаций.

Управление личными финансами разных видов


Отчет о доходах и расходах

Для управления личными финансами разных видов используются разные финансовые отчеты. Для контроля повседневных финансов используется отчет о доходах и расходах. Данный отчет показывает суммы по разным категориям, а также позволяет провести план/факт анализ, чтобы сравнить данные относительно бюджета.  Итоговая прибыль, которая складывается как разница между доходами и расходами, накопленным итогом переходит в капитальный вид личных финансов.


Балансовый отчет

Для управления капиталами и имуществом используется балансовый отчет. Он хорошо подходит для контроля структуры капитала и имущества. Данный отчет состоит из двух частей. Вверху находится раздел активов, в котором отражается имущество. Нижняя часть показывает источники финансирования, которыми являются прибыль, кредиты и займы.        

Баланс и отчет о доходах и расходах взаимосвязаны между собой. При росте доходов, растет прибыль и увеличивается баланс активов. Когда берется кредит, растут расходы на его обслуживание, как следствие прибыль уменьшается, а вместе с ней и сумма активов. Для эффективного управления личными финансами различных видов нужно регулярно повышать уровень финансовой грамотности.

Публичные финансы

Публичные (централизованные) финансы — система формирования и использования фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения деятельности государственных и муниципальных органов власти. Публичные финансы включают государственные финансы и муниципальные финансы.

Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также государственным и муниципальным кредитом.

Государственные финансы. Бюджетная система Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом РФ состоит из бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней (федерального, регионального и муниципального).

Муниципальные финансы. Управление публичными финансами осуществляется через систему органов власти на всех уровнях государственного устройства. В Российской Федерации — это федеральные органы власти, органы власти субъектов Российской Федерации и муниципальные органы власти.

Недостатки финансового рынка

Здесь мы видим некоторые недостатки финансового рынка.

Слишком большое количество формальностей со стороны регулирующих органов может сделать весь процесс длительным.
Иногда компании не могут позволить себе выйти на финансовый рынок из-за строгих правил и положений. Они не могут настроить ресурсы, которые нуждаются в постоянном мониторинге и процедуре проверки соответствия.
Инвесторы могут потерять свои деньги из-за отсутствия информации или из-за незнания.
Компании могут стать более ориентированными на прибыль, чем на инвесторов

Очень важно, чтобы Совет директоров принимал решения с учетом всех заинтересованных сторон и избегал использования денег инвесторов для получения собственной прибыли.

Классификация и структура финансов на примере РФ

По признаку субъекта экономических отношений финансы в Российской Федерации (РФ) бывают:

    • государственные;
    • общественные;
    • частные;
    • личные.

Государственные финансы

К этой категории относятся все средства, находящиеся в бюджетах разных уровней и государственных фондах. Их условно можно разделить на федеральные и региональные.Федеральные финансы — это совокупность денежных средств, право распоряжаться которыми принадлежит органам общефедерального уровня. Их основу составляют:

  • Бюджет РФ — основное звено системы, через которое распределяются все ресурсы.
  • Пенсионный фонд — средства, за счет которых выплачивается пенсия по старости и социальным обстоятельствам.
  • Фонд социального страхования — денежные ресурсы, направляемые на социальную поддержку людей в случае наступления нетрудоспособности, тяжелых семейных обстоятельств и так далее.
  • Государственные кредиты — это совокупность выданных и взятых займов (внешних и внутренних).
  • Золотовалютные резервы (ЗВР) — это активы, которые в случае необходимости могут быть направлены на финансирование бюджетного дефицита. К ним относятся: золото, серебро, платина, драгоценные монеты и иностранная стабильная валюта.

Региональные финансы — это средства, которыми имеют право распоряжаться органы субъектов РФ. Здесь можно отметить следующие составные элементы:

  • Региональные бюджеты — ключевой инструмент регулирования экономической и социальной политики на “местах”.
  • Территориальные фонды социального страхования.
  • Средства муниципальных предприятий.

Рис. 3. Схема построения бюджетной системы Российской Федерации

Общественные финансы

Под этим термином в контексте представленной классификации выступают фонды, формируемые посредством добровольных отчислений. Это могут быть:

  • благотворительные организации, с помощью которых оказывается срочная помощь нуждающимся;
  • профсоюзы, живущие за счет взносов членов;
  • саморегулируемые организации, на которые государство перекладывает часть надзорных функций;
  • различные кооперативы.

Особенность этой формы финансов заключается в том, что у них нет конкретного хозяина, то есть их нельзя отнести к госсобственности, но и частными они тоже не являются.

Частные финансы

К данной категории относятся денежные средства организаций и предпринимателей, то есть можно сказать, что они в полной мере соответствуют форме собственности. Если в рассмотренных ранее случаях финансы выполняли роль своеобразного регулятора, при помощи которого балансируется развитие общества, достигаются глобальные цели или поддерживаются нуждающиеся, то в случае с частным сектором главная их задача сводится к извлечению прибыли.

Личные финансы

Этот раздел достаточно субъективный, поскольку очень часто между личными финансами и другими классификационными группами проходит тонкая грань. Например, если человек зарегистрирован как ИП, какую часть средств можно отнести к личным денежным средствам, а какую к “частным”? Или еще такой вопрос — можно ли считать личными финансами (активом) плату за страховку, которая потом покрывает расходы на медицинские услуги (то есть возвращается), или для физического лица это невосполнимый расход?Тем не менее есть такие категории, которые, без сомнения, можно отнести к личным финансам, это:

  • наличные деньги;
  • вклады и депозиты в банках;
  • индивидуальные инвестиционные счета;
  • ценные бумаги (акции, облигации, паи);
  • с некоторым допущением сюда можно включить ликвидный антиквариат и драгоценности, так как это тоже инвестиции.

Рис. 4. Функции финансов

Примеры

Вышеупомянутые разделы ясно показывают, что «финансовые рынки» широки по своему охвату и масштабу. Ниже мы рассмотрим два примера – роль фондовых рынков в выводе компании на IPO, и внебиржевой рынок деривативов, который содействовал финансовому кризису 2008–2009 годов.

Фондовые рынки и IPO

Когда компания учреждается, ей потребуется доступ к капиталу от инвесторов. По мере роста компания часто нуждается в доступе к гораздо большим суммам капитала, чем она может получить от текущих операций или традиционной банковской ссуды.

Фирмы могут увеличить этот размер капитала, продавая акции населению посредством первичного публичного предложения (IPO). Это изменяет статус компании с «частной» фирмы, акции которой принадлежат нескольким акционерам, на публично торгуемую компанию, акции которой впоследствии будут принадлежать многочисленным представителям общественности.

IPO также предлагает ранним инвесторам компании возможность обналичить часть своей доли, часто получая при этом очень приличное вознаграждение. Первоначально цена IPO обычно устанавливается андеррайтерами в ходе их премаркетингового процесса.

После того, как акции компании будут зарегистрированы на фондовой бирже и начнутся торги на ней, цена этих акций будет колебаться, поскольку инвесторы и трейдеры будут оценивать и переоценивать их внутреннюю стоимость, а также спрос и предложение на эти акции в любой момент времени.

Внебиржевые деривативы и финансовый кризис 2008 года: MBS и CDO

Хотя финансовый кризис 2008–2009 годов был вызван и усугубился несколькими факторами, одним из широко известных факторов является рынок ценных бумаг с ипотечным покрытием (MBS). Это тип внебиржевых деривативов, в которых денежные потоки от отдельных ипотечных кредитов объединяются, разделяются и продаются инвесторам.

Кризис стал результатом череды событий, каждое из которых имеет свой триггер и завершилось почти крахом банковской системы. Утверждалось, что семена кризиса были посеяны еще в 1970-х годах с принятием Закона о развитии сообществ, который требовал от банков ослабить свои кредитные требования для потребителей с низкими доходами, создав рынок для субстандартной ипотеки.

Объем субстандартного ипотечного долга, который был гарантирован Freddie Mac и Fannie Mae, продолжал расти в начале 2000-х годов, когда совет Федеральной резервной системы начал резко снижать процентные ставки, чтобы избежать рецессии.

Сочетание слабых требований к кредитам и дешевых денег спровоцировало жилищный бум, который вызвал спекуляции, подняв цены на жилье и создав пузырь на рынке недвижимости. Тем временем инвестиционные банки, ищущие легкую прибыль после краха доткомов и рецессии 2001 года, создали из ипотечных кредитов, приобретенных на вторичном рынке, вид MBS, называемый обеспеченными долговыми обязательствами (CDO).

Поскольку субстандартная ипотека была связана с первоклассной ипотекой, инвесторы не могли понять риски, связанные с продуктом. Когда рынок CDO начал накаляться, пузырь на рынке недвижимости, который создавался в течение нескольких лет, наконец лопнул. Когда цены на жилье упали, субстандартные заемщики начали отказываться от кредитов, стоимость которых превышала стоимость их домов, что ускорило падение цен.

Когда инвесторы осознали, что MBS и CDO бесполезны из-за токсичного долга, который они представляют, они попытались избавиться от обязательств. Однако рынка для CDO не было. Последовавший за этим каскад банкротств субстандартных кредиторов создал цепную реакцию ликвидности, которая достигла верхних ярусов банковской системы.

Два крупных инвестиционных банка, Lehman Brothers и Bear Stearns, рухнули под тяжестью своих рискованных кредитов, и более 450 банков обанкротились в течение следующих пяти лет. Несколько крупных банков оказались на грани банкротства и были спасены с помощью финансовой помощи, финансируемой налогоплательщиками.

Финансовая система

Финансы составляют целостную, определенную систему, включающую в себя несколько взаимосвязанных звеньев (институтов). Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы охватывают своим воздействием многообразные потребности общества, всю экономику и социальную сферу страны. Под финансовой системой понимают:

  • совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов;
  • совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Каждое государство имеет свою финансовую систему, характеризующуюся определенными признаками, а именно:

  • все институты финансовой системы способствуют образованию и использованию соответствующих денежных фондов;
  • в зависимости от задач государства элементы финансовой системы могут видоизменяться (возможно появление новых институтов или прекращение действующих);
  • объем каждого элемента может варьироваться в зависимости от экономической и финансовой политики государства;
  • взаимосвязь элементов обусловлена постоянным движением денежных средств не только внутри каждого из них, но и между ними. При этом движение денежных средств в финансовой системе не хаотичное, а строго урегулированное;
  • в финансовой системе должен поддерживаться определенный баланс денежных фондов, так как нехватка или переизбыток средств в каком-либо звене приводит к тому, что начинает «лихорадить» систему в целом.

Финансовую систему Российской Федерации составляют следующие фонды денежных средств и соответствующие им правовые институты:

  • государственные финансы;
  • местные финансы;
  • финансы хозяйствующих субъектов;
  • фонды страхования;
  • кредит (государственный и банковский).

В более широком смысле финансовую систему государства можно определить как основанную на экономико-правовых отношениях совокупность бюджетной системы, системы финансов предприятий, страховой и кредитной системы.

Финансовая система — это «кровеносная» система государства, по которой осуществляется движение денежных средств, способствуя жизнеобеспечению всего государственного организма. Каждый институт финансовой системы подразделяется на пединституты в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в структуру государственных финансов входят бюджеты всех уровней, а также государственные внебюджетные фонды. Местные финансы включают в себя средства местного бюджета, муниципальные ценные бумаги. Институт финансов хозяйствующих субъектов объединяет как финансы коммерческих предприятий и организаций, так и финансы учреждений, некоммерческих и общественных организаций. В сфере страхования действуют такие пединституты, как личное, имущественное страхование, страхование ответственности, перестрахование, а также такой элемент, как инвестирование части страхового фонда. Институт кредитования представляет государственный кредит и отношения по поводу привлечения и размещения денежных средств кредитными организациями. При этом пединститут финансовой системы — государственный кредит — включает в себя такие элементы, как внутренние и внешние займы, образующие государственный долг. Государственный кредит применяется в первую очередь при дефиците бюджета. Банковский кредит — многосторонняя деятельность специально созданных организаций, которые, привлекая средства юридических и физических лиц для создания соответствующих фондов, перераспределяют их другим хозяйствующим субъектам.

Как совокупность государственных органов финансовая система Российской Федерации представляет собой специальную группу финансовых органов и кредитных организаций. Во главе финансовых органов стоит Министерство финансов Российской Федерации, которое является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности. Систему кредитных организаций возглавляет Центральный банк Российской Федерации, осуществляющий единую государственную денежно- кредитную политику.

Таким образом, финансовая система государства — это совокупность взаимосвязанных элементов и звеньев, представляющих финансовые институты и инструменты, создающих необходимые условия для финансовых процессов и формирования финансовых ресурсов.

Еще по теме 1.1. Экономическая сущность финансов:

  1. 1.1. Экономическая сущность финансов
  2. 1.1. Социально-экономическая сущность финансов
  3. 7.1. Экономическая сущность финансов
  4. Социально-экономическая сущность финансов, их роль в расширенном воспроизводстве
  5. Социально-экономическая сущность и функции финансов домашнего хозяйства
  6. 6.1. Экономическая сущность финансов и их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства
  7. ГЛАВА 1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ ОРГАНИЗАЦИЙ.
  8. Тема 1. Социально-экономическая сущность финансов и финансовых отношений
  9. 1. Социально-экономическая сущность финансов, их признаки.
  10. 1. Социально-экономическая сущность финансов, их признаки.
  11. Тема 1. Сущность финансов как экономической категории Функции финансов
  12. 1 Социально-экономическая сущность финансов
  13. 1.2. Социально-экономическая сущность финансов. Функции финансов.
  14. 1.2. Социально-экономическая сущность финансов.
  15. 2. Социально-экономическая сущность и необходимость финансов
  16. Тема 2.1 Социально-экономическая сущность финансов и их функции в условиях рыночной экономики
  17. Введение. 5 Глава 1. Содержание финансов и основы управления системой финансов 8 1.1. Экономическая сущность финансов. 8 1.2. Структура финансовой системы России. 15 1.3. Реализация финансовой политики как главная цель управления финансами 22 Контрольные вопросы к главе 1. 37 Глава 2. Место и роль бюджетной системы в финансовой системе страны 38 2.1. Становление и развитие бюджетной системы в России. 38 2.2. Роль бюджета в социально-экономическом развитии страны 47 2.3. Основы современного бюджетного устройства в России. 57 2.4. Законодательное регулирование бюджетных правоотношений 72 2.5. Государственные внебюджетные фонды.. 76 Контрольные вопросы к главе 2. 79 Глава 3. Межбюджетные отношения. 80 3.1. Межбюджетные отношения и бюджетный федерализм 80 3.2. Формирование системы межбюджетных отношений в России. 86 3.3. Основы межбюджетного выравнивания в России. 91 3.4. Характеристика межбюджетных трансфертов. 94 Контрольные вопросы к главе 3. 107 Глава 4. Доходы бюджетов бюджетной системы РФ.. 108 4.1. Сущность и виды доходов бюджетов. 108 4.2. Доходы федерального бюджета. 115 4.3. Особенности формирования доходов бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований. 117 4.4. Проблема рационализации структуры доходов бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ.. 122 Контрольные вопросы к главе 4. 125 Глава 5. Расходы бюджетов бюджетной системы РФ.. 126 5.1. Сущность расходов бюджетов и их роль в макроэкономическом регулировании. 126 5.2. Структура расходов бюджетов бюджетной системы РФ 129 5.3. Особенности осуществления программно-целевого бюджетного финансирования 145 Контрольные вопросы к главе 5. 149 Глава 6. Сбалансированность бюджетов бюджетной системы РФ.. 150 6.1. Сущность и причины возникновения бюджетного дефицита 150 6.2. Источники финансирования дефицита бюджета в России. 153 6.3. Государственный и муниципальный долг. 157 Контрольные вопросы к главе 6. 161 Глава 7. Бюджетный процесс в Российской Федерации. 163 7.1. Участники бюджетного процесса и их полномочия. 163 7.2. Составление проектов бюджетов бюджетной системы РФ.. 167 7.3. Рассмотрение и утверждение бюджетов бюджетной системы РФ 171 7.4. Исполнение бюджетов бюджетной системы РФ.. 175 7.5. Внешняя проверка бюджетной отчетности. 181 Контрольные вопросы к главе 7. 184 Список литературы.. 185 Приложения. 192 ВВЕДЕНИЕ
  18. 1.1. Экономическая сущность финансов
  19. Социально-экономическая сущность и функции финансов домашних хозяйств в рыночной системе хозяйствования

Децентрализованные финансы

Децентрализованные финансы — это форма организации денежных отношений, формируемых предприятиями, организациями, иными субъектами хозяйственной деятельности, а также отдельными домашними хозяйствами и гражданами. Они принадлежат коммерческим и юридическим лицам. Часть доходов с такого бизнеса уходит в государственный и местные бюджеты, с их помощью финансируются бюджетные организации, а также выплачиваются субсидии, пенсии, стипендии.

Децентрализованные финансы двигают экономику любой страны вперед, потому что подавляющее большинство подобных организаций являются коммерческими и налоговые сборы с их доходов позволяют пополнять бюджет. Если представить на секунду, что такие организации массово покинут страну, ее будут ждать очень тяжелые времена, потому что не с чего будет собирать налог. В этом случае государство переключится на свое население, поднимет налоги и все это закончится очень плохо, возможно даже дефолтом.

Также именно такие финансовые организации привлекают в страну новые инвестиции, что позволяет больше строить и производить. Кроме того они берут кредиты для своего бизнеса в банках, что позволяет функционировать банковской системе страны.

Рассмотрим виды субъектов, которые содержат в себе децентрализованные финансы. Выделим три основных — финансы домашнего хозяйства, организаций и международные.

Финансы домашнего хозяйства

Это совокупность отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств и финансовых активов, необходимых для жизнедеятельности членов домашнего хозяйства. Под этим понимается группа лиц, чаще всего связанная родственными отношениями, совместно принимающих денежные решения и формирующих домашний бюджет. Хотя домашнее хозяйство может состоять и из одного лица, которое самостоятельно и независимо формирует свой бюджет. Так что хочется вам или нет, но вы являетесь членами домашних хозяйств.

В системе рыночных отношений домашнее хозяйство выступает в качестве:

  • Налогоплательщика, формирующего бюджет.
  • Покупателя и потребителя товаров и услуг.
  • Кредитора или заемщика.
  • Накопителя денежных фондов путем сбережения части полученного дохода (об этом мы поговорим в следующем уроке).
  • Поставщика факторов производства: труда, капитала и так далее.

У членов домашнего хозяйства возникают внутренние и внешние финансовые отношения. Внутренние возникают среди членов домашнего хозяйства. Внешние же отношения бывают:

  • с государством;
  • с предприятиями и организациями;
  • с работодателями;
  • с коммерческими банками по поводу кредитов и депозитов;
  • со страховыми компаниями;
  • с другими домашними хозяйствами.

Бюджет домашних хозяйств

Это баланс доходов и расходов хозяйства за определенный период времени (месяц, квартал, год).

Доходами домашних хозяйств выступают:

  • Заработная плата.
  • Пенсии, стипендии, пособия и прочие социальные выплаты.
  • Доходы от недвижимости и операций с денежными средствами на бирже и финансовом рынке.
  • Доходы от предпринимательской деятельности.

О способах формирования дохода мы поговорим в следующем уроке. Сейчас же стоит добавить, что финансово грамотный человек всегда свои доходы держит выше расходов. Хотя их имеется большое количество.

Расходами домашних хозяйств являются:

Налоги и сборы:

  • Подоходный налог.
  • Налог на землю.
  • Налог на имущество.
  • Государственная пошлина.
  • Налог с владельцев транспортных средств.
  • Курортный сбор.
  • Сбор за уборку населенных пунктов.
  • И т.п.

Коммунальные и другие ежемесячные платежи:

  • Оплата коммунальных услуг.
  • Оплата за холодную воду.
  • Оплата за горячую воду.
  • Оплата электроэнергии.
  • Оплата за вывоз мусора.
  • Оплата за отопление.
  • Оплата за радиоточку.
  • И т.п.

Текущие расходы на потребление:

  • Расходы на одежду и обувь.
  • Расходы на продукты питания и напитки.
  • Расходы на периодические нужды: услуги парикмахера, прачечной, стоматолога, другие медицинские услуги, виды личного страхования и так далее.
  • Расходы на туризм, отдых, путешествия.
  • И т.п.

Капитальные расходы на потребление непродовольственных товаров:

  • Приобретение жилья.
  • Приобретение автомобиля.
  • Приобретение мебели.
  • И т.п.

Капитальные расходы на получение прибыли в дальнейшем:

  • Расходы на образование.
  • Расходы на предпринимательскую деятельность.
  • И т.п.

Также к расходам можно отнести накопление денежного капитала или страхового резерва на черный день.