Любовь. товарно-денежные отношения?

Сравнение

Для лучшего понимания, чем отличаются финансы от денег, нужно сравнить эти два понятия между собой. Определения категорий по разным критериям указывают на то, что финансы объединяют в себе все, что можно отнести к деньгам или иной форме расчетов за оказанные услуги или купленные товары. К финансовой составляющей относится также товар, который может быть подвергнут обмену. Любые сделки, которые происходят между государствами, отношения между  организациями и физическими лицами – все это относится к понятию финансы. Главными и значимыми между понятиями финансы и деньги являются функции, которыми обладают эти экономические термины. Деньги в любой их форме используются для определения стоимости определенного вида товара. Также они определяют накопления, указывают на особенности платежей, определяют течение внешнеэкономических связей.

Финансы же выполняют  в большей степени контрольную, распределительную, стабилизирующую и регулирующую функции. Если в обороте появляется избыток наличных денег, происходит постепенное их обесценивание. Нужно проводить мероприятия по сокращению свободной наличности, чтобы вернуть экономику в нормальное состояние. Также нужно учитывать, что финансы – понятие узкие, определяющее денежные отношения. Деньги же – единица разнообразная, не ограниченная в форме и выражении. Их история уходит в глубокую древность, когда для оплаты использовались определенные вещи или предметы.

Финансы: понятия и функции

От состояния финансов предприятий во многом зависит общее финансовое положение страны.

Рис. 40. Финансовая система РФ

Государственные финансы являются важной сферой финансовой системы страны, призванной обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций. Государственные финансы – это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления

Государственные финансы – это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления.

В состав государственных финансов включаются: бюджеты разных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий. Благодаря разному функциональному назначению перечисленных звеньев государство оказывает влияние на широкий спектр экономических и социальных процессов, решение отраслевых и территориальных проблем.

Государственная финансовая система в странах с рыночной экономикой включает в себя четыре звена:

государственный бюджет;

местные финансы;

специальные внебюджетные фонды;

финансы государственных корпораций.

Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджетная система.

Следующее звено финансовой системы – местные (региональные) финансы. Они включают финансы предприятий, принадлежащих местным муниципалитетам, местные бюджеты и автономные местные фонды, где основное значение принадлежит местным бюджетам.

Третье звено финансовой системы – внебюджетные специальные фонды, средства которых традиционно используются на выплату различных пенсий и пособий. В странах с развитой рыночной экономикой наиболее крупными внебюджетными фондами являются фонды национального страхования, образуемые за счет страховых взносов работников предприятий, предпринимателей и дотаций из государственного бюджета. Исключение составляет США, где фонд национального страхования объединен с федеральным бюджетом.

Вся система управления финансами базируется на финансовой политике государства. Финансовая политика включает в себя: бюджетную, налоговую, денежную, кредитную, ценовую и таможенную политику. В свою очередь, финансовая политика государства является лишь средством осуществления его экономической и социальной политики, т. е. выполняет вспомогательную роль.

Что такое финансы?

Понятие финансов очень важно для экономической структуры. Любые денежные средства — это особый ресурс, причем довольно дефицитный

Поэтому финансисты должны уметь их сохранять, формировать и грамотно расходовать. Финансовая система — это такая специфическая структура, которая позволяет именно формировать, а также расходовать денежные средства за определенный период времени. На первоначальном этапе, при создании любого государства, данная наука относилась только к категории доходов и расходов одного лишь государства. Их распределяли на содержание армии, социальную помощь гражданам, соблюдение границ, административный и судебный аппарат и так далее.

В современном мире, понятие финансов стало более многогранным. Любой госдоход формируется из налоговых отчислений, которые выплачивают граждане. Поэтому финансы можно рассматривать, как совокупность абсолютно всех денежных поступлений, которые находятся в полном распоряжении любого государства (какой-либо организации или предприятия, возможно, частного лица, индивидуума). Управление, формирование, контролирование и использование данных средств находится в ведении соответствующих министерств.

Структура финансовой системы России

Схематично финансовая система РФ представлена на рисунке:

Рисунок 1. Финансовая система РФ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

  • финансы хозяйствующих субъектов;
  • государственные финансы;
  • финансы страхования.

Также в состав финансовой системы входят инфраструктурные элементы при помощи которых осуществляется её организация и функционирование:

  • финансовые органы;
  • кредитные и страховые организации;
  • фондовый рынок;
  • совокупность правовых актов, регулирующих деятельность финансовой системы.

Финансовая система разделена на два больших уровня: централизованные и децентрализованные финансы.

Определение 2

Централизованные финансы – это фонды денежных средств, благодаря которым государство, его органы, органы местной власти могут реализовывать свои функции.

Основной компонент централизованных финансов – бюджет. Россия – федеративное государство, как следствие, бюджет Российской Федерации состоит из трех уровней:

  • федеральный бюджет;
  • бюджеты регионов;
  • бюджеты отдельных муниципальных образований.

Бюджеты аккумулируют налоговые поступления соответствующих уровней (федеральные, региональные, местные) и неналоговые доходы, а затем перераспределяют их в соответствии с конкретными задачами. Налоги – основной источник доходов бюджета.

Еще один элемент финансовой системы России – внебюджетные фонды.

Определение 3

Государственные внебюджетные фонды – это средства, формируемые благодаря обязательным отчислениям работающих граждан и работодателей, которые направляются на финансирование потребностей в социальной защите, медицинской помощи, пенсионном обеспечении.

Благодаря деятельности внебюджетных фондов граждане могут реализовать свои социальные права, гарантированные Конституцией.

Замечание 2

Специфика финансов внебюджетных фондов – строгий целевой характер.

Виды внебюджетных фондов РФ:

  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Ресурсы этого фонда предназначены для финансирования медицинского обслуживания граждан.
  • Фонд социального страхования. Накапливает и распределяет средства на финансирование социальной защиты и помощи.
  • Пенсионный Фонд. Создан в целях финансирования пенсионного обеспечения.

Определение 4

Децентрализованные финансы – это форма организации денежных ресурсов, формируемых коммерческими и некоммерческими хозяйствующими субъектами, а также гражданами.

Частично децентрализованные финансы перераспределяются в бюджет и внебюджетные фонды при помощи механизма налогов и взносов.

СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ. Финансы – это экономические отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования фондов денежных средств.

Финансы – это экономические отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования фондов денежных средств.

В экономической жизни общества постоянно возникают денежные отношения между:

1. Государством и предприятиями (организациями) в форме уплаты налогов в бюджеты, отчислений в различные фонды, предоставления льгот, применения санкций.

2. Предприятиями (организациями) по поводу заключения и выполнения хозяйственных договоров, уплаты пени, штрафов, неустоек, премий за выполнение особых требований заказчика.

3. Предприятиями и работниками при начислении и выдаче заработной платы, премий,

удержании налогов, уплаты профсоюзных взносов, получении льгот.

4. Государством и отдельными членами общества при уплате налогов, квартплаты, страховых платежей.

5. Отдельными звеньями бюджетной системы.

6. Государствами при получении кредитов.

Таким образом, в каждом государстве имеется несколько сфер финансовых отношений. Каждая из сфер имеет свои специфические особенности, которые проявляются в формах и методах мобилизации финансовых ресурсов и их использовании.

Сущность финансов проявляется в их функциях: распределительной, контрольной, стимулирующей, фискальной.

Распределительная функция заключается в обеспечении субъектов хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение государственных проблем.

Финансы, связанные с движением стоимости общественного продукта в денежном выражении, позволяют систематически контролировать складывающиеся в обществе экономические пропорции общественного воспроизводства, что отражает их контрольную функцию.

Стимулирующая функция финансов проявляется в следующем: маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, государство создаёт условия для ускоренного развития определённых отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. С помощью налогов, льгот, санкций государство может стимулировать технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства.

Выполнение финансами фискальной функции связано с тем, что с помощью налогов достигается изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая вообще не имеет собственных источников доходов (библиотеки, архивы), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи).

Предыдущая103104105106107108109110111112113114115116117118Следующая

Дата добавления: 2015-09-21; просмотров: 197;

Классификация и структура финансов на примере РФ

По признаку субъекта экономических отношений финансы в Российской Федерации (РФ) бывают:

    • государственные;
    • общественные;
    • частные;
    • личные.

Государственные финансы

К этой категории относятся все средства, находящиеся в бюджетах разных уровней и государственных фондах. Их условно можно разделить на федеральные и региональные.Федеральные финансы — это совокупность денежных средств, право распоряжаться которыми принадлежит органам общефедерального уровня. Их основу составляют:

  • Бюджет РФ — основное звено системы, через которое распределяются все ресурсы.
  • Пенсионный фонд — средства, за счет которых выплачивается пенсия по старости и социальным обстоятельствам.
  • Фонд социального страхования — денежные ресурсы, направляемые на социальную поддержку людей в случае наступления нетрудоспособности, тяжелых семейных обстоятельств и так далее.
  • Государственные кредиты — это совокупность выданных и взятых займов (внешних и внутренних).
  • Золотовалютные резервы (ЗВР) — это активы, которые в случае необходимости могут быть направлены на финансирование бюджетного дефицита. К ним относятся: золото, серебро, платина, драгоценные монеты и иностранная стабильная валюта.

Региональные финансы — это средства, которыми имеют право распоряжаться органы субъектов РФ. Здесь можно отметить следующие составные элементы:

  • Региональные бюджеты — ключевой инструмент регулирования экономической и социальной политики на “местах”.
  • Территориальные фонды социального страхования.
  • Средства муниципальных предприятий.

Рис. 3. Схема построения бюджетной системы Российской Федерации

Общественные финансы

Под этим термином в контексте представленной классификации выступают фонды, формируемые посредством добровольных отчислений. Это могут быть:

  • благотворительные организации, с помощью которых оказывается срочная помощь нуждающимся;
  • профсоюзы, живущие за счет взносов членов;
  • саморегулируемые организации, на которые государство перекладывает часть надзорных функций;
  • различные кооперативы.

Особенность этой формы финансов заключается в том, что у них нет конкретного хозяина, то есть их нельзя отнести к госсобственности, но и частными они тоже не являются.

Частные финансы

К данной категории относятся денежные средства организаций и предпринимателей, то есть можно сказать, что они в полной мере соответствуют форме собственности. Если в рассмотренных ранее случаях финансы выполняли роль своеобразного регулятора, при помощи которого балансируется развитие общества, достигаются глобальные цели или поддерживаются нуждающиеся, то в случае с частным сектором главная их задача сводится к извлечению прибыли.

Личные финансы

Этот раздел достаточно субъективный, поскольку очень часто между личными финансами и другими классификационными группами проходит тонкая грань. Например, если человек зарегистрирован как ИП, какую часть средств можно отнести к личным денежным средствам, а какую к “частным”? Или еще такой вопрос — можно ли считать личными финансами (активом) плату за страховку, которая потом покрывает расходы на медицинские услуги (то есть возвращается), или для физического лица это невосполнимый расход?Тем не менее есть такие категории, которые, без сомнения, можно отнести к личным финансам, это:

  • наличные деньги;
  • вклады и депозиты в банках;
  • индивидуальные инвестиционные счета;
  • ценные бумаги (акции, облигации, паи);
  • с некоторым допущением сюда можно включить ликвидный антиквариат и драгоценности, так как это тоже инвестиции.

Рис. 4. Функции финансов

Социальные финансы

Социальные финансы представляют для общества общие интересы. Между этим, кроме финансовых отношений существуют другие параллели финансовых отношений, которые образуют комплекс регулирования права. К примеру, сфера гражданско-правового регулирования и денежных расчетов по договору купли-продажи между гражданами можно отнести к гражданско-правовому регулированию, штрафы- относятся к административному праву, пенсии — к обеспечению социума. Исходя из сказанного, не все финансы имеют финансово-правовое регулирование. В финансовом праве есть как имущественные, так и не имущественные взаимосвязи которые переплетаются с публичной государственной деятельностью и регулируются с помощью предписаний власти.

Замечание 4

Права определяют сущность правового регулирования. Тонкость отношений общества, которые объединяют финансовое право, обуславливает воздействие на определенную область государственной работы. 

Термин является одним из главных при развитии как общества так и науки в целом, которая заключается в совокупности способов операций и освоения действительности в теории, которые взаимосвязаны для решения конкретных задач. Решение деятельности по финансам является одним из элементов финансового регулирования и имеет правовой аспект, так как отражает одну из сторон деятельности. Совокупность признаков по юриспруденции регулирует финансово-правовую деятельность, они помогают регулировать, решать проблемы при возникновении споров в финансовых отношениях.

Актуальность финансового права заключается в регулировке муниципального права собственности. В составляющую часть входят как централизованные так и децентрализованные фонды денежных средств.

Замечание 5

Стоит учесть, что для регулирования отношений правовые приемы используются разными приемами и целями. Так, к примеру, в различных институтах и его отраслях подходят не все нормы регулирования. При этом, структурирование отношений власти и ее предписания могут переходить от одного правового к другому, не разрушая их структуры.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Критерии экономических финансовых отношений

Критерии экономических финансовых отношений подразделяются на финансовые и нефинансовые.

Финансовыми являются отношения, опосредующие движение денежных средств и обладающие характерными признаками финансов, например отношения по бюджетному регулированию, распределению прибыли казенного предприятия, взиманию налогов и т.д. Нефинансовыми являются отношения, в результате функционирования которых не происходит движения денежных средств, однако эти отношения лежат в основе финансовых отношений и направлены на их создание, изменение или прекращение.

Пример 1

В качестве примера таких отношений можно привести установление налогов, утверждение сметы предприятия, надзор Банка России за деятельностью кредитных организаций и т.д. Иными словами, подобные отношения можно назвать неимущественными, но связанными с имущественными отношениями финансовой деятельности.

Финансовая система

Финансы составляют целостную, определенную систему, включающую в себя несколько взаимосвязанных звеньев (институтов). Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы охватывают своим воздействием многообразные потребности общества, всю экономику и социальную сферу страны. Под финансовой системой понимают:

  • совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов;
  • совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Каждое государство имеет свою финансовую систему, характеризующуюся определенными признаками, а именно:

  • все институты финансовой системы способствуют образованию и использованию соответствующих денежных фондов;
  • в зависимости от задач государства элементы финансовой системы могут видоизменяться (возможно появление новых институтов или прекращение действующих);
  • объем каждого элемента может варьироваться в зависимости от экономической и финансовой политики государства;
  • взаимосвязь элементов обусловлена постоянным движением денежных средств не только внутри каждого из них, но и между ними. При этом движение денежных средств в финансовой системе не хаотичное, а строго урегулированное;
  • в финансовой системе должен поддерживаться определенный баланс денежных фондов, так как нехватка или переизбыток средств в каком-либо звене приводит к тому, что начинает «лихорадить» систему в целом.

Финансовую систему Российской Федерации составляют следующие фонды денежных средств и соответствующие им правовые институты:

  • государственные финансы;
  • местные финансы;
  • финансы хозяйствующих субъектов;
  • фонды страхования;
  • кредит (государственный и банковский).

В более широком смысле финансовую систему государства можно определить как основанную на экономико-правовых отношениях совокупность бюджетной системы, системы финансов предприятий, страховой и кредитной системы.

Финансовая система — это «кровеносная» система государства, по которой осуществляется движение денежных средств, способствуя жизнеобеспечению всего государственного организма. Каждый институт финансовой системы подразделяется на пединституты в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в структуру государственных финансов входят бюджеты всех уровней, а также государственные внебюджетные фонды. Местные финансы включают в себя средства местного бюджета, муниципальные ценные бумаги. Институт финансов хозяйствующих субъектов объединяет как финансы коммерческих предприятий и организаций, так и финансы учреждений, некоммерческих и общественных организаций. В сфере страхования действуют такие пединституты, как личное, имущественное страхование, страхование ответственности, перестрахование, а также такой элемент, как инвестирование части страхового фонда. Институт кредитования представляет государственный кредит и отношения по поводу привлечения и размещения денежных средств кредитными организациями. При этом пединститут финансовой системы — государственный кредит — включает в себя такие элементы, как внутренние и внешние займы, образующие государственный долг. Государственный кредит применяется в первую очередь при дефиците бюджета. Банковский кредит — многосторонняя деятельность специально созданных организаций, которые, привлекая средства юридических и физических лиц для создания соответствующих фондов, перераспределяют их другим хозяйствующим субъектам.

Как совокупность государственных органов финансовая система Российской Федерации представляет собой специальную группу финансовых органов и кредитных организаций. Во главе финансовых органов стоит Министерство финансов Российской Федерации, которое является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности. Систему кредитных организаций возглавляет Центральный банк Российской Федерации, осуществляющий единую государственную денежно- кредитную политику.

Таким образом, финансовая система государства — это совокупность взаимосвязанных элементов и звеньев, представляющих финансовые институты и инструменты, создающих необходимые условия для финансовых процессов и формирования финансовых ресурсов.

Финансовый

Значение слова Финансовый по Ефремовой: Финансовый — 1. Соотносящийся по знач. с сущ.: финансы,связанный с ним. 2. разг. Денежный.

Значение слова Финансовый по словарю Ушакова:ФИНАНСОВЫЙ финансовая, финансовое. Прил., по знач. связанное с организацией финансов, денежного обращения и кредита. Финансовая политика. Финансовая наука(наука о финансах). Финансовыйкапитал(банковыйкапитал крупных монополистических банков, слившийся с промышленным капиталом; экон.). Финансовыйкапитал стал хозяином в капиталистических государствах. История ВКП(б). Финансовые операции. Финансовая сделка. Финансовые проблемы.

Выводы

Деньги в большей степени служат для накопления, осуществления  платежа. С их помощью осуществляется определение стоимости. Финансы призваны направлять и перераспределять поступающие из разных источников денежные потоки. Если поток не прерывается, то получается стабилизировать показатели цен, произвести качественный контроль за доходами и расходами.

Деньги можно подсчитать, в случае их нехватки или по иным обстоятельствам человек способен подобрать оптимальный по значению или стоимости эквивалент

Для того чтобы финансы не иссякали, важно, чтобы у людей была работа, развивались бизнес и производство. Они позволяют получать деньги, которые формируют потоки, насыщающие  финансовую составляющую, регулирующие различные направления и рынки в экономической сфере

В результате производится постоянное движение и становится понятно, что финансы и деньги между собой связаны очень тесно.