Содержание финансовых отношений
 
 
Функции финансов
В функциях финансов проявляется сущность этой категории,
реализуются ее свойства. Конкретная реализация функций может изменяться под
воздействием многообразных обстоятельств, но это не означает отмену самих
функций.
Имеет смысл говорить о трех функциях: распределительной,
регулирующей и контрольной.
Распределительная функция финансов. Через нее
реализуется назначение финансов: обеспечить каждого субъекта хозяйствования и
государство необходимыми им финансовыми ресурсами, аккумулируемыми посредством
перераспределения первичных доходов владельцев экономических ресурсов.
Реализация этой функции отвечает на вопрос: Что, какие ресурсы вовлекаются в
перераспределение?
Объектами действия этой функции являются, во-первых,
доходы населения. Часть их минует потребление и направляется на уплату налогов,
а, значит, формирование бюджетного фонда.
Рисунок 1.2 Роль бюджета в перераспределении ВНП
Другая часть доходов населения поступает на финансовый рынок
в виде сбережений для приобретения долевых ценных бумаг. Владение акциями не
дает гарантированного дохода и возврата средств в отличие от облигаций, поэтому
инвестирова-ние средств в акции означает и перераспределение доходов, и
формирование финан-совых ресурсов хозяйствующих субъектов.
Во-вторых, в орбиту перераспределения вовлекаются элементы
фонда возмещения: амортизационные отчисления, излишки оборотных средств. Их
перераспределение происходит через финансовый рынок и обеспечивает наиболее
эффективное и рациональное использование временно свободных денежных средств
предприятий.
В-третьих, в отдельные периоды времени в перераспределение
вовлекается часть национального богатства — при приватизации государственной
собственности, при использовании страховых фондов для восполнения ущерба от
стихийных бедствий и др.
Таким образом, в процессе перераспределения доходов
владельцев экономических ресурсов образуются вторичные, производные доходы у
государства, формируются финансовые ресурсы субъектов хозяйствования. В
результате складываются конечные пропорции использования национального дохода,
формируется структура ВНП по расходам.
Регулирующая функция финансов. Она показывает, как, в каком
направлении происходит перераспределение, формируются отраслевые,
территориальные пропорции, темпы экономического роста. Ее действие связано с
государственным регулированием экономики через управление совокупным спросом
путем трансфертных платежей, государственных закупок, , изменения
налогового бремени. В настоящее время через перераспределяется 35-50%
национального дохода, тогда как перед Первой мировой войной она составляла в
среднем 9-18%. Поэтому пренебрегать этой функцией или умалять ее значение в
настоящее время значит — не учитывать возросшей роли государства и ее влияния
на экономику любой страны. Регулирующая функция может проявляться в зависимости
от совокупности используемых мер воздействия на экономику в виде стимулирующей
или сдерживающей политики государства.
Контрольная функция финансов. В основе ее действия лежит
движение финансовых ресурсов, объем которых, их состав и структура дают
обобщающую характеристику всех сторон деятельности хозяйствующих субъектов и
государства. В финансовых отношениях участвуют все субъекты экономики, поэтому
с помощью финансовых ресурсов можно систематически контролировать
складывающиеся в экономике пропорции, соблюдение финансовой дисциплины.
Совокупность распределительной, регулирующей и контрольной
функций раскрывает сущность финансов, показывая, какие элементы стоимости и как
могут перераспределяться, каким образом осуществляется контроль за объемом и
направлениями движения финансовых ресурсов.
Предыдущая страница | Следующая страница |
Еще по теме 1.1. Экономическая сущность финансов:
- 1.1. Экономическая сущность финансов
- 1.1. Социально-экономическая сущность финансов
- 7.1. Экономическая сущность финансов
- Социально-экономическая сущность финансов, их роль в расширенном воспроизводстве
- Социально-экономическая сущность и функции финансов домашнего хозяйства
- 6.1. Экономическая сущность финансов и их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства
- ГЛАВА 1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ ОРГАНИЗАЦИЙ.
- Тема 1. Социально-экономическая сущность финансов и финансовых отношений
- 1. Социально-экономическая сущность финансов, их признаки.
- 1. Социально-экономическая сущность финансов, их признаки.
- Тема 1. Сущность финансов как экономической категории Функции финансов
- 1 Социально-экономическая сущность финансов
- 1.2. Социально-экономическая сущность финансов. Функции финансов.
- 1.2. Социально-экономическая сущность финансов.
- 2. Социально-экономическая сущность и необходимость финансов
- Тема 2.1 Социально-экономическая сущность финансов и их функции в условиях рыночной экономики
- Введение. 5 Глава 1. Содержание финансов и основы управления системой финансов 8 1.1. Экономическая сущность финансов. 8 1.2. Структура финансовой системы России. 15 1.3. Реализация финансовой политики как главная цель управления финансами 22 Контрольные вопросы к главе 1. 37 Глава 2. Место и роль бюджетной системы в финансовой системе страны 38 2.1. Становление и развитие бюджетной системы в России. 38 2.2. Роль бюджета в социально-экономическом развитии страны 47 2.3. Основы современного бюджетного устройства в России. 57 2.4. Законодательное регулирование бюджетных правоотношений 72 2.5. Государственные внебюджетные фонды.. 76 Контрольные вопросы к главе 2. 79 Глава 3. Межбюджетные отношения. 80 3.1. Межбюджетные отношения и бюджетный федерализм 80 3.2. Формирование системы межбюджетных отношений в России. 86 3.3. Основы межбюджетного выравнивания в России. 91 3.4. Характеристика межбюджетных трансфертов. 94 Контрольные вопросы к главе 3. 107 Глава 4. Доходы бюджетов бюджетной системы РФ.. 108 4.1. Сущность и виды доходов бюджетов. 108 4.2. Доходы федерального бюджета. 115 4.3. Особенности формирования доходов бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований. 117 4.4. Проблема рационализации структуры доходов бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ.. 122 Контрольные вопросы к главе 4. 125 Глава 5. Расходы бюджетов бюджетной системы РФ.. 126 5.1. Сущность расходов бюджетов и их роль в макроэкономическом регулировании. 126 5.2. Структура расходов бюджетов бюджетной системы РФ 129 5.3. Особенности осуществления программно-целевого бюджетного финансирования 145 Контрольные вопросы к главе 5. 149 Глава 6. Сбалансированность бюджетов бюджетной системы РФ.. 150 6.1. Сущность и причины возникновения бюджетного дефицита 150 6.2. Источники финансирования дефицита бюджета в России. 153 6.3. Государственный и муниципальный долг. 157 Контрольные вопросы к главе 6. 161 Глава 7. Бюджетный процесс в Российской Федерации. 163 7.1. Участники бюджетного процесса и их полномочия. 163 7.2. Составление проектов бюджетов бюджетной системы РФ.. 167 7.3. Рассмотрение и утверждение бюджетов бюджетной системы РФ 171 7.4. Исполнение бюджетов бюджетной системы РФ.. 175 7.5. Внешняя проверка бюджетной отчетности. 181 Контрольные вопросы к главе 7. 184 Список литературы.. 185 Приложения. 192 ВВЕДЕНИЕ
- 1.1. Экономическая сущность финансов
- Социально-экономическая сущность и функции финансов домашних хозяйств в рыночной системе хозяйствования
Распределительная функция налогов
Ещё одной важной функцией налогов является распределительная. Она тесно связана с фискальной и регулирующей функциями
Её сущность состоит в том, что при помощи налогов через бюджет и внебюджетные государственные фонды государство занимается перераспределением финансовых ресурсов из производительной сферы в социальную, а также занимается финансированием крупных целевых программ, которые имеют общегосударственное и общественное значение, а также фундаментальную науку.
Распределительная функция ярко выражается в сочетании налоговой системы прямых и косвенных налогов, цель у которых представлена в виде создания устойчивого уровня налоговых поступлений, а также вместе с тем увеличивает зависимость уплачиваемых налогоплательщиками платежей от эффективности их деятельности. Существует важный момент, который с позиции реализации распределительной функции представлен как направление финансовых ресурсов в инвестирование в наиболее привлекательные капиталоёмкие секторы экономики с длительными периодами окупаемости затрат. Иными словами, имеется в виду переложение повышенных рисков на государство с экономических субъектов.
Когда устанавливается система сбора налогов с физических лиц, со стороны государства осуществляется перераспределение доходов своих граждан посредством направления части финансовых ресурсов более обеспеченной части населения на поддержание финансовой активности малообеспеченных слоёв населения. Именно это перераспределение даёт возможность обеспечить социальную стабильность в стране.
Замечание 4
Зачастую распределительную функцию часто называют социальной именно по той причине, что от неё во многом зависит социальная стабильность всего общества.
I и II этапы развития налоговой системы показали конкретные примеры того, как предпринимались попытки реализации распределительной функции.
Пример 4
Во времена Древнего Рима император Август в 6 г. н.э. ввёл налог на наследство по ставке 5%. Налог обязаны были оплачивать все граждане Рима. Все доходы с этого налога направлялись на пенсионное обеспечение профессиональных воинов-легионеров.
В Средние века также были примеры попыток решать посредством доходов социальные задачи общества. В XVI в. В Англии ввели налог на бедных. Цель этого налога состояла в сборе общиной средств на содержание неимущих. Логичнее назвать этот налог для бедных, поскольку уплачивали его состоятельные люди для бедных.
Во Франции в XVII в. правительство Кольбера ввело налог на роскошь, который в последствие появился и в других странах.
Финансовая наука смогла теоретически обосновать распределительную функцию в XIX в. Работы нескольких учёных были направлены как раз на изучение этого вопроса. Учёные новой исторической школы таким как, А. Вагнер, Э. Селигмен и другие посвятили некоторые своих труды распределительной функции налогов. Объяснялись способы практической реализации данной функции, прежде всего посредством введения подоходного налога, применение прогрессивной шкалы обложения, не облагаемого налогом минимума, предоставление льгот.
Замечание 5
Сегодня все развитые страны мира в налоговой политике применяют распределительную функцию. Жаль, что в современной России данная функция снижена.
Возникновение и эволюция налогов
С момента появления налогов их ключевой функцией считается фискальная. Ещё в Древнем Риме говорилось о том, что фиск – это военная касса, которая предназначена для хранения денег к выдаче. Чуть позднее с конца I в. до н.э. фиском стали называть частную казню императора, которая был под ведомством специальных чиновников, а наполнялась доходами из провинции. В IV в. н.э. фиском именовали единым общегосударственный центр Римской империи, куда отправлялись все доходы, налоги и сборы в том числе, также оттуда производились все государственные расчёты. Так образовалось название и стал применяться термин для обозначения государственной казны.
Функция планирования
Функция планирования заключается в том, что государство определяет бюджетную политику, ее цели, задачи и способы выполнения. Эта функция включает в себя следующие действия:
- распределение полномочий и предметов ведения между органами государственной власти;
- анализ и определение потребностей в денежных средствах для решения задач, которые стоят между государством и обществом;
- разработка бюджетной политики;
- разработка и обоснование оптимальных путей развития и укрепления госбюджета на основе прогнозируемых данных;
- выработка конкретных мероприятий по исполнению госбюджета на следующий финансовый период.
Финансовая система
Финансы составляют целостную, определенную систему, включающую в себя несколько взаимосвязанных звеньев (институтов). Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы охватывают своим воздействием многообразные потребности общества, всю экономику и социальную сферу страны. Под финансовой системой понимают:
- совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов;
- совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.
Каждое государство имеет свою финансовую систему, характеризующуюся определенными признаками, а именно:
- все институты финансовой системы способствуют образованию и использованию соответствующих денежных фондов;
- в зависимости от задач государства элементы финансовой системы могут видоизменяться (возможно появление новых институтов или прекращение действующих);
- объем каждого элемента может варьироваться в зависимости от экономической и финансовой политики государства;
- взаимосвязь элементов обусловлена постоянным движением денежных средств не только внутри каждого из них, но и между ними. При этом движение денежных средств в финансовой системе не хаотичное, а строго урегулированное;
- в финансовой системе должен поддерживаться определенный баланс денежных фондов, так как нехватка или переизбыток средств в каком-либо звене приводит к тому, что начинает «лихорадить» систему в целом.
Финансовую систему Российской Федерации составляют следующие фонды денежных средств и соответствующие им правовые институты:
- государственные финансы;
- местные финансы;
- финансы хозяйствующих субъектов;
- фонды страхования;
- кредит (государственный и банковский).
В более широком смысле финансовую систему государства можно определить как основанную на экономико-правовых отношениях совокупность бюджетной системы, системы финансов предприятий, страховой и кредитной системы.
Финансовая система — это «кровеносная» система государства, по которой осуществляется движение денежных средств, способствуя жизнеобеспечению всего государственного организма. Каждый институт финансовой системы подразделяется на пединституты в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в структуру государственных финансов входят бюджеты всех уровней, а также государственные внебюджетные фонды. Местные финансы включают в себя средства местного бюджета, муниципальные ценные бумаги. Институт финансов хозяйствующих субъектов объединяет как финансы коммерческих предприятий и организаций, так и финансы учреждений, некоммерческих и общественных организаций. В сфере страхования действуют такие пединституты, как личное, имущественное страхование, страхование ответственности, перестрахование, а также такой элемент, как инвестирование части страхового фонда. Институт кредитования представляет государственный кредит и отношения по поводу привлечения и размещения денежных средств кредитными организациями. При этом пединститут финансовой системы — государственный кредит — включает в себя такие элементы, как внутренние и внешние займы, образующие государственный долг. Государственный кредит применяется в первую очередь при дефиците бюджета. Банковский кредит — многосторонняя деятельность специально созданных организаций, которые, привлекая средства юридических и физических лиц для создания соответствующих фондов, перераспределяют их другим хозяйствующим субъектам.
Как совокупность государственных органов финансовая система Российской Федерации представляет собой специальную группу финансовых органов и кредитных организаций. Во главе финансовых органов стоит Министерство финансов Российской Федерации, которое является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности. Систему кредитных организаций возглавляет Центральный банк Российской Федерации, осуществляющий единую государственную денежно- кредитную политику.
Таким образом, финансовая система государства — это совокупность взаимосвязанных элементов и звеньев, представляющих финансовые институты и инструменты, создающих необходимые условия для финансовых процессов и формирования финансовых ресурсов.
Функции и роль финансов в развитии современной экономики
Финансы во многом определяют образ современной рыночной действительности. Именно накопление крупных фондов частными и государственными институтами, последующее распределение этих фондов, позволили миру стать таким, какой он есть.
Стимулирующая функция финансов определяет динамизм капиталистической системы, а контрольная функция способствует ответственному отношению к деньгами и их вложениям. Ярким примером является сфера венчурного инвестирования, в рамках которой финансовые вложения в инновационные компании способствовали росту таких мировых гигантов как Facebook, Google, Microsoft, Apple и др.
Сфера венчурного инвестирования
Что такое финансы?
Понятие финансов очень важно для экономической структуры. Любые денежные средства — это особый ресурс, причем довольно дефицитный
Поэтому финансисты должны уметь их сохранять, формировать и грамотно расходовать. Финансовая система — это такая специфическая структура, которая позволяет именно формировать, а также расходовать денежные средства за определенный период времени. На первоначальном этапе, при создании любого государства, данная наука относилась только к категории доходов и расходов одного лишь государства. Их распределяли на содержание армии, социальную помощь гражданам, соблюдение границ, административный и судебный аппарат и так далее.
В современном мире, понятие финансов стало более многогранным. Любой госдоход формируется из налоговых отчислений, которые выплачивают граждане. Поэтому финансы можно рассматривать, как совокупность абсолютно всех денежных поступлений, которые находятся в полном распоряжении любого государства (какой-либо организации или предприятия, возможно, частного лица, индивидуума). Управление, формирование, контролирование и использование данных средств находится в ведении соответствующих министерств.
Как можно оценить финансы?
Любое финансовое предприятие оценивается по определённым показателям. В некоторых случаях проводят экспресс-диагностику. Для чего это делается и вообще, зачем это надо?
Оценка финансов очень важна в экономическом плане. При ранней диагностике и выявлении нарушений в деятельности каких-либо финансовых структур можно принять необходимые меры и таким образом улучшить общее состояние. Для проведения экспресс-диагностики используются аналитические программы. Такие методы помогают провести мониторинг общих показателей, таких как ликвидность, фондоемкость, отдача различных фондов и другое. Во время аналитических действий можно исследовать деятельность не только собственного предприятия, но и конкурентов. Для расширенного изучения и анализа проводят более обширные вычисления. Определенные методы позволяют не только понять, в чем причина каких-либо нарушений, но также более глубоко и детально узнать причину их возникновения. Для проведения подобной диагностики используется статистика, которая открыта для свободного использования на разных государственных сайтах и в аналитических базах.
Перераспределительная функция бюджета
Перераспределительная функция также известна как макроэкономическая. Ее сущность заключается в том, что при формировании государственных бюджетов различного уровня часть ВВП изымается в пользу государства, чтобы перераспределить средства между областями экономики в пользу нуждающихся.
В России федеральное бюджетирование перераспределяет около 20% ВВП, а в некоторых других странах — до 40%.
Государство перераспределяет средства, чтобы добиться устойчивого развития всех секторов экономики, сгладить «провалы рынка» в случае экономических проблем и кризисов, улучшить социальную сферу, сократить неравенство доходов между отдельными территориями или разными группами граждан.
Перераспределение проходит в 2 взаимосвязанных и проходящих одновременно этапа.
- Образование доходов бюджета.
- Осуществление расходов, т. е. использование бюджетных средств.
Расходы госбюджета в основном безвозмездны, за исключением кредитов и ссуд.
Как управлять финансами?
Государством разработана целая финансовая структура для того, чтобы грамотно распределять и управлять капиталом. Любое управление финансами можно охарактеризовать следующими параметрами: активы и пассивы. Именно правильное распределение и управление государственным и бюджетным капиталом или личными средствами помогает сокращать необходимые расходы и соответственно сильно увеличить прибыльность и доходность.
Для того, чтобы наилучшим образом распределять средства, должны быть четко представлены планы по финансированию и намечены определенные цели, которых нужно достичь. К активам относятся все ежемесячные доходы, к пассивам — расходы. Нужно неукоснительно соблюдать их баланс, чтобы активы были всегда выше, чем пассивы. Только в таком случае, бюджет будет положительным.
Управление финансами — это целая наука, которую должен знать не только государственный служащий, но и простой гражданин. Зачем? Чтобы самостоятельно и грамотно управлять собственными средствами. Любой семейный бюджет также имеет свои активы и пассивы. Поэтому законы финансирования актуальны не только на государственном уровне, но и для конкретного гражданина.
Классификация и структура финансов на примере РФ
По признаку субъекта экономических отношений финансы в Российской Федерации (РФ) бывают:
-
- государственные;
- общественные;
- частные;
- личные.
Государственные финансы
К этой категории относятся все средства, находящиеся в бюджетах разных уровней и государственных фондах. Их условно можно разделить на федеральные и региональные.Федеральные финансы — это совокупность денежных средств, право распоряжаться которыми принадлежит органам общефедерального уровня. Их основу составляют:
- Бюджет РФ — основное звено системы, через которое распределяются все ресурсы.
- Пенсионный фонд — средства, за счет которых выплачивается пенсия по старости и социальным обстоятельствам.
- Фонд социального страхования — денежные ресурсы, направляемые на социальную поддержку людей в случае наступления нетрудоспособности, тяжелых семейных обстоятельств и так далее.
- Государственные кредиты — это совокупность выданных и взятых займов (внешних и внутренних).
- Золотовалютные резервы (ЗВР) — это активы, которые в случае необходимости могут быть направлены на финансирование бюджетного дефицита. К ним относятся: золото, серебро, платина, драгоценные монеты и иностранная стабильная валюта.
Региональные финансы — это средства, которыми имеют право распоряжаться органы субъектов РФ. Здесь можно отметить следующие составные элементы:
- Региональные бюджеты — ключевой инструмент регулирования экономической и социальной политики на “местах”.
- Территориальные фонды социального страхования.
- Средства муниципальных предприятий.
Рис. 3. Схема построения бюджетной системы Российской Федерации
Общественные финансы
Под этим термином в контексте представленной классификации выступают фонды, формируемые посредством добровольных отчислений. Это могут быть:
- благотворительные организации, с помощью которых оказывается срочная помощь нуждающимся;
- профсоюзы, живущие за счет взносов членов;
- саморегулируемые организации, на которые государство перекладывает часть надзорных функций;
- различные кооперативы.
Особенность этой формы финансов заключается в том, что у них нет конкретного хозяина, то есть их нельзя отнести к госсобственности, но и частными они тоже не являются.
Частные финансы
К данной категории относятся денежные средства организаций и предпринимателей, то есть можно сказать, что они в полной мере соответствуют форме собственности. Если в рассмотренных ранее случаях финансы выполняли роль своеобразного регулятора, при помощи которого балансируется развитие общества, достигаются глобальные цели или поддерживаются нуждающиеся, то в случае с частным сектором главная их задача сводится к извлечению прибыли.
Личные финансы
Этот раздел достаточно субъективный, поскольку очень часто между личными финансами и другими классификационными группами проходит тонкая грань. Например, если человек зарегистрирован как ИП, какую часть средств можно отнести к личным денежным средствам, а какую к “частным”? Или еще такой вопрос — можно ли считать личными финансами (активом) плату за страховку, которая потом покрывает расходы на медицинские услуги (то есть возвращается), или для физического лица это невосполнимый расход?Тем не менее есть такие категории, которые, без сомнения, можно отнести к личным финансам, это:
- наличные деньги;
- вклады и депозиты в банках;
- индивидуальные инвестиционные счета;
- ценные бумаги (акции, облигации, паи);
- с некоторым допущением сюда можно включить ликвидный антиквариат и драгоценности, так как это тоже инвестиции.
Рис. 4. Функции финансов
Методы влияния государства на финансы
Методы влияния государства на финансы
Государство в настоящий момент, повышая объемы госвложений капитала, влияет на рост спроса, увеличение инвестиционной деятельности и нарастание производственных объемов в промышленности.
- Вкладывая деньги в военную сферу, государство объявляет спрос как на технику военной направленности, так и на промышленные товары, сырье, оборудование, активизирует научно-исследовательскую деятельность.
- Субсидируя инфраструктуру, государство сокращает потери частного бизнеса.
- Через налогообложение оно снижает потребление гражданами некоторых категорий товаров, например, алкогольная или табачная продукция. В том числе, государство таким образом может формировать определенные резервные средства в бюджете.
На текущий период посредством бюджета перераспределяют около половины всего дохода нации. В связи с этим пренебрежение регулирующей функции и преуменьшать ее роль в наши дни означает пренебречь выросшей ролью государства и его воздействия на экономическую ситуацию, что характерно для любого государства. Указанная функция проявляется в соответствии с совокупностью реализованных методов влияния на экономику при помощи установления определенной государственной политики, например политики стимулирования или сдерживания.
государственное регулирование экономики
Регулирующая функция осуществляется через финансовые механизмы, которые включают в себя совокупность отношений, способы создания и применения централизованного или децентрализованного капитала, сюда же относятся механизмы управления деньгами, федеральное законодательство, планирование.Данная функция оправдана тем, что:
- государству принадлежат и оно сотрудничает с различными ведомствами, относящимися к предпринимательской сфере в экономике;
- оно проводит политику, которая воздействует на экономику через систему институтов;
- существуют сферы государственного влияния, в которых оно имеет ведущую роль, например социальная, образовательная, оборона.
Регулирующая функция используется в таких областях, как: курсы валют, экономическая деятельность вне государства, частный бизнес, безопасность. Распределение денег происходит среди материальных и нематериальных производств, их делят отрасли и регионы.
В настоящее время, на территории Российской Федерации данная функция используется, но все же недостаточно развита.
Регулирующая функция финансов
Архивы
АрхивыВыберите месяц Сентябрь 2021 (3) Август 2021 (2) Июль 2021 (2) Июнь 2021 (4) Май 2021 (5) Апрель 2021 (3) Март 2021 (1) Февраль 2021 (1) Январь 2021 (6) Декабрь 2020 (5) Ноябрь 2020 (1) Сентябрь 2020 (4) Август 2020 (3) Июль 2020 (3) Июнь 2020 (3) Май 2020 (2) Апрель 2020 (7) Март 2020 (4) Февраль 2020 (5) Январь 2020 (6) Декабрь 2019 (8) Ноябрь 2019 (8) Октябрь 2019 (7) Сентябрь 2019 (8) Август 2019 (5) Июль 2019 (11) Июнь 2019 (7) Май 2019 (8) Апрель 2019 (7) Март 2019 (17) Февраль 2019 (15) Январь 2019 (12) Декабрь 2018 (10) Ноябрь 2018 (9) Октябрь 2018 (9) Сентябрь 2018 (9) Август 2018 (16) Июль 2018 (14) Июнь 2018 (17) Май 2018 (10) Апрель 2018 (13) Март 2018 (10) Февраль 2018 (16) Январь 2018 (17) Декабрь 2017 (13) Ноябрь 2017 (11) Октябрь 2017 (20) Сентябрь 2017 (19) Август 2017 (20) Июль 2017 (22) Июнь 2017 (15) Май 2017 (14) Апрель 2017 (25) Март 2017 (26) Февраль 2017 (17) Январь 2017 (24) Декабрь 2016 (22) Ноябрь 2016 (19) Октябрь 2016 (10) Сентябрь 2016 (23) Август 2016 (14) Июль 2016 (20) Июнь 2016 (24) Май 2016 (27) Апрель 2016 (34) Март 2016 (32) Февраль 2016 (55) Январь 2016 (42) Декабрь 2015 (100) Ноябрь 2015 (85) Октябрь 2015 (97) Сентябрь 2015 (63) Август 2015 (56) Июль 2015 (76) Июнь 2015 (72) Май 2015 (60) Апрель 2015 (80) Март 2015 (85) Февраль 2015 (73) Январь 2015 (61) Декабрь 2014 (95) Ноябрь 2014 (97) Октябрь 2014 (65) Сентябрь 2014 (77) Август 2014 (94) Июль 2014 (96) Июнь 2014 (21) Май 2014 (28) Апрель 2014 (56) Март 2014 (57) Февраль 2014 (54) Январь 2014 (161) Декабрь 2013 (185) Ноябрь 2013 (137) Октябрь 2013 (100) Сентябрь 2013 (126) Август 2013 (107) Июль 2013 (115) Июнь 2013 (94) Май 2013 (91) Апрель 2013 (150) Март 2013 (129) Февраль 2013 (106) Январь 2013 (61) Декабрь 2012 (120) Ноябрь 2012 (86) Октябрь 2012 (95) Сентябрь 2012 (55) Август 2012 (54) Июль 2012 (73) Июнь 2012 (40) Май 2012 (43) Апрель 2012 (60) Март 2012 (94) Февраль 2012 (68) Январь 2012 (46) Декабрь 2011 (64) Ноябрь 2011 (63) Октябрь 2011 (56) Сентябрь 2011 (43) Август 2011 (47) Июль 2011 (37) Июнь 2011 (22) Май 2011 (22) Апрель 2011 (38) Март 2011 (31) Февраль 2011 (50) Январь 2011 (40) Декабрь 2010 (48) Ноябрь 2010 (46) Октябрь 2010 (46) Сентябрь 2010 (41) Август 2010 (61) Июль 2010 (68) Июнь 2010 (39) Май 2010 (42) Апрель 2010 (30) Март 2010 (16) Февраль 2010 (17) Январь 2010 (10) Декабрь 2009 (4) Ноябрь 2009 (2) Октябрь 2009 (1) Сентябрь 2009 (4) Август 2009 (2) Июль 2009 (2) Июнь 2009 (5) Май 2009 (3) Апрель 2009 (1) Март 2009 (3) Февраль 2009 (8)
Социально-экономическая роль финансов (гос. уровень)
На государственном уровне функции финансов проявляются особенно ярко, потому что от эффективности управления денежными средствами на уровне страны напрямую зависит качество жизни населения.
Социально-экономическая роль финансов (гос. уровень)
Государство аккумулирует фонды за счет различных каналов, основным из которых являются налоговые поступления от физических и юрлиц. Уже на этапе формирования денежных фондов (гос. бюджета), финансы играют важную роль, ведь от корректности налоговой политики зависят темпы роста бизнеса, обеспеченность население и экономическое здоровье страны в целом.
Распределительная и перераспределительная функция финансов — важнейшие на государственном уровне. Речь идет о формировании и распределении валового внутреннего продукта (ВВП). Основным источником денежных фондов страны служит ее нацдоход, который выражается в совокупной стоимости ВВП за вычетом использованных в процессе операционной деятельности основных и оборотных средств. Нацдоход в определенной степени определяет общую экономическую структуру государства. Страна также может привлекать средства на международных рынках капитала или посредством выпуска государственных долговых бумаг (например — облигаций федерального займа, ОФЗ).
Распределительная функция
Страна аккумулирует денежные фонды в форме гос. бюджета, который затем распределяется между экономическими субъектами. Сюда входит перераспределение денежных средств между бюджетами различных уровней (в России — федеральный, региональные и местные бюджеты), субсидии и субвенции бизнесу и регионам, социальные выплаты населению (пенсии, пособия), государственные вложения в ценные бумаги, создание бюджетных и внебюджетных фондов, вложения в государственные инфраструктурные проекты, финансирование государственных учреждений и служб, включая правоохранительные и социальные органы.
Стимулирующая функция финансов на государственном уровне проявляется в применении правительством прямых и косвенных методов экономического регулирования. Распределение государственного финансирования между различными отраслями экономики способствует развитию одних отраслей и замедлению темпов роста других. Сюда относится и создание новых рабочих мест, строительство и ввод в эксплуатацию жилья, участие правительства в проектах государственно-частное партнерство.
Стимулирующая функция финансов
Следует сказать о пенсионных фондах, которые, с одной стороны, аккумулируют пенсионные накопления граждан (накопительная функция финансов), с другой стороны — вкладывают эти средства в различные ценные бумаги и инфраструктурные проекты (распределительная функция). Поиск наиболее эффективных путей вложения пенсионных накоплений, а также постоянный контроль за деятельностью государственных и частных пенсионных фондов выражают стимулирующую и контрольную функции.
Пенсионные фонды
Контрольная функция проявляется в мониторинге стадий движения денежных средств, от сбора налогов до распределения государственного бюджета. От качества осуществления государством контроля за движением денежных потоков напрямую зависит благосостояние население и бизнеса. Как известно, чем выше уровень коррупции и финансовых потерь на этапах операционной деятельности государственных структур, тем хуже уровень жизни в стране. В конечном итоге, государственное управление финансами определяет благосостояние нации и будущее страны.