Анализ деятельности
ТС состоит из государств, имеющих общее советское прошлое. Сегодня страны объединяют общие интересы.
Российский рынок является наиболее привлекательным для сбыта продукции остальных членов Союза. Ведущие процессы стабилизации ТС ЕАЭС также оставались за РФ за счет стабильного развития экономической сферы вплоть до 2014 года на фоне высоких цен сырьевых ресурсов. Резкого роста экономики ждать не приходилось, но Россия смогла занять крепкую позицию на мировой арене.
В 2010 году ТС начал работу без участия Белоруссии, впоследствии присоединившейся, по причине возникших разногласий. В целом члены международного объединения высказывали несогласие с условиями договоров, ограничивающих получение выгоды всеми участниками в равных условиях.
Между государствами остались пограничные зоны, пересечение которых все же сопровождается определенными нормами контроля. Так, практика показала отсутствие возможности доверительного взаимодействия, поэтому на внутренних границах ведется санитарный контроль.
Развитие получило производство участниками автомобилей за счет их беспошлинной продажи.
Цели создания таможенного союза
Главной целью таможенного союза является подготовка максимально благоприятных условий для торговли между странами-участницами. С помощью союза, можно уменьшить финансовую и административную нагрузку на торговлю, что в результате положительно отразится на экономическом сотрудничестве между государствами.
Стоит учесть, что страны, которые являются членами таможенного союза не имеют возможности заключать между собой индивидуальные торговые контракты. Члены ТС зачастую принимают решение о реструктуризации внутренний экономической политики и экономики с целью максимизации личной выгоды на фоне членства в союзе.
Самым крупным таможенным союзом в мире на данный момент является Европейский союз за счёт экономического производства стран-участниц. Несмотря на то, что участие в таможенном союзе не даёт возможности свободного перемещения людей и товаров через границы, благодаря ему развивается торговля, что является двигателем развития экономической интеграции.
Говоря о странах бывшего СССР, Казахстан, РФ и Беларусь объединились с целью восстановления взаимовыгодных торговых операций. Вместе с этим вводились единые правила, действующие в рамках таможенной территории.
Таможенные пошлины были отменены, также не применялись никакие ограничительные меры экономического характера. Каждая задача и цель таможенного союза на тот момент была четко сформулирована и прописана в документах, главные из них это:
- Установление единых процедур и правил, на основании которых будет осуществляться контроль и оформление товаров на таможне;
- Создание условий, позволяющих использовать унифицированные электронные документы;
- Установление единого порядка таможенного контроля с целью проверки перемещающегося через границу товара;
- Внедрение правил порядка перемещения и маркировки подакцизной продукции;
- Введение общей таможенной статистики.
Каждая из этих мер принималась с целью обеспечения свободного движения товаров через границу. Кроме этого, страны-участницы не забывали о создании выгодных условий для сотрудничества с третьими сторонами.
Главные положения Договора о ЕАЭС
Безусловно, ЕАЭС по сравнению с ТС имеет не только более широкие полномочия, но и намного более обширный и конкретный список запланированных работ. Этот документ уже не имеет никаких общих планов, а для каждой конкретной задачи определен путь ее выполнения и создана специальная рабочая группа, которая будет не только следить за выполнением, но и контролировать весь ее ход.
В полученном договоре страны единого Таможенного союза, а ныне ЕАЭС, закрепили договоренность о скоординированной работе и создании общих энергетических рынков. Работа по энергополитике достаточно масштабная и будет реализована в несколько этапов до 2025 года.
Регулируется в документе и создание общего рынка медицинских изделий и лекарственных средств к 1 января 2020 года.
Большое значение уделяется транспортной политике на территории государств ЕАЭС, без которой не будет возможно создание ни одного совместного плана действий. Предусмотрена разработка согласованной агропромышленной политики, которая включает в себя обязательное формирование ветеринарно- и фитосанитарных мер.
Согласованная макроэкономическая политика предоставляет возможность воплотить в реальность все задуманные планы и договоренности. В таких условиях разрабатываются общие принципы взаимодействия и обеспечивается эффективное развитие стран.
Особенное место занимает общий рынок труда, который регламентирует не только свободное передвижение рабочей силы, но и одинаковые условия работы. Гражданам, которые отправляются на заработок в страны ЕАЭС, теперь не надо будет заполнять миграционные карты (в том случае если срок их пребывания не превышает 30 суток). Такая же упрощенная система будет действовать и при медицинском обслуживании. Также решается вопрос об экспорте пенсий и зачете трудового стажа, который был накоплен в стране-участнике Союза.
Таможенная территория и особенности управления
Общность границ участников повлекла возникновение единого таможенного пространства. К нему отнесены и территории, находящиеся под юрисдикцией членов Союза. Ограничивают ТС сторонние государства. На внешние границы вынесены транспортные и таможенные пункты контроля, между государствами-членами действует только миграционный надзор.
Управление деятельностью объединения осуществляется органами:
- Высшим советом. Созывается минимум 1 раз в год и определяет перспективы развития интеграции, стратегию, принимает решения для достижения общих целей.
- Межправительственным советом. Состоит из глав правительств государств и проводится минимум 2 раза в год. Обеспечивает контроль исполнения положений Договора о ЕАЭС, решений Высшего совета.
- Комиссией. Постоянно функционирующий орган, состоящий из Совета и Коллегии. В отличие от предыдущих органов, пребывание которых меняется по договоренности стран, Комиссия на постоянной основе располагается в Москве. Орган обеспечивает условия деятельности и развития ТС ЕАЭС и вырабатывает предложения в сфере интеграции. Комиссия руководствуется принципами взаимовыгодного сотрудничества, правового равенства, экономической целесообразности и открытости.
Председательство в советах осуществляется в течение 1 года каждым членом в порядке очередности.
Отдельным статусом обладает Суд Союза, он не относится к органам управления. Суд постоянно пребывает в Минске и обеспечивает единообразие в толковании и применении норм международных договоренностей в пределах объединенной таможенной территории. В составе числятся по два судьи от каждого участника объединения, срок полномочий – 9 лет.
Органы управления ЕАЭС
Высший Евразийский экономический совет (ВЕЭС)
Это высший орган ЕАЭС, в его состав входят главы государств-членов союза (состоит из президентов государств-членов). ВЕЭС принимает главные решения связанные с целями, развитием и интеграцией ЕАЭС.
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК)
Это наднациональный регулирующий орган, который состоит из Совета Комиссии и Коллегии Комиссии. ЕЭК начал свою деятельность в 2012 году. Основными задачами ЕЭК являются:
- предоставление кондиций для работы и прогресса Союза;
- создание рекомендаций в плане экономической интеграции в сфере действий Союза.
Суд Евразийского экономического союза
Этот судебный орган обеспечивает применение (государствами-членами и органами Союза) Договора о ЕАЭС и других договоров в сфере действий Союза. Этот постоянно действующий судебный орган Союза был создан в 2014 году.
Координация
Органом управления выступает Высший евразийский экономический совет, состоящий из глав стран-членов. Регулирующей считается Евразийская экономическая комиссия, в задачи которой входят вопросы торговли и таможенного права.
Фото: Инстаграм: @russian_kremlin
Основа деятельности ТС ‒ система централизованного распределения уплачиваемых на границе таможенных пошлин. В договоре между государствами прописаны доли от сбора.
Таблица 1. Структура распределения сумм в ТС
Страна | % |
Россия | 85, 265 |
Беларусь | 4,560 |
Армения | 1,220 |
Казахстан | 7,055 |
Кыргызстан | 1,900 |
Руководство Союза разработало и внедрило механизм взимания, распределения косвенных налогов. Он основан на применении принципа страны назначения (в месте реализации). Договор устанавливает нулевую ставку НДС, отмену уплаты акцизов при экспорте и налогообложение при импорте.
Материал в тему! Как определить страну-производителя.
Внутренние конфликты
- 25 ноября 2014 Россия запретила почти весь объём импорта белорусского мяса в Россию — около 400 тысяч тонн. Одновременно российская сторона объявила об ужесточении контроля товаров, пересекающих (белорусскую) границу, несмотря на то, что в Таможенном союзе формально действуют упрощенные правила перевозки грузов.
- Наблюдатели отмечают, что механизм Таможенного союза и механизм реэкспорта в Россию запрещенных товаров из Европы очень хорошо сочетаются. Например, по данным РБК, за 2014 год рыбный импорт в Россию из Белоруссии, не имеющей выхода к морю, вырос на 98 %.
- 2 декабря 2014: Президент Белоруссии А. Г. Лукашенко выразил возмущение таможенными запретами со стороны России:
Лукашенко также назвал запрет транзита товаров «нарушением всех норм международного права». Наблюдатели также отмечают, что в соглашении о ратификации Евразийского союза есть оговорка, по которой Белоруссия может не соблюдать договор, если Россия не снимет ограничения в торговле и перемещении товаров.
1 января 2020: в нарушение договора ЕАЭС, Белоруссия вернула пограничный контроль на российской границе. Белорусские власти заявили о планах отказаться от рубля в расчетах с Россией и вернуться к долларам США. По мнению российских экспертов, такое развитие событий может поставить региональную интеграцию под удар.
Члены
В 2020 году Таможенный союз состоит из следующих членов ЕАЭС:
- Республика Армения (с 2020 г.);
- Республика Беларусь (с 2010 г.);
- Республика Казахстан (с 2010 г.);
- Кыргызская Республика (с 2020 г.);
- Российская Федерация (с 2010 г.).
Желание стать участником этого соглашения озвучено Сирией и Тунисом. Кроме этого, известно о предложении включить в соглашение ТС Турцию. Однако до настоящего момента не принято конкретных процедур для вступления этих государств в ряды Союза.
Отчетливо прослеживается, что функционирование Таможенного союза служит хорошим подспорьем для усиления экономических отношений стран, находящихся на территории бывших советских стран. Можно говорить также о том, что подход, установленный в соглашении странами-участниками, говорит о восстановлении утраченных связей в условиях современности.
Таможенные пошлины распределяются с помощью единого механизма долевого распределения.
Россия | Казахстан | Беларусь | Кыргызстан | Армения |
85,33% | 7,11% | 4,55% | 1,9% | 1,11% |
Учитывая эту информацию, можно заявить, что Таможенный союз, каким его знаем сегодня, служит серьезным инструментом для экономического объединения стран, состоящих в ЕАЭС.
https://youtube.com/watch?v=TDvn9mokJ7A
https://youtube.com/watch?v=t0ehX814zpA
Евразийское экономическое сообщество
Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) было предшественником Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Договор об учреждении ЕврАзЭС был подписан в 2000 г. и вступил в силу в 2001. В 2014 году государства-члены подписали соглашение о прекращении деятельности сообщества.
Эта международная экономическая организация была создана для продвижения Таможенного союза и Единого экономического пространства между странами-членами наряду с другими задачами экономического и гуманитарного характера.
Странами-участницами были:
- Беларусь,
- Казахстан,
- Киргизия,
- Россия,
- Таджикистан,
- Узбекистан,
Странами-наблюдателями были:
- Армения,
- Молдавия,
- Украина.
Как правильно «ЕАЭС» или «ЕврАзЭС»?
В некоторых источниках используется неправильное сокращение «ЕврАзЭС» для Евразийского экономического союза, во всех официальных документах принято использовать аббревиатуру ЕАЭС.
Какие страны являются участницами Таможенного союза по состоянию на январь 2020 года
По состоянию на январь 2020 года участницами Таможенного союза являются 5 стран, бывшие республики Советского союза. Стоит отметить, что на данный момент есть 2 государства, которые являются кандидатами на вступление. В ТС ЕАЭС на данный момент входят страны:
- Россия — участвует с 1 июля 2010 года;
- Казахстан — участвует с 1 июля 2010 года;
- Беларусь — участвует с 6 июля 2010 года;
- Армения — участвует с 10 октября 2014 года;
- Киргизия — участвует с 8 мая 2015 года.
Державы Тунис и Сирия неоднократно выражали желание создать специальную зону для свободной торговли с Таможенным союзом. На данный момент данные страны являются кандидатами на вступление в ЕАЭС.
Стоит отметить, что если Узбекистан решит вступить в Таможенный союз, то это позволит трудовым мигрантам из данной страны беспрепятственно трудоустраиваться в любой из стран, которая является участницей ЕАЭС. Таким образом, не будет необходимости приобретать специальный патент на работу.
Некоторые политологи считают, что Таможенный союз является искусственным формированием, которое основано не выгодных условиях торговли между государствами, а на идеологической почве.
Противники ТС ЕАЭС утверждают, что союз является нежизнеспособным и искусственным, так как он сможет жить только до тех пор, пока Российская Федерация будет спонсировать его деятельность.
Список стран-участников Таможенного союза в 2021 году
Таможенный союз – это соглашение, принятое участниками Евразийского экономического союза, целью которого является отмена таможенных платежей в торговых отношениях.
На основании этих договоренностей создаются общие способы осуществления экономической деятельности, площадка для оценок качества и сертификации. Благодаря этому достигается упразднение таможенного контроля на границах внутри Союза, заключаются общие положения регулирования экономической деятельности для внешних границ ТС. Ввиду этого, создается общее таможенное пространство, использующее общепринятый подход к осуществлению контроля на границах.
Еще одной отличительной особенностью является равноправие граждан таможенного пространства во время трудоустройства.
В 2021 году Таможенный союз состоит из следующих членов ЕАЭС:
- Российская Федерация (с 2010 г.).
- Республика Армения (с 2015 г.);
- Республика Казахстан (с 2010 г.);
- Кыргызская Республика (с 2015 г.);
- Республика Беларусь (с 2010 г.);
Желание стать участником этого соглашения озвучено Сирией и Тунисом. Кроме этого, известно о предложении включить в соглашение ТС Турцию. Однако до настоящего момента не принято конкретных процедур для вступления этих государств в ряды Союза.
Отчетливо прослеживается, что функционирование Таможенного союза служит хорошим подспорьем для усиления экономических отношений стран, находящихся на территории бывших советских стран. Можно говорить также о том, что подход, установленный в соглашении странами-участниками, говорит о восстановлении утраченных связей в условиях современности. Таможенные пошлины распределяются с помощью единого механизма долевого распределения.
РоссияКазахстанБеларусьКыргызстанАрмения 85,33%7,11%4,55%1,9%1,11% Учитывая эту информацию, можно заявить, что Таможенный союз, каким его знаем сегодня, служит серьезным инструментом для экономического объединения стран, состоящих в ЕАЭС.
Чтобы понять, какова деятельность Таможенного союза, будет не лишним получить понимание о том, как он сформировался до своего сегодняшнего состояния. Появление Таможенного союза изначально преподносилось как один из шагов в интеграции стран СНГ.
Об этом было засвидетельствовано в договоре о создании экономического союза, подписанном еще 24 сентября 1993 года.
Поэтапно двигаясь к этой цели, в 1995 году, два государства (Россия и Беларусь) заключили между собой соглашение об утверждении Таможенного союза.
Позднее Казахстан, Киргизия, и Узбекистан тоже вошли в эту группу. Спустя более 10 лет, в 2007 году, Беларусь, Казахстан и Россия подписали пакт о соединении своих территорий в единый таможенный регион и утверждении Таможенного союза.
С целью конкретизации заключенных ранее соглашений с 2009 по 2010 годы заключены дополнительно более 40 договоров. Россия, Беларусь и Казахстан постановили, что, начиная с 2012 года, будет создан общий рынок благодаря объединению стран в единое экономическое пространство.
История создания Евразийского экономического союза
Координируют и управляют работой органов ЕАЭС следующие структуры:
- Высший евразийский ЭС. Такое название носит наднациональный орган. В его состав входят главы стран, ставших членами ТС. Заседание Высшего совета происходит ежегодно. На нем принимаются очередные решения, которые должны выполнять все страны-участницы. Кроме того, совет занимается определением состава и полномочий различных структур ТС.
- Евразийская комиссия по экономике. Это регулирующий орган Союза, который работает постоянно. Кроме общих вопросов, комиссия решает и те, что касаются таможенного регулирования и международной торговли. А также разрабатывает и обеспечивает условия для развития ТС и его нормальной работы.
Завершил мероприятие Леонид Лозбенко, Председатель Общественного совета при ФТС России, член Консультативной группы при Всемирной таможенной организации, словами о том, что, наблюдая конструктивное и эффективное сотрудничество бизнес-сообществ, он готов обобщать актуальные вопросы и задачи и обозначать их на уровне ВТамО.
Членство в ЕврАзЭС не значило, что страна-участница должна входить в Таможенный союз. Сейчас правила поменялись. Все государства, которые являются частью ЕАЭС, автоматически становятся участниками Таможенного союза.
Пятью странами-участницами ТС подписан Договор о создании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). По сути, это была попытка другого подхода к созданию таможенного союза, учитывая предыдущие ошибки. Было официально закреплено, что Россия имеет лидирующее значение. Больше не действовал принцип «одна страна – один голос». России принадлежало 40 голосов из 100 возможных.
Была попытка создать новое объединение – Единое экономическое пространство России, Беларуси, Казахстана и Украина. Но из-за расхождения во многих вопросах с Украиной проект не был реализован.
Отдельным статусом обладает Суд Союза, он не относится к органам управления. Суд постоянно пребывает в Минске и обеспечивает единообразие в толковании и применении норм международных договоренностей в пределах объединенной таможенной территории. В составе числятся по два судьи от каждого участника объединения, срок полномочий – 9 лет.
Поэтапно двигаясь к этой цели, в 1995 году, два государства (Россия и Беларусь) заключили между собой соглашение об утверждении Таможенного союза.
Но не наблюдается и ее падения. Более того, если бы Таможенный союз не был заключен, ситуация оказалась намного сложнее из-за кризисных явлений во всех странах ТС. Участие на внутрисоюзном рынке дает определенные преимущества.
К примеру, в Казахстане, отметил Геннадий Шестаков, нарабатывается положительная практика саморегулирования таможенных брокеров.
Тунис и Сирия изъявили желание стать членами Союза. Существует предложение приобщить к территории и Турцию, но реальных действий для подписания договоров с этими государствами пока не предпринято.
Типы, габариты, грузоподъёмность, маркировка контейнеров, применяемых в современной логистике и международных перевозках.
Таможенный союз представляет объединение государств с целью поддержания их экономического развития путем отмены таможенных пошлин.
Ее члены могут присутствовать на заседании по согласованию с Председателем, который также определяет возможность визита представителей СМИ.
К сожалению, на данный момент еще нельзя сказать, что ТС достиг тех целей, которые были задекларированы при его создании. К таким выводам подводит тот факт, что происходит падение товарооборота между странами-участницами.
Евразийский экономический союз — международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.
Комиссия компетентна утверждать документы и принимать решения, которые обязаны будут выполнять страны Евразийского экономического союза.
Еще одна важная цель создания Евразийского таможенного союза заключается в защите союзного рынка, образовании подходящих условий для изготовления и продажи товаров от стран-участниц. Но в данном вопросе взаимопонимания между союзниками немного меньше, ведь государства имеют свои приоритеты производственного развития.
Нурлан Байназаров выразил готовность Евразийской экономической комиссии усилить работу по совершенствованию таможенного администрирования и упрощения торгового оборота.
Налоговое право
Особые договоренности относительно территорий Соединенного Королевства
Соединенное Королевство Великобритании и Северная Ирландия покинуло Европейский Союз 31 января 2020 и переходные положения завершилось 31 декабря 2020 г. Специальных соглашений были сделаны для тех частей Соединенного Королевства и ее территорий , которые разделяют сухопутную границу с членом ЕС штат.
Северная Ирландия
Северная Ирландия больше не является членом Таможенного союза Европейского союза: ее торговля с Великобританией и ее торговля с Европейским союзом теперь регулируются Соглашением о торговле и сотрудничестве между ЕС и Великобританией , Законом о Европейском союзе (будущие отношения) 2020 года и Закон Соединенного Королевства внутреннего рынка 2020 . К ним относятся особые положения о торговле товарами между Северной Ирландией и ЕС, которые во многих целях аналогичны тем, которые применяются в Таможенном союзе, хотя Северная Ирландия остается частью таможенной территории Великобритании.
Гибралтар
Гибралтар покинул ЕС одновременно с Великобританией. Находясь в составе ЕС, это была одна из территорий не входивших в состав Таможенного союза. Между ЕС, Соединенным Королевством и Гибралтаром было достигнуто принципиальное соглашение о заключении договора, который включал бы положения о торговле товарами между ЕС и Гибралтаром. Они будут «в значительной степени аналогичны» тем, которые существуют в Таможенном союзе. По состоянию на июль 2021 года соглашение еще не заключено.
Акротири и Декелия
Как уже отмечалось , британские заморские территории Акротири и Декелия на Кипре являются неотъемлемой частью таможенной территории ЕС.
Противоречия в Евразийском Таможенном Союзе
Когда таможенный союз создавался, у держав, подписавших договор, экономическое положение было примерно одинаковым. Но спустя почти 10 лет ситуация несколько поменялась.
Когда был СССР, каждому государству было отведено определённое место в союзной экономике. За каждой державой была «закреплена» обязанность лидерства в определённой отрасли экономики. После распада каждая страна испытала «стресс» — пришлось вливаться в мировую экономику.
Когда было принято решение о создании единого союза, единственное, что объединяло будущих членов – географическое положение. Державы находятся в близком соседстве друг с другом, что упрощает перевозку товаров. По остальным показателям взаимные интересы полностью отсутствовали. Но нашлись такие вопросы, которые требовали совместного решения. Товарам был нужен российский рынок сбыта, а Россия нуждалась в этих товарах.
Иногда главам держав участниц Союза приходится идти на компромисс, потому что Россия занимает в нём лидирующее положение. Но пока не наблюдается единого мнения. Пример тому – «продовольственная война» между Россией и Белоруссией. Полная картина относительно того, не зря ли создавался союз, будет ясна, когда все государства будут беспрекословно соблюдать нормы подписанных договоров.
Цели ТС и их осуществление
Первая цель ТС касалась вопросов, связанных с увеличением рынков, где участники Союза могли бы сбывать производимые ими товары и услуги. Чтобы в первую очередь именно внутри него росли продажи.
Для этого предлагалось следующее:
- Отменить внутренние таможенные платежи. Благодаря этому могла бы возрасти ценовая привлекательность производимой странами — членами Союза продукции.
- Отменить таможенный контроль и оформление документов для перемещения продукции. Это помогало ускорить оборот товаров внутри Союза.
- Принять общие требования по ветеринарным стандартам безопасности и санитарно-эпидемиологическим вопросам. Получить это предлагалось на основе результатов совместных испытаний.
Следующие цели ТС:
- Создать все условия, чтобы страны — участницы Союза могли в первую очередь реализовывать собственную продукцию.
- Защитить внутренний рынок ТС.
К сожалению, по перечисленным пунктам на сегодняшний день между государствами не достигнуто взаимопонимание. Каждое из них относительно развития производства имеет свои приоритеты и намерено в первую очередь защищать свои интересы, а не заботиться о производстве соседей. Из-за этого и страдают как предприятия-импортеры, так и население.
Преимущества ТС
К сожалению, на данный момент еще нельзя сказать, что ТС достиг тех целей, которые были задекларированы при его создании. К таким выводам подводит тот факт, что происходит падение товарооборота между странами-участницами.
Но не наблюдается и ее падения. Более того, если бы Таможенный союз не был заключен, ситуация оказалась намного сложнее из-за кризисных явлений во всех странах ТС. Участие на внутрисоюзном рынке дает определенные преимущества.
Доли таможенных пошлин распределены следующим образом (показатели в списке даны от общей суммы в процентах):
- Россия — 85,3.
- Казахстан — 7,1.
- Беларусь — 4,59.
- Кыргызстан — 1,9.
- Армения — 1,11.
Экономика и промышленность стран Евразийского экономического союза
Чтобы совершать промышленную сборку, в Беларуси на иностранные инвестиции были построены предприятия, на которых затем начали собирать из привезенных комплектов легковые авто. Ранее делать это было нерентабельно из-за того, что спрос граждан страны на автомобили данного класса невысокий.