Предпосылки
Необходимость создания некоего интеграционного экономического объединения на постсоветском пространстве возникла сразу же, как только это пространство стало постсоветским. Во время существования СССР экономики союзных республик были сильно взаимозависимы. Во многих производственных циклах абсолютно нормальной была ситуация, когда деталь А делалась в одной союзной республике, деталь Б делалась в другой, а их итоговая сборка осуществлялась в третьей.
Естественно, во времена СССР с перемещением товаров и людей через границы республик не было никаких проблем. Но после распада Союза стало очевидно, что политический суверенитет и жёсткий таможенный контроль на границе — это, конечно, хорошо, но развитию внешней торговли и, как следствие, росту экономики не очень способствует.
Более того, крайне наглядной иллюстрацией этих размышлений было становление во второй половине ХХ века Европейского союза. То есть, давно уже независимые европейские государства осознали необходимость экономической интеграции и планомерно шли к ней долгие годы.
Поэтому, несмотря на популярный тренд политической независимости в начале 90-х, в экономике наоборот, царили интеграционные настроения. Впервые озвучил витавшую в воздухе мысль и использовал термин «Евразийский союз» Нурсултан Назарбаев, во время своего первого официального визита в РФ в 1994 году:
Назрела необходимость в переходе на качественно новый уровень взаимоотношений наших стран на основе нового межгосударственного объединения, сформированного на принципах добровольности и равноправия. Таким объединением мог бы стать Евразийский союз. Он должен строиться на иных, чем СНГ, принципах, ибо основу нового объединения должны составить наднациональные органы, призванные решать две ключевых задачи: формирование единого экономического пространства и обеспечение совместной оборонной политики.
Также одним из немаловажных факторов является создание в 1995 году Всемирной торговой организации (ВТО). Это событие на ближайшие несколько лет определило информационную повестку дискуссий о евразийской интеграции, обозначив вступление в ВТО как Большую Цель, к которой должна двигаться каждая уважающая себя национальная экономика.
В этом смысле региональная экономическая интеграция с ближайшими соседями рассматривалась, как промежуточный этап ко вступлению в ВТО. Дело в том, что страна-кандидат на вступление в ВТО обязана была иметь определённую законодательную базу и развитые инструменты таможенного и экономического контроля. Это же было необходимо и для региональной интеграции. Соответственно, одной из целей евразийской экономической интеграции было развитие национальных законов и вышеупомянутых инструментов, приведение их к тому уровню, который необходим для вступления в ВТО.
Цели организации
Главная цель, которую перед собой ставит Евразийский экономический союз, — углубление экономического взаимодействия между странами, входящими в него. Это находит выражение в локальных задачах, таких как стимулирование товарообращения между странами, снятие таможенных и налоговых ограничений при торговле, развитие сотрудничества и разработка общих экономических проектов. Результатом углубления сотрудничества должен быть рост экономик стран-участниц и повышение уровня жизни их граждан.
Основным инструментом достижения стратегической цели является обеспечение свободной торговли, что выражается в беспрепятственном перемещении товарных ценностей, капиталов, рабочей силы и других ресурсов в границах ЕАЭС.
История
Выборы 2000 года
Создание единого государства открыло перед политическими силами новые возможности. В течение апреля’—мая 2000 года’ сформировались крупнейшие партии союза. 21 мая по всей стране прошли выборы Совет Народных Депутатов, большинство на котором получила коалиция КПС, НДП и части левых беспартийных депутатов, набрав в сумме 51,2% мест в парламенте. Места в нижней палате парламента расположились следующим образом:
Политическая партия | Процент голосов | Депутатов в Совете |
---|---|---|
Коммунистическая Партия Союза | 28,2% | 423 |
Народно-Демократическая Партия | 19,6% | 294 |
Либерально-Демократическая Партия | 14,7% | 220 |
Партия «Единство» | 17,3% | 260 |
Национальный Союз | 7,8% | 117 |
Беспартийные | 12,4% | 186 |
На первом заседании Съезда Народных Депутатов было принято решение о назначении президентских выборов на 2 июля. Выборы прошли в два тура: в первом обозначились два фаворита — А.Лукашенко (38,4%) и С.Шойгу (27,1%), в результате повторных выборов 23 июля президентом Союза стал де-факто беспартийный кандидат, которого поддержали коммунисты и народные демократы — Александр Лукашенко.
Налоговая реформа
Для сокращения расслоения населения страны, было решено ввести прогрессивную шкалу налогообложения. В июне 2001 года был принят налог на роскошь.
В ноябре 2000 года был введён Единый Социальный Налог, который стал финансировать социальные расходы государства. В 2001 году был снижен налог на прибыль предприятий до 25%, что позволило повысить собираемость этого налога. Эта реформа позволила высвободить большую часть государственных доходов, которые были направлены на дальнейшее стимулирование экономики и улучшения инфраструктуры страны.
В феврале 2002 года была создана система упрощённого налогообложения, которая позволила облегчить налоговое бремя для новых предприятий. В 2003 году, в рамках программы поддержки села были сняты налоги с предприятий сельскохозяйственной отросли.
Административная реформа
В рамках формирования единого государства было решено передать местным властям большие полномочия, так же часть налогов уходило не в федеральный, а в местный бюджет. Вскоре из региональных бюджетов деньги направились на ремонт дорог и муниципальных учреждений. Правда, в связи с этим пришлось усилить контроль за расходованием средств, чтобы не допустить роста коррупции.
Социальная политика
В социальной сфере была продолжена политика, которая проводилась в Российской Федерации. В первый год новое правительство довело пенсии всех республик до уровня 160 рублей (97,5$).
В 2002 году Правительство Союза начало программу по массовому строительству жилья. Под непосредственным управлением государства была создана компания «ГосСтрой», которая занялась строительством бюджетного жилья по всей стране.
Экономическое взаимодействие
Главной целью создания ЕАЭС является углубление экономической интеграции между странами региона. Поэтому неудивительно, что в задачах организации экономика стоит на первом месте.
В границах организации действует Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, приятый ещё в 2010 году, до начала функционирования ЕАЭС. Он предусматривает свободное перемещение товаров без контроля на таможне на территории всех стран организации.
Применение экономических инструментов, предусмотренных концепцией развития ЕАЭС, призвано снизить стоимость товаров, которые пересекают границу, из-за отсутствия на них таможенной наценки; увеличить конкуренцию, что должно вызвать рост качества продукции; привести налоговое законодательство во всех странах к единому знаменателю; повысить ВВП членов организации и благосостояние их граждан.
История формирования Евразийского экономического союза
Официальной датой начала формирования Таможенного союза можно считать 1995 год, когда между Российской Федерацией, Республикой Казахстан и Республикой Беларусь было заключено Соглашение о создании Союза. Целью данного Соглашения было налаживание экономического взаимодействия между сторонами, обеспечение свободного товарообмена и добросовестной конкуренции.
26 февраля 1999 года был подписан Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Участниками Договора стали Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, а с 2006 года — Узбекистан. До начала 2000-х годов в странах-участниках активно шел процесс налаживания сотрудничества в различных областях деятельности (в том числе социокультурной, научной).
В 2000 году было принято решение об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Участниками сообщества стали Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан.
В 2003 году было подписано Соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП). Началась работа по подготовке правовой базы ЕЭП, которая в дальнейшем стала основной для функционирования Союза.
Наиболее важными событиями в процессе формирования Таможенного союза стали два неформальных саммита глав государств ЕврАзЭС.
На неформальном саммите 16 августа 2006 года главы государств ЕврАзЭС приняли решение о формировании Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в соответствии с которым Казахстану, Беларуси и России было поручено подготовить договорно-правовую базу. Через год, 6 октября 2007 года, на саммите ЕврАзЭС был одобрен и подписан пакет документов, положивших начало созданию правовой базы Таможенного союза (договоры о создании Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, о Комиссии таможенного союза, протоколы о внесении изменений в Договор об учреждении ЕврАзЭС, о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним). Кроме того, утвержден План действий по формированию таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.
Официально с 1 января 2010 года начал функционировать Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Объединившиеся государства стали применять во внешней торговле с третьими странами единый таможенный тариф и единые меры нетарифного регулирования, а также упорядочили тарифные льготы и преференции для товаров из третьих стран, начал действовать Таможенный кодекс Таможенного союза. Постепенно на внутренних границах стан-участниц Таможенного союза стали отменяться таможенное оформление и таможенный контроль, ликвидировались пункты принятия уведомлений.
В 2012 год вступили в силу международные договоры, формирующие правовую основу Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, создающие основу для свободного движения не только товаров, но и услуг, капитала и рабочей силы.
С подписанием Договора о Евразийском экономическом союзе 29 мая 2014 года страны-участницы Таможенного союза и Единого экономического пространства положили начало новому более тесному взаимодействию. 10 октября 2014 года к Договору о ЕАЭС присоединилась Республика Армения. 23 декабря 2014 года был подписан Договор о присоединении Кыргызской Республики к ЕАЭС.
Противоречия в Евразийском Таможенном Союзе
Когда таможенный союз создавался, у держав, подписавших договор, экономическое положение было примерно одинаковым. Но спустя почти 10 лет ситуация несколько поменялась.
Когда был СССР, каждому государству было отведено определённое место в союзной экономике. За каждой державой была «закреплена» обязанность лидерства в определённой отрасли экономики. После распада каждая страна испытала «стресс» — пришлось вливаться в мировую экономику.
Когда было принято решение о создании единого союза, единственное, что объединяло будущих членов – географическое положение. Державы находятся в близком соседстве друг с другом, что упрощает перевозку товаров. По остальным показателям взаимные интересы полностью отсутствовали. Но нашлись такие вопросы, которые требовали совместного решения. Товарам был нужен российский рынок сбыта, а Россия нуждалась в этих товарах.
Иногда главам держав участниц Союза приходится идти на компромисс, потому что Россия занимает в нём лидирующее положение. Но пока не наблюдается единого мнения. Пример тому – «продовольственная война» между Россией и Белоруссией. Полная картина относительно того, не зря ли создавался союз, будет ясна, когда все государства будут беспрекословно соблюдать нормы подписанных договоров.
Направления деятельности и условия вступления
ТС ЕАЭС обеспечивает функционирование внутреннего рынка продукции, повышение ее конкурентоспособности относительно импортных товаров. Страны-участники применяют Единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими сторонами. Между Белоруссией, Киргизией, Арменией, Казахстаном и Россией перемещение товаров проходит без декларирования и государственного контроля.
Отдельными статьями Договора между государствами-членами прописаны:
- информационное взаимодействие;
- регулирование обращения медикаментов;
- установление единых требований к продукции;
- соблюдение санитарных норм для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан;
- введение единых прав потребителей на всей территории Союза;
- обеспечение развития всех участников с использованием потенциала и конкурентных преимуществ каждого члена и другие.
Государство, пожелавшее вступить в Союз, должно направить обращение Председателю Высшего совета. Документ передается Комиссии и рассылается другим членам. В течение двух месяцев действующие участники направляют Комиссии позиции по данному вопросу, а решение о принятии кандидата принимается на заседании Совета.
Государство, желающее прекратить членство в ТС ЕАЭС, сообщает о намерении в Комиссию, которая уведомляет остальных участников. Выход из объединения происходит спустя 12 месяцев с момента направления уведомления в Комиссию. Со страной улаживаются все финансовые вопросы.
Общие положения
Евразийский экономический союз (далее — ЕАЭС) — международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе.
В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной и единой политики в отраслях экономики.
Целями создания ЕАЭС является:
- всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик;
- создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения.
В рамках ЕАЭС:
- функционирует внутренний рынок товаров;
- применяется Единый таможенный тариф ЕАЭС и иные единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьими сторонами;
- действует единый режим торговли товарами в отношении третьих стран;
- осуществляется единое таможенное регулирование;
- осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного).
В отношении третьих стран ЕАЭС применяются единые меры нетарифного регулирования, такие как:
- запрет ввоза и (или) вывоза товаров;
- количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров;
- исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров;
- автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров;
- разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров.
Государства–члены Евразийского экономического союза
Российская Федерация | с 1 июля 2010 года |
Республика Беларусь | с 6 июля 2010 года |
Республика Казахстан | с 1 июля 2010 года |
Республика Армения | с 10 октября 2014 года |
Кыргызская Республика | с 23 декабря 2014 года |
Участие России в международных экономических организациях
Одним из главных внешнеэкономических и внешнеполитических приоритетов России является активное включение в деятельность международных организаций.
Россия участвует более чем в 300 международных организациях, которые условно делятся на три группы:
- организации системы ООН;
- специализированные экономические и научно-технические организации;
- организации Бреттон-Вудской системы (многосторонние валютно-финансовые и торговые учреждения).
Цель всех этих организаций не состоит в извлечении прибыли, их финансирование осуществляется из бюджета составленного из взносов стран-членов и внебюджетных добровольных средств. Они не призваны напрямую осуществлять внешнеэкономические связи, но в то же время из роль для российской и мировой экономики трудно переоценить.
На сегодня Россия состоит в следующих международных организациях:
Союзное государство, ООН (Совет Безопасности ООН), ВТО, СНГ, ОДКБ, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организация черноморского экономического сотрудничества, Совет Европы, Большая восьмёрка, БРИКС, Шанхайская организация сотрудничества, Центрально-Азиатское сотрудничество (организация), Евразийское экономическое сообщество, АТЭС, АСЕАН и др.
Замечание 2
Важным является тот факт, что Россия не просто является членом этих организаций, — она активно участвует в их деятельности.
Сейчас Российская Федерация активно участвует в деятельности Организации Объединенных Наций, основными направлениями которой являются: поддержание мира, сокращение массового оружия, разработка и осуществление миротворческих операций ООН, а также поддержание здоровья населения, высокого уровня демографии и образования, забота об окружающей среде, экономическое развитие и др.
Вступление России в ВТО в 2012 году имеет два аспекта для нашего государства:
во-первых, российские предприниматели получили благоприятные условия для развития своей деятельности в странах-членах ВТО;
с другой — Россия должна на условиях взаимности и равноправия открыть свой рынок для притока иностранной конкуренции.
Велика роль России в ШОС. Наравне с КНР, Россия является очень сильной державой и крупнейшим поставщиком энергоресурсов в страны ШОС. Россия выдвинула идею создания Энергетического клуба ШОС, которую поддержали все страны-участницы организации. Помимо этого Россия является очень сильной державой в ядерной энергетике, разрабатывая мероприятия по предотвращению международных конфликтов и их мирному урегулированию.
Важным для России является участие в Содружестве Независимых Государств (СНГ). На территории стран СНГ за пределами РФ проживают 20 миллионов русских и русскоязычных людей. Россия больше всех остальных стран-участниц оказывает влияние на экономику содружества, так как обладает наиболее емким рынком. Велика ее роль в улаживании конфликтов на постсоветском пространстве.
Существенна роль России и в таможенном союзе. Она стала главным организатором и смогла объединить три исторически и географически близкие страны, включая Беларусь и Казахстан. Организация представляет собой форму торгово-экономической интеграции, которая предусматривает единую таможенную территорию. В пределах этой территории не применяются экономические ограничения и таможенные пошлины.
Россия входит в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Эта организация является военно-политическим союзом, в состав которой входят: Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Армения. Целью данной организации является защита территориального пространства стран-участниц от военной агрессии, террористов и природных катастроф.
Обобщая всё сказанное, следует отметить, что Россия состоит в следующих международных организациях:
- Союзное государство;
- ООН (Совет Безопасности ООН);
- ОДКБ;
- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе;
- Организация черноморского экономического сотрудничества;
- Совет Европы;
- Большая двадцатка;
- БРИКС;
- АТЭС;
- Шанхайская организация сотрудничества;
- Центрально-Азиатское сотрудничество (организация);
- Евразийское экономическое сообщество;
- Международная организация по стандартизации;
- Международный олимпийский комитет;
- Международная электротехническая комиссия;
- Международная организация по экономическому и научно-техническому сотрудничеству в области электротехнической промышленности Интерэлектро;
- Всемирная торговая организация.
Россия имеет статус наблюдателя в следующих организациях:
- Организация исламского сотрудничества;
- Организация американских государств;
- Международная организация по миграции.
Расширение
Единый Евразийский экономический союз не является структурой с неизменными границами. Гипотетически его членом может стать любая страна, подходящая под требования организации. Так, в январе 2015 года членом союза стала Армения, а в августе к организации присоединился Кыргызстан.
Наиболее вероятным претендентом на вхождение в сообщество является Таджикистан. Данная страна тесно сотрудничает с государствами ЕАЭС в рамках других региональных организаций и не остается в стороне от интеграционных процессов. Таджикистан является членом СНГ, организации коллективной защиты ОДКБ, в свое время являлся полноправным участником сообщества ЕврАзЭС, которое прекратило существование после начала функционирования ЕАЭС. В 2014 году президент Таджикистана заявил о потребности изучения вопроса о возможности вхождения страны в ЕАЭС.
В 2012-2013 годах проводились переговоры о возможном будущем вступлении в организацию Украины, так как региональное сотрудничество без этой страны, по мнению экспертов, не могло дать максимального эффекта. Но политическая элита государства была настроена на интеграцию в европейском направлении. После свержения правительства Януковича в 2014 году вероятность вступления Украины в ЕАЭС может быть реальной только в долгосрочной перспективе.
Организация Таможенного союза
Одной из главных задач ЕврАзЭС была организация Таможенного союза. Он предусматривал единую таможенную территорию. То есть в границах этого межгосударственного объединения при перемещении товаров таможенные пошлины не взимались.
Договор об образовании Таможенного союза между представителями Казахстана, России и Беларуси был подписан ещё в 2007 году. Но прежде чем организация смогла бы начать полноценно функционировать, каждой из стран-участниц предстояло внести соответствующие изменения во внутреннее законодательство.
ТС начал свою деятельность с января 2010 года. Прежде всего это было выражено в формировании одинаковых таможенных тарифов. В июле начал действовать Единый таможенный кодекс. Он послужил фундаментом, на котором держится вся система ТС. Так был сформирован Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который действует по нынешнее время.
В 2011 году начала функционировать общая таможенная территория, что означало отмену всех таможенных ограничений между странами ТС.
На протяжении 2014-2015 годов в Таможенный союз вступили также Кыргызстан и Армения. Представители властных структур Туниса и Сирии выразили пожелание о вхождении их стран в будущем в организацию ТС.
Таможенный союз и Евразийский экономический союз, по сути, являются составляющими одного и того же регионального интеграционного процесса.
Структура единого таможенного законодательства Евразийского экономического союза
В связи с формированием нормативной правовой базы Евразийского экономического союза изменяется таможенное законодательство государств-участников. Прежде всего в дополнение к действующему национальному законодательству появились еще два уровня регулирования: международные соглашения государств–участников Таможенного союза и Решения Комиссии таможенного союза (в настоящее время – Евразийская экономическая комиссия).
На данный момент таможенное законодательство ЕАЭС представляет собой четырехуровневую систему:
- Таможенный Кодекс Евразийского экономического союза;
- международные соглашения государств–участников ЕАЭС, регулирующие таможенные правоотношения;
- решения Евразийской экономической комиссии;
- национальное таможенное законодательство стран-участниц.
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза
Переход на более высокий уровень интеграции потребовал серьезных изменений в нормативно-правовой базе Союза. Работа над созданием нового Таможенного кодекса велась несколько лет, процесс требовал многочисленных согласований поправок со сторон государств-членов Союза. 26 декабря 2016 года был принят Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который заменил Таможенный кодекс Таможенного союза, принятый в 2009 году. Новый ТК ЕАЭС вступил в силу 1 января 2018 года. Документ объединяет в себе множество международных договоров и соглашений Таможенного союза (например, Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза), которые утратят силу полностью или частично.
Таможенный кодекс ЕАЭС содержит ряд новых положений, касающихся не только структуры самого Кодекса (новый ТК ЕАЭС содержит 4 приложения, которых в ТК ТС не было), но и правил таможенного регулирования в Союзе. Так, в проекте ТК ЕАЭС обновлен понятийный аппарат, введен принцип «единого окна», заявлен приоритет электронного декларирования, внесены некоторые изменения в таможенные процедуры, реформирован институт уполномоченного экономического оператора и др.
ТР ТС или ТР ЕАЭС?
Отдельно стоит разъяснить вопрос с наименованием технических регламентов, потому что путаница между «ТР ТС» и «ТР ЕАЭС» является одной из самых распространённых «оговорок» в области технического регулирования.
На данный момент в ЕАЭС действует два вида технических регламентов: технические регламенты Таможенного союза (ТР ТС) и технические регламенты Евразийского экономического союза (ТР ЕАЭС).
Это абсолютно идентичные документы, имеющие равную юридическую силу и область применения. Разница между ними исключительно в названии.
Если обратить внимание, то до 2014 года включительно публиковались техрегламенты Таможенного союза (последним стал техрегламент на табачную продукцию), а после 2015, когда уже официально существовал ЕАЭС, стали публиковаться техрегламенты Евразийского экономического союза. И в будущем теперь будут появляться только ТР ЕАЭС, но ТР ТС продолжат действовать без переименования.
Евразийское экономическое сообщество
Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) было предшественником Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Договор об учреждении ЕврАзЭС был подписан в 2000 г. и вступил в силу в 2001. В 2014 году государства-члены подписали соглашение о прекращении деятельности сообщества.
Эта международная экономическая организация была создана для продвижения Таможенного союза и Единого экономического пространства между странами-членами наряду с другими задачами экономического и гуманитарного характера.
Странами-участницами были:
- Беларусь,
- Казахстан,
- Киргизия,
- Россия,
- Таджикистан,
- Узбекистан,
Странами-наблюдателями были:
- Армения,
- Молдавия,
- Украина.
Как правильно «ЕАЭС» или «ЕврАзЭС»?
В некоторых источниках используется неправильное сокращение «ЕврАзЭС» для Евразийского экономического союза, во всех официальных документах принято использовать аббревиатуру ЕАЭС.
Таможенный союз ЕАЭС
Таможенный союз ЕАЭС — форма торгово-экономической интеграции стран-участников, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участники Таможенного союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами.
Единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории стран-участников Таможенного союза, а также искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства-члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.
Страны-участники Таможенного союза:
- Казахстан — с 1 июля 2010 года
- Россия — с 1 июля 2010 года
- Белоруссия — с 6 июля 2010 года
- Армения — с 10 октября 2014 года
- Киргизия — с 8 мая 2015 года
Официальные лица государств-участников Таможенного союза неоднократно заявляли о том, что рассматривают эту организацию как открытую для вступления других стран. С некоторыми странами уже ведутся переговоры о присоединении к Таможенному союзу, поэтому вполне вероятно, что в скором времени территория Таможенного союза будет значительно расширена.
Статус ратификации договоров
Договор о Евразийском экономическом союзе
Подписавший | Дата | Учреждение | AB | Депонированный | Справка | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Беларусь | 9 октября 2014 г. | Совет Республики | 64 | 1 янв 2015 | |||
9 октября 2014 г. | палата представителей | Одобренный | |||||
9 октября 2014 г. | Президентское согласие | Предоставляется | |||||
Казахстан | 9 октября 2014 г. | Сенат | Одобренный | ||||
1 октября 2014 г. | Мажилис | 101 | 3 | ||||
14 октября 2014 г. | Президентское согласие | Предоставляется | |||||
Россия | 1 октября 2014 г. | Совет Федерации | 140 | ||||
26 сен 2014 | Государственная Дума | 441 | 1 | ||||
3 октября 2014 г. | Президентское согласие | Предоставляется |
Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе
Подписавший | Дата | Учреждение | AB | Депонированный | Справка | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Армения | 4 декабря 2014 г. | национальное собрание | 103 | 7 | 1 | 2 янв 2015 | |
30 декабря 2014 г. | Президентское согласие | Предоставляется | |||||
Беларусь | 19 декабря 2014 г. | Совет Республики | Одобренный | ||||
19 декабря 2014 г. | палата представителей | Одобренный | |||||
29 декабря 2014 г. | Президентское согласие | Предоставляется | |||||
Казахстан | 19 декабря 2014 г. | Сенат | Одобренный | ||||
18 декабря 2014 г. | Мажилис | Одобренный | |||||
24 декабря 2014 г. | Президентское согласие | Предоставляется | |||||
Россия | 17 декабря 2014 г. | Совет Федерации | 149 | ||||
10 декабря 2014 г. | Государственная Дума | 441 | 1 | ||||
22 декабря 2014 г. | Президентское согласие | Предоставляется |
Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе
Подписавший | Дата | Учреждение | AB | Депонированный | Справка | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Армения | 16 июн 2015 | национальное собрание | 91 | 4 | 12 августа 2015 | ||
18 июн 2015 | Президентское согласие | Предоставляется | |||||
Беларусь | 26 июн 2015 | Совет Республики | Одобренный | ||||
30 июн 2015 | палата представителей | Одобренный | |||||
24 июл 2015 | Президентское согласие | Предоставляется | |||||
Казахстан | 1 июл 2015 | Мажилис | Одобренный | ||||
9 июл 2015 | Сенат | Одобренный | |||||
5 августа 2015 | Президентское согласие | Предоставляется | |||||
Кыргызстан | 20 мая 2015 | Верховный Совет | 96 | 2 | |||
21 мая 2015 | Президентское согласие | Предоставляется | |||||
Россия | 01 июл 2015 | Государственная Дума | 437 | 2 | |||
08 июл 2015 | Совет Федерации | Одобренный | |||||
13 июл 2015 | Президентское согласие | Предоставляется |