Территории ЕС с отказом
Хотя все государства-члены ЕС являются частью таможенного союза, в нем участвуют не все их соответствующие территории. Территории государств-членов, которые остались за пределами ЕС ( заморские территории Европейского Союза ), как правило, не участвуют в таможенном союзе.
Однако некоторые территории в пределах ЕС не участвуют в таможенном союзе по налоговым и / или географическим причинам:
- Бюзинген-ам-Хохрайн (немецкий эксклав в Швейцарии, часть Швейцарской таможенной зоны )
- Гельголанд (небольшой немецкий архипелаг в Северном море со статусом без НДС)
- Ливиньо (отдаленный альпийский городок в Италии со статусом без НДС)
- Сеута и Мелилья (испанские территории в Африке без НДС).
Исторические отказы
Следующие территории были исключены до конца 2019 года:
- Кампионе д’Италия (эксклав Италии, окруженный швейцарской территорией)
- итальянские воды озера Лугано
Органы управления ЕАЭС
Высший Евразийский экономический совет (ВЕЭС)
Это высший орган ЕАЭС, в его состав входят главы государств-членов союза (состоит из президентов государств-членов). ВЕЭС принимает главные решения связанные с целями, развитием и интеграцией ЕАЭС.
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК)
Это наднациональный регулирующий орган, который состоит из Совета Комиссии и Коллегии Комиссии. ЕЭК начал свою деятельность в 2012 году. Основными задачами ЕЭК являются:
- предоставление кондиций для работы и прогресса Союза;
- создание рекомендаций в плане экономической интеграции в сфере действий Союза.
Суд Евразийского экономического союза
Этот судебный орган обеспечивает применение (государствами-членами и органами Союза) Договора о ЕАЭС и других договоров в сфере действий Союза. Этот постоянно действующий судебный орган Союза был создан в 2014 году.
Критика
Большая часть критических комментариев в адрес Таможенного союза сводится к плохой проработке условий торговли и сертификации товаров, навязывании Россией Белоруссии и Казахстану условий ВТО без вступления последних в организацию, а также в «несправедливом», по мнению некоторых экспертов, распределении доходов и поступлений между участниками. В то же время объективных исследований, доказывающих, что Таможенный союз является невыгодным проектом для его нынешних участников и потенциальных членов, нет, а целый ряд исследований последовательно указывает на то, что Таможенный союз так или иначе выгоден его членам в силу сложившися связей, территориальной, языковой и культурной близости стран, входивших в СССР.
Стадии развития ЕврАзЄС
Странами-наблюдателями Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) являются Армения, Молдова и Украина (Европа). Участие Узбекистан было приостановлено в 2008 году.
Площадь Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС): 20 300 кв.
Население Евразийского региона: 181 миллион человек (2,7% населения мира).
Международный товарооборот экономик Евразийского экономического сообщества с 2002 года увеличился в три раза (в 2007 году превысил 90 миллиардов долларов).
Регион Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) производит 3,5% мирового валового внутреннего продукта.
Евразийская община обладает огромными ресурсами полезных ископаемых и сырья.
В последнее время страны-члены ЕврАзЭС располагают 9% разведанных нефтяных ресурсов по всему миру, 25% нефти и 23% угля; их доля в производстве электроэнергии в мире составила 5,5%; производство стали составило 5,4%, а производство зерна — 5,7%.
ЕврАзЭС инициировал создание нового таможенного союза, который был сведен к союзу «тройки» (Россия, Беларусь и Казахстан).
Будучи вновь созданным, ЕврАзЭС еще предстоит преодолеть внутренние и внешние проблемы. Главная внутренняя проблема — это, возможно, двухуровневая правовая система, возникшая в результате разноплановой интеграции в ЕврАзЭС. Внешняя проблема будет создаваться:
- другими региональными интеграционными проектами с аналогичными целями и предметами;
- членством стран ЕврАзЭС в ВТО.
Что касается других региональных проектов, таких как Единое экономическое пространство между Беларусью, Казахстаном, Украиной и Россией, необходимо согласовать их с ЕврАзЭС. Что касается вопроса членства в ВТО, то страны ЕврАзЭС предпочли вступление в ВТО параллельно с созданием таможенного союза
Принимая во внимание тот факт, что Кыргызстан уже вступил в ВТО, а остальные члены находятся на разных этапах вступления, преследуемый параллелизм, безусловно, очень сложен для пострадавших стран ЕврАзЭС. Создание таможенного союза ЕврАзЭС будет иметь определенные последствия для сторонних стран
Во-первых, на товары из третьих стран будут распространяться ОДТ и общие нетарифные барьеры на внешних границах ЕврАзЭС, при этом, они смогут свободно перемещаться внутри единой таможенной территории с крупнейшим рынком в СНГ. Во-вторых, созданный таможенный союз ЕврАзЭС сможет от имени своих членов заключать торговые соглашения с третьими странами. В-третьих, скоординированная политика вступления в ВТО стран ЕврАзЭС может создать для стран-членов ВТО аналогичные возможности доступа на рынки для этих стран. В-четвертых, изменение связанных обязанностей Кыргызстана и, возможно, других членов ЕврАзЭС, которые вступят в ВТО до формирования таможенного союза, потребует от них согласования компенсационной корректировки с заинтересованными членами ВТО. Наконец, в будущем таможенный союз ЕврАзЭС может стать членом ВТО с новым голосом при принятии решений.
Замечание 4
Многие вопросы, связанные с таможенным регулированием, предусмотрены Кодексом таможенного союза на уровне национального законодательства. В России для их решения был принят федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
С 1 июля 2011 года был отменен таможенный контроль на границах между Беларусью, Казахстаном и Россией. В результате здесь исчезает обязанность, снижается нагрузка на предприятия и повышается конкурентоспособность на территориях этих трех стран в их международных отношениях. Однако есть некоторые функции. Таким образом, фитосанитарные, ветеринарные, санитарные, карантинные, транспортные (автомобильные) виды контроля, таможенные операции и все функции таможенного контроля в отношении перевозимых товаров и транспортных средств были остановлены на казахстанско-российской границе, за исключением пограничного контроля.
Замечание 5
На границе между Беларусью и Россией некоторые операции по контролю за транзитом товаров из третьих стран и транспортному (автомобильному) контролю были остановлены в пунктах приема уведомлений.
2 сентября 2011 года Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАЭС, членами которой являются Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн) завершила третий раунд переговоров с Таможенным союзом ЕврАзЭС о заключении соглашения о свободной торговле между государствами-членами ЕврАзЭС и Таможенным союзом ЕврАзЭС.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Проблемы
Критика в адрес ТС существовала всегда. Чаще всего она сводилась к теме недостаточной проработки условий сертификации товаров и торговли, говорилось также и о навязывании Российской Федерацией странам-соучастницам условий ВТО, хотя они в эту организацию и не вступали. Некоторые эксперты сетовали о несправедливости распределения доходов между участниками. Однако никто из них не смог своими исследованиями доказать, что Таможенный союз — проект не слишком выгодный как для участников, так и для потенциальных его членов. Напротив, огромный ряд дотошно проведённых исследований последовательно и по всем пунктам доказывает то, что ЕАЭС выгоден однозначно всем его членам как по экономическим, так и по идеологическим причинам.
Некоторые эксперты замечают, что идеологическая составляющая перевешивает экономическую, поскольку этот союз — формирование искусственное, а потому жизнеспособным быть не может и существует пока лишь потому, что России это идеологически выгодно, и она участников спонсирует. Однако очень плохо уживаются рядом обвинения в несправедливости разделения доходов и тема спонсирования. Уж либо то, либо это. Судя по экономическим выкладкам, и Беларуси, и Казахстану, и Киргизии, и Армении членство в ЕАЭС выгодно.
Органы управления Евразийского экономического союза
Органами управления ЕАЭС являются:
- Высший Евразийский экономический совет (высший орган управления)
- Евразийский межправительственный совет
- Евразийская экономическая комиссия (рабочий постоянно действующий орган)
- Суд Евразийского экономического союза
Направления деятельности Евразийской экономической комиссии:
- Зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин;
- установление торговых режимов в отношении третьих стран;
- статистика внешней и взаимной торговли;
- промышленные и сельскохозяйственные субсидии;
- энергетическая политика;
- естественные монополии;
- взаимная торговля услугами и инвестиции;
- транспорт и перевозки;
- валютная политика;
- охрана и защита результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации товаров, работ и услуг;
- таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;
- таможенное администрирование;
- и другие.
Территория и управление
Объединение границ Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан стало основанием для появления Единого таможенного пространства. Так была образована территория Таможенного союза. Помимо этого, в нее включаются отдельные территории или объекты, находящиеся под юрисдикцией сторон соглашения.
Предел территории – граница Таможенного союза со сторонними государствами. Более того, нормативно закреплено существование границы у отдельных территорий, располагающихся в ведении государств-членов Союза.
Управлением и координацией Евразийского экономического союза занимаются два органа:
- Межгосударственный Совет – высший орган наднационального характера, состоит из глав государств и главы правительств Таможенного союза.
- Комиссия Таможенного союза – ведомство, которое занимается решением вопросов по формированию таможенных правил и регулирует внешнюю торговую политику.
История формирования Евразийского экономического союза
Официальной датой начала формирования Таможенного союза можно считать 1995 год, когда между Российской Федерацией, Республикой Казахстан и Республикой Беларусь было заключено Соглашение о создании Союза. Целью данного Соглашения было налаживание экономического взаимодействия между сторонами, обеспечение свободного товарообмена и добросовестной конкуренции.
26 февраля 1999 года был подписан Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Участниками Договора стали Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, а с 2006 года — Узбекистан. До начала 2000-х годов в странах-участниках активно шел процесс налаживания сотрудничества в различных областях деятельности (в том числе социокультурной, научной).
В 2000 году было принято решение об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Участниками сообщества стали Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан.
В 2003 году было подписано Соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП). Началась работа по подготовке правовой базы ЕЭП, которая в дальнейшем стала основной для функционирования Союза.
Наиболее важными событиями в процессе формирования Таможенного союза стали два неформальных саммита глав государств ЕврАзЭС.
На неформальном саммите 16 августа 2006 года главы государств ЕврАзЭС приняли решение о формировании Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в соответствии с которым Казахстану, Беларуси и России было поручено подготовить договорно-правовую базу. Через год, 6 октября 2007 года, на саммите ЕврАзЭС был одобрен и подписан пакет документов, положивших начало созданию правовой базы Таможенного союза (договоры о создании Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, о Комиссии таможенного союза, протоколы о внесении изменений в Договор об учреждении ЕврАзЭС, о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним). Кроме того, утвержден План действий по формированию таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.
Официально с 1 января 2010 года начал функционировать Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Объединившиеся государства стали применять во внешней торговле с третьими странами единый таможенный тариф и единые меры нетарифного регулирования, а также упорядочили тарифные льготы и преференции для товаров из третьих стран, начал действовать Таможенный кодекс Таможенного союза. Постепенно на внутренних границах стан-участниц Таможенного союза стали отменяться таможенное оформление и таможенный контроль, ликвидировались пункты принятия уведомлений.
В 2012 год вступили в силу международные договоры, формирующие правовую основу Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, создающие основу для свободного движения не только товаров, но и услуг, капитала и рабочей силы.
С подписанием Договора о Евразийском экономическом союзе 29 мая 2014 года страны-участницы Таможенного союза и Единого экономического пространства положили начало новому более тесному взаимодействию. 10 октября 2014 года к Договору о ЕАЭС присоединилась Республика Армения. 23 декабря 2014 года был подписан Договор о присоединении Кыргызской Республики к ЕАЭС.
Союз и общий транзит
Транзит Союза, ранее называвшийся «Транзит Сообщества», представляет собой систему, обычно применимую к перемещению товаров, не входящих в Союз, за которые не были уплачены таможенные пошлины и другие сборы, причитающиеся с импорта, а также товаров Союза, которые между их пунктами отправления и пункт назначения в ЕС, должны проходить через территорию третьей страны.
«Общая» процедура транзита используется для перемещения товаров между странами-членами ЕС, странами ЕАСТ (Исландия, Норвегия, Лихтенштейн и Швейцария), Турцией (с 1 декабря 2012 года), Республикой Северная Македония (с 1 июля 2015 года). ) и Сербия (с 1 февраля 2016 г.). Работа общей транзитной процедуры с Великобританией обеспечивается, поскольку Великобритания сдала на хранение свой документ о присоединении 30 января 2019 года в Секретариат Совета ЕС. Процедура основана на Конвенции от 20 мая 1987 г. об общей процедуре транзита. Правила фактически идентичны правилам транзита Союза.
Эдвард Kellett-Bowman MEP , в качестве докладчика для парламента Европейского комитета по расследованию, представил Парламенту доклад в феврале 1997 года , в котором определены удаление пограничного контроля и отсутствие сотрудничества со стороны государств — членов, ответственных за рост организовано преступность и контрабанда . Отчет Келлетт-Боуман привел к тому, что Европейский Союз создал таможенный орган по расследованию и компьютеризовал системы мониторинга транзита.
История и перспективы
Итак, в 1995 году руководителями России, Казахстана и Беларуси были подписаны договоры о создании Таможенного союза. Позже к ним присоединились Таджикистан, Киргизия. В 2000 году на базе этой организации был создан Евразийский экономический союз. В 2007-м была создана комиссия Таможенного союза как единый действующий, постоянно регулирующий орган. Этот путь для Таджикистана оказался довольно сложным, и об этом нужно говорить отдельно. Ниже будет глава, посвящённая Таджикистану и его пути в Таможенный союз, какой страна эта пока не осилила. Возможно, в 2017-м и станет его шестым членом.
В 2010 году был введён Таможенный кодекс, а в 2011-м принята Декларация об экономической интеграции и втором её шаге — ЕЭП (Единое экономическое пространство), которая вступила в силу лишь в 2012-м в виде семнадцати межгосударственных соглашений, где была заложена правовая основа этой организации. Тогда же пришёл черёд сформироваться и Евразийской экономической комиссии, которая заменила комиссию ТС. В январе 2015 года был подписан всеобъемлющий договор о Евразийском экономическом союзе, который стал третьим шагом по созданию продвинутой таможенной системы на территории вышеперечисленных государств. В 2016 году пять стран подписали этот договор. Какие страны входят в Таможенный союз нового типа? Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия.
Направления деятельности и условия вступления
ТС ЕАЭС обеспечивает функционирование внутреннего рынка продукции, повышение ее конкурентоспособности относительно импортных товаров. Страны-участники применяют Единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими сторонами. Между Белоруссией, Киргизией, Арменией, Казахстаном и Россией перемещение товаров проходит без декларирования и государственного контроля.
Отдельными статьями Договора между государствами-членами прописаны:
- информационное взаимодействие;
- регулирование обращения медикаментов;
- установление единых требований к продукции;
- соблюдение санитарных норм для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан;
- введение единых прав потребителей на всей территории Союза;
- обеспечение развития всех участников с использованием потенциала и конкурентных преимуществ каждого члена и другие.
Государство, пожелавшее вступить в Союз, должно направить обращение Председателю Высшего совета. Документ передается Комиссии и рассылается другим членам. В течение двух месяцев действующие участники направляют Комиссии позиции по данному вопросу, а решение о принятии кандидата принимается на заседании Совета.
Государство, желающее прекратить членство в ТС ЕАЭС, сообщает о намерении в Комиссию, которая уведомляет остальных участников. Выход из объединения происходит спустя 12 месяцев с момента направления уведомления в Комиссию. Со страной улаживаются все финансовые вопросы.
Как это происходит
Каждый раз, когда создаётся таможенный союз, страны-участники обговаривают создание можгосударственных органов, которые будут координировать и согласовывать внешнеторговую политику. Периодически проводятся совещания на уровне министров соответствующих ведомств, опирающихся в работе на постоянный межгосударственный секретариат. Таможенный союз, страны-участники которого имеют межгосударственную интеграцию, создаёт и наднациональные органы. Это более продвинутая форма интеграции, чем, например, простые зоны свободной торговли. ЕЭК же — это постоянный регулирующий наднациональный орган ЕАЭС, который ранее был менее продвинутыми Таможенным союзом и Единым экономическим пространством (ЕЭП).
Такая современная форма единого торгово-экономического союза была создана в 2011 году решением трёх президентов — Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации — и скреплена договором от 18 ноября этого года. По статусу эта организация является наднациональным органом управления, а подчиняется ВЕЭС (Высший Евразийский экономический совет), и решения комиссии в обязательном порядке исполняют все страны — участницы Таможенного союза, ЕАЭС и ЕЭП. Основной задачей перед ЕЭК стоит обеспечение всех условий для развития и функционирования этих трёх формирований, а также улучшение сферы интеграции в границах этих объединений.
Особые договоренности относительно территорий Соединенного Королевства
Соединенное Королевство Великобритании и Северная Ирландия покинуло Европейский Союз 31 января 2020 и переходные положения завершилось 31 декабря 2020 г. Специальных соглашений были сделаны для тех частей Соединенного Королевства и ее территорий , которые разделяют сухопутную границу с членом ЕС штат.
Северная Ирландия
Северная Ирландия больше не является членом Таможенного союза Европейского союза: ее торговля с Великобританией и ее торговля с Европейским союзом теперь регулируются Соглашением о торговле и сотрудничестве между ЕС и Великобританией , Законом о Европейском союзе (будущие отношения) 2020 года и Закон Соединенного Королевства внутреннего рынка 2020 . К ним относятся особые положения о торговле товарами между Северной Ирландией и ЕС, которые во многих целях аналогичны тем, которые применяются в Таможенном союзе, хотя Северная Ирландия остается частью таможенной территории Великобритании.
Гибралтар
Гибралтар покинул ЕС одновременно с Великобританией. Находясь в составе ЕС, это была одна из территорий не входивших в состав Таможенного союза. Между ЕС, Соединенным Королевством и Гибралтаром было достигнуто принципиальное соглашение о заключении договора, который включал бы положения о торговле товарами между ЕС и Гибралтаром. Они будут «в значительной степени аналогичны» тем, которые существуют в Таможенном союзе. По состоянию на июль 2021 года соглашение еще не заключено.
Акротири и Декелия
Как уже отмечалось , британские заморские территории Акротири и Декелия на Кипре являются неотъемлемой частью таможенной территории ЕС.
Положительные стороны
По сравнению с функциями зоны свободной торговли ТС имеет многие преимущества, предоставляемые всем субъектам хозяйствования в странах-участницах. Прежде всего снижаются расходы на то, чтобы создать, переработать, переместить, транспортировать товары по территориям стран ТС.
Кроме того, уменьшаются финансовые и временные затраты в связи с отсутствием административных ограничений. Сокращается количество таможенных процедур, в то время как товары из других стран, не участвующих в ТС, должны преодолевать многие таможенные барьеры. С помощью ТС легче открываются новые рынки сбыта. Таможенное законодательство упрощается и унифицируется.
Страны-участницы ТС ЕАЭС
ТС ЕАЭС на 2019 год включает в себя пять государств: Армению, Беларусь, Кыргызстан, Казахстан и Россию. Первое соглашение относительно создания Таможенного союза было заключено между Россией и Казахстаном первого июля 2010 года. Эта дата и считается днем основания ТС ЕАЭС. Но еще за десять лет до этого Россия и Беларусь заключили подобное соглашение, по сути открывшее границы между этими двумя государствами. Но официальное утверждение организации произошло лишь в 2010. Шестого июля того же года Беларусь стала третьим членом Таможенного союза официально.
Новый Таможенный кодекс включал в себя отмену транспортного контроля на границах между странами ТС, создание возможностей для активного выхода продукции союзников на международный уровень, свободный товарообмен и свободное движение трудовых мигрантов.
Правительство Армении подписало соглашение о вступлении в Таможенный союз в октябре 2014 года, а сам договор вступил в силу только в 2015 году, второго января, что совпало со вступлением Армении в сам ЕАЭС. Хронология принятия решения о вступлении в союз выглядит следующим образом. В 2012 году Тигран Саркисян, тогда действующий премьер-министр, а ныне – Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии, высказался относительно ТС достаточно жестко, пояснив, что считает вступление в него для Армении довольно нецелесообразным, предложив правительству поискать другие формы межгосударственного сотрудничества с Россией. В государстве имелось немало противников присоединения к ТС, но их позиции оценивались, как слабые и неубедительные, и в следующем, 2013 году, президент Серж Саргсян заявил о твердом решении вступить в Таможенный союз, подписав в ноябре меморандум, положивший начало процедуре присоединения Армении к ТС ЕАЭС.
В далеко идущих планах правительства России Армения должна была занять ту нишу, которую раньше занимала Молдавия – поставки продуктов виноделия и плодоовощной продукции. Кроме того, Армения получила немало важных льгот, способствующих укреплении экономики республики: долговременная заморозка цен на газ, получение нефтепродуктов, алмазов и других важных ресурсов без излишних наценок.
Киргизская Республика – полноправная участница Таможенного союза с восьмого мая 2015 года. Причем правительство страны приняло решение о присоединении еще в 2011 году, а заявка на вступление была подана в 2013. Планировалось, что к концу 2013 рабочая комиссия определит необходимые мероприятия для вступления Киргизии в ТС.
Разумеется, главной причиной присоединения Киргизии к Таможенному союзу были широкие экономические выгоды, возможность трудоустройства местных жителей в странах ЕАЭС, снижение экономической зависимости от продукции КНР. Именно решение вопроса свободного перемещения трудовых мигрантов в дорожной карте ТС стало основным требованием республики для вступления в ТС ЕАЭС.
Почему Таможенный союз работает не так, как планировалось: проблемы и противоречия
Разногласия между участниками возникли в очередной раз в 2014 году в результате запрета России на ввоз партии мяса из Белоруссии. Одновременно с этим было провозглашено ужесточение правил пересечения продукцией из Белоруссии границы, что повлекло противоречие принципу упрощения процедуры перемещения товаров на таможенной территории.
Белоруссия в нарушение условий договоренностей вернула пограничный контроль, ее власти заявили о намерениях отказаться от обращения рубля в пользу американского доллара. Развитие событий окажет отрицательное влияние на интеграцию региона.
Возникающие противоречия, сложности доверительных отношений, стремление к большей выгоде не дают возможности достичь целей Таможенного союза. Падение оборота товаров служит тому доказательством. Но в условиях отсутствия объединения ситуация могла сложиться хуже. Кризисные явления имели бы больший масштаб и основательные последствия для экономик стран-участников.
Многие организации извлекают выгоду из торговли внутри таможенной территории. При этом оборот все равно падает, а ввозные пошлины осложняют импорт зарубежных товаров.
Распределение таможенных пошлин приобрело положительную тенденцию для Белоруссии и Казахстана, хотя изначально основная сумма поступлений планировалась в бюджет РФ.
Достижение поставленных у истоков Таможенного союза ЕАЭС целей требует времени, но заинтересованность государств-членов и их граждан неизменно ведут к их реализации.
Информация по Таможенному кодексу представлена в данном выпуске новостей.
https://youtube.com/watch?v=t0ehX814zpA
Сегодня
Сегодня Евразийский экономический союз работает не менее активно, чем в любой из прошлых моментов существования ТС. Решениями Комиссии обсуждаются всё новые программы развития отношений между странами-участницами. Например, создан и работает консультативный комитет, занимающийся нефтью и газом, который формирует общий рынок газа в границах ЕАЭС. А это едва ли не важнейший приоритет интеграционного сотрудничества, включивший в себя целый комплекс различных мероприятий — технологических, организационных, правовых (всего мероприятий — более тридцати). В 2016 году главы государств России, Киргизии, Казахстана, Беларуси и Армении уже утвердили концепцию работы по формированию общего газового рынка. Остаётся проработать международный договор с едиными правилами доступа к системам газового транспорта, расположенных на территориях этих государств.
Развивается общий рынок автотранспортных услуг, повышается конкурентоспособность международных перевозок, улучшено в значительной мере таможенное регулирование и страхование. Несмотря на то что между странами-участницами внешнеэкономические связи обеспечиваются всеми существующими видами транспорта, доля автомобильного в нём — более 82 процентов от общего объёма грузоперевозок, а пассажирских — 94 процента. И эти проценты ещё растут. Формируется и общий рынок услуг на воздушном транспорте, и эту тему в конце апреля 2017 года подробно обсуждал в Минске консультативный комитет. Подготавливается проект так называемой дорожной карты, что является реализацией основных направлений транспортной политики.
Полномочия
Все полномочия комиссии Таможенного союза были переданы в Евразийскую экономическую комиссию. Помимо этого появились и дополнительные функции, их довольно много. Сферы полномочий очень широки, комиссия занимается таможенно-тарифным и нетарифным регулированием, администрированием таможни, техническим регулированием
Всемирно важно выполнение санитарных, фитосанитарных и ветеринарных норм, и здесь тоже зона действия ЕЭК. Страны — члены Таможенного союза пользуются ввозными таможенными пошлинами, которые были зачислены и распределены комиссией
Ею же устанавливаются торговые режимы и в отношении посторонних стран. На комиссию возложена обязанность вести статистику взаимной и внешней торговли, выстраивать макроэкономическую и конкурентную политику, распределять сельскохозяйственные и промышленные субсидии.
Под ведомством комиссии Таможенного союза находится энергетическая политика, под её руководством создаются естественные монополии, делаются муниципальные и государственные закупки. В каждой функции ЕЭК заложена цель процветания взаимной торговли инвестициями и услугами, она контролирует валютную политику. Также под её ведомством — перевозки и транспорт, охрана результатов индивидуализации услуг, работ, товаров, интеллектуальной деятельности. Занимается ЕЭК трудовой миграцией, финансовыми рынками — банковской сферой, страхованием, рынками ценных бумаг и валютным. А также в сферах её интереса многое другое, что достаточно сложно перечислить, не переписывая многостраничные документы. Из главного: именно комиссия реализует международные договоры, формирует договорно-правовую базу ТС и ЕЭК. Страны единого Таможенного союза, являясь сторонами этого объединения, делают долевые взносы, утверждённые главами государств-сторон.
ТС и Всемирная торговая организация
Цель практически каждого таможенного союза заключается в том, чтобы создать ряд преференций для стран, которые будут в него входить. Также создаются максимально благоприятные условия за счет введения льгот для свободного перемещения товара через границы. Говоря о всемирной торговой организации, она призвана бороться с неравноправием в торговле между государствами.
Все страны должны находиться в одинаковых условиях без введения каких-либо преференций и льгот. Эксперты ожидали, что разная политика государств таможенных союзов и ВТО точно приведёт к проблемам с документами и ряду других сложностей. Также стоит учесть, что подписанное соглашение с ВТО характеризуется более широким охватом вопросов всемирного масштаба, если сравнивать с таможенным регулированием.
Чтобы быть готовым к подобным проблемам были специально разработаны возможные пути выхода из кризиса. Ещё до момента вступления Российской Федерации в ВТО, руководство стран участниц таможенного союза приняло решение о подписании специально подготовленного договора, который определял порядок действий на случай возникновения потенциальных проблем.
Особое внимание уделялось обязанностям по введению ставки единого таможенного тарифа внутри таможенного союза, что также должно было соответствовать требованиям ВТО. Данное дополнительное соглашение пришлось подписывать, так как участники союза не могут вступить во Всемирную торговую организацию одновременно
Опираясь на мировую практику, каких-либо экстраординарных ситуаций на фоне вступления страны в ВТО, уже находясь в составе какого-либо таможенного союза, не возникает. Действительно сложные проблемы возникали крайне редко. В большинстве случаев, они возникали не из-за членства в ВТО, а из-за ряда несовместимостей в торговой политике самого государства и участников Всемирной торговой организации.
Перспективы членства в ТС
В момент создания таможенного союза, практически всегда речь идёт о том, чтобы достигнуть социально-экономического прогресса. В перспективе, это может привести к увеличению товарооборота. То же самое касается рынка услуг. Увеличение количества продаж на первых этапах сотрудничества должно наблюдаться внутри таможенного союза благодаря следующим условиям:
- Внедрение стандартов безопасности и введение единых требований;
- Исключение из таможенных процедур сложных процессов, которые провоцируют потерю времени, а также отмена пошлин. Именно за счёт этого, производимая странами участницами продукция должна стать более привлекательной для партнёров;
- Рост товарооборота за счёт упрощения таможенного контроля на пропускных пунктах.
Евразийский экономический союз
Эмблема Евразийского Экономического Союза
Предлагаемый флаг Евразийского Экономического Союза
Евразийский экономический союз: достижения и перспективы (9 января 2017 года).
Состав ЕАЭС
- Армения (с 10 октября 2014 года)
- Беларусь (с 29 мая 2014 года)
- Казахстан (с 29 мая 2014 года)
- Киргизия (c 23 декабря 2014 года)
- Россия (с 29 мая 2014 года)
Наблюдатели
- Молдавия — имеет статус государства-наблюдателя при Евразийском экономическом союзе (с 14 апреля 2017 года)
- Узбекистан — имеет статус государства-наблюдателя при Евразийском экономическом союзе (с 11 декабря 2020 года)
- Куба — имеет статус государства-наблюдателя при Евразийском экономическом союзе (с 11 декабря 2020 года)
Другие потенциальные участники
Заключение
Начало публичного обсуждения возможной цели вступления Узбекистана в ЕАЭС спровоцировало сильнейшие споры у узбекской общественности. А конкретно о целесообразности этого шага. В итоге дебаты привели к глобальному расколу мнений за и против интеграции.
В 2020 году в Узбекистане наблюдается серьезная перестройка политического режима, устанавливаются приоритеты во внешней политике и экономике. В связи с этим вопрос вступает ли он в ЕАЭС наиболее актуален для рассмотрения и глубокого анализирования. Но требуется параллельно рассматривать и возможность вступления в альтернативные союзы, которые негласно выступают против Евразийского. Узбекистану надо учитывать и собственные интересы взвешивая все за и против такого объединения.
https://youtube.com/watch?v=an5yh9UkUzw
«Пока еще не проявились все ожидания и выгоды для Республики Казахстан от взаимной торговли на евразийском пространстве. Основными препятствиями стали существующая практика протекционизма на национальных рынках стран-членов союза и использование барьеров и ограничений во взаимной торговле. Имеет место и низкая комплиментарность торговли между странами-интеграторами». А.Б. Ерысалова, начальник отдела стратегического анализа и прогнозирования Казахского национального аграрного университета
Шансы на присоединение Узбекистана обсуждаются достаточно давно — с начала основания ЕАЭС, а затем и с момента прихода к власти президента Ш.Мирзиеева, нацеленного на проактивную внешнюю политику. Но только за последние годы эта идея начала выражаться в практических действиях. Переговорные обсуждения по этому вопросу займут время. Россия с Узбекистаном даже создавали рабочую комиссию для анализирования преимуществ и рисков интеграции. Выводы ожидались к концу 2019 года, когда возникла опасность возникновения мировой эпидемии Covid-19. Политические переговоры не прекратились окончательно, но были приторможены из-за возникшего экономического коллапса. Сейчас перспективы вступления еще более туманны, чем раньше.
https://youtube.com/watch?v=WLKt6YYgwm4