Участие России в глобальных организациях
Российская Федерация принимает активное участие в жизни мирового сообщества и является постоянным членом большого количества всемирных организаций, рассмотрим основные из них:
- Таможенный союз – надгосударственное объединение нескольких стран с целью создания единого экономического пространства и рынка, устранения таможенных ограничений для товаров.
- Организация Объединенных Наций (Совет Безопасности) – постоянный орган ООН, занимающийся вопросами международной безопасности.
- Содружество Независимых Государств – союз государств, ранее входивших в СССР. Главной целью СНГ являются вопросы политического, экономического и культурного взаимодействия между странами-участницами.
- Организация Договора о коллективной безопасности – совет нескольких государств для поддержания мира и порядка на территории участников.
- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе – объединение, занимающееся решением вопросов безопасности в Европе.
- Совет Европы – объединение европейских стран для укрепления демократии, совершенствования законодательства в области прав человека и культурного взаимодействия между странами.
- БРИКС — группа из пяти стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика.
- Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество – региональный форум для развития торговли между участниками.
- Шанхайская организация сотрудничества – объединение, целью которого является поддержание мира и стабильности. Не является военным блоком.
- Евразийский экономический союз – региональная организация, выступающая за интеграцию и сближение рынков стран-участниц.
- Международная организация по стандартизации – всемирное объединение, основной целью которого является выпуск международных стандартов и их внедрение на территории всех участников.
- Международный олимпийский комитет – организация, созданная с целью возрождения и продвижения олимпийского движения в мире.
- Международная электротехническая комиссия – объединение, занимающееся стандартизацией электросетей и оборудования.
- Всемирная торговая организация – торговый союз, призванный обеспечить равные права на международном рынке всем участникам.
Реальные проблемы
Серьезные вызовы, с которыми сегодня сталкивается ЕврАзЭс, обсуждаются в СМИ гораздо реже, чем интеграционная мифология. В частности, сохраняются зоны недостаточного контроля на внешних границах Евразийского экономического союза. Реэкспорт из Украины и ЕС, по оценке посла России в Белоруссии Михаила Бабича, приносит России убытки в сотни миллионов долларов. В 2017 г. урон от реэкспорта сахара из Белоруссии и Казахстана Минсельхоз РФ оценивал в 70–80 млрд рублей ($1–1,2 млрд).
Казахстан в свою очередь понес убытки вследствие затруднений с транзитом украинской продукции через территорию России. Западные санкции мешают развитию единого таможенного пространства, сдерживают развитие российской экономики, а значит, и общесоюзной. Белоруссию беспокоят недостаточные темпы создания энергосоюза и множество барьеров в торговле.
ЕврАзЭс_1
Сотрудник таможенной службы РФ осуществляет осмотр груза
Фото: РИА Новости/Александр Кондратюк
Однако стратегический вызов — глубокая экономическая и социальная модернизация государств – участников Евразийского экономического союза, повышение их места в иерархии мирового разделения труда.
Главной угрозой ЕврАзЭс могут оказаться отнюдь не геополитические риски, а геотехнологические, например стандарты в сфере связи или логистики. Неспособность сформировать собственное пространство стандартов чревато превращением Центральной Евразии в окраину Евро-Атлантики или Азии. Это повлечет вымывание трудовых ресурсов, сокращение пространства национальных языков, утрату суверенного контроля над экономикой.
Не приносит союзу пользы сохраняющееся в немалой части политиконформирующих кругов стран ЕврАзЭс представление, что задача внутренней модернизации может быть решена за счет внешних игроков, так называемой интеграции интеграций прежде всего с Евросоюзом. В обозримой перспективе это едва ли возможно. Как в силу зависимости Европы в вопросах безопасности от США и инфраструктуры НАТО, так и в силу мощных интересов в ядре ЕС, ориентированных на сохранение текущей структуры торговли со странами союза. Возврат к взаимодействию с ЕС возможен лишь в стратегической перспективе. Но ответ на вопрос об экономической стратегии ЕврАзЭс нужен уже сегодня.
Принцип консенсуса в принятии решений среди стран Евразийского экономического союза исключает возможности доминирования отдельных стран в блоке, но замедляет принятие решений, тормозит интеграцию. Так, Таможенный кодекс ЕврАзЭс был принят в серьезно усеченном виде, выпал целый блок налоговой политики, вызвавший вопросы в Казахстане.
У Евразийской экономической комиссии нет полномочий по контролю за исполнением решений органов ЕврАзЭс. У комиссии даже нет права обратиться в Суд ЕврАзЭс. Это тормозит устранение барьеров на общем рынке и усложняет разрешение спорных ситуаций.
Высший совет
В состав Совета входят главы участников Союза или главы их правительств. Заседаниями руководит Председатель, который готовит вопросы к рассмотрению и организовывает мероприятие.
Повестку Совета формирует Коллегия. Ее члены могут присутствовать на заседании по согласованию с Председателем, который также определяет возможность визита представителей СМИ.
Финансовое обеспечение мероприятия осуществляется за счет средств бюджета ЕАЭС.
К полномочиям Высшего совета, указанным выше, можно добавить следующие:
- утверждение состава Комиссии, регламента ее работы;
- назначение судей по предложенным членами кандидатурам;
- формирование бюджета, представление отчета о его исполнении;
- рассмотрение вопросов, по которым не был достигнут консенсус в рамках заседаний других органов;
- утверждение порядка международного сотрудничества, вступления в ТС ЕАЭС и исключения из него, размеров взносов участников;
- осуществление поручений Межправительственному совету и Комиссии, обращений к Суду;
- принятие решения о создании вспомогательных органов и другие.
По результатам заседаний оформляются решения и распоряжения.
ЕврАзЭС – предшественник ЕАЭС
В 2001 году интеграционные стремления вышеуказанных стран, а также присоединившегося к ним Таджикистана нашли выражение в создании полноценной международной организации – Евразийского экономического сообщества. В 2006 году участником ЕврАзЭС стал Узбекистан, но всего лишь по прошествии двух лет приостановил свое участие в организации. Статус наблюдателей получили Украина, Молдова и Армения.
Целью данной организации было углубление экономического сотрудничества в регионе, а также реализация некоторых задач, с которыми не справилось СНГ. Она являлась закономерным продолжением тех интеграционных процессов, которые были запущены договором 1996 года, а Евразийский экономический союз стал итогом общих усилий.
Состав
ЕврАзЭС в 2014 году: Страны-участники ЕврАзЭС Бывшие участники Наблюдатели Остальные страны СНГ
- Армения
- Белоруссия (2001—2014)
- Казахстан (2001—2014)
- Киргизия (2001—2014)
- Россия (2001—2014)
- Таджикистан (2001—2014)
- Узбекистан (2006—2008, приостановил членство)
Государства-наблюдатели
В соответствии с Уставом ЕврАзЭС, статус наблюдателя может предоставляться государству или межгосударственной (межправительственной) организации по их просьбе. Наблюдатель имеет право присутствовать на открытых заседаниях органов ЕврАзЭС, выступать на этих заседаниях с согласия председательствующего, получать при необходимости открытые документы и решения, принимаемые органами ЕврАзЭС. Статус наблюдателя не даёт права голоса при принятии решений на заседаниях органов ЕврАзЭС и права подписи документов органов ЕврАзЭС. Государствами-наблюдателями являлись:
- Молдавия (2002—2014)
- Украина (2002—2014)
- Армения (2003—2014)
Евразийское экономическое сообщество
Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) было предшественником Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Договор об учреждении ЕврАзЭС был подписан в 2000 г. и вступил в силу в 2001. В 2014 году государства-члены подписали соглашение о прекращении деятельности сообщества.
Эта международная экономическая организация была создана для продвижения Таможенного союза и Единого экономического пространства между странами-членами наряду с другими задачами экономического и гуманитарного характера.
Странами-участницами были:
- Беларусь,
- Казахстан,
- Киргизия,
- Россия,
- Таджикистан,
- Узбекистан,
Странами-наблюдателями были:
- Армения,
- Молдавия,
- Украина.
Как правильно «ЕАЭС» или «ЕврАзЭС»?
В некоторых источниках используется неправильное сокращение «ЕврАзЭС» для Евразийского экономического союза, во всех официальных документах принято использовать аббревиатуру ЕАЭС.
Статистика
Население
На данный момент в странах ЕАЭС проживает 183 438 872 человека.
- = увеличение.
- = устойчиво.
- = уменьшение.
Страна | Население | Мировое положение | |
---|---|---|---|
1 июня 2017 г. | 14 июля 2019 г., | ||
Армения | 2 981 500 | 2 962 100 | 135 ( ) |
Беларусь | 9 498 600 | 9 465 300 | 93 ( ) |
Казахстан | 18 014 200 | 18 512 464 | 62 ( 3) |
Кыргызстан | 6 140 200 | 6 389 500 | 110 ( ) |
Россия | 146 804 372 | 146 793 744 | 9 ( ) |
Резюме | 183 438 872 | 184 123 108 | 8 ( ) |
HDI
Страна | ИЧР по годам | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
2015 г. | 2017 г. | 2018 г. | ||||
Россия | 0,804 ( 0,001) | 49 | 0,816 ( 0,012) | 49 | 0,824 ( 0,008) | 49 |
Беларусь | 0,796 ( 0,002) | 52 | 0,808 ( 0,012) | 53 | 0,817 ( 0,009) | 50 |
Казахстан | 0,794 ( 0,001) | 56 | 0,800 ( 0,006) | 58 | 0,817 ( 0,017) | 50 |
Армения | 0,743 ( 0,002) | 84 | 0,755 ( 0,012) | 83 | 0,760 ( 0,005) | 81 год |
Кыргызстан | 0,662 ( 0,002) | 120 | 0,672 ( 0,010) | 122 | 0,674 ( 0,002) | 122 |
Середина | 0,760 ( 0,001) | 0,770 ( 0,010) | 0,778 ( 0,008) |
Экономическое сотрудничество: общие экономические проекты
Антикризисные фонды
9 июня 2009 года государства- члены Евразэс в сотрудничестве с Арменией объявили о создании Антикризисного фонда Евразэс . Министр финансов России Кудрин был избран президентом.
Последний уточнил: «Деньги фонда будут использоваться для предоставления суверенных займов и стабилизационных кредитов государствам-членам, а также для финансирования межгосударственных инвестиционных проектов. Следовательно, этот фонд будет своего рода региональной копией Международного валютного фонда (МВФ) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Как известно, МВФ предоставляет стабилизационные кредиты в глобальном масштабе, а ЕБРР предоставляет кредиты на инвестиционные проекты. Следует отметить, что Россия отказалась увеличивать в следующем периоде размер своего взноса в МВФ, который служил бы для предоставления стабилизационных кредитов нуждающимся странам во всем мире. Вместо этого он создает региональный фонд помощи своим соседям и союзникам » .
Президент Беларуси Лукашенко заявил: « Евразийское экономическое сообщество создаст фонд в размере 10 миллиардов долларов для борьбы с финансовым кризисом ». 9 июня 2009 года Фонд был учрежден во время собрания Eurasec .
По словам Лукашенко, Россия и Казахстан внесут соответственно 7,5 млрд и 1 млрд долларов на борьбу с кризисом.
- Государства-члены Антикризисного фонда
- Армения , член-основатель (2009 г.);
- Беларусь , член-учредитель (2009 г.);
- Казахстан , член-основатель (2009 г.);
- Кыргызстан , член-основатель (2009 г.);
- Узбекистан , член-учредитель (2009 г.);
- Россия , член-учредитель (2009 г.);
- Таджикистан , член-основатель (2009 г.).
Расширение
Единый Евразийский экономический союз не является структурой с неизменными границами. Гипотетически его членом может стать любая страна, подходящая под требования организации. Так, в январе 2015 года членом союза стала Армения, а в августе к организации присоединился Кыргызстан.
Наиболее вероятным претендентом на вхождение в сообщество является Таджикистан. Данная страна тесно сотрудничает с государствами ЕАЭС в рамках других региональных организаций и не остается в стороне от интеграционных процессов. Таджикистан является членом СНГ, организации коллективной защиты ОДКБ, в свое время являлся полноправным участником сообщества ЕврАзЭС, которое прекратило существование после начала функционирования ЕАЭС. В 2014 году президент Таджикистана заявил о потребности изучения вопроса о возможности вхождения страны в ЕАЭС.
В 2012-2013 годах проводились переговоры о возможном будущем вступлении в организацию Украины, так как региональное сотрудничество без этой страны, по мнению экспертов, не могло дать максимального эффекта. Но политическая элита государства была настроена на интеграцию в европейском направлении. После свержения правительства Януковича в 2014 году вероятность вступления Украины в ЕАЭС может быть реальной только в долгосрочной перспективе.
Предпосылки
Необходимость создания некоего интеграционного экономического объединения на постсоветском пространстве возникла сразу же, как только это пространство стало постсоветским. Во время существования СССР экономики союзных республик были сильно взаимозависимы. Во многих производственных циклах абсолютно нормальной была ситуация, когда деталь А делалась в одной союзной республике, деталь Б делалась в другой, а их итоговая сборка осуществлялась в третьей.
Естественно, во времена СССР с перемещением товаров и людей через границы республик не было никаких проблем. Но после распада Союза стало очевидно, что политический суверенитет и жёсткий таможенный контроль на границе — это, конечно, хорошо, но развитию внешней торговли и, как следствие, росту экономики не очень способствует.
Более того, крайне наглядной иллюстрацией этих размышлений было становление во второй половине ХХ века Европейского союза. То есть, давно уже независимые европейские государства осознали необходимость экономической интеграции и планомерно шли к ней долгие годы.
Поэтому, несмотря на популярный тренд политической независимости в начале 90-х, в экономике наоборот, царили интеграционные настроения. Впервые озвучил витавшую в воздухе мысль и использовал термин «Евразийский союз» Нурсултан Назарбаев, во время своего первого официального визита в РФ в 1994 году:
Назрела необходимость в переходе на качественно новый уровень взаимоотношений наших стран на основе нового межгосударственного объединения, сформированного на принципах добровольности и равноправия. Таким объединением мог бы стать Евразийский союз. Он должен строиться на иных, чем СНГ, принципах, ибо основу нового объединения должны составить наднациональные органы, призванные решать две ключевых задачи: формирование единого экономического пространства и обеспечение совместной оборонной политики.
Также одним из немаловажных факторов является создание в 1995 году Всемирной торговой организации (ВТО). Это событие на ближайшие несколько лет определило информационную повестку дискуссий о евразийской интеграции, обозначив вступление в ВТО как Большую Цель, к которой должна двигаться каждая уважающая себя национальная экономика.
В этом смысле региональная экономическая интеграция с ближайшими соседями рассматривалась, как промежуточный этап ко вступлению в ВТО. Дело в том, что страна-кандидат на вступление в ВТО обязана была иметь определённую законодательную базу и развитые инструменты таможенного и экономического контроля. Это же было необходимо и для региональной интеграции. Соответственно, одной из целей евразийской экономической интеграции было развитие национальных законов и вышеупомянутых инструментов, приведение их к тому уровню, который необходим для вступления в ВТО.
Стратегическая перспектива
Если государства смогут найти способы решения отмеченных выше проблем, прежде всего связанных с системами управления и согласования интересов в союзе, то дальнейшее движение станет возможным уже сейчас. Но не исключен и другой сценарий — торможение интеграции в силу внутриполитических причин и внешнего давления. Однако не стоит драматизировать ситуацию, отдавая отчет, что реально достигнуто уже немало.
ЕврАзЭс_1
Заседание Высшего Евразийского экономического совета
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков
Ключевой вопрос — сможет ли Евразийский экономический союз сформулировать собственную стратегическую повестку развития, с учетом объективных, прежде всего географических, условий? Как показывает статистика, средний ВВП развивающихся государств, не имеющих выхода к морю, составляет примерно 57% от объема ВВП соседних стран, имеющих морские порты. Внешнеторговый оборот государств, не имеющих выхода к морю, в среднем на 30% ниже, чем у прибрежных стран. Преодоление бремени континентальной географии, превращение его в преимущество — исторический вызов перед всеми странами ЕврАзЭс.
При этом, по всей видимости, со временем развитие Евразийского экономического союза будет меньше связываться границами бывшего СССР. Союз может тесно сотрудничать и с другими странами Евразии, многие из которых выступили с инициативой о развитии отношений. В конечном итоге предотвратить новую холодную войну — на этот раз между Китаем и США — может сценарий мировой системы, состоящей из нескольких сильных макрорегионов. Если они выдержат конкуренцию, то не допустят скатывания к блоковому противостоянию.
Экономическое взаимодействие
Главной целью создания ЕАЭС является углубление экономической интеграции между странами региона. Поэтому неудивительно, что в задачах организации экономика стоит на первом месте.
В границах организации действует Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, приятый ещё в 2010 году, до начала функционирования ЕАЭС. Он предусматривает свободное перемещение товаров без контроля на таможне на территории всех стран организации.
Применение экономических инструментов, предусмотренных концепцией развития ЕАЭС, призвано снизить стоимость товаров, которые пересекают границу, из-за отсутствия на них таможенной наценки; увеличить конкуренцию, что должно вызвать рост качества продукции; привести налоговое законодательство во всех странах к единому знаменателю; повысить ВВП членов организации и благосостояние их граждан.
Список
Государства-члены Евразийского экономического союза
Государства-наблюдатели
Другие государства-кандидаты
Члены
- Армения (2 янв 2015)
- Беларусь (1 января 2015 г.)
- Казахстан (1 января 2015 г.)
- Кыргызстан (12 августа 2015 г.)
- Россия (1 января 2015 г.)
Члены-наблюдатели
- Куба 11 декабря 2020 года Куба стала членом-наблюдателем. Куба становится первой страной за пределами Евразии и первой страной из Северной и Южной Америки, получившей статус наблюдателя.
- Молдова 14 апреля 2017 г. Молдова стала первым членом-наблюдателем.
- Узбекистан 11 декабря 2020 года Узбекистан стал членом-наблюдателем.
Таможенный союз ЕАЭС
Общее таможенное пространство для свободного движения товаров и услуг было создано в 2010 году между странами:
- Беларусь,
- Россия,
- Казахстан.
В декабре 2010 года эти три страны подписали Декларацию о создании единого экономического пространства, положив начало ЕАЭС.
В 2012 году это сотрудничество вступило в действие как Единое экономическое пространство. К свободному движению товаров и услуг добавились капитал и рабочая сила.
В 2015 году к ним присоединились ещё две страны:
- Армения,
- Киргизия.
Таким образом, участниками ТС ЕАЭС на 2020 год являются:
- Беларусь,
- Россия,
- Казахстан,
- Армения,
- Киргизия.
Членство
Члены
- Беларусь
- Казахстан
- Кыргызстан
- Россия
- Таджикистан
Узбекистан ранее был членом ЕАЭС, однако приостановил свое членство в 2008 году.
В соответствии с Уставом ЕврАзЭС статус наблюдателя может предоставляться государствам или межправительственным организациям по их просьбе. Наблюдатели имели право посещать публичные собрания Евразийского экономического сообщества, выступать на этих собраниях и с согласия председательствующего получать публичные документы и решения, принятые Сообществом. Статус наблюдателя не позволял государствам принимать участие в принятии решений на заседаниях Евразийского экономического сообщества. Государства-наблюдатели были: