Бюджет-2019. как распределили бюджет страны на текущий год

Расходы республиканского бюджета по функциональной классификации

Наиболее наглядная таблица, где можно проследить приоритеты в распределении бюджетов по функциональным направлениям, а не по министерствам и органам(приложение 3 в проекте закона).

Согласно таблице на пунктпромышленность, строительство и архитектура» собираются в 2021 году потратить 1.007.931.291 рубль. Из них на строительство и архитектуру(подпункт в пунктепромышленность, строительство и архитектура») пойдет всего лишь 3.221.095 рублей. Для сравнения, на органы внутренних дел(подпункт пунктаСудебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности») выделили 1.025.360.760 рублей. Что в 318 раз больше, чем планируют потратить на строительство и архитектуру.

Мы сравнили статьи расходов бюджета по направлениям и доле, которую они занимают от потребления общего бюджета, выделенного на 2021 год. Физически невозможно в одной инфографике отобразить все направления, которые указаны в проекте Закона, поэтому мы выбрали смежные со строительством, а также наиболее интересные, по мнению редакции. Стоит понимать, что выбранные нами классификации потребляют лишь 38% средств всего бюджета.

«Билл Гейтс или Джефф Безос мог бы содержать нашу страну 3,5 года»

– Жанна, наш бюджет на 2020 год – это много или мало? С чем сравнить эту сумму?

– Говорить только о сумме республиканского бюджета – это не очень информативно, есть еще местные бюджеты. Сейчас в республиканский бюджет заложено 25 млрд расходов, и еще около 15 млрд будет в местных. Плюс около 17 млрд – в ФСЗН (Фонд социальной защиты населения, из которого идут выплаты на пенсии, пособия, больничные). В итоге мы выходим на сумму в 55-60 млрд рублей. Это почти 30 млрд долларов. Для сравнения: по данным Bloomberg, состояние Билла Гейтса – 110 млрд долларов, основателя Amazon Джеффа Безоса – 109 млрд. Так что один из них мог бы содержать нашу страну 3,5 года.

Кстати, швейцарский банк Credit Suisse недавно подсчитал, что совокупное богатство всех белорусов составляет 123 млрд долларов. Если всем белорусам все распродать и скинуться, на эти деньги можно купить четверть состояния Фейсбука, половину компании «Самсунг», «Макдональдс» или «Лукойл». На выбор.

– А дефицит бюджета в 2020 году в 1 млрд – это критично или нет? Откуда он взялся?

– Дефицита в бюджете у нас давно не было. Причем Минфин недавно заявил, что его следует ждать и в следующем году, и через год. К балансу мы планируем прийти только в 2023 году. То есть настали сложные времена. Основная причина – отсутствие компенсации за налоговый маневр России в нефтяной сфере (из-за него Беларусь лишается доходов от экспортных пошлин на нефтепродукты), прекращение поступлений от перетаможки нефти. Из-за этого мы теряем значительную долю поступлений, а расходы сократить не можем. Но если верить Минфину, то дефицит можно покрыть с помощью остатков бюджетов прошлых лет.

Дефицит в 1 млрд нельзя назвать критическим. Грубо говоря, государству для покрытия всех расходов не хватает по 105 рублей на каждого жителя страны. Сумма вроде не такая и большая, но, к примеру, 1,3 млрд – это наши расходы на всю национальную оборону.

Инфографика: Екатерина Мартинович

– Что же изменилось в проекте бюджета на следующий год?

– Если смотреть распределение бюджета по отдельным ведомствам, то сразу бросается в глаза большой рост по Центризбиркому – плюс 7000%. Но объяснение здесь простое – в 2020 году запланированы выборы президента. На втором месте – Министерство ЖКХ, получившее в восемь раз больше денег, чем в прошлом году. С чем это связано, сказать пока сложно. Вероятно, какая-то часть средств, которая раньше шла через местные бюджеты, теперь пойдет через республиканский. Либо дополнительное финансирование направят на завершение госпрограмм в сфере ЖКУ.

Заметных сокращений расходов тоже немного. Сократили расходы на 20% на физкультуру, спорт и средства массовой информации. Но тем не менее на пять государственных СМИ тратится приличная сумма – в среднем 169 тысяч долларов в день.

Расходы на транспорт сократили почти на 90%. Но здесь тоже пока мало ясности – может, расходы перераспределили с местными бюджетами. Есть и хорошая новость – сократилось обслуживание госдолга (это проценты по кредитам) на 7%. Однако на выплату процентов у нас все равно уйдет 2,8 млрд рублей – это больше, чем на всю милицию и суды. С учетом основного долга сумма выходит очень значительная. Своими силами мы с этими кредитами справиться не можем, поэтому постоянно приходится рефинансироваться, т.е. брать новые кредиты на погашение старых. Из-за такой долговой петли размер госдолга меньше не становится.

«Среднестатистический белорус отдает в казну половину своей зарплаты»

– Насколько прозрачны суммы расходов бюджета и может ли налогоплательщик влиять на них?

– Некоторые данные есть в открытом доступе на сайте Минфина или на сайтах исполкомов. Но у нас публикуют далеко не всю информацию, как это принято в развитых странах. Несколько лет назад Всемирный банк вместе с экспертами SYMPA/BIPART провел в Беларуси исследование, которое показало: с точки зрения прозрачности есть куда стремиться…

К сожалению, влиять простые граждане на бюджетную политику практически не могут. Существует обсуждение бюджета, где депутаты выступают от лица избирателей и могут изменить проект бюджета Минфина. Но на практике это не работает, обсуждения носят формальный характер. Напрямую куда-то обратиться сложно, но можно использовать петиции – есть удачные примеры, когда жители города решали с их помощью свои проблемы.

– Почти 83% бюджета составляют выплаченные людьми и предприятиями налоги. Не многовато ли мы платим?

– У нас действительно высокая налоговая нагрузка – среднестатистический белорус отдает в казну примерно половину своей зарплаты, если учесть взносы в ФСЗН, которые теоретически налогами не считаются. По расчетам Всемирного банка, Беларусь входит в топ-3 европейских стран по налоговой нагрузке.

Формально мы платим только 13% подоходного налога и 1% в пенсионный фонд, но основную часть налогов мы просто не видим (подсчитать конкретно свои можно с помощью калькулятора на сайте коштурада.бел). Именно граждане, а не юрлица в конечном итоге платят НДС 20% с каждой покупки. 34% ФСЗН с каждой зарплаты перечисляют работодатели, но ведь, по сути, работнику изначально платят на треть меньшую зарплату. У нас очень большие взносы в ФСЗН, их обычный размер европейских странах – около 20%. При этом в Европе пенсии выше. Минтруда недавно заявил, что в Европе пенсионеры живут хорошо, потому что на пенсию копят самостоятельно. Но и без дополнительных накоплений они получают пенсию гораздо достойнее, чем в Беларуси.

Юрлицам не лучше: по последним данным рейтинга Doing business, Беларусь по налогообложению оказалась на 99-м месте из 190 стран. Выходит, налоги у нас большие, но рационально расходовать полученные от них средства мы так и не научились.

Изображение использовано в качестве иллюстрации. Архив kraj.by 

Могу ли я решать, как тратить деньги из бюджета

Нет, не можете. В Беларуси отсутствуют работающие механизмы участия граждан в бюджетной политике. Несколько лет назад Всемирный банк проводил обзор открытости белорусского бюджета и пришел к выводу, что единственный механизм – это горячая линия КГК. То есть вы можете подать в КГК, например, жалобу о нерациональной трате бюджетных денег, и КГК будет обязан эту информацию проверить.

Можно попробовать взаимодействовать с госорганами по вопросам бюджета с помощью обращений – личных или коллективных (их называют петиции). Например, вы хотите, чтобы благоустроили городской сквер, составляете обращение в исполком, подаете его лично или собираете подписи. Если соблюдены все формальности (а именно, указаны реальные личные данные заявителей) – по закону исполком обязан ответить. Не факт, что сразу согласится, ведь лишних денег в бюджете, скорее всего, не будет, но, как минимум, вы обозначите потребность, чиновники о ней узнают и смогут рассмотреть вопрос при формировании бюджета на следующий год.

__

Бюджетная система – сложнейший механизм, состоящий из огромного количества элементов и подчиняющий множеству законов и правил. Однако знать, как она устроена, стоит каждому гражданину. Ведь бюджет практически полностью состоит из налогов и обязательных платежей, которые платят люди и компании. Все мы хорошо знаем, как тратим свои зарплаты

Знать, как тратятся налоги, не менее важно

Читайте нас в Telegram и

первыми узнавайте о новых статьях!

Белоруссия

  • Основная статья:Белоруссия
  • Статьи и новости РБ, Минск
  • Экономика Белоруссии
  • Зарплаты в Белоруссии
  • Электромобили (рынок Белоруссии)
  • ID-карта в Белоруссии
  • ИКТ (рынок Белоруссии)
  • ИТ-рынок Белоруссии
  • Цифровая экономика Белоруссии
  • Информационные технологии в Белоруссии
  • Информационная безопасность в Белоруссии
  • Сотовая связь (рынок Белоруссии)
  • Интернет в Белоруссии
  • Контроль поведения пользователей в интернете в Белоруссии
  • Веб-разработка (рынок Белоруссии)

ВВП Беларуси в 2020 году снизился на 0,9%

Тезисы об экономике Белоруссии: страна для выживания или страна для жизни

Внешний госдолг Белоруссии увеличился до $15,6 млрд

Россия выделила Белоруссии финпомощь в $630 млн

Евразийский банк развития перечислил Белоруссии кредит в объеме $500 млн

омики Белоруссии и России

Что важно знать

омики Белоруссии и России. Что важно знать

Инфляция в Белоруссии замедлилась в 2015 году до 12%

Бюджет РБ на 2021 год в цифрах

Отрасль/направление млрд. руб
проект доходов
налоги на товары 14,115 млн руб.
внешнеэкономическая деятельность 4,033 млн руб.
доходы от использования имущества 987 млн руб.
налоги на доходы и прибыль 988 млн руб.
поступления от других бюджетов 833 млн руб.
другие налоги, сборы (пошлины) 432 млн руб.
поступления от иностранных государств 533 млн руб.
прочие неналоговые доходы 818 млн руб.
доходы от осуществления приносящей доходы деятельности 474 млн руб.
штрафы, удержания 91 млн руб.
проект расходов
государственная деятельность 13,366 млн руб.
национальная оборона 1,463 млн руб.
судебная власть, правоохранительная деятельность 2,773 млн руб.
охрана окружающей среды 108 млн руб.
жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство 389 млн руб.
здравоохранение 1,668 млн руб.
физическая культура, спорт 508 млн руб.
образование 1,291 млн руб.
социальная политика 2,063 млн руб.

Исходя из чего формировали бюджет

В проекте бюджета на 2019 год заложены следующие показатели: курс белорусского рубля к доллару – 2,216, темп роста ВВП – 102,1%, среднегодовая инфляция – 5,3%, цена на нефть – 60 долларов за баррель.

По мнению экспертов, эти цифры «вполне правдоподобны».

– Скорее всего, курс белорусского рубля к доллару к концу следующего года не превысит 2,25, уровень инфляции я допускаю в пределах 5,5%. Хотя цена на нефть сейчас обновила минимум с сентября 2017 года и баррель стоит около 55 долларов, рост ее стоимости в следующем году не исключен, – рассуждает Вадим Иосуб, старший аналитик «Альпари». – Единственное, что вызывает сомнение, – заложенный в бюджете рост ВВП. Сейчас рост экономики замедляется. Это будет происходить и в начале следующего года из-за отсутствия компенсации из-за нефтяного налогового маневра России. Я допускаю рост ВВП в следующем году на 1%–2%.

Региональные документы: Приказы

Приказ Министерства финансов Республики Башкортостан от 18 декабря 2020 № 426 «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Республики Башкортостан от 14 ноября 2008 года № 44 “Об утверждении Порядка открытия и ведения лицевых счетов в Министерстве финансов Республики Башкортостан”»

Приказ Министерства финансов Республики Башкортостан от 9 апреля 2019 года № 101 «Об утверждении Порядка санкционирования расходов некоммерческой организации Фонд «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан», источником финансового обеспечения которых является субсидия на государственную поддержку проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах»

Приказ Министерства от 27 сентября 2017 года № 245 «Об утверждении Порядка проведения кассовых операций со средствами некоммерческой организации “Фонд развития промышленности Республики Башкортостан” на лицевом счете, открытом в Министерстве финансов Республики Башкортостан»

Приказ Министерства финансов Республики Башкортостан от 15 мая 2014 года № 54 «Об утверждении Порядка санкционирования расходов государственных унитарных предприятий Республики Башкортостан, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Республики Башкортостан» (в редакции от 02.03.2016)

Приказ Министерства финансов Республики Башкортостан от 12 мая 2011 года № 26 «О перечислении остатков средств бюджетных и автономных учреждений Республики Башкортостан со счета Министерства финансов Республики Башкортостан, открытого в учреждении Центрального банка Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации для отражения операций со средствами бюджетных и автономных учреждений Республики Башкортостан, в бюджет Республики Башкортостан, а также их возврата на указанный счет» (в редакции от 20.08.2015)

Приказ Министерства финансов Республики Башкортостан от 16 февраля 2011 года N УК-8 «Об утверждении Порядка проведения кассовых операций со средствами автономных учреждений Республики Башкортостан» (в редакции от 02.03.2016)

Приказ Министерства финансов Республики Башкортостан от 16 февраля 2011 года N УК-9 «Об утверждении Порядка проведения кассовых операций со средствами бюджетных учреждений Республики Башкортостан» (в редакции от 02.03.2016)

Структура бюджета

Госбюджет состоит из доходной и расходной части. В первой из них отражаются все безвозвратные поступления, основными статьями формирования доходов являются:

  • Налоги, уплачиваемые субъектами хозяйствования и гражданами страны в порядке, установленном законодательством. Они взимаются и центральными, и региональными органами власти.
  • Неналоговые поступления. К ним относятся доходы от имеющегося в государственной собственности имущества, а также от внешнеэкономической деятельности.
  • Безвозмездные поступления. Это доходы необязательного характера, которые могут поступать от международных институтов или иностранных государств, а также из других источников.

Наиболее значимой статьей дохода являются налоги, за счет которых формируется примерно 80% доходной части госбюджета.

Что касается расходной части бюджета, то важными статьями являются расходы на:

  • оборону государства;
  • социальные нужды;
  • образование;
  • здравоохранение.

Государство расходует деньги на оплату труда работников бюджетной сферы и силовых ведомств, на поддержку сельскохозяйственных и промышленных предприятий, на строительство и реконструкцию объектов госсобственности, проведение выборных кампаний и пр.

Бюджетная система

Государственный бюджет РБ, как и других стран, формируется благодаря налогам и сборам, которые взимаются с юридических и физических лиц. Данная часть от всех финансов страны находится под контролем государственных органов. За счет такого устройства государство может влиять на механизмы рынка.

На бюджетную систему оказывает влияние устройство государства. Если это федерация, то госбюджет разделяется на следующие подуровни:

  • федеральный;
  • субъект федерации;
  • местный.

Госбюджет государства унитарного типа (как раз к такому относится Беларусь) подразделяется на два основных уровня: государственный и местный.

Эксклюзив Realt.by

27.09 Сутки проживания в 100-летнем доме за 250 рублей, 200-летняя баня и музей ретро-автомобилей. Чем привлекает уникальная усадьба «Забродье»
22.09 У Дворца независимости уже почти достроили коробку огромного посольства Китая. Показываем, как она выглядит
28.09 Как живется людям в новой Лошице, которая всем очень нравится, и в старой, которую скоро снесут
23.09 «Дети бросают мусор прямо нам в окна». Как живут люди в довоенной двухэтажке среди высоток почти в центре Минска
28.09 Участок у воды под Минском продали за 10 тысяч долларов. Итоги аукциона
24.09 В Смолевичах начинают стройку еще одного дома для нуждающихся минчан. Узнали цены на квартиры
23.09 «Три года мы жили без подведенного к участку электричества». Семья построила дом прямо у леса и рассказала, как избежать ошибок
28.09 В Гродно за $ 700 тысяч продается дом в английском стиле. Как вам?

Откуда в казне берутся деньги

Основной источник денежных поступлений – налоги и сборы, которые уплачивают граждане и юридические лица. Кроме того, некоторую часть денег государство может зарабатывать, например, на дивидендах от акций или сдаче госсобственности в аренду.

В 2019-м году бюджет сектора государственного управления собрал 55 млрд рублей, из которых почти 16 млрд рублей поступило в ФСЗН и 39 млрд – в консолидированный бюджет. Если разделить доходы сектора госуправления на всех жителей Беларуси, получится, что в казну за год поступило примерно 5850 рублей из расчета на каждого жителя страны.

В консолидированный бюджет поступило 39 млрд рублей. При этом за счет налогов бизнеса и граждан сформировано 84% доходов консолидированного бюджета (33 млрд руб), остальное – собственные доходы государства, а также штрафы, пошлины и пр.

43% всех поступивших налогов – это НДС и акцизы, косвенные налоги, которые включаются в цену товаров и услуг. Мы платим эти налоги каждый раз, когда делаем любые покупки, хотя чисто технически плательщиками НДС и акцизов выступают юрлица – именно они делают перечисления на счета Минфина. В среднем на каждого жителя Беларуси в 2018 году пришлось почти 1500 рублей поступлений за счет акцизов и НДС, то есть по 125 рублей в месяц.  Эти «невидимые» платежи – традиционно самый весомый источник доходов бюджета.

Следующий по значимости налоговый источник поступлений – подоходный налог. Он принес казне 18% всех налоговых поступлений. Ставка подоходного налога в Беларуси составляет 13% и он удерживается с каждой зарплаты. Плательщиками, понятно, выступают граждане. Каждый из них заплатил в 2019 году в среднем по 630 рублей подоходного – примерно по 52,5 рубля в месяц.

Далее следуют налоги от внешнеэкономической деятельности (14% всех налоговых доходов) и налог на прибыль (11,5% всех налоговых доходов). Плательщики обоих налогов – юридические лица. Последние по значимости – налоги на собственность, которые платят и «физики», и «юрики». Они принесли казне 5% доходов.

Что касается ФСЗН, то у фонда – собственные источники доходов. Речь идет об обязательных страховых взносах, уплачиваемых работниками и их работодателями. Суммарный размер таких отчислений составляет 35% с каждой зарплаты, из которых 1% отражается в расчетном листе и вычитается непосредственно из зарплаты, а еще 34% поступает в виде перечисления от нанимателя. В ФСЗН в 2019 году поступило 16 млрд рублей или по 1700 рублей с каждого жителя страны.

Что такое дефицит и профицит бюджета?

Если между доходной и расходной частью можно поставить знак равенства, то это сбалансированный государственный бюджет, т.е. идеальный вариант экономического устройства страны. В ситуации, когда эти части не равны, появляются такие понятия, как дефицит и профицит бюджета.

Если наблюдается запланированное превышение расходов над доходами, то образуется дефицит. В противоположных обстоятельствах, когда заранее предусмотрено превышение доходов над расходованием средств, отмечается профицит.

При появлении дефицита экономисты страны решают вопрос, как можно его компенсировать и сформировать оптимальный фронд государственного бюджета. Среди популярных вариантов:

  • заемные средства (кредитование);
  • эмиссия государственных облигаций (ценных бумаг);
  • использование средств НБ РБ (в исключительных случаях);
  • приватизация объектов государственной собственности;
  • привлечение инвестиций.

При формировании бюджета экономисты руководствуются Бюджетным кодексом Республики Беларусь.

Куда уходят деньги, в какие…

Если посмотреть по структуре расходов за первый квартал 2021 года и сравнить его с первым кварталом 2020 года, то можно увидеть много интересного.

Так основным источником роста расходов выступила «Общегосударственная деятельность», куда входят не только государственные органы общего назначения, в том числе обеспечивающие деятельность президента, но также международная деятельность, резервные фонды, в том числе и фонд президента, а самая тяжелая статья – обслуживание государственного долга. Была самая тяжелая статья, теперь первенство за другими.

Если в первом квартале 2020 года на «Общегосударственную деятельность» было потрачено 1,437 млрд рублей, то в первом квартале 2021 года – 3,684 млрд рублей. Как говорится, почувствуйте разницу.

Даже расходы на здравоохранение (напомним, что в первом квартале 2020 года пандемии в Беларуси еще не было), выросли не так значительно с 1,424 млрд рублей (1 кв. 2020 г.) до 1,965 млрд рублей (1 кв. 2021 г.).

Расходы на общегосударственную деятельность пугают не только по причине такого значительного роста. Главная проблема в том, что они уже в первом квартале, то есть сразу, как был сверстан и утвержден бюджет, превысили прогнозируемые. На эту строку на весь год заложено 13,366 млрд рублей. Если умножить итоги первого квартала на четыре (по количеству кварталов в году), то получим 14,736 млрд рублей. Это, повторим, только по первому кварталу.

Еще более занимательная картина вырисовывается, если заглянуть в разбивку расходов на «Общегосударственную деятельность». В целом выросли все расходы. Например, трансферы бюджетам других уровней и государственным внебюджетным фондам увеличились почти в трое, если сравнивать с первым кварталом 2020 года – с 249,5 млн рублей до 688,1 млн рублей. Но даже этот рост не идет ни в какое сравнение с «иными расходами на общегосударственную деятельность». Если в первом квартале 2020 года «Иные» получили из бюджета 279,1 млн рублей, то в первом квартале 2021 года – 1,805 млрд рублей или в 6,5 (!) раз больше. И это при том, что на весь год, согласно утвержденному бюджету, «Иным» выделено всего 1,052 млрд рублей. А тут в первом квартале уже почти в два раза больше.

Куда пошли такие огромные средства, даже представить трудно. Для сравнения, на обслуживание государственного долга и долгов местного управления и самоуправления Беларуси в первом квартале затрачено всего 838 млн рублей. Это ранее и была самая тяжелая по расходам статья.

Еще одно сравнение. В первом квартале 2020 года на всю «Общегосударственную деятельность» было потрачено 4,8% ВВП, а в первом квартале 2021 года одни лишь «Иные» съели 5% ВВП, а вся общегосударственная деятельность – 10,1% ВВП. Зато поддержка национальной экономики снизилась с 4,1% до 3,4% ВВП, социальная политика в нашем социальном государстве – с 2,3% до 2,1% ВВП. Даже расходы на национальную оборону, несмотря на озвученные жуткие угрозы, сократились с 1,2% до 0,7% ВВП.

Расходы республиканского бюджета на 2019 год (млн руб.)

Обслуживание государственного долга Республики Беларусь

2977

Оборона и Вооруженные Силы Республики Беларусь

1160

Пенсионное обеспечение 

1057

Промышленность, строительство и архитектура

964

Дорожное хозяйство

948 

Органы внутренних дел

854 

Высшее и послевузовское образование

753

Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность

500

Топливо и энергетика

402 

Помощь семьям, воспитывающим детей

343

Физическая культура и спорт

333

Финансовые и налоговые органы

311 

Помощь в обеспечении жильем

304

Органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям

238

Органы пограничной службы

213

Лесное хозяйство

209

СМИ

151

Культура

147

Открытие и содержание дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь за рубежом

147

Органы государственного управления и другие органы исполнительной власти общего назначения

132

Среднее специальное образование

85

Охрана природной среды

85

Общее среднее образование

75 

Органы государственной статистики

53

Государственные органы, обеспечивающие деятельность президента Республики Беларусь

23

Жилищно-коммунальное хозяйство 

10

Обеспечение проведения выборов и референдумов

 0,5