Дефицит и профицит бюджета: определение, понятие, особенности и характеристика

ТОП-10 стран с самым большим бюджетом

У каких стран самый большой бюджет?

Десятка государств, имеющих самый большой госбюджет (в $ млрд., 2019 год):

1. США — 3422.

2. Китай — 2948.

3. Германия — 1334.

4. Франция — 1252.

5. Великобритания — 1066.

6. Япония — 933.

7. Италия — 845.

8. Бразилия — 616.

9. Канада — 550.

10. Австралия — 445.

15. Россия — 304.

57. Украина — 39.

60. Казахстан — 36.

Как видим, только 5 стран имеют бюджет, превышающий триллион американских долларов. За исключением Китая, все остальные — близкие политические и военные союзники США. Впрочем, как и во всей первой десятке. Германия, Франция, Великобритания, Италия и Канада — партнеры по НАТО. Япония имеет статус ключевого военного союзника США вне НАТО, Австралия давний партнер, да и с Бразилией устанавливаются тесные контакты.

Как балансируется бюджет

Вероятно, многие из вас задались вопросом о том, должны ли приниматься какие-либо меры по балансированию доходов и расходов.

Каждый новый год правительством расписывается финансовый план, который основывается на двух концепциях (но все мы понимаем, что это всего лишь теоретические основы):

  1. В бюджете должен быть баланс. Казалось бы, об этом мы всю статью и твердим! Но не все так просто. На практике можно допустить, что в стране длительное время наблюдалась безработица, соответственно, упал объем поступлений в казну. Конечно, правительство может увеличивать налоговые ставки для достижения баланса, но если ситуация на рынке труда усугубится, то государство ведь не сможет поднимать уровень обязательств до бесконечности.
  2. Баланс бюджета должен соблюдаться в рамках не календарного года, а экономического цикла. Так, к примеру, в стране инфляция, и правительство повышает уровень обязательств. В период экономического роста государство может погашать внешние долги, но это не говорит о том, что данное явление продлится год, скорее всего, продолжительность данного периода составит несколько лет. Но проблема в том, что спады и повышения разнятся по своей продолжительности и глубине, и это вовсе не значит, что налоговая ставка будет меняться с каждым колебанием.

Ситуация в России: цифры и факты

Теперь вы знаете понятие и особенности слова «профицит» применительно к бюджету. Анализ этого параметра крайне важен для экономистов, которые должны понимать причины явления

Им важно знать, куда идет страна, и нужно ли предпринимать дополнительные меры

К примеру, в России профицит федерального бюджета за 2018 год равен около 3 миллиардов долларов, а это более 3 % от ВВП. Наибольший объем доходов поступил от ФНС (более 10 млрд рублей), что почти на 93% выше плана. Дополнительные начисления поступают от таможни (около 5,5 млрд рублей) и других федеральных структур. Причиной стало увеличение доходов от продажи нефтепродуктов. Первоначально правительство закладывало меньшую стоимость нефти, которая впоследствии пошла в рост. Не удивительно, что профицит бюджета значительно вырос.

Что касается мировой практики, профицит бюджета характерен для многих экспортеров сырье. К примеру, у Брунея он достигает 40%, у Кувейта — 22-25%, у Макау — 15-20% и т. д. В странах без природных ресурсов такая ситуация является более редким явлением.

Бюджет России на 2018 год в цифрах

Рассмотрим бюджет России на 2018 год в цифрах. Запланировано поступление в бюджет 15,182 трлн. руб., что больше дохода предыдущего года на 1,5 триллиона. При этом уровень затрат государства останется почти таким же – 16,514 трлн. рублей.

Конкретные цифры по статьям расходов бюджета РФ на 2018 год следующие (в трлн. руб.):

  • социальная политика – 4,966;
  • общегосударственные расходы – 1,224;
  • оборона – 2,729;
  • экономика – 2,263;
  • национальная безопасность – 1,876;
  • образование – 0,619;
  • здравоохранение – 0,410;
  • ЖКХ – 0,039;
  • культура, кино – 0,093;
  • спорт – 0,056;
  • СМИ – 0,068;
  • охрана природы – 0,078;
  • межбюджетные трансферы – 0,767;
  • обслуживание госдолга – 0,847.

Обратите внимание, что части расходов бюджета России на 2018 год в этом списке нет – это засекреченные траты (17,6%), которые идут на контрразведку, борьбу с терроризмом, шпионаж и прочее. Дефицит составит 1,332 трлн

руб., что равняется 1,37% от ВВП или 8,7% от всего бюджета 2018 года. Компенсировать недостаток планируется из Фонда национального благосостояния, где останется около 4 триллионов рублей. Также Министерство финансов воспользуется внутренним займом на сумму в 868 млрд. рублей

Дефицит составит 1,332 трлн. руб., что равняется 1,37% от ВВП или 8,7% от всего бюджета 2018 года. Компенсировать недостаток планируется из Фонда национального благосостояния, где останется около 4 триллионов рублей. Также Министерство финансов воспользуется внутренним займом на сумму в 868 млрд. рублей.

Что такое профицит бюджета: определение и сущность

Мало у какого из предприятий наблюдается абсолютный баланс между расходами и доходами, что уж говорить о целом государстве. Как правило, только в экономической теории зачастую это равновесие и встречается, но отнюдь не на практике.

Что такое профицит бюджета? Определение данного понятия в общем виде содержится в переводе термина с латинского языка. Дословно — рост и повышение. Повышаться может что угодно: уровень микроэлементов в организме, количество товаров на полках магазина. Но в нашем случае речь идет о правительственной казне, поэтому несложно догадаться, что профицит государственного бюджета – это явление, при котором уровень доходов государства в какой-либо мере превышает расходы в своем количественном соотношении.

Хорошо это или плохо, однозначно сказать нельзя. По этому поводу неустанно спорят политики и экономисты: кто-то говорит о том, что в тонусе население держать может только лишь обратное от профицита явление – дефицит, кто-то же утверждает обратное. Одно можно сказать с полной уверенностью: гораздо лучше, если все сбалансировано, но подобное, увы, на практике встречается редко.

Структура доходов и расходов

Они ежегодно формируют дефицит или профицит экономики.

Доходы Расходы
Налоговые (налоги) Неналоговые Общие
  • на прибыль;
  • на имущество;
  • государственная пошлина;
  • акцизный сбор;
  • совокупный доход;
  • товары, услуги (налог, взимаемый за их реализацию внутри страны)
  • внешнеэкономическая деятельность;
  • частно-государственное активное партнерство;
  • платежи за использование разных природных ресурсов;
  • штрафы, санкции;
  • доходы, получаемые за оказываемые услуги;
  • конфискация имущества, капиталов граждан;
  • возврат субсидий, невостребованных вовремя;
  • безвозмездные инвестиции;
  • деятельность разных общественных организаций
  • обеспечение защиты границ, внутренней безопасности;
  • правоохранительная и судебная системы;
  • медицина;
  • инновационные проекты;
  • ЖКХ;
  • охрана природы;
  • культура, спорт;
  • СМИ;
  • социальная сфера;
  • межгосударственные проекты

Профицитный и дефицитный бюджет

Мы рассмотрели доходы и расходы государственного бюджета. Но как они соотносятся друг с другом? Давайте разбираться. Возможны три варианта развития событий.

  • Если доходы равны расходам. Это самый лучший статус бюджета, такой бюджет называется сбалансированным.
  • Если доходная часть выше расходной – это профицит бюджета.
  • Если расходная часть выше доходной, то это уже дефицит бюджета.

Профицит, естественно, тоже нужно выводить в ноль, как и дефицит. Как это можно сделать? Очень просто. Можно погасить свои долги перед другими государствами, можно вложить лишние финансы в госзапасы и ресурсы, можно доходы передать в сферу других бюджетов страны.

Но что делать, если ситуация противоположная, то есть дифицит государственного бюджета? Ситуация не имеет четкого и внятного ответа, так как дефицит бюджета является признаком неправильной политики государства, неверной экономики и неточного планирования финансов.

Классификация бюджетного дефицита

В первую очередь выделяют дефициты государственного бюджета в зависимости от уровня их управляемости:

  1. Структурные. При спадах в экономике государство может сознательно уменьшить свои доходы, снизив налоговое бремя с людей и организаций, одновременно увеличив различные пособия и дотации. В этом случае создаётся дыра в бюджете, но это целенаправленная мера, которая должна улучшить финансовое положение в стране.
  2. Циклические. Они в меньшей степени зависят от воли государства и возникают из-за общего снижения в производстве. Что в свою очередь является кризисом – стадией развития капиталистической экономики в период рецессии.

Кроме того, дефицит делят в зависимости от той части бюджета, в которой он образовался:

  1. Активный. Возникает при увеличении расходов государства над его доходами. Что бывает в период войн, санкций, структурных изменений экономики.
  2. Пассивный. Появляется при уменьшении доходов государства. В годовом бюджете России это может быть связано со спадом на нефтяном или газовом рынке. Или при санкциях.

Важно! При структурном дефиците имеет место как активный, так и пассивный тип. Также имеется классификация по причине возникновения:

Также имеется классификация по причине возникновения:

  1. Форс-мажорные обстоятельства: войны, стихийные бедствия и прочее.
  2. Плохое управление: утечка денег за рубеж, коррупция, неправильные инвестиции.
  3. Кризис. В этом случае дефицит является отображением спада в экономике.

Кроме того, дефицит федерального бюджета классифицируют по длительности его существования:

  1. Краткосрочный. Обычно возникает под влиянием форс-мажорных обстоятельств, управленческих ошибок. Причиной является неправильное планирование расходной и доходной части бюджета.
  2. Долгосрочный. Является системным явлением. Часто появляется из-за кризисных процессов в экономике. Но также может быть следствием политической изоляции, войны, природных катастрофах с долгоиграющими последствиями.

Значение основных терминов

Профицитом является превышение финансовых поступлений (доходов) относительно финансовых трат (расходов). Профицит может быть:

  • бюджетным;
  • торговым;
  • экспортным (импортным);
  • банковским и прочим.

Бюджет представляет собой смету доходов и расходов на определённое время и может быть сформирован отдельным гражданином (личный бюджет), компанией, государством. Существуют три состояния бюджета:

  1. Профицитный, когда доходы выше расходов.
  2. Дефицитный, когда расходы превышают доходы.
  3. Сбалансированный, когда расходы и доходы равны.

Профицит государственного бюджета – важный показатель для зарубежных инвесторов, который максимально снижает их риски. Различают два вида профицитного бюджета:

  • первичный. Учитывает превышение доходов над расходами государства в конкретный период без долговых обязательств (внешних и внутренних займов);
  • окончательный. Рассчитывается, учитывая выплаты по госдолгам.

Платёжный профицит

Каждая страна, независимо от её экономического состояния, экспортирует и импортирует товары, реализует отечественную продукцию за рубеж и ввозит продукцию, произведённую в других государствах. Это не только промышленные и сельскохозяйственные товары, но и услуги, рабочая сила, кредиты, инвестиции, то есть все внешнеэкономические операции. Все это может выражаться в денежном эквиваленте и подсчитываться.

Платёжный баланс – это статистика (учёт) финансовых потоков между отдельной страной и другими государствами. Является систематизированной записью результатов любых внешнеэкономических операций за определённый период времени. Кредитом платёжного баланса (плюсом) является приток валюты из-за границы, дебетом (минусом) – отток валюты из государства.

При отслеживании динамики платёжного баланса, Центральным банком РФ формируются ежеквартальные отчёты и по итогам года. Формирование производится в соответствии с правилами бухучёта, то есть сводятся приходные и расходные операции (дебет и кредит). Результат сведённого баланса – сальдо (разница прихода и расхода). Сальдо бывает трёх видов:

  1. Положительным (активным). Финансовые потоки от экспорта больше финансовых потоков от импорта. Другими словами, это профицит платёжного баланса, который указывает на приток капитала в государство, а значит и на развитие экономики.
  2. Отрицательным (пассивным). Экспортные операции меньше импортных. Такая ситуация является дефицитом платёжного баланса и характерна для государств с неразвитой экономикой.
  3. Нулевым. Импортные и экспортные внешнеэкономические операции имеют равный денежный эквивалент.

Профицитный платёжный баланс может вызвать следующее:

  • увеличиваются доходы и расходы бюджета страны;
  • развивается инфраструктура;
  • повышается качество и уровень жизни населения страны;
  • увеличивается денежная масса;
  • денежные средства направляются на развитие хозяйственной деятельности.

Торговый баланс является соотношением товарного импорта и экспорта (без услуг, движения капитала, рабочей силы и пр.). Подсчёт денежного эквивалента импорта и экспорта приводит к выведению сальдо. При преобладании импорта сальдо отрицательное (дефицитный торговый баланс), при преобладании экспорта – положительное (профицитный баланс).

Причины профицита

Профицит государственного бюджета – это вовсе не всеобщая гармоничная экономия местных граждан, а результат чрезмерного уровня налогообложения, хотя это тоже вопрос спорный. Просто государство не успевает тратить все поступившие денежные средства от плательщиков, отчего и возникают излишки, оседающие в доходах.

То есть полученных средств хватает с лихвой, чтобы профинансировать неприбыльные организации, различного рода социальные проекты, а также выплатить проценты, возникающие по долгам у внешних партнеров. Ну а куда эти средства деваются дальше? В конечном итоге, профицит государственного бюджета – это та сумма, на которую уменьшится объем внешних кредитов через год за вычетом плановых погашенных средств и бюджетов, затраченных на привлечение новых займов. Но это, конечно, слегка обобщенно, ну а куда уходит сумма излишков из казны РФ, мы узнаем несколько позже.

Государственный бюджет

В данной статье мы рассмотрим определения государственного бюджета, понятия профицит и дефицит, а также ответим на вопрос, может ли быть государственный бюджет профицитным.

Начнем, пожалуй, с определения государственного бюджета. Государственный бюджет (с английского переводится как «кошель») представляет некую отчетность, куда входят расходы и доходы страны за текущий промежуток времени. В эту отчетность входят и каналы поступления и финансов и те нужды, на которые они тратятся. Госбюджет имеет, естественно, законное основание и создается высшими юридическими органами страны. К примеру, в РФ закон о бюджете принимает Госдума Федерального Собрания. Предусматривается, кстати, что в конце каждого года правительство РФ отчитывается по итогам распределения бюджета, то есть должны быть даны точные цифры и суммы денег и области развития, на которые они пошли. Государственный бюджет состоит из двух взаимодополняющих частей: расходная и доходная. Несложно догадаться, что в расходную часть входят цели финансирования государством, а в доходную – источники финансов, то есть откуда эти деньги в бюджете появляются. К примеру, источниками могут служить налоги, госзаймы, займы у всемирных организаций, эмиссия «физических» и «цифровых» денег и прочее. Обычно государственный бюджет расходуется в следующих направлениях: социальные потребности населения – 45%, укрепление военной мощи государства – 22%, отдача госдолгов, помощь корпорациям и компаниям, а также на дорожное хозяйство, электроэнергию, газоснабжение и так далее. Естественно, эти статьи расходов только приблизительные, так как деньги выделяются исходя из потребностей страны.

Из-за чего возникает профицит

Рассматривая ситуацию на примере РФ, профицит может возникнуть по таким причинам:

  • Увеличение пошлин на таможне;
  • Рост цен на углеводороды. Российская экономика сильно зависит от стоимости газа и нефти. Экспорт данного сырья, это практически половина доходов госбюджета. В процессе формирования бюджета, как основа используется текущая цена углеводородов. Если она стремительно возрастет, это говорит о росте доходной части бюджета, что спровоцирует возникновение профицита;
  • Увеличение налогов для юридических и физических лиц;
  • Приостановка финансирования социальных, а также других проектов.

Из-за чего возникает профицит

Рассматривая ситуацию на примере РФ, профицит может возникнуть по таким причинам:

  • Увеличение пошлин на таможне;
  • Рост цен на углеводороды. Российская экономика сильно зависит от стоимости газа и нефти. Экспорт данного сырья, это практически половина доходов госбюджета. В процессе формирования бюджета, как основа используется текущая цена углеводородов. Если она стремительно возрастет, это говорит о росте доходной части бюджета, что спровоцирует возникновение профицита;
  • Увеличение налогов для юридических и физических лиц;
  • Приостановка финансирования социальных, а также других проектов.

Дефицит

Пополнение дефицитного объема финплана выполняется посредством специального финансового инструментария:

  • кредитование и финансирование прочих держав (внешний долг);
  • ввод на рынок государственных заемных облигаций (внутренний долг);
  • введение в оборот дополнительного денежного объема (инфляция).

Дефицитная величина госбюджета отображает степень «нездоровья» внутренней экономической системы. Задачей правительства является максимальное сокращение бюджетного дефицита.

К основополагающим инструментам по дефицитному урегулированию относятся:

  • упорядочение функционирующего комплекса льготного соцобеспечения;
  • снижение дотационных затрат на поддержку убыточных отраслей;
  • совершенствование контрольного механизма по расходованию казны;
  • меры по реструктуризации внешнего госдолга;
  • повышение действенности системы налогообложения путем проведения реорганизации.

В мировой экономической системе безопасной дефицитной величиной госбюджета считается не более 3 % объема ВВП. При принятии годового бюджета с дефицитом происходит одновременное утверждение и каналов его пополнения.

Различные ситуации в экономике державы могут привести к возникновению отрицательного сальдо в бюджетной системе. Причины, имеющие воздействие на дефицитный финансовый план, бывают позитивными и негативными. К положительным факторам относят ситуации, порождаемые значительными финансовыми вложениями во внутреннюю экономику державы. Даже при росте отрицательного сальдо происходит постепенное развитие экономических процессов, повышение величины ВВП, что создает общий позитивный эффект. Негативные факторы содержат разнообразные затраты непредвиденного характера, не сказывающиеся на развитии экономики.

Финансирование дефицита бюджета

Если сокращать расходы уже некуда, финансировать бюджетный дефицит можно такими способами:

  1. Денежное финансирование бюджетного дефицита. Государство обращается за помощью к Центральному банку, который включает печатный станок, увеличивая денежную массу.
  2. Долговое финансирование бюджетного дефицита через получение кредитов от:

    • финансовых доноров – МВФ, Всемирный банк, ЕБРР, МБРР и др., которые дают ссуду под небольшой процент, но выдвигают определенные требования по реформированию государства;
    • выпуск долговых ценных бумаг (обычно государственных облигаций) и размещение их на фондовом рынке – фондовых биржах NYSE, Московской бирже, Лондонской фондовой бирже и др.;
    • получение банковских кредитов;
    • получение кредитов от других государств.
  3. Переброска средств из золотовалютных резервов. ЗВР для того и формируются, чтобы помочь в трудную минуту. Это поможет, если проблема с дефицитом бюджета несистемная, иначе резервы быстро растают, проблема тут же вернется, а ЗВР уже нет.
  4. Приватизация госсобственности. Это может быть полная приватизация – 100-процетная продажа государственного имущества частному инвестору, или частичная – продажа части акций госкомпании при сохранении за государством контрольного пакета.

Всегда ли профицит – это хорошо для государства?

Утверждать, что наличие лишних денег в бюджете – это всегда хорошо для экономики страны, не является правильным.

Как показывает практика, наличие небольшого дефицита гораздо лучше, чем возникновение огромного профицита.

Также плюс мог сформироваться в ходе самых разных обстоятельств. Например, если умышленно урезалось финансирование разных государственных субъектов экономики, то это ни к чему хорошему точно не приведет.

Аналогично, если профицит достигается за счет сокращения социальный расходов, это чревато конфликтной ситуацией. О том, что профицит – это хорошо, можно смело говорить лишь в том случае, если он ориентирован на поддержку населения, а не на урезание финансирования социальной сферы.

Профицит дохода

В бухгалтерии предприятия переизбыток доходной части или профицит дохода – явление, которое может возникать в следующих случаях:

  • поступление средств на счета в последние дни календарного года;
  • наличие на счетах организации неклассифицированных и пока невыясненных денежных поступлений;
  • наличие остатков наличных и безналичных средств по не наступившим срокам выплат;
  • остаток на счетах финансовых средств, не освоенных по причине длительного прохождения платёжных документов или длительного оформления документации (например, на торги).

Естественно, ни в одном из перечисленных выше случаев не идёт речи о наличии реального переизбытка свободных денежных средств на счетах.

Методы покрытия расходов

Если непредвиденная ситуация все-таки случилась, государство должно максимально правильно и безболезненно решить проблему. К сожалению, отсутствие контроля местных органов управления чаще всего приводит к тому, что возникает дефицит местного бюджета, который в итоге отражается и на показателях консолидированного бюджета.

Мировая практика выработала несколько методов устранения кризисной ситуации:

  • государственные займы у стран-партнеров;
  • усиление налогового режима;
  • формирование резервов банков второго уровня.

Каждый из способов имеет свои преимущества и недостатки. Последние два метода выливаются в недовольство граждан и компаний внутри страны и могут лишь на некоторое время улучшить положение.

Увеличение налоговых платежей обычно приводит к росту безработицы и вовсе «уходу» от обязательств перед государством. В конечном итоге страна рискует получить даже меньше средств, чем поступало до внесения изменений.

Займы у других государств чаще всего становятся наиболее рациональным способом выйти из затруднительного положения. Особенно если ухудшения возникли в связи с чрезвычайной ситуацией и в скором времени прогнозируется восстановление баланса доходов и расходов.

Профицит бюджета

Когда сумма доходов в
бюджет страны, по итогам определённого
периода времени, превышает сумму расходов
из него, говорят о положительном сальдо
или о профиците бюджета. При этом, в
зависимости от того учтены или нет
долговые обязательства страны (как
внутренние, так и внешние), речь может
идти о первичном (без учёта долга) и
вторичном (с учётом долга) профиците
бюджета.

Возникновение профицита
характерно для бюджетов стран-экспортёров
сырья. Это позволяет инвестировать
излишек средств в производство, научные
исследования, социальную сферу и т.д.
То есть, с одной стороны, он представляет
собой несомненное благо для страны.
Однако, с другой стороны, по мнению
многих экспертов, возникновение
бюджетного профицита, может быть ни чем
иным, как следствием жесткой политики
в экономике страны и приводить к таким
последствиям как:

  1. Недостаток свободных
    оборотных средств;
  2. Снижение ликвидности
    кредитных организаций.

Исходя из этого,
высказывается предположение о том, что
в определённых случаях, для экономики
страны будет полезен определённый
контролируемый дефицит бюджета.

Профицит бюджета, сам
по себе, величина малоинформативная и
для того, чтобы придать ей определённую
смысловую нагрузку, необходимо соотнести
её с каким-либо другим важным
макроэкономическим показателем. Поэтому,
наиболее наглядным является выражение
профицита в процентах к ВВП страны.

В этой таблице приведены
данные по доходам, расходам и профициту
бюджета для большинства стран в мире:

Дефицит и профицит

Дефицит и профицит считаются отклонением от сбалансированного бюджета. Разница здесь заключается лишь в том, что при перевесе расходов над доходами возникает дефицит, поступлений над расходами – профицит. Последний, несмотря на всю привлекательность, по мнению многих экспертов нельзя назвать идеальным состоянием государственной экономики. В числе мер, которые должны приниматься для установления баланса (согласно требованиям законодательства):

  • сокращение привлекаемых доходов от реализации госсобственности;
  • направление профицитных средств на погашение кредитных долгов;
  • сокращение налоговых доходов;
  • увеличение расходной части и перераспределение финансовых ресурсов между бюджетными уровнями.

Что подразумевают под понятием «профицит»?

Профицит –  это экономическая ситуация, при которой доходная часть бюджета превышает расходную.

Как и почему он возникает? Природу возникновения такого явления, как сверхдоходы можно объяснить просто. Экономика России напрямую зависит от экспорта сырья. Что и говорить, этот источник составляет около 50% от всех доходов страны.

При этом расходная часть бюджета планируется, с учетом расценок на нефть состоянием на сегодня. Например, в начале года за баррель нефти на международном рынке давали около 50$.

Естественно, это самая главная причина, но есть и дополнительные факторы, вызывающие профицит. Какой бы ни оказалась причина профицита, следует предпринимать меры с целью сохранить бюджетные средства, которые не предназначались для расходования в рамках принятого бюджета.

Государственный бюджет

Государственный бюджет формируется с учетом государственных доходов, то есть денежных средств, поступающих из следующих источников:

  • налогов, которые платят организации и граждане;
  • неналоговых, но обязательных сборов — всевозможные акцизы, пошлины, сборы, доходы от внешнеэкономической деятельности и так далее;
  • иные доходы — например, из государственных фондов.

Каждый год государства прогнозируют заранее, сколько денег у них будет в бюджете, и, исходя из этой суммы, планируются траты. Тратят деньги государства на самые разные нужды, в том числе социальные, экономические, военные, научные, внешнеполитические и так далее. В конце концов, они тратят деньги на содержание самого государственного аппарата, который существует только за счет наших с вами налогов и прочих платежей.