Каталог магазинов магнит для москвы и московской области

Продуктовый ретейл: текущая ситуация

Продуктовый ритейл — это очень стабильный сектор. Люди всегда ходят в магазины и покупают еду и товары первой необходимости. Но динамика роста разнится в зависимости от экономической ситуации в стране.

Как повлияет текущая ситуация на рынке на российских ритейлеров? С одной стороны мы видели рекордный наплыв покупателей в первую неделю режима самоизоляции, с другой с 30 марта по 5 апреля трафик упал на 20-30% по сравнению с неделей 16 — 22 марта (сообщают Ведомости).

Карантин как минимум повлечет за собой новые непредвиденные расходы и остановку экспансии торговых сетей. Для Магнита возможна потери доли рынка вследствие того, что покупатели уйдут в онлайн, привыкнут и перестанут ходить в физические магазины после нормализации ситуации.

Но давайте обратимся к истории, чтобы понять долгосрочную тенденцию.

Начиная с 16 года мы видим крайне низкие темпы роста (красная линия на графике), что связано с падением реальных располагаемых доходов населения. РРД россиян по прежнему не восстановились до докризисного уровня 13 года.

Минэкономразвития прогнозирует рост реальных располагаемых доходов в 2020 году на 1,5%, но компании в секторе и многие независимые аналитики отмечают, что общая тенденция все равно негативная — доходы если и растут, то очень слабо, а за чертой бедности оказывается все больше людей.

Тем не менее рост рынка розничной торговли поддерживается инфляцией. По итогам 2019 года оборот в секторе составлял 16 трлн. рублей.

По прогнозам к 2024 он достигнет 21,4 трлн.

Очевидно, что низкая динамика спроса не дает магазинам увеличивать прибыль за счет повышения цен на товары, и на ум приходят два решения текущей проблемы:

1. Инвестиции в передовые технологии, способные увеличить эффективность бизнеса

Как отмечают аналитики “в условиях стагнации рынка выигрывает та компания, которая наиболее активно инвестирует в свое развитие, потому что она выигрывает не за счет растущего рынка, как это было в начале нулевых, а за счет доли тех компаний, которые этого не делают”. (Infoline)

Угадайте, к какому типу компаний мы отнесем “Магнит”

2. Сокращение операционных расходов

Чтобы разобраться, удается ли менеджменту грамотно управлять операционными расходами, давайте взглянем на отчетность за 2019 год и оценим, как компания себя чувствует в условиях низкого роста спроса и низкой маржинальности.

Магнит: финансовое положение

Показатели

Общая выручка компании постоянно растет. в 2019 показатель составил 1 368 705 млн. руб., что на 10,6% выше чем годом ранее:

Чистая розничная выручка в 2019 г. выросла на 9,5% год к году и составила 1 333 млрд руб.

Темп роста выручки набирает обороты, и нам важно понять за счет чего наблюдается рост. Есть 2 фактора влияющие на динамику — открытие новых магазинов и LFL (Like for like) продажи

Есть 2 фактора влияющие на динамику — открытие новых магазинов и LFL (Like for like) продажи.

Количество магазинов Магнита увеличилось на 12,7% до 20725:

А LFL продажи — выручка компании без учета новых открытых за отчетный период магазинов выросла всего на 0,4%:

Как видно из графика показатель вышел из отрицательной зоны. Это говорит о том, что Магнит как минимум перестал терять покупателей.

Положительное влияние оказала развернутая в середине 19 года программа лояльности.

Но как-бы то ни было сейчас LFL продажи выглядят слабо. В 2020 году менеджмент планирует открыть уже меньшее кол-во магазинов. Если LFL продажи не начнут расти по итогам 2020 года прирост выручки будет значительно меньше.

Валовая прибыль выросла всего на 5,4% и составила 312 млрд. против 296 млрд. годом ранее. Это связано с тем, что в бизнесе увеличилась доля низкомаржинального оптового сегмента, выросли потери, снизилась торговая маржа.

Дальше рассмотрим показатель EBITDA, который вырос на 1,6% год к году и составил 147,3  млрд. рублей. Рост крайне незначительный, поскольку у компании в 2019 году увеличились операционные расходы почти на 11,5%, и это не могло не отразится на маржинальности.

Пока менеджменту не удается увеличивать эффективность бизнеса за счет имеющихся ресурсов. Маржинальность EBITDA с 11,7% упала до 10,8%, а увеличившиеся расходы на амортизацию за счет единоразовых списаний и обслуживание долгов “добили” прибыль.

В итоге чистая прибыль компании составила 9,6 млрд. против 24,1 млрд. в 2018 году, сократившись на 60,4%.

Инвест. программу менеджмент ведет достаточно активно. Капитальные затраты выросли до 58,6 млрд:

Магнит ускорил программу редизайна и, как мы уже знаем, открывал большое кол-во новых магазинов. У Магнита остается большая база старых магазинов, которые необходимо обновлять. Это можно считать минусом, поскольку те же деньги можно было бы направить на внедрение технологичных решений, модернизацию логистической сети, развитие E-commerce направления.

В 2020 году менеджмент планирует направить на кап. затраты 60-65 млрд. руб. Ставка будет сделана на редизайн старых магазинов и открытие новых более маржинальных формата дрогери (косметикс).

На инвестиции ушел весь операционный денежный поток и для того, чтобы выплатить дивиденды и совершить обратный выкуп акций пришлось брать долги.

Чистый долг увеличился на 27% до 175,3 млрд.

Чтобы в динамике взглянуть на долг воспользуемся показателем EBITDA, который рассчитан по старым стандартам (83,1 млрд.), и которым руководствуется менеджмент компании:

Как мы видим отношение Netdebt/EBITDA превысило двойку.

Рост этого показателя наблюдается не первый год и это определенно плохой знак, который дает нам понять, что компания генерирует прибыль медленнее, чем накапливает долги.

Давайте теперь взглянем на другие мультипликаторы и сравним Магнит с конкурентами.

Мультипликаторы: Магнит vs. X5 Retail Group

Ниже приведены мультипликаторы, рассчитанные для Магнита и главного конкурента по стандартам отчетности IAS 17:

Рынок оценивает X5 дороже чем Магнит, но отношение чистого долга к EBITDA и цены акции к ее прибыли смотрится лучше.

Интересно также взглянуть на рентабельность компании. Ниже представлена ROA — отношение чистой прибыли к активам. Видим явный нисходящий тренд.

По ROE (рентабельность капитала) и ROS (рентабельность выручки) динамика схожая.

Дивиденды Магнита

Раньше магнит направлял на дивиденды 40-60% чистой прибыли. После смены контролирующего акционера какой-то конкретной див. политики выбрано не было, но менеджмент планирует осуществлять дивидендные выплаты 2 раза в год — в январе и июне.

Годовая дивидендная доходность за 2018 г. составила 304 р. на акцию, а по итогам 4К 2019 менеджмент выразил намерение не снижать дивидендные выплаты:

За 9 месяцев 19 года уже выплатили 147,19 рублей, ожидается еще одна выплата в размере 150 рублей.

При текущей цене див. доходность за 2019 год составит почти 9%.

О компании Магнит

История ретейлера Магнит

История ритейлера начинается в 1994 году, когда Сергей Галицкий основал компанию «Тандер». Тогда компания занималась оптовой торговлей товарами бытовой химии.

Уже позже ставка была сделана на развитие розничной сети, и оптовые магазины были закрыты.

«Магазин Низких Тарифов» или сокращенно Магнит появился как бренд через 4 года после основания “Тандер”. Под этим именем началось активное развитие сети на юге России.

В 2005 году “Магнит” насчитывает 1500 магазинов по всей стране и обгоняет по выручке “Пятерочку”, а через год компания выходит на московские биржи ММВБ и РТС и вскоре запускает новые форматы магазинов — гипермаркеты.

«Магнит» развивался с невероятной скоростью, показывая постоянный рост выручки, прибыли и котировок соответственно. В 2015 году сеть перешагнула отметку в 10000 магазинов, а стоимость одной акции вплотную подошла к 13000 рублей за штуку, но уже в в 2016 компания впервые показала снижение прибыли, а в 2017 чистая прибыль упала еще на 35%.

В феврале 2018 года мы узнаем, что бессменный руководитель — Сергей Галицкий принял решение продать большую часть своей доли в компании банку ВТБ.Причиной “заката” стала неспособность ритейлера идти в ногу со временем. Потребитель начал меняться, и штамповка новых магазинов, напоминавших по виду жестяные коробки, оказалась неэффективной стратегией. Помимо этого, как отмечают аналитики, тяжелая макроэкономическая ситуация и отставка некоторых менеджеров усугубила ситуацию.

Сейчас «Магнит» активно инвестирует в обновление магазинов, продолжает открывать новые и пытается не отставать от быстро меняющегося мира.

Ритейлер входит в список крупнейших публичных компаний рейтинга Global 2000 Forbes и является работодателем для более чем 300 000 человек.

Как устроен бизнес Магнита

Мультиформатная бизнес модель включает в себя 3 типа магазинов:

Магнит “у дома”

Это небольшой магазин с самыми необходимыми продуктами питания и непродовольственными товарами

Средняя площадь таких магазинов составляет 340 м2, и именно Магнит “у дома” приносит компании большую часть выручки — 77%

Супермаркеты

Крупные магазины со средней площадью 2000 м2. В свою очередь делятся на «Магнит Семейный», суперсторы и «Магнит Опт»

Доля в продажах составляет 15%

Косметикс

В магазинах продается косметика в том числе собственных торговых марок, бытовая химия, парфюмерия, средства гигиены, хозяйственные товары.

Средняя площадь — 232 м2, а доля выручки — 8%

Другие форматы

Сюда входят аптеки, сити-сторы, алкогольные магазины и другие. 

Все вышеперечисленное относится к розничному бизнесу Магнита. Есть еще оптовый сегмент, но его доля от общей выручки занимает всего 2,7%.

Огромное кол-во магазинов, а Магнит занимает первое место среди российских ритейлеров по их числу, обслуживается при помощи широкой логистической сети.

На конец 2019 у компании было 38 распределительных центров в 7 федеральных округах и 5656 грузовиков:

Стоит упомянуть, что Магнит не просто является посредником между поставщиком и потребителем, но обладает широкой сетью собственного производства из 15 предприятий:

В общем, экосистема у ритейлера действительно масштабная, а это не может не вести к сложностям в ее управлении и сбоям в поставках и других организационных моментах.

Менеджмент, разумеется, знает о своих проблемах и планирует их решать. Нам остается надеяться, что так оно и будет.

В стратегии развития компании стоит выделить несколько основных моментов:

  1. Руководство стремиться улучшить восприятие «Магнита» покупателями. Для этого осуществляется постоянный редизайн сети магазинов, увеличивается доступность товара на полке (вследствие чего растут запасы), идет пересмотр многих товарных позиций, планируется внедрение продукции под собственным брендом — ”Магнит” 
  2. Ожидается серьезная модернизация устаревшей системы логистики с использованием информационных технологий.
  3. Совершаются первые шаги в сфере электронной коммерции. К 2021 году менеджмент планирует создать и запустить работающую систему