Понятие бюджета и его основные функции

Содержание

Кто участники

В отношениях по поводу производства и распределения в экономике участвуют три субъекта: государство, домохозяйства и фирмы. Ячейка рыночной экономики – это домохозяйство. Оно может состоять и из одного человека. Под фирмами понимают субъект, непосредственно владеющий предприятиями (заводами, фабриками, супермаркетами, парикмахерскими, транспортными компаниями и другими объектами бизнеса).

Государство определяет правила игры, обеспечивает жизнедеятельность и безопасность участников рынка. Также в современной экономике государство обеспечивает социальное распределение, доступ благ к наименее защищенным слоям населения, и более справедливое распределение благ между участниками экономической жизни для снижения диспропорций.

Методы осуществления финансового контроля

Основными методами финансового контроля являются ревизия и проверка. У них одинаковые цели – контролирование установленных законодательных норм РФ при ведении хозяйственной деятельности, достоверности учета и обоснованности операций в соответствии с действующими нормами, согласованными сметами и другой рабочей документацией, но характеристики заметно отличаются.

Ревизия предполагает осуществление контролирующих действий сплошным порядком. Т.е. проверяются все документы, оформленные по каждой операции в рассматриваемом периоде, анализируются на предмет законности и правильности их фиксации в учете, а также контролируется фактическое исполнение операций, тем самым реализуется принцип комплексности ревизии.

Под проверкой же подразумевается единичное контролирующее действие, охватывающее ограниченный период времени, либо исследование какого-то одного аспекта деятельности. Ей присущ выборочный характер, и не исключена возможность выпадения из поля зрения проверяющего какого-либо факта, влияющего на итоги проверки.

Проверки разделяются на:

  • выездные (проводимые на территории проверяемого объекта) и камеральные (проходят по месту нахождения контролирующего органа, который запрашивает необходимые документы);

  • оперативные, т.е. нацеленные на общее улучшение деятельности;

  • тематические, целью которых является освещение одного или нескольких аспектов;

  • углубленные, т.е. охватывающие обширный круг вопросов;

  • проверки, осуществляемые в рамках проведения ревизии вышестоящей организации. Они проводятся в разрезе отдельных вопросов, а их результаты входят в акт ревизии вышестоящего предприятия.

Однако ревизии и проверки как методы государственного финансового контроля сходны между собой по признакам:

  1. полноты охвата – полные (по всем направлениям) и частичные (по отдельным аспектам);

  2. глубины осуществления – сквозные (проводимые одномоментно во всех подразделениях выше- и нижестоящих организаций) и локальные (на одном подразделении или на нескольких, но по различной тематике);

  3. относительно плана – плановые и внеплановые (при установлении нарушений, по предписанию следственных, вышестоящих и других структур);

  4. степени охвата – сплошные (по всем операциям за рассматриваемый период), выборочные (по той части операций, которая подпадает под проверку) и комбинированные (одна часть из сторон деятельности проверяется сплошным порядком, другая – выборочным);

  5. очередности исследований – первичные, дополнительные и повторные;

  6. характера проверяемого материала – документальные и фактические (проверка реальности исполнения операции).

Что такое производство, распределение, обмен и потребление – обеспечение потребностей в товарах и услугах

Производство и воспроизводство – это разные процессы, которые являются частью единой цепи. Под воспроизводством понимают беспрерывное изготовление материального блага. Этот процесс циклический. После завершения работы над товаром сразу возобновляется работа над следующей единицей. Процесс воспроизводства включает в себя четыре этапа:

  1. Производственная стадия – начальная.
  2. Момент распределения.
  3. Обмен.
  4. Процесс потребления.

Рассмотрим каждый этап подробно. На стадии распределения произведенная продукция разделяется на две группы: потребительскую и накопительную. Некоторый процент прибыли, если он не уходит в потребительский сектор, должен быть направлен на следующие статьи расходов:

  • Выплаты в счет государственного бюджета – оплата налоговых отчислений;
  • Разделение производственных средств между их владельцами, трудовыми ресурсами, работающими над созданием конечного продукта;
  • Воспроизведение производственных средств. Это материалы, сырье, орудия труда, используемые в прошлых производственных циклах.

На стадии обмена заключается сделка о бартере на взаимовыгодных условиях. То есть результаты труда могут обмениваться на другие блага. Другой вариант – товар приобретается за определенную сумму денег. 

Распределительная функция бюджета

Распределительная функция заключается в формировании и использовании централизованных фондов денежных средств в соответствии с уровнем власти соответствующего органа государственного или местного управления.

При помощи бюджетирования и фондов правительство властные органы могут регулировать хозяйственную и экономическую деятельность граждан и организаций, развитие различных отраслей промышленности и социальную сферу.

Иными словами, государство проводит накопительную политику в отношении денежных средств, чтобы впоследствии с их помощью удовлетворить общегосударственные нужды.

Эта функция основная.

Экономический оборот

Любая экономическая система, начиная от самых первых государств Египта и Китая, основывается на движении благ от одного участника рынка к другому в обмен на движение доходов и расходов. В современном рыночном обороте производство и распределение в экономике образуют замкнутый цикл. При этом первый сигнал идет с рынка, производство реагирует, производит продукт с нужными потребительскими свойствами, который направляется в сферу распределения. И так на весь жизненный цикл продукта, пока он будет пользоваться спросом. В современном мире зачастую распределение в экономике — это сфера, в которой начинается и заканчивается экономический кругооборот.

Система расходов Госбюджета

С помощью расходной части бюджета государство исполняет свои функции в сферах экономики, обороны и социальной политики, оказывая влияние на экономическое, социально-культурное развитие и состояние общества в целом.

Расходы и структура их распределения

Под расходами подразумеваются невозвратные платежи, распределение средств по которым происходит из бюджетов всех уровней в размерах и по направлениям, установленным в нормативно-правовых актах.

Из федерального бюджета финансируются расходы на:

  • национальную систему обороны;
  • науку и образование;
  • систему здравоохранения;
  • содержание государственного аппарата;
  • содержание судебной и уголовно-исполнительной системы;
  • формирование государственных резервов;
  • обслуживание и погашение госдолга;
  • дотационную деятельность (финансовая помощь слабым регионам).

К расходам, финансируемым совместно из бюджетов разных уровней, относят:

  • поддержку промышленного производства;
  • обеспечение органов охраны правопорядка;
  • мероприятия социально-культурного характера.

Ключевой принцип межбюджетного распределения расходов заключается в соответствии фактических полномочий законодательно закреплённым на их уровне власти.

Смешать понемногу

Пока лучше, чем развивать смешанный тип экономики, ни одна страна в мире не смогла реализовать. Пропорции между централизованной и рыночной экономикой страны выбирают разные, в зависимости от уровня развития и национальных традиций. Обычно государство пытается управлять экономикой в ключевых и социально значимых отраслях, для остальных сфер, в особенности потребительского рынка, действуют рыночные законы. Государство прямыми и косвенными методами стремится нивелировать слабые стороны рыночного распределения – склонность к монополизации рынка и игнорирование слабого спроса со стороны населения с низкими доходами. Примером распределения в экономике, когда сочетаются различные методы, может быть Финляндия, с рыночной экономикой, но с выплатой безусловного дохода каждому гражданину. Централизованное распределение необходимо для поддержания общей среды от экологии до общей инфраструктуры (безопасность, дороги). Сочетанием механизмов рыночной и централизованной экономики страны пытаются решить проблему распределения в экономике, нивелировать недостатки, присущие рыночной экономике.

Доходы и расходы бюджетов всех уровней

Формирование доходов бюджетов происходит в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством страны. В основу бюджетных расходов всех уровней заложены единые принципы и нормативы минимальной обеспеченности бюджета для реализации госуслуг, установленных исполнительными органами власти. Рассмотрим подробнее.

Формирование доходов бюджетов

Формирование происходит за счёт налоговых и неналоговых видов доходов. В актив бюджета нового финансового года зачисляется также неосвоенный остаток денежных средств, образовавшийся по итогам завершённого бюджетного года.

Налоговые доходы включают в себя все предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также штрафы и пени.

ВНИМАНИЕ! Оценки экономической эффективности показывают, что налоговые доходы региональных бюджетов должны составлять не менее половины консолидированных доходов государственного бюджета. Неналоговыми видами дохода являются средства, поступившие в казну в результате:

Неналоговыми видами дохода являются средства, поступившие в казну в результате:

  • сдачи в аренду или продажи государственной или муниципальной собственности;
  • получения дивидендов по ценным бумагам;
  • начисления процентов на остаток бюджетных денежных средств, размещённых на банковских счетах;
  • взимания штрафов, а также оказания возмездных услуг государства своим гражданам.

Осуществление бюджетных расходов

Расходы бюджетов классифицируются по признакам их экономического содержания на текущие и капитальные.

Из текущих расходов происходит обеспечение бесперебойного функционирования системы органов власти всех уровней, бюджетных организаций и учреждений, оказывается господдержка отдельным отраслям экономики или субъектам в целом в форме дотационных выплат или субсидий.

Инструментами реализации инвестиционного направления государственной деятельности являются капитальные расходы. К ним относят статьи расходов, которые предусматривают:

  • инвестирование в уже действующие или вновь создаваемые организации согласно утверждённому инвестиционному плану;
  • реализацию кредитных программ для юридических лиц из бюджетных средств;
  • затраты на проведение капитального ремонта и реконструкции имущества, принадлежащего на праве собственности государству, региону или городу.

Что такое распределение

Блага, произведенные на первой стадии экономического цикла, передаются в сферу распределения, которая должна доставить их к своему потребителю. В процессе распределения определяется, куда будет направлен произведенный продукт, какую часть благ получит тот или иной участник рынка и время, когда это произойдет. Распределение может носить и отложенный характер, когда создаются резервы и запасы продукта, которые затем идут на удовлетворение отложенного спроса. Различные блага, имеют соответствующие каналы доставки к потребителю, поэтому выделяют такие виды распределения в экономике:

  • материальных ресурсов;
  • трудовых ресурсов;
  • финансов.

В более общем случае задачи распределения в экономике — это, во-первых, разделить произведенный продукт между собственником и другими участниками рынка, во-вторых, распределить материальные, трудовые и финансовые ресурсы.

Абсолютно непрерывные распределения

Распределение PX{\displaystyle \mathbb {P} ^{X}} называется абсолютно непрерывным, если существует неотрицательная почти всюду (относительно меры Лебега) функция fX(x){\displaystyle f_{X}(x)}, такая что:

FX(x)=∫−∞xfX(t)dt{\displaystyle F_{X}(x)=\int \limits _{-\infty }^{x}\!f_{X}(t)\,dt}.

Функция fX{\displaystyle f_{X}} называется плотностью распределения. Известно, что функция абсолютно непрерывного распределения непрерывна, и, более того, если fX∈C(R){\displaystyle f_{X}\in C(\mathbb {R} )}, то FX∈D(R){\displaystyle F_{X}\in {\mathcal {D}}(\mathbb {R} )}, и

ddxFX(x)=fX(x),∀x∈R{\displaystyle {\frac {d}{dx}}F_{X}(x)=f_{X}(x),\;\forall x\in \mathbb {R} }.

Возникновение и эволюция налогов

С момента появления налогов их ключевой функцией считается фискальная. Ещё в Древнем Риме говорилось о том, что фиск – это военная касса, которая предназначена для хранения денег к выдаче. Чуть позднее с конца I в. до н.э. фиском стали называть частную казню императора, которая был под ведомством специальных чиновников, а наполнялась доходами из провинции. В IV в. н.э. фиском именовали единым общегосударственный центр Римской империи, куда отправлялись все доходы, налоги и сборы в том числе, также оттуда производились все государственные расчёты. Так образовалось название и стал применяться термин для обозначения государственной казны.

Ячейка экономики

Минимальная экономическая единица, домохозяйство, чаще всего фигурирует в статистике, где доходы и задолженности этой категории показывают возможности платежеспособного спроса населения. В зависимости от страны, под эту экономическую категорию подпадают лицо или группа лиц объединенных по признаку потребления пищи или совместного проживания. В США и ряде стран домохозяйство – это совместно проживающие люди, они могут быть родственниками, семьей или просто знакомыми. То есть молодые люди из культового сериала «Френдз» вполне в США могут считаться домохозяйством. Но если под одной крышей живут арендодатель и арендатор, то это уже будет два домохозяйства. Домохозяйства играют значимую роль в распределении в экономике, поскольку являются поставщиком ресурсов и в то же время конечным потребителем благ.

↑ Признаки государства

Территория является основой государства. Территориальный признак построения отличает государство от родоплеменных, религиозных, общественно-политических и других объединений. Территория как признак государства нераздельна (принадлежность земли многим частным собственникам не делит между ними территорию); неприкосновенна, что находит свое выражение, в частности, в принципе невмешательства публичной власти в дела другого государства; исключительна (на территории государства господствует власть только этого государства); неотчуждаема (государство, лишившееся территории, перестает быть государством).

суверенитет

Государственная власть суверенна, т.е. обладает верховенством внутри страны и независимостью в отношениях с другими государствами.  государственная власть, будучи суверенной, 1) является универсальной, т.е. распространяется на все население и на все общественные, в том числе политические, организации; 2) может отменить любые действия общественных властей; 3) имеет исключительные средства воздействия, которыми никто, кроме нее, не располагает (армия, полиция, тюрьмы и т.д.).

население

Население как составляющий элемент государства – это сообщество людей, проживающих на территории данного государства и подчиняющихся его власти. В международном праве народ фактически отождествляется с населением, которое может быть полинациональным, состоять из различных племен, народностей и даже наций, при этом необязательно, чтобы все они идентифицировали себя с государством или титульной нацией. Важнейшее условие целостности государства — всеобщее подчинение населения существующей власти. Раскол населения по социально-классовому, этническому, религиозному или какому-либо иному признаку представляет серьезную угрозу существованию государства.

обязательность членства в государстве 

Любой человек, находящийся на территории государства, должен обязательно как-то определить с ним свои взаимоот­ношения. Он может быть гражданином (или подданным) этого или дру­гого государства, может быть лицом без гражданства, политическим беженец и т.д.

Гражданство – определяемый законом статус гражданина, устанавливающий его политическую и правовую принадлежность к какому-либо государству и выражающийся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности.

монополия на легальное применение силы

Государство поддерживает порядок, необходимый для нормальной жизнедеятельности общества, преимущественно средствами принуждения — законами и учреждениями, призванными гарантировать их исполнение. «Государство, — подчеркивал М. Вебер,— является таким союзом, который обладает монополией на легитимное насилие». Формы, средства, условия использования государством насилия или угрозы применения насилия строго определены и регламентированы законом, поэтому насилие со стороны государства является легитимным, или узаконенным

Важно учесть и то, что государство не просто наделено правом на применение насилия, а пользуется исключительным правом, т.е. монополией на применение насилия

наличие публичной власти и системы права

Государство представляет собой особую организацию политической власти, обладающую специальным механизмом, системой органов учреждений, непосредственно управляющих обществом;

право на взимание налогов и сборов

Государство располагает системой принудительного взимания налогов и иных обязательных платежей, обеспечивающей его экономическую самостоятельность.

  • наличие символики (герб, флаг, гимн),
  • государственный язык
  • денежная единица.

Проанализировав признаки государства, можно сформулировать следующее обобщенное определение государства как центрального института политической системы. 

Государство — это исторически сложившаяся особая форма организации политической власти в обществе, обладающая экономическим и территориальным суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма (аппарата).

Политическая сфера: структура, функции

Политическая сфера жизни общества– это область жизни людей, связанная с завоеванием и использованием государственной власти. Политика управляет остальными сферами общественной жизни, сохраняет стабильность и правопорядок в социуме.

К политической сфере жизни общества непосредственно относятся:

  • Государство. Благодаря его созданию существует политическая сфера;
  • Законы;
  • Органы государственной власти;
  • Все, кто является представителями государственной власти (депутаты, чиновники, судьи и прочие);
  • Политические партии;
  • Политические идеи.

Функции политической сферы:

  • Управление населением, проживающим на территории данного государства;
  • Предотвращение социальных конфликтов;
  • Поддержка безработных, инвалидов, малоимущих, пенсионеров и других незащищенных слоев населения;
  • Защита страны;
  • Установление выгодных отношений с зарубежными странами;
  • Планирование государственного бюджета (расходов и доходов государства);
  • Перераспределение ценностей, благ между членами общества.

()

Особенностью политической сферы является общественное устройство, где власть всегда принадлежит меньшинству, которые управляют основной массой общества (большинством). Это связано с тем, что для управления обществом необходим большой опыт, незаурядный ум, знание экономики, политики, государственных законов. Поэтому политиком может стать не каждый. Народ избирает своих представителей — Президента, Премьер-министра, депутатов, чтобы они реализовывали их интересы в обществе. Ответственные, совестливые политики используют власть для разрешения экономических и социальных проблем в обществе, но некоторые пользуются властью для достижения исключительно собственных целей.

Это интересно! Лжедмитрий II – самозванец, выдавший себя за сына Ивана Грозного, захватил власть в Российском государстве и правил им с 1607 по 1610 год. За эти годы он призвал в Россию большое число поляков, которые составили основу его армии. С разрешения правителя поляки грабили местное население, убивали невинных людей. Народ не выдержал угнетений царем и сверг его.

Если люди, представляющие власть в государстве, притесняют народ, обогащаются за его счет, не исполняют своих обещаний — у власти возникает оппозиция. Оппозиция – это группа людей, выступающая против власти, господствующей политической партии. Оппозиция и государственная власть ведут непрерывную борьбу, иногда она проходит в мирных формах, иногда в агрессивных. Это противостояние может закончиться свержением государственной власти, революцией.

Вариации и обобщения

Иногда в российской литературе берётся такое определение функции распределения:

FX(x)=P(X<x)≡PX((−∞,x)){\displaystyle F_{X}(x)=\mathbb {P} (X<x)\equiv \mathbb {P} ^{X}\left((-\infty ,x)\right)}.

Определённая так функция распределения будет непрерывна слева, а не справа.

Многомерные функции распределения

Пусть (Ω,F,P){\displaystyle (\Omega ,{\mathcal {F}},\mathbb {P} )} фиксированное вероятностное пространство, и X=(X1,…,Xn)Ω→Rn{\displaystyle X=(X_{1},\ldots ,X_{n})\colon \Omega \to \mathbb {R} ^{n}} — случайный вектор. Тогда распределение PX{\displaystyle \mathbb {P} ^{X}}, называемое распределением случайного вектора X{\displaystyle X} или совместным распределением случайных величин X1,…,Xn{\displaystyle X_{1},\ldots ,X_{n}}, является вероятностной мерой на Rn{\displaystyle \mathbb {R} ^{n}}. Функция этого распределения FXRn→,1{\displaystyle F_{X}\colon \mathbb {R} ^{n}\to } задаётся по определению следующим образом:

FX(x1,…,xn)=P(X1⩽x1,…,Xn⩽xn)≡PX(∏i=1n(−∞,xi){\displaystyle F_{X}(x_{1},\ldots ,x_{n})=\mathbb {P} (X_{1}\leqslant x_{1},\ldots ,X_{n}\leqslant x_{n})\equiv \mathbb {P} ^{X}\left(\prod \limits _{i=1}^{n}(-\infty ,x_{i}]\right)},

где ∏{\displaystyle \prod } в данном случае обозначает декартово произведение множеств.

Свойства многомерных функций распределения аналогичны одномерному случаю. Также сохраняется взаимно-однозначное соответствие между распределениями на Rn{\displaystyle \mathbb {R} ^{n}} и многомерными функциями распределения. Однако, формулы для вычисления вероятностей существенно усложняются, и потому функции распределения редко используются для n>1{\displaystyle n>1}.

Фискальная функция налогов

Фискальная функция имеет всеобъемлющий характер и распространяется на все физические и юридические лица. Её содержание заключается в образовании государственного фонда посредством изъятия части доходов организаций и граждан для материального обеспечения функций государства. Здесь подразумевается оборона страны, защита правопорядка, решение социальных, природоохранных и иных задач.

На начальных этапах формирования налогообложения фискальная функция была главной и по большому счёту единственной функцией налога. Это было во времена Древнего Рима. В Средние века были солидарны. Более того, мнения меркантилистов, а также А. Смита, Д. Риккардо и других представителей классической школы политэкономии было схожими.

По мнению некоторых специалистов, фискальная функция налогов является единственной, другие полагают, что существуют и другие функции, которые представляют собой некие производные от фискальной. Это объясняется тем, что именно при помощи фискальной функции создаются реальные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, особенно это касается процесса перераспределения валового внутреннего продукта.

Без государства никак

Государственные функции в распределении в экономике заключаются в воздействии прямыми и косвенными методами на то, кому достанутся произведенные блага. Налоговая и тарифная политика позволяет перераспределять произведенные продукты и услуги в соответствии с общественными потребностями. Например, устанавливая акцизы на алкогольную продукцию, государство забирает часть доходов и затем перераспределяет через бюджет. Использование льгот, субсидий и преференций для определенных отраслей или групп продукции стимулирует приток ресурсов. Такие методы используются для производства социально значимой продукции, например, детского питания. Степень и методы вмешательства государства в процесс распределения зависят от типа экономики и национальных традиций. Если не брать централизованную экономику как исчезающий тип, то азиатские государства больше склонны участвовать в распределении благ, как и богатые скандинавские государства, например, Швеция и Финляндия.

Фирмы делают все

Для того чтобы начать, что-то производить, необходимо иметь ресурсы, которые в рыночной экономике предлагаются на свободном рынке. Фирмы, используя интеллектуальные ресурсы, объединяют материальные, трудовые и финансовые ресурсы в процесс производства товаров и услуг. В рыночной экономике основным собственником ресурсов являются домохозяйства, напрямую как в случае с трудовыми ресурсами или через институт собственности, как материальные.

Функции фирмы в распределении в экономике – это обеспечение движения благ между участниками рынка. На ранних этапах развития общества домохозяйства и были основными производителями, используя свои ресурсы для экономической деятельности. Теперь фирма как участник экономической жизни редко представлена одним домохозяйством, только в малом бизнесе (индивидуальное предпринимательство – частные кафе и рестораны, прачечные). Большие фирмы (корпорации, конгломераты) могут иметь тысячи собственников.

Распределение средств бюджетов разных уровней

Бюджетная система страны предусматривает формирование расходных статей бюджетов в соответствии с обязательствами, обусловленными действующим законодательством, и разграничением вменённых полномочий органов вертикали власти, являющихся распорядителями бюджетов соответствующих уровней.

При подготовке и формировании бюджета на новый финансовый год акцентируется внимание на основных направлениях бюджетной и налоговой политики государства. В концепции общей финансовой и социально-экономической линий развития страны, субъекта, муниципалитета их разрабатывают и определяют законодательные органы власти

Расходование городского бюджета

Порядок расходования средств городского бюджета определяется в соответствии с компетенцией органов местного самоуправления. Вопросы, отнесённые к задачам власти на местах, определены ФЗ № 131-ФЗ. Так, основное расходование привлечённых в городской бюджет средств заложено в статьях на образование, социальные программы, ЖКХ, дорожное хозяйство и благоустройство, культуру, проведение массовых развлекательных и спортивных мероприятий, строительство стратегических объектов социальной инфраструктуры (школы и детские дошкольные учреждения, досуговые центры).

Распоряжение городским бюджетом

Муниципалитет самостоятельно с учётом имеющихся полномочий занимается формированием, утверждением и реализацией бюджета, а также осуществляет контроль за соблюдением его исполнения.

Для этого составленный проект решения городского бюджета выносится на публичные слушания на общественное обсуждение с целью дальнейшего учёта мнений населения муниципального образования. После обсуждения указанный бюджетный проект представляется главой муниципального образования на рассмотрение и последующее утверждение Совету депутатов, который вправе утвердить его как без замечаний, так и с учётом своих поправок. После утверждения бюджет вступает в законную силу.

Подводя итог, отметим, что бюджет страны — многоступенчатый отлаженный механизм бюджетной системы страны, подразумевающий безукоснительное исполнение бюджетного закона как по горизонтали власти, так и по её вертикали. Важным моментом является процесс реализации утверждённого бюджета, для эффективности исполнения которого необходимо обеспечивать его прозрачность и строгую подотчётность. В нашей стране, ввиду особенностей географического положения — огромной территории, и сложившейся поколениями коррупционной ментальности, этот принцип бюджетного процесса реализован слабо.

Распределительная функция налогов

Ещё одной важной функцией налогов является распределительная. Она тесно связана с фискальной и регулирующей функциями

Её сущность состоит в том, что при помощи налогов через бюджет и внебюджетные государственные фонды государство занимается перераспределением финансовых ресурсов из производительной сферы в социальную, а также занимается финансированием крупных целевых программ, которые имеют общегосударственное и общественное значение, а также фундаментальную науку.

Распределительная функция ярко выражается в сочетании налоговой системы прямых и косвенных налогов, цель у которых представлена в виде создания устойчивого уровня налоговых поступлений, а также вместе с тем увеличивает зависимость уплачиваемых налогоплательщиками платежей от эффективности их деятельности. Существует важный момент, который с позиции реализации распределительной функции представлен как направление финансовых ресурсов в инвестирование в наиболее привлекательные капиталоёмкие секторы экономики с длительными периодами окупаемости затрат. Иными словами, имеется в виду переложение повышенных рисков на государство с экономических субъектов.

Когда устанавливается система сбора налогов с физических лиц, со стороны государства осуществляется перераспределение доходов своих граждан посредством направления части финансовых ресурсов более обеспеченной части населения на поддержание финансовой активности малообеспеченных слоёв населения. Именно это перераспределение даёт возможность обеспечить социальную стабильность в стране.

Замечание 4

Зачастую распределительную функцию часто называют социальной именно по той причине, что от неё во многом зависит социальная стабильность всего общества.

I и II этапы развития налоговой системы показали конкретные примеры того, как предпринимались попытки реализации распределительной функции.

Пример 4

Во времена Древнего Рима император Август в 6 г. н.э. ввёл налог на наследство по ставке 5%. Налог обязаны были оплачивать все граждане Рима. Все доходы с этого налога направлялись на пенсионное обеспечение профессиональных воинов-легионеров.

В Средние века также были примеры попыток решать посредством доходов социальные задачи общества. В XVI в. В Англии ввели налог на бедных. Цель этого налога состояла в сборе общиной средств на содержание неимущих. Логичнее назвать этот налог для бедных, поскольку уплачивали его состоятельные люди для бедных.

Во Франции в XVII в. правительство Кольбера ввело налог на роскошь, который в последствие появился и в других странах.

Финансовая наука смогла теоретически обосновать распределительную функцию в XIX в. Работы нескольких учёных были направлены как раз на изучение этого вопроса. Учёные новой исторической школы таким как, А. Вагнер, Э. Селигмен и другие посвятили некоторые своих труды распределительной функции налогов. Объяснялись способы практической реализации данной функции, прежде всего посредством введения подоходного налога, применение прогрессивной шкалы обложения, не облагаемого налогом минимума, предоставление льгот.

Замечание 5

Сегодня все развитые страны мира в налоговой политике применяют распределительную функцию. Жаль, что в современной России данная функция снижена.

Основные функции финансов

Финансовая сфера выполняет сразу три важные функции. Кратко прокомментируем их:

  • Распределительная. Она предполагает распределение ранее аккумулированных фондов среди граждан, организаций и участников производства. В первом случае этот процесс выражается в выравнивании валового национального продукта (ВНП) на душу населения, во втором — проявляется как субсидии. Ну а в последней ситуации из корпоративных финансов выплачивается зарплата и дивиденды.
  • Контрольная. Она представляет собой мониторинг того, насколько эффективно расходуются ресурсы. Фактически, финансы позволяют своевременно узнать, где образовался дисбаланс.
  • Стимулирующая. При грамотном управлении финансовыми потоками можно стимулировать или дестимулировать отдельные виды деятельности. Например, если увеличивать дотации предприятиям конкретного профиля, они в итоге покажут опережающие темпы развития, а если облагать их дополнительным налогом или штрафами, эффект будет прямо противоположный. Данная функция часто еще называется регулирующей.

Получается, что финансовая сфера во всех смыслах не менее важна, чем законотворчество и научно-технический прогресс. Она не только является кровеносной системой современной экономики, но и стала уже полноценным инструментом регулирования, при помощи которого хозяйствующие субъекты могут решать самые сложные задачи.Предлагаем посмотреть наглядный пример, как работают финансы на примере банковской системы.

Функция планирования

Функция планирования заключается в том, что государство определяет бюджетную политику, ее цели, задачи и способы выполнения. Эта функция включает в себя следующие действия:

  • распределение полномочий и предметов ведения между органами государственной власти;
  • анализ и определение потребностей в денежных средствах для решения задач, которые стоят между государством и обществом;
  • разработка бюджетной политики;
  • разработка и обоснование оптимальных путей развития и укрепления госбюджета на основе прогнозируемых данных;
  • выработка конкретных мероприятий по исполнению госбюджета на следующий финансовый период.