Понятие дефицита бюджета и методы его снижения

Содержание

Плюсы и минусы профицита

К плюсам профицита следует отнести:

  • Когда будет составляться бюджет на следующий год, то будет оставлен запас на неожиданные расходы в виде непрогнозируемых природных аномалий или чрезвычайных ситуаций.
  • При грамотном подходе за счет этих средств можно погасить внешние долги, сделать выгодные инвестиции т.д.;

Но и минусов у данного экономического явления не меньше:

  • при хранении избытка любых средств, их ценность постепенно снижается;
  • уменьшение возможностей производственных предприятий, другими словами финансы практически отнимаются в областных бюджетах;
  • региональные органы власти работают менее эффективно.

Вполне закономерно, если деньги оседают в бюджете или во всевозможных накопительных фондах, то это отнюдь не прагматичная политика, ведь деньги не используются для развития.

И в завершении немного статистики. Если проанализировать экономику в разных странах за последние десять лет, то можно проследить следующее процентное соотношение профицита и дефицита. Из тридцати стран с высоким уровнем экономики у 51% представителей был зафиксирован дефицит, а у 49% из них — профицит. При этом экономика ни одной страны не достигала баланса между доходами и расходами.

И это еще не все

Как мы знаем, в 2018 году власти приняли решение повысить пенсионный возраст и увеличить ставку НДС с 2019 года. Объяснили это решение тем, что в противном случае у государства не останется денег на развитие и выплату пенсий.

Это решение принимали в прошлом году, когда у бюджета был рекордный профицит – 2,7 триллиона рублей (это больше 10% доходов федерального бюджета). То есть, правительство не в состоянии потратить даже те деньги, которые уже есть, но поднимает налоги и снижает число пенсионеров, чтобы сэкономить.

Повышение пенсионного возраста даст федеральному бюджету экономию в 150 миллиардов рублей (бюджет просто перечислит фонду меньшую сумму дотации). Повышение ставки НДС должно принести 600 миллиардов рублей дополнительных доходов в федеральный бюджет в год.

Итого путем жестоких мер правительство дополнительно выгадывает 750 миллиардов рублей – хотя в бюджете уже есть втрое больше свободных денег.

Экономике не хватает сотен тысяч мигрантов, их готовы привозить в упрощенном порядке поездами. Но не все россияне поддерживают это

Кстати, «стоимость» индексации пенсий работающим пенсионерам для бюджета Пенсионного фонда – около 370 миллиардов рублей.

Другими словами, даже если бы эти «антинародные» меры придержали бы на 2 года, с бюджетом ничего не случилось бы – плановый профицит на 2020 год все равно больше. Можно было бы вернуть и индексацию пенсий работающим пенсионерам – денег все рано хватит на всех.

Повышение ставки НДС изначально обосновали тем, что дополнительные деньги нужны на реализацию национальных проектов, которые должны стать настоящим «прорывом» для страны.

Но с реализацией этих проектов дело обстоит не очень хорошо: согласно отчету Счетной палаты, ответственные за них почти ничего не сделали за первые полгода – выделенные деньги не освоены, результатов нет.

И это снова возвращает нас к вопросу – зачем государство собирает столько денег, сколько не может потратить?

Дефицит и профицит госбюджета

Дефицит государственного бюджета — превышение расходов над доходами, профицит — превышение доходов над расходами.

В мире мало стран с профицитным бюджетом. Большинство тратит больше, чем зарабатывает. Даже такие мощные в экономическом плане государства как США (минус почти 0,9 млрд. долларов!), Китай (-475 млрд. долларов).

Сверстать идеальный бюджет на год вперед непросто. В доходную часть закладываются потенциальные поступления (ожидания от таможенных сборов, налогов, цен на нефть, котировки национальной валюты и др.), но они могут измениться. Валюта может девальвировать сильней ожидаемого, налогов поступить меньше из-за замедления роста ВВП и т.д.

Что делать государству при дефиците госбюджета:

  • сокращать расходы (уменьшать зарплату бюджетникам, сокращать пособия, отменять льготы, сворачивать финансирование социальных и инфраструктурных проектов);
  • наращивать внешний долг через получение кредитов или выпуск облигаций;
  • опустошать ЗВР;

а что делать, если возник профицит:

  • увеличить расходы через рост зарплат и пособий, дополнительно финансировать важные социальные и инфраструктурные проекты и т.п.;
  • перебросить излишек средств на следующий год;
  • направить избыточные средства в ЗВР, купив золото или иностранную валюту.

Доходы и расходы бюджетов всех уровней

Формирование доходов бюджетов происходит в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством страны. В основу бюджетных расходов всех уровней заложены единые принципы и нормативы минимальной обеспеченности бюджета для реализации госуслуг, установленных исполнительными органами власти. Рассмотрим подробнее.

Формирование доходов бюджетов

Формирование происходит за счёт налоговых и неналоговых видов доходов. В актив бюджета нового финансового года зачисляется также неосвоенный остаток денежных средств, образовавшийся по итогам завершённого бюджетного года.

Налоговые доходы включают в себя все предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также штрафы и пени.

ВНИМАНИЕ! Оценки экономической эффективности показывают, что налоговые доходы региональных бюджетов должны составлять не менее половины консолидированных доходов государственного бюджета. Неналоговыми видами дохода являются средства, поступившие в казну в результате:

Неналоговыми видами дохода являются средства, поступившие в казну в результате:

  • сдачи в аренду или продажи государственной или муниципальной собственности;
  • получения дивидендов по ценным бумагам;
  • начисления процентов на остаток бюджетных денежных средств, размещённых на банковских счетах;
  • взимания штрафов, а также оказания возмездных услуг государства своим гражданам.

Осуществление бюджетных расходов

Расходы бюджетов классифицируются по признакам их экономического содержания на текущие и капитальные.

Из текущих расходов происходит обеспечение бесперебойного функционирования системы органов власти всех уровней, бюджетных организаций и учреждений, оказывается господдержка отдельным отраслям экономики или субъектам в целом в форме дотационных выплат или субсидий.

Инструментами реализации инвестиционного направления государственной деятельности являются капитальные расходы. К ним относят статьи расходов, которые предусматривают:

  • инвестирование в уже действующие или вновь создаваемые организации согласно утверждённому инвестиционному плану;
  • реализацию кредитных программ для юридических лиц из бюджетных средств;
  • затраты на проведение капитального ремонта и реконструкции имущества, принадлежащего на праве собственности государству, региону или городу.

Финансирование бюджетного дефицита

Как было выяснено ранее, дефицит бюджета – неотъемлемая часть капиталистической системы. Данное явление – лишь отображение разницы между совокупной заработной платой и суммарной ценой всех товаров и услуг. Однако у государства есть мощный инструмент для смягчения ситуации – кредиты и трата средств из национальных фондов.

Если с продажей имущества всё понятно, то с Центральным банком ничего неясно. Кто у кого и почему берёт ссуду? Рассмотрим и этот вопрос.

Сущность кредитов

Кредит – это искусственный способ увеличения потребительской способности населения. Товар капиталистом отпускается в счёт грядущей оплаты. Но при этом необходимость отдать деньги никто не отменяет, просто она переносится на будущее. Со временем долги накапливаются, и банки с капиталистами перестают давать и продлевать кредиты.

Настаёт момент возврата средств. Потребители и работники в одном лице затягивают пояса и продолжают трудиться с удвоенной силой, выпуская всё больше продукта. Спрос падает, а количество нереализованного товара возрастает. Кризис приобретает небывалый размах, как бы «нагоняя» упущенные рецессии.

Роль Центрального банка

Что такое Центральный банк? Это юридическое лицо, которое обладает особыми правами и обязанностями – эмиссией национальной валюты и её защитой. При этом в законах предусмотрен пункт, что ЦБ работает «независимо от других федеральных органов государственной власти». Получается, что он негосударственный?

Но это суждение неверно. Ведь ЦБ управляется советом директоров и национальным финансовым советом. Все члены этих советов назначаются государственными структурами на определённый срок. При этом сам ЦБ без государства существовать не может, так как он никому не нужен кроме России.

Следует вывод, что «негосударственный» ЦБ прямо подчиняется государству. Следовательно, государство при дефиците бюджета берёт в долг у самого себя – а это полный абсурд.

Однако выход из головоломки найдётся, если вспомнить, кто будет отдавать долг. Кажется, что государство. Но только к этому надо добавить уволенных госслужащих, поднятый пенсионный возраст, задержку зарплаты врачам, учителям, полицейским и другим социальным работникам. Тогда становится ясно, что это не государство даёт кредит самому себе, это государство даёт деньги в долг населению страны.

Именно простых государственных работников начнут увольнять при «оптимизации производства», и это им государство будет сокращать зарплату.

Бюджетный дефицит России

Бюджет РФ познал периоды профицита и дефицита. Самые тяжелые для формирования госбюджета – периоды . Казна страны в значительной мере формируется на продаже энергоресурсов, а когда планету окутывает кризис, цены на природный газ, нефть URALS и другие ресурсы падают. Также непростым выдался период после введения санкций, но через несколько лет он был преодолен.

Бюджетный дефицит РФ в 2007-2018 годах (по данным единого портала бюджетной системы РФ):

2007 = +23,06;

2008 = +18,43;

2009 = -31,33;

2010 = -21,80;

2011 = +3,89;

2012 = -0,3;

2013 = -2,48;

2014 = -2,31;

2015 = -14,35;

2016 = -21,96;

2017 = -8,82;

2018 = +14,09.

Дефицит торгового баланса

Торговый баланс — это соотношение экспорта и импорта товаров и услуг в государстве. Когда количество ввезенных в страну товаров (импорт) превышает количество товаров, вывезенных в другие страны (экспорт) — наблюдается дефицит торгового баланса. В обратной ситуации — профицит.

Здесь, опять же, в идеале должен соблюдаться баланс экспорта и импорта — эти показатели должны быть примерно равны, либо отличаться несущественно. На практике такое можно встретить довольно редко. По факту есть импортоориентируемые страны, у которых всегда наблюдается дефицит торгового баланса и экспортоориентируемые, у которых, соответственно, профицит.

Влияние дефицита и профицита торгового баланса на экономику тоже может быть разным, в зависимости от степени развития и мощности государственной экономики.

ТОП-10 стран с самым большим бюджетом

У каких стран самый большой бюджет?

Десятка государств, имеющих самый большой госбюджет (в $ млрд., 2019 год):

1. США — 3422.

2. Китай — 2948.

3. Германия — 1334.

4. Франция — 1252.

5. Великобритания — 1066.

6. Япония — 933.

7. Италия — 845.

8. Бразилия — 616.

9. Канада — 550.

10. Австралия — 445.

15. Россия — 304.

57. Украина — 39.

60. Казахстан — 36.

Как видим, только 5 стран имеют бюджет, превышающий триллион американских долларов. За исключением Китая, все остальные — близкие политические и военные союзники США. Впрочем, как и во всей первой десятке. Германия, Франция, Великобритания, Италия и Канада — партнеры по НАТО. Япония имеет статус ключевого военного союзника США вне НАТО, Австралия давний партнер, да и с Бразилией устанавливаются тесные контакты.

Последствия профицита бюджета

Как бы это странно ни звучало, но у профицита бюджета есть минусы.

«Как же так, неужели зарабатывать больше, чем тратить, может быть хуже, чем тратить больше, чем зарабатывать?», — воскликнет не связанный с экономикой человек.

Для семейного бюджета это так, ведь не нужно «затягивать пояса» или влезать в кредиты и вздрагивать при одном упоминании коллекторов, если вовремя не погасить долг.

Вот что говорят экономисты о минусах и плюсах профицита бюджета.

Минусы бюджетного профицита:

  1. Бюджетный профицит может сигнализировать о чрезмерно жесткой государственной экономической политике, например, о госрегулировании цен и других методах, популярных среди избирателей, но настороженно принимаемыми инвесторами.
  2. Бюджетный профицит может понизить ликвидность кредитно-финансовых учреждений, сократить оборотные средства в экономике страны.
  3. Английский экономист Джон Мэйнард Кейнс назвал профицит бюджета ограничивающим развитие экономики. Излишек денег в казне государство могло бы направить на увеличение закупок, что привело бы к росту производства, сокращению безработицы и как итог – росту ВВП. По его мнению, умеренный, контролируемый правительством дефицит лучше профицита влияет на экономику в перспективе.

Плюсы бюджетного профицита:

  1. Из-за отсутствия необходимости брать кредиты не растет госдолг.
  2. Излишек средств можно направить на пополнение ЗВР.

Простой вопрос: по вашему мнению, более мощная экономика США с бюджетным дефицитом -12,92% (2017 год) или Беларуси с бюджетным профицитом +1,25 (2017 год)?

Основные статьи расходов государства

Расходы – это сумма затрат, которые необходимо осуществить для достижения каких-то благ. Пожалуй, каждый знаком с этим понятием. Каков масштаб расходов государства? Огромен. Экономисты старательно просчитывают все статьи возможных расходов, чтобы максимально правильно составить план, добиться равновесности и избежать такого явления, как дефицит и профицит бюджета. Какие расходы могут быть у страны? Условно их можно разделить на группы затрат:

  • военных;
  • экономических;
  • социальных;
  • внешнеполитических;
  • управленческих;
  • чрезвычайных.

В современном темпе деятельности государства величина затрат опережает выгоды. Об этом говорил еще немецкий экономист А. Вагнер: «В странах с развитой промышленностью расходы образуются гораздо быстрее, чем национальный доход».

Структурный дефицит, циклический дефицит и бюджетный дефицит

Заимствования правительства Франции (бюджетный дефицит) в процентах от ВНП, 1960–2009 гг.

Дефицит государственного бюджета можно рассматривать как состоящий из двух элементов: структурного и циклического . В самой нижней точке делового цикла наблюдается высокий уровень безработицы . Это означает, что налоговые поступления низкие, а расходы (например, на социальное обеспечение ) высокие. И наоборот, на пике цикла безработица низка, что увеличивает налоговые поступления и снижает расходы на социальное обеспечение. Дополнительное заимствование, необходимое в нижней точке цикла, — это циклический дефицит . По определению, циклический дефицит будет полностью погашен за счет циклического профицита на пике цикла.

Структурный дефицит является дефицитом , который остается по бизнес — циклу, так как общий уровень государственных расходов превышает преобладающих уровень налогов. Наблюдаемый общий дефицит бюджета равен сумме структурного дефицита с циклическим дефицитом или профицитом.

Некоторые экономисты критиковали различие между циклическим и структурным дефицитом, утверждая, что деловой цикл слишком сложно измерить, чтобы сделать циклический анализ целесообразным.

Фискальный разрыв , мера , предложенные экономисты Алан Ауэрбах и Котликофф , измеряет разницу между государственными расходами и доходами в течение очень длительного времени, как правило , в процентах от валового внутреннего продукта. Бюджетный разрыв можно интерпретировать как процентное увеличение доходов или сокращение расходов, необходимое для сбалансирования расходов и доходов в долгосрочной перспективе. Например, дефицит бюджета в 5% может быть устранен немедленным и постоянным повышением налогов на 5%, сокращением расходов или сочетанием того и другого.

Он включает не только структурный дефицит на данный момент времени, но и разницу между обещанными будущими государственными обязательствами, такими как расходы на здравоохранение и пенсии, и запланированными будущими налоговыми поступлениями. Поскольку во многих развитых странах пожилое население растет намного быстрее, чем молодое население, многие экономисты утверждают, что в этих странах существуют серьезные бюджетные пробелы, выходящие за рамки того, что можно увидеть только по их дефициту.

Бюджеты национального правительства

Данные за 2010 год:

Бюджеты национального правительства на 2010 год (в миллиардах долларов США)
Нация ВВП Доход Статьи расходов Остаток бюджета Расходы / ВВП Баланс / Доход Баланс / ВВП
США (федеральный) 14 526 2 162 3 456 -1,293 23,8% 14,88% -8,9%
США (штат) 14 526 900 850 +32 7,6% + 5,6% + 0,4%
Япония 4600 1,400 1,748 +195 38,0% -24,9% + 3,6%
Германия 2 700 1,200 1,300 +199 48,2% -8,3% + 6,1%
Великобритания 2100 835 897 -75 42,7% -7,4% -3,3%
Франция 2 000 1 005 1,080 -44 54,0% -7,5% -1,7%
Италия 1,600 768 820 -72 51,3% -6,8% -3,5%
Китай 1,600 318 349 -31 21,8% -9,7% + 5,1%
Испания 1,000 384 386 -64 38,6% -0,5% -4,6%
Канада 900 150 144 -49 16,0% + 4,0% -3,1%
Южная Корея 600 150 155 +29 25,8% -3,3% + 2,9%

Система налогообложения в бюджетном профиците

Профицит бюджета России может явиться следствием превышения доходной составляющей страны, в результате которого происходит вполне ожидаемое сокращение дефицита. Однако в случае появления непредвиденных государственных расходов происходит снижение бюджетного профицита, которое чаще всего компенсируют увеличением налоговых платежей. Удержание более высоких фискальных сборов является нормой при большей прибыли, которая, в свою очередь, вызывается дополнительным совокупным спросом.

Отсюда следует, что в процессе подобных расчетов и для страны, и для её отдельных административно-территориальных подразделений огромную роль играет именно сбалансированность бюджетов. Дефицит, профицит – результаты зависимости державной политики в сфере сборов и налогообложения. Наличие каждого из них является главным показателем экономической активности страны. Ведь и расходная часть, и основная прибыль от подоходных налогов оказывают непосредственное воздействие на объемы промышленного производства.

Дефицит и профицит бюджета в разных странах

Мы не будем сейчас говорить о странах Южной Африки и даже не будем вспоминать Кубу с ее плановой экономикой, а рассмотрим в наиболее развитых государствах нашей планеты сбалансированность бюджетов.

Дефицит, профицит бюджета в разных странах, согласно международным статистическим данным, наблюдается в следующем процентном соотношении. Из трех десятков стран с развитой экономикой за последнее десятилетие у 51% представителей наблюдался дефицит, а у 49% — профицит, и ни одна внутренняя политика не смогла похвастаться сбалансированностью доходов и расходов в целом.

Так, лидером профицитных стран неизменно остается Норвегия с зашкаливающими показателями за 10%, далее за ней следуют Дания, Швеция, Эстония и Бельгия.

К дефицитным экономикам можно отнести как Японию с показателем в 5-7% от ВВП в последние годы, так и США с неустанно растущим внешним долгом.

Причины возникновения излишка

Российская Федерация – страна, которая активно экспортирует собственное сырье. Половина ежегодных доходов составляют деньги, выплачиваемые иностранными клиентами, покупающими нефть и другой экспортируемый товар.

Экономисты планируют доходы, расходы, профицит и дефицит, ориентируясь на текущую стоимость черного золота. Правительство смотрит на количество реализации сырья, прикидывает будущую цену. Если сохранятся объемы экспорта, а цена вырастет, в России появится избыток.

Сбалансированный бюджет имеют страны, получающие иной доход. Однако функции бюджетного дефицита и профицита у них идентичные. Оба понятия определяют масштаб, темп развития, также направленность экономики государства.

Из-за чего возникает профицит

Рассматривая ситуацию на примере РФ, профицит может возникнуть по таким причинам:

  • Увеличение пошлин на таможне;
  • Рост цен на углеводороды. Российская экономика сильно зависит от стоимости газа и нефти. Экспорт данного сырья, это практически половина доходов госбюджета. В процессе формирования бюджета, как основа используется текущая цена углеводородов. Если она стремительно возрастет, это говорит о росте доходной части бюджета, что спровоцирует возникновение профицита;
  • Увеличение налогов для юридических и физических лиц;
  • Приостановка финансирования социальных, а также других проектов.

Бюджетный профицит

При составлении годового финплана крайне редко создаются ситуации, когда планируемые денежные поступления превышают расходную составляющую. Когда держава несколько лет живет с дефицитным бюджетом, принимаются меры по его регулированию. Первейшим шагом служит формирование профицита государственного финплана или же разрабатываются мероприятия по снижению дефицитного объема.

При проведении оценки различных путей, направленных на снижение государственного долга, используется принцип первичного профицита. При нем доходная составляющая без учета величины привлеченных дополнительных займов должна превосходить размер затрат, величина которых снижена на объем обслуживаемого госдолга. Государственные обязательства содержат не только основную погашаемую сумму, но и процентную часть. С помощью первичного профицита отображается часть бюджетных поступлений, которая расходуется на погашение госдолга.

При составлении финансового плана с профицитом выполняются следующие действия:

  • повышается бюджетная расходная составляющая;
  • часть доходных средств перенаправляется в бюджеты, находящиеся на прочих ступенях;
  • предусматривается расходование средств на осуществление дополнительного покрытия обязательств по госдолгу;
  • сокращаются объемы привлеченных поступлений от реализации госсобственности.

Дополнительной мерой по снижению величины профицита выступает снижение доходов финплана от налогообложения.

Экономическая система державы испытывает сложности не только при дефиците финансового плана, но также и при профиците. При больших поступлениях, превышающих расходную часть, в бюджете образуются денежные излишки. На возникновение профицита влияют как внутренние факторы, так и внешние причины. В России ситуации с бюджетным переполнением возникали не за счет экономического подъема, а благодаря возрастанию стоимости энергоносителей на мировых торговых площадках. Нефтегазовые доходы государства выступают основным каналом поступления в казну дополнительных средств.

Профицит финплана выступает резервной финансовой базой для ликвидации разнообразных происшествий чрезвычайного характера. Свободные деньги помогают уменьшить бюджетное давление при покрытии госдолга. По сути, профицит отображает нереализованные инвестиционные вложения. Стране он выгоднее, чем дефицитное положение госбюджета. Все средства, аккумулируемые профицитом, перенаправляются в специальный фонд, именуемый национальным благосостоянием.

Экономика

  • 15 сложных планов по блоку «Экономика»
  • Общие понятия: деньги, зарплата, неравенство
  • Деньги в экономике. Для чего они нужны?
  • Виды, функции и последствия конкуренции

Эссе по обществознанию

  • Топ-50 примеров эссе по темам (высказываниям)
  • Структура, план, шаблон для эссе
  • Аргументы для эссе по всем темам
  • Клише для эссе по любому высказыванию
  • Критерии оценивания эссе
  • Как писать эссе по обществознанию с нуля?

ЕГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами
  • 50 примеров сложных планов по блокам
  • Список нормативных правовых актов для ЕГЭ
  • Как подготовиться к ЕГЭ и не сойти с ума?
  • Помесячный план подготовки к экзамену
  • Как правильно решать задание с определением

ОГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами

Выбери ответ

Основные элементы и функции государственного бюджета

Любая денежная государственная система основана на бюджете. В процессе планирования оперируют данными о прошедшем периоде и готовят предложения на будущий срок. В целом, государственный бюджет является определенной формой расходования и формирования финансов, благодаря чему обеспечиваются федеральные функции и задачи местного самоуправления.

Определение

Государственный бюджет является сводным планом сбора доходов и реализации полученных средств с целью покрытия расходов на федеральном и местном уровнях в рамках конкретного периода.

Государственный бюджет готовит правительство, а утверждает высший законодательный орган власти. В Российской Федерации бюджетный проект федерального значения выносят на обсуждение каждый год и принимают, как закон Федерального собрания. В конце отчетного периода Правительство РФ предоставляет отчет о том, как исполнен бюджет.

Доходная часть бюджета включает:

  • налоги;
  • акцизы;
  • таможенные сборы;
  • доходы от государственной собственности;
  • средства от фондов социального страхования, пенсионного и страхового фондов;
  • займы;
  • денежная эмиссия.

Расходная часть бюджета состоит из статей:

  • содержание государственного аппарата, милиции, юстиции;
  • материальное обеспечение внешней политики, дипломатических служб;
  • оборонный сектор;
  • образование, здравоохранение, социальная сфера;
  • финансирование каких-либо хозяйственных отраслей экономики, инвестиционная политика, дотации;
  • субсидии и кредиты, предоставляемые другим государствам, обслуживание внутренних и внешних долгов страны.

Согласно государственному устройству страны, доходы классифицируют, таким образом:

  • в унитарном государстве – доходы центрального и местных бюджетов;
  • при федеративном строе – доходы федерального бюджета, доходов субъектов федерации, доходы местных бюджетов.

В Российской Федерации принят трехуровневый бюджет:

  • федеральный;
  • региональный;
  • местный.

Путем корректировки бюджета государство регулирует процессы в экономике. Соблюдается принцип баланса расходов и доходов. На практике наблюдается дефицит или профицит бюджета, исходя из преобладания определенной статьи.

Бюджетная система государства представляет собой основу финансовой стабильности страны. Суть централизованного фонда денег и финансовых инструментов заключается в оплате потребностей общества и аппарата власти. Бюджет складывается из средств, поступающих от реального сектора экономики и домашних хозяйств.

Функции бюджета:

  • распределение совокупного общественного дохода;
  • контроль и стимулирование хозяйственной деятельности;
  • обеспечение социальной политики;
  • контроль целесообразного расхода централизованных средств.

Основной задачей государственного бюджета является распределение денежной массы и финансов, исходя из заранее принятого плана. Средства направляют на финансирование приоритетных направлений в реальном секторе, а также экономических отраслей, не приносящих существенной коммерческой выгоды, включая медицину, культуру, образование и науку.

С тех пор, когда сформировалась государственность, началось становление бюджетной системы. В процессе развития и совершенствования налогово-бюджетной структуры сложились основные принципы разработки бюджета:

  • полнота;
  • единство;
  • правдивость;
  • гласность.

Полнота бюджета заключается в отражении всех доходов и расходов. Бюджет брутто состоит из всех валовых расходов и доходов. Бюджет нетто включает лишь чистые показатели, относительно расходов и доходов.

Единство бюджета достигается путем единообразия действий в процессе его планирования. Его компоненты должны сопоставляться друг с другом без противоречий, что обеспечивает единая бюджетная классификация, в рамках которой формируются доходные и расходные группы по отдельным статьям. 

Приняты основные формы бюджета:

  • административная;
  • отраслевая;
  • экономическая;
  • смешанная форма.

Суммы, которые включают в бюджет, должны соответствовать действительности и подкрепляются доказательствами. Бюджет разрабатывается путем публичного обсуждения и утверждается публично законодательным органом власти. В Российской Федерации бюджет пополняется с помощью:

  • налога на прибыль;
  • акцизных платежей;
  • налога с продаж;
  • налогов на доходы домашних хозяйств и других.

Кроме того, бюджет пополняется средствами от эксплуатации государственного имущества, применения фондовых инструментов на фондовых биржах. Доходы поступают в виде иностранных кредитов и процентов от использования национальных денег иностранными государствами.

Товарный профицит

В ситуации, при которой большое количество товаров по какой-то причине не было реализовано, называется товарным профицитом. В таком случае, вся продукция остаётся на складе или в магазинах. Данное явление говорит о том, что предложение значительно превышает спрос. Также данную ситуацию можно назвать профицитом предложения. Возникнуть данное явление может по ряду причин, главные из них это:

  • Ошибки в планировании или неоправданно завышенные ожидания спроса. К примеру, в процессе подготовки к лету производитель изготовил большое количество холодильников для мороженого и напитков. Но, поскольку лето оказалось холодным и дождливым, всю продукцию не удалось реализовать, что привело к профициту;
  • Высокая стоимость. Иногда производители слишком сильно завышают стоимость товара. В результате она значительно превышает себестоимость продукции. Кроме этого, такая ситуация может быть спровоцирована посредниками, связующим звеном между конечным потребителем и производителем;
  • Неэффективная работа маркетологов. Если маркетинговый отдел сработает неэффективно, то есть не подготовит правильную рекламу или сделает это некачественно, покупатели будут недостаточно мотивированы на то, чтобы приобрести конкретный товар.

Чтобы ликвидировать товарный профицит, необходимо повлиять на провоцирующие факторы. Это можно сделать следующим образом:

Для устранения недостатков в работе маркетингового отдела, чаще всего, работодатель занимается повышением квалификации специалистов или нанимает новых сотрудников, более опытных;
Снижение цены товара. Этим вопросом можно заняться ещё на производственном этапе путем снижения себестоимости продукции или конечной цены. Кроме этого, на этапе реализации можно снизить посреднические «накрутки». Цену продукции, которая была уже приобретена посредником можно снизить только через уменьшение посреднического процента

Главная форма снижения цены в данном случае – это использование системы скидок и каких-либо акций.
Чтобы не допустить товарный профицит, необходимо уделить большое внимание этапу планирования. В процессе производства необходимо учитывать имеющийся профицит и поэтому, выпускать меньше продукции, чем за предыдущий период.

Существует достаточно большое количество способов, которые помогают избавиться от излишков продукции на складе и в магазинах. К этому этапу необходимо подходить грамотно, так как при профиците товара приходится задействовать значительные ресурсы. Необходимо вести учёт, проводить инвентаризацию, а также учитывать особенности хранения товара на складе. Считается, что избыток товара, это одна из самых больших опасностей для предприятия.

Плюсы и минусы бюджета

При определенных обстоятельствах дефицит бюджета могут оценивать положительно, ориентируясь на конкретные факторы. К примеру, такая ситуация возможна при расходе большей части средств внутри государства. В данном случае дефицит не является полностью негативным явлением.

Проблемы возникают в том случае, когда формируется отрицательное сальдо внешней торговли. Следует отметить, что такое утверждение справедливо только при стабильном экономическом росте.

Примечание

В кризисные времена средства, как правило, утекают за пределы государства в страны с более сильной экономикой. При сравнении с Европой, в России данные процессы проявляются особенно ярко.

Минусы бюджетного дефицита:

  1. Когда дефицит формируется в условиях сокращения расходов, снижается степень влияния государства на общественные и экономические процессы. Это приводит к потере правительством контроля за ситуацией в целом и кризису в социальных и определенных экономических сферах.
  2. Как правило, в России дефицит покрывается с помощью продажи государственного имущества и кредитов, что позволяет отложить решение проблем без необходимости влиять на ключевую причину дефицита. При принятии решения о печати новых денег национальная валюта обесценивается. Увеличение налоговой нагрузки ведет к росту теневой экономики.