Товарный контроль: как вто за 25 лет изменила мировую торговлю

Содержание

Россия и ВТО

Россия вела переговоры о вступлении в ВТО на протяжении 18 лет — с 1993 по 2011 год (в 1993—1994 годах речь шла о присоединении к ГАТТ). В 2007 году руководивший в то время организацией Паскаль Лами заявлял, что ВТО не может стать многосторонним международным объединением без участия России. В связи с этим многие государства были всерьёз заинтересованы в том, чтобы РФ была принята в торговую группу.

В декабре 2011-го был подписан официальный протокол о принятии России в ВТО, и 22 августа 2012 года страна стала 156-м участником организации.

Также по теме

«Пока ещё делаем первые шаги»: каких результатов добилась Россия за шесть лет членства в ВТО

С момента вступления России в ВТО прошло шесть лет. За это время страна сумела закрепиться на зарубежных рынках и начать создание…

«Благодаря вступлению в ВТО Россия получила доступ ко многим рынкам на заранее обговорённых условиях. Кроме того, это помогло нам лучше защищать права на глобальном уровне. В рамках ВТО мы выигрываем один спор за другим, и в настоящее время Россия играет одну из важных ролей в определении того, как глобальная торговая система будет функционировать в ближайшие годы», — рассказал RT Максим Орешкин.

По словам экспертов, результатом членства России в ВТО за последние семь лет стал рост поставок за рубеж продукции сельского хозяйства. Как следует из данных ФТС, такая ситуация постепенно начала сказываться на изменении структуры экспорта страны.

Так, с 2012 по 2018 году доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в поставках России за границу увеличилась с 3,2% до 5,5%, древесины и целлюлозно-бумажных изделий — с 1,9% до 3,1%, металлов и изделий из них — с 8,5% до 9,9%, машин, оборудования и транспортных средств — с 4,2% до 5,1%. Примечательно, что доля поставок минеральной продукции за этот же период, напротив, сократилась с 71,3% до 64,8%.

В то же время пока ещё высокая ориентированность России на экспорт сырья не позволяет стране в полной мере ощутить все преимущества членства в ВТО. По словам Портанского, государству по-прежнему необходимо стремиться к тому, чтобы разнообразить свои поставки и в первую очередь экспортировать «современные готовые товары и услуги», то есть продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Впрочем, власти уже начали принимать необходимые меры. Речь идёт о выполнении национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Согласно указу президента, к 2024 году экспорт несырьевых неэнергетических товаров должен достигнуть $250 млрд. При этом планируется увеличить поставки продукции машиностроения до $50 млрд в год, услуг — до $100 млрд, товаров агропромышленного комплекса — до $45 млрд.

Преимущества и недостатки Всемирной торговой организации (ВТО)

История международной торговли была битвой между протекционизмом и свободной торговлей, и ВТО подпитывала глобализацию как положительными, так и отрицательными последствиями. Усилия организации увеличили глобальную торговлю, но побочным эффектом стало негативное воздействие на местные сообщества и права человека.

Сторонники ВТО, особенно транснациональные корпорации (ТНК), считают, что эта организация выгодна для бизнеса, рассматривая стимулирование свободной торговли и сокращение торговых споров как благо для мировой экономики. Скептики считают, что ВТО подрывает принципы органической демократии и увеличивает разрыв в международном богатстве. Они указывают на спад отечественной промышленности и усиление иностранного влияния как на негативное влияние на мировую экономику.

В рамках своих попыток пересмотреть международные торговые сделки США, президент Дональд Трамп, когда был у власти, также пригрозил выйти из ВТО, назвав организацию «катастрофой». Выход США из ВТО мог подорвать мировую торговлю на триллионы долларов, однако Трамп не вышел из ВТО за время своего президентства.

История ВТО

Возрастающая роль мировой торговли заставила индустриальные страны уже в XIX веке поддерживать на международном уровне ограниченную кооперацию по вопросам таможенных пошлин. Разразившийся в 1929 году глобальный экономический кризис и попытки его преодоления в отдельных развитых странах путём прямой защиты внутреннего рынка высокими таможенными пошлинами от иностранного импорта показали, что при возрастающих объёмах внешней торговли необходима её институционализация и наднациональное регулирование в признанных международно-правовых рамках.

Экономическим фундаментом требований либерализации внешней торговли служит экономическая теория сравнительного преимущества, разработанная в начале XIX века Давидом Рикардо.

Идея создания международной организации, призванной регулировать международную торговлю, возникла ещё до окончания Второй мировой войны. В основном усилиями США и Великобритании в 1944 году на Бреттон-Вудской конференции были основаны Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Третьей опорой нового экономического порядка наряду с упомянутыми организациями предполагалось создание Международной торговой организации (МТО). Для этого в 1946 году в Гаване была созвана международная конференция по торговле и занятости, которая и должна была выработать материально-правовые рамки международного соглашения о снижении тарифов, предложить заинтересованным странам устав этой организации, взять на себя координирующую роль в вопросах упрощения внешней торговли и снижения таможенного бремени на пути товаров из страны в страну. Уже в октябре 1947 года было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое первоначально рассматривалось лишь как часть всеобъемлющего соглашения в рамках новой международной торговой организации. Это соглашение, рассматриваемое как временное, вступило в силу 1 января 1948 года.

СССР не был приглашён к участию в Гаванской конференции, так как отказался быть участником МВФ и МБРР. Советское правительство опасалось того, что большое влияние, которое имели США в этих организациях, и начало противостояния между идеологическими блоками (Холодная война) не позволят в должной степени учитывать интересы СССР в рамках этих организаций.

В последующие годы ГАТТ, хотя и в урезанном от первоначально задуманного виде, оказался достаточно эффективной системой, в рамках которой средняя таможенная пошлина снизилась с 40 % к моменту подписания соглашения в середине сороковых годов до 4 % в середине девяностых. С целью снижения прямых таможенных пошлин и скрытых, так называемых нетарифных, ограничений на ввоз продукции из-за рубежа в рамках ГАТТ регулярно проводились раунды переговоров между странами-участницами.

Так называемый Уругвайский раунд переговоров, длившийся с 1986 по 1994 год, был наиболее успешным. В результате долгих переговоров в 1994 году в Марракеше было подписано соглашение о создании ВТО, вступившее в силу 1 января 1995 года. Страны-участницы достигли согласия о том, что в рамках этой организации будет не только регулироваться торговля товарами (что являлось предметом ГАТТ уже с 1948 года), но и в связи со все возрастающей ролью услуг в постиндустриальном обществе и их растущей долей в мировой торговле (на начало XXI века — около 20 %) принято Генеральное соглашение о торговле услугами (GATS), регулирующее эту область внешней торговли. Также в рамках Марракешского соглашения было принято Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPs), регулирующее торговые вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности и являющееся неотъемлемой частью правового фундамента ВТО.

Таким образом, спустя почти 50 лет после неудачных попыток создания международной организации и существования временной конструкции ГАТТ, регулирующей вопросы внешней торговли, с 1 января 1995 года ВТО приступила к работе.

Осенью 2001 года в столице Катара был начат Дохийский раунд переговоров ВТО о дальнейшей либерализации мировой торговли. Среди включённых в него вопросов — либерализация мировой торговли аграрной продукцией, в том числе снижение тарифов и отмена субсидий, финансовые услуги и защита интеллектуальной собственности. Однако переговоры затягиваются, во многом из-за проблемы доступа к несельскохозяйственным рынкам. Развитые страны хотят получить больше доступа к промышленному сектору развивающихся стран, последние, в свою очередь, опасаются, что это может привести к снижению темпов экономического роста.

Россия вступила во Всемирную торговую организацию и стала её 156-м членом 22 августа 2012 года.

Статус ВТО

  1. ВТО имеет статус юридического лица, и каждый ее член предоставляет ей такую правоспособность, которая может быть ей необходима для выполнения ее функций.
  2. Каждый член предоставляет ВТО такие привилегии и иммунитеты, которые необходимы для выполнения ее функций.
  3. Должностным лицам ВТО и представителям членов также предоставляются такие привилегии и иммунитеты, которые необходимы им для независимого выполнения их функций, связанных с ВТО.
  4. Привилегии и иммунитеты, предоставляемые каким-либо членом самой ВТО, ее должностным лицам и представителям ее членов, должны быть аналогичными привилегиям и иммунитетам, установленным Конвенцией по привилегиям и иммунитетам специализированных учреждений, одобренной Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 21 ноября 1947 г.
  5. ВТО может заключать соглашение о штаб-квартире.

Структура ВТО

Так как уже в 2015 году насчитывалось 162 страны-участницы, при этом страны объединены одном единственным критерием – торговлей, при этом это страны с разным национальным языком, вероисповеданием, уровнем экономики и ВВП.

Поэтому так важно, чтобы все решения принимались сугубо в целях достижения материального благополучия, без применения какой-либо адресности. Для того, чтобы принять то или иное решение, собираются большие совещания, в которых все участники пытаются достичь единого знаменателя

Так же разрешается метод открытого (или закрытого) голосования, по средством определения большинства. Но этот метод в истории работы ВТО ни разу не применялся

Для того, чтобы принять то или иное решение, собираются большие совещания, в которых все участники пытаются достичь единого знаменателя. Так же разрешается метод открытого (или закрытого) голосования, по средством определения большинства. Но этот метод в истории работы ВТО ни разу не применялся.

Наибольшим количеством прав во Всемирной торговой организации обладают члены Министерской конференции, при этом члены данного структурного подразделения обязаны созывать заседания не реже одного раза в два года.

  1. Впервые эта конференция была собрана в 1996 году в Сингапуре (страна – Сингапур). Повесткой собрания было утверждение намеченных целей и задач, а также подтверждение основных принципов работы ВТО.
  2. Второй раз конференция была собрана в 1998 году в Женеве и была посвящена пятидесятилетию ГАТТ (сообществом, на основании которого и была организована Всемирная торговая организация).
  3. Третья конференция состоялась в 1999 году в Сиэтле (страна – США) и была призвана к формированию новых целей для определения нового направления торговли, однако данные переговоры так и остались безрезультативными.

Следующим звеном в структуре ВТО, после Министерской конференция, выступает Генеральный совет, который занимается ежедневной работой по оформлению стандартных документов и решения текущих задач.

В состав Генерального совета в ходят послы и главы делегаций стран-участниц, а периодичность сборов данного структурного подразделения составляет несколько раз в год. В свою очередь Генеральному совету подчиняется несколько подструктур, между которыми разделены основные функции ВТО:

  • Совет по торговле товарами. Его основная функция – это контроль за тем, чтобы принципы ВТО соблюдались на каждом уровне торговли среди стран-участниц. Так же описанные принципы должны соблюдаться и во всех документах, заключенных под эгидой ВТО;
  • Совет по торговле услугами. Это подразделении контроля следит за соблюдением правил ГАТС, которые были прописаны в соответствующем соглашении. Совет по торговле услугами подразделяется на два основных отдела Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам. Штат этого совета расширяется с каждым годом, а требования, предъявляемые к странам-участницам ВТО становиться всё строже;
  • Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. В данном совете ВТО возникает наибольшее споров и конфликтов, так как именно интеллектуальная собственность становится наиболее спорным объектом. Как и во всем Мире, в правилах ВТО вопрос права на интеллектуальную собственностью, так и не раскрыт в полном объеме, и каждый раз возникают новые споры.

Если говорить о том, какое из подразделений Всемирной торговой организации работает непосредственно со всеми заявлениями от стран-участниц и населения, то это секретариат ВТО. В этом подразделении работают несколько сотен человек. Главой секретариат назначается генеральный директор

Обязанность секретариата заключается в том, что он организовывает все технические аспекты, которые сопровождают важные заседания и совещания, а также Министерской конференции.

Также техническая поддержка оказывается странам, находящиеся на стадии развития. Помимо этого специалистами данного отдела проводится анализ мировой экономики, а так же проводятся конференции со СМИ.

Основные соглашения

World Trade Organization декларирует создание недискриминационной системы торговли, где страны получают гарантированно справедливое и последовательное отношение к своему экспорту на чужих рынках, при этом обязуясь создавать равноценные условия для импорта на собственных. Однако слишком всё это гибко выстроено, за счёт чего действия одних стран сравнительно с другими получают гораздо больший простор. Принципы и правила отражены в МТС (Многосторонние торговые отношения), где затронуты продажа товаров, услуг, некоторые аспекты прав интеллектуальной собственности, механизмы обзора политики в области торговли и разрешение споров.

С 1947 года ГАТТ внедряло в жизнь ключевые принципы, которые были перенесены и в деятельность ВТО. Это форум, где проводятся переговоры относительно снижения пошлин, устранения торговых барьеров и дискриминации. К 1994 году понятия были расширены и уточнены. Основной свод правил ВТО относится к торговле товарами, его составляют соглашения о специфических секторах (текстиль, сельское хозяйство), отдельных темах (гос. торговля, стандарты различной продукции, субсидии, противодемпинговые действия и т.д.). Обеспечение доступа на рынок и недискриминация — фундамент принципов ВТО. Здесь же доступ на рынок, отмена количественных ограничений импортируемого товара, регулирование товарооборота, прозрачность и гласность вопросов торгового режима всех стран, участвующих в соглашении. Свободный экспорт и импорт услуг, вне зависимости от способов поставки (трансграничная это торговля или потребление определённых услуг за границей), тоже закреплены документально. Специфика продажи услуг требует исключений в режиме наибольшего благоприятствования — каждая страна решает это индивидуально. Отмена количественных квот проводится тоже выборочно, что обычно решают в ходе переговоров. Интеллектуальная собственность охраняется сводом правил по инвестициям в творчество и идеи, где оговаривается защита при осуществлении таких операций. Это могут быть торговые марки, авторские права, наименования товаров, географические названия, коммерческие секреты, дизайны, топологии микросхем и многое другое.

Список наблюдателей

В следующей таблице перечислены все 25 наблюдателей ВТО. В течение пяти лет после предоставления ВТО статуса наблюдателя государства должны начать переговоры о своем присоединении к организации.

государство Дата заявки на членство Статус
 Алжир 3 июня 1987 г. Неактивен с 2014 г.
 Андорра 4 июля 1997 г. Неактивен с 1999 г.
 Азербайджан 30 июня 1997 г. Работа в процессе
 Багамы 10 мая 2001 г. Работа в процессе
 Беларусь 23 сентября 1993 г. Работа в процессе
 Бутан 1 сентября 1999 г. Неактивен с 2008 г.
 Босния и Герцеговина 11 мая 1999 года Стратегическая направленность
 Коморские острова 22 февраля 2007 г. Стратегическая направленность
 Кюрасао 31 октября 2019 г. Активация
 Экваториальная Гвинея 19 февраля 2007 г. Активация
 Эфиопия 13 января 2003 г. Работа в процессе
  Святой Престол Никто Наблюдатель с 1997 г.
 Иран 19 июля 1996 г. Неактивен с 2011 г.
 Ирак 30 сентября 2004 г. Реактивация
 Ливан 30 января 1999 г. Реактивация
 Ливия 10 июня 2004 г. Неактивен с 2004 г.
 Сан-Томе и Принсипи 14 января 2005 г. Неактивен с 2005 г.
 Сербия 23 декабря 2004 г. Реактивация
 Сомали 12 декабря 2015 г. Активация
 южный Судан 5 декабря 2017 г. Работа в процессе
 Судан 11 октября 1994 г. Работа в процессе
 Сирия 10 октября 2001 г. Неактивен с 2010 г.
 Тимор-Лешти 9 апреля 2015 г. Работа в процессе
 Туркменистан Никто Статус наблюдателя предоставлен 22 июля 2020 г.
 Узбекистан 8 декабря 1994 Работа в процессе
Примечания

Процесс присоединения

Прогресс по вступлению в ВТО:
 Проект отчета рабочей группы или фактического резюме принят
 Поданные предложения товаров и / или услуг
 Встречи рабочих групп
 Представлен Меморандум о режиме внешней торговли
 Создана рабочая группа

Страна, желающая вступить в ВТО, подает заявку в Генеральный совет. Правительство, подающее заявку на членство, должно описать все аспекты своей торговой и экономической политики, которые имеют отношение к соглашениям ВТО. Заявка подается в ВТО в виде меморандума, который рассматривается рабочей группой, открытой для всех заинтересованных членов ВТО и рассматривающей заявку страны. Для таких крупных стран, как Россия, в этом процессе участвует множество стран. Для небольших стран, как правило, больше всего участвуют Четырехсторонняя группа участников, состоящая из США, Канады, Японии и Европейского Союза, а также соседние страны соискателя. Затем заявитель представляет Рабочей группе подробный меморандум о своем режиме внешней торговли, в котором, среди прочего, описывается его экономика, экономическая политика, правила внутренней и международной торговли и политика в области интеллектуальной собственности

Члены Рабочей группы направляют заявителю письменные вопросы для разъяснения аспектов его режима внешней торговли, уделяя особое внимание степени приватизации в экономике и степени прозрачности государственного регулирования. После того, как будет собрана вся необходимая справочная информация, Рабочая группа начнет заседать, чтобы сосредоточить внимание на вопросах несоответствия между правилами ВТО и международной и внутренней торговой политикой и законами Заявителя

WP определяет условия вступления в ВТО для страны-заявителя и может рассматривать переходные периоды, чтобы дать странам некоторую свободу действий в соблюдении правил ВТО.

Заключительный этап присоединения включает двусторонние переговоры между государством-заявителем и другими членами Рабочей группы относительно уступок и обязательств в отношении уровней тарифов и доступа на рынок для товаров и услуг. Эти переговоры касаются тарифных ставок и конкретных обязательств по доступу на рынок, а также другой политики в отношении товаров и услуг. Обязательства нового члена должны применяться в равной степени ко всем членам ВТО в соответствии с обычными правилами недискриминации, даже если они согласовываются на двусторонней основе. Другими словами, переговоры определяют выгоды (в виде экспортных возможностей и гарантий), которые могут ожидать другие члены ВТО при присоединении нового члена. Переговоры могут быть очень сложными; было сказано, что в некоторых случаях переговоры почти такие же масштабные, как целый раунд многосторонних торговых переговоров.

Когда двусторонние переговоры завершаются, рабочая группа окончательно согласовывает условия присоединения, отправляет пакет присоединения, который включает в себя сводку всех встреч Рабочей группы, Протокол о присоединении (проект договора о членстве) и списки («графики») обязательства будущего члена перед Генеральным советом или министерской конференцией. После того, как Генеральный совет или конференция министров одобрит условия присоединения, парламент заявителя должен ратифицировать Протокол о присоединении, прежде чем он сможет стать его членом. Документы, используемые в процессе присоединения, на которые наложено эмбарго во время процесса присоединения, выпускаются, как только страна становится членом.

Почему Россия вступила в ВТО?

«Страна уверено шагнула навстречу Западу, и отразится это, в первую очередь, на качестве жизни самих россиян». Именно такие речи можно было услышать от отечественных СМИ, когда Россия вступила в ВТО

Власти тоже стали уверять народ в важности и эпохальности произошедшего события. Было ли все это правдой? Мнения по данному вопросу рознятся

Можно самостоятельно сформировать для себя вывод, взглянув на основные цели, которые Россия пожелала достичь в ВТО

Первостепенной задачей государства при вступлении в торговый союз являлась модернизация отношений с Западом в виде открытия внутренних рынков и снижения тарифов. Цели России в ВТО следующие:

  • участие в формировании правил межгосударственной торговли с учетом национальных интересов;
  • улучшение имиджа России на мировой арене;
  • доступ к межгосударственному механизму разрешения торговых конфликтов;
  • получение лучших условий доступа отечественной продукции на мировой рынок;
  • расширение возможностей российских инвесторов в государствах-членах ВТО.

Преследуя обозначенные цели, российские власти выработали для себя важный принцип: права и обязательства страны в ВТО должны способствовать экономическому росту, но не наоборот.

Вступление и членство в ВТО

В ВТО 164 участника, в том числе: 160 международно признанных государств-членов ООН, частично признанный Тайвань, 2 зависимые территории (Гонконг и Макао) и Европейский союз.
Для вступления в ВТО государство должно подать меморандум, посредством которого ВТО рассматривает торговую и экономическую политику касающейся организации.

Постсоветские страны и ВТО

Постсоветские страны таким образом присоединялись к ВТО:

  • Киргизия, 20 декабря 1998 года (133-й член ВТО).
  • Латвия, 10 февраля 1999 года (134-й член ВТО).
  • Эстония, 13 ноября 1999 года (135-й член ВТО).
  • Грузия, 14 июня 2000 года (137-й член ВТО).
  • Литва, 31 мая 2001 года (141-й член ВТО).
  • Молдавия, 26 июля 2001 года (142-й член ВТО).
  • Армения, 5 февраля 2003 года (145-й член ВТО).
  • Украина 16 мая 2008 года (152-й член ВТО).
  • Россия, 22 августа 2012 года (156-й член ВТО)
  • Таджикистан, 2 марта 2013 года (159-й член ВТО).
  • Казахстан, 30 ноября 2015 года (162-й член ВТО).

За рамками ВТО остаются четыре постсоветских страны: Азербайджан, Белоруссия, Туркмения и Узбекистан. В 2013 году Туркмения выступила с инициативой о вступлении в ВТО. В мае 2020 года правительство Туркменистана подало заявку в секретариат ВТО о получении статуса наблюдателя. 22 июля 2020 года члены ВТО предоставили Туркменистану статус наблюдателя организации с условием инициирования процесса вступления в ВТО в течении следующих пяти лет. В 2016 году Белоруссия начала активные переговоры по вступлению в ВТО. В июле 2020 года состоялось четвертое заседание Рабочей группы по вступлению Узбекистана в ВТО — почти через 15 лет после последнего официального заседания.
Что касается РФ, то в данную организацию она подала заявку ещё в далёком 2007 г.

Переговоры о присоединении России к ВТО

Переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию велись 18 лет, с 1993 по 2011 год.

По итогам переговоров подготовлен Доклад Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации от 16 ноября 2011 года № WT/ACC/ RUS/70, WT/MIN(11)/2.

Акт о присоединении России к ВТО

16 декабря 2011 года — в Женеве подписан Протокол «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.»

7 июня 2012 года — в Госдуме РФ зарегистрирован законопроект № 89689-6 «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.»

10 июля 2012 года — законопроект принят Государственной Думой.

18 июля 2012 года — законопроект одобрен Советом Федерации.

21 июля 2012 года — закон подписан президентом Российской Федерации.

23 июля 2012 года — Федеральный закон от 21 июля 2012 года № 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» опубликован в «Российской газете» N 166, на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), в Собрании законодательства Российской Федерации N 30 ст. 4177.

3 августа 2012 года — Федеральный закон от 21 июля 2012 года № 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» вступил в силу (по истечении 10 дней после дня его официального опубликования).

Официальные отчёты о результатах присоединения России к ВТО

Отчёт Счётной Палаты РФ «О промежуточных результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ мер, принимаемых органами государственной власти по выполнению обязательств и реализации прав Российской Федерации, связанных с присоединением к ВТО, по оценке влияния норм и правил ВТО на бюджетную систему и отрасли экономики». (Исследуемый период: 2012 год. Сроки проведения исследования: с 22 мая 2012 года по 29 марта 2013 года).

Цели вступления России в ВТО

Основными целями вступления России в ВТО являются:

  • получение лучших условий для доступа отечественных товаров на зарубежные рынки;
  • возможность разрешения торговых споров с помощью международных механизмов;
  • привлечение инвестиций извне, в результате создания благоприятного климата для них и приведения законодательства в соответствие с нормами ВТО;
  • увеличение возможностей доступа отечественных инвесторов на международной арене, в частности в банковской сфере;
  • формирование благоприятных условий для улучшения качества и конкурентоспособности российских товаров и услуг в результате роста импорта;
  • участие в формировании международных правил торговли с учётом национальных интересов;
  • улучшение имиджа страны как полноправного участника международного товарооборота.

Россия и ВТО

Российские предприятия тоже далеко не все смогли в зарубежный рынок вписаться: конкуренция с иностранными производителями слишком высока (если снизить пошлины — производство товаров внутри страны перестаёт быть выгодным), аграрный сектор у нас по климатическим условиям всегда был рискованным, состояние российского автопрома вынудило многие предприятия закрыться. Лишь очень немногие предприятия сумели с этим экстримом справиться и несколько улучшили свои показатели. В том числе и Lada получила прирост поставок на двадцать процентов в Казахстан и в четыре раза — в Европу. Сельское хозяйство экспортировало товары с ростом в пятнадцать процентов (двадцать миллиардов долларов). Но это, конечно же, капля в море. От сырьевой зависимости стране избавиться не удалось. Главная причина — конкуренция, конечно же. Во всяком случае, несмотря на все усилия, экспорт России Всемирная торговая организация (ВТО) значительно сократила. Здесь и падение цен на нефть сыграло свою роль. Что касается цветных металлов и калийных удобрений, то по этим пунктам экспорт немного вырос (8,7 % и 54,7 %).

Более всего мешают наращивать темпы международной торговли ограничительные меры. Статистика такова: уже в ноябре 2012 г. восемнадцать стран защищались от российских товаров (семьдесят три меры было принято, пять расследований проведено), а к концу 2015 года число стран, ограничивающих торговлю с Россией, увеличилось до двадцати семи, принятых мер зафиксировано уже сто двенадцать, а расследований — двадцать два. Применение защитных мер входит в цели ВТО, поскольку увеличенные поставки из-за рубежа наносят ущерб производителям данной страны.

Тем не менее гораздо чаще в той же Греции можно купить голландские цветы или испанское оливковое масло. Да и овощи чаще всего тоже не местные. Санкционная война (нет без добра никакого худа!) Россию от наплыва дешёвого импорта спасла, на продуктовых линейках до кризиса 2013 года продукция из-за рубежа явно довлела над отечественными товарами. Однако экономика начала расслаиваться на малорентабельные и высокодоходные сектора, и этот процесс продолжается. Конкуренция, конечно, растёт, но многие отрасли остаются без поддержки, даже стратегически важные. К тому же вожделенный доступ наших экспортёров на международные рынки явно не оправдался.

Структура ВТО

  1. Учреждается Конференция министров, состоящая из представителей всех членов, которая проводится не менее одного раза каждые два года. Конференция министров выполняет функции ВТО и предпринимает необходимые для этого меры. Конференция министров имеет полномочия принимать решения по всем вопросам, относящимся к любому из Многосторонних торговых соглашений, если об этом попросит какой-либо член, в соответствии с конкретными требованиями в отношении принятия решений, содержащимися в настоящем Соглашении и соответствующем Многостороннем торговом соглашении.
  2. Учреждается Генеральный совет, состоящий из представителей всех членов, который собирается по мере необходимости. В перерывах между заседаниями Конференции министров ее функции осуществляются Генеральным советом. Генеральный совет также выполняет функции, предписанные ему настоящим Соглашением. Генеральный совет устанавливает свои правила процедуры и утверждает правила процедуры Комитетов, предусмотренных пунктом 7.
  3. Генеральный совет в соответствующих случаях созывается для выполнения функций Органа по разрешению споров, предусмотренного Договоренностью о разрешении споров. Орган по разрешению споров может иметь своего председателя и устанавливает такие правила процедуры, какие он считает необходимыми для выполнения своих функций.
  4. Генеральный совет в соответствующих случаях созывается для выполнения функций Органа по проведению обзора торговой политики, предусмотренного МОТП. Орган по проведению обзора торговой политики может иметь своего председателя и устанавливает такие правила процедуры, какие он считает необходимыми для выполнения своих функций.
  5. Учреждаются Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (в дальнейшем именуемый «Совет по ТРИПС»), которые действуют под общим руководством Генерального совета. Совет по торговле товарами осуществляет наблюдение за действием Многосторонних торговых соглашений, содержащихся в Приложении 1А. Совет по торговле услугами осуществляет наблюдение за действием Генерального соглашения по торговле услугами (в дальнейшем именуемого «ГАТС»). Совет по ТРИПС осуществляет наблюдение за действием Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (в дальнейшем именуемого «Соглашение по ТРИПС»). Эти Советы выполняют функции, предписанные им соответствующими соглашениями и Генеральным советом. Они устанавливают свои соответствующие правила процедуры, подлежащие одобрению Генеральным советом. Членство в этих Советах открыто для представителей всех членов. Эти Советы созываются по мере необходимости для выполнения своих функций.
  6. Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по ТРИПС образовывают, в случае необходимости, вспомогательные органы. Такие вспомогательные органы устанавливают свои правила процедуры, подлежащие одобрению соответствующими Советами.
  7. Конференция министров образует Комитет по торговле и развитию, Комитет по ограничениям в связи с платежным балансом и Комитет по бюджету, финансам и административным вопросам, которые выполняют функции, предписанные им настоящим Соглашением и Многосторонними торговыми соглашениями, а также любые дополнительные функции, предписанные им Генеральным советом, и может образовывать любые другие комитеты с такими функциями, которые она сочтет необходимыми. Комитет по торговле и развитию, в порядке осуществления своих функций, периодически проводит обзоры специальных положений Многосторонних торговых соглашений в пользу наименее развитых стран-членов и представляет доклады Генеральному совету с целью осуществления соответствующих действий. Членство в этих Комитетах открыто для представителей всех членов.
  8. Органы, предусмотренные Торговыми соглашениями с ограниченным кругом участников, выполняют функции, предписанные им этими Соглашениями, и действуют в институциональных рамках ВТО. Эти органы на регулярной основе информируют Генеральный совет о своей деятельности.