Понятие и роль вто в международных торговых отношениях

Вступление и членство в ВТО

В ВТО 164 участника, в том числе: 160 международно признанных государств-членов ООН, частично признанный Тайвань, 2 зависимые территории (Гонконг и Макао) и Европейский союз.
Для вступления в ВТО государство должно подать меморандум, посредством которого ВТО рассматривает торговую и экономическую политику касающейся организации.

Постсоветские страны и ВТО

Постсоветские страны таким образом присоединялись к ВТО:

  • Киргизия, 20 декабря 1998 года (133-й член ВТО).
  • Латвия, 10 февраля 1999 года (134-й член ВТО).
  • Эстония, 13 ноября 1999 года (135-й член ВТО).
  • Грузия, 14 июня 2000 года (137-й член ВТО).
  • Литва, 31 мая 2001 года (141-й член ВТО).
  • Молдавия, 26 июля 2001 года (142-й член ВТО).
  • Армения, 5 февраля 2003 года (145-й член ВТО).
  • Украина 16 мая 2008 года (152-й член ВТО).
  • Россия, 22 августа 2012 года (156-й член ВТО)
  • Таджикистан, 2 марта 2013 года (159-й член ВТО).
  • Казахстан, 30 ноября 2015 года (162-й член ВТО).

За рамками ВТО остаются четыре постсоветских страны: Азербайджан, Белоруссия, Туркмения и Узбекистан. В 2013 году Туркмения выступила с инициативой о вступлении в ВТО. В мае 2020 года правительство Туркменистана подало заявку в секретариат ВТО о получении статуса наблюдателя. 22 июля 2020 года члены ВТО предоставили Туркменистану статус наблюдателя организации с условием инициирования процесса вступления в ВТО в течении следующих пяти лет. В 2016 году Белоруссия начала активные переговоры по вступлению в ВТО. В июле 2020 года состоялось четвертое заседание Рабочей группы по вступлению Узбекистана в ВТО — почти через 15 лет после последнего официального заседания.
Что касается РФ, то в данную организацию она подала заявку ещё в далёком 2007 г.

Переговоры о присоединении России к ВТО

Переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию велись 18 лет, с 1993 по 2011 год.

По итогам переговоров подготовлен Доклад Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации от 16 ноября 2011 года № WT/ACC/ RUS/70, WT/MIN(11)/2.

Акт о присоединении России к ВТО

16 декабря 2011 года — в Женеве подписан Протокол «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.»

7 июня 2012 года — в Госдуме РФ зарегистрирован законопроект № 89689-6 «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.»

10 июля 2012 года — законопроект принят Государственной Думой.

18 июля 2012 года — законопроект одобрен Советом Федерации.

21 июля 2012 года — закон подписан президентом Российской Федерации.

23 июля 2012 года — Федеральный закон от 21 июля 2012 года № 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» опубликован в «Российской газете» N 166, на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), в Собрании законодательства Российской Федерации N 30 ст. 4177.

3 августа 2012 года — Федеральный закон от 21 июля 2012 года № 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» вступил в силу (по истечении 10 дней после дня его официального опубликования).

Официальные отчёты о результатах присоединения России к ВТО

Отчёт Счётной Палаты РФ «О промежуточных результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ мер, принимаемых органами государственной власти по выполнению обязательств и реализации прав Российской Федерации, связанных с присоединением к ВТО, по оценке влияния норм и правил ВТО на бюджетную систему и отрасли экономики». (Исследуемый период: 2012 год. Сроки проведения исследования: с 22 мая 2012 года по 29 марта 2013 года).

Цели вступления России в ВТО

Основными целями вступления России в ВТО являются:

  • получение лучших условий для доступа отечественных товаров на зарубежные рынки;
  • возможность разрешения торговых споров с помощью международных механизмов;
  • привлечение инвестиций извне, в результате создания благоприятного климата для них и приведения законодательства в соответствие с нормами ВТО;
  • увеличение возможностей доступа отечественных инвесторов на международной арене, в частности в банковской сфере;
  • формирование благоприятных условий для улучшения качества и конкурентоспособности российских товаров и услуг в результате роста импорта;
  • участие в формировании международных правил торговли с учётом национальных интересов;
  • улучшение имиджа страны как полноправного участника международного товарооборота.

Критики ВТО

Вступление в ВТО несет в себе не только выгоду долгосрочного характера, но также и сиюминутные трудности. К примеру, лояльная протекционная политика ведет к тому, что покупатель будет приобретать более дешевую зарубежную продукцию, что неминуемо ведет к протесту со стороны отечественных производителей. Ввиду этого, правилами ВТО проведение изменений разрешается не мгновенно, а небольшими этапами. Самый длительный период для осуществления обязательств предусмотрен для менее развитых стран.

Критика ВТО идет как со стороны оспаривания ее целей, так и со стороны ее деятельности и внутренней структуры

Учитывая то, что создание ВТО предполагало упрощение системы международной торговли, а главная ее задача состояла в устранении тарифных и сокращении нетарифных границ, в частности стоит обратить внимание на «теорию сравнительных преимуществ», которая предполагает что свободная торговля — это оптимальный вариант для любой страны без исключения. Однако, это сильно подвергается сомнению, т.к

считается, что подобный принцип может принести пользу лишь странам с развитой экономикой и не поддерживает интересы менее развитых стран с учетом того, что они не в силах достичь их уровня.

ВТО также критикуют сторонники защиты окружающей среды, утверждая, что свободный тип торговли и дерегуляция пагубно влияют на экологию в целом. По мнению ярых сторонников защиты окружающей среды понятие «благо» в понимании ВТО это ни что иное как увеличение ВВП и рост доходов, что является пренебрежением к экологии. Соответственно, охрана окружающей среды полностью противоречит повышению эффективности экономик.

Оппоненты ВТО обвиняют ее в отсутствии демократии, уверяя, что она потворствует богатым странам и дает им превосходство над бедными. Иные утверждают о неэффективности деятельности ВТО. По особым требованиям снижение торговых ограничений наблюдается только по отношению к бедным государствам, в то время развитыми странами свободно используется запрет на ввоз товаров из развивающихся стран.

Автор поста: Alex HodinarЧастный инвестор с 2006 года (акции, недвижимость). Владелец бизнеса, специалист по интернет маркетингу.

Члены и наблюдатели

Карта мира участия в ВТО:
 Члены
 Члены, дважды представленные Европейским Союзом

 Наблюдатели
 Не члены

По состоянию на июль 2016 года ВТО насчитывает 164 члена. Из 128 государств-участников ГАТТ на конец 1994 года все с тех пор стали членами ВТО, за исключением Социалистической Федеративной Республики Югославии , которая распалась в 1992 году и в то время была отстранена от участия в ГАТТ. Четыре других государства, Китай , Ливан , Либерия и Сирия , были участниками ГАТТ, но впоследствии вышли из договора до создания ВТО. С тех пор Китай и Либерия присоединились к ВТО. Остальные члены ВТО присоединились после того, как впервые стали наблюдателями ВТО и договорились о членстве.

27 государств Европейского Союза представлены дважды, поскольку ЕС является полноправным членом организации. Другие автономные образования имеют право на полноправное членство в ВТО при условии, что у них есть отдельная таможенная территория с полной автономией в ведении своих внешних коммерческих отношений. Таким образом, Гонконг стал договаривающейся стороной ГАТТ в результате прекращенной в настоящее время процедуры «спонсорства» Соединенного Королевства (Гонконг использует название «Гонконг, Китай» с 1997 года), как и Макао . Новым членом этого типа является Китайская Республика (Тайвань), которая присоединилась к ВТО в 2002 году и тщательно разработала свою заявку, присоединившись под названием «Отдельная таможенная территория Тайваня, Пэнху, Цзиньмэнь и Мацу ( Китайский Тайбэй )». так , чтобы они не были отклонены как в результате Народной Республики Китай политики одного Китая .

В ВТО также есть 24 государства-наблюдателя, которые, за исключением Святого Престола, должны начать переговоры о присоединении в течение пяти лет после того, как станут наблюдателями. Последней страной, допущенной только в качестве наблюдателя до подачи заявки на полноправное членство, была Экваториальная Гвинея в 2002 году, но с 2007 года она также ведет переговоры о полноправном членстве. В 2007 году Либерия и Коморские Острова напрямую подали заявку на получение полноправного членства. Некоторым международным межправительственным организациям также предоставлен статус наблюдателя при органах ВТО. Палестинская администрация обратилась с просьбой о предоставлении статуса наблюдателя в ВТО в октябре 2009 года , а затем в апреле 2010 года.

Афганистан — самый новый член, вступивший 29 июля 2016 года.

После присоединения Саудовской Аравии в 2005 году Россия была одной из двух крупных экономик, не входящих в ВТО. Она начала переговоры о присоединении к предшественнице ВТО в 1993 году. Последний главный спор, связанный с российско-грузинской войной 2008 года, был решен. при посредничестве Швейцарии, что привело к членству России в 2012 году. Другой — Иран, который является государством-наблюдателем и начал переговоры в 1996 году.

Структура ВТО

  1. Учреждается Конференция министров, состоящая из представителей всех членов, которая проводится не менее одного раза каждые два года. Конференция министров выполняет функции ВТО и предпринимает необходимые для этого меры. Конференция министров имеет полномочия принимать решения по всем вопросам, относящимся к любому из Многосторонних торговых соглашений, если об этом попросит какой-либо член, в соответствии с конкретными требованиями в отношении принятия решений, содержащимися в настоящем Соглашении и соответствующем Многостороннем торговом соглашении.
  2. Учреждается Генеральный совет, состоящий из представителей всех членов, который собирается по мере необходимости. В перерывах между заседаниями Конференции министров ее функции осуществляются Генеральным советом. Генеральный совет также выполняет функции, предписанные ему настоящим Соглашением. Генеральный совет устанавливает свои правила процедуры и утверждает правила процедуры Комитетов, предусмотренных пунктом 7.
  3. Генеральный совет в соответствующих случаях созывается для выполнения функций Органа по разрешению споров, предусмотренного Договоренностью о разрешении споров. Орган по разрешению споров может иметь своего председателя и устанавливает такие правила процедуры, какие он считает необходимыми для выполнения своих функций.
  4. Генеральный совет в соответствующих случаях созывается для выполнения функций Органа по проведению обзора торговой политики, предусмотренного МОТП. Орган по проведению обзора торговой политики может иметь своего председателя и устанавливает такие правила процедуры, какие он считает необходимыми для выполнения своих функций.
  5. Учреждаются Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (в дальнейшем именуемый «Совет по ТРИПС»), которые действуют под общим руководством Генерального совета. Совет по торговле товарами осуществляет наблюдение за действием Многосторонних торговых соглашений, содержащихся в Приложении 1А. Совет по торговле услугами осуществляет наблюдение за действием Генерального соглашения по торговле услугами (в дальнейшем именуемого «ГАТС»). Совет по ТРИПС осуществляет наблюдение за действием Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (в дальнейшем именуемого «Соглашение по ТРИПС»). Эти Советы выполняют функции, предписанные им соответствующими соглашениями и Генеральным советом. Они устанавливают свои соответствующие правила процедуры, подлежащие одобрению Генеральным советом. Членство в этих Советах открыто для представителей всех членов. Эти Советы созываются по мере необходимости для выполнения своих функций.
  6. Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по ТРИПС образовывают, в случае необходимости, вспомогательные органы. Такие вспомогательные органы устанавливают свои правила процедуры, подлежащие одобрению соответствующими Советами.
  7. Конференция министров образует Комитет по торговле и развитию, Комитет по ограничениям в связи с платежным балансом и Комитет по бюджету, финансам и административным вопросам, которые выполняют функции, предписанные им настоящим Соглашением и Многосторонними торговыми соглашениями, а также любые дополнительные функции, предписанные им Генеральным советом, и может образовывать любые другие комитеты с такими функциями, которые она сочтет необходимыми. Комитет по торговле и развитию, в порядке осуществления своих функций, периодически проводит обзоры специальных положений Многосторонних торговых соглашений в пользу наименее развитых стран-членов и представляет доклады Генеральному совету с целью осуществления соответствующих действий. Членство в этих Комитетах открыто для представителей всех членов.
  8. Органы, предусмотренные Торговыми соглашениями с ограниченным кругом участников, выполняют функции, предписанные им этими Соглашениями, и действуют в институциональных рамках ВТО. Эти органы на регулярной основе информируют Генеральный совет о своей деятельности.

Основные соглашения

World Trade Organization декларирует создание недискриминационной системы торговли, где страны получают гарантированно справедливое и последовательное отношение к своему экспорту на чужих рынках, при этом обязуясь создавать равноценные условия для импорта на собственных. Однако слишком всё это гибко выстроено, за счёт чего действия одних стран сравнительно с другими получают гораздо больший простор. Принципы и правила отражены в МТС (Многосторонние торговые отношения), где затронуты продажа товаров, услуг, некоторые аспекты прав интеллектуальной собственности, механизмы обзора политики в области торговли и разрешение споров.

С 1947 года ГАТТ внедряло в жизнь ключевые принципы, которые были перенесены и в деятельность ВТО. Это форум, где проводятся переговоры относительно снижения пошлин, устранения торговых барьеров и дискриминации. К 1994 году понятия были расширены и уточнены. Основной свод правил ВТО относится к торговле товарами, его составляют соглашения о специфических секторах (текстиль, сельское хозяйство), отдельных темах (гос. торговля, стандарты различной продукции, субсидии, противодемпинговые действия и т.д.). Обеспечение доступа на рынок и недискриминация — фундамент принципов ВТО. Здесь же доступ на рынок, отмена количественных ограничений импортируемого товара, регулирование товарооборота, прозрачность и гласность вопросов торгового режима всех стран, участвующих в соглашении. Свободный экспорт и импорт услуг, вне зависимости от способов поставки (трансграничная это торговля или потребление определённых услуг за границей), тоже закреплены документально. Специфика продажи услуг требует исключений в режиме наибольшего благоприятствования — каждая страна решает это индивидуально. Отмена количественных квот проводится тоже выборочно, что обычно решают в ходе переговоров. Интеллектуальная собственность охраняется сводом правил по инвестициям в творчество и идеи, где оговаривается защита при осуществлении таких операций. Это могут быть торговые марки, авторские права, наименования товаров, географические названия, коммерческие секреты, дизайны, топологии микросхем и многое другое.

Принятие, вступление в силу и депозитарий

  1. Настоящее Соглашение открыто для принятия путем подписания или другим способом для договаривающихся сторон ГАТТ 1947 и Европейских Сообществ, которые имеют право стать членами-учредителями ВТО в соответствии со статьей XI настоящего Соглашения. Указанная процедура применяется к настоящему Соглашению и приложенным к нему Многосторонним торговым соглашениям. Настоящее Соглашение и приложенные к нему Многосторонние торговые соглашения вступают в силу с даты, определенной министрами в соответствии с пунктом 3 Заключительного Акта, содержащего результаты Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров, и остаются открытыми для принятия в течение двух лет после этой даты, если министры не решат иначе. Принятие настоящего Соглашения после его вступления в силу становится действительным на 30-й день с даты такого принятия.
  2. Член, принявший настоящее Соглашение после его вступления в силу, выполняет уступки и обязательства по Многосторонним торговым соглашениям, которые должны выполняться с момента вступления в силу настоящего Соглашения, как если бы он принял настоящее Соглашение с даты его вступления в силу.
  3. До вступления в силу настоящего Соглашения, депозитарием текстов настоящего Соглашения и Многосторонних торговых соглашений является Генеральный директор ДОГОВАРИВАЮЩИХСЯ СТОРОН ГАТТ 1947. Генеральный директор незамедлительно предоставляет заверенную копию настоящего Соглашения и Многосторонних торговых соглашений, а также уведомление о каждом их принятии каждому правительству и Европейским Сообществам, после принятия ими настоящего Соглашения. Депозитарием настоящего Соглашения, Многосторонних торговых соглашений и любых поправок к ним после вступления в силу настоящего Соглашения является Генеральный директор ВТО.
  4. Принятие и вступление в силу Торгового соглашения с ограниченным кругом участников регулируются положениями такого Соглашения. Депозитарием таких Соглашений является Генеральный директор ДОГОВАРИВАЮЩИХСЯ СТОРОН ГАТТ 1947. После вступления в силу настоящего Соглашения, депозитарием таких Соглашений становится Генеральный директор ВТО.

Страны, входящие в состав Всемирной торговой организации

К 2018 году в ВТО входит 164 страны. За предыдущее десятилетие к нему примкнули Украина и Кабо-Верде (2008 г), Черногория, Российская Федерация, Самоа, Вануату (2012 г), Лаос и Таджикистан (2013 г), Афганистан (2016 г).

Более 30 государств и 60 международных организаций входят в состав наблюдателей.

Страны ВТО приобретают ряд значительных преимуществ, среди которых можно выделить:

  • хорошие возможности для выпуска на междунациональный рынок своей продукции;
  • отсутствие дискриминации, защита внутригосударственных интересов;
  • стабильность и прозрачность во взаимодействии с другими государствами;
  • возможность находиться под защитой организации и решать все возникающие споры с помощью механизмов ВТО;
  • причастность к формированию новых устоев мирового товарооборота;
  • получение возможностей для роста конкурентоспособности собственных товаров и привлечения капиталовложений;
  • улучшение имиджа на мировой арене.

Чтобы присоединиться к ВТО, государство подает меморандум. ВТО рассматривает его, оценивает внешнеэкономический курс и принимает решение. Уставом ВТО предусмотрен и выход из состава организации любой страны по ее желанию. Однако процедура выхода не разработана и до настоящего времени ни один из членов не выразил пока таких намерений.

Критика

Заявленная цель ВТО — распространение идей и принципов свободной торговли и стимуляция экономического роста. Критики считают, что свободная торговля не делает жизнь большинства более процветающей, а лишь приводит к дальнейшему обогащению уже богатых (как стран, так и личностей). Договоры ВТО также обвинялись в частичном несправедливом приоритете транснациональным корпорациям и богатым странам.

Критики также полагают, что небольшие страны имеют очень малое влияние на ВТО, и, несмотря на заявленную цель — помощь развивающимся странам, — развитые страны концентрируются, прежде всего, на своих коммерческих интересах. Также, по их утверждениям, вопросы здравоохранения, безопасности и защиты окружающей среды постоянно игнорируются в пользу дополнительных льгот для бизнеса, что, однако, напрямую противоречит целям и уставу ВТО. [источник не указан 2607 дней]

В частности, деятельность ВТО часто подвергается критике и осуждению со стороны антиглобалистов.

Вопреки заявленным целям, членство в ВТО не защищает страны-участники от наложения политически мотивированных односторонних экономических санкций: Санкции США против Кубы.

Рост экономики

Россия вступила в ВТО в год оптимального экономического развития. 2012 год ознаменовался выборами президента и новыми реформами. Многочисленные санкции пока еще не очерняли экономическое и политическое положение дел в стране. Благодаря союзу с ВТО в России увеличилась конкуренция. Результатом стала модернизация отечественной экономики.

Была понижена кредитная ставка — как для простого населения, так и для предприятий малого и крупного бизнеса. Некоторые отечественные производители смогли выйти на мировой рынок

Это заставило их обратить внимание на качество производимой продукции. Следствием этого стало повышение конкуренции

Некоторые импортные пошлины были значительно снижены. Лекарства, одежда, IT-продукция и прочие товары стали более доступными для населения. Наконец, принцип прозрачности торгового законодательства ВТО позволил выстраивать сложные и качественные отношения между сторонами.

Так почему же Россия вступила в ВТО? Глядя на перечисленные преимущества, ответить на этот вопрос становится совсем не сложно. Страна могла бы пережить настоящий экономический подъем. К сожалению, этого не случилось из-за украинского конфликта, в который вмешалась Россия. На страну были наложены санкции, а некоторые депутаты всерьез задумались о выходе из ВТО. В своем законопроекте они привели перечень недостатков, которые дает России членство в торговом союзе.

О соглашении

Соглашением предусмотрен постоянно действующий форум тех стран, которые определяют функции ВТО участием в учреждённой организации. Форум нужен, чтобы урегулировать проблемы, влияющие на торговые отношения всех сторон, а также контролировать реализацию соглашений и все договорённости раунда в Уругвае. Основные принципы и правила ВТО:

  • взаимное предоставление РНБ (режим наибольшего благоприятствования) в торговле между странами-участницами;
  • взаимное предоставление НР (национальный режим) услугам и товарам иностранного происхождения;
  • применение преимущественно тарифных методов в регулировании торговли;
  • запрет на использование любых ограничений, в том числе и количественных;
  • выстраивание торговой политики в ключе транспарентности;
  • решение споров путём переговоров и консультаций.

Членство в ВТО даёт странам-участницам следующие преимущества:

  • Доступ на мировой рынок услуг и товаров происходит в более благоприятных условиях. Функции ВТО включают в себя стабильность и предсказуемость в развитии торговли со странами-участницами ВТО. Транспарентность является главным условием сосуществования стран в этой организации.
  • Доступность механизма ВТО и устранение всякой дискриминации в разрешении споров, обеспечение защиты национальных интересов в случае ущемления их партнёрами.
  • Реализация стратегических и текущих торговых и экономических интересов за счёт активного участия в выработке правил и их соблюдения в международных отношениях.

Бюджет и взносы

  1. Генеральный директор представляет Комитету по бюджету, финансам и административным вопросам проект годового бюджета и финансовый отчет ВТО. Комитет по бюджету, финансам и административным вопросам рассматривает проект годового бюджета и финансовый отчет, представленные Генеральным директором, и делает по ним рекомендации Генеральному совету. Проект годового бюджета подлежит утверждению Генеральным советом.
  2. Комитет по бюджету, финансам и административным вопросам представляет предложения Генеральному совету в отношении финансовых правил, которые включают положения, устанавливающие:(a) шкалу взносов с распределением расходов ВТО между ее членами;(b) меры, которые должны быть предприняты в отношении членов, имеющих задолженность.Финансовые правила должны основываться, насколько это возможно, на правилах и практике ГАТТ 1947.
  3. Генеральный совет принимает финансовые правила и проект годового бюджета большинством в две трети голосов при участии в голосовании более половины членов.
  4. Каждый член в кратчайшие сроки вносит в ВТО взнос в размере своей доли расходов ВТО в соответствии с финансовыми правилами, принятыми Генеральным советом.

Санкции

Ограничения, существовавшие до этой санкционной войны ВТО и российских компаний, числом весьма выросли. Доступ перекрыт практически полностью ко всем передовым технологиям, прямые иностранные инвестиции катастрофически упали, дешёвые финансовые ресурсы перестали быть доступными. Спрашивается, зачем Россия пополнила ряды ВТО, если ни одна цель вступления не достигнута? А простые российские потребители совсем не заметили этого события, а должны были бы. Снижения цен на импорт не произошло, наоборот, наблюдается рост розницы.

Естественно для такой страны, как наша, при всех сложностях взаимодействия с США и ЕС следовать всем своим обязательствам и выполнять соглашения ВТО. Так происходило всегда, так происходит и теперь. Парадокс тут в том, что сами принципы и история ВТО находятся в огромном и самом прямом противоречии с любого плана ограничительными мерами. То есть экономических преференций нам ждать не стоит в связи с членством в ВТО. Дело в том, что сама система этой организации поставлена в центр регулирования экономических отношений между странами, а устанавливаемые этой системой нормы — практически международный торговый закон. Не члены ВТО находятся в положении аутсайдеров, поскольку к ним общие правила не применяются. Что и побуждает (то есть вынуждает) к присоединению к ВТО.

Цели и принципы ВТО

Задачей ВТО провозглашено не достижение каких-либо целей или результатов, а установление общих принципов международной торговли. Согласно декларации, работа ВТО, как и ГАТТ до него, опирается на основные принципы, среди которых:

  • Равные права. Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ). Принцип РНБ означает, что преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов организации в любом случае .
  • Взаимность. Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными, устранение «проблемы безбилетника»..
  • Прозрачность. Члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО.
  • Создание действующих обязательств. Обязательства по торговым тарифам стран регулируются в основном органами ВТО, а не взаимоотношениями между странами. А в случае ухудшения условий торговли в какой-нибудь стране в конкретном секторе, ущемлённая сторона может требовать компенсаций в других секторах
  • Защитные клапаны. В некоторых случаях правительство вправе вводить торговые ограничения. Соглашение ВТО позволяет членам принимать меры не только для защиты окружающей среды, но и для поддержки здравоохранения, здоровья животных и растений.

Есть три типа деятельности в этом направлении:

 — Статьи, позволяющие использовать торговые меры для достижения неэкономических целей;
 — Статьи, направленные на обеспечение «справедливой конкуренции»;. Члены не должны использовать природоохранные мероприятия в качестве средства маскировки протекционистской политики
 — Положения, допускающие вмешательство в торговлю по экономическим причинам.
Исключения из принципа РНБ также составляют Развивающиеся и Наименее развитые страны, имеющие льготный режим в ВТО, региональные зоны свободной торговли и Таможенные союзы

Почему Россия вступила в ВТО?

«Страна уверено шагнула навстречу Западу, и отразится это, в первую очередь, на качестве жизни самих россиян». Именно такие речи можно было услышать от отечественных СМИ, когда Россия вступила в ВТО

Власти тоже стали уверять народ в важности и эпохальности произошедшего события. Было ли все это правдой? Мнения по данному вопросу рознятся

Можно самостоятельно сформировать для себя вывод, взглянув на основные цели, которые Россия пожелала достичь в ВТО

Первостепенной задачей государства при вступлении в торговый союз являлась модернизация отношений с Западом в виде открытия внутренних рынков и снижения тарифов. Цели России в ВТО следующие:

  • участие в формировании правил межгосударственной торговли с учетом национальных интересов;
  • улучшение имиджа России на мировой арене;
  • доступ к межгосударственному механизму разрешения торговых конфликтов;
  • получение лучших условий доступа отечественной продукции на мировой рынок;
  • расширение возможностей российских инвесторов в государствах-членах ВТО.

Преследуя обозначенные цели, российские власти выработали для себя важный принцип: права и обязательства страны в ВТО должны способствовать экономическому росту, но не наоборот.

История ВТО

Возрастающая роль мировой торговли заставила индустриальные страны уже в XIX веке поддерживать на международном уровне ограниченную кооперацию по вопросам таможенных пошлин. Разразившийся в 1929 году глобальный экономический кризис и попытки его преодоления в отдельных развитых странах путём прямой защиты внутреннего рынка высокими таможенными пошлинами от иностранного импорта показали, что при возрастающих объёмах внешней торговли необходима её институционализация и наднациональное регулирование в признанных международно-правовых рамках.

Экономическим фундаментом требований либерализации внешней торговли служит экономическая теория сравнительного преимущества, разработанная в начале XIX века Давидом Рикардо.

Идея создания международной организации, призванной регулировать международную торговлю, возникла ещё до окончания Второй мировой войны. В основном усилиями США и Великобритании в 1944 году на Бреттон-Вудской конференции были основаны Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Третьей опорой нового экономического порядка наряду с упомянутыми организациями предполагалось создание Международной торговой организации (МТО). Для этого в 1946 году в Гаване была созвана международная конференция по торговле и занятости, которая и должна была выработать материально-правовые рамки международного соглашения о снижении тарифов, предложить заинтересованным странам устав этой организации, взять на себя координирующую роль в вопросах упрощения внешней торговли и снижения таможенного бремени на пути товаров из страны в страну. Уже в октябре 1947 года было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое первоначально рассматривалось лишь как часть всеобъемлющего соглашения в рамках новой международной торговой организации. Это соглашение, рассматриваемое как временное, вступило в силу 1 января 1948 года.

СССР не был приглашён к участию в Гаванской конференции, так как отказался быть участником МВФ и МБРР. Советское правительство опасалось того, что большое влияние, которое имели США в этих организациях, и начало противостояния между идеологическими блоками (Холодная война) не позволят в должной степени учитывать интересы СССР в рамках этих организаций.

В последующие годы ГАТТ, хотя и в урезанном от первоначально задуманного виде, оказался достаточно эффективной системой, в рамках которой средняя таможенная пошлина снизилась с 40 % к моменту подписания соглашения в середине сороковых годов до 4 % в середине девяностых. С целью снижения прямых таможенных пошлин и скрытых, так называемых нетарифных, ограничений на ввоз продукции из-за рубежа в рамках ГАТТ регулярно проводились раунды переговоров между странами-участницами.

Так называемый Уругвайский раунд переговоров, длившийся с 1986 по 1994 год, был наиболее успешным. В результате долгих переговоров в 1994 году в Марракеше было подписано соглашение о создании ВТО, вступившее в силу 1 января 1995 года. Страны-участницы достигли согласия о том, что в рамках этой организации будет не только регулироваться торговля товарами (что являлось предметом ГАТТ уже с 1948 года), но и в связи со все возрастающей ролью услуг в постиндустриальном обществе и их растущей долей в мировой торговле (на начало XXI века — около 20 %) принято Генеральное соглашение о торговле услугами (GATS), регулирующее эту область внешней торговли. Также в рамках Марракешского соглашения было принято Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPs), регулирующее торговые вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности и являющееся неотъемлемой частью правового фундамента ВТО.

Таким образом, спустя почти 50 лет после неудачных попыток создания международной организации и существования временной конструкции ГАТТ, регулирующей вопросы внешней торговли, с 1 января 1995 года ВТО приступила к работе.

Осенью 2001 года в столице Катара был начат Дохийский раунд переговоров ВТО о дальнейшей либерализации мировой торговли. Среди включённых в него вопросов — либерализация мировой торговли аграрной продукцией, в том числе снижение тарифов и отмена субсидий, финансовые услуги и защита интеллектуальной собственности. Однако переговоры затягиваются, во многом из-за проблемы доступа к несельскохозяйственным рынкам. Развитые страны хотят получить больше доступа к промышленному сектору развивающихся стран, последние, в свою очередь, опасаются, что это может привести к снижению темпов экономического роста.

Россия вступила во Всемирную торговую организацию и стала её 156-м членом 22 августа 2012 года.