Space exploration technologiesspacex

Космический корабль SpaceX – Dragon

Этот транспортный корабль стал настоящей инновацией SpaceX. По данным на 2019 год, Dragon – единственный космический корабль, который отправляет полезный груз на МКС и возвращает его со станции на Землю.

Первый макет корабля был установлен на второй ступени Falcon. В декабре 2010 года ракета с Dragon на борту дважды облетела Землю, были продемонстрированы возможности Dragon по переходу с одной орбиты на другую. Полезным грузом в этом запуске служила сырная головка.

В 2012 году Dragon побывал на МКС и привёз экипажу станции 520 кг груза. Затем корабль возвратился и оказался в тихоокеанских водах. В тот же год он совершил коммерческий рейс, доставляя материалы для научных экспериментов и итоги уже проведённых на станции исследований. В 2017 Dragon впервые запустили с повторной капсулой.

В 2014 году анонсировали новую модель корабля – Dragon V2. Это уже не только грузовая, но и пассажирская модификация (пилотируемая), с экипажем до 7 человек.

Первый беспилотный полёт провели в марте 2019 года. Испытательный полёт с экипажем назначен на лето 2019 года. Это космическое путешествие оценивают в $150 млн.

Читайте: 10 роботов от Boston Dynamics, которые поражают воображение и внушают страх

Миф 1: в SpaceX работают только американцы

Суть: так как компания занимается космической программой и тесно сотрудничает с NASA, иностранцев в SpaceX не ждут. И особенно настороженно относятся к кандидатам из Восточной Европы, Индии и Китая.

На самом деле: формально — нет разницы, из какой страны или региона вы прибыли устраиваться в SpaceX. На это посмотрят в последнюю очередь

А что действительно важно — это законы США относительно экспорта космической техники, согласно которым работник такой стратегической отрасли должен быть гражданином или жителем страны, как минимум — иметь соответствующую визу. Иначе говоря, попасть из российской глубинки сразу в отдел разработки Falcon 9 не получится

Придётся поискать для начала варианты без подобных ограничений: в Google, Apple или Microsoft, например. Именно оттуда программисты зачастую переходят в SpaceX.

Следующие шаги для работы в SpaceX

Первый отбор кандидатов

Первоначальный отбор кандидатов производится на основе резюме, сопроводительного письма, рекомендаций и возможного первого собеседования.

Отборочные испытания

Кандидаты, отобранные для продолжения процесса набора, должны затем пройти серию тестов на IQ и личность. Цель этих тестов — определить, способны ли вы делать то, что говорите, каков ваш уровень концентрации, если вы настойчивы, любите ли вы решать проблемы … Тесты набора SpaceX известны как очень стараюсь. Например, кандидат должен был пройти тест по программированию продолжительностью шесть часов.

Есть также продолжительные интервью с несколькими людьми, которые задают вам массу вопросов о вашем профессиональном опыте, навыках, манерах поведения, а также проверяют ваш IQ с помощью головоломок. Например:

  • Вы сидите в каноэ в детском бассейне. Вы видите уровень воды сбоку. В твоей лодке камень. Если вы выбросите камень за борт, какой будет уровень воды в бассейне?
  • Если бы вам нужно было построить мост, соединяющий одно здание с другим, как бы вы это сделали?

Интервью с Илоном Маском лично

Вы блестяще ответили на эти непростые вопросы? Молодец, но это еще не конец! В SpaceX вы встретите кого-то особенного … Илона Маска лично!

Илон Маск лично встречается с кандидатами, потому что он хочет убедиться, что каждый новый сотрудник имеет оптимистичный характер, понимает, чего от него ждут и впишется ли он в корпоративную культуру. Это «No A$$hole Policy».

Кандидат на работу в SpaceX должен либо отправить эссе, либо ответить на конкретный вопрос, например, указать свою роль в трех успешных проектах. Илон Маск хочет узнать, сталкивался ли кандидат с какими-либо препятствиями и как кандидат их преодолевал.

Илон Маск сказал:

Перед окончанием интервью у Илона Маска есть к вам последний вопрос … Это его легендарный сложный вопрос!

Часто это сложная проблема, для которой нет реального решения. Генеральный директор SpaceX особенно ценит людей, которые творчески определяют проблемы и находят инновационные решения для их решения.

Например, этот вопрос считается любимым вопросом Илона Маска:

Чем Crew Dragon лучше «Союза»? И лучше ли?

Многие все еще не готовы принять наблюдаемую реальность и поэтому говорят: «Запуская Crew Dragon, США с трудом повторяют то же самое, что Россия и Китай делали все эти годы, отправляя на орбиту людей. Они просто запускают капсулу на станцию, а потом сажают её назад на парашюте. Что тут такого сенсационного?»

Но эта точка зрения предельно далека от истины. Чтобы понять «что тут такого», сперва следует вспомнить, что такое космический корабль Crew Dragon на самом деле — и почему это действительно революция в сравнении с «Союзам».

SpaceX

Прежде всего: «Союз» по объемам практически не изменился со своего первого полета, состоявшегося 53 года назад. В то время никаких крупных орбитальных станций не было, смысла в возке большего числа людей на орбиту не было тоже. Поэтому герметичный объем этого корабля , а доступный экипажу — и  6,5 м³. Причем спуск осуществляется в отделяемой спускаемой капсуле, с доступным людям объемом всего в . Поэтому туда нереально посадить больше трех человек в скафандре (0,83 кубометра на человека). И хотя технически «Союз» может летать с экипажем 17,7 суток, на практике после одного такого эксперимента никто не горит желанием его повторит. Даже когда экипаж урезали до двух человек (один человек на 1,25 кубометра), в корабле было так тесно, что нормальные тренировки космонавтов наладить не удалось, и после спуска на Землю они не смогли дойти своими ногами даже до автобуса — такой была детренировка мышц в невесомости.

Space X

Корабль Crew Dragon

Crew Dragon возвращается на Землю весь целиком, объем его герметичного жилого пространства — 9,3 м³, причем весь этот объем доступен экипажу. Поэтому туда можно посадить семь членов экипажа. И на них все равно будет приходиться 1,33 кубометра на человека — больше, чем на «Союзе».

Пассажировместимость этого корабля так велика, что NASA в одиночку просто не сможет ее полностью использовать: агентство планирует отправлять лишь по четыре человека, поскольку МКС имеет ограниченный объем и поддерживать на ней слишком большой экипаж сложно, да и расходы на станцию тогда бы возросли. Тем не менее, в космосе редко бывают «излишки». Почти наверняка «лишнее» пространство со временем займут представители других стран, желающие попасть на орбиту, или космические туристы. Избыток места полезен еще в одном отношении: на борту этого корабля есть туалет, в то время как «Союзов» (а равно и более ранних ), отправление естественных надобностей было несколько более экзотичным.

Кроме того, у нового американского корабля полезная нагрузка, доставляемая на станцию, помимо астронавтов может составлять несколько центнеров. Пока она чисто теоретическая, поскольку потребности станции удовлетворяют отдельные грузовые «Драконы», но в будущем ситуация может измениться.

«Союзы» на станцию везут людей — можно добавить сотню килограмм груза, но не более. Поскольку два из трех отсеков российского корабля, создававшегося еще при Королеве, не возвращаются на Землю, груз размещать особо негде: с МКС больше 100 килограмм «Союз» не вернет. А это бывает необходимым: образцы космических экспериментов, требующие ремонта скафандры и другое имущество периодически надо возвращать на планету. Crew Dragon спокойно может возвращать с собой многие центнеры нагрузки.

Характеристики Crew Dragon очень близки к считающейся перспективной российской «Федерации», которую недавно переименовали в «Орла». Его полезный жилой объем такой же — 9,3 м³, экипаж ограничен четырьмя космонавтами, и тоже есть возможность возвращения центнеров груза с орбиты. Но при формальной близости их параметров важен один нюанс: «Орел» даже первый, беспилотный испытательный полет ранее 2023 года, а первый пилотируемый — ранее 2025 года. Crew Dragon, пилотируемый корабль SpaceX, в 2019 году уже на орбиту в беспилотном варианте, а весной 2020 года попал туда и с экипажем на борту. Иными словами, пока SpaceX обгоняет «Роскосмос» в создании нового космического корабля как минимум на четыре года. В реальности эта цифра может даже возрасти.

История

За первые десять лет существования SpaceX под руководством инженера Тома Мюллера компания разработала ряд жидкостных ракетных двигателей , и, по крайней мере, еще один такой же тип находится в стадии разработки. По состоянию на октябрь 2012 года каждый из разработанных на сегодняшний день двигателей — Kestrel , Merlin 1 , Draco и Super Draco — был разработан для первоначального использования в ракетах-носителях SpaceX — Falcon 1 , Falcon 9 и Falcon Heavy — или для капсулы Dragon. . Каждый основной двигатель, разработанный к 2012 году, был основан на керосине с использованием RP-1 в качестве топлива с жидким кислородом (LOX) в качестве окислителя, в то время как управляющие двигатели RCS использовали хранимые гиперголовые пропелленты .

В ноябре 2012 года на заседании Королевского авиационного общества в Лондоне, Великобритания, SpaceX объявила, что планирует разработать двигатели на основе метана для своих будущих ракет. В этих двигателях будет использоваться ступенчатый цикл сгорания для более высокой эффективности, аналогичной системе, используемой на двигателе НК-33 бывшего Советского Союза .

К середине 2015 года SpaceX разработала в общей сложности 9 архитектур ракетных двигателей за первые 13 лет существования компании.

Запуск космических туристов на корабле SpaceX

Запуск ракеты-носителя Falcon 9 состоялся 16 сентября, в 3:03 утра по московскому времени. Примерно через 3 минуты после запуска первая ступень ракеты отделилась и плавно опустилась на платформу Just Read the Instructions в Атлантическом океане. Еще через несколько минут корабль Crew Dragon отделился от второй ступени и успешно вышел на орбиту высотой 575 километров. После трехдневного путешествия капсула с астронавтами-любителями должна совершить посадку в Атлантическом океане.

Запуск ракеты-носителя Falcon 9 с космическим кораблем Crew Dragon

Первое, что сделали космические туристы — посмотрели на космос через прозрачный купол, который расположен в носовом обтекателе корабля. Он был установлен вместо шлюзовой двери, которая обычно используется для стыковки с Международной космической станцией. В этом же обтекателе установлен туалет для астронавтов.

Прозрачный купол Crew Dragon

Чем именно астронавты будут заниматься в рамках миссии помимо любования космосом, неизвестно. Но у них определенно есть какая-то цель, потому что Джаред Айзекман не хотел, чтобы они летели в космос «впустую». И это похвально, потому что дорогой полет в космос должен принести пользу науке.

Конструкция корабля Crew Dragon

Что будет теперь с «Роскосмосом» и до каких пор будут летать «Союзы»?

Из практики совместных полетов США и России на МКС до сворачивания программы шаттлов известно, что наличие одного средства доставки туда людей не означает свертывания полетов другого. До 2011 года на один пилотируемый рейс шаттлов к орбитальной станции старались давать один рейс «Союзов». Те превосходили шаттлы в плане экономики (один полет шаттла без учета стоимости НИОКР стоил 0,5 миллиарда долларов), но, несмотря на это, от последних никто не отказывался. Это был вклад США в совместную программу эксплуатации МКС. На шаттлах туда доставляли космонавтов вместе с американцами, а на «Союзах» — астронавтов вместе с российскими коллегами.

Точно также все будет и после начала полетов Crew Dragon: снова введут смешанные экипажи, где будут вместе летать граждане России и западных стран. Кажется, что пока «Союзу» ничего не угрожает.

Но в перспективе ситуация будет куда сложнее. С 2024 года у США нет четких планов на участие в проекте МКС. Именно в этом году они на высадку на Луне, и если у них все выйдет, то чисто финансово не потянут и полеты туда, и участие в орбитальной станции. Тем более, что у NASA есть план создания окололунной орбитальной станции. Полеты туда вычерпают бюджеты Агентства, не оставив ему много средств на МКС.

Поэтому уже сейчас в США ходят разговоры о будущем выходе американского государства из этого проекта. Между тем, одна Россия поддерживать МКС вряд ли сможет: целый ряд модулей там западный, и их эксплуатация и ремонт силами «Роскосмоса» малореальны. В теории, станцию может спасти перевод на коммерческий статус — привезти туда космических туристов.

И вот тут у «Союза» начнутся объективные сложности. Он сможет доставлять не более трех человек, часть из которых должна быть космонавтами-профессионалами — чтобы реагировать на возможные нештатные ситуации. Crew Dragon может вести 7 человек, и даже если двое будут астронавтами той же SpaceX, то еще пятеро могут быть туристами. Нетрудно понять, что «Союз» начнет выглядеть непривлекательно.

Space X

Полет Crew Dragon, 22 мая 2020

Разумеется, российский «Орел», если он будет готов к тому времени, поправит ситуацию. Но есть и проблема: не вполне ясно, закончат ли его разработку. Дело в том, что к 2023 году, когда он должен достигнуть летной готовности, вполне могут начаться пилотируемые полеты Starship. Вторая его ступень совмещена с кораблем, чей герметичный объем более 850 кубометров, то есть раз в девяносто больше, чем у Crew Dragon. Пассажировместимость там намечена до 100 человек, хотя в большинстве полетов, конечно, она будет меньше. При этом стоимость полетов — за счет многоразовости — планируется равной стоимости полета нынешней ракеты с кораблем типа Crew Dragon.

На этом фоне достройка «Орла» будет выглядеть, как спуск на воду военного парусного судна в эпоху пароходов. Ресурсы «Роскосмоса» ограничены, и если он решит догонять технологический уровень Starship, «Орел» вполне могут бросить на полдороги.

Еще хуже ситуация сложится, если наша страна избежит разработки аналога Starship. По гермообъему его вторая ступень равна всей МКС. Таким образом, появление подобного левиафана в космосе в основном закроет эпоху стандартных орбитальных станций: никто не будет задорого поддерживать их в рабочем состоянии, когда каждый летящий на орбиту Starship сам будет такой станцией. Только еще и способной долететь до Луны.

Обида обид


Естественно, SpaceX не могла не отреагировать на ситуацию. Основатель компании миллиардер Илон Маск написал несколько гневных твитов, но, по большому счету, этим и закончилось. Ссориться с NASA, вне зависимости от их поведения, абсолютно не в планах SpaceX. Чтобы не оставаться в долгу, Boeing опубликовала открытое письмо: 


Автор цитаты

В остальном объяснить, почему NASA пришлось пойти на изменение контракта и выделить корпорации дополнительные сотни миллионов долларов, получилось не очень. Boeing утверждает, что их корабль лучше, работают они лучше, а потому эти деньги заслужили. Судя по тому, что официальное объяснение не вызвало почти никакой реакции в американской прессе, письму не очень поверили.



SpaceX несет экономические риски для «Роскосмоса»?

Пассажирский космический корабль Crew Dragon

Да. В планы Маска входят не только грузовые полеты, но и доставка пассажиров в космос. В ноябре прошлого года SpaceX заключила контракт с NASA на транспортировку американских астронавтов к МКС. По старой договоренности, до конца 2016 года эти задачи выполняет «Роскосмос». Но космические корабли Crew Dragon на ракетах-носителях Falcon 9 должны заменить аппараты российского производства уже в 2017 году. В случае успеха идеи многоразового запуска техника SpaceX может потеснить «Роскосмос» и в других сферах космического бизнеса. В то же время проект федеральной космической программы до 2025 года предусматривает разработку подобных технологий в России.

Разработка Falcon 9

Вскоре SpaceX вызвала интерес нескольких компаний, которые искали ракетоноситель с большей грузоподъемностью. Компания рассматривала возможность разработки промежуточной ракеты под названием Falcon 5, но вместо этого пропустила эту версию и начала работу над Falcon 9 (потому что ее первая ступень использовала группу из девяти двигателей).

Эта ракета-носитель может отправить на низкую околоземную орбиту полезный груз весом до 13150 кг. Это двухступенчатая ракета, высота которой составляет 70 метров, а ширина — 3,7 м. SpaceX впервые объявила о планах создания Falcon 9 в 2005 году, и отправила дебютный Falcon 9 в полет 7 июня 2010 со станции ВВС на мысе Канаверал во Флориде.

Среди первых заказчиков ракеты — Bigelow Aerospace, Avanti Communications и MacDonald, Dettwiler and Associates.

Даже Безос повторно использовал ракету раньше, чем Маск?

Да. Blue Origin, частная аэрокосмическая компания Джеффа Безоса, первой в мире посадила побывавшую в космосе ракету вертикально, а после закрепила успех повторными запуском и посадкой того же аппарата. Первая ступень корабля New Shepard дважды приземлилась с помощью реактивной тяги, что позволило Blue Origin опередить работающую над аналогичной технологией компанию Маска.

Многоразовая часть New Shepard после посадки

Дебютная посадка New Shepard состоялась 24 ноября 2015 года  в Техасе, где ракета села на твердую землю. А первая ступень Falcon 9 впервые удачно приземлилась на суше только месяц спустя — 22 декабря на мысе Канаверал. Не теряя времени даром, Blue Origin снова отправила тот же аппарат в космос и вернула его на материк 23 января текущего года, закрепив за New Shepard статус первой многоразовой ракеты с вертикальной системой посадки. Тем временем SpaceX все еще не запустила ни одной своей ракеты повторно и лишь провалила очередную попытку посадить Falcon 9 на баржу в океане.

Falcon Heavy

Ракета-носитель сверхтяжёлого класса, сделанная на основе Falcon 9 с видоизменённой первой ступенью и дополнительной нулевой ступенью. Это одна из самых тяжёлых, мощных и грузоподъёмных ракет в истории с рекордным числом маршевых двигателей (27 одновременно работающих). О разработке было объявлено в 2011 году, но дебютный запуск откладывали много раз.

Ракета создавалась для отправки людей в космос (организации миссий на Марс и Луну), но сейчас пилотируемые полёты на ней не предусмотрены – акцент сделан на доставке грузов, например, искусственных земных спутников или межпланетных станций. Цена одного запуска – $150 млн (зависит от конфигурации).

Первый испытательный запуск – 6 февраля 2018 года – был успешен. Боковые ускорители (нулевая ступень) приземлились на посадочных площадках, а вот центральный блок не смог приземлиться на плавучую платформу.

Вторая ступень вывела на околоземную орбиту носитель информации Arch 5D (диск со сроком годности в 14 млрд лет) и электромобиль Tesla Roadster с манекеном внутри. Сейчас электрокар «путешествует» по космическому пространству недалеко от Марса.

Второй запуск ракеты – 11 апреля 2019 – был коммерческим. На орбиту был выведен спутник связи Arabsat 6A для Саудовской Аравии. Боковые ускорители и центральный блок успешно завершили посадку на предполагаемые для них площадки, хотя первая ступень опрокинулась из-за сильных волн.

Следующий запланированный запуск Falcon Heavy – 22 июня 2019 года. Компания обещает доставить 24 спутника на три разные орбиты.

Dragon

SpaceX первые 18 месяцев держала в секрете разработки грузового корабля Dragon. Затем, в марте 2006 года, компания официально обнародовала информацию о Dragon, одновременно с представлением Предложения по демонстрационной программе NASA по коммерческим орбитальным транспортным услугам (COTS). Конечной целью было создание частного космического корабля для доставки грузов на Международную космическую станцию.

После того, как Spacex достигла определенной стадии развития, в декабре 2008 года NASA выбрало SpaceX в качестве одной из компаний, предоставляющих коммерческие услуги по поставке грузов на космическую станцию (второй компанией была Orbital Sciences, которая позже стала Orbital ATK, а теперь Northrop Grumman).

Стоимость контракта SpaceX в то время составляла минимум 1,6 миллиарда долларов с возможностью расширения до 3,1 миллиарда долларов; с тех пор компания получила новый контракт на услуги по доставке грузов. Маск подтвердил, что назвал Dragon в честь «Волшебного дракона Паффа ».

Преимуществе космического туризма SpaceX

В 2021 году было совершено два запуска туристов в космос. В июле на орбиту Земли слетал миллиардер Ричард Брэнсон и несколько сотрудников основанной им компании Virgin Galactic. Они поднялись на 80-километровую высоту (почти граница между Землей и космосом) и через несколько минут успешно совершили мягкую посадку.

Ричард Брэнсон в космосе

После Брэнсона в космический туризм отправился основатель компании Amazon Джефф Безос в компании своего брата, студента и 82-летней летчицы. Они поднялись на 100-километровую высоту и тоже совершили посадку спустя несколько минут полета. Подробнее об этом событии можно почитать в этом материале.

Джефф Безос после полета в космос

Грядущая миссия SpaceX будет лучше двух предыдущих полетов сразу по нескольким параметрам:

  • во-первых, корабль Crew Dragon поднимается на высоту 580 километров — вот это настоящий космический туризм, а не «прыжки» на 100-метровую высоту;
  • во-вторых, экипаж корабля проведет в космосе не ничтожные несколько минут, а три дня, что позволит людям надолго запомнить свой опыт;
  • в-третьих, собранные в рамках подготовки к миссии средства пойдут на благотворительность.

Последний пункт звучит наиболее круто. Когда в космос собирался миллиардер Джефф Безос, пользователи Интернета были недовольны его успехом. Однако, Джефф Безос очень давно готовился к этому полету и буквально осуществил мечту своего детства. Подробнее о его пути к этому полету можете узнать тут.

На Netflix есть документальный фильм о миссии Inspiration4

Многоразовые ракеты малоэффективны для доставки крупных грузов?

Falcon 9 в ангаре

Пока неизвестно. Дело в том, что технология вертикальной посадки имеет свою цену. Многоразовую ракету приходится оснащать дополнительным оборудованием и заправлять большим количеством топлива. Все это снижает массу полезной нагрузки, которую аппарат может выводить на орбиту, а вместе с тем — и экономическую эффективность грузового полета. К тому же еще неясно, насколько повторное использование первой ступени сможет удешевить запуски. Схема окажется выгодной, только если прибыль от доставки грузов будет перекрывать расходы на перезапуск первой ступени. Удастся ли SpaceX найти правильный баланс — опять же, покажут дальнейшие испытания Falcon 9.

Миф 4: прежде чем устроиться на работу, придётся пройти более 10 собеседований

Суть: HR-фильтр компании «заточен» на доскональное изучение навыков и знаний кандидата. Чтобы исключить фактор случайности, а заодно и убедиться в неистребимом желании специалиста работать именно в SpaceX, менеджеры и специалисты проводят с ним более 10 собеседований в течение полугода.

На самом деле: в большинстве случаев это так. Вам действительно придётся пройти много видеособеседований, где:

  • уточнят данные резюме;
  • попросят рассказать о предыдущем опыте работы;
  • дадут несколько тестовых заданий;
  • проверят базовые знания по специальности;
  • на основании вашего опыта интервьюер задаст несколько нетривиальных вопросов;
  • побеседуют, чтобы выяснить ваши личностные качества.

Затем последует решение задач-головоломок и (апогей!) беседа с Илоном Маском. Правда, говорят, в последнее время глава компании все меньше встречается с кандидатами из-за экстремально плотного графика.

Но есть и другой способ попасть в компанию — интернатура. Для этого необходимы:

  • трёхлетний опыт работы по профилю;
  • несколько интернатур в компаниях, специализирующихся на космических технологиях;
  • богатое портфолио личных проектов, характеризующих вас как человека, влюблённого в профессию.

Миссия SpaceX

Компания занимается снабжением космических станций, запуском спутников, выполняет научные и военные миссии правительства США. SpaceX летает на околоземную орбиту, но Илон Маск мечтает колонизировать Марс и отправлять туристов на Луну.

Крупная цель SpaceX – развить межпланетную транспортную систему. Для этого они разрабатывают многоразовый космический транспорт. Звездолеты должны не только сделать колонию на Марсе, но и возить людей из любой точки Земли в другую не дольше, чем за 40 минут.

Ещё одна миссия – дать всей планете высокоскоростной интернет. Для этого компания хочет разместить в 2019-2024 гг. на околоземной орбите почти 4,5 тысячи спутников.

Какие навыки нужны рекрутерам SpaceX?

Работа в SpaceX можно разделить на 3 основные группы:

  • Инжиниринг: проектирование и программирование космических ракет и космических аппаратов.
  • Производство: создавайте космические аппараты с стабильной производительностью и с меньшими затратами.
  • Деятельность: бизнес, IT, бухгалтерия…

При этом в каждой из этих групп есть много областей знаний, подробно описанных SpaceX ниже:

  • Авионика: проектирование, программирование и создание электроники для космических аппаратов SpaceX
  • Качество сборки и надежность полета: создание максимально безопасного и надежного космического корабля
  • Корпоративные операции: операции для компании с контрактами на запуск на несколько миллиардов долларов.
  • Информационные и защитные технологии: проектирование и создание современных информационных и защитных систем
  • Запуск: лети, восстанавливайся и снова летай
  • Производство и производство: создание многоразовых ракет и космических кораблей.
  • Материаловедение: разработка и производство материалов до уровня качества, необходимого для работы в космосе.
  • Управление полетами и космическими операциями: управление пусковыми кампаниями, от подписанного контракта до успеха миссии.
  • Неразрушающий контроль: используйте методы проверки для сертификации материалов для космических полетов.
  • Силовая установка: создание перспективных двигательных установок ракет и космических кораблей.
  • Разработка программного обеспечения: разработка программного обеспечения для программирования полетов и корпоративных веб-приложений.
  • Логистика: нужная деталь в нужном месте в нужное время
  • Тестовые операции: проверьте каждый двигатель, компонент и ступень для полета и НИОКР.
  • Космическая техника: создание инновационных и эффективных конструкций аппаратов и космических аппаратов

Первая посадка на корабль-дрон

Настойчивость, проявленная Маском и его сотрудниками, наконец увенчалась успехом 8 апреля 2016, когда первая ступень Falcon 9 мягко приземлась на дрон под названием «Of Course I Still Love You» в Атлантическом океане. Космический аппарат Dragon, который поднял в воздух Falcon 9, также осуществил знаменательный полет, доставив надувной расширяемый модуль активности Bigelow на Международную космическую станцию.

Показатели успешности посадки модулей SpaceX резко улучшились после полета в апреле 2016 года, хотя некоторые ускорители время от времени все еще не достигают цели. Показатели успешных полетов Falcon 9 также высокие; однако, во время последнего запуска в сентябре 2016 на стартовой площадке перед взлетом взорвалась ракета.

У SpaceX имеется второй корабль-дрон, «Just Read the Instructions», который используется для приземления в Тихом океане после запусков со станции ВВС Ванденберг в Калифорнии. Оба аппарата названы в честь вымышленных звездолетов в научно-фантастических книгах Иэна М. Бэнкса.

SpaceX первой в истории создала многоразовый космический транспорт?

Космические транспортники «Энергия-Буран» и Space Shuttle

Нет. Ракеты-носители, которые возвращались из космоса и могли использоваться повторно, появились еще в период холодной войны. Они входили в состав по меньшей мере двух космических транспортных систем того времени. Одной из них была американская Space Shuttle, другой — советская «Энергия-Буран». В обеих системах первая ступень ракеты не разбивалась с грохотом об землю, как это закономерно происходит после взлета, а плавно опускалась вниз на парашютах. Это были первые попытки сохранить самую ценную часть конструкции, которая включает двигатель. Тем не менее оба проекта не оправдали себя экономически и, в конце концов, были закрыты.

Выходит, удачная вертикальная посадка Falcon 9 — всего лишь умелый PR?

Пока неизвестно. С одной стороны, именно ракета Маска дает новую надежду на удешевление орбитальных космических полетов. Пассажирская система Безоса не транспортировала груз и достигла только нижней границы космоса — около 100 км. Зато Falcon 9 доставила на орбиту 11 спутников, весом более 170 кг каждый, взлетев почти в два раза выше New Shepard. То есть ракета SpaceX выдержала гораздо более экстремальные нагрузки и оправдала статус орбитальной. При этом стоимость удачно приземлившейся первой ступени Falcon 9 может составлять до 70% от цены всей ракеты.

Успешная посадка Falcon 9

С другой стороны, надеяться на дешевые полеты слишком рано. Сколько перезапусков будет выдерживать первая ступень? Какое обслуживание ей понадобится после каждого раза? Что если ремонт старого двигателя будет требовать больше времени и средств, чем создание нового? На эти вопросы ответят только дальнейшие испытания Falcon 9. А пока в уравнении слишком много неизвестных.

Впрочем, сам Маск делает очень смелые прогнозы. По его словам, повторные запуски будут стоить всего полмиллиона долларов, а то и еще дешевле. С учетом стоимости всей ракеты в 60 млн цена первой ступени составит около 42 млн, а примерная экономия в соответствии с ожиданиями Маска — 41,5 млн для каждого повторного запуска.