Космический корабль SpaceX – Dragon
Этот транспортный корабль стал настоящей инновацией SpaceX. По данным на 2019 год, Dragon – единственный космический корабль, который отправляет полезный груз на МКС и возвращает его со станции на Землю.
Первый макет корабля был установлен на второй ступени Falcon. В декабре 2010 года ракета с Dragon на борту дважды облетела Землю, были продемонстрированы возможности Dragon по переходу с одной орбиты на другую. Полезным грузом в этом запуске служила сырная головка.
В 2012 году Dragon побывал на МКС и привёз экипажу станции 520 кг груза. Затем корабль возвратился и оказался в тихоокеанских водах. В тот же год он совершил коммерческий рейс, доставляя материалы для научных экспериментов и итоги уже проведённых на станции исследований. В 2017 Dragon впервые запустили с повторной капсулой.
В 2014 году анонсировали новую модель корабля – Dragon V2. Это уже не только грузовая, но и пассажирская модификация (пилотируемая), с экипажем до 7 человек.
Первый беспилотный полёт провели в марте 2019 года. Испытательный полёт с экипажем назначен на лето 2019 года. Это космическое путешествие оценивают в $150 млн.
Читайте: 10 роботов от Boston Dynamics, которые поражают воображение и внушают страх
SpaceX несет экономические риски для «Роскосмоса»?
Пассажирский космический корабль Crew Dragon
Да. В планы Маска входят не только грузовые полеты, но и доставка пассажиров в космос. В ноябре прошлого года SpaceX заключила контракт с NASA на транспортировку американских астронавтов к МКС. По старой договоренности, до конца 2016 года эти задачи выполняет «Роскосмос». Но космические корабли Crew Dragon на ракетах-носителях Falcon 9 должны заменить аппараты российского производства уже в 2017 году. В случае успеха идеи многоразового запуска техника SpaceX может потеснить «Роскосмос» и в других сферах космического бизнеса. В то же время проект федеральной космической программы до 2025 года предусматривает разработку подобных технологий в России.
Опасность космических полетов
Исходя из этого NASA, SpaceX и другие аэрокосмические организации всегда должны заботиться о психологическом состоянии астронавтов. Особенного внимания будут требовать будущие путешественники на Марс. Больше всего на психику человека влияет изоляция — скука и монотонность на протяжении долгого времени приводит к выгоранию. Астронавты всегда рискуют потерять мотивацию, что ставит под угрозу успешность всей миссии. Чтобы обезопасить астронавтов от негативных последствий, предлагается тщательно следить за их циклами сна и бодрствования. Также нужно обеспечить астронавтам полноценное питание. В идеале, космические туристы и исследователи должны быть интровертами и не нуждаться в постоянном общении с людьми
Также важно следить за тем, чтобы члены космических экипажей были хорошо совместимы между собой по характеру
Перед полетом на Марс людям нужно решить очень много проблем
Преимуществе космического туризма SpaceX
В 2021 году было совершено два запуска туристов в космос. В июле на орбиту Земли слетал миллиардер Ричард Брэнсон и несколько сотрудников основанной им компании Virgin Galactic. Они поднялись на 80-километровую высоту (почти граница между Землей и космосом) и через несколько минут успешно совершили мягкую посадку.
Ричард Брэнсон в космосе
После Брэнсона в космический туризм отправился основатель компании Amazon Джефф Безос в компании своего брата, студента и 82-летней летчицы. Они поднялись на 100-километровую высоту и тоже совершили посадку спустя несколько минут полета. Подробнее об этом событии можно почитать в этом материале.
Джефф Безос после полета в космос
Грядущая миссия SpaceX будет лучше двух предыдущих полетов сразу по нескольким параметрам:
- во-первых, корабль Crew Dragon поднимается на высоту 580 километров — вот это настоящий космический туризм, а не «прыжки» на 100-метровую высоту;
- во-вторых, экипаж корабля проведет в космосе не ничтожные несколько минут, а три дня, что позволит людям надолго запомнить свой опыт;
- в-третьих, собранные в рамках подготовки к миссии средства пойдут на благотворительность.
Последний пункт звучит наиболее круто. Когда в космос собирался миллиардер Джефф Безос, пользователи Интернета были недовольны его успехом. Однако, Джефф Безос очень давно готовился к этому полету и буквально осуществил мечту своего детства. Подробнее о его пути к этому полету можете узнать тут.
На Netflix есть документальный фильм о миссии Inspiration4
На Землю любуйся, но работу делай
Старт состоялся в 14:34 по Гринвичу. В это время в США прекратилось уличное движение, остановилась работа во всех учреждениях, прервались занятия в школах. Прямой телерепортаж с космодрома на мысе Канаверал смотрели примерно 70 миллионов американцев — огромная часть населения Америки. Полёт был распланирован посекундно. Первые 140 секунд — выведение на орбиту. Начиная с 45-й секунды капсулу начало ощутимо трясти, показания приборов астронавт почти не видел, но никому об этом не сообщил. Опасался напугать оставшихся на Земле. В самый волнующий миг — перед отделением корабля от ракеты — у пилота участился пульс до 138 ударов в минуту (астронавт нервничал, так как понимал: если «Меркурий» не отделится от «Редстоуна» — дело плохо!). Но, к счастью, полёт продолжился, и три пороховых двигателя увели капсулу прочь от ракеты. Через 3 минуты 10 секунд астронавт взялся за ручку управления космическим кораблём (советский «Восток» с Юрием Гагариным управлялся автоматикой, хотя космонавт в любое время мог перейти на ручное управление). Алан отклонял нос капсулы влево-вправо, вращал «Свободу-7» вокруг продольной оси — и у него всё получалось! А когда Шепард глянул в перископ, от открывшейся картины островов и лазури океана у него перехватило дыхание. «Просто волшебный вид!» — не сдержавшись, воскликнул он, и вновь вернулся к заданию (развернул капсулу на 20 градусов) — была дорога каждая секунда. «Меркурий» поднялся на максимальную высоту — 187 километров. Через 5 минут 10 секунд после старта по очереди сработали три тормозных двигателя. Торможение длилось 22 секунды. Через минуту автоматически подорвался пироболт крепления тормозной двигательной установки (ДУ) к корпусу, и, сбросив ненужную уже ДУ, «Свобода-7» стала легче. На высоте 70 километров исчезла невесомость (длилась лишь пять минут!). Тут же навалилась перегрузка (максимум — 11 g), и так же быстро сошла на нет. За время торможения оболочка капсулы нагрелась до 665° С, но в скафандре пилота были комфортные +22°. В два этапа раскрылся основной 20-метровый парашют. «Меркурий» приводнился через 15 минут 22 секунды после старта в 130 километрах восточнее острова Гранд-Багама. Спасательный вертолёт доставил капсулу и астронавта на палубу корабля «Лейк Чемплейн». Впереди Алана Шепарда ожидали вояж по штатам Америки и вручение награды из рук самого президента Джона Кеннеди.
Метки: Тайны 20 века, корабль, США, полёт, космонавт, космонавтика, Шепард, старт, капсула
Falcon 9
Группа одноразовых и многоразовых ракет тяжёлого класса. Цифра «9» указывает на число жидкостных двигателей в первой ступени. С момента первого запуска (а всего их было 70) ракета пережила несколько модификаций. Первый полёт был 4 июля 2010 года.
Крупных неудач с запусками Falcon 9 было немного. 28 июня 2015 года возникла полётная аномалия – стойка крепления баллона с газом разрушилась, и произошла утечка гелия. Давление в баке повысилось, и ракета взорвалась.
1 сентября 2016 года на стартовой площадке SpaceX (мыс Канаверал) взорвался бак с жидким кислородом. Пожар уничтожил ракету за 2 дня до её официального запуска.
Отличительная черта Falcon 9 – первая ступень, которая возвращается на Землю и может быть использована повторно. Успешная посадка ступени на воду состоялась 18 апреля 2014 года.
8 апреля 2016 года впервые за всю историю ракетостроения ступень приземлилась на морскую (плавающую) платформу.
Выходит, удачная вертикальная посадка Falcon 9 — всего лишь умелый PR?
Пока неизвестно. С одной стороны, именно ракета Маска дает новую надежду на удешевление орбитальных космических полетов. Пассажирская система Безоса не транспортировала груз и достигла только нижней границы космоса — около 100 км. Зато Falcon 9 доставила на орбиту 11 спутников, весом более 170 кг каждый, взлетев почти в два раза выше New Shepard. То есть ракета SpaceX выдержала гораздо более экстремальные нагрузки и оправдала статус орбитальной. При этом стоимость удачно приземлившейся первой ступени Falcon 9 может составлять до 70% от цены всей ракеты.
Успешная посадка Falcon 9
С другой стороны, надеяться на дешевые полеты слишком рано. Сколько перезапусков будет выдерживать первая ступень? Какое обслуживание ей понадобится после каждого раза? Что если ремонт старого двигателя будет требовать больше времени и средств, чем создание нового? На эти вопросы ответят только дальнейшие испытания Falcon 9. А пока в уравнении слишком много неизвестных.
Впрочем, сам Маск делает очень смелые прогнозы. По его словам, повторные запуски будут стоить всего полмиллиона долларов, а то и еще дешевле. С учетом стоимости всей ракеты в 60 млн цена первой ступени составит около 42 млн, а примерная экономия в соответствии с ожиданиями Маска — 41,5 млн для каждого повторного запуска.
Запуск космических туристов на корабле SpaceX
Запуск ракеты-носителя Falcon 9 состоялся 16 сентября, в 3:03 утра по московскому времени. Примерно через 3 минуты после запуска первая ступень ракеты отделилась и плавно опустилась на платформу Just Read the Instructions в Атлантическом океане. Еще через несколько минут корабль Crew Dragon отделился от второй ступени и успешно вышел на орбиту высотой 575 километров. После трехдневного путешествия капсула с астронавтами-любителями должна совершить посадку в Атлантическом океане.
Запуск ракеты-носителя Falcon 9 с космическим кораблем Crew Dragon
Первое, что сделали космические туристы — посмотрели на космос через прозрачный купол, который расположен в носовом обтекателе корабля. Он был установлен вместо шлюзовой двери, которая обычно используется для стыковки с Международной космической станцией. В этом же обтекателе установлен туалет для астронавтов.
Прозрачный купол Crew Dragon
Чем именно астронавты будут заниматься в рамках миссии помимо любования космосом, неизвестно. Но у них определенно есть какая-то цель, потому что Джаред Айзекман не хотел, чтобы они летели в космос «впустую». И это похвально, потому что дорогой полет в космос должен принести пользу науке.
Конструкция корабля Crew Dragon
Космический корабль SpaceX для туризма
Космический корабль Crew Dragon будет выведен на орбиту Земли при помощи ракеты Falcon 9. Местом запуска станет Космический центр Кеннеди на мысе Канаверал. Этот корабль также известен как Resilience и ранее уже летал в космос. Может, это и к лучшему, потому что в нем явно все работает и никаких проблем возникнуть не должно. Правда на этот раз он взлетит намного выше Международной космической станции, на высоту 580 километров. Так как миссия не подразумевает стыковки с МКС, этот механизм был убран из конструкции. Вместо него инженеры установили туалет с панорамным видом на космос — как раз то, что нужно для космических туристов. Об этом нововведении я тоже рассказывал подробно в отдельном материале, вот ссылка.
Панорамный туалет космического корабля Crew Dragon
Цель миссии Inspiration4
Сколько именно стоит туристический полет в космос на корабле SpaceX, неизвестно. Необходимую сумму полностью оплатил Джаред Айзекман. Вместе с ним в полет отправилась Хейли Арсенокс — сотрудница больницы Святого Иуды, где лечат детей с онкологическими заболеваниями. Пилот Кристофер Семброски и педагог Сиан Проктор получили билеты на корабль в результате конкурса, в рамках которого желающие жертвовали деньги в больницу и получали шанс на полет в космос. В ходе конкурса было собрано 15 миллионов долларов, а еще 100 миллионов пожертвовал сам Джаред Айзекман. Турист Хейли Арсенокс взяла с собой в космос запись американской рок-группы и планирует продать ее на аукционе, чтобы собрать еще больше денег для больницы. Всего они планируют достичь суммы в 200 миллионов долларов.
Экипаж Inspiration4 после запуска
Экипаж миссии Inspiration4 надеется вдохновить на полеты в космос и других людей. Полгода назад они были вполне обычными людьми и в один момент судьба сложилась так, что они начали готовиться к полету в космос и в конечном итоге там и оказались. По словам Джареда Айзекмана, день проведения полета должен стать предвестником будущего:
Экипаж миссии Inspiration4
SpaceX первой в истории создала многоразовый космический транспорт?
Космические транспортники «Энергия-Буран» и Space Shuttle
Нет. Ракеты-носители, которые возвращались из космоса и могли использоваться повторно, появились еще в период холодной войны. Они входили в состав по меньшей мере двух космических транспортных систем того времени. Одной из них была американская Space Shuttle, другой — советская «Энергия-Буран». В обеих системах первая ступень ракеты не разбивалась с грохотом об землю, как это закономерно происходит после взлета, а плавно опускалась вниз на парашютах. Это были первые попытки сохранить самую ценную часть конструкции, которая включает двигатель. Тем не менее оба проекта не оправдали себя экономически и, в конце концов, были закрыты.
Falcon Heavy
Ракета-носитель сверхтяжёлого класса, сделанная на основе Falcon 9 с видоизменённой первой ступенью и дополнительной нулевой ступенью. Это одна из самых тяжёлых, мощных и грузоподъёмных ракет в истории с рекордным числом маршевых двигателей (27 одновременно работающих). О разработке было объявлено в 2011 году, но дебютный запуск откладывали много раз.
Ракета создавалась для отправки людей в космос (организации миссий на Марс и Луну), но сейчас пилотируемые полёты на ней не предусмотрены – акцент сделан на доставке грузов, например, искусственных земных спутников или межпланетных станций. Цена одного запуска – $150 млн (зависит от конфигурации).
Первый испытательный запуск – 6 февраля 2018 года – был успешен. Боковые ускорители (нулевая ступень) приземлились на посадочных площадках, а вот центральный блок не смог приземлиться на плавучую платформу.
Вторая ступень вывела на околоземную орбиту носитель информации Arch 5D (диск со сроком годности в 14 млрд лет) и электромобиль Tesla Roadster с манекеном внутри. Сейчас электрокар «путешествует» по космическому пространству недалеко от Марса.
Второй запуск ракеты – 11 апреля 2019 – был коммерческим. На орбиту был выведен спутник связи Arabsat 6A для Саудовской Аравии. Боковые ускорители и центральный блок успешно завершили посадку на предполагаемые для них площадки, хотя первая ступень опрокинулась из-за сильных волн.
Следующий запланированный запуск Falcon Heavy – 22 июня 2019 года. Компания обещает доставить 24 спутника на три разные орбиты.
Особенность SpaceX
Это первая частная компания, которая составляет реальную конкуренцию государству в космической отрасли. SpaceX проводит исследования за свои деньги. Они запускают ракеты дешевле, в отличие от NASA или Роскосмоса. Планируется, что в будущем один запуск будет стоить всего $5-7 млн. Сейчас эта сумма около $60 млн для частных запусков и $80-120 млн для правительственных.
SpaceX делает многоразовые космические аппараты. Ступени ракет-носителей возвращаются после расстыковки на землю и могут быть использованы снова, поэтому себестоимость запуска снижается в два раза. Чтобы ещё снизить цены, SpaceX придумала посадку первых ступеней на плавучие платформы, которые управляются дистанционно и без экипажа.
Несмотря на 6-тысячный штат (для примера в NASA 18 тысяч работников), SpaceX сама проектирует, собирает, тестирует ракеты и разрабатывает двигатели для своих носителей.
Миссия SpaceX
Компания занимается снабжением космических станций, запуском спутников, выполняет научные и военные миссии правительства США. SpaceX летает на околоземную орбиту, но Илон Маск мечтает колонизировать Марс и отправлять туристов на Луну.
Крупная цель SpaceX – развить межпланетную транспортную систему. Для этого они разрабатывают многоразовый космический транспорт. Звездолеты должны не только сделать колонию на Марсе, но и возить людей из любой точки Земли в другую не дольше, чем за 40 минут.
Ещё одна миссия – дать всей планете высокоскоростной интернет. Для этого компания хочет разместить в 2019-2024 гг. на околоземной орбите почти 4,5 тысячи спутников.
Старт и управление космическим полетом
Сегодня на нашей планете действуют более двух десятков космодромов. Все они построены по одному принципу, поскольку все существующие сегодня ракеты- носители имеют жидкостные ракетные двигатели и требуют сходных процедур сборки и запуска.
Строительство первого в мире космодрома началось в СССР в 1955 г. Сегодня это знаменитый Байконур, расположенный на территории Казахстана. Уже в 1957 г. здесь состоялся первый старт ракеты-носителя Р-7. Главный космодром США — Космический центр имени Дж. Кеннеди — находится на острове Мерритт близ мыса Канаверал во Флориде. В 2016 г. состоялся первый запуск ракеты с нового российского космодрома Восточный, который расположен в Амурской области.
Главный зал Центра управления полетами в г. Королев
Любой космодром состоит из стартового комплекса с установками для заправки ракеты топливом, системы управления и слежения за ракетой после запуска и обслуживающих объектов. Как правило, центр управления полетами не находится прямо на космодроме. Российский ЦУП расположен в городе Королеве под Москвой, американский Космический центр имени Линдона Джонсона — в Хьюстоне, столице штата Техас.
Перед стартом ракету-носитель по железной дороге доставляют к пусковому столу и устанавливают на нем в вертикальном положении. Пока идет подготовка, ракету поддерживают технологические башни, при помощи которых идет все обслуживание. Через заправочные мачты в баки ракеты-носителя закачивается горючее. Перед стартом фермы отходят от ракеты-носителя, на нее подается команда на старт, автоматика запускает двигатели, и ракета покидает стартовый стол. После старта центр управления полетом следит за ракетой при помощи наземных станций слежения.
Как устроиться на работу в США, а если повезет, то и в SpaceX
Поделюсь своим личным мнением. Пожалуйста, не воспринимайте его как буквальное руководство к действию. Короче: «This is not a legal advice. Talk to your lawyer».
В силу своего рода деятельности SpaceX, в том числе и при найме сотрудников, попадает под действие законов, ограничивающих экспорт некоторых технологий: ITAR и EAR. В данном случае экспорт — это:
- И буквальный перевоз образцов технологий, информации и т.п.
- И передача информации лицам, не являющимся «U.S. persons», без пересечения ими границы.
«U.S. person» считаются граждане США, постоянные жители (люди с видом на жительство, которое называется Green Card), некоторые категории беженцев, а также сотрудники американских компаний и госструктур. Интересно, что граждане США, работающие на иностранную компанию, тоже не считаются «U.S. persons».
В нашем случае важно, что постоянные резиденты входят в категорию «U.S. persons» вне зависимости от наличия других гражданств
А вот люди с рабочей визой (H-1B, L-1 и т.д.) считаются иностранцами со всеми вытекающими.
Фото с сайта wikipedia.org
Поэтому для того, чтобы нанять иностранца, SpaceX нужно выполнить две формальности:
- Оформить работнику рабочую визу. Спрос на рабочие визы уже много лет превышает выделенную США годовую квоту.
Поэтому каждый апрель проводится лотерея, которая определяет, кто получит визу в следующем финансовом году. Т.е. лотерея в апреле 2020 года определяет, кто сможет въехать в страну начиная с 1 октября 2020 года. Вероятность выиграть лотерею в этом году около 30%. У выпускников американских вузов с дипломом магистра — немного выше, у всех остальных — немного ниже.
Итого, оформление рабочей визы компанией иностранному работнику означает более полугода ожидания и менее трети вероятности успеха.
2. Дополнительно требуется отдельная лицензия от Госдепартамента, позволяющая работнику иметь дело с конкретным списком технологий, защищенных ITAR. Я не знаю точно, какие требования нужно удовлетворить для получения этой лицензии. По слухам, этот процесс занимает несколько месяцев, чему я склонен верить. Оформление иммиграционных бумаг обычно занимает много времени.
Дополнительно напомню, что отдельные российские граждане, определенные компании и некоторые секторы экономики находятся под сакциями за отжим Крыма. Не берусь судить, влияет ли этот факт на выдачу ITAR-лицензии «обычному гражданину», но, наверное, может.
Есть и другой вариант. Компания может спонсировать получение вида на жительство (Green Card) будущему работнику. Для этого, кстати, работнику совершенно не нужно находиться в США либо работать на компанию — это популярное заблуждение. После получения вида на жительство работник попадает в категорию «U.S. person» и может спокойно работать.
Срок оформления зеленой карты — вещь малопредсказуемая, но даже в легких случаях (женитьба) оформление документов занимает минимум год:
- К примеру, на данный момент категория иммиграционной визы EB2 (требуется диплом магистра) считается «current». Это значит, что работодатель может подавать петицию I-140 (петиция для иностранного работника, который хочет получить иммиграционную визу) прямо сейчас
- А вот из претендентов на еще одну категорию иммиграционной визы — EB3 (большинство программистов) — петицию могут подавать только те, кто застолбил очередь три года назад, то есть в январе 2017.
Наиболее надежный вариант попасть на работу в SpaceX из-за рубежа выглядит так:
- Будущий кандидат получает вид на жительство в США любым законным способом, «хоть тушкой, хоть чучелом».
Быстрее всего — жениться. Удобнее всего — оформить вид на жительство через крутую компанию. - Как только вид на жительство получен, кандидат устраивается в SpaceX на работу так же, как и в любую другую американскую компанию.
Пройти этот квест долго и сложно, но возможно. Что подтверждается тем, сколько разных акцентов можно услышать в офисе на 1 Rocket Road. Один из частых вопросов — а много ли других выходцев из стран бывшего Союза работает в SpaceX? Да дофига! Есть много украинцев, есть много россиян, есть масса людей из других стран. Как и в любой большой американской компании.
Кто работает у Илона Маска — в центре управления полетами
Большинство людей, которых вы видите в центре управления полетами, — ответственные инженеры, назначенные от разных групп.
Понятие Responsible Engineer («ответственный инженер», «RE») в SpaceX активно используется. Этот специалист координирует взаимодействие разных групп в той или иной области.
Например, инженер, отвечающий за автоматическую систему прерывания полета, отвечает за то, чтобы полетные правила прошли определенный набор тестов, чтобы чуваки из группы Flight Software выбрали правильный протокол для навигационных данных, чтобы операторы добавили процедуру включения и проверки в нужное место пусковой последовательности.
Задача ответственного инженера состоит не в том, чтобы сделать всю работу самому, а в том, чтобы вся работа (в одной определенной области) была сделана теми, кто должен ее сделать.
Без такого ответственного инженера легко забыть как-нибудь важную, но малозаметную деталь. Например, запросто можно подключить только один конец кабеля или забыть выполнить какой-то важный тест.
Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. На каждый запуск назначается ответственный инженер от каждый группы, обеспечивающий запуск
Я был инженером, отвечающим за запуск F9-21 (первая успешная посадка Falcon 9), FH-1 (первый запуск Falcon Heavy) и нескольких других запусков от группы Flight Software
На каждый запуск назначается ответственный инженер от каждый группы, обеспечивающий запуск. Я был инженером, отвечающим за запуск F9-21 (первая успешная посадка Falcon 9), FH-1 (первый запуск Falcon Heavy) и нескольких других запусков от группы Flight Software.
Помимо прочего, я отвечал за то, чтобы полетный софт, загруженный на ракету, включал в себя все запланированные изменения и прошел все необходимые тесты.
Многоразовые ракеты малоэффективны для доставки крупных грузов?
Falcon 9 в ангаре
Пока неизвестно. Дело в том, что технология вертикальной посадки имеет свою цену. Многоразовую ракету приходится оснащать дополнительным оборудованием и заправлять большим количеством топлива. Все это снижает массу полезной нагрузки, которую аппарат может выводить на орбиту, а вместе с тем — и экономическую эффективность грузового полета. К тому же еще неясно, насколько повторное использование первой ступени сможет удешевить запуски. Схема окажется выгодной, только если прибыль от доставки грузов будет перекрывать расходы на перезапуск первой ступени. Удастся ли SpaceX найти правильный баланс — опять же, покажут дальнейшие испытания Falcon 9.
Даже Безос повторно использовал ракету раньше, чем Маск?
Да. Blue Origin, частная аэрокосмическая компания Джеффа Безоса, первой в мире посадила побывавшую в космосе ракету вертикально, а после закрепила успех повторными запуском и посадкой того же аппарата. Первая ступень корабля New Shepard дважды приземлилась с помощью реактивной тяги, что позволило Blue Origin опередить работающую над аналогичной технологией компанию Маска.
Многоразовая часть New Shepard после посадки
Дебютная посадка New Shepard состоялась 24 ноября 2015 года в Техасе, где ракета села на твердую землю. А первая ступень Falcon 9 впервые удачно приземлилась на суше только месяц спустя — 22 декабря на мысе Канаверал. Не теряя времени даром, Blue Origin снова отправила тот же аппарат в космос и вернула его на материк 23 января текущего года, закрепив за New Shepard статус первой многоразовой ракеты с вертикальной системой посадки. Тем временем SpaceX все еще не запустила ни одной своей ракеты повторно и лишь провалила очередную попытку посадить Falcon 9 на баржу в океане.
Что будет теперь с «Роскосмосом» и до каких пор будут летать «Союзы»?
Из практики совместных полетов США и России на МКС до сворачивания программы шаттлов известно, что наличие одного средства доставки туда людей не означает свертывания полетов другого. До 2011 года на один пилотируемый рейс шаттлов к орбитальной станции старались давать один рейс «Союзов». Те превосходили шаттлы в плане экономики (один полет шаттла без учета стоимости НИОКР стоил 0,5 миллиарда долларов), но, несмотря на это, от последних никто не отказывался. Это был вклад США в совместную программу эксплуатации МКС. На шаттлах туда доставляли космонавтов вместе с американцами, а на «Союзах» — астронавтов вместе с российскими коллегами.
Точно также все будет и после начала полетов Crew Dragon: снова введут смешанные экипажи, где будут вместе летать граждане России и западных стран. Кажется, что пока «Союзу» ничего не угрожает.
Но в перспективе ситуация будет куда сложнее. С 2024 года у США нет четких планов на участие в проекте МКС. Именно в этом году они на высадку на Луне, и если у них все выйдет, то чисто финансово не потянут и полеты туда, и участие в орбитальной станции. Тем более, что у NASA есть план создания окололунной орбитальной станции. Полеты туда вычерпают бюджеты Агентства, не оставив ему много средств на МКС.
Поэтому уже сейчас в США ходят разговоры о будущем выходе американского государства из этого проекта. Между тем, одна Россия поддерживать МКС вряд ли сможет: целый ряд модулей там западный, и их эксплуатация и ремонт силами «Роскосмоса» малореальны. В теории, станцию может спасти перевод на коммерческий статус — привезти туда космических туристов.
И вот тут у «Союза» начнутся объективные сложности. Он сможет доставлять не более трех человек, часть из которых должна быть космонавтами-профессионалами — чтобы реагировать на возможные нештатные ситуации. Crew Dragon может вести 7 человек, и даже если двое будут астронавтами той же SpaceX, то еще пятеро могут быть туристами. Нетрудно понять, что «Союз» начнет выглядеть непривлекательно.
Space X
Полет Crew Dragon, 22 мая 2020
Разумеется, российский «Орел», если он будет готов к тому времени, поправит ситуацию. Но есть и проблема: не вполне ясно, закончат ли его разработку. Дело в том, что к 2023 году, когда он должен достигнуть летной готовности, вполне могут начаться пилотируемые полеты Starship. Вторая его ступень совмещена с кораблем, чей герметичный объем более 850 кубометров, то есть раз в девяносто больше, чем у Crew Dragon. Пассажировместимость там намечена до 100 человек, хотя в большинстве полетов, конечно, она будет меньше. При этом стоимость полетов — за счет многоразовости — планируется равной стоимости полета нынешней ракеты с кораблем типа Crew Dragon.
На этом фоне достройка «Орла» будет выглядеть, как спуск на воду военного парусного судна в эпоху пароходов. Ресурсы «Роскосмоса» ограничены, и если он решит догонять технологический уровень Starship, «Орел» вполне могут бросить на полдороги.
Еще хуже ситуация сложится, если наша страна избежит разработки аналога Starship. По гермообъему его вторая ступень равна всей МКС. Таким образом, появление подобного левиафана в космосе в основном закроет эпоху стандартных орбитальных станций: никто не будет задорого поддерживать их в рабочем состоянии, когда каждый летящий на орбиту Starship сам будет такой станцией. Только еще и способной долететь до Луны.
Falcon 1
Это первая частная ракета лёгкого класса, вышедшая на околоземную орбиту. В первой ступени ракеты была парашютная система, за счёт которой конструкция должна приземляться в океан после расстыковки. Но за пять запусков возвращения первой ступени не состоялось.
Первый запуск – 24 марта 2006 года – завершился неудачей из-за пожара: из двигателя начал вытекать керосин (проржавели алюминиевые накидные гайки от датчика давления), и ракета рухнула в воду.
Второй запуск – 21 марта 2007 года – не удался из-за проблем уже со второй ступенью (её двигатель отключился на 474 секунде полёта).
Третий запуск – 3 августа 2008 года – тоже закончился провалом: впервые был использован усовершенствованный двигатель Merlin 1С, а не Merlin 1A, как раньше, и команда не учла его импульс последействия. В результате первая ступень ударила вторую во время расстыковки.
Четвёртый запуск ракеты-носителя был удачным. 28 сентября 2008 года Falcon 1 доставила на орбиту макет полезной нагрузки.
Финальный запуск – 14 июля 2009 года – завершился успешной доставкой на орбиту первого коммерческого малайзийского спутника RazakSAT.
Средства безопасности в космосе
О средствах против буйных космических туристов было рассказано в научном издании Futurism. В ходе подкаста «How It Happened» Мириам Крамер рассказала, что члены космических кораблей всегда должны быть готовы к худшему течению обстоятельств. В некоторых случаях один или несколько астронавтов могут стать опасными для себя или окружающих. По ее словам, для их усмирения на борту всегда есть застежки-молнии успокоительные средства.
С собой астронавты всегда берут вещи для связывания и успокаивания буйных коллег
По данным The Associated Press, аэрокосмическое агентство NASA задумалась о способах усмирения буйных астронавтов в 2001 году. Перед полетом члены каждой миссии проходят инструктаж, где говорится о том, что в случае опасности они в праве перевязать запястья и лодыжки буйных коллег изолентой и уколоть транквилизатором. Также в инструкции говорится, что во время перевязки нужно разговаривать с коллегой и объяснить, что все эти меры необходимы для его же безопасности.
Медицинский и психологический осмотр прошли и члены экипажа Inspiration4
Звучит ужасно, но на самом деле вероятность такого происшествия очень мала. Перед полетами астронавты NASA проходят тщательный медицинский осмотр — помимо физического состояния, медики также проверяют их психическое здоровье. Такой же осмотр недавно прошли члены экипажа гражданской миссии Inspiration4, которая была организована компанией SpaceX. Каковы были результаты их тестирования неизвестно, но в ходе полета явно не произошло ничего плохого. По словам Криса Семброски, который является одним из участников миссии, это очень хорошо, что у них есть снаряжение для успокаивания коллег. Но вероятность нервного срыва и паники на борту составляет менее 1%.