Самые популярные мотоциклы СССР, сколько они стоили
Поисковик сразу же выдал ТОП мотоциклов и мотороллеров СССР. Я ознакомилась с характеристиками каждого, и из них выделила 5 самых популярных. Делюсь с вами своими выводами.
Вятка ВП-150 — прародитель современных мопедов и скутеров. Это первый советский мотороллер, Вятско-Полянского машиностроительного завода.
Годы его выпуска датируются концом 50-х началом 60-х. Цена его на момент юности моих родителей, а это 80-е годы, достигала 150-200 рублей.
Урал – это тяжёлый мотоцикл. Считался настолько мощным для 60-70-х годов прошлого века, что на нём разрешалось ездить только с коляской. Был распространён среди милиционеров.
Они даже имели право гоняться за преступниками без прицепной люльки. Такую технику купить мог только весьма зажиточный гражданин. Стоила она 1750-1900 рублей.
Минск ММВЗ-3.112 — лёгкий и манёвренный. Выпускалась модель с 1980 года и имела объём двигателя в 128 кубов. Минск был популярен среди молодёжи, ведь являлся одним из самых доступных мотоциклов. Его стоимость составляла около 600 рублей.
Иж Юпитер-5 — один из любимцев отца. Выпускался с 1985 г. Что о нём сказать? Надёжный, красивый, скоростной, среднемощный (около 350 кубических сантиметров).
Позволить себе его мог не каждый, нужно было немного подкопить. Цена транспортного средства слегка переваливала за 1000 рублей.
Ява 350 — мегапопулярный мотоцикл не только периода совка, но и последующие 15 лет. Первый железный конь моего отца, за которого он вывалил 900 рублей. Гордость, сила, крутизна. Количество кубиков, как у «ижака», а народной любви ещё больше.
На заметку! Из приведённых марок мототехники в настоящее время выпускаются только «Минск» и «Урал».
Без прав и с ветерком
Кроме относительно дешевой цены, мотоциклы привлекали внимание еще и большей степенью свободы — на многие модели не требовались права, поэтому оседлать железного коня мог любой желающий, был бы навык и время
Кроме этого, большой популярностью пользовались мото и в сельской местности, из-за хорошей проходимости по советскому бездорожью и какой-никакой возможности перевозить урожай или другой товар.
И как же можно забыть о романтической составляющей — каждый видный парень в селе стремился приобрести себя такого моторизированного спутника чтобы завоевать сердце возлюбленной. Благо, что долго копить не приходилось.
Мотоцикл “Урал”. Не из дешевых
Из-за того, что “Урал” продавался в комплекте с коляской, его стоимость была ощутимо выше обычных моделей. В среднем, разница составляла от 300 до 900 рублей, в зависимости от года.
В 1961-ом году, один экземпляр стоил ровно 900 деревянных, что на тот момент составляло круглую сумму. Чтобы купить один мотоцикл, обычному работяге пришлось бы не тратить почти 10 месячных зарплат. В 67-ом и 71-ом стоимость “Урала” только увеличилась — 1250 рублей. Но из-за подъема уровня зарплаты, разница оказалась не такой уж и заметной — теперь требовалось отложить не 10, а 11 зарплат. В дальнейшем стоимость только росла. В 76-ом и 80-ом он стоил 1540 и 1750 рублей соответственно.
А вот пик цен пришелся на 1988-ой — 1870 р. Но ситуация вышла немного парадоксальной — из-за параллельного повышения уровня зарплаты, советскому человеку требовалось наименьшее количество времени, чтобы накопить на “Урал” — чуть более 9-ти зарплат.
Мотоцикл “Иж-Юпитер”. Все доступней и доступней
Если предыдущая марка в основном только росла в своей стоимости, то “Иж-Юпитер” ждала совершенно другая судьба. В 1961-ом году цифры на его ценнику остановились на сумме в 905 рублей. В дальнейшем, она немного выросла — 911 в 71-ом и 1040 в 76-ом. Пик цены пришелся на 1984-ый год — тогда за “Иж-Юпитер” требовали 1450 рублей.
Но ситуация тут сложилась похожая с “Уралом” — по затратности для человека, получающего среднюю зарплату, версия 84-го была дешевле, по сравнению с версией за 61-ый. Тогда, в начале 60-ых, чтобы купить один мотоцикл серии, нужно было копить 11 зарплат, а в 84-ом — не более 9-ти. В 88-ом цена стала еще более доступной — 1050 рублей, что было эквивалентно 5,25 обычного месячного заработка.
“Иж-Планета”. Дешево и сердито
Этот мотоцикл продавался уже без коляски, поэтому цена была соответствующе ниже. В 60-ых годах, за один экземпляр “Планеты” нужно было отдать от 550 до 650 р. В 70-ых цена оставалась примерно на одном и том же уровне, лишь слегка колебаясь — от 624 р. до 670.
Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.
Пик же подорожания пришелся на 80-ые. Тогда, чтобы купить “Планету”, нужно было выложить не менее 750, а то и все 900 деревянных.
Но по аналогии с вышеописанными моделями, на деле он оказался доступнее для покупателя. В 60-ых требовалось положить на прилавок магазина 7 зарплат, то под конец существования СССР — не более 5-ти.
“Восход”. Легенда
Один из самых знаковых советских мотоциклов за все время своего существования отличался крайне демократическими ценами для населения.
В 1967-ом году за один “Восход” требовали 465 рублей, при среднем доходе в 100. В дальнейшем ценник менялся только раз — в 1976-ом “Восход” стал стоить 450 р., и сохранил эти цифры до самого распада СССР. А учитывая то, что зарплаты росли, то в конце 80-ых за один мотоцикл просили не более 2,5 зарплат обычного советского гражданина.
• Сколько стоили советские авто на современные деньги
Многие из тех, кто жил еще при СССР, помнят, сколько стоили автомобили в эпоху застоя. Да и в целом в интернете можно найти статьи с указанием цен на машины в Советском Союзе.
Однако говорит ли что-то современному человеку сумма, скажем, в 5000 рублей? Маловероятно. Поэтому Obozrevatel решил посчитать, сколько “автомобильные достижения” Советского Союза стоили бы в современных деньгах.
Как считаем?
Существует два пути “выхода” на современные цены советских авто. Первый из них – примерный курс гривны к советскому рублю в 60-х – первой половине 80-х годов. За основу мы взяли среднюю зарплату в современной Украине (11000–13000 грн/500 долларов) и Советском Союзе в период застоя (120-140 рублей), а также цены на основные продукты питания и товары первой необходимости сейчас и тогда Например, килограмм вареной колбасы стоит/стоил 180-220 грн и 2,2 рубля (в СССР) соответственно, буханка хлеба – 12-18 грн и 0,16 рублей (в СССР) соответственно. В итоге, получилось соотношение гривны к советскому рублю – примерно 100:1. Таким образом, чтобы получить (примерную!) среднюю стоимость советского автомобиля по состоянию на сегодня, нужно умножить его стоимость в рублях на сто.
Советские рубли и гривны
Второй путь (исходя из покупательской способности населения) – путём подсчёта количества средних зарплат в Украине, которое необходимо было бы потратить на покупку того или иного авто сегодня, исходя из его стоимости в советских рублях. Здесь расчёт по такой формуле: количество средних советских зарплат, которое требовалось откладывать на покупку определенного авто, умножаем на размер средней украинской зарплаты сегодня (а это, напомним, около 500 долларов). И, таким образом, получаем современную цену советского автомобиля.
Кроме гривни, далее в статье стоимость автомобилей будет также приведена в долларах (по курсу 25). Что же касается самих автомобилей, для примера мы взяли самые популярные модели: ЗАЗ-968 Запорожец, Москвич-412, ВАЗ-21011, ВАЗ-2103 и ГАЗ-24 Волга.
Так сколько же стоят?
ЗАЗ-968
В середине 1970-х ЗАЗ стоил 3500 рублей, а с 1979-го – 5000 рублей. Если брать среднюю сумму в 4000 рублей, то на покупку этого авто советскому человеку требовалось откладывать почти 31 зарплату. Таким образом, сейчас бы 968-й стоил:
400 000 грн ($16 000), если исходить из формулы 100:1;
387 500 грн ($15 500), если исходить из количества необходимых средних зарплат на покупку.
Москвич-412
Москвич стоил 5000 рублей, то есть на него требовалось 38 зарплат. Таким образом, сейчас бы его стоимость составила:
500 000 грн ($20 000) по первой формуле;
475 000 грн ($19 000) по второй формуле.
ВАЗ-21011
“Копейка” обходилась в СССР в 6000 рублей, что равнялось 46 средним зарплатам. На выходе имеем:
600 000 грн ($24 000) по первой формуле;
575 000 грн ($23 000) по второй;
ВАЗ-2103
А вот “Тройку” продавали за 7500 рублей – эквивалент 57 зарплатам. Это значит, что сегодня её пришлось покупать за:
750 000 грн ($30 000) по первому расчёту;
712 500 грн ($28 500) по второму.
ГАЗ-24 Волга
Наконец, переходим к автомобилю мечты советского гражданина – ГАЗ-24 Волга. Цены на этот автомобиль часто “прыгали”, но в среднем он стоил 10 000 рублей, из чего следует вывод, что на его покупку требовалось 77 зарплат. На сегодняшний день он обошёлся бы в:
1 000 000 грн ($40 000), если брать первую методику расчёта;
962 500 грн ($38 500), если исходить из второй методики.
Вывод
Из всего можно сделать вывод, что советские автомобили, несмотря на свою простоту (даже по меркам того времени), стоили недёшево. Сегодня “Запорожец” стоил бы как новый Renault Duster, а ГАЗ-24 “Волга” – как Toyota Camry в полном “фарше”. Но не менее поражает и тот факт, сколько в СССР приходилось откладывать деньги на покупку автомобиля…
Нравится? Жми:
Стоимость рубля в советское время
Оказалось, то узнать это не так просто, как кажется на первый взгляд. Определить стоимость рубля в советское время относительно современности довольно сложно. К курсу доллара нет смысла привязывать, так как у него своя инфляция, да и об объективности его курса в СССР можно рассуждать много, он явно был искусственным и не отвечал реалиям экономики.
В сети я нашел много разных методик расчета курса советского рубля. Наиболее приемлемой мне показалась методика одного блогера, который строил свои расчеты на стоимости продуктовой корзины, средних заработных плат, а так же кросс-курса валюты. По его расчетам получилось, что один советский рубль можно приравнять в 197 современным рублям. Вот на этих данных и построим дальнейшие расчеты.
Кто в СССР устанавливал цены и следил за качеством?
Качеством своего бензина СССР очень гордился, несмотря на то, что, практически, все марки были этилированными (с добавлением металлсодержащих присадок).
Контроль соответствия ГОСТам осуществлял Госкомитет ценообразования при Госплане. Наказание за мошенничество, установленные факты разбавления бензина и прочие преступления, было суровым. Как правило, топливо в СССР было качественным, строго соответствующим утвержденным стандартам.
Цены также устанавливал Комитет ценообразования, утверждая их сразу на целый год вперед.
Ну что же, теперь вы знаете, какие марки бензина были в Советском Союзе и сколько они стоили. К слову, после 1981 года тарифы больше не поднимались, вплоть до распада страны. Однако, постепенно стал формироваться дефицит, как и во всех других сферах того времени.
Сколько стоили советские автомобили и мотоциклы, и сколько средних зарплат надо было потратить на их покупку
Автомобили в Стране Советов стоили значительно дороже, чем за рубежом. Виной тому была отнюдь не высокая себестоимость, которая была сопоставима с таковой у зарубежных аналогов, а вложенный в розничную цену косвенный налог на предметы роскоши, каковыми автомобили считались тогда по умолчанию. Так, например, та же «Волга» ГАЗ-24 , которая в розницу за наличный расчёт продавалась в 1980 году за 9453 рубля, а в 1984 – уже за 15903 рубля, за безналичный расчёт продавалась организациям за 2363 рубля 25 копеек. Таким образом, косвенный налог на покупку «Волги» составлял ровно 400 процентов. Считалось, что «Волги» покупают лишь цеховики и спекулянты, и если нельзя поймать их за руку, то можно заставить поделиться с народом путём изъятия такого косвенного налога.
Гораздо меньший косвенный налог был заложен в Москвич-412. Его цена по безналу, доступному тогда лишь госорганизациям, составляла 2120 рублей, в то время как в розницу он продавался по 6360 рублей 60 копеек – ровно в три раза дороже. Если же сравнивать госцены с ценами на зарубежные аналоги наших автомобилей, то они примерно соответствовали друг другу. Ещё меньший косвенный налог был на «Запорожцы». Он составлял всего 200%. При всём при этом грузовик ГАЗ-53, имевший гораздо бóльшую себестоимость, чем любая легковушка, отпускался организациям за три тысячи рублей.
В СССР автомобиль был не средством передвижения, а настоящей роскошью. Мало того, что его было очень сложно достать, он еще и стоил целое состояние. Давайте изучим, сколько стоили авто в советские времена, и соотнесем это со средним зарплатами.
На дворе 1975 год. Средняя зарплата рядового советского гражданина — 120 руб.
Сколько стоила машина в СССР в 60-е, 70-е и 80-е годы
Вот примерный диапазон:
- 1961 и 1967 гг. – «Волга» стоила от 5 100 и 5 602 руб. при зарплате 56-62 руб. для среднестатистического гражданина. За «Москвич» платили 2 511 и 4 511 руб. соответственно.
- 1971 и 1976 гг. – та же правительственная машина стоила уже 8 500 и 9 453 руб., а «Запорожец» обходился в 3 000 и 3 500 руб.
- 1980 и 1984 гг. – «Волга» в СССР оценивалась в 9453 руб. В 1984 цены взлетели до 15 903, а «Жигули» стоил 7 300 и 7 260 руб. соответственно.
Нашлось ли в СССР место для иномарок и для скольких граждан они были доступны? Да, для единиц. В числе счастливчиков был Ю. Гагарин, М. Плисецкая, В. Высоцкий, дипломаты. Правительство с подозрением относилось к таким случаям, но ввиду всеобщей народной любви к указанным людям, признавало законность владения ими иностранными средствами передвижения. Стоит ли говорить, что появление Matra Djet или Citroen DS на улицах аскетичного СССР вызывало настоящий ажиотаж? Скольким простым инженерам и учителям купить подобное авто казалось сродни полету в космос?
Кто еще в СССР мог позволить себе иномарку? Моряки-прибалты, привозившие из рейсов подержанные авто импортного производства, перекупщики и военачальники. Последние завозили в СССР трофейные машины, которые по мере износа переходили к водителям, механикам и шоферам. Запчасти на них стоили немало, да и достать их было архисложно.
Существовало еще немало дополнительных проблем, например:
- Отсутствие достаточного количества кооперативных и частных гаражей. Авто, которое стоит во дворе, – лакомый кусок для воров.
- Дефицит высокооктанового бензина. Скольким знакомым нужно было позвонить, чтобы узнать, есть ли он вообще и сколько стоит – знали только партийные и дипломаты.
- Нехватка запчастей. Стоит ли говорить, что привозили их нелегально и за баснословные деньги.
Как такового автомобильного рынка в СССР не было, зато присутствовало жесткое регулирование цен и очередей. Внеочередное получение машины или владение иномаркой отслеживалось МВД и могло закончиться весьма плачевно. Перепродажа подержанного транспортного средства тоже была сложной. Его реализовывали через государственные комиссионные магазины, устанавливающие госцену с учетом технического износа. Владелец не мог заранее узнать, сколько стоит его б/у авто и изначально был в проигрыше.
https://youtube.com/watch?v=C7aGNhiqPXk
Цены, действующие до конца 1977 года
В Советском Союзе было в свободной продаже множество различных марок, часть из которых на сегодня уже не производится. Одним из самых популярных считался бензин марки А-72
Цена на него составляла 70 копеек по всей территории Союза за 10 литров (обратите внимание на количество!). Равенство цены объяснялось тем, что все заправки были государственными, и именно государство регулировало цены на топливо
Давайте посмотрим, сколько стоил в СССР бензин разных марок в расчете за 10 литров по утвержденному прейскуранту от ноября 1968 года:
- Авиационный (немного непонятно, для чего он использовался, возможно, для работы специальных агрегатов и оборудования) – 1 рубль 20 коп.
- Экстра (использовался для мотоциклов, проходил повышенную очистку) – 1 рубль.
- АИ-98 (высокооктановый, использовался крайне редко) – 1 руб. 05 коп.
- А-72 (был наиболее востребован именно этот вид топлива, использовался для легковых автомашин и частично для грузовиков новых моделей) – 70 коп.;
- А-76 подходил практически для всех авто – 75 коп.
- Топливная смесь для двухтактных двигателей – 80 коп.
- АИ-93 встречался крайне редко, наиболее часто в курортных городах, стоимость за литр составляла 95 коп.
- Дизельное топливо – 40 копеек.
На то время в стране не было точных заправочных колонок, поэтому топливо продавали количеством, кратным 10 литрам. Менее этого количества заправщики не имели права отпускать. Небольшие отклонения от стоимости бензина были позволены только в удаленных сибирских регионах, видимо, комитетчики закладывали стоимость доставки в топливо.
То, что бензин столько стоит, никого не смущало, заправить полный бак мог себе позволить каждый водитель, а единая цена только способствовала этому. Были сделаны попытки ввести талоны для частников несколько раз, но Госкомитет пришел к выводу, что так делать не стоит. Да и распространением талонов почему-то занимались продовольственные магазины, у которых это было непрофильным. А создавать специально регулирующие выдачу талонов органы посчитали экономически неэффективным.
Дpугaя мeтoдикa
Пpи pacчeтaх мoжнo иcпoльзoвaть и дpугoй мeтoд. Нaпpимep, пo oфициaльнoму куpcу к дoллapу CШA. Пpaвдa, aмepикaнcкaя вaлютa зa гoды тoжe нecкoлькo oбecцeнилacь – пpимepнo в 7.5 paз (ecли вepить oфициaльнoй cтaтиcтикe ФPC). A вoт oфициaльнoму куpcу coвeтcкoгo pубля к дoллapу лучшe нe дoвepять – вoзьмeм цeну нa чepнoм pынкe, кoтopaя в cpeднeм cocтaвлялa 4 pублeй зa 1 дoллap. Пpи пepecчeтe нa ceгoдняшний куpc этo ужe 139 poccийcких pублeй зa 1 coвeтcкий.
Пpи тaкoм pacклaдe cтoимocть aвтoмoбилeй ужe нe выглядит cтoль бeзумнoй и нeoбocнoвaннoй:
ВAЗ-21011 — 803 660 pублeй;
«Мocквич» — 686 104 pубля;
«Ушacтый» — 417 000 pублeй;
«Вoлгa» — 1 181 500 pублeй.
Кcтaти, нa oднoм извecтнoм aвтocaйтe cтoлькo пpимepнo и cтoят aвтoмoбили тeх лeт, пpи уcлoвии их oтличнoгo cocтoяния, ecтecтвeннo.
Мeтoдикa pacчeтa
Cpaвнивaть coвeтcкий pубль c coвpeмeнным мoжнo paзными cпocoбaми. Жуpнaлиcты «Poccийcкoй гaзeты» cдeлaли этo, иcпoльзуя знaчeниe пpoжитoчнoгo минимумa. Oфициaльными зaкoнaми в 1970-х oн уcтaнaвливaлcя в paзмepe 50 pублeй – пpимepнo тaкoй жe былa cтипeндия (Нaтaлья Кpacнoкутcкaя «Cpaвнeниe уpoвня жизни в PФ и CCCP»). Чтo кacaeтcя пpoжитoчнoгo минимумa у нac в cтpaнe, тo oн пpиpaвнeн к МPOТ и в 2020 гoду cocтaвляeт 12 130 pублeй. Путeм нecлoжных вычиcлeний пoлучaeм, чтo coвeтcкий pубль пpимepнo paвeн 243 coвpeмeнным. Тeпepь нecлoжнo пepecчитaть, вo cкoлькo oбхoдилиcь coвeтcкиe aвтoмoбили.
Cтoимocть coвeтcких aвтo
ВAЗ-21011 – 5620 pублeй, чтo нa coвpeмeнныe дeньги 1 365 660 pублeй. Кoгдa в 1980-х пoявилacь oбнoвлeннaя вepcия тoй жe «Кoпeйки» — 21013, тo ee цeнa выpocлa ужe дo 7300 pублeй, тo ecть 1 773 900 pублeй. Ceгoдня cлoжнo пpeдcтaвить жeлaющих пpиoбpecти coвeтcкую клaccику зa пoлтopa миллиoнa (в cpeднeм). Вeдь нa pынкe зa эти дeньги впoлнe мoжнo купить, нaпpимep, Renault Arkana или KIA Sportage в нeплoхoй кoмплeктaции.
«Мocквич» в 1975 гoду cтoил нeмнoгo мeньшe «Жигуля» — 4936 coвeтcких pубля, чтo нa coвpeмeнныe cocтaвляeт бeз мaлoгo 1 200 000 pублeй. Этих дeнeг тaкжe впoлнe хвaтaeт нa aвтo из пpeдыдущeгo aбзaцa, пpaвдa, в «минимaлкe».
Eщe бoлee бюджeтный выбop – ЗAЗ 968, пpoзвaнный «Ушacтым». В cepeдинe 70-х oн пpoдaвaлcя зa 3000 pублeй. Тo ecть oкoлo 730 000 pублeй нa coвpeмeнныe дeньги. Этo цeнa Lada Vesta cpeднeй кoмплeктaции. Coглacитecь, eздить нa тaкoм aвтo нa дaчу или в дepeвню кудa пpиятнee.
Цeнa элитнoгo пo тeм мepкaм aвтo «ГAЗ-21» в 1970 гoду cocтaвлялa 8500 pублeй или двa c нeбoльшим миллиoнa нa coвpeмeнныe. Думaeтcя, нa эту cумму впoлнe cмoжeтe пoдoбpaть ceбe aвтoмoбиль caмocтoятeльнo.
Марки топлива в СССР
Хотите знать, бензин каких марок существовал в СССР за весь период? Стоит упомянуть, полноценный расцвет нефтеперерабатывающего сектора начался после ВОВ. Однако, в довоенный период заправки, конечно, тоже существовали. Вот какие советские марки бензина можно было найти в период с середины 30х до начала 50х:
- А-56. Им заправляли грузовые авто ЗИС и ГАЗ;
- А-66. Подходил как для легковых авто, так и для грузовых.
- А-70. Таким горючим заправляли иномарки, ЗИМы и ЗИС-110
- А-74. Предназначался для легковых машин.
29.11.1968 года Госкомитетом ценообразования при Госплане были приняты и утверждены следующие марки топлива:
- А-66. Был выведен из продажи к 1970м годам.
- А-72. В СССР считался самым ходовым топливом;
- А-76. Второй по популярности вид горючего;
- АИ-93. Появился, примерно, в начале 80х и встречался на трассах в курортные города и отдаленных регионах. После распада СССР именно его переименовали в востребованный сегодня АИ-92;
- АИ-98. Неизменный и по сей день;
- Авиационный Б-70;
- Экстра – для мотоциклов и двухтактных движков;
- Сланцевый;
- Топливная смесь – состав из 25 частей бензина А-72 и 1 части тракторного масла. Применялась для заправки двухтактных двигателей.
Интересной особенностью является факт, что бензины марок А-76 и А-98 не продавались в зимнее время (с ноября по март). А еще, любому водителю, родом из СССР, хорошо знаком сигнал – колонка, обмотанная шлангом. Это означало, что топлива на заправке нет. Ну, и, соответственно, очередь из скопившихся машин, наоборот, всегда свидетельствовала о том, что топливо завезли.
Сколько стоили автомобили в СССР
Как говорил Остап Бендер — “Автомобиль это не роскошь, а средство передвижения”. Правда, не для граждан СССР. Обычному работяге, получающему среднюю заработную плату, пришлось бы копить очень долгое время, а потом еще и искать, у кого занять денег, чтобы купить вожделенное транспортное средство.
И это учитывая то, что в Союзе был достаточно широкий автомобильный парк, который мог предоставить заинтересованному покупателю как автомобили высокого класса, так и рассчитанные на менее требовательную прослойку населения.
Первые послевоенные года
В первое время, с окончанием советско-немецкой войны, разрушенному государству было не до пополнения своего внутреннего рынка новыми моделями авто.
Но промышленность, в том числе и транспортная, восстанавливались семимильными шагами, и в 49-ом году любой желающий с достаточной суммой на кармане мог купить себе уже легендарный Москвич-401 за 8000 рублей.
pxhere.com
Сумма очень немаленькая, да и время тяжелое, однако всегда находились те, которые были готовы отдать свои кровные. Не менее легендарную ГАЗ М20В “Победа” можно было приобрести уже значительно дороже за 16 тысяч руб. А самым элитным и дорогим считался ГАЗ-12. Это машина для номенклатуры. Его цена была на уровне 40 тысяч руб.
Вторая половина 50-х гг
Это время характеризуется активным появлением на авторынке новых «Москвичей», которые сильно полюбились обычному советскому гражданину.
Первая половина 60-х
В это время прошла деноминация валюты и авто стали заметно дешевле по сравнению с прошлыми годами. Но также стоит понимать, что и зарплаты снизились соответствующе. Например, Москвич-407 теперь можно было приобрести за 2500 рублей, что в 10 раз меньше, чем цена прошлого десятилетия. Вроде бы замечательно, но не все так радужно за машину пришлось бы отдать практически 31-у среднестатистическую зарплату обычного гражданина СССР.
А Волга модели ГАЗ-21 обошлась бы и того дороже — 5100 рэ. В эту сумму помещались практически 53 зарплаты. А самым доступным считался Запорожец ЗАЗ-965, известный в народе под кличкой “горбатый”. За него отечественный производитель требовал 1800 рублей, что было на уровне примерно 22-х зарплат.
Конец 60-х
В это время вышла новая модель Москвича 408-я, которая существенно подлетела в цене. Теперь за авто требовали 4500 рублей, что вмещало в себя 45 зарплат. ГАЗ-21 немного подорожала до 5600 рублей. Запорожец, после выпуска новой модели ЗАЗ-966, тоже возрос в цене 2200 рублей.
70-е года
Это время ознаменовалось для автолюбителей из Союза появлением автомобиля-классики Жигулей. Именно в 1971-м году была спущена с конвейера первая модель этой легендарной марки.
За новенький ВАЗ-21011 требовали очень солидную сумму 5620 рублей. Чуть дешевле можно было купить обновленный 412-ый Москвич практически 5000 деревянных. Подтянулась и Волга, обновившая свой авторяд новенькой ГАЗ-24, цена на которую в разное время колебалась от 8500 до 9500 рублей. Самой бюджетной моделью все так же оставался Запорожец 3000-3500 рублей.
80-е
За это время Жигули успели несколько раз обновить свою серию сначала ВАЗ-2101, потом ВАЗ-21013, и финальный аккорд ВАЗ-21063.
Цены были соответствующие. Наиболее дорогой считалась последняя модель 10000 рублей. Существенно ниже стоил ВАЗ-21013 7300 рублей. А вот на “копейку” сумма колебались от 6300 до тех же 7300 рублей. Москвичи тоже обновили свою линейку стоили Москвич-2140 и Москвич-2141 соответственно 7500 и 9000 рублей.
Цена на модифицированную Волгу модели ВАЗ-24-10 возросла теперь до космических цифр 16500 рублей. Но так как она все так же оставалась авто для элиты, то с ценником проблем не возникало.
Как видно, авто стоили в СССР достаточно дорого и были далеко не каждому по карману. Но все же, это не помешало отечественному автопрому найти своих фанатов и почитателей.
Повышение цены в 1978 году
Первое повышение цены на бензин в СССР было произведено в 1978 году. Тогда топливо подорожало, отталкиваясь от утвержденного в 1968 году прейскуранта, ровно в два раза. Занимались расчетом новых цен в Государственном комитете цен, который курировал всю промышленность. Сотрудники разрабатывали и согласовывали прайс-лист, а в действие он вступал с января следующего года.
Следить за качеством было поручено этому же комитету по разработанным ГОСТам для разных марок топлива. Меры за несоблюдением качества были достаточно жесткие – директора и ответственных лиц могли через суд лишить свободы на несколько лет. Разбавленный бензин в те годы можно было встретить очень редко.
После повышения цены в 1978 году некоторые марки бензина были выведены из продажи, а оставшиеся имели следующую стоимость за 10 литров:
- А-76 – 1,5 рубля;
- АИ-93 – 2 рубля;
- АИ-98 – 2,2 рубля;
- авиационный – 2,4 рубля;
- топливная смесь – 1,7 рубля.
Марки бензина А-72 и А-66 были окончательно выведены из продажи, а мотоциклисты смешивали топливную смесь прямо на заправке самостоятельно.
Какие были цены?
Теперь вы знаете, какие марки бензина были в ходу в СССР. Далее, поговорим про цены, о которых водители старшего поколения сегодня вспоминают с большой тоской.
За весь период существования Державы, цены поднимались всего несколько раз. Предлагаем изучить табличку ниже:
Марка топлива | Цена за 10 л по ГОСТу от 29 ноября 1968 г. |
Авиационный | 1 р. 20 коп. |
Экстра ВТУ НП 67-60 | 1 р. |
АИ-93 | 95 коп. |
А-66 | 60 коп. |
А-72 | 70 коп. |
А-76 | 75 коп. |
Сланцевый | 60 коп. |
Топливная смесь ВТУ 30-8-63 | 80 коп. |
АИ-98 | 1 р. 0,5 коп. |
Цены в розницу были едиными, по всей стране. Разве что, в отдаленных северных и сибирских регионах — немного выше. Это было связано с дополнительными тратами на доставку. Частники покупали топливо за наличные деньги. Госсектор – по талонам. Были попытки ввести талоны для всех категорий покупателей, их стали реализовывать в продовольственных магазинах (рубеж 60-70х и начало 80х), но инициатива не прижилась.
Кстати, АИ-98 и Экстра марки частным лицам не продавали.
- В начале 70х цены на весь бензин, кроме А-76, поднялись, в среднем, на 5 копеек.
- В 1978 произошло удорожание стоимости топлива в 2 раза.
- В 1981 случился еще один скачок, снова увеличивший ценники на 100%.
В 1980 году в СССР многих старых марок бензина уже не было, их вывели из продажи. Таким образом, в 1981 году ценовая картина выглядела следующим образом:
Марка топлива | Стоимость топлива в 1981 году после повышения |
А-76 | 3 р. |
АИ-93 | 4 р. |
АИ-98 | 4р. 40 коп. |
Сланцевый | 2 р. 60 коп. |
Авиационный | 4 р. 80 коп. |
Топливная смесь | 3 р. 40 коп. |
«Днепр»
Машину мог купить себе далеко не каждый советский человек, а вот мотоциклы были более доступны. Так, мотоцикл — мечта, тяжеловес «Днепр» МТ-10, с коляской и 2-цилиндровым мотором мощностью 32 лошадиных силы обходился в 1600 руб. Мог разгоняться до 100 кмч.
Одна шина на «Жигули» обходилась автомобилисту в 60 руб. А вот владельцу «Волги» пришлось бы раскошелиться уже на 100 руб. Это объяснимо — по тем временам продукция Горьковскогого автозавода была самой дорогой. Таким образом, чтобы переобуть машину, автолюбителю пришлось бы выложить от 240 до 400 руб.
Два артефакта из 1970-х гг. Сколько стоил ВАЗ-2101/02/03 в Германии и Франции тогда, в 1970-е года? Смотрим:
1. Курс французского франка: 100 французских франков = 16,15 советских рублейСтоимость ВАЗ-2101 во Франции = 2083 рубляСтоимость ВАЗ-2102 во Франции = 2255 рублейСтоимость ВАЗ-2103 во Франции = 2459 рублей
2. Курс немецкой марки: 100 немецких марок = 29,76 советских рублей Стоимость ВАЗ-2101 в ГДР = 2291 рубль
3. Сравним со стоимостью машин в СССР:ВАЗ-2101 = 5500 рублейВАЗ-2102 = 7000 рублейВАЗ-2103 = 7300-7600 рублей
Информация об этом журнале
- Цена размещения 50 жетонов
- Социальный капитал31
- В друзьях у
- Длительность 24 часа
- Минимальная ставка 50 жетонов
- Посмотреть все предложения по Промо
- 12 comments
- —
- Leave a comment
Это всё верно, да. Бумага составлена правильно. (тов. Саахов) Только следовало бы добавить, что инвалютный рубль, использовавшийся тогда в статистике внешней торговли (и, соответственно, курс Госбанка) к наличному денежному обращению в СССР и розничным ценам не имел отношения от слова «совсем».А если вы сравните розничные заграничные цены, пересчитанные в инв. рубли, с ценами из каталога Внешпосылторга в бесполосых сертификатах, то увидите, что они вполне корреспондируются.
Edited at 2015-10-21 07:19 am (UTC)
Но даже при этом мы получим очень искажённые представления о зарплатах и ценах.Потому что в СССР слишком много внеэкономических факторов.В СССР не продаются машины просто так.В СССР многолетняя очередь на машины, специальные квоты для «ударников труда» и т.п.
Вывод
Теперь мне стало понятно, почему в СССР мотоциклы пользовались таким спросом:
- На то время автомобильное производство ещё было слабенькое, а вот железные кони продавались повсюду.
- Мотоциклы были надёжными. На них запросто отправлялись на отдых, дачу, в другой город к тёще и т. д.
- Стоила мототехника действительно дешевле.
Сегодня хороший мотоцикл стоит от 400–500 тысяч рублей. Это в 3 раза дороже, чем 30 лет назад. За такие деньги уже и машину приобрести можно.
Что касается моего папы, первый мотоцикл он приобрёл на деньги, отложенные бабушкой на его сберегательную книжку. На момент 18-летия накопленная сумма составила 1000 рублей.
Как раз хватило на новенький Иж. Это был самый лучший подарок для молодого человека.
А вы знакомы с мотоциклами и мотороллерами периода СССР?