Нервные импульсы
Нейроны
Основная статья: Нейроны
Правда ли, что мозг человека работает как компьютер?
Это не совсем так, ведь мозг гораздо мощнее. Компьютер работает последовательно, а мозг человека параллельно. Это связано с тем, что нейроны выполняют одновременно все функции компьютера — запоминание, воспроизведение, хранение.
Одна ячейка памяти компьютера может иметь только одно из двух значений, а мозг устроен гораздо сложнее в этом плане. У нейронов есть так называемые шипики — отростки, которые и отвечают за соединения и получение связей. Это прямой аналог нуля и единицы в ячейке данных памяти компьютера. Один нейрон может иметь более 20 соединений. Это говорит о том, что наш мозг настолько совершенен, что компьютеры не смогут приблизиться к нему по уровню производительности, скорее всего, никогда.
Объем памяти мозга равен примерно 1000 терабайтам. В этом плане компьютеры могут превзойти нас очень легко, но это не показатель нашей несовершенности.
Сеть нервных волокон не сравнится ни с одной сетью проводов в мире
Скорость движения нервных импульсов
Нервные импульсы от мозга и к мозгу двигаются со скоростью 270 км/ч.
Когда-нибудь задумывались, как вы так быстро можете реагировать на всякие вещи и почему палец сразу болит, как только ты его прищемил? Это всё из-за невероятно высокой скорости движения нервных импульсов от всех частей тела к мозгу и обратно. Они обеспечивают реакцию.
Память
Как работает память?
Физиологической основой памяти являются «следы» ранее бывших нервных процессов, сохраняющихся в мозге. Любой вызванный внешним раздражением нервный процесс (например, передача изображения какого-то рисунка в мозг), не проходит для нервной ткани бесследно, а оставляет в ней как бы «след» в виде определенных функциональных изменений. Таким образом, при восприятии определенной информации, между некоторыми группами нейронов образуется связь, которая и кодирует эту инфорамцию. И чем чаще данная информация поступает в мозг, тем чаще нервный импульс проходит по связи и тем больше связь «закрепляется».
Когда мы увидим, например, рисунок еще раз, то нервный импульс пройдет по знакомому пути и связь между определенными нейронами станет еще сильнее и так далее.
Согласно последним на 2020 год исследованиям, материальным носителем информации о разных событиях является не возбуждение разных нейронов, а различные комплексы нейронных сетей, которые и образуются в момент восприятия информации.
Ниже запись эксперимента на эту тему: здесь нейроны образуют между собой новые связи прямо в пробирке.
Объем памяти
Может ли в мозге человека закончиться место для памяти?
Может. Но еще ни один человек не дожил до этого момента.
В вашем мозге памяти примерно 2 квадриллиона байт — если представить, что ваш мозг — это видеокамера, которую включили на круглосуточную запись в хорошем качестве, то места там хватит на 300 лет. Лимит — в сроке жизни, а не в памяти.
На сколько процентов работает мозг человека? Неужели на 10%?
Если говорить о работе человеческого мозга, то есть один наиболее живучий миф: о 10 процентах. Именно сколько, мол, использует человек от своего потенциала.
Давайте проанализируем, откуда эта легенда взялась и как ее опровергнуть.
1. Наиболее распространенный миф о том, на сколько процентов работает человеческий мозг.
Миф о том, что человеческие мозговые извилины работают всего на 10 процентов не относится к современности. Он упорно бытует еще с первой половины ХХ века.
Его авторство приписывают многим людям:
В списке есть и другие менее известные фамилии.
Также существуют и иные теории, в которых утверждается, что работают мозговые извилины процентов эдак на 5. Другие ученые оказались более щедрые и отмерили человечеству 15%, а то и – 20%.
Но, как оказалось, сколько не дай, все мало. И красивая цифра в 10% победила в перечне теорий, несмотря на то, что ее давно опровергли.
2. Сколько процентов мозга работает у человека: опровержение мифа в 10%.
<?php if ( ! is_single ( array(883, 15772, 33900, 37506) ) ) { ?><?php } ?>
Развенчанием живучего мифа о 10%, на которые и работает человеческий мозг, занялся Барри Бейерштейн. Это канадский ученый-нейробиолог, который активно трудился в столь сложной сфере во второй половине ХХ века.
Он и сформировал убедительные аргументы о том, что на самом деле, человеческий мозг работает куда более интенсивнее, чем на 10%:
1. |
Согласно современным научным данным, эволюция обычно устраняет лишнее, а мозг обходится телу довольно дорого в плане потребления кислорода и питательных веществ. Он может требовать до 20 % всей энергии тела, при этом составляя лишь 2 % массы. Если бы 90 % были не нужны, люди с меньшим, более эффективным мозгом имели бы эволюционное преимущество – остальным сложнее было бы проходить естественный отбор. Отсюда также очевидно, что такой большой мозг не мог бы даже появиться, если бы в нём не было потребности. Кроме того увеличенный череп повышает риск смерти при рождении. Такое давление обязательно избавило бы популяцию от лишнего мозга. |
2. |
Сканирование: технологии вроде позитронно-эмиссионной томографии и функциональной магнитно-резонансной томографии позволяют наблюдать работу живого мозга. Они показали, что даже во время сна в мозге имеется некая активность. «Глухие» зоны появляются лишь в случае сильных повреждений. |
3. |
Локализация функций: вместо того чтобы быть единой массой, мозг делится на отделы, которые выполняют различные функции. На определение функций каждого отдела были потрачены многие годы, и отделений, не выполняющих никаких функций, обнаружено не было. |
4. |
Микроструктурный анализ: при регистрации деятельности отдельных нейронов учёные наблюдают за жизнедеятельностью отдельно взятой клетки. |
5. |
Нейронные заболевания: клетки мозга, которые не используются, имеют тенденцию вырождаться. Следовательно, если 90 % мозга были бы неактивны, то вскрытие мозга взрослого человека показало бы масштабное вырождение. |
И пускай писатели-фантасты и создатели фантастических фильмов продолжают эксплуатировать теорию о 10%, вы должны понимать, что она – миф.
3. Зависит ли размер мозга человека от того, на сколько процентов он работает?
Как бы не так. Умственные способности напрямую связаны с количеством нервных клеток, но, если мозги имеют большую массу, то это вовсе не означает, что человек – гений.
Средний размер мужского мозга в расцвете лет составляет от 1,3 до 1,4 кг, женского – на 100 грамм меньше.
Но вот, к примеру, знаменитый орган гениального Эйнштейна весил чуть больше 1 200 г, популярнейшего российского юриста А.Ф. Кони, трудами которого до сих пор зачитываются студенты юридических факультетов, – чуть больше 1 кг.
А вот Байрон и Тургенев имели содержимое черепа, что весит свыше 2 кг. Так неужели они гораздо гениальнее Эйнштейна?
Вот несколько других показателей для сравнения:
№ |
Личность |
Профессия |
Вес его мозга (в г) |
---|---|---|---|
1. |
Кромвель |
Политик |
2 000 |
2. |
Отто Бисмарк |
Политик |
1 807 |
3. |
В.В. Маяковский |
Писатель |
1700 |
4. |
Л.Д. Ландау |
Ученый |
1 580 |
5. |
Мэрилин Монро |
Актриса |
1 422 |
6. |
К.Э. Циолковский |
Математик |
1 372 |
7. |
У. Уитмен |
Писатель |
1 282 |
Исследования, связывающие размер мозга с тем, на сколько процентов человек его использует, появились не на пустом месте, а благодаря изучениям умственных способностей неандертальцев, содержимое черепушки которых весило меньше 1 кг.
Но разве это значит, что первые люди не пользовались своими, пусть и небольшими мозговыми органами на все 100 %, чтобы выжить?
Литература
- Herculano-Houzel S. The human brain in numbers: a linearly scaled-up primate brain //Frontiers in human neuroscience. – 2009. – Т. 3. – С. 31.
- James W. The energies of men //Science. – 1907. – Т. 25. – №. 635. – С. 321-332.
- Herculano-Houzel S. The human brain in numbers: a linearly scaled-up primate brain //Frontiers in human neuroscience. – 2009. – Т. 3. – С. 31.
- Edwards J. D. et al. Speed of processing training results in lower risk of dementia //Alzheimer’s & Dementia: Translational Research & Clinical Interventions. – 2021. – Т. 3. – №. 4. – С. 603-611.
- Nielsen J. A. et al. An evaluation of the left-brain vs. right-brain hypothesis with resting state functional connectivity magnetic resonance imaging //PloS one. – 2013. – Т. 8. – №. 8. – С. e71275.
- Corballis M. C. Left brain, right brain: facts and fantasies //PLoS biology. – 2014. – Т. 12. – №. 1. – С. e1001767.
- Schreiner T., Lehmann M., Rasch B. Auditory feedback blocks memory benefits of cueing during sleep //Nature communications. – 2015. – Т. 6. – С. 8729.
- Raichle M. E., Gusnard D. A. Appraising the brain’s energy budget //Proceedings of the National Academy of Sciences. – 2002. – Т. 99. – №. 16. – С. 10237-10239.
- Björkhem I., Meaney S. Brain cholesterol: long secret life behind a barrier //Arteriosclerosis, thrombosis, and vascular biology. – 2004. – Т. 24. – №. 5. – С. 806-815.
Уровень нагрузки
Приведем пример. Допустим, выпускнику математического факультета и тридцатилетнему алкоголику дали одинаковое задание: умножить 63 на 58. Действие совсем несложное, но кому из них для его осуществления придется задействовать больший процент мозга? Немудрено догадаться, что второму. А почему? Потому что математик умнее? Вовсе нет. Просто он более натренирован в этом деле, и для решения примера ему требуется гораздо меньшая нагрузка. Однако изначально и у одного, и у второго человека возможности приблизительно равные. И число нейронов у них также примерно одинаково. Различие состоит только в количестве взаимосвязей между ними, но, как известно, разорванные связи можно восстановить и даже обзавестись новыми. Поэтому у алкоголика возможности для интеллектуального роста, безусловно, есть.
Как всё-таки заставить мозг работать эффективнее
Надеюсь, вы уже поняли, что пытаться заставить мозг работать лучше, возбуждая все нейроны подряд, — дело бесперспективное, да еще и опасное. Тем не менее можно «натренировать» мозг, чтобы он работал эффективнее. Это, конечно, тема для огромной книги (и даже не одной), а не маленькой статьи. Поэтому я расскажу только об одном способе. Начать придется издалека.
Когда рождается маленький ребенок, количество нейронов в его мозге даже больше, чем у взрослого. Но связей между этими нейронами еще почти нет, и поэтому новорожденный человечек еще не в состоянии правильно использовать свой мозг — например, он практически не умеет ни видеть, ни слышать. Нейроны его сетчатки, даже если они чувствуют свет, не образовали еще связей с другими нейронами, чтобы передать информацию дальше, в кору больших полушарий. То есть глаз видит свет, но мозг не в состоянии понять это. Постепенно необходимые связи образуются, и в конце концов ребенок учится различать вначале просто свет, потом — силуэты простых предметов, цвета и так далее. Чем больше разнообразных вещей ребенок видит, тем больше связей образуют его зрительные пути и тем лучше работает та часть его мозга, которая связана со зрением.
Но самое удивительное не это, а то, что такие связи могут образовываться почти исключительно в детстве. И поэтому если ребенок по какой-то причине не может ничего видеть в раннем возрасте (скажем, у него врожденная катаракта), то необходимые нейронные связи в его мозге уже никогда не образуются, и человек не научится видеть. Даже если во взрослом возрасте у этого человека прооперировать катаракту, он всё равно останется слепым. Проводились довольно жестокие опыты на котятах, которым в новорожденном состоянии зашивали глаза. Котята вырастали, так ни разу ничего и не увидев; после этого им уже во взрослом возрасте снимали швы. Глаза у них были здоровые, глаза видели свет — но животные оставались слепыми. Не научившись видеть в детстве, они уже не способны были сделать это во взрослом возрасте.
То есть существует какой-то критический период, в который образуются нейронные связи, необходимые для развития зрения, и если мозг не научится видеть в этот период, он уже не научится этому никогда. То же относится и к слуху, и, в меньшей степени, к другим человеческим способностям и умениям — обонянию, осязанию и вкусу, способности говорить и читать, играть на музыкальных инструментах, ориентироваться в природе и так далее. Яркий тому пример — «дети-маугли», которые потерялись в раннем детстве и были воспитаны дикими животными. Во взрослом возрасте они так и не могут освоить человеческую речь, поскольку не тренировали у себя в детстве это умение. Зато они способны ориентироваться в лесу так, как не сможет ни один человек, выросший в цивилизованных условиях.
И еще. Никогда не знаешь, в какой момент «выстрелит» какое-то умение, приобретенное в детстве. Например, человеку, который в детстве активно тренировал мелкую моторику рук, занимаясь рисованием, лепкой, рукоделием, будет легче стать хирургом, проводящим филигранные, точные операции, в которых нельзя допустить ни одного неправильного движения.
Иными словами, если что и может заставить мозг работать лучше, то это — тренировка, причем тренировка с самого детства. Чем больше мозг работает, тем лучше он работает, и наоборот — чем меньше его нагружать, тем хуже он будет функционировать. И чем мозг младше, тем он более «гибкий» и восприимчивый. Именно поэтому в школах учат маленьких детей, а не взрослых дяденек и тетенек. Именно поэтому дети гораздо быстрее взрослых умеют приспосабливаться к новым ситуациям (например, осваивают компьютерную грамоту или учат иностранные языки). Именно поэтому тренировать свой интеллект надо с самого детства. И если вы будете это делать, то ничто не помешает вам сделать великие открытия. Например, о том, как работает мозг.
Функции мозга
И. П. Павлов считал мозг самым свершенным и сложным созданием. Головной мозг совместно с нервной системой являются основополагающими для жизни человека, ведь они обеспечивает жизнедеятельность. Благодаря мозговой функции человек:
• разговаривает;
• слышит звуки;
• видит;
• думает;
• оценивает происходящее;
• принимает решение;
• ощущает предметы;
• двигается.
Способность мозга человека, не до конца понятая, может скрывать такой ресурс, который еще не выявлен. Специфика функций мозга человека напоминает работу компьютера. В функции мозга входит контроль внутренних органов, но он также отвечает за эмоциональное состояние. Человек может логически рассуждать, совершать поступки согласно нравственному и моральному чутью. Благодаря этим функциям человек радуется, смеется, плачет, сопереживает и т.д.
Особенность функций мозга заключается в способности:
• регулировки метаболизма;
• контроля функций ССС;
• контроля эмоционального состояния;
• контроля функций желез внутренней секреции;
• приема, обработка поступившей информации.
У органа две части и развиваются они у разных людей по разному. Левая часть — формирует и ответственна за техническое и логическое мышление. У людей творческой направленности – более развита правая часть.
Стресс губит нервные клетки, которые, в свою очередь, не восстанавливаются.
Стресс действительно очень вреден для организма. Если он сильный, неконтролируемый, длительный, то он может привести к нарушению работы самых разных систем: и нервной, и иммунной, и эндокринной. Скорее всего, гибель нервных клеток в результате стресса тоже происходит.
Что касается нервных клеток, то, скорее всего, они всё-таки восстанавливаются. В экспериментах на животных, например на мышках, мы точно видим, что да. В случае с человеком труднее ставить эксперименты, чтобы это проверить, и идёт научная дискуссия: некоторые исследователи считают, что накопленных косвенных данных достаточно, чтобы быть уверенными, что новые нейроны появляются. Другие говорят, что у детей, наверное, да, а вот у взрослых вряд ли. Однако точно известно: у людей в любом возрасте активно образуются новые синапсы, то есть связи между нейронами. Это, в принципе, основа обучения и долговременной памяти.
Что такое IQ
IQ – это принятый в 1912 году коэффициент интеллекта. Определяют его решением тестовых задач, каждый из которых должен отличаться сложностью.
1. Показатель IQ 70 – самый низкий.
2. Показатель IQ обычного человека — 100.
3. Показатель IQ выше 100 определяет повышенные способности человека.
К примеру, обычный показатель IQ японцев равен 111. Только у 10% японцев IQ 130.
Можно ли повысить уровень IQ? Американский врач Андреа Кушевски, в начале своей деятельности, занималась с умственно отсталым малышом. Она разработала программу, по которой проводились занятия на протяжении трех лет. В результате IQ ребёнка после окончания курса равнялось 100.
После проведенных экспериментов сделан вывод:
• способности ума поддаются тренировке;
• начать тренировки можно в любом возрасте;
• любой желающий может улучшить свои способности.
С чего начать?
Человек использует возможности мозга примерно на 5%, в лучшем случае 10%.
Этот орган имеет защиту, которая позволяет пользоваться возможностями столько, сколько требуется в настоящее время.
Есть несколько правил, для тех, кому хочется повысить свой уровень IQ:
1. Стабильно «кормить» свой ум полезной пищей. Можно решать математические или логические задачи, заняться освоением музыкального инструмента или изучать иностранные языки, изучать страны в путешествиях.
2. Лучшим способом тренировки (для некоторых) являются компьютерные игры.
3. Неординарные способности развиваются решением одной задачи несколькими вариантами.
4. Следует выбирать сложные варианты решения любой проблемы.
Доказано, что развить способности ума нужно при стабильных нагрузках. Начинать можно с решения простых задач. Иначе говоря, идти от простого к сложному:
• разгадывать кроссворды;
• читать книги, газеты;
• учить стихи;
• решать математические задачи;
• запоминать прочитанную информацию;
• изучать языки;
• освоить компьютер, который помогает контролировать собственные эмоции.
Для выполнения этих нагрузок не требуется много времени. Всего полчаса в сутки стоит потратить на занятия, чтобы сохранить адекватную мозговую активность до самой глубокой старости. Совершенствовать способности человеческого мозга нужно в любом возрасте.
В итоге после подобных занятий человек получает:
• улучшится кровообращение, то есть питание мозга;
• результат тренировок способствует неограниченному восприятию информации;
• заметно снизится риск развития возрастных заболеваний или болезней, подобных депрессии.
Интересно! Сигналом беспокойства должно быть ухудшение запоминания. В такой ситуации можно порекомендовать компьютерные игры. Замечено, что люди, играющие в компьютерные игры, лучше запоминают информацию, также у них высокая скорость реакции. Именно скорость реакции на необычную ситуацию может отображать состояние мозговой активности.
На сколько процентов человек использует мозг на самом деле
Современные нейробиологи отвечают на вопрос, насколько работает мозг человека, однозначно: на 100%. В любой момент человеческий мозг использует все свои ресурсы, чтобы осуществлять контроль над остальными системами организма, обеспечивать процессы запоминания, мышления и осознания. И даже когда человек спит, деятельность мозга не останавливается, ведь разные его отделы контролируют протекание обменных процессов, сердцебиение, дыхание, а также обрабатывают полученную за день информацию, благодаря чему люди видят сновидения.
Мозг человека состоит из двух типов клеток: нейронов и глиальных клеток, причем первые отвечают за получение, передачу и обработку внутренних и внешних сигналов, а вторые обеспечивают жизнедеятельность самих нейронов. Нейроны и глиальные клетки образуют 6 главных отделов мозга, каждый из которых имеет свое назначение и выполняет определенные функции. Эти отделы следующие:
- Продолговатый мозг – соединяет спинной мозг с головным. Этот отдел мозга управляет дыханием, слюноотделением и выделением желудочного сока, а также контролирует такие рефлексы, как чихание, моргание, кашель и рвота.
- Задний мозг – состоит из Варлиевого моста и мозжечка и располагается в задней части черепа, выше продолговатого мозга. Благодаря данному отделу мозга человек может держать равновесие, совершать осмысленные движения и жесты, а также управлять своей мимикой.
- Средний мозг – расположен с другой стороны от мозжечка, под полушариями. Этот отдел мозга контролирует зрительный и слуховой информационные каналы, а также управляет тонусом глазных мышц, сужением и расширением зрачков и рефлексом ориентации в пространстве.
- Промежуточный мозг – участок, что находится в нижней части черепа, под средним мозгом. В этом маленьком отделе расположены такие важные участки, как таламус (контролирует смену состояний бодрствования и сна, получает и обрабатывает все сигналы от болевых, температурных, тактильных, обонятельных, вкусовых и мышечных рецепторов), гипоталамус (контролирует артериальное давление, сердечный ритм, выработку гормонов и чувство голода), гипофиз (вырабатывает гормоны роста и полового созревания) и эпиталамус (регулирует обмен веществ и биоритмы).
- Большие полушария – левое и правое полушария, каждое из которых имеет лобную, затылочную, теменную и височную доли. Разные участки левого и правого полушарий отвечают за память, анализ полученной информации, критическую самооценку, распознавание речи, восприятие и обработку увиденного и услышанного, синтезирование фрагментов информации, а также за двигательную активность конечностей.
- Кора головного мозга – нейронная сетка, что покрывает большие полушария и в которой протекают все мыслительные процессы.
По мнению современных ученых, в случае, если какой-либо участок мозга поврежден вследствие травмы или болезни, другие доли могут расширить свою специализацию и частично либо полностью «взять на себя» его обязанности, чтобы сохранить жизнеспособность всего организма. И в то же время нейроны, которые не задействуются в работе мозга, очень быстро отмирают, что еще раз доказывает ошибочность теории о том, будто мозг работает только на 10%.
Однако тот факт, что мозг любого человека работает на все 100%, не значит, что люди не могут развивать свой интеллектуальный потенциал. Дело в том, что когда человек тренирует свою память, занимается мыслительной деятельностью, узнает новую информацию или обретает новые навыки, в его мозге формируются новые нейронные связи, которые будут отвечать за сохранение полученных знаний и навыков. И предел в развитии такого потенциала неизвестен, ведь ученые полагают, что количество нейронных связей и цепочек, которые при необходимости может создавать наш мозг, практически безгранично.
Особенности работы
Изучая способности человеческого мозга, ученые определили такое явление, как синаптическая пластичность. Но что именно происходит, когда наш мозг учится и запоминает что-то новое, и вообще – на что способен мозг?
Обучение происходит в синапсах – местах, в которых электрические сигналы передаются от одной нервной клетки к другой. Нейробиологи обнаружили, что синапсы могут изменять эффективность передачи. Это явление также называют синаптической пластичностью. Например, синапс также может быть усилен процедурой, называемой долговременной потенциацией (ДП), при которой синапс распределяет больше нейротрансмиттеров или формирует больше рецепторов нейротрансмиттеров. Точно так же передача сигнала в синапсисе может быть уменьшена за счет длительной депрессии.
Однако передачу сигналов можно не только усилить или ослабить; ее также можно включить в первую очередь или полностью остановить. Например, сегодня нейробиологи знают, что синапсы могут быть полностью переформированы или демонтированы даже в мозге взрослого человека. В некоторых местах, например в обонятельной системе, новые нервные клетки могут формироваться на протяжении всей жизни. Поэтому не будет преувеличением утверждать, что наш мозг – это строительная площадка на всю жизнь.
Консолидация и износ, наращивание и уменьшение – силы, с которой сигналы передаются между нервными клетками, постоянно регулируется. Упрощенный способ взглянуть на это – представить, что передача сигналов усиливается, когда мозг что-то хранит, и ослабляется, когда он что-то забывает. Многие нейробиологи сегодня разделяют точку зрения, что синаптическая пластичность является основой обучения и памяти, именно в ней скрыты потенциальные возможности и способности мозга человека.
Мозг человека работает только на 10%: правда или все-таки миф?
Человеческий мозг – орган, который до сих пор до конца не изучен учеными, и вызывает множество вопросов, споров и разногласий. Наша человеческая природа такова, что любой мало изученный объект, вызывающий сомнения, порождает различные интересные теории. Некоторые из них правдивы, некоторые – откровенный бред.
Одна из подобных теорий: человек использует свой мозг на 10 процентов. 10% – это довольно мало, так что на первый взгляд теория больше похожа на миф, чем на правду.
Ты наверняка уже слышал что-то подобное, сегодня интернет буквально пестрит заголовками о том, что человек задействует мозг всего на 10 процентов.
Ученые же рьяно отрицают эту теорию, приводят доводы и факты, подтверждающие ее явно мифическое происхождение.
С помощью этой статьи ты наконец сможешь развеять свои сомнения. Понять, сколько же на самом деле процентов мозга использует человек. И не забудь рассказать своим друзьям, чтобы они тоже для себя развеяли (или нет?) этот миф.
Для начала, давай разберемся:
Миф или все-таки правда?
Не будем зря тянуть резину: теория о том, что мозг человека работает всего на 10 процентов – самый настоящий миф. Его распространение выгодно людям, которые ведут дискуссии о невероятном потенциале человеческого мозга, и огромных возможностях, которые имел бы человек, используя мозг на 100 процентов.
Только представь себе, какие безграничные возможности откроются перед человеком, если мозг вдруг станет работать в 10 раз продуктивнее, чем сейчас. Нам наверняка светит полное излечение человечества от всех болезней, контакты с внеземными цивилизациями, и прочие чудеса. Какое бы эволюционное преимущество мы имели! Думать так несомненно приятно, однако все это – всего лишь фантазия.
На самом деле, человек уже задействует мозг на все 100 процентов. Мы используем каждый участок своего серого вещества, дополнительных скрытых резервов попросту нет. Человеческий мозг использует не все 100 положенных процентов лишь в одном случае: имеется мозговая травма.
Как зародился миф о 10 процентах?
Ученые уже довольно давно изучают естественные процессы, которые происходят в человеческом мозгу. Известно, что мозг состоит из нейронов, которые генерируют электрические сигналы. Общее количество нейронов в мозгу переваливает за несколько миллиардов, поэтому проанализировать их общую работу довольно затруднительно.
На ранних этапах исследования, ученые выбрали небольшой участок мозга, и проследили, какое количество нейтронов генерирует импульсы, а какое бездельничает.
В результате оказалось, что «бездельников» намного больше активных нейронов, отсюда и пошла теория, будто работает лишь малая часть нашего мозга, в то время как остальная бездействует.
К сожалению, в умах человечествах этот миф закрепился настолько прочно, что его уже не вытравить ни научными доказательствами, ни опровержениями ученых.
Как на самом деле работает человеческий мозг?
Мозг человека – сложно устроенный орган, и содержит миллиарды нейронов не просто так. Дело в том, что у нейронов из различных частей мозга совершенно разные задачи и функции. Например, когда ты слушаешь музыку, активизируются нейтроны, отвечающие за работу слуха.
Когда радуешься или грустишь, в работу вступают нейроны, отвечающие за эмоции. И даже когда просто кладешь руку на стол, ощущая под пальцами деревянную поверхность, мозг работает: поступает информация от органов чувств, активизируются нейроны, которые отвечают за их работу.
На сколько работает мозг человека, определяется лишь количеством действий, который он выполняет в момент времени, то есть нагрузкой на нейроны. Возможно, в какие-то моменты человек действительно использует свой мозг всего на 10 процентов, но попросту потому, что больше и не нужно: он отдыхает или ничего не делает.
И все же, можно ли улучшить работу мозга?
Конечно можно! Только не надо пытаться задействовать мозг на 100%, это неэффективно, да и невозможно. Улучшенная работа мозга – это хорошая память, повышенная продуктивность, более эффективное обучение и освоение новой информации. За все эти функции отвечают нейроны, а если точнее, нейронные связи, необходимые для нормального функционирования человеческого организма.
Они образуются на протяжении всей жизни, и ты уже прямо сейчас можешь поспособствовать их более активному образованию. Чтобы быть умным и разносторонним человеком, тебе не нужно беспокоиться о том, насколько задействован человеческий мозг. Нужно всего лишь его регулярно тренировать. Это почти как зарядка для тела.
Различные курсы и тренировки, способные улучшить работу мозга, ты найдешь на BrainApps.