От улитки до профессора гарварда: что происходит с мозгом, когда мы учимся

Содержание

Как всё-таки заставить мозг работать эффективнее

Надеюсь, вы уже поняли, что пытаться заставить мозг работать лучше, возбуждая все нейроны подряд, — дело бесперспективное, да еще и опасное. Тем не менее можно «натренировать» мозг, чтобы он работал эффективнее. Это, конечно, тема для огромной книги (и даже не одной), а не маленькой статьи. Поэтому я расскажу только об одном способе. Начать придется издалека.

Когда рождается маленький ребенок, количество нейронов в его мозге даже больше, чем у взрослого. Но связей между этими нейронами еще почти нет, и поэтому новорожденный человечек еще не в состоянии правильно использовать свой мозг — например, он практически не умеет ни видеть, ни слышать. Нейроны его сетчатки, даже если они чувствуют свет, не образовали еще связей с другими нейронами, чтобы передать информацию дальше, в кору больших полушарий. То есть глаз видит свет, но мозг не в состоянии понять это. Постепенно необходимые связи образуются, и в конце концов ребенок учится различать вначале просто свет, потом — силуэты простых предметов, цвета и так далее. Чем больше разнообразных вещей ребенок видит, тем больше связей образуют его зрительные пути и тем лучше работает та часть его мозга, которая связана со зрением.

Но самое удивительное не это, а то, что такие связи могут образовываться почти исключительно в детстве. И поэтому если ребенок по какой-то причине не может ничего видеть в раннем возрасте (скажем, у него врожденная катаракта), то необходимые нейронные связи в его мозге уже никогда не образуются, и человек не научится видеть. Даже если во взрослом возрасте у этого человека прооперировать катаракту, он всё равно останется слепым. Проводились довольно жестокие опыты на котятах, которым в новорожденном состоянии зашивали глаза. Котята вырастали, так ни разу ничего и не увидев; после этого им уже во взрослом возрасте снимали швы. Глаза у них были здоровые, глаза видели свет — но животные оставались слепыми. Не научившись видеть в детстве, они уже не способны были сделать это во взрослом возрасте.

То есть существует какой-то критический период, в который образуются нейронные связи, необходимые для развития зрения, и если мозг не научится видеть в этот период, он уже не научится этому никогда. То же относится и к слуху, и, в меньшей степени, к другим человеческим способностям и умениям — обонянию, осязанию и вкусу, способности говорить и читать, играть на музыкальных инструментах, ориентироваться в природе и так далее. Яркий тому пример — «дети-маугли», которые потерялись в раннем детстве и были воспитаны дикими животными. Во взрослом возрасте они так и не могут освоить человеческую речь, поскольку не тренировали у себя в детстве это умение. Зато они способны ориентироваться в лесу так, как не сможет ни один человек, выросший в цивилизованных условиях.

И еще. Никогда не знаешь, в какой момент «выстрелит» какое-то умение, приобретенное в детстве. Например, человеку, который в детстве активно тренировал мелкую моторику рук, занимаясь рисованием, лепкой, рукоделием, будет легче стать хирургом, проводящим филигранные, точные операции, в которых нельзя допустить ни одного неправильного движения.

Иными словами, если что и может заставить мозг работать лучше, то это — тренировка, причем тренировка с самого детства. Чем больше мозг работает, тем лучше он работает, и наоборот — чем меньше его нагружать, тем хуже он будет функционировать. И чем мозг младше, тем он более «гибкий» и восприимчивый. Именно поэтому в школах учат маленьких детей, а не взрослых дяденек и тетенек. Именно поэтому дети гораздо быстрее взрослых умеют приспосабливаться к новым ситуациям (например, осваивают компьютерную грамоту или учат иностранные языки). Именно поэтому тренировать свой интеллект надо с самого детства. И если вы будете это делать, то ничто не помешает вам сделать великие открытия. Например, о том, как работает мозг.

Опровержение теории

Современные ученые, в частности, нейробиолог Б. Гордон предоставил несколько аргументов, полностью опровергающих миф о 10% использовании мозга. К ним относятся:

  • Во время естественного отбора и прохождения этапов эволюции отбирались лишь значимые для того или иного вида признаки. Если бы 90 % мозга не выполняло никаких функций, то, соответственно, в процессе эволюции эти части ЦНС исчезли бы.
  • Современные методы исследования, то есть различные сканирования, позволяют определить отсутствие слепых зон активности мозга. Появление неактивных участков отмечается только у лиц, имеющих какие-либо повреждения мозга.
  • Экспериментально доказано, что каждый отдел головного мозга отвечает за определенную функцию. При повреждении участка мозга, в любом случае, произойдет какое-то нарушение центральной нервной деятельности.
  • Доказано, что каждая отдельная клетка мозга функционально активна.
  • В ходе исследований выяснилось, что неиспользование какого-либо участка тела человека (части органа или даже конечности) приводит к его атрофии, а в некоторых случаях к замещению соединительной тканью. Если бы в мозге были неактивные участки они бы атрофировались или же вырождались.

Это интересно

Одним из интересных фактов о работе мозга является его повышенная активность во время сна. У некоторых ученых даже бытует мнение, что человеку для того и требуется сон, чтобы мозг успел обработать полученную информацию и разложить ее по полочкам.

Все эти доказательства свидетельствуют лишь о том, что ни та, ни другая сторона не понимают друг друга. Потому что потенциал мозга и использование определенных участков органа – это разные понятия.

Насколько же развит мозг у человека?


«Тесным является мир, а человеческим мозг – необъятен».

Точных данных о том, насколько активно человек использует свой мозг нету до сих пор. Остается только предполагать и строить теории. Для того, чтобы было понятно, насколько индивидуальна активность мозга каждого человека в определенной ситуации следует привести пример. Если ученику второго класса и школьнику старшей школы предложить сложить двузначное и однозначное число, то, естественно, старшеклассник справится быстрее. Однако потенциал мозга более активно будет задействовать именно ученик младшей школы, так как ему для решения задачи требуется больше усилий. Исходя из данного примера, можно сделать вывод, что развитие мозга у человека заключается не в увеличении количества клеток или их размеров, а в увеличении количества связей между ними.

Еще одним примером является поведение и восприятие человека в экстренной ситуации, когда мозг человека активируется гораздо сильнее, чем в повседневной жизни. Очевидцы, пережившие катастрофы утверждают, что мир вокруг них будто замирал или замедлялся настолько, что они успевали спастись. Если бы мозг был настолько активен каждый день, то ему требовалось бы в несколько раз больше энергии, а соответственно и питательных веществ.

Для нормальной работы мозгу ежедневно требуется около 100 – 120 грамм глюкозы. Для людей, чья профессия связана с умственным трудом, может требоваться большее количество.

Единственное, что можно сказать точно о работе нашего головного мозга – еще ни один человек не достиг предела его развития. Изначально, при рождении (при отсутствии отклонений) все имеют примерно одинаково развитый мозг. В процессе жизнедеятельности его дальнейшее развитие будет зависеть от индивидуальных особенностей:

  • Социальной сферы, в которой находится человек;
  • Возможностей, которые ему предоставлены;
  • Стимула для развития и прочее.

Как сохранить здоровье мозга?

Чтобы поддерживать продуктивность работы головного мозга не нужно тратить деньги на дорогостоящие лекарства или собирать консилиум врачей. Сохранить ясность ума под силу каждому из нас, достаточно лишь немного изменить свой образ жизни.

Мы подготовили для вас несколько рекомендаций:

  1. Исключите вредные привычки. Курение и употребление спиртных напитков еще никому не пошли на пользу. Ваш организм вам скажет спасибо, а эффективность работы мозга повысится в разы.
  2. Займитесь спортом. Уделяйте хотя бы 30 минут в день тренировкам или долгим прогулкам на свежем воздухе. Вскоре вы заметите, как наладится ваш сон, повысится настроение, прибавится энергия, а еще подтянется тело и появится тонус в мышцах.
  3. Повысьте качество сна. Затемните комнату и уберите все источники шума. Помните, что мелатонин вырабатывается в полной темноте. Наладьте режим активности и отдыха, выделяя на сон 6-8 часов ежедневно.
  4. Общайтесь и проводите время с удовольствием. Развлечения и отдых в компании других людей полезны для мозга, потому что помогают снизить уровень стресса в организме и запускают процессы омоложения.
  5. Минимизируйте время, проводимое в Интернете. Вместо этого лучше пообщайтесь с друзьями, сходите на прогулку или прочтите книгу. Последнее, кстати, полезно не только тем, что сделает вас более эрудированными, но и тем, что задействует те зоны мозга, которые в обычной жизни могут не включаться.
  6. Повышайте сложность поставленных задач. Регулярно тренируя мозг с помощью решения сложных вопросов и освоения новых навыков, вы запускаете процесс формирования новых нейронных связей, тем самым сохраняете молодость мозга на долгие годы. Тренировать мозг можно в любое время и любом месте. И в этом вам поможет наша онлайн-программа «Когнитивистика», на которой вы не просто подробно изучите многие техники мышления, но и сразу же сможете применить их на практике.
  7. Питайтесь правильно. Употребляйте в пищу продукты, богатые витаминами, минералами и другими полезными веществами. Не пропускайте завтраки, поскольку их отсутствие приводит к снижению уровня глюкозы в крови, что, в свою очередь, негативно влияет на работу мозга. Исключите из рациона пищевой мусор и добавьте в него на регулярной основе овощи, ягоды и фрукты. Не забывайте и про питьевой режим. Выпивайте 2 литра чистой воды в день (черный чай, кофе и сладкие напитки в это число не входят).

Введите в свою жизнь такие правильные привычки как здоровое питание, физическая активность, регулярные тренировки мозга и соблюдение режима сна и вы забудете о проблемах с памятью, концентрацией и сохраните здоровье мозга на долгие годы.

Особенности работы

Изучая способности человеческого мозга, ученые определили такое явление, как синаптическая пластичность. Но что именно происходит, когда наш мозг учится и запоминает что-то новое, и вообще – на что способен мозг?

Обучение происходит в синапсах – местах, в которых электрические сигналы передаются от одной нервной клетки к другой. Нейробиологи обнаружили, что синапсы могут изменять эффективность передачи. Это явление также называют синаптической пластичностью. Например, синапс также может быть усилен процедурой, называемой долговременной потенциацией (ДП), при которой синапс распределяет больше нейротрансмиттеров или формирует больше рецепторов нейротрансмиттеров. Точно так же передача сигнала в синапсисе может быть уменьшена за счет длительной депрессии.

Однако передачу сигналов можно не только усилить или ослабить; ее также можно включить в первую очередь или полностью остановить. Например, сегодня нейробиологи знают, что синапсы могут быть полностью переформированы или демонтированы даже в мозге взрослого человека. В некоторых местах, например в обонятельной системе, новые нервные клетки могут формироваться на протяжении всей жизни. Поэтому не будет преувеличением утверждать, что наш мозг – это строительная площадка на всю жизнь.

Консолидация и износ, наращивание и уменьшение – силы, с которой сигналы передаются между нервными клетками, постоянно регулируется. Упрощенный способ взглянуть на это – представить, что передача сигналов усиливается, когда мозг что-то хранит, и ослабляется, когда он что-то забывает. Многие нейробиологи сегодня разделяют точку зрения, что синаптическая пластичность является основой обучения и памяти, именно в ней скрыты потенциальные возможности и способности мозга человека.

7 общих правил питания для всех

Головной мозг – это орган, который для осуществления своей деятельности использует самый разнообразный список питательных микроэлементов. К примеру, для роста мышц преимущественно необходимы минералы, витамины А и С, а также белок. Для костей – тот же белок, витамины D, К и минералы. А вот для мозга нужны:

  • витамин С;
  • глюкоза;
  • железо;
  • магний;
  • марганец;
  • лецитин;
  • омега-кислоты;
  • белок;
  • минеральные микроэлементы;
  • витамины группы В;
  • витамины К, А, Е, РР.

Исходя из этого можно составить общепринятый список эффективных и простых правил, а также пошаговую методику правильного и здорового питания для нейронов и клеток головного мозга:

Включать в рацион антиоксиданты. Чаще всего – это витамин Е и его производные элементы. С помощью антиоксидантов существенно тормозится процесс естественного окисления нервных клеток. В отличии от той же мышечной ткани, нейроны восстанавливаются очень медленно. И если не включать в рацион антиоксиданты, то деградация головного мозга неизбежна (а с возрастом она ещё и ускоряется).

Необходимо правильно совмещать продукты. Рацион при этом обязательно должен быть разнообразным. Никакой пользы для умтсвенной деятельности не будет, если человек ежедневно ест преимущественно мясо, так как витаминов в нем содержится минимум. Белковую пищу следует совмещать с полезными для мозга овощами и фруктами, но вместе с этим не забывать о глюкозе (сладостях). В противном случае – мозг не получает достаточного количества микроэлементов, а ещё возникает кислородное голодание (так как кислород активно используется для усваивания белков и жиров).

Не пренебрегать завтраком. В свое время сложилась тенденция, что полный отказ от завтраков – это самый простой способ «почистить» организм от шлаков и токсинов. А заменить данный прием пищи якобы лучше всего чашечкой чая или кофе с каким-нибудь кексом. Однако именно утром организм лучше всего усваивает питательные микроэлементы и необходимую мозгу глюкозу. Так что хотя бы легкий, но полноценный завтрак все же должен быть.

Обязательно включать в рацион морепродукты. Ключевое их преимущество – высокое содержание омега-3 кислот, которые головным мозгом используются как раз для регенерации нервных клеток, а также защиты существующих от действия токсинов и инфекции. В идеале – следует регулярно употреблять морскую рыбу жирных сортов (другой вариант – принимать пищевые добавки на основе рыбьего жира). Подробнее о влиянии омега-3 кислот на мозг смотрите в отдельной статье.

Полный отказ от алкоголя. Невзирая на множество мифов о пользе некоторых алкогольных напитков – этиловый спирт вредит головного мозгу. Поэтому, по возможности, от алкоголя в любом виде и в любых количествах следует отказываться, только если речь не идет о разного рода лечебных настойках. Также небольшое количество красного вина может быть полезно для сосудов мозга.

Не есть на ночь. Ночью головной мозг должен отдыхать. Если же съесть непосредственно перед сном даже небольшую конфету, то нервная система не сможет полноценно «отдохнуть» — ей придется регулировать пищеварительный процесс. Именно поэтому на утро человек будет чувствовать усталость.

Необходимо выпивать ежедневно не менее 8 стаканов чистой воды. Сюда же можно отнести чай, кофе. Водно-солевой обмен прямо влияет на работу головного мозга. Если же в организме наблюдается слишком малая концентрация того же калия – внимательность и концентрация снижаются сразу в несколько раз, а ещё человек при этом чувствует постоянное желание уснуть (хотя даже если лечь спать – уснуть так и не получится)

Подробнее о важности воды для мозга смотрите в отдельном материале.

Казалось бы – простые правила, однако на практике их придерживается всего 5 – 10% от всего населения. Однако соблюдение этих правил в разы снижает вероятность развития разного рода заболеваний нервной системы и на 70% снижает риск возникновения деменции в пожилом возрасте. Эти же рекомендации официально выдвигает и ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения).

«Инкогнито. Тайная жизнь мозга» Дэвида Иглмена

Кто нажимает на педаль тормоза, прежде чем вы осознаете опасность вашего положения? Почему мы не умеем хранить секреты? Почему некоторые люди кажутся нам более привлекательными? Если сознательный разум, который вместе с нами встает по утрам, – это лишь верхушка айсберга, то чем занимается его оставшаяся часть? 

Известный нейробиолог Дэвид Иглмен глубоко проникает в человеческий мозг со своей книгой «Инкогнито», которая была опубликована на 20 языках и уже стала классикой. С мрачной ясностью он показывает, что мы сами управляем большей частью того, что мы делаем, думаем или чувствуем, а не она управляет нами.

От анализа гена преданности до травм мозга, которые превращают нас в тех, кем мы не являемся; от рассмотрения оптических иллюзий до выяснения того, почему стриптизерши зарабатывают больше денег в определенное время месяца, – объединяя широкий спектр случаев и исследований, Иглмен предлагает нам отправиться в дорогу к открытиям в области функционирования и противоречий нашего мозга.

В мозге развито только 10 нейронных связей.

Это, пожалуй, самая неоднозначная и трудноопровержимая гипотеза. Нейроны начинают связываться между собой сразу же после нашего появления на свет, и происходит это как результат освоения каких-либо навыков.

Например, при рождении, зрение ребенка развито очень слабо, он не способен различать цвета и нормально фокусировать взгляд. Все эти навыки приходят в течении первых месяцев жизни и развиваются именно благодаря тому, что зрительные нервы все больше и больше развивают свою связь с мозгом. Тот же процесс происходит со слухом, движениями и другими нашими способностями. Более того, некоторые особо важные навыки могут развиться только в раннем детстве. Опытным путем было доказано, что если после рождения на несколько месяцев завязать глаза котятам, то после снятия повязки они останутся слепыми. Это происходит именно из-за того, что в определенный промежуток времени связь между зрением и мозгом так и не была развита.

Вы никогда не задумывались над тем, почему детские игрушки такие яркие и разноцветные? Это делается не случайно, а именно для того, чтобы ребенок научился различать как можно больше цветов. Каждый из нас, наверняка, был свидетелем ситуации, в которой одному человеку казалось, что он видит темно-синий цвет, а другой говорил, что цвет — просто черный. Из этого можно сделать вывод, что у человека, который видит темно-синий цвет зрение более развито.

Человек развивает нейронные связи в течении всей своей жизни. Это происходит, когда мы учимся играть на фортепиано, говорить на новом языке или изучаем новые приемы каратэ. Но способность развивать нейронные связи постепенно ослабевает, вот почему дети все схватывают на лету, а взрослым порой нужны месяцы, чтобы освоить микроволновку.

Совершенно точно, что мозг человека не развивает все возможные нейронные связи, но говорить о каких-либо процентах здесь не приходится, глупо даже пытаться оценить работу мозга с помощью цифр. Ведь навряд ли есть способ подсчитать все возможные навыки и знания человека, и еще менее вероятно, что кто-либо способен развить их все в себе (представьте кого-то, кто знает и умеет абсолютно все).

Некоторые связывают 100% развитие нейронных связей с экстрасенсорными способностями, но доказать это также очень сложно, впервую очередь из-за того, что не доказано само существование таких способностей.

«Мозг рассказывает. Что делает нас людьми» Вилейанура Рамачандрана

В этом произведении Вилейанур Рамачандран, автор уже известной вам книги «Фантомы мозга», исследует, что на самом деле представляет собой человек. В этой книге он собрал все достижения и научные открытия в области науки о мозге за последние 15 лет.

Как мы воспринимаем мир? Что такое отношения между разумом и телом? Что определяет нашу сексуальную идентичность? Что такое сознание? Как можно объяснить искусство, язык, творчество, самосознание и религиозные чувства? Как мозгу обезьяны удалось достичь такого высокого уровня умственных способностей?

Подход Рамачандрана к этим вопросам формируется путем обследования пациентов с повреждениями разных частей мозга, а также людей, страдающих необычными генетическими заболеваниями, которые оказывают странное влияние на их поведение и разум.

Рассказы Рамачандрана могут напоминать истории Эдгара Аллана По или Филипа К. Дика, но их особенность в том, что все они – чистая правда. Детальное изучение этих людей не только помогает понять причины возникновения странных симптомов, но и разобраться с функциями нормального мозга.

Возможно, однажды мы сможем ответить на вопрос, как человеческий мозг создал сознание. Что или кто это «я» внутри каждого из нас? «Подобно путешествию Марко Поло по Шелковому пути, Рамачандран уводит нас в путешествие по тайнам нашего разума…».

Как формировался миф

Собственно, сразу никто и не собирался извращать факты по злому умыслу — все дело в том, что журналисты, которые подхватили фразу ученого, не особенно задумывались о ее истинном смысле, равно как и не очень разбирались в работе мозга. Это тоже нельзя считать их упущением — ведь не может же журналист во всем разбираться, правда? В результате было написано несколько статей о «неполной работе» мозга, после чего появились еще статьи, и так далее — все по принципу испорченного телефона.

Давайте теперь подумаем о том, что значит «использовать 10%» ресурсов мозга. Масса нашего головного мозга равна в среднем 1400 граммов (в среднем). Если действительно работает всего 10%, получается, что лишь 140 граммов вещества является полезным. Ну, если это действительно так, то мы думаем частью мозга, по размеру не превышающей мозг овцы. Не хотите ли вы сказать, уважаемые поклонники мифа, что мы по умственному развитию равны овцам? Конечно, нельзя воспринимать все так буквально — мы утрируем, конечно же утрируем. Но доля рационализма здесь есть, и она хорошо заметна.

Кроме того, давайте подумаем, какое оборудование нужно, чтобы проверить, какой процент мозга задействован в работе во время бодрствования человека. Неужели кто-то может сосчитать все работающие и неработающие нейроны? Давайте перефразируем вопрос: «Неужели ученые начала двадцатого века могли сосчитать, какой процент мозга работает?». Да в 1908 году, когда стал активно муссироваться этот миф, даже радио было не особенно развито, что уж там говорить о снятии энцефалограмм или проверке работы мозга в реальном режиме времени.

Кроме того, мы знаем, что если человек не занимается активной умственной деятельностью, не тренирует мозг, то синапсы, соединяющие нервные клетки, нейроны, постепенно деградируют, и у такого человека ухудшается память, интеллект, он может забыть даже таблицу умножения. Так если мы в течение многих поколений не используем 90% мозга, неужели он все еще остается в работоспособном состоянии? Очень вряд ли.

Собственно, опровержение мифа было сделано не только учеными прошлого, которые активно выступали против слухов о «10%» среди непосвященных, но и современными учеными, которые действительно неоднократно проводили эксперименты по отслеживанию активности работы головного мозга в режиме реального времени — современная техника это позволяет.

Наверное, нашим читателям будет интересно узнать, что науке хорошо известно, из каких тканей состоит человеческих мозг, ведь клеточный состав его очень хорошо изучен. Кроме того, отлично изучена анатомия нашего мыслящего органа, известны и определены основные сигнальные пути между его структурами (структуры эти тоже можно найти практически в любом учебнике по нейрофизиологии). Ученые знают, как возникает электрическая активность в мозге и как она передается от клетки к клетке. Но вот незадача — науке неизвестно, как работает вся система в целом.

Курьезная ситуация, которая, тем не менее, играет на руку многим не очень чистым на руку ученым и вовсе не ученым, кто желает извлечь свою собственную выгоду из такого незнания. Там не менее, уже давно известно, что в работе задействованы все клетки мозга, этот орган работает постоянно. В некоторые моменты определенные участки мозга работают активнее, чем другие, но вот ни о каких 10%, 30% или 50% речь не идет. Работает весь мозг, и это доказано уже давно.

Мозг человека — интересные факты

Мозг — система, поражающая своими способностями, иногда они могут казаться даже мистическими. Об основных функциях органа мы уже упоминали, однако существуют факты, которые известны далеко не всем.

Отсутствие разницы между реальностью и фантазией

Во время размышлений, информация попадает в мозг, где и проходит ее обработка. Однако он не различает характер мнения, он является реальным или это плод воображения. В данной ситуации подходящим будет выражение «одел розовые очки». Человек чувствует себя счастливее, поэтому сказать, что это вредит нельзя

Важно чтобы мы сами научились дифференцировать реальность и фантазию

Мозг работает непрерывно и не устает

На протяжении всего дня мозг не перестает функционировать. Во время сна также наблюдается максимальная его активизация. Данные проведенных исследований указывают на то, что максимум энергии тратит орган при перегрузке психоэмоционального характера, а вот умственная деятельность ни насколько его не утомляет.

После пробуждения мозг начинает функционировать не сразу

Довольно часто после пробуждения мы чувствуем вялость, связывают это с временным снижением интеллекта. Для улучшения общего самочувствия и стимуляции мозговой деятельности рекомендуется выполнить упражнения физического или логического характера.

Память человека может содержать лишь 7 объектов

Принято выделять три типа памяти — сенсорную, долгосрочную и краткосрочную. Именно то, что человек может запоминать не более 7 объектов, касается кратковременного типа памяти. Мы рассматриваем человека со среднестатистическими способностями.

Легче воспринимается желто-зеленый цвет

Зрительные рецепторы обладают способностью воспринимать только красный, синий и зеленый цвета. За счет того, что желто-зеленый цвет находится в таблице цветов посередине, воспринимается он лучше.

Быстрая работа и расслабление

Довольно часто наш главный орган работает так быстро, что мышечные волокна просто не успевают за ним. О такой особенности может свидетельствовать плохой почерк человека.

Мысли со временем имеют способность материализоваться

Достаточно часто то, о чем мы думаем в подсознании, воплощается в жизнь. Именно поэтому рекомендуется думать только положительно.

Наличие потребности в тренировке

Мозг, как и любой орган, нуждается в тренировке. Полезным будет выполнение физических и интеллектуальных упражнений, здоровый сон, пребывание на свежем воздухе, соблюдение правил рационального питания.

Объем органа не зависит от интеллектуального развития

Данные проведенных исследований свидетельствуют о том, что размер мозга, прежде всего, указывает на навыки выживания и отнюдь не на интеллект.

Более восприимчивым является мужской голос

В связи с тем, что женский голос отличается высоким диапазоном, сознание тратит больше энергии для его восприятия. Именно это подтверждает тот факт, что люди, страдающие от галлюцинаций, слышат именно мужской голос.

Возможности разума чрезвычайные, необходимо лишь его развивать. Люди используют свой главный орган ежесекундно. Решать какой его участок тренировать только самому человеку. Вопрос о том, сколько процентов мозга использует человек остается для всех загадкой.

Как возникло мнение, что люди используют не весь мозг, а только его малую часть?

Происхождение теории о том, что люди используют свой мозг не полностью, точно неизвестно, так как в ее истоках могли стоять сразу несколько научных светил прошлого и позапрошлого века – мыслитель психологии Уильям Джеймс, нейробиолог Сэм Ван, нейрохирург Уайлдер Пенфилд или другие ученые первой половины ХХ века, проводившие исследования в области нейробиологии. Все вышеперечисленные специалисты в своих трудах делали вывод, что люди не используют весь интеллектуальный потенциал, а останавливаются в развитии. Также ученые того времени еще не имели точного представления о функциях разных отделов головного мозга, поэтому не могли точно установить, в какие моменты задействуются те или иные участки ЦНС. Тем не менее, ни один из признанных специалистов в области нейробиологии, психиатрии и нейрохирургии никогда не утверждал, будто мозг человека работает всего на 10, 15 или 20%.

Несмотря на то, что истоки мифа о 10% использовании мозга точно неизвестны, современные психологи и биологи точно знают, каким образом эта теория стала достоянием широкой общественности. В 1936 году гениальный мыслитель, оратор и психолог Дейл Карнеги выдал свою книгу «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей», и эта книга сразу же стала бестселлером

Предисловие к данному литературному труду писал не сам Карнеги, а писатель Лоуэлл Томас, и для того, чтобы привлечь внимание читателей к книге, он заявил, будто учеными установлено, что человек использует мозг всего на 10%

Точно сказать, зачем Лоуэлл Томас в аннотации к книге Карнеги сделал голословное заявление о частичном использовании человеком мозга, невозможно, однако написанное им восприняли как истину миллионы читателей, которые купили книгу Карнеги. И  согласно результатам опроса, уже в 90-х годах ХХ века более 60% рядовых граждан считали, что мозг человека работает всего на 10%, причем они были уверены, будто эта теория о 10% подтверждена учеными. И даже сейчас многие далекие от науки люди по-прежнему не сомневаются в истинности данной теории, хотя ученые твердят обратное.