Мвф

Собственное платежное средство

Отдельного упоминания заслуживает тот факт, что международный валютный фонд обладает собственным уникальным платежным средством, которое носит название «SDR». Эту аббревиатуру можно перевести на русский язык, как специальные права заимствования.

SDRпредставляет собой искусственно созданное резервное и платежное средство,которое не обладает наличным воплощением. Это платежное средство обладает лишь безналичной формой. Его эмиссию осуществляет МВФ.

SDRотображается в форме записей на банковских счетах, которые, по сути, не являются долговыми обязательствами или валютой. Обращение этого платежного средства осуществляется лишь в рамках МВФ. Оно применяется для регулирования сальдо платежных балансов, а также для расчета по крупным кредитным обязательствам и пополнения резервов. Рассматриваемое платежное средство может быть использовано при возникновении дефицита платежного баланса для его оперативного покрытия.

Решение о создании SDR было принято в конце 1969 года. С этого момента это платежное средство применяется для нужд международного валютного фонда. Отдельного упоминания заслуживает тот факт, что пересчет котировок рассматриваемого средства происходит ежедневно. Они рассчитываются при помощи пересчета долларовой стоимости валютной корзины, которая включает в себя непосредственно доллар, британский фунт, евро и йену.

В настоящее время уставной капитал описываемой организации составляет 217 миллиардов SDR.МВФ обладает собственным руководящим органом, места в котором распределяются между странами-участницами в соответствии с размером их квот.

Отдельного упоминания заслуживает порядок принятия решений в рамках МВФ. Для того чтобы принять то или иное решение требуется 85% голосов,при этом с момента создания организации 17% голосов находится в руках США. Таким образом, США обладает своеобразным правом вето, так как без одобрения этого государства невозможно принять никакое решение. Именно этот факт вызывает волну критики от различных государств мира.

Несмотря на это, США используют свое положение для препятствования перераспределения квот, чтобы сохранить упомянутое выше право вето.

Центральный банк России не принадлежит государству

Центральный банк России имеет особый юридический статус. Он не является государственный учреждением и не подчиняется правительству РФ, поскольку является независимым юридическим лицом. Ни одна из ветвей власти в России не управляет Центробанком.

Тем не менее он обязан ежегодно отчитываться перед Правительством о доходах и убытках. Часть полученной Центробанком прибыли он обязан перечислять в бюджет России.

Парадоксально, что и национальная российская валюта не принадлежит государству. Главной функцией Центробанка является эмиссия денег. Однако выпускать их он может только в ограниченном количестве в соответствии с объёмами закупки долларов США. Даже валютные и золотые резервы России, как и других стран, хранятся на складах Международного валютного фонда.

Кроме денежной эмиссии, Центробанк выполняет и другие важные функции:

  • защиту национальной валюты от курсовых колебаний;
  • разработку и реализацию кредитной политики России;
  • установку правил осуществления банковских операций в стране;
  • развитие и модернизацию банковской системы РФ;
  • регистрацию негосударственных пенсионных фондов;
  • выплату средств вкладчикам обанкротившихся банков;
  • выдачу и отзывы банковских лицензий;
  • определение ставки рефинансирования;
  • определение курса валют.

История создания и развития Фонда

В 1944 году на одной из конференций, проводимой в г. Бреттон-Вудсе в штате Нью-Хэмпшир (США), комиссией из 44 стран было принято решение создать МВФ. Предпосылками его возникновения стали следующие проблемные вопросы:

  • формирование благоприятной «почвы» для международного сотрудничества на мировой арене;
  • угроза повторной девальвации;
  • «реанимация» мировой валютной системы от последствий Второй мировой войны;
  • и другие.

Однако официально Фонд был создан только в 1945 году. На момент создания в нем насчитывалось 29 стран-участниц. МВФ стал одной из международный финансовых организаций, учрежденной на той конференции.

Другой же стал Всемирный Банк, сфера деятельности которого несколько отличаются от рабочих областей Фонда. Но две эти системы удачно взаимодействуют между собой, а также оказывают содействие друг другу в решении различных вопросов на высочайшем уровне.

МВФ, цель создания фонда

Концепция валютного фонда, миссией которого станет поддержка финансовой стабильности во всем мире, под названием «Хартия МВФ» была разработана в июле 1944 года в процессе проведения Бреттон-Вудской конференции под эгидой Объединённых Наций, решавшей вопросы международного финансово-валютного взаимодействия после наметившегося окончания Второй мировой войны.

Согласно 1-й статье Хартии МВФ перед Международным валютным фондом стоят следующие цели:

  1. содействие сотрудничеству всех стран в валютно-финансовой сфере, совместному решению финансовых проблем;

  2. содействие достижению и поддержанию высокого уровня реальных доходов и занятости населения стран мира, укреплению и развитию промышленно-производительного потенциала всех без исключения государств-членов путем расширения и роста международной торговли;

  3. поддержание стабильности валют государств-членов, предотвращение девальвации нацвалют;

  4. помощь в формировании и функционировании многосторонней системы расчетов по финансовым операциям между странами-членами, в упразднении валютных ограничений, которые стоят на пути роста мировой торговли;

  5. путем финансовой помощи государствам-членам предоставлять им возможность устранения диспропорций в их платежных балансах без внедрения мер, способных нанести ущерб их национальному благосостоянию;

  6. сокращать длительность нарушений равновесия платежных балансов стран-членов

Примечательно, что так называемая финансовая помощь фонда оказывается исключительно в виде кредитов, однако на реализацию конкретных проектов они не предоставляются. Проценты по ним небольшие (0.5% годовых), однако зачастую кредитование не способствует развитию реального сектора экономики и производству конкурентоспособной продукции. Ниже показано предоставление средств фонда различным странам с 1972 года за 40 лет, т.е. с момента окончания действия золотого стандарта:

Первые послевоенные годы главным заемщиком фонда была Европа для восстановления пострадавшей во время войны экономики. С начала 1980-х годов акцент смещается в сторону Латинской Америки и Азии, а с 1990-х заметную роль в займах также играла Россия и страны СНГ. Украина до сих пор находится в постоянном контакте с фондом. Наконец, с 2000-х годов кредиты вновь поступают в Европу — в основном Восточную.

Примечательно, что время перед кризисом 2008 года было наиболее благоприятным в мире и наименее удачным для фонда — кредитов требовалось очень мало, соответственно влияние МВФ на мировую экономику и политику сильно уменьшилось. Однако уже в 2011 году кредитование быстро восстановило свои объемы, которые продолжили расти далее — в том числе в связи с кипрским и греческим кризисом.

Из графика хорошо прослеживается политика МВФ — помогать всем (а не только бедным) странам, ориентируясь на текущие проблемы. При этом, кстати, интересно полное или почти полное отсутствие кредитов африканским странам. Любая страна в составе МВФ является либо заемщиком фонда, получая и расплачиваясь по кредиту, либо его кредитором в соответствии со своей квотой. Видно, что кроме спада перед последним мировым кризисом средняя историческая сумма кредитов со временем росла — по сравнению с концом 80-х Европа в 2012 году занимала примерно в 5-6 раз больше.

В какой валюте рассчитываются займы? Дело в том, что МВФ имеет собственное безналичное платежное средство, называемое «специальные права заимствования» (англ. Special Drawing Rights, SDR). Шкала сверху указана в миллиардах SDR. Формально это ни долговое обязательство, ни валюта.

Курс SDR с 2016 года привязан к корзине из 5 валют и похож на индекс доллара. Тем не менее отличия есть — главным пожалуй является присутствие китайского юаня в размере почти 11% за счет уменьшения доли евро. На момент статьи курс SDR равен 1.45 доллара США. Посмотреть его можно, например, здесь: . Можно и просто ввести в Яндекс запрос «Курс СДР к доллару США».

Период

 USD

 EUR

 CNY

 JPY

 GBP

2016–2020 (41.73%) (30.93%) (10.92%) (8.33%) (8.09%)

ЦБ подчиняется МВФ

Это миф. Причем очень примитивный. Откуда вообще это пошло?

В статье 4, п. 18.2 Закона «О Центральном банке РФ» сказано, что ЦБ является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом. К этой формулировке и прицепились сторонники теории о том, что ЦБ подчиняется МВФ.

Далее, как вы должны знать, Россия является членом МВФ, как и другие 190 стран мира на данный момент. И поскольку Россия является членом МВФ, согласно разделу 2 статьи XIII Соглашений Международного Валютного Фонда от 22.07.1944 года, она обязана назначить свой центральный банк депозитарием всех авуаров Фонда в своей валюте, либо, если в нем нет центрального банка, оно назначает иное учреждение, приемлемое для Фонда. Что, собственно, и сделано.

То есть, ЦБ РФ просто хранит рублевые ценные бумаги МВФ и проводит с ними операции при необходимости. Фактически, обслуживает эту организацию так же, как банк обслуживает клиента. Никакой зависимости от МВФ при этом не возникает. Более того, Россия уже давно даже не берет кредиты МВФ, окончательно погасила задолженность перед этой организацией в 2005 году.

Капитализация МВФ и источники средств фонда

На 01.03.2016 г. размер уставного капитала МВФ был около 467,2 млрд. SDR. Капитал формируется путем взносов в валютный фонд стран-членов, выплачивающих как правило 25% квоты в SDR (либо одной из мировых валют) и остальные 75% — в собственной национальной валюте. Квоты постоянно меняются — с начала деятельности фонда было уже 15 пересмотров. В 2015 году произошло очередное изменение с делегированием около 6% от развитых стран в сторону развивающихся.

Голоса государств-членов в органах управления МВФ распределяются именно в зависимости от выплачиваемых квот.

Важно: практически все реальные решения принимаются большинством в 85% голосов. При этом примерно 17-процентная квота (на 2016 год взнос около 42 млрд

SDR) принадлежит Соединенным Штатам Америки, давая им эксклюзивное право вето. У идущей на втором месте Японии квота почти в три раза ниже — около 6%. Доля России — 2.7% (взнос около 6.5 млрд. SDR). Так что критиков организации, утверждающих «МВФ — это США», крайне трудно назвать неправыми либо предвзятыми.

Фактически США и часто поддерживающий их Евросоюз имеют в МВФ достаточную квоту для принятия подавляющего большинства решений. Старания Китая, России и Индии увеличить квоты в фонде в соответствии с возросшим весом этих стран в мировой экономике встречают противодействие США и их союзников, не желающих терять политическое влияние на другие страны МВФ через «обусловленность» кредитов — предъявление государствам-дебиторам обязательных к выполнению политико-экономических требований.

Тем не менее не следует думать, что финансовые проблемы стран решаются только с помощью денег МВФ. К примеру, недавний кредит Греции в размере более 300 млрд. евро был профинансирован МВФ менее, чем на 10% и в пересчете на евро составил лишь около 20 млрд. €. Гораздо большую сумму — 130 млрд. € — выделил созданный в июне 2010 года европейский фонд финансовой стабильности.

Помимо выплачиваемых странами-участницами квот источниками финансовых ресурсов валютного фонда являются:

  1. золотые авуары, по официальным данным составляющие около 90,5 млн унций и оценивающиеся в 3,2 млрд SDR. Организация принимает золото от стран-участниц в основном в качестве оплаты процентов по кредитам, после чего вправе направлять на финансирование новых кредитных траншей;

  2. займы у «материально обеспеченных» государств-членов;

  3. средства донорских трастовых фондов и кредитных линий, которые открывают фонду страны G7 и G20.

Сущность мирового хозяйства

Активное развитие производства преимущественно во второй половине ХХ в. стало причиной того, что всё более сложными и глубокими стали международные экономические взаимосвязи и взаимообусловленности. Стоит отметить, что качественно новые формы приобрело международное разделение труда. Постоянно расширяется сфера и границы кооперации разделения труда. Вместе с тем, расширяется и сфера исследований, придумываются новые методы анализа, которые позволяют утверждать, что экономическая теория мирового хозяйства представляет собой самую молодую и динамично развивающуюся составляющую современной экономической теории.

Человечество на протяжении всей своей истории связывало экономический прогресс общества с развитием и разделением труда, в первую очередь с национально-территориальным, международным разделением труда. Страны обменивались различными формами экономической деятельности, что в итоге стало причиной формирования мировой экономики.

Мировая экономика – это глобальная система, целостная и нерушимая, которая состоит из национальных хозяйств и существует как многоукладное экономическое пространство, основой которого является взаимодействие и взаимозависимость всех от всех его элементов.

Обеспечить эффективное производство товаров и услуг можно только при помощи активного участия в международном разделении труда. Кроме того, необходимо активно развивать между странами потоки материальных и финансовых ресурсов, в том числе и в развитых странах. Только международное сотрудничество позволит национальны экономикам развиваться путём выпуска тех видов продукции, в производстве которых они владеют какими-либо преимуществами, тем самым обеспечивая поток недостающих потребительских и производственных товаров.

По своей сути внешние экономические сделки продолжают логику внешних сделок, что объясняется наличием одной цели – максимизации полезности для потребителей и увеличением доходов производителей.

Примечательно, что все различия между внутренними и внешними хозяйственными связями затрагивают только формы их реализации, а не суть самих процессов. Одновременно с тем в международных отношениях есть серьёзные отличия от отношений, которые складываются внутри страны, что в условиях растущей значимости мирового хозяйства приводит к формированию специфической отрасли экономики – теория мировой экономики.

Определение 1

Мировая экономика как наука – это часть теории рыночной экономики, которая занимается исследованием закономерностей хозяйственного взаимодействия между различными государствами в области международного обмена товарами и услугами, движение рабочей силы, капиталов и финансовых потоков.

С точки зрения методологии анализа можно говорить о том, что между разделами международной экономики нет и не может быть разделения на уровни макро и микро, в силу тех обстоятельств, что в каждом международном отношении отражаются как интересы отдельных субъектов данных отношений, так и всего национального хозяйства. На основе теории мировой экономики исследователи совершают попытки объяснить и предугадать структуру и объём международных сделок, дать оценку их влияния на внутреннюю экономику и продумать рекомендации для национальной политики в таких условиях в отношении мирохозяйственных связей, которая способна максимизировать национальное благосостояние.

Изучение основ и форм проявления международных отношений в процессе реализации торговых, финансово-кредитных и других внешнеэкономических операций с целью удовлетворения потребностей национальной экономики в производственных ресурсах и благах является предметом мировой экономики. Исследуя развитие и деятельность данных отношений, мировая экономика просто обязана вводить законы и, основываясь на их сущности в теоретических обобщениях, должны давать рекомендации для участников международных экономических сделок.

В качестве объекта мировой экономики выступает внешнеэкономическая деятельность субъектов данных сделок, тенденции развития международных связей и контактов.

Важно понимать, что мировая экономика — это не просто сумма всех экономик, а глобальная экономическая система, которая подразумевает настолько плотное сотрудничество экономик разных стран, что их изолированная деятельность друг от друга практически невозможна. Сегодня, в условиях активно укрепляющейся целостности мира, можно утверждать о формировании мирового хозяйства в качестве целостной системы

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Где МВФ берет деньги?

Для формирования уставного капитала МВФ каждое государство-участник делает взносы. То есть своего рода финансовый кооператив. Общая сумма взноса рассчитывается исходя из квоты.

Первоначальная сумма квоты приблизительно составляет такой же размер, как и у других похожих стран-участников. Существует сложная (составная) формула расчета квоты в зависимости от характеристик и масштаба экономики. Основным показателем для расчета является ВВП страны. Далее используются различные коэффициенты, которые уменьшают или увеличиваю квоту в зависимости от открытости, экономической изменчивости и др. страны.

Страна оплачивает свой взнос следующим образом:

  • 25% в СДР* (1 СДР примерно равен 1,5 доллара);
  • 75% в своей национальной валюте.

*СДР — Специальные права заимствования.

В зависимости от размера квоты страна-участница получает голоса в органе управления МВФ.

На сегодняшний день самые большие взносы (квоты) имеют:

  • США;
  • Япония;
  • Германия;
  • Франция.
  • Соединенное Королевство Великобритании;
  • Китай;
  • Россия;
  • Саудовская Аравия.

Из всех взносов участников формируется фонд денежных средств, который используется для кредитования стран со сложной финансовой ситуацией.

Кто не получит помощь от МВФ

Несмотря на то что средства МВФ призваны в том числе помочь в глобальной борьбе против пандемии, не все страны — участницы фонда получили SDR в рамках глобального раунда. Согласно правилам фонда, он взаимодействует только со странами-членами (всего их 190), чьи правительства признаны международным сообществом. В числе изгоев оказались Венесуэла, Мьянма и Афганистан.

Венесуэле МВФ отказывает в помощи, потому что Запад официально признает президентом Хуана Гуайдо, а не фактически правящего страной Николаса Мадуро. 

Транзакции с Мьянмой МВФ приостановил после того, как контроль в стране в начале 2021 года захватила военная хунта.

Афганистану фонд собирался перечислить SDR в эквиваленте около $450 млн, однако после прихода к власти талибов МВФ приостановил доступ Афганистана к SDR, сославшись на «отсутствие ясности среди международного сообщества» по поводу признания афганского правительства.

Всего Венесуэла, Мьянма и Афганистан могли бы получить новых SDR в объеме более $6 млрд. Пока эти резервные средства заморожены.

Беларусь в число стран с нелегитимными режимами по версии МВФ не попала и получила от фонда помощь в размере $923 млн, прибавив 12% к своим международным резервам. На 1 августа золотовалютные резервы Беларуси составляли $7,4 млрд. 

Позицию МВФ не поменяла и недавняя встреча президента США Джо Байдена и премьера Великобритании Бориса Джонсона с лидером белорусской оппозиции Светланой Тихановской. 

Сама Тихановская отправила главе МВФ Георгиевой и министру финансов США Джанет Йеллен письмо с просьбой не выдавать правящему в Беларуси режиму миллиард долларов. Экс-кандидат в президенты считает, что правительство Лукашенко будет использовать средства МВФ для «продолжения репрессий против гражданского общества», пишет РБК.

Заметим, что на момент подготовки материала о выделении средств МВФ пишет  только РБК, в англоязычных источниках её пока нет.

Отметим также, что помощь от МВФ не означает поступление чистых денег, «чеки» МВФ еще нужно конвертировать в реальную валюту в зарубежном банке, что правящему в Беларуси режиму будет сделать затруднительно с учетом санкций.

Кстати, ранее советник Светланы Тихановской Франак Вячорка пояснял, что будет делать оппозиция, если МВФ все-таки выделит деньги Беларуси.

«Даже если эти деньги будут выделены, мы все еще можем сделать так, чтобы их нельзя было обменять на твердую валюту. Есть и другой вариант — выставить условия для реализации этих средств. Например, чтобы деньги можно было потратить только на вакцины и аппараты искусственной вентиляции легких, но ни в коем случае не допустить, чтобы они поступили в бюджет режима», цитирует Вячорку

Условия кредитов МВФ

МВФ, в обмен на кредит требует устранение макроэкономических дисбалансов в стране путем реформ. 10 стандартных экономических требований впервые ввел английский экономист Джон Уильямсон в 1989 году, так называемый, «вашингтонский консенсус». Это

  • сокращение расходов;
  • увеличение прямого экспорта и добыча ресурсов;
  • девальвация национальной валюты;
  • снятие ограничений на импорт и экспорт;
  • открытие внутренних фондовых рынков и, как следствие, получение больше прямых иностранных инвестиций;
  • снятие государственных субсидий;
  • приватизация гос.предприятий;
  • усиление прав иностранных инвесторов;
  • борьба с коррупцией;
  • секвестр бюджета.

Международный валютный фонд. История возникновения

Решение о создании МВФ было принято на Бреттон-Вудской конференции ООН, которая касалась валютно-финансовых вопросов

На этой же конференции было принято решение о создании другой важной международной организации, такой как банк реконструкции и развития

Спустя небольшой период времени в конце 1945 года соглашение о создании МВФ было подписано представителями 29 стран. Именно этот момент и принято считать датой создания международного валютного фонда, несмотря на то,что он начал полноценно функционировать лишь весной 1947 года. Первым государством, получившим кредит от МВФ, стала Франция, которой требовались средства на восстановление экономики после второй мировой войны. Кредит был выдан Франции в 1947 году.

Преимущества Международного валютного фонда

МВФ помогает странам-членам в нескольких различных направлениях.

Предоставляет ссуды странам-членам

Его самая важная функция – это способность предоставлять ссуды странам-членам, нуждающимся в финансовой помощи.МВФ может оговорить эти ссуды с условиями, включая предписанную экономическую политику, которую должны соблюдать правительства-заемщики.

Техническая поддержка и помощь

Он служит советом и советником стран, пытающихся проводить новую экономическую политику. Он также публикует статьи по новым экономическим темам.

Краткий обзор

Скептики утверждают, что страна, переживающая финансовый кризис, может попросить МВФ о финансовой помощи, но неясно, находится ли страна в кризисе, потому что она приняла неверные политические решения, зная, что помощь МВФ послужит опорой.

Недостатки Международного валютного фонда

Несмотря на свой высокий статус и похвальные цели, МВФ пытается совершить почти невозможный экономический подвиг: точно рассчитать время и размеры экономического вмешательства в международном масштабе. Он подвергается критике за следующее:

Слишком много или слишком мало вмешательства

МВФ критиковали за то, что он мало что делает и слишком переоценивают.Его критиковали за то, что он слишком медлителен или слишком стремится помочь провальной национальной политике.Поскольку Соединенные Штаты, Япония и Великобритания занимают видное место в политике МВФ, его обвиняют в том, что он является инструментом только для стран со свободным рынком.10 В то же время сторонники свободного рынка критикуют МВФ за его слишком интервенционистский подход.

Создает моральную опасность

Некоторые страны-члены, такие как Италия и Греция, были обвинены в использовании неустойчивых бюджетов, потому что они верили, что мировое сообщество во главе с МВФ придет им на помощь.11 Это ничем не отличается от морального риска, создаваемого государственной финансовой помощью крупных банков.