Будущее электромобилей в Беларуси
Сегодня можно сделать однозначный вывод о том, что РБ готовится к будущему, в котором электромобилям отведено особое место. Страна начинает собственное производство «зеленых» автомобилей, собирает на своей территории китайские электрокары и активно развивает сеть электрозаправочных станций. Конечно, есть у нас свои климатические особенности, но новые модели «электричек» вполне способны работать в самых разных условиях, в том числе и в наши суровые зимние морозы.
Более того, в компании «БелДжи» заявляют, что подавляющее большинство комплектующих для их электромобилей производится в стране, а это значит, что автомобиль будет стоить дешевле, чем привезенные аналоги. Также модернизируются производственные линии. Так что смело можно утверждать, что электрокары в Беларуси имеют довольно неплохие перспективы.
Несмотря на создание благоприятных условий для развития рынка электротранспорта, эксперты не ожидают резкого перехода на электрокары. Председатель Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) Сергей Михневич:— На мой взгляд, переход к электротранспорту будет происходить не так быстро. Бесспорно, уже сделаны важные шаги с точки зрения законодательства, но клиент будет покупать электромобиль вместо авто с двигателем внутреннего сгорания только тогда, когда их стоимость сравняется. Парк таких авто будет расти только в том случае, если появится больше предложений автомобилей в пределах 40 000—45 000 рублей, ну максимум 60 000 рублей. Это сделает выбор в пользу электромобилей более предпочтительным.
Сергей Михневич обратил внимание на то, что массовые бренды только начинают производить автомобили в Европе стоимостью от 40 000 долларов. Купить машину за такую сумму даже без НДС и с нулевой таможенной пошлиной готовы немногие
Для сравнения: новое авто с ДВС европейской сборки сейчас можно там купить за 15 000 долларов.
— Кроме того, автодилеры сегодня, к сожалению, не могут ввести практически ни одной марки электротранспорта в бюджетном сегменте, потому что он не сертифицирован для Беларуси. Все еще существуют барьеры технического плана, которые были созданы на территории ЕАЭС. Это хорошая новость, что была поддержана идея обнулить пошлины для юр. лиц. Возможно, сейчас некоторые бренды в России задумаются и начнут что-то сертифицировать. Тогда есть шанс, что такие машины станут активнее предлагаться через автосалоны.
А пока автодилеры, не имея возможности продавать эти авто, не будут иметь и необходимых запчастей на складе. Что, в свою очередь, создает проблемы для потребителей, ведь чинить машину, какой бы простой с точки зрения «начинки» она ни была, рано или поздно придется. Возможно, появится спрос — появится и предложение, но это будет происходить не очень быстро.
С точки зрения насыщения рынка электрокаров посредством собственных сборочных производств тоже есть некоторые нюансы. СЗАО «Белджи», например, также придется адаптировать китайские авто под наши условия:
— У электрокаров, которые будут испытывать на Борисовском заводе, хорошие потребительские свойства, но дело в том, что заявленные характеристики работают при температурном режиме выше 11 °С. Для нашего климата, как сами понимаете, это не совсем подходит. Нужны доработки.
В свою очередь, глава белорусского Tesla-клуба Артур Туманов в скором будущем прогнозирует существенный рост парка электрокаров в стране. Это касается всех сегментов.
Ввоз электромобиля в РБ и его растаможка
Вопрос, сколько стоит растаможка электромобиля в РБ в 2021 году, довольно актуален. Несмотря на то, что в РБ налажено производство собственных электромобилей, этого недостаточно для удовлетворения потребности всех желающих приобрести «зеленый» автомобиль. Более того, многие предпочитают машины от проверенных зарубежных брендов, которых в мире довольно много.
Сама процедура ввоза не изменилась за последние годы, однако тарифы несколько раз менялись. Поэтому давайте подробнее рассмотрим, как растаможить электромобиль в РБ, сколько это стоит и что для этого нужно.
Стоимость растаможки электромобиля в РБ
Итак, один из важнейших вопросов – сколько стоит растаможка при ввозе в Беларусь. До 1 сентября 2017 года пошлина на ввоз легковых электромобилей составляла 0%.
Однако это касалось только таможенной пошлины: ставки НДС оставались в силе. Так что полностью бесплатно ввезти электрокар не получалось. Более того, этот закон действовал до сентября прошлого года. Теперь, как и раньше, мы имеем следующие тарифы (для физических лиц):
- Таможенная пошлина – 17% от таможенной стоимости.
- НДС:
- для электромобилей до 3 лет от даты выпуска – 54%;
- для авто от 3 лет – 20%;
- при стоимости выше 8,5 тыс. евро — 48%.
- Утилизационный сбор:
- для авто до 3 лет – 495 рублей (белорусских);
- для авто от 3 лет – 743 рубля.
Итак, со стоимостью все более или менее понятно. Но как пройти процедуру растаможки и что для этого нужно?
Порядок растаможки электрокара в РБ
Для начала давайте рассмотрим, какие документы потребуются для растаможки:
- Заявление о таможенной очистке на специальном бланке.
- Заполненная декларация в двух экземплярах.
- Договор купли-продажи с заверенными печатями. Если электромобиль был получен в наследство или в дар или путём обмена, то при себе нужно иметь соответствующие нотариально заверенные документы.
- Квитанция, инвойс или счет-фактуру, которая подтверждает стоимость электрокара для уплаты суммы НДС.
- Страховка на автомобиль.
- Техпаспорт на автомобиль с заверенной ксерокопией.
Для помощи в этих вопросах вы можете обратиться к опытному декларанту, который возьмет все юридические вопросы на себя. После предоставления всех необходимых документов сотруднику таможни и улаживания всех вопросов владельцу выдают паспорт транспортного средства, которое в дальнейшем должно быть зарегистрировано в органах государственной автомобильной инспекции.
Производство электромобилей в Беларуси
Беларусь не может оставаться в стороне, когда весь мир активно переходит к экологически чистому виду транспорта. Помимо проектов по строительству электрозаправочных станций, запланировано собственное производство электромобилей в Беларуси. Причем сразу нескольких моделей от разных автомобильных компаний.
Первый электромобиль Беларусии на базе Geely
В 2020 году планируется начало серийного производства первого белорусского электромобиля, который будет собран на базе Geely на предприятии «БелДжи». И хотя серийное производство запланировано на 2020 год, прототип уже представлен и мы имеем представление, что это за электромобиль.
Электрокар комплектуется 60-киловаттовым электродвигателем (эквивалент 81 л.с.). При этом максимальна скорость составляет 110 км/ч. Динамику разгона еще не замеряли, однако по ощущения можно сказать, что автомобиль довольно «резвый».
Точных данных о запасе хода также нет, однако известно, что этот показатель колеблется в районе 100-150 км.
На данный момент прототип проходит всевозможные испытания. Стоит отметить, что все компоненты для электропривода производятся в РБ. Покупной будет только батарея.
В то время, когда «БелДжи» только проводит испытания своего опытного образца электрического автомобиля, компания «Юнисон» уже приступила к сборке китайских электромобилей Zotye на территории РБ. Причем собираются сразу две модели:
- E 200 EV – двухместный городской электрокар, стоимость которого составит от 17000 долларов. Он оснащен 82-сильным электроприводом, который развивает крутящий момент в 165 Hm. Максимальная скорость составит 120 км/ч, а запас хода позволит проехать на одном заряде до 155 км. Заряжается батарея от обычной бытовой розетки за восемь часов.
- Z 500 EV – полноразмерный седан. Под капотом у него 129-сильный электропривод, который выдает 260 Hm крутящего момента. До 100 км/ч автомобиль разгоняется за 10 секунд, а максимальная скорость составляет 140 км/ч. При всем этом запас хода составляет 260 км.
В Беларуси прогнозируется взрывной рост числа электромобилей
В будущем рынок электромобилей в Беларуси будет интенсивно развиваться.
«Этот процесс необратим. Будущее все-таки за электромобилями. Особенно для таких стран как Беларусь, где очень хорошая дорожная инфраструктура, активно развивается инфраструктура зарядных станций. Мы в эту гонку не первыми вступили, но решили участвовать», — сказал Геннадий Свидерский.
По данным компании «Белоруснефть», которая развивает в Беларуси зарядную инфраструктуру, сейчас в нашей стране насчитывается порядка 400 электромобилей. В случае создания благоприятных условий рост числа электромобилей прогнозируется до 100 тысяч единиц к 2025 году.
IT-республика Беларусь
Как известно, в последние годы Минск взял курс на построение IT-республики. Это стремление выразилось в том, что Беларусь стала одной из первых стран, в которой легализовали криптовалюты и токены, а также на ее территории находится белорусская версия «Кремниевой долины» − Парк высоких технологий (ПВТ). Это ведущий инновационный IT-кластер в Центральной и Восточной Европе, резидентами которого являются такие всемирно известные компании, как Viber, World of Tanks, EPAM Systems, Maps.me и т.д.
Государство создает максимально комфортные условия для развития высоких технологий. Так, 21 декабря 2017 г. президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Декрет о развитии цифровой экономики, регулирующий деятельность ПВТ. Данный нормативно-правовой акт облегчил присоединение к Парку аутсорсных и продуктовых компаний, инвестиционных фондов, а также иностранных компаний. С момента вступления документа в силу резидентам организации позволено оказывать услуги криптобирж, криптообменников, привлекать финансирование посредством ICO, а также использовать криптовалюты и токены, основанные на технологии блокчейна.
Одним из направлений развития высоких технологий в стране явилось конструирование собственного электромобиля – транспортного средства будущего.
Началом белорусского электромобилестроения можно считать лето прошлого года: именно в августе 2017 г. на базе серийной машины Geely SC7 был создан экспериментальный образец электромобиля белорусской сборки.
И, как видно, эксперимент удался: в Беларуси стали готовиться к массовой замене автомобилей на электромобили.
Летом текущего года Лукашенко подписал указ №273 «О стимулировании использования электромобилей». Документ предусматривает стимулирующие меры для приобретения электромобилей: освобождение от уплаты пошлины за выдачу разрешения на допуск электромобилей к участию в дорожном движении, от налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Беларуси зарядных устройств, не производимых на территории страны. Кроме того, для новых транспортных средств будет создана широкая зарядная и сервисная инфраструктура.
Спустя всего несколько дней после подписания данного закона стало известно, что «Белоруснефть» создаст разветвленную сеть зарядных станций для электромобилей к 2024 г. Осенью нынешнего года в республике появилась соответствующая программа, утвержденная постановлением Совета Министров от 10 октября 2018 г. №731. Данный документ предусматривает создание зарядной сети для электромобилей, в которую войдет 431 станция. К концу текущего года количество станций в республике увеличится до 100, а к 2030 г. планируется создать 1304 электрозаправочные станции. В том числе 1224 из них – в населенных пунктах, а 80 − на всех основных автомагистралях с расстоянием в 50-70 км друг от друга.
Фото: sb.by
К слову, энергию электромобиль может получить от подключения к обычной розетке либо от специального зарядного устройства. Притом, если напряжение источника составляет 220 В, что характерно для обычных розеток, автомобиль сможет получить полный заряд за 6 часов, если же это зарядка на больший ток, данный срок составит всего около 4 часов.
Фото: businmoscow.ru
Системы накопления (хранения) энергии и Электромобили
- Электромобили
- Электромобили (мировой рынок)
- Электромобили (рынок Европы)
- Электромобили (рынок Германии)
- Электромобили (рынок Норвегии)
- Электромобили (рынок Китая)
- Электромобили (рынок России)
- Электромобили (рынок Украины)
- Электромобили (рынок Белоруссии)
- Электромобили в Узбекистане
- Электроавтобусы (электробусы)
- Электрозаправки (электрозарядные станции, ЭЗС)
- Водородные автомобили
- Электросамокаты
- Электросамолеты
- Зарядные устройства (мировой рынок)
- Зарядные устройства (рынок России)
- Углекислый газ (диоксид углерода — CO2)
- Zero waste philosophy (Биоэкономика) Зелёная экономика
Электродвигатели (рынок России)
В России:
- Концепция по развитию производства и использования электромобилей в России
- Система оперативно-технологического управления распределительными электрическими сетями
- Автопилот (беспилотный автомобиль)
- Беспилотный автомобиль КамАЗ, КамАЗ Drive Electro Электробус, КамАЗ-Чистогор, Кама-1, Челнок
- C-Pilot
- MatrЁshka
- Traft: Беспилотный грузовик
- Revolta Engineering
- Drive Electro, Moskva (электрогрузовик), Drive Electro: Электрогрузовик
- Тролза
- Lada Niva Elentrie
- Polytech Solar Электромобиль
- Modulo Электробус
- Zetta
- ПК Транспортные системы
- Муравей (первый российский электромобиль)
- CML Car (российский электромобиль)
- GAZelle_e-NN
- Ардерия, Ардерия ТС2 (электромобиль)
- Monarch (электромобиль)
- ЭвоКарго (EvoCargo) EvoCargo EVO-1 Электрический автономный грузовик
- Пионер 6245 (электробус)
- Aurus Электромотоцикл
В мире:
- Tesla Model, Tesla Semi Truck- Tesla Motors
- Polestar, Volvo 7900 (беспилотный электроавтобус), Volvo XC40 — Volvo Cars Group, Volvo CE ECR25 Electric
- Toyota Электромобили, Toyota e-Palette, Toyota ProAce Electric
- Audi e-tron (электромобиль)
- BMW i3 Электромобиль, BMW iX3, BMW i4, BMW eDrive Zones, BMW Motorrad CE(электроскутер)
- Freightliner eCascadia (электрический грузовик)
- Honda Электрокары, Honda e (электромобиль), Honda Everus VE-1, Cruise Origin
- Hyundai Kona Electric (электромобиль), Ioniq (электромобили), Hyundai 45 (электромобиль)
- Ford Электромобили Ford Transit Custom PHEV Ford Transit Smart Energy Ford E-Transit Ford Mustang
- Volkswagen Электромобили, Volkswagen Moia, Volkswagen ID3, Volkswagen ID4, JAC Volkswagen
- Skoda Enyaq
- Bugatti-Rimac
- JAC Motors JAC iEV7S
- Continental
- Bosch e-axle
- EVlink Wallbox Электрозаправки
- Nissan Leaf Nissan Яндекс.Авто Концепт, e-4ORCE, Ariya (электрокроссовер)
- Cadillac Lyriq
- Siemens eHighway Электромобили
- Catalyst E2 (электроавтобус)
- Roborace Robocar
- Mercedes-Benz Concept IAA, Mercedes-Benz EQC, Vision Mercedes-Maybach Ultimate Luxury, Mercedes-Benz EQS, Mercedes-Benz EQA 250, Mercedes-Benz EQE
- Enevate
- Aston Martin RapidE Электромобиль
- Jaguar I-Pace (электромобиль), ElectriCity (сервис электротакси)
- Porsche Taycan электромобиль, Rimac Automobili, Porsche: Станции быстрой зарядки электромобилей
- Mazda MX-30 (электромобиль)
- Bentley Motors Octopus (проект разработки технологий для электромобилей)
- Enverge (электрокроссовер)
- R1T (электромобиль)
- Manta5 Hydrofoiler XE-1 (водный электровелосипед)
- Panasonic eCUV Компактный электротранспорт для бизнеса
- Arrival (ранее Charge R&D), Arrival Bus Пассажирский электробус, Arrival Van
- MW Motors, MWM Spartan
- Lordstown Motors, Endurance (электрический пикап)
- Farasis Energy
- Rivian
- Cross Dirt (электрический мотоцикл)
- General Motors (GM) Hummer EV BrightDrop
- Chevrolet Chevrolet eCrate Chevrolet Bolt
- Intelligence in Motion (IM) — Alibaba Group
- Northvolt
- Ample
- Geely International Corporation Zeekr
- Xiaomi Электромобили
- Arcfox aS HBT (электромобиль)
- MAN Lions City E (электроавтобус)
- Kami Motors, Kami Nimble
Технологии накопления (хранения) энергии:
- Утилизация батарей электромобилей
- Prime Planet Energy & Solutions
- Системы накопления (хранения) энергии (СНЭ)
- Аккумуляторы для электромобилей (мировой рынок)
- Аккумуляторные батареи (мировой рынок)
- Литий-титанатные аккумуляторы
- Литий-ионные аккумуляторы (Li-ion)
- Литий-ионные аккумуляторы (мировой рынок)
- Литий-ионные аккумуляторы, ЛИА (рынок России)
- Литий-воздушный аккумулятор (lithium-air, Li-air)
- Литий-полимерные аккумуляторы
- Литиевая батарея Kyocera
- Электрический аккумулятор
- Стартерные аккумуляторы (рынок России)
- Аккумуляторы с твердым электролитом
- Твердотельные аккумуляторы
- Стартерные аккумуляторы (рынок России)
- Портативные аккумуляторы (мировой рынок)
Стоимость электромобилей в Беларуси
Выше мы рассмотрели, какие электромобили производятся или будут производиться в РБ в ближайшее время, узнали технические характеристики электромобилей. Но сколько же они будут стоить?
Если говорить об электрическом Geely от компании «БелДжи», то точная стоимость не объявлялась. Но известно, что она будет приблизительно вдвое выше, чем у бензинового аналога.
А вот компания «Юнисон» четко определила стоимость своих электромобилей:
- Zotye Z 200 EV – 17000 долларов США;
- Zotye Z 500 EV – 22000 долларов США.
В Беларуси не очень много официальных дилеров, предлагающих электромобили от заграничных производителей. Однако несколько лет назад честь стать первым официально ввезенным электромобилем в РБ выпала корейскому «зеленому» авто KIA Soul EV, который был предоставлен на тест-драйв всем желающим. После тест-драйвов дилер выставил автомобиль на продажу.
Цена KIA Soul в РБ составила 32000 долларов США. Также официально в республике можно приобрести El Lada, которая стоит вдвое дороже бензиновой Лады Калины.
Характеристика белорусского электромобиля
Первый белорусский электромобиль будет иметь массу 1,3 т. Если сравнивать с легковыми автомобилями, цифры будут примерно совпадать. Аналогичные с большинством автомобилей показатели и вместимости – 5 человек. Классика – двое впереди, трое сзади.
Привод у белорусского электромобиля передний, причем с межколесным дифференциалом.
Фото: onliner.by
Что касается характеристик гибридного накопителя, емкость литий-ионной батареи составляет 32 А*ч, емкость суперконденсатора – 650 Вт*ч, пробег – до 100 км. А если говорить про характеристики электропривода, отметим, что показатели крутящего момента составляют до 2600 Нм, скорость развивается до 11 км/ч, а разгон с 0 до 100 км/ч составляет в среднем порядка 9,5 секунд. Мощность двигателя электромобиля составляет 60 кВт, что эквивалентно 80 лошадиным силам.
Стоит отметить, что по сей день происходит совершенствование характеристик электромобиля, поэтому окончательные их нам еще предстоит узнать в ближайшем будущем.
Что касается стоимости, электромобиль будет вполне доступен не только самым обеспеченным гражданам, но и в целом представителям среднего класса, в том числе и в России – купить его будет можно за $15-16 тыс.
Другие виды электротранспорта в Беларуси
Однако только электромобилем данная отрасль в Беларуси не ограничивается.
Так, еще в 2015 г. на Минском тракторном заводе (МТЗ) был разработан первый образец электротрактора. Его мощность составила 350 лошадиных сил. В республике для новых машин уже вовсю разрабатываются комплектующие. Специалисты Научно-практического центра по механизации сельского хозяйства Национальной академии наук Беларуси сконструировали бортовой компьютер, который оборудован системой автоматического подруливания, а также системой контроля расхода топлива и нагрузки. Помимо этого, в тракторе будет GPS-навигация, которая позволит контролировать его работу в любой точке мира.
Помимо электротрактора, в республике появится электросамосвал. Средство передвижения разработает БелАЗ совместно с канадской компанией.
Генеральный директор белорусского предприятия Петр Пархомчик в сентябре сообщал, что уже имеются первые клиенты − международная горнодобывающая компания ArcelorMittal.
«Нам надо, чтобы хотя бы восемь часов, потом самосвал подзарядился в течение 20-30 минут − и поехал дальше. Если мы эту задачу решим, то такая техника будет. В российских карьерах используются в основном электрические экскаваторы. Наши конкуренты уже делают самосвалы, которые работают в шахтах под землей именно на аккумуляторных батареях», − подчеркнул гендиректор БелАЗа.
Примерно в то же время начальник научно-инжинирингового центра «Электромеханические и гибридные силовые установки мобильных машин» Объединенного института машиностроения НАН Беларуси Александр Белевич раскрыл, что в республике готовится проект и грузового электромобиля.
Белорусы займутся и созданием электробуса. ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш» планирует создать соответствующее производство в Индии.
Так, гендиректор предприятия Владимир Король рассказал, что пока белорусская сторона планирует поставить в Индию презентационную партию электробусов − не менее 40 единиц.
«Важно завести первые экземпляры и показать их работу. Остается ряд проблем, связанных с поставкой, там очень большие пошлины
С учетом перспектив создания совместного предприятия будем обсуждать этот вопрос. Уже есть понимание, с кем мы можем работать и где собирать», − отмечал Король.
Также в республике планируют создавать и более легкие средства передвижения – электромотоциклы, электровелосипеды и электроскутеры.
Плоды прогресса
Отметим, что производство электромобилей очень благоприятно играет на улучшение экологической обстановки. Очевидно, что особенно актуален данный фактор для крупных городов. Суммарный эффект улучшения экологической ситуации в целом будет зависеть от структуры производства электроэнергии по видам генерации – атомная, тепловая или возобновляемые источники энергии. Поэтому для того, чтобы был наиболее благоприятный эффект, будет целесообразным либо использовать возобновляемые источники энергии, либо усовершенствовать методы получения электроэнергии от традиционных источников энергии.
Для водителей большим плюсом использования электромобилей вместо автомобилей с двигателем внутреннего сгорания будет высокий КПД двигателя (76% против 25-30%).
Что касается денежных вопросов – несмотря на то, что стоимость электромобилей в среднем выше, их обслуживание в целом обходится дешевле. Дело в том, что при эксплуатации электромобилей отсутствует необходимость в дорогостоящем обслуживании двигателя и топливной системы. Отсутствует необходимость в замене ремней в системе газораспределения, свечей зажигания, а также клапана, в то же время владельцы классических автомобилей с данными проблемами сталкиваются регулярно.
Большинство электромобилей получили наивысшую оценку в области безопасности – вероятность возгорания не выше, чем в автомобилях с двигателем внутреннего сгорания. Притом последствия от возгорания в электромобилях будут гораздо менее опасными.
Но все упирается в один большой минус, который связан с географическим положением наших стран. Дело в том, что работоспособность электромобилей снижается в условиях морозной погоды. Падает эффективность батарей: запас хода сокращается на 20-25%. Данная проблема решаема путем увеличения количества пунктов для зарядки электромобилей на дорогах по аналогии с автозаправочными станциями.
Однако в целом надежда на то, что население массово перейдет на электромобили, пока невелика. Это возможно только путем снижения их стоимости. В этом плане нам может быть полезен опыт Запада, где государство поощряет использование гражданами данного вида транспортных средств, например, предоставляя им бесплатную парковку.
Подготовил Кирилл Озимко