Россия энд белоруссия — кто кого спонсирует

Кто не получит помощь от МВФ

Несмотря на то что средства МВФ призваны в том числе помочь в глобальной борьбе против пандемии, не все страны — участницы фонда получили SDR в рамках глобального раунда. Согласно правилам фонда, он взаимодействует только со странами-членами (всего их 190), чьи правительства признаны международным сообществом. В числе изгоев оказались Венесуэла, Мьянма и Афганистан.

Венесуэле МВФ отказывает в помощи, потому что Запад официально признает президентом Хуана Гуайдо, а не фактически правящего страной Николаса Мадуро. 

Транзакции с Мьянмой МВФ приостановил после того, как контроль в стране в начале 2021 года захватила военная хунта.

Афганистану фонд собирался перечислить SDR в эквиваленте около $450 млн, однако после прихода к власти талибов МВФ приостановил доступ Афганистана к SDR, сославшись на «отсутствие ясности среди международного сообщества» по поводу признания афганского правительства.

Всего Венесуэла, Мьянма и Афганистан могли бы получить новых SDR в объеме более $6 млрд. Пока эти резервные средства заморожены.

Беларусь в число стран с нелегитимными режимами по версии МВФ не попала и получила от фонда помощь в размере $923 млн, прибавив 12% к своим международным резервам. На 1 августа золотовалютные резервы Беларуси составляли $7,4 млрд. 

Позицию МВФ не поменяла и недавняя встреча президента США Джо Байдена и премьера Великобритании Бориса Джонсона с лидером белорусской оппозиции Светланой Тихановской. 

Сама Тихановская отправила главе МВФ Георгиевой и министру финансов США Джанет Йеллен письмо с просьбой не выдавать правящему в Беларуси режиму миллиард долларов. Экс-кандидат в президенты считает, что правительство Лукашенко будет использовать средства МВФ для «продолжения репрессий против гражданского общества», пишет РБК.

Заметим, что на момент подготовки материала о выделении средств МВФ пишет  только РБК, в англоязычных источниках её пока нет.

Отметим также, что помощь от МВФ не означает поступление чистых денег, «чеки» МВФ еще нужно конвертировать в реальную валюту в зарубежном банке, что правящему в Беларуси режиму будет сделать затруднительно с учетом санкций.

Кстати, ранее советник Светланы Тихановской Франак Вячорка пояснял, что будет делать оппозиция, если МВФ все-таки выделит деньги Беларуси.

«Даже если эти деньги будут выделены, мы все еще можем сделать так, чтобы их нельзя было обменять на твердую валюту. Есть и другой вариант — выставить условия для реализации этих средств. Например, чтобы деньги можно было потратить только на вакцины и аппараты искусственной вентиляции легких, но ни в коем случае не допустить, чтобы они поступили в бюджет режима», цитирует Вячорку

Рост задолженности

Начиная с 1996 года, сумма внешней задолженности увеличилась по сравнению с исходной цифрой в 28 раз, и этот показатель продолжает расти. В начале апреля госдолг Белоруссии достиг огромной суммы $ 13 млрд., и только за четыре первых месяца года вырос более чем на полмиллиарда (на $ 528 млн.). При этом совокупная задолженность (включая коммерческие кредиты предприятий, их примерно 40 % от общей суммы) теперь уже составляла сорок миллиардов. Следует учитывать, что порядки, царящие в стране, практически размывают разницу между займами государства и фирм, так как частный сектор представлен крайне узкой долей (20 %) всех субъектов хозяйствования. Почти любой кредит, полученный за границей, может и сейчас быть использован не по целевому назначению, а так, как сочтет нужным Министерство экономики.

Власть сохраняет спокойствие

Пока некоторые СМИ страны бьют тревогу из-за рекордных показателей внешнего долга, представители белорусской власти демонстрируют спокойствие. Так, недавно, выступая в эфире телеканала «Беларусь 1», первый замминистра экономики Дмитрий Крутой заявил, что в 2018 году республика сохранит золотовалютные резервы на уровне не менее $6 млрд и не планирует новых внешних заимствований.

Сумма внешних платежей (процентов по кредитам) — более $3 млрд, и их планируется обслуживать «за счёт работы экономики». Что касается новых кредитов, то в 2018 году правительство рассчитывает только на то, что уже запланировано, — это два транша от Евразийского фонда стабилизации и развития.

При этом с государственной «заначкой» ситуация довольно стабильна.

Увеличению международных резервных активов способствовали поступления в бюджет экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, рост объёма средств в иностранной валюте на корсчетах банков в Нацбанке, увеличение стоимости монетарного золота, поступление средств от продажи валютных облигаций, а также покупка Нацбанком иностранной валюты на торгах биржи. При этом правительство и Нацбанк в августе исполнили внешние и внутренние обязательства в валюте на сумму порядка $135 млн.

Ещё один повод для оптимизма белорусских властей — хорошие показатели по экспорту. В январе—июле 2017 года белорусский экспорт товаров и услуг увеличился на 19,5% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года — до $19,739 млрд. Сальдо торговли товарами и услугами по итогам полугодия заметно выросло, составив $489 млн против $73,9 млн в январе—июле прошлого года, сообщает Нацбанк.

Экспорт товаров за семь месяцев вырос на 20,8% — до $15,608 млрд, сальдо торговли услугами по итогам января—июля — $1,630 млрд. Показатель аналогичного периода прошлого года удалось превзойти на 37,7%.

Прирост в первом полугодии обеспечил многолетний драйвер белорусского экспорта (в прошлом году заметно падавший, а теперь восстанавливающийся) — калийные удобрения. Также значительно выросли поставки за рубеж белорусского масла, сыра, творога и ряда других традиционных для республики продуктов.

Как происходит возврат иностранных кредитов

На сегодня республика Беларусь в глазах мировых валютных инвесторов не выглядит привлекательным партнером. Более того, даже не относится к ответственным заемщикам. Но все же многие страны продолжают субсидировать страну, правда, выделяя средства строго под определенные цели с обязательным их возвратом после реализации задуманных проектов.

В отношении иностранных кредиторов Беларусь достаточно строго старается выполнять свои обязательства. Но отношения Минск-Москва складываются немного по иному сценарию. Россия всегда шла навстречу братской стране и предоставляла длительную отсрочку либо проводила реструктуризацию имеющихся кредитов. РФ – это главный партнер Беларуси с крепкими, развитыми и прочными торговыми взаимоотношениями.

Кто одалживает Беларуси деньги – кто главный кредитор Беларуси?

По имеющейся доступной статистике Министерства финансов Беларуси, за период с 2013 года включительно по июнь 2021-го –за 8,5 лет, всего привлечено в Беларусь внешних государственных займов на 23,653 $млрд.
 
Из них более половины (51,3%) – из России (по межгосударственной линии или от отдельных российских банков).
 
А по линии ЕФСР (Евразийский фонд стабилизации и развития, раньше это называлось АКФ ЕврАзЭС – Антикризисный Фонд Евразийского экономического сообщества), где также основные средства – российские – более 13%.
 
То есть главный кредитор – Россия, остальное – Китай, деньги, полученные от продажи облигаций на внешних рынках («еврооблигации») и МБРР (Международный банк реконструкции и развития).
 
Соответственно, и погашение кредитов идёт главным образом перед Россией (включая долги перед ЕФСР, где Россия – главный донор). Хотя раньше еще были большие долги перед МВФ.

А за последние 1,5 года, которые включают в себя мировой ковид-кризис и чисто белорусский политический кризис, в Беларусь привлечено внешних госзаймов на 3,876 $млрд.
 
И в этой сумме – заметна доля средств, полученных от продажи облигаций на внешних рынках, в том числе тех самых «еврооблигаций», что были проданы в июне 2020 года на сумму 1,25 $млрд, и которые позволили удержать финансы и бюджет Беларуси от серьёзнейших проблем в ковид-кризис.
 
Погашение этих еврооблигаций будет намного позже, а сейчас идёт текущее обслуживание и погашение займов, что поступили в Беларусь из России, от банков Китая, от ЕФСР и МБРР.
 
Непосредственно в июне 2021-го привлечено извне государственных займов на сумму 535,2 $млн, где основная часть – это межгосударственный кредит от России на сумму 500 $млн, номинированный в российских рублях.
 
Такой же был в декабре 2020-го. А в октябре 2020-го – кредит от ЕФСР (также на 500 $млн).
 
Наибольший же приток валюты в Беларусь за эти 1,5 года был в июне 2020-го – от продажи тех самых еврооблигаций.
 
Погашение внешних государственных займов идёт строго по графику, и колеблется в пределах 50-300 $млн в месяц. В июне 2021-го погашено внешних госзаймов на 180,7 $млн. А наибольшие суммы погашения, как видно на диаграмме, приходятся на январь и июль.
 
Значит, в только что закончившемся июле на обслуживание внешнего госдолга было израсходована большая сумма иностранной валюты.

И низкий курс доллара в момент покупки инвалюты на бирже (что подтверждается огромными объемами валютных торгов в период с 16 по 22 июля в «налоговый период») был, поэтому, определён не зря.

Погашение внешних госзаймов, которые все номинированы в иностранной валюте, в условиях возможного отсутствия поддержки в виде их рефинансирования со стороны России – главного кредитора, может сильно сократить валютные резервы Беларуси. А в условиях санкций, когда больше нигде нельзя одолжить денег, это будет неизбежным.
 
При этом Россия требует от Беларуси неуклонно выполнять условия кредитных соглашений в части их обслуживания и погашения. Значит, договорённость о новых кредитах – для рефинансирования старых – будет иметь первостепенное значение для Беларуси. На это – на «выбивание» новых займов от России – и будет направлены скоро все силы.

Инн для граждан Белоруссии с 2021 года

Ошибка № 1. При заполнении заявления нельзя допускать помарок или внесения неверных данных. Для предотвращения ошибок необходимо следовать Инструкции по заполнению бланка. В документе предусмотрены сокращения определенных видов, записи без пропусков, определенное написание дат и прочие нюансы. Лицу, подавшему документ с нарушением правил заполнения или исправлениями, в предоставлении постановки на учет будет отказано.

Рекомендуем прочесть: Купила квартиру в апреле 2021 года за какие годы могу получить налоговый вычет?

Регистрация граждан белоруссии в россии в 2021 году

Выдачу свидетельства гражданину РБ осуществляет то территориальное отделение, в которое представляются документы. Свидетельство будет готово по истечении 5 рабочих дней со дня личной подачи заявления или получения от лица почтового отправления. Если лицо представляет документы через МФЦ, предусмотрен тот же срок изготовления.

УМВ МВД в качестве работодателя, у которого трудятся иностранные граждане, она не имеет права привлекать иностранцев к работе, и конечно в таком случае постановка работника на миграционный учет также невозможна. Если принимающая сторона – это физическое лицо, то для временной регистрации иностранных граждан нужны документы:

При наличии оснований, миграционный учет может быть продлен. Делать это необходимо заранее, до окончания временного пребывания. Эта процедура предусматривает подачу документов на получения вида на жительство или официальное трудоустройство.

Организации, участвующие в предоставлении услуги

5 Закона N 115-ФЗ, срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток, за исключением случаев, предусмотренных Законом N 115-ФЗ, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с Законом N 115-ФЗ.

В отличие от других иностранцев, белорусам не надо вставать на учет в органах по контролю миграции. Въездную визу в течение 90 суток с момента въезда в РФ им делать тоже не придется. Так что отсутствие сложностей, связанных с визами, заметно облегчает жизнь, если речь идет о приеме на работу белорусов в 2021 году на работу.

История государственного долга РФ

Государственный долг РФ фактически образовался в 1991 году — сразу же после прекращения существования СССР, когда Россия как его преемница полностью взяла на себя долги Советского Союза. Отвалившиеся от центра бывшие союзные республики рассчитались за это отказом от своей доли в советских зарубежных активах. Данные по истории долга ниже собраны из сообщений ЦБ и Минфина.

В 1990-е годы — период тяжелейшего экономического кризиса — Россия практически перестала погашать долг СССР и начала набирать новые долговые обязательства. Соответственно, их объем рос и после 1998 года достиг тогдашнего локального максимума в 188 млрд USD. Часть денег при этом была заимствована из МВФ:

После достигнутого в 1998 году пика кризиса и прохождения дефолта российский внешний долг начал уменьшаться — в начале 2000-х благодаря росту нефтяных цен Россия начала свое экономическое укрепление. К концу лета 2006 года после длительных переговоров Россия досрочно выплатила по кредитам Парижского клуба $22,5 млрд.

Следом началась новая фаза роста долга — выправление финансового положения в стране в 2000-е сделало доступными зарубежные кредиты. В результате, упав к 2002-му до 146 млрд. USD, внешний российский долг снова вырос к 2008 году почти до 0,5 трлн USD.

Объемы российских внешних займов затормозились в том же 2008-м из-за мирового кризиса. Но всего через год показатель внешнего государственного долга РФ опять продемонстрировал рост и продолжил свое восхождение.

В 2013 году были осуществлены выплаты по долгу СССР Чехии, Финляндии и Черногории общим объемом 3,65 млрд. USD. Однако на фоне общего внешнего долга эта сумма составила только 0.5%. года Россия завершила расчеты с кредиторами Союза, уплатив $125,2 млн. Боснии и Герцеговине.

Новый (пока не превзойденный) максимум внешнего российского долга — свыше 700 млрд. USD — был отмечен летом 2014 года. После этого он стал быстро падать по причине западных санкций, наложенных на российское государства из-за присоединения Крыма и конфликта с Украиной. Западные финансовые институты были лишены возможности продолжать кредитование резидентов РФ.

Зимой 2014—2015 были произведены пиковые выплаты по российскому внешнему долгу — более 100 миллиардов долларов за несколько месяцев. Это привело к валютному кризису в России и падению рубля, а также значительному сокращению золотовалютных резервов государства. За год действия моратория на кредитование объем внешнего долга РФ снизился почти на 200 миллиардов USD.

Может показаться удивительным, но актуальный государственный долг России к ВВП составляет лишь 12.6% — только у четырех стран мира этот показатель ниже. У ТОП-10 мировых должников отношение более 100%, а у Японии и вовсе около 250%. По абсолютному значению бесспорным лидером являются США с показателем более 20 трлн. $.

Экономическая модель

Когда нынешнюю Беларусь сравнивают с бывшим Советским Союзом, то не всегда есть понимание того, как это близко к правде. В каком-то смысле можно считать заслугой сегодняшнего руководства страны то, что в отличие от большинства новых независимых государств, здесь не было беспощадно санировано (уничтожено) отечественное производство, в том числе и промышленное. Однако при этом для повышения их эффективности за долгие годы так практически ничего и не сделано. Ярким примером может служить положение с телевизорами «Горизонт», производившимися в Минске. Непосредственно белорусского в аппаратуре оставалось немного: крупноузловая «отверточная» сборка, упаковочная коробка, шильдик на корпусе и инструкция, напечатанная на национальном языке. Все остальное: жидкокристаллический экран, плата и даже сетевой шнур — сделаны в КНР, Южной Корее или на Тайване. Отсюда высокий уровень валютной составляющей (до 80 %) и низкая конкурентоспособность на российском рынке после девальвации рубля. Но на других производствах не делалось и таких попыток работать как-то по-новому, а советские методы на практике доказали свою неэффективность.

Принимаемые меры

Несколько поправить дела в экономике Беларуси можно было бы, понизив курс национальной валюты, однако Министерство финансов упорно борется с девальвацией жесткими административными методами. Это приводит к крайне скверным последствиям, в том числе и к упрочнению позиций «черного рынка». Сегодня можно утверждать, что в плане экономических реформ в стране не делается почти ничего. Это сказывается на общей социальной ситуации. Если массовые увольнения запрещены по закону, то работодатели находят лазейку в виде введения неполной рабочей недели или отправки сотрудников в вынужденные отпуска. Только в течение последних двух лет среди ведущих экономистов страны началось обсуждение вопроса о том, как сделать прибыльным сельское хозяйство и превратить его в бизнес.

Символический визит

С 12 по 14 сентября с визитом в Минске находится президент Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) сэр Сума Чакрабарти. В банке, комментируя его приезд, отметили, что Белоруссия в последние годы «демонстрирует большую международную открытость и большую готовность обсуждать внутриполитические события, в том числе ситуацию с правами человека в стране». Эти изменения позволили ЕБРР принять новую страновую стратегию — то есть активнее участвовать в проектах белорусского госсектора, включая государственную и муниципальную инфраструктуру и предприватизационную поддержку госпредприятий.

Прежде европейский банк не финансировал белорусский госсектор из-за чрезмерного (с точки зрения международной организации) вмешательства государства в экономику и нарушений прав человека. Банк сотрудничал только с частными компаниями.

В Минске сэр Сума Чакрабарти уже встречался с высокопоставленными чиновниками, впереди переговоры с президентом Александром Лукашенко и премьер-министром Андреем Кобяковым. Также глава ЕБРР подпишет ряд документов, в числе которых соглашение с Белинвестбанком о предоставлении субординированного кредита.

  • Александр Лукашенко и Сума Чакрабарти
  • РИА Новости

Самое примечательное в этом визите — упоминание о новых кредитах от ЕБРР. Дело в том, что всего несколько дней назад — 5 сентября — Совет министров Белоруссии утвердил соглашение с правительством России о предоставлении очередного государственного финансового кредита. Соответствующее соглашение было подписано 30 августа в Москве.

Также по теме

Кредит на проценты: Россия выделит Белоруссии $700 млн

Россия предоставит Белоруссии государственный кредит в размере $700 млн. Распоряжение правительства РФ было подписано 19 августа….

В конце августа российский кабмин одобрил выделение Белоруссии кредита в $700 млн на рефинансирование прежних заимствований. То есть для того, чтобы официальный Минск смог рассчитаться с Москвой по старым долгам перед ней же. Предварительное соглашение об этом было достигнуто в ходе переговоров Владимира Путина и Александра Лукашенко в Санкт-Петербурге 3 апреля 2017 года.

Но этот российский кредит «на возвращение старых долгов» оказался лишь одним из многих, взятых белорусскими властями в нынешнем году. Необычайно высокие темпы роста внешней задолженности вызывают тревогу у экономистов самого разного толка — как оппозиционных, так и поддерживающих политику властей.

Текущие кредитные операции с Россией

За 2015 год Беларусь получила от России $1,572 млрд. Для сравнения, транш на сумму в 1,7 млрд. Украина вот уже почти год безуспешно пытается получить от МВФ, который ставит различные жесткие условия. Доступность этих средств обуславливает преимущественное направление кредитования (более 65 %) именно в РФ. Кроме этого одним из крупнейших доноров белорусской экономики остается Евразийский фонд реконструкции и развития, российская доля капитала которого весьма высока. Так вот, еще два миллиарда, обещанные 25 марта (соглашение уже подписано), имеют все то же происхождение. Кстати, речь первоначально шла о большей сумме (2,5 или даже 3 млрд.), но так как финансовые возможности РФ сейчас ухудшились, то «сторговались» на двух, то есть минимальной сумме, необходимой для поддержания национальной экономики на плаву. В какой-то степени Россия чувствует свою ответственность за сложившуюся ситуацию, ведь девальвация рубля нанесла убытки казне Беларуси, оцениваемые в $700 млн. Жесткие условия по использованию заемных средств практически не предъявляются. Правда, часть средств, выделенных ЕФСР ($110 млн.), предназначена на оплату российских долгов, то есть представляет собой перекредитование.

Изменен порядок продления срока временного пребывания иностранцев в связи с коронавирусом

В связи с распространением новой коронавирусной инфекции изменен порядок продления срока временного пребывания иностранцев.

Пандемия коронавируса заставила закрыть границы России и ее соседей. Не отстают от нас и соседи. Так, из Узбекистана в Россию невозможно выехать железной дорогой, отсутствует авиасообщение. Миллионы мигрантов, которые планировали вернуться на свою родину или наоборот, приехать в Россию на заработки, оказались заложниками принятых мер по борьбе с коронавирусом. Пока граница России закрыта для иностранцев до 1 мая 2021 г.

Центры временного содержания иностранцев оказались переполненными: уехать домой они не могут из-за закрытых границ, сроки пребывания в России уже истекли (а нарушение сроков грозит немалым штрафом).

Проблема действительно серьезная, ведь, например, у некоторых категорий иностранцев время пребывания на территории России ограничено 90 днями и у многих срок их пребывания уже истек (либо заканчивается).

В связи с этим, очередной шаг в борьбе за преодоление распространения коронавируса сделан МВД России — с 19 марта 2021 г. изменен порядок продления срока временного пребывания иностранцев на территории России.

Беспрецедентные меры МВД

Как уже было отмечено нами в предыдущих статьях, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила пандемию коронавируса. Коронавирус может быть признан форс-мажорным обстоятельством. В связи с этим МВД России принято беспрецедентное решение — не штрафовать граждан, нарушивших правила пребывания, а продлять им срок нахождения в России.

Теперь иностранцам, прибывшим в Россию на основании визы, а также прибывшим в Россию в порядке, не требующем получения визы, продлевается соответственно, срок визы и срок пребывания в России.

Если иностранец прибыл в Россию на основании визы, то срок действия имеющихся виз будет продлен до 90 дней, независимо от цели въезда в Россию.

Если иностранец прибыл в Россию в порядке, не требующем получения визы (в том числе в соответствии с международными договорами РФ о краткосрочных безвизовых поездках для отдельных категорий граждан, а также в случае истечения срока временного пребывания), то срок временного пребывания будет продлен до 90 дней на основании мотивированного заявления (в произвольной форме) о продлении срока временного пребывания, при необходимости с последующей выдачей транзитных виз для выезда из России.

Кроме того, если у таких иностранцев нет миграционных карт, то будут выдавать дубликаты, а также осуществлять постановку на миграционный учет.

!!!Для оформления транзитных виз для выезда из России в МВД планируют использовать специальные вкладные визовые бланки. (Лучше убрать эту строку, не нужная информация, вызовет много лишних вопросов)

При принятии решения о продлении срока временного пребывания и срока действия визы сотрудники МВД будут проставлять отметку в миграционной карте и осуществлять фотографирование и дактилоскопирование иностранцев, а также проводить проверки по автоматизированным учетам МВД России, в том числе на предмет нахождения в розыске.

Это исключит продление срока визы и пребывания иностранцев, которые имеют проблемы с законом.

Для иностранцев, проживающих в России на основании разрешения на временное проживание или вида на жительство (ВНЖ), будет продлен срок пребывания в случае истечения срока действия выданного им документа.

Теперь выдача ВНЖ (ст.2 Федерального закона от 02.08.2019 г. № 257-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ») будет производиться независимо от срока окончания имеющегося ВНЖ, в том числе после окончания срока его действия.

То есть иностранцам, у которых закончился срок пребывания в РФ нужно обратиться в ОВМ МВД РФ (ФМС) и иностранцы могут спокойно находиться на территории России, обратившись с заявлением в территориальное отделение МВД России.

Такие меры помогут стабилизировать рынок труда мигрантов и снять напряженную ситуацию.

Задолженность Республики Беларусь по отношению к РФ на 2020 год

До сих пор широкая общественность так и не узнала, каким конкретно образом будет производиться рефинансированного накопленного долга, который приравнивается к 1 млрд долларов. Как отметил Александр Лукашенко, упомянутый миллиард Белоруссия оставит у себя, используя средства в качестве подкрепления для национальной валюты.

По заверению белорусского лидера, девальвация валюты в стране не произойдет. Припомнил он и то, что «внутренние негодяи» выступают за то, чтобы расшатать финансовый рынок. Часть из граждан поддается общим паническим настроениям. Заканчивается это тем, что толпы бегут в обменные пункты, чтобы поскорее провести перевод валюты или даже забрать накопления из банковских учреждений.

Пока господин Лукашенко уверяет в том, что ситуация с девальвацией не будет допущена, финансовые аналитики берутся изучать статистику. Только с начала 2020 года доллар на территории Белоруссии подрос больше, чем на четверть, а с евро ситуация выглядит еще более настораживающей – увеличение составило 33,86%. Даже российский рубль и тот немного подорожал, пусть всего и на 4%.

Аналитики добавляют, что в банках столкнулись с ситуацией, когда валюты оказалось гораздо меньше, чем спроса на нее. Выхватить доллары можно разве что в случае редкостного везения: кто-то впереди по очереди сдал доллары или евро.