Qiwi дивиденды выплата в долларах

Стоимость компании

Тут есть некоторая проблема. Не совсем понятно, с кем QIWI можно сравнить. Типичной IT-компанией QIWI всё-таки не является по структуре своих доходов. С Yandex и Mail не совсем корректно будет данную компанию сравнивать, потому что это слишком разные бизнесы. С банками тоже особенно не сравнишь. Что Сбербанк, что Тинькофф, по сути, являются конкурентами. Но их основной бизнес строится вовсе не на комиссиях от транзакций.

Некоторую аналогию по структуре бизнеса можно провести с американской компанией PayPal. Но даже тут сравнивать будет не совсем корректно, потому что PayPal заточен на всю электронную торговлю, тогда как QIWI имеет довольно специфичную базу предприятий, с которых взимается комиссия. Кроме того, PayPal в 31 раз крупнее. За 2019 год американская платёжная система пропустила через себя более чем 46 триллионов рублей, а QIWI — всего лишь 1,5 триллиона рублей. Конечно, это несопоставимый масштаб.

Наверное, отчасти — из-за вот этого факта, отчасти — из-за неспособности стабильно показывать прибыль, и, конечно же, из-за ярлыка «российская финансовая компания» и определяется такая низкая оценка компании по мультипликаторам. Если сравнить с PayPal, то здесь, конечно, налицо недооцененность.

Если сравнивать с предыдущими показателями самой компании QIWI, то сейчас она оценивается ближе к своей средней стоимости. Мультипликаторы немножечко выровнялись.

Суть бизнеса QIWI

Чем сейчас занимается компания QIWI? Что из себя представляет её бизнес? И куда она стремится?

Итак, ядро бизнеса компании — это предоставление платёжных услуг, то, что называется payment service. Сегмент генерирует почти 80% всех денег.

Компания работает как в сегменте B2C, так и в сегмента В2В. А механизм её работы очень сильно напоминает нам компанию PayPal. Клиент может любым удобным способом завести деньги на кошелёк. Это может быть:

  • олдскульное внесение налички через терминал
  • перевод с банковской карты или счёта

Потом клиент направляет эти деньги туда, куда ему угодно.

Куда пользователи кошелька направляют свои деньги?

Первым по объёму, но не по выручке, является сегмент money remittance:

  • всевозможные денежные переводы между участниками платёжной системы QIWI
  • транзакции между кошельком и картами Visa и MasterCard МИР
  • переводы через сервис CONTACT, который принадлежит компании

QIWI взимает комиссии непосредственно с человека, который желает совершить перевод, и зарабатывает на этом более чем 1,3 миллиарда рублей в квартал.

По объёмам транзакций на втором месте располагается сегмент e-commerce. Он приносит компании больше всего денег — 2,7 миллиарда за второй квартал. Это почти 60% чистой выручки компании. Но у QIWI не всё так просто, потому что через QIWI работают весьма специфичные представители электронной торговли. По большей части, это беттинг. Транзакции между кошельками QIWI и букмекерскими конторами достигают 20% объёма всех платежей. Помимо беттинга, к направлению e-commerce компания относит:

  • стриминг и онлайн-игры, которые также занимают существенную долю и показывают серьёзный рост на фоне пандемии
  • пополнение баланса в соцсетях
  • покупки различных билетов и купонов
  • оплата товаров на маркетплейсах, например, AliExpress

Комиссии QIWI берёт уже с бизнесов, которые подключены к системе, предоставляя взамен клиентскую базу и давая возможность быстро и безопасно принимать платежи.

На третьем месте по чистой выручке значатся финансовые активы. Это всевозможные отношения с традиционными банками и микрофинансовыми организациями, к которым прибегают клиенты компании QIWI. Например, это может быть пополнение банковского счёта или оплата займа.

Последний значимый источник денег — это пополнение мобильной связи, оплата интернет-услуг и кабельного телевидения. Его доля постепенно снижается в силу роста доли e-commerce, а также появления других способов совершать эти платежи.

От чего зависит выручка компании QIWI?

Выручка компании зависит от того, насколько она способна удовлетворить спрос клиентов на переводы и оплату различных товаров и услуг через интернет. Причём сделать это нужно лучше конкурентов. Для того чтобы понять, насколько компании это удаётся, нужно посмотреть на динамику объёмов транзакций. Если сравнить 2015 год и 2019 год, за этот отрезок времени QIWI нарастила объёмы транзакций на 73%. А количество кошельков за этот же период выросло на 40%. Продукт компании востребован и, возможно, будет востребован в будущем. Позитивная динамика операционных результатов компании, по сути, и обуславливает рост финансовых показателей.

Финансы QIWI

Выручка компании растёт хорошими темпами. С 2015 года показатель прибавил более 130%. Но операционная и чистая прибыль такими хорошими результатами похвастаться не могут. По чистой прибыли никакого роста уже давно не наблюдалось. Менеджмент объясняет это тем, что сейчас компания находится в инвестиционном цикле и все свободные деньги бросает на развитие.

К главным таким инвестициям относятся 2 проекта:

  1. Рокетбанк
  2. Совесть

Эти 2 проекта и съедали значительную долю прибыли. Поэтому менеджмент принял вполне рациональное решение избавиться от проектов. Это уже дало свои плоды. По результатам 2 квартала, скорректированная чистая прибыль компании заметно подросла и составила почти 2,8 миллиарда.

В следующем квартале Рокетбанк и Совесть вообще не будут фигурировать в отчёте. Это ещё больше отразится на маржинальности бизнеса QIWI, соответственно, в лучшую сторону.

Ещё одно убыточное направление включает в себя 2 относительно весомых проекта, которые всё-таки приносят прибыль:

  1. Банк Точка — это совместное с Открытием предприятие
  2. Факторинг ПЛЮС — это сервис по финансированию бизнесов

К убыточному направлению можно также отнести различные венчурные проекты, которые утягивают прибыль всего сегмента в отрицательную зону.

В остальном у компании всё неплохо. Конечно, пандемия какое-то определённое влияние на выручку оказала, потому что отменились спортивные матчи — и стало не на что ставить. Но QIWI сумела сократить многие операционные и валовые расходы. Вкупе с избавлением от неэффективных проектов, стартапов это привело к хорошим финансовым результатам.

Прогноз на 2020 год выглядит довольно оптимистично. Менеджмент компании считает, что сможет показать рост выручки на 7-15%, а рост скорректированной чистой прибыли — на 35-50% по итогам года.

С точки зрения долговой нагрузки, у QIWI проблем нет. Чистый долг отрицательный, денег хватает.

QIWI ещё и платит дивиденды. Выплаты, правда, крайне нерегулярные, но всё-таки они есть. У компании нет строгой дивидендной политики. В 2020 году целевой уровень дивидендов был обозначен как минимум в 50% от скорректированной чистой прибыли. По итогам года ожидаются выплаты в 80-90 рублей на акцию. При цене бумаги почти в 1400 рублей доходность составит под 6%. Реестр будет закрыт 22 сентября. Компания направит примерно 25 рублей на акцию, или 33 цента (в иностранной валюте).

О компании QIWI

QIWI — это ведущий провайдер финансовых сервисов в России и странах СНГ. На сегодняшний день компания объединяет под своим брендом следующие направления:

  • электронный кошелёк
  • банк для предпринимателей
  • платёжные терминалы
  • другие потребительские сервисы

Если я сейчас вам скажу, что для того чтобы пополнить баланс телефона, необходимо отстоять длиннющую очередь в салоне или ларьке или купить особую скретч-карту и отправить длинный номер своему оператору в сообщении, вы, наверное, подумаете, что я схожу с ума! Но ещё в начале 2000-х гг. это была суровая реальность. Выживали как могли, как говорится.

С решением проблемы пришла компания под названием ОСМП — объединённая система моментальных платежей. Компания была основана Андреем Романенко не без помощи Сергея Солонина. Компания начала устанавливать платёжные терминалы, которые позволяли не только пополнять баланс мобильного телефона, но и оплачивать различные услуги.

В 2007 году происходит слияние компаний ОСМП и iPort — это компания, которая как раз-таки и продавала те самые скретч-карты. Владельцем компании iPort был фонд под названием Digital Sky Technologies Юрия Мильнера и Бориса Кима, нынешнего гендиректора компании QIWI.

Компании удалось довольно быстро занять лидирующую позицию на рынке. Но, благо, тогда он был относительно свободен. Помогли в этом брендированные, яркие, запоминающиеся терминалы QIWI и бизнес-модель, которая была построена по агентской схеме. QIWI не устанавливала терминалы самостоятельно. Она продавала их владельцам хлебных точек, давая возможность получать процент с каждой транзакции. Таким образом, компания сумела быстро разрастись, при этом не прикладывая к этому особенных усилий.

В 2008 году появляется QIWI-кошелёк, который сделал использование сервиса ещё удобнее и эффективнее.

В 2013 году компания QIWI размещает свои акции на бирже NASDAQ, проводит IPO и параллельно также размещается на Московской бирже.

В последние несколько лет компания QIWI пытается расширить свой бизнес, освоить новые рынки. Но не всё в этих попытках идёт гладко. В дальнем зарубежье компания не сумела закрепиться. А 2 больших стартапа, на которые возлагались надежды, в прибыль выйти не сумели.

Перспективы QIWI

Риски

  1. Регулирование. К QIWI есть за что придраться. Как минимум, это большие объёмы анонимной наличности и работа с букмекерскими конторами. С первой проблемой Центральный банк уже расправился. С 3 августа вступил в силу запрет об анонимных пополнениях виртуальных кошельков через терминалы оплаты. Как это отразится на бизнесе компании, кошельки которой в 35% случаев пополнялись при помощи налички? Наверное, не очень хорошо. По заявлениям SEO-компаний, 90% транзакций осуществляется верифицированными пользователями. Но как минимум на открытие новых кошельков закон повлияет. Это совершенно очевидно. Будем ждать результатов компании за 3 квартал, а уже потом оценивать динамику этого показателя. С букмекерскими компаниями дела обстоят ещё серьёзнее. 23 июля появилась информация о сильнейшем ужесточении работы букмекеров. В теории это может привести к уходу с рынка очень многих компаний. Если в законопроекте не произойдёт изменений, то, по некоторым подсчётам, QIWI может потерять почти половину своей выручки. Это очень серьёзный риск
  2. Конкуренция. На территорию платёжных решений продолжают вторгаться новые игроки. В сочетании с желанием ЦБ привести к удовлетворению конечного потребителя и понизить комиссии, это, конечно, даёт не очень хорошие условия для развития. Сейчас у нас уже вовсю работает система быстрых платежей. Многие банки ей связаны. Возникает вопрос: зачем тогда использовать для переводов QIWI, если можно выбрать и другие инструменты? Возможно, главный кейс — это перевод средств с кошелька на карту банка другой страны. В первую очередь, это страны СНГ, конечно же
  3. Замыкание экосистем. Очень многие компании, в частности Сбербанк, Тинькофф, Mail.Ru и даже МТС, создают так называемые суперприложения, которые подразумевают использование одного приложения для всех потребностей своих клиентов. Вопрос: есть ли место для компании QIWI в этом наборе экосистем? На данный момент база пользователей у QIWI в разы меньше, чем у этих крупнейших игроков российского рынка. Пока не очень видно, чтобы QIWI успешно двигалась в направлении создания экосистемы

Проблем и рисков для компании на данный момент достаточно много.

Перспективы

  1. Что касается основного бизнеса компании, достаточно стабильный источник выручки и прибыли, который пока продолжает расти. Но здесь всё зависит именно от того, как QIWI покажет себя в конкурентной борьбе, и как букмекеры отреагируют на новый законопроект
  2. Помимо комиссионных доходов, у QIWI остаются сервисы для предпринимателей — это банк Точка и Факторинг ПЛЮС. Но эти 2 бизнеса слишком малы для того чтобы назвать их серьёзными драйверами роста выручки

В общем-то, на этом всё. Дальнейшее развитие компании будет от новых успешных инвестиций. У QIWI свободные деньги на счетах есть. Но вопрос состоит в том, сумеет ли компания грамотно их инвестировать, для того чтобы выйти на новый уровень и открыть для себя горизонты развития. На данный момент компания немножко замкнута в том бизнесе, который у неё хорошо получается. Но и для этого бизнеса есть определённые риски.

Кстати, довольно тревожный сигнал, который недавно подал менеджмент компании, заключается в том, что банк Открытие и Сергей Солонин (главные акционеры компании) подавали заявки на продажу своих акций в ходе SPO, которое в итоге по каким-то причинам не состоялось. Конечно, желание менеджмента избавиться от акций компании — это, как ни крути, не самый позитивный сигнал.

Выводы

  • QIWI — интересная компания, нетипичная, исключительная для российского финтеха. Основной бизнес завязан на комиссионных сборах с физических лиц и торговцев. Пока что компании удаётся этот бизнес развивать, что выливается в устойчивый рост выручки. Но бизнес подвержен многочисленным рискам
  • По итогам 2020 года, вероятно, будет рост прибыли. Это будет историческим событием для QIWI. Это будет обусловлено избавлением от убыточных стартапов
  • У компании много денег на счетах. Именно от того, сумеет ли она эти деньги как-то качественно пристроить, зависит, будет ли развиваться бизнес, будут ли расти акции
  • Дивиденды QIWI платит нерегулярно, но всё-таки платит. И вероятность того, что эти дивиденды будут выплачиваться и дальше, конечно, повышает инвестиционную привлекательность компании

Бумага от QIWI интересная, но рисков достаточно много, конечно. Они вот так вот с разных сторон окружают компанию, смыкая своё плотное кольцо.