Издержки до 3% ВВП
В свою очередь министр экономики Александр Червяков рассказал телеканалу ОНТ, что санкции – «это возможность для нашей экономики посмотреть под совсем другим углом на новые рынки, на новых партнеров». По его словам, «это поворот к Азии».
Министр отметил, что издержки «для перенаправления потоков» из-за санкций могут составить до 3% ВВП: «Основные каналы, по которым будут нивелированы потери и источники этих потерь, это те издержки, которые связаны с временными затратами, периодом, когда нужно перенаправить товарные потоки. Эти издержки могут составить одномоментно до 3% ВВП. По тем товарным позициям и группам, по которым введены санкции».
При этом для минимизации вреда экономики есть три набора возможностей. Первый — импортозамещение, второй — «вопросы связанные с новыми рынками», третий — это работа с издержками на производство внутри страны.
При этом в Минэкономики надеются «на прагматизм наших партнеров, что они все же нажмут на стоп-кран и приостановят эти действия все в отношении нашей страны».
«Политический проект «Независимая Республика Беларусь» клонится к закату»
Между тем экономист Ярослав Романчук полагает, что «мощные всеохватывающие санкции заставят А. Лукашенко связать свою личную безопасность, благополучие своей семьи с благосклонностью Кремля».
По его мнению, в случае если Евросоюз введет секторальные санкции против Беларуси, запрещает экспорт нефтехимических товаров и калийных удобрений, услуги телекоммуникации и отключает страну от SWIFT-а.
По его словам, в этом случае «закатка в асфальт» гражданского общества и СМИ со стороны властей активизируется, «принимается решение о сокращении зарплаты, заморозке социальных и инвестиционных выплат».
«В бюджете государства стремительно растёт дыра. Дефицит до конца 2021г. без корректировки расходов грозит превысить 15% ВВП. Резко сокращается экспорт и валютная выручка, примерно на ~30 – 35%. Власти решаются на активизацию денежного печатного станка. Запрещаются валютные операции (доступ к валюте – по решению власти).
Вводится режим экономии. Инфляционный налог перераспределяет ресурсы в пользу государства. Курс BYN-рубля переходит в режим ручного управления», — считает экономист.
Поскольку «на рынке есть только одна опция, один кредитор/инвестор последней надежды – Кремль», осуществляется трансферт существенной части полномочий в Москву, Россия размещает военные базы.
В итоге, по словам Романчука, «политический проект «Независимая Республика Беларусь» клонится к закату».
«Мы им нужнее»
То, что торговое сальдо между нашими странами отрицательное в пользу Беларуси, в какой-то степени играет нам на руку, поскольку означает: мы им нужнее. Опрошенные «КП» в Украине» эксперты единодушны: во внешней торговле белорусы зависят от нас больше, чем мы от них.
— Возможное обострение отношений между нашими странами нанесет удар по традиционным коррупционным цепочкам, организованным в сфере закупки коммунальной техники и транспорта, — ищет положительные моменты Владислав Банков. — Но в целом это может стать позитивом для нашей экономики, поскольку появится возможность поддержать наших производителей, убрав конкурентов. Что касается Беларуси, то для них мы более важный торговый партнер, чем они для нас. Думаю, что в случае поддержки санкций ЕС, экономика наших северных соседей быстро погрузится в «советскую реальность», неизменным спутником которой является дефицит элементарных товаров.
Понимая, что по объему товарооборота и экспорта Украина занимает второе место среди всех торговых партнеров РБ, Беларусь сама не заинтересована в ухудшении отношений между нашими странами, резюмировал Максим Орыщак. Так что не исключено, что белорусы в ряде вопросов будут идти нам на уступки и договариваться.
Польша
Отношения с Польшей также крайне важны для Украины. Официально в соседней стране работает 507 тыс. украинцев, неофициальные данные говорят о том, что на заработки уехали 1,3 млн украинцев. Весной из-за пандемии многие вернулись домой, но уже летом пограничники фиксировали движение в обратном направлении. Например, в июне украинцы пересекали границу с Польшей в три раза чаще, чем в апреле.
При этом отношения официального Киева и Варшавы нельзя назвать простыми. В январе 2020 года Польшу возмутило чествование лидера украинских националистов Степана Бандеры. В Киеве прошел марш в честь дня рождения лидера запрещенной в России ОУН. Националисты держали в руках факелы, били в барабаны, кричали любимые лозунги и повесили на здание Киевской горадминистрации (КГГА) огромный портрет Бандеры.
Принуждение к спору2
Митинг по случаю 111-й годовщины со дня рождения Степана Бандеры в Киеве, 1 января 2020 года
Фото: Global Look Press/ZUMA Press/Anatolii Stepanov
В Варшаве акцию осудили. «Чествование людей, которые активно пропагандировали этнические чистки, является оскорблением и приводит к противоположному от желаемого результату в борьбе с антисемитизмом в процессе примирения народов», — заявили в МИД Польши. В ответ представителя Варшавы вызвали в МИД Украины, чтобы объяснить ему «контрпродуктивность публичной дискуссии».
Интересно при этом, что осенью в Польше прошли акции протеста, сравнимые по масштабам с белорусскими. Поводом стало решение Конституционного суда, который ужесточил антиабортное законодательство. Крупнейший митинг состоялся в Варшаве 31 октября. По оценкам мэрии города, в нем приняли участие 100 тыс. человек, несколько десятков участников были задержаны. На эти события украинские власти, однако, никак не отреагировали.
Может быть хуже?
Как сообщал Телеграф, между Беларусью и Украиной сейчас едва ли не самые горячие времена за всю историю независимости. Страны вступили в торговую войну. А теперь ещё и в политическое противостояние.
Украина уже частично поддержала санкции ЕС и запретила полеты белорусских самолётов над своей территорией.
А правительство Беларуси приняло постановление № 292 от 26 мая, в котором вводит разовое лицензирование импорта отдельных категорий товаров из Украины.
Кроме того, министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба 4 июня заявил, что у Украины есть методы воздействия на власти Беларуси, если они допустят к Роману Протасевичу представителей так называемой «ЛНР».
«Будет больно Александру Лукашенко. У нас есть достаточно инструментов, чтобы сделать людям и странам, которые не уважают территориальную целостность Украины, больно, и особенно когда речь идет о Беларуси, с которой у нас очень много разного рода связей, в том числе экономических», — предупредил Дмитрий Кулеба после заявлений Лукашенко о приглашении участников «генпрокуратуры ЛНР» в Минск.
А когда Лукашенко заявил, что прорабатывает с Путиным вариант авиарейса из Минска в Крым, с заявлением выступиал первый заместитель министра иностранных дел Украины Эмине Джапарова. Она заявила, что Беларусь окажется под мгновенными санкциями сразу, как ее самолёты пересекут границу Крыма.
Самолеты из Беларуси пока в Крым не летают. А вот представители «ЛНР» все же в Минск приезжали.
Правда, и Лукашенко пока не планирует признавать Крым российским. В ходе все того же выступления 9 августа он пообещал признать украинский полуостров частью России после того, как это сделают российские олигархи.
«Когда последний олигарх в России признает Крым и начнет поставлять туда продукцию, за мной дело не заржавеет. Хоть меня многое связывает. Будапештская декларация. Помните, мы ее подписывали?» — заявил Лукашенко.
Не только нефть и калий
Беларусь занимает 14 место среди партнеров Литвы по импорту. Для литовских участников рынка важна закупка белорусского сырья. Ключевые импортные товары – древесина, минеральное топливо, металлы и удобрения, которые в общей структуре импорта из РБ занимают 25%, 15%, 12% и 11% соответственно.
Если цепочки поставок нарушатся, часть крупных предприятий – Achema, Lifosa, Orlen Lietuva – временно столкнутся с нехваткой необходимого им сырья. Все это скажется и на ситуации в порту.
Литовский бизнес также довольно активен в Беларуси. Страна входит в топ-10 крупнейших зарубежных инвестиционных рынков для литовских предпринимателей. За всю историю двусторонних отношений литовцы инвестировали в Беларусиь 127 млн евро и создали тысячи рабочих мест в Беларуси.
В Беларуси сегодня работают с десяток предприятий с литовским капиталом, такие как «ДОЮС БелАгроБалтик» — представитель крупнейших мировых производителей сельхозтехники, мебельная фабрика «Мебелайн», деревообрабатывающий комплекс «ВМГ Индустри», строительные гипермаркеты «ОМА», «Кеско», «Сенукай», завод по производству продукции из мяса индейки «Арви», строительная компания «Алвора» и другие.
На территории Литвы работает одна из крупнейших в мире компаний по производству оптических и тепловизионных приборов Yukon AOW с белорусскими корнями.
В Литве же создано сборочное производство тракторов МТЗ и техники «Амкодор» (ЗАО «Амкодор-Балтик»). Функционирует ЗАО «Торговый дом БМЗ-Балтия», ЗАО «Белтайер» (ОАО «Белшина»), ЗАО «Трансхема» (концерн «Белнефтехим»), а также участники товаропроводящей сети – всего около 50 субъектов.
Практически все крупнейшие предприятия и концерны Беларуси работают на литовском рынке, имеют здесь представительства или филиалы. По данным Минфина, компании с участием белорусского капитала входят в топ-500 предприятий, которые платят больше всего налогов в бюджет Литвы.
Венгрия
Отношения Украины и Венгрии ухудшились гораздо раньше. В 2017 году Будапешт протестовал против украинского закона об образовании, с тех пор Венгрия блокирует сотрудничество Киева с НАТО. В 2019 году возмущение Будапешта вызвал закон о языке.
К 2020 году накопился целый комплекс проблем. Летом стороны спорили из-за украинской административной реформы. Первоначально Береговский район Закарпатской области, где существенную долю населения составляют этнические венгры, планировали объединить с Мукачевским районом. Таким образом венгерское население растворялось бы среди украинцев. После протестов Будапешта проект реформы пересмотрели. Береговский район объединили с Виноградовским, территория нового образования совпадет с границами компактного проживания этнических венгров.
Принуждение к спору1
Пограничник на украинско-венгерской границе
Фото: Global Look Press/Keystone Press Agency/Serhii Hudak
Осенью споры продолжились. 25 октября на Украине прошли местные выборы. Будапешт тогда прямо поддержал Партию венгров Украины. Официальные лица призывали проголосовать за объединение, в том числе в сам день выборов, который одновременно являлся днем тишины (агитация запрещена). Более того, Будапешт разрешил находящимся в Венгрии жителям Закарпатья пересечь границу, проголосовать на Украине, а потом вернуться без обязательства отбывать 14-дневный карантин. МИД Украины обвинил соседей во вмешательстве во внутренние дела и запретил въезд двум венгерским высокопоставленным чиновникам.
В начале декабря отношения ухудшились еще больше. Украинские силовики провели обыски у этнических венгров в Закарпатской области. В правоохранительных органах сообщили, что обнаружили печатные материалы, которые популяризируют идеи этнической автономии в Закарпатье. Будапешт опротестовал действия Украины. Глава МИД Венгрии Петер Сийярто обратился к НАТО с просьбой проявить солидарность, призвал направить в Закарпатье миссию ОБСЕ. Венгерские Евродепутаты заявили, что Киев создает ситуацию «гражданской войны».
Чего ждать Беларуси
Как полагает белорусский экономист Ярослав Романчук, если страны Запада перекроют экспорт калия, нефтепродуктов, удобрения, химических товаров, древесины и цемента, а такие варианты рассматриваются, экономика окажется под сильнейшим ударом. Потери составят от 15 до 20 % ВВП.
«Для нашей экономики это будет сродни тому падению, что мы испытали после развала Советского Союза. Это мощнейший удар под дых. Не спасет ничего из того, что мы сегодня имеем», — считает он.
Так, Европейский союз является одним из главных покупателей белорусских нефтепродуктов. Что касается калийных удобрений, то, хотя основные покупатели и рынки сбыта находятся не в Европе, производители удобрений также находятся в зоне риска, в долгосрочной перспективе последствия могут быть более чем серьезными.
Если Европа и США действительно, а не на уровне деклараций, решатся на широкомасштабный и скоординированный запрет закупок у Беларуси калийных удобрений и любых нефтехимических минеральных продуктов, то без 30 процентов экспорта финансовая система страны будет просто обречена, передает DELFI.
«Нажиться на событиях в Белоруссии»
После выборов президента, на которых в шестой раз победил Александр Лукашенко, набравший, по данным ЦИК, 80,1% голосов, в стране начались массовые протестные акции оппозиции, продолжающиеся по сей день. Участники демонстраций считают, что победила кандидат Светлана Тихановская, которая сразу после выборов уехала в Вильнюс.
В Белоруссии уверены, что с самого начала протестов Литва регулярно вмешивается в дела соседней страны, призывая к новым выборам и поддерживая белорусскую оппозицию. Так, балтийские страны ввели персональные санкции против некоторых чиновников, в том числе против Лукашенко.
Нож в спину4
Продолжающиеся антиправительственные митинги в Минске, Белоруссия, 30 ноября 2020 года
Фото: ТАСС/EPA/STR
Минск обвиняет Варшаву, Вильнюс и Киев в стремлении нажиться на событиях, происходящих в соседней стране. Постоянный представитель Республики Беларусь при отделении ООН и других международных организациях в Женеве Юрий Амбразевич уверен, что Украина и Литва под видом заботы о простых людях заманивают к себе на работу белорусских программистов, а Варшава — медицинских работников. «Хотят решать свои проблемы за счет соседей: вот вам и забота о демократии, и гуманитарные визы. В таких целях можно и межгосударственные договоры нарушать», — заявил дипломат. По мнению Амбразевича, введение санкций со стороны ЕС «представляет собой прямое нарушение международного права».
4 декабря в Женеве прошла дискуссия по Белоруссии в связи с публикацией промежуточного доклада верховного комиссара ООН по правам человека Мишель Бачелет. Этот документ подготовили по решению 45-й сессии Совета по правам человека (СПЧ), состоявшейся в сентябре. Тогда Евросоюз и Украина проголосовали за резолюции по Белоруссии. На заседании в Швейцарии целый ряд стран, включая Россию, Казахстан, Таджикистан, Китай, Иран, Никарагуа, Кубу, Венесуэлу, Мьянму, КНДР, Лаос и Египет, выступил против попыток вмешательства в дела страны и политизации работы СПЧ.
«Пока санкции не влияют»
Первый замминистра экономики Юрий Чеботарь в эфире телеканала СТВ заявил, что рассматриваются «различные сценарии, и как эти сценарии, внешние условия могут сказаться на работе конкретных отраслей».
«Просчитываем факторные модели, смотрим, какие возможности есть у наших отраслей, чтобы реагировать на такие вызовы. Соответствующие группы в правительстве работают над этой темой. Мы знаем, как действовать при наступлении тех или иных обстоятельств», — сказал чиновник.
При этом сейчас министерство пока не видит какого-то существенного влияния санкций на экономическую ситуацию в стране. По словам замминистра, в качестве одной из мер ухода от санкций с Китаем готовится соглашение о зоне свободной торговли услугами и инвестициями.
«Благодаря ему, объем инвестиций, возможно, вырастет на 30%, услуги — где-то на 10-15%», — сказал он.
Три пакета санкций
Напомним, что ЕС и США не признали итоги прошедших в 2020 году президентских выборов в Белоруссии и осудили действия властей республики в ходе массовых протестов сторонников оппозиции.
Евросоюз принял три пакета санкций против белорусских компаний и физлиц, которые, по мнению Брюсселя, якобы имеют отношение к фальсификации выборов и насилию против политических оппонентов власти.
О первом пакете санкций против Минска Брюссель объявил 1 октября. В список тогда были внесены более 40 белорусских чиновников. Второй пакет был введён 6 ноября. Ограничения коснулись уже самого Лукашенко и его сына Виктора, который на тот момент являлся помощником президента по нацбезопасности (1 марта 2021 года он был освобождён от этой должности). Кроме того, под санкции попали ещё 13 чиновников.
В октябре Минск предпринял ответные шаги, запретив ряду европейских чиновников въезд в Белоруссию. Имена подпавших под рестрикции лиц при этом оглашены не были. Позже этот список был дополнен. Как сообщил в ноябре глава МИД Владимир Макей, санкции затронут представителей руководства Евросоюза.
Также по теме
Маршрут перестроен: Москва и Минск подписали соглашение о перевалке нефтепродуктов в портах России
Белорусские предприятия начнут отгружать нефтепродукты через российские порты для поставок в третьи страны. Соответствующее соглашение…
В декабре 2020 года ЕС принял третий пакет санкций, который на этот раз содержал и меры экономического характера.
Под ограничения попали 29 человек, в том числе заместитель премьер-министра Анатолий Сивак, председатель Белтелерадиокомпании Иван Эйсмонт, генпрокурор Белоруссии Андрей Швед и заместитель управляющего делами президента Геннадий Богдан. Этим лицам был запрещён въезд в ЕС, а их активы в Европе были заморожены.
Также в список попали семь юридических лиц. Среди них — ЗАО «Белтехэкспорт», которое занимается продажей вооружений и военной техники за рубеж, в том числе в страны Африки, Южной Америки, Азии и Ближнего Востока.
Рестрикции были также наложены на такие предприятия, как ОАО «Электромеханический завод АГАТ» (разрабатывает автоматизированные системы управления и электронику), АО «140-й ремонтный завод» (занимается ремонтом и модернизацией бронетехники) и Минский завод колёсных тягачей.
- Производство специальных шасси для оборонной промышленности в одном из цехов ОАО «Минский завод колёсных тягачей»
- РИА Новости
Ужесточили свою политику в отношении Белоруссии и США. В конце 2020 года Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США ввело санкции в отношении ЦИК Белоруссии, заместителя министра внутренних дел и начальника криминальной полиции Геннадия Казакевича, ОМОНа Минска и отряда «Альфа».
Кроме того, в апреле 2021 года Соединённые Штаты отменили исключения, позволявшие американскому бизнесу работать с рядом белорусских предприятий, на которые ранее были наложены санкции.
Речь идёт о санкциях против белорусских компаний с государственным участием, которые накладывались Вашингтоном с 2006 года из-за якобы имевших место в республике нарушений свобод и прав граждан.
В 2015 году США выпустили лицензию 2G, которая временно отменяла эти ограничения для девяти компаний. Под эти послабления попадали «Белорусский нефтяной торговый дом», «Белнефтехим» и его американское подразделение Belneftekhim USA, «Белшина», «Гродно Азот», «Гродно Химволокно», «Лакокраска», «Нафтан» и «Полоцк стекловолокно».
19 апреля нынешнего года американское правительство отменило действие лицензии 2G. Как сообщили тогда в Госдепартаменте, восстановление санкций против белорусских госпредприятий — это реакция на нарушения прав человека руководством Белоруссии.
23 апреля Белоруссия объявила о принятии ответных шагов на санкции Запада. В рамках этих мер в страну был запрещён ввоз продукции немецких компаний Liqui Moly и Beiersdorf AG, а также чешской Škoda Auto.
Если компания внесена в «санкционный список» США, чем это грозит?
Дмитрий Крук:
— Поименное включение отдельных лиц и компаний в санкционный лист Офиса по контролю за зарубежными активами Казначейства США (OFAC SDN-лист) сравнимо с «черной меткой» на мировом рынке. Американские резиденты будут избегать заключения сделок с подсанкционными компаниями, а при наличии в их распоряжении активов таких компаний будут способствовать их блокировке.
Фото: Jason Goh / Pixabay
Еще одним ощутимым последствием может стать недоступность расчетов в долларах для таких компаний. Объясню, как это работает. Среди американских резидентов, для которых обязательно выполнение санкционных положений, есть банки. И расчеты в долларах на каком-либо из этапов обязательно пройдут либо через американский банк, либо через банк, имеющий прямой доступ на финансовый рынок США. Соблюдая санкционные положения, они должны будут немедленно заблокировать соответствующую долларовую транзакцию и заморозить средства.
Что касается «вторичных санкций», то пока в опубликованных документах я не вижу, чтобы этот механизм по Беларуси был формализован. Но очень часто контрагенты подсанкционных компаний из других стран в качестве перестраховки самостоятельно принимают решения об отказе сотрудничества с ними.
Зачастую нет времени или слишком дорого разбираться в том, каковы могут быть юридические последствия, поэтому легче просто отказаться от сомнительного сотрудничества.
Все перечисленное означает, что для компаний и лиц, которые попали в SDN-лист, последствия будут очень ощутимы. Понятно, что с помощью ряда схем некоторые компании могут предпринять попытки ограничения обойти. Соответственно, негативное влияние на финансовый результат будет разниться. По этой причине сегодня сложно оценивать, каким будет макроэффект от точечного компонента санкций.
Стоит ли Украине к ним присоединяться, и обязана ли она это делать?
Факт в том, что официальный Минск еще месяц назад крайне враждебно отреагировал на позицию Украины относительно принудительной посадки гражданского самолета, под ложным предлогом, для ареста Романа Протасевича. И эта враждебность проявлялась, в том числе и в контексте неких контрмер к не устраивающему Минск поведению Киева.
И хотя эта попытка была крайне неудачной, ведь Беларусь потеряла бы от такой приостановки серьезную долю поступлений в бюджет, именно тогда впервые заговорили о том, что Беларусь может развернуть самую настоящую экономическую войну против Украины.
Но и тогда же возник вопрос, а кто от такого рода противостояния пострадает больше?
Дело в том, что Украина, это на сегодняшний день, пожалуй, единственная страна с которой товарооборот Беларуси имеет, очевидно, положительное сальдо для Минска. Иными словами, Беларусь в Украину продает больше, чем покупает.
Примечательно, что экспорт Беларуси в Украину представляет собой в основном нефтепродукты, удобрения минеральные смешанные, кокс и битум, газы нефтяные и углеводороды газообразные, тракторы и седельные тягачи, автомобили грузовые, удобрения калийные, плиты ДВП, удобрения азотные, шины.
Фактически, если бы Беларусь прекратила бы эти поставки в Украину, она лишилась бы выгодного рынка сбыта и очень существенного пополнения бюджета, но Украина не потеряла бы особо ровным счётом ничего. Ведь все те товары, которые экспортирует РБ в Украину, без труда можно заменить поставками из Европы и не только. Например, белорусские нефтепродукты, представляющие собой на самом деле российские, вполне могут быть заменены на азербайджанские поставки.
К слову сказать, в период нефтяной войны между Беларусью и Россией, в 2019-2020 именно транзитом через Украину планировалось компенсировать нехватку российской нефти в РБ азербайджанской продукцией. В целом, благодаря поставкам нефти из Азербайджана Беларусь могла значительно уменьшить энергетическую зависимость от РФ, но, увы, история стала развиваться в совсем ином направлении. С другой стороны, как говорится, свято место пусто не бывает, потеря поставок нефтепродуктов из Беларуси с лихвой будет компенсировано поставками из Азербайджана.
Заменить эти товары Беларусь сможет, в случае санкций, разве что благодаря поставкам из России, но почему эти поставки намного раньше не заняли украинскую долю? Да потому, что аналогичные российские товары, во-первых, дороже, во-вторых, менее надежные. Но можно вспомнить и третье – у Беларуси с Россией сальдо отрицательное, а при таких условиях, Беларусь еще больше будет тратить и еще меньше зарабатывать от таких торговых отношений. Точнее, не будет зарабатывать вовсе.
По сути, от разрыва подобного рода отношений, Украина не столько потеряет, сколько получит возможность переориентировать свой рынок на страны, режимы которых не настолько токсичные и двусторонние отношения с которыми не обусловлено фактором неожиданности от принятия руководством этих стран неадекватных решений.
С другой стороны, если Украина не примет сторону ЕС в санкционном вопросе с Беларусью, это не станет для нашей страны неким политическим скандалом. В данном случае для Украины участие в санкционной политике ЕС это добрая воля, а не обязательное принуждение. Но именно такое показательное единство может иметь определённый профит в будущем, при этом ускорить процесс замены белорусской продукции европейской.
Единственной проблемой при положительном принятии решения руководством страны относительно санкций станет лишь время. Время, которое понадобиться для замены белорусской продукции её аналогами. Но это уже будут не более чем временные трудности.
Преувеличенная реакция
Инцидент с самолетом Ryanair, который произошел в аэропорту Минска 23 мая, оказал очень серьезное воздействие на отношения между Беларусью и Украиной
На первый взгляд, это выглядит нелогично – где связь между Украиной и гражданином Беларуси Романом Протасевичем? Тем более, учитывая очень большую важность белорусского рынка для украинской экономики. Кроме того, ранее руководство Украины неоднократно заявляло о том, что не заинтересовано в ухудшении отношений с Беларусью
Но Киев очень быстро отреагировал на задержание сооснователя канала NEXTA.
Украина одна из первых начала
прорабатывать вопрос запрета полетов в Беларусь, а также делать откровенно враждебные заявления в отношении белорусского руководства. Звучали однообразные обвинения в нарушении международного права, правил осуществления полетов гражданской авиации, и так далее, хотя от украинской стороны эти обвинения звучат абсолютно нелепо.
В 2016 г. Украина вернула летевший из Киева в Минск белорусский пассажирский самолет авиакомпании «Белавиа», который за 50 км до границы с Беларусью был вынужден развернуться и возвратиться в аэропорт Жуляны, поскольку украинская сторона угрожала поднять в воздух истребители. После приземления силовики сняли с борта пассажира, гражданина Армении. Причем, позже задержанный был отпущен и отправился
в белорусскую столицу другим рейсом. Но белорусская сторона не поднимала скандалов такого масштаба, как Киев сейчас, а со временем историю просто «забыли».
И вот сейчас Украина остро реагирует на инцидент с самолетом, который не имеет никакого отношения к ней, и на задержание гражданина Беларуси, судьба которого вообще не должна волновать Киев.
Как Евросоюз, так и Украина
Дмитрий Кулеба уточнил, что все санкции в отношении Минска Киев будет принимать синхронно с Евросоюзом: «Что касается любых новых санкций — мы действуем по согласованному алгоритму, то есть сначала Евросоюз принимает санкции, и дальше будем рассматривать возможность присоединиться к ним».
При этом он заявил, что понижать дипломатическое присутствие и разрывать дипломатические отношения с Беларусью Украина не будет: «Я не вижу оснований для разрыва дипломатических отношений или для понижения присутствия Украины в Беларуси до уровня временного поверенного, как у нас это с Россией, но я вижу основания, и вы знаете, что это официальная позиция Украины — свернуть официальные контакты, оставив окно коммуникации в МИД».
Белоруссия
До 2020 года отношения Украины и Белоруссии казались безоблачными. Киев и Минск развивали взаимовыгодное сотрудничество, товарооборот в 2019 году составил $5,5 млрд.
Всё изменилось после президентских выборов в Белоруссии. Действующий глава государства Александр Лукашенко набрал 80% голосов, но оппозиция с результатами не согласилась. Противники Лукашенко провели серию многотысячных акций протеста. Страны Запада поддержали оппонентов белорусского лидера.
Украина вместе со странами ЕС и США не признала итогов выборов Белоруссии. «Учитывая ход избирательной кампании и дальнейшие события, «инаугурация» Лукашенко не означает его признания легитимным главой белорусского государства», — заявил глава МИД Украины Дмитрий Кулеба. В конце августа он объявил о том, что Киев приостанавливает все контакты с Минском. Кроме того, впервые в истории двусторонних отношений Украина отозвала своего посла из Минска, осенью дипломат, правда, вернулся в белорусскую столицу.
Принуждение к спору4
Президент Европейского совета Дональд Туск и президент Украины Владимир Зеленский
Фото: Global Look Press/ZUMA Press/Str
Президент Украины Владимир Зеленский также не раз комментировал политический кризис. По его словам, Белоруссия находится на пороге майдана, подобного тому, который был на Украине. «Если власть не найдет возможности диалога со своими родными людьми, этой власти не будет», — предупреждал Зеленский. Он также объявлял о том, что в своих выступлениях будет обращаться к Лукашенко по имени-фамилии, без указания президентской должности. Кроме того, Зеленский отменил визит в Белоруссию, который должен был состояться в октябре.
Украина также выражала готовность присоединиться к санкциям, введенным против Белоруссии Евросоюзом и США. Киев, однако, этого так и не сделал. «Если брать за стартовую точку нынешнюю ситуацию, то я пока против любых экономических ограничений против белорусских компаний или секторов экономики», — заявил Дмитрий Кулеба в начале декабря. Министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей называл поведение соседнего государства насмешкой над здравым смыслом.
Непризнанные выборы
Напомним, 9 августа 2020 года в Белоруссии прошли президентские выборы. По данным ЦИК республики, на них победил Александр Лукашенко, набравший более 80% голосов. Основной оппозиционный кандидат Светлана Тихановская набрала чуть более 10% голосов. Остальные кандидаты получили менее чем по 2%.
Белорусская оппозиция отказалась признавать итоги выборов, обвинив власть в фальсификации результатов голосования, а Тихановская объявила себя их победителем. В стране начались массовые протестные акции, которые нередко перерастали в беспорядки и столкновения с милицией.
Вскоре после начала протестов Светлана Тихановская покинула Белоруссию и выехала в Литву.
18 августа Европарламент принял резолюцию, в которой депутаты отказались признавать переизбрание Лукашенко и заявили, что выборы прошли с нарушениями. В тексте резолюции выражалась поддержка оппозиционерам и шла речь о передаче им власти.
Кроме того, в документе говорилось, что ЕС должен расценивать Тихановскую как избранного президента и временную главу государства, а возглавляемый ею Координационный совет оппозиции — как представителя интересов белорусского народа.
Также по теме
«Момент революции прошёл»: почему Тихановская обратилась с просьбой к США усилить давление на Белоруссию
На встрече с высокопоставленными представителями администрации Джо Байдена белорусский оппозиционер Светлана Тихановская обратилась с…
Вслед за Европарламентом решение о непризнании выборов в Белоруссии приняли и лидеры стран ЕС на специально созванном по этому поводу экстренном саммите.
Аналогичную позицию озвучил и Госдеп США. 23 сентября американское внешнеполитическое ведомство распространило заявление, в котором назвало результаты белорусских выборов сфальсифицированными и нелегитимными. В Госдепартаменте сообщили, что не считают Александра Лукашенко законно избранным лидером Белоруссии.
Однако сам Лукашенко заявил, что ему не мешает отсутствие официального признания итогов выборов со стороны стран Запада.
«Абсолютно нет, мы выборы проводили, как и Россия (кстати, как и любое другое государство), для Беларуси. Это наше внутреннее дело… Конечно, не очень это приятно, если искренне, но уж так, чтобы это меня убивало, — абсолютно нет», — сказал белорусский лидер в интервью телеканалу «Россия».
Как повлияют на экономику секторальные санкции США
Дмитрий Крук:
— В новом указе Байдена содержится компонента секторальных санкций. Вдобавок к включению в SDN-лист конкретных компаний в нем проговаривается, что санкции будут распространяться на белорусский финансовый и энергетический сектор, производство калийных удобрений, строительство и табачное производство и др.
В том, как это будет действовать, пока есть значимый элемент неопределенности, своеобразный люфт в возможных последствиях. Без введения формализованного механизма в отношении резидентов из третьих стран отказ от сделок с товарами белорусского происхождения, вероятно, не будет тотальным.
Фото с сайта Infotrans.by
Там, где сделки для контрагента белорусской стороны носят экономически значимый характер или где есть другие соображения вдобавок к коммерческим, думаю, бизнес-отношения будут сохраняться. Например, я сомневаюсь, что американские санкции станут поводом для китайских и индийских контрагентов отказаться от покупки белорусского калия. Также не думаю, что российские банки будут отказываться кредитовать своих белорусских «дочек» или других белорусских контрагентов.
Но опасности могут поджидать белорусскую сторону с разных сторон. Проблема может возникнуть с контрагентами в рамках логистической цепочки.
Например, задача доставить калийные удобрения к конечному потребителю станет затруднительной и очень дорогой, поскольку иностранные посредники не захотят оказывать подобные услуги.
Все это дает основания предполагать, что за введением США секторальных санкций последует снижение экспорта. Затронет это прежде всего экспорт секторов, которые напрямую проговорены в указе Байдена.
На базе теоретической модели упрощенно можно говорить, что каждый 1% снижения экспорта в течение 2−3 кварталов будет приводить к проседанию ВВП примерно на 0,6% с сопоставимым проседанием реальных доходов и зарплат. В более длительном промежутке — 7−10 кварталов — за счет особой роли энергетического и калийного сектора эти потери могут достигать соотношения почти 1 к 1, то есть каждый процент снижения экспорта будет чреват сопоставимым проседанием выпуска и доходов.