Транзит
Одним из известных крупнейших транспортно-инфраструктурных проектов, который представляет интерес для Баку, является проект международного транзитного коридора «Север-Юг» («Пряный путь»). Данный железнодорожный грузовой коридор должен связывать северо-западную часть ЕАЭС с Индией, с которой ЕЭК планирует подписать соглашение о зоне свободной торговли, через территорию Ирана, с которым Союз уже имеет ЗСТ. Географически Азербайджан был бы идеально расположен для того, чтобы стать центральным звеном на этом пути. Объем потенциального грузопотока в рамках коридора «Север-Юг» оценивается на уровне 20 млн. тонн в год. Однако, неучастие республики в зоне свободной торговли СНГ и не-членство в ЕАЭС пока были одним из главных факторов, сдерживающих окупаемость такого коридора.Наряду с этим, в рамках ЕАЭС ведется работа по созданию единого транспортного пространства. На деле это означает, что уже унифицированы внутригосударственные тарифы на железнодорожную перевозку грузов, а по введению унифицированного транзитного тарифа сейчас ведется актуализация положений Договора о ЕАЭС. Эффект уже налицо: за период с 2014 по 2018 годы железнодорожный грузовой оборот (измеряется в тонно-километрах) внутри ЕАЭС вырос почти на 3% в среднем ежегодно, в то время как в Азербайджане он падал на 11,5% в среднем каждый год. Шестой аргумент: Азербайджан мог бы существенно выиграть от своего географического положения, став участником единого транспортного пространства ЕАЭС.
Участие России в глобальных организациях
Российская Федерация принимает активное участие в жизни мирового сообщества и является постоянным членом большого количества всемирных организаций, рассмотрим основные из них:
- Таможенный союз – надгосударственное объединение нескольких стран с целью создания единого экономического пространства и рынка, устранения таможенных ограничений для товаров.
- Организация Объединенных Наций (Совет Безопасности) – постоянный орган ООН, занимающийся вопросами международной безопасности.
- Содружество Независимых Государств – союз государств, ранее входивших в СССР. Главной целью СНГ являются вопросы политического, экономического и культурного взаимодействия между странами-участницами.
- Организация Договора о коллективной безопасности – совет нескольких государств для поддержания мира и порядка на территории участников.
- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе – объединение, занимающееся решением вопросов безопасности в Европе.
- Совет Европы – объединение европейских стран для укрепления демократии, совершенствования законодательства в области прав человека и культурного взаимодействия между странами.
- БРИКС — группа из пяти стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика.
- Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество – региональный форум для развития торговли между участниками.
- Шанхайская организация сотрудничества – объединение, целью которого является поддержание мира и стабильности. Не является военным блоком.
- Евразийский экономический союз – региональная организация, выступающая за интеграцию и сближение рынков стран-участниц.
- Международная организация по стандартизации – всемирное объединение, основной целью которого является выпуск международных стандартов и их внедрение на территории всех участников.
- Международный олимпийский комитет – организация, созданная с целью возрождения и продвижения олимпийского движения в мире.
- Международная электротехническая комиссия – объединение, занимающееся стандартизацией электросетей и оборудования.
- Всемирная торговая организация – торговый союз, призванный обеспечить равные права на международном рынке всем участникам.
Направления деятельности и условия вступления
ТС ЕАЭС обеспечивает функционирование внутреннего рынка продукции, повышение ее конкурентоспособности относительно импортных товаров. Страны-участники применяют Единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими сторонами. Между Белоруссией, Киргизией, Арменией, Казахстаном и Россией перемещение товаров проходит без декларирования и государственного контроля.
Отдельными статьями Договора между государствами-членами прописаны:
- информационное взаимодействие;
- регулирование обращения медикаментов;
- установление единых требований к продукции;
- соблюдение санитарных норм для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан;
- введение единых прав потребителей на всей территории Союза;
- обеспечение развития всех участников с использованием потенциала и конкурентных преимуществ каждого члена и другие.
Государство, пожелавшее вступить в Союз, должно направить обращение Председателю Высшего совета. Документ передается Комиссии и рассылается другим членам. В течение двух месяцев действующие участники направляют Комиссии позиции по данному вопросу, а решение о принятии кандидата принимается на заседании Совета.
Государство, желающее прекратить членство в ТС ЕАЭС, сообщает о намерении в Комиссию, которая уведомляет остальных участников. Выход из объединения происходит спустя 12 месяцев с момента направления уведомления в Комиссию. Со страной улаживаются все финансовые вопросы.
Анализ деятельности
ТС состоит из государств, имеющих общее советское прошлое. Сегодня страны объединяют общие интересы.
Российский рынок является наиболее привлекательным для сбыта продукции остальных членов Союза. Ведущие процессы стабилизации ТС ЕАЭС также оставались за РФ за счет стабильного развития экономической сферы вплоть до 2014 года на фоне высоких цен сырьевых ресурсов. Резкого роста экономики ждать не приходилось, но Россия смогла занять крепкую позицию на мировой арене.
В 2010 году ТС начал работу без участия Белоруссии, впоследствии присоединившейся, по причине возникших разногласий. В целом члены международного объединения высказывали несогласие с условиями договоров, ограничивающих получение выгоды всеми участниками в равных условиях.
Между государствами остались пограничные зоны, пересечение которых все же сопровождается определенными нормами контроля. Так, практика показала отсутствие возможности доверительного взаимодействия, поэтому на внутренних границах ведется санитарный контроль.
Развитие получило производство участниками автомобилей за счет их беспошлинной продажи.
Рынок труда
Успех ЕАЭС был наиболее выраженным в создании единого рынка труда. По состоянию на начало 2020 года все граждане государств-членов могут свободно переезжать и работать по всей территории Евразийского экономического союза. Все пользуются одинаковыми трудовыми и социальными правами, в том числе: устройство на большинство профессий без дополнительных документов и разрешений; взаимное признание большинства образовательных сертификатов; налоговое и пенсионное резидентство; бесплатная скорая помощь и основная медицинская страховка для всех членов семьи; бесплатное образование (от детского сада до вуза) для всех членов семьи. Поэтому седьмой аргумент: встав членом Евразийского экономического союза азербайджанце, приезжающие на работу в государства-члены Союза получат те же преференции, как и все остальные трудящиеся объединения. Эффект создания единого рынка труда заметен: ежегодные темпы прироста денежных переводов физических лиц из России в страны ЕАЭС в 2015-2018 годах были в среднем на полутора раза выше, чем такие переводы в Азербайджан. За последние пять лет в Россию ежегодного прибывали около 25 тыс. граждан Азербайджана. Большая часть приезжает для работы. Их денежные переводы составили USD 800 млн. в среднем ежегодно.
Представление
Каждое государство имеет представительства в институтах Евразийского экономического союза. Полноправное членство дает правительству государства-члена одно место в Высшем совете Евразийского экономического союза и Евразийском межправительственном совете. Все основные решения принимаются консенсусом, хотя решения, принимаемые Евразийской комиссией, требуют квалифицированного большинства голосов. Голоса в комиссии взвешиваются так, чтобы каждая страна имела по 3 голоса. Председательство в Высшем совете Евразийского экономического союза поочередно меняется между каждым из государств-членов, что позволяет каждому государству в течение одного года помогать определять повестку дня ЕАЭС.
Национальные правительства назначают по 3 члена в Евразийскую комиссию (по согласованию с главами всех государств ЕАЭС), по 2 члена в Евразийский суд (по согласованию с другими членами) и Евразийский банк развития . Таким образом, представительство призвано не допустить того, чтобы более крупные государства имели больший вес в переговорах.
Национальный суверенитет
При вступлении в Союз ВПП Азербайджана составил бы 4% от совокупной экономики ЕАЭС, и его население – 5% от совокупного населения объединения. В расширенном Союзе за счет Российской Федерации пришлось бы 81% ВВП и 76% населения Союза. Одновременно расширился бы экономический и демографический вес других государств-членов объединения – до 19% и 24% соответственно. Таким образом, ВВП по паритету покупательной способности расширенного ЕАЭС в 2018 году составил бы USD 4,9 трлн., его население – 194 млн
человек.Но это на самом деле не так уж важно. В отличие от того, на чем настаивает популистская пропаганда, органы и механизм принятия решения ЕАЭС построены на демократической основе
Все решения между государствами-членами должны приниматься консенсусом, и каждое государство-член имеет один голос, независимо от экономического веса или численности населения.Не Владимир Путин, а Нурсултан Назарбаев в 1994 году первым из постсоветских государственных деятелей предложил создать Евразийский союз. По его мнению, новый Союз должен был основываться на новых принципах: приоритет экономических выгод над политическими соображениями, сохранение национального суверенитета, добровольная и постепенная интеграция, невмешательство во внутриполитическую систему государств-членов. Именно так и внесено в Договор о ЕАЭС.В отличие от ЕС, повестка интеграции ЕАЭС и полномочия ее Евразийской экономической комиссии ограничены исключительно экономическими вопросами. Евразийский экономический союз не проводит «политику ценностей» и не вмешивается во внутриполитическую систему своих государств-членов. Дэвид Лэйн, исследователь Кембриджского университета, по этому поводу писал: «Евразийский экономический союз создает горизонтальные демократические условия между его государствами-членами, в то время как Европейский союз, по своему усмотрению, предписывает «демократизацию» внутри государств».Основываясь на правилах ВТО и европейском опыте интеграции, ЕАЭС стремится создать большую законность, условия для либеральной рыночной экономики и строгие многосторонние «правила игры», которых должны придерживаться все государства-члены, включая Москву. И несмотря на периодически возникающие изъятия и барьеры, по глубине институциональной интеграции и формирования общих рынков ЕАЭС уже сейчас находится на втором месте после Евросоюза, опережая по данным показателям такие объединения как МЕРКОСУР и АСЕАН.Кстати, штаб-квартира EЭK напоминает не старомодное советское министерство, а современный офис какой-то из международных консалтинговых фирм. В такой атмосфере ЕЭК постоянно пытается внедрить лучшие мировые практики и стандарты. К тому же довольно хорошо заработал Суд ЕАЭС, который находится в Минске. Он уже вынес ряд важных дел против российских актёров и в пользу наднационального права, например, по что граждане ЕАЭС не могут считаться иностранными легионерами.Впервые в истории Евразии, евразийский интеграционный проект является первым полностью мирным, добровольным, формально демократическим, равноправным и ориентированным на рыночную экономику объединением стран и народов региона. Цели, структура и механизм принятия решений в ЕАЭС – десятый аргумент почему Азербайджану стоило бы рассмотреть возможность вступления в Евразийский экономический союз.
Статус ратификации договоров
Договор о Евразийском экономическом союзе
Подписавший | Дата | Учреждение | AB | Депонированный | Справка | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Беларусь | 9 октября 2014 г. | Совет Республики | 64 | 1 янв 2015 | |||
9 октября 2014 г. | палата представителей | Одобренный | |||||
9 октября 2014 г. | Президентское согласие | Предоставляется | |||||
Казахстан | 9 октября 2014 г. | Сенат | Одобренный | ||||
1 октября 2014 г. | Мажилис | 101 | 3 | ||||
14 октября 2014 г. | Президентское согласие | Предоставляется | |||||
Россия | 1 октября 2014 г. | Совет Федерации | 140 | ||||
26 сен 2014 | Государственная Дума | 441 | 1 | ||||
3 октября 2014 г. | Президентское согласие | Предоставляется |
Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе
Подписавший | Дата | Учреждение | AB | Депонированный | Справка | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Армения | 4 декабря 2014 г. | национальное собрание | 103 | 7 | 1 | 2 янв 2015 | |
30 декабря 2014 г. | Президентское согласие | Предоставляется | |||||
Беларусь | 19 декабря 2014 г. | Совет Республики | Одобренный | ||||
19 декабря 2014 г. | палата представителей | Одобренный | |||||
29 декабря 2014 г. | Президентское согласие | Предоставляется | |||||
Казахстан | 19 декабря 2014 г. | Сенат | Одобренный | ||||
18 декабря 2014 г. | Мажилис | Одобренный | |||||
24 декабря 2014 г. | Президентское согласие | Предоставляется | |||||
Россия | 17 декабря 2014 г. | Совет Федерации | 149 | ||||
10 декабря 2014 г. | Государственная Дума | 441 | 1 | ||||
22 декабря 2014 г. | Президентское согласие | Предоставляется |
Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе
Подписавший | Дата | Учреждение | AB | Депонированный | Справка | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Армения | 16 июн 2015 | национальное собрание | 91 | 4 | 12 августа 2015 | ||
18 июн 2015 | Президентское согласие | Предоставляется | |||||
Беларусь | 26 июн 2015 | Совет Республики | Одобренный | ||||
30 июн 2015 | палата представителей | Одобренный | |||||
24 июл 2015 | Президентское согласие | Предоставляется | |||||
Казахстан | 1 июл 2015 | Мажилис | Одобренный | ||||
9 июл 2015 | Сенат | Одобренный | |||||
5 августа 2015 | Президентское согласие | Предоставляется | |||||
Кыргызстан | 20 мая 2015 | Верховный Совет | 96 | 2 | |||
21 мая 2015 | Президентское согласие | Предоставляется | |||||
Россия | 01 июл 2015 | Государственная Дума | 437 | 2 | |||
08 июл 2015 | Совет Федерации | Одобренный | |||||
13 июл 2015 | Президентское согласие | Предоставляется |
Экономическое взаимодействие
Главной целью создания ЕАЭС является углубление экономической интеграции между странами региона. Поэтому неудивительно, что в задачах организации экономика стоит на первом месте.
В границах организации действует Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, приятый ещё в 2010 году, до начала функционирования ЕАЭС. Он предусматривает свободное перемещение товаров без контроля на таможне на территории всех стран организации.
Применение экономических инструментов, предусмотренных концепцией развития ЕАЭС, призвано снизить стоимость товаров, которые пересекают границу, из-за отсутствия на них таможенной наценки; увеличить конкуренцию, что должно вызвать рост качества продукции; привести налоговое законодательство во всех странах к единому знаменателю; повысить ВВП членов организации и благосостояние их граждан.
Перспективы
В то же время перспективы у ЕАЭС при правильном выборе экономического курса и согласованности действий между участниками выглядят довольно неплохими. Значительный экономический эффект заметен даже в условиях санкций, наложенных на Россию странами Запада. В перспективе планируется, что эффект от участия в ЕАЭС выразится в 25-процентной прибавке ВВП у всех его участников.
Кроме того, существует вероятность дальнейшего расширения организации. Многие страны мира заинтересованы в сотрудничестве с ЕАЭС без вступления в союз. Например, между сообществом и Вьетнамом в скором времени начнет действовать зона свободной торговли. Заинтересованность в установлении подобных отношений высказали также правительства Ирана, Китая, Индии, Египта, Пакистана и ряда других государств.
Предыстория создания
Давайте выясним, как образовалась такая организация, как Евразийский экономический союз.
Началу реинтеграции государств на просторах бывшего СССР положило создание СНГ. Договор о формировании данного образования в декабре 1991 был подписан между главами РСФСР, Беларуси и Украины. Позже, до 1994 года включительно, к нему присоединились все советские республики, кроме стран Прибалтики. Правда, Туркменистан принимает участие в организации на правах ассоциации, парламент Украины так и не ратифицировал соглашение, поэтому, хотя страна является учредителем и участником объединения, но юридически не его член, а Грузия в 2008 году вышла из СНГ.
Вместе с тем за время своей работы институты Содружества показали свою низкую эффективность. Решения органов СНГ фактически не были обязательными для его членов и зачастую не исполнялись, а экономический эффект от сотрудничества был минимальным. Это заставило задуматься правительства некоторых стран региона о создании более эффективных систем взаимодействия.
Заявление о необходимости создания более тесного союза, чем СНГ, который подразумевал бы системную интеграцию экономик стран-участниц, а также общую оборонную политику, высказал президент Казахстана. По аналогии с Европейским союзом он назвал гипотетическую организацию Евразийским союзом. Как видим, название прижилось и в будущем было использовано при создании новой экономической структуры.
Следующим шагом на пути взаимной интеграции было подписание в 1996 году между лидерами России, Казахстана, Беларуси, Кыргызстана и Казахстана Договора об углублении интеграции. Его действие охватывало как экономическую, так и гуманитарную сферы.
ЕАЭС сегодня
На сегодняшний день в состав ЕАЭС входят пять стран: Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия.
Молдавия является страной-наблюдателем.
Заключены соглашения о свободной торговле с Вьетнамом, Ираном, Китаем, Кубой.
Ведутся переговоры по созданию режима свободной торговли с Сингапуром, Индией, Египтом, Таиландом, Израилем и Сербией.
В ЕАЭС действуют 4 наднациональных органа:
Высший Евразийский экономический совет — верховный орган, в который входят главы стран-членов ЕАЭС. Заседания Высшего совета проходят ежегодно.
Евразийский межправительственный экономический совет — орган, в который входят руководители правительств (премьер-министры) стран-членов ЕАЭС. Заседания совета проходят также ежегодно.
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) — регулярно действующий регулирующий орган, в задачи которого входит непосредственное функционирование Союза, развитие интеграции и наднациональных институтов и инструментов. Состоит из Совета Комиссии и Коллегии Комиссии.
Суд Евразийского экономического союза — судебный орган, решающий задачи правоприменительной практики наднационального законодательства ЕАЭС.
На сегодняшний день в ЕАЭС действует 47 технических регламентов, и их количество с каждым годом растёт.
Плюс на минус
Власти Узбекистана заявили о намерении вступить в Евразийский экономический союз в октябре 2019 года. Спикер российского Совета Федерации Валентина Матвиенко сказала об этом после встречи с президентом республики Шавкатом Мирзиеевым. «Президент Узбекистана принял решение, и сейчас прорабатывается вопрос о присоединении страны к Евразийскому экономическому совету», — сообщила она.
Интересно, что Мирзиеев слова Матвиенко не прокомментировал
Позицию республики осторожно обозначил вице-спикер парламента Садык Сафаев. Он подтвердил заинтересованность Ташкента в евразийской интеграции, но отметил, что окончательного решения еще нет
«Там есть свои плюсы и минусы», — сказал он.
Заявления прозвучали за два месяца до выборов в узбекский парламент. И тема вступления в союз стала в ходе избирательной кампании одной из ключевых. Политические объединения демонстрировали редкое для республики разнообразие мнений.
Узбекистан_3
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев
Фото: РИА Новости/Алексей Дружинин
В правящей Либерально-демократической партии высказывались за экономическое объединение, хотя говорили, что значимым остается и вступление в ВТО
«Важно, чтобы эти две инициативы друг другу не противоречили», — говорил представитель партии Бобур Бекмуродов
А в консервативной партии «Национальное возрождение», которая заняла в итоге второе место, идею раскритиковали. «Это организация экономическая, но за ней кроются невидимые политические цели. Это ни для кого не секрет. Грубо говоря, это второй СССР», — сказал лидер партии Алишер Кадыров.
После выборов слово взял президент республики. В послании парламенту Мирзиеев призвал «изучить вопрос налаживания взаимодействия». По его словам, депутатам и членам правительства следует всесторонне обсудить ситуацию. В другом выступлении узбекский лидер сказал, что Ташкент для начала ограничится статусом наблюдателя. «Наблюдатель — не значит член. Это вроде зрителя. Мы должны прояснить для себя, что нам подходит, что нет», — сказал он.
ЕврАзЭС – предшественник ЕАЭС
В 2001 году интеграционные стремления вышеуказанных стран, а также присоединившегося к ним Таджикистана нашли выражение в создании полноценной международной организации – Евразийского экономического сообщества. В 2006 году участником ЕврАзЭС стал Узбекистан, но всего лишь по прошествии двух лет приостановил свое участие в организации. Статус наблюдателей получили Украина, Молдова и Армения.
Целью данной организации было углубление экономического сотрудничества в регионе, а также реализация некоторых задач, с которыми не справилось СНГ. Она являлась закономерным продолжением тех интеграционных процессов, которые были запущены договором 1996 года, а Евразийский экономический союз стал итогом общих усилий.
Рынок труда
Успех ЕАЭС был наиболее выраженным в создании единого рынка труда. По состоянию на начало 2020 года все граждане государств-членов могут свободно переезжать и работать по всей территории Евразийского экономического союза. Все пользуются одинаковыми трудовыми и социальными правами, в том числе: устройство на большинство профессий без дополнительных документов и разрешений; взаимное признание большинства образовательных сертификатов; налоговое и пенсионное резидентство; бесплатная скорая помощь и основная медицинская страховка для всех членов семьи; бесплатное образование (от детского сада до вуза) для всех членов семьи. Поэтому седьмой аргумент: встав членом Евразийского экономического союза азербайджанце, приезжающие на работу в государства-члены Союза получат те же преференции, как и все остальные трудящиеся объединения. Эффект создания единого рынка труда заметен: ежегодные темпы прироста денежных переводов физических лиц из России в страны ЕАЭС в 2015-2018 годах были в среднем на полутора раза выше, чем такие переводы в Азербайджан. За последние пять лет в Россию ежегодного прибывали около 25 тыс. граждан Азербайджана. Большая часть приезжает для работы. Их денежные переводы составили USD 800 млн. в среднем ежегодно.
Примечания
Русский мир |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
|
Внешняя политика России |
||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Органы управления
Члены Евразийского экономического союза сформировали органы управления этой международной организации.
Высший евразийский экономический совет — орган управления ЕАЭС самой высокой степени. В него входят главы, которые представляют государства Евразийского экономического союза. Данный орган решает все самые важные вопросы стратегического характера. Проводит собрание он раз в год. Решения принимаются исключительно в единогласном порядке. Страны Евразийского экономического союза обязаны исполнять все постановления Высшего совета ЕАЭС.
Естественно, что орган, собирающийся раз в год, не может в полной мере обеспечить постоянное функционирование всей организации. Для этих целей была создана комиссия Евразийского экономического союза (Евразийская экономическая комиссия). В задачи этой структуры входит подготовка и реализация конкретных интеграционных мер, которые предусмотрены общей стратегией развития, выработанной Высшим советом. На данный момент в комиссии работает 1071 человек, которые получили статус международных служащих.
Исполнительным органом комиссии является Коллегия. В её состав входит четырнадцать человек. По сути каждый из них является аналогом министров в национальных правительствах и отвечает за конкретное направление деятельности: экономика, энергетика, таможенное сотрудничество, торговля и т. д.
Цели организации
Главная цель, которую перед собой ставит Евразийский экономический союз, — углубление экономического взаимодействия между странами, входящими в него. Это находит выражение в локальных задачах, таких как стимулирование товарообращения между странами, снятие таможенных и налоговых ограничений при торговле, развитие сотрудничества и разработка общих экономических проектов. Результатом углубления сотрудничества должен быть рост экономик стран-участниц и повышение уровня жизни их граждан.
Основным инструментом достижения стратегической цели является обеспечение свободной торговли, что выражается в беспрепятственном перемещении товарных ценностей, капиталов, рабочей силы и других ресурсов в границах ЕАЭС.
После 30 сентября данные транспортные средства будут размещаться на штрафстоянку
С начала введения чрезвычайного положения в рамках борьбы с распространением коронавирусной инфекции по настоящее время ввезено 4 708 иностранных транспортных средств, из них 500 транспортных средств до сих пор находятся на территории Республики Казахстан, сообщают в Комитете государственных доходов МФ РК.
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 29 апреля 2020 года за №47 (далее — Решение) принято в рамках мер, направленных на предупреждение и предотвращение распространения коронавирусной инфекции (2019-nCOV), а также в связи с невозможностью физическими лицами свободно перемещаться через государственные границы государств. Решением предусмотрено продление сроков временного ввоза для физических лиц, осуществивших временный ввоз иностранных транспортных средств (за исключением транспортных средств стран Евразийского экономического союза), до 30 сентября 2021 года.
Необходимо учесть, что граждане Казахстана могут перемещаться по территории Евразийского экономического союза по доверенности на транспортных средствах Республики Беларусь и Российской Федерации без учета сроков временного ввоза. Транспортными средствами, ввезенными из Республики Армения и Кыргызской Республики (данные категории средств не относятся к иностранным), казахстанцы не имеют права управлять по доверенности.
Иностранные граждане могут пересечь государственную границу для возврата в страну проживания и вывоза транспортного средства, а также иностранные граждане могут вывести данные средства с помощью перевозчиков, в случае невозможности самому осуществить вывоз.
Проработка вопроса по выявлению нарушений в отношении данных транспортных средств будут осуществляться совместно с сотрудниками Комитета административной полиции МВД РК после истечения срока временного ввоза.
Вывоз иностранных транспортных средств должен быть осуществлен за пределы территории Евразийского экономического союза. Поскольку требование о вывозе иностранных транспортных средств распространяется на всю территорию стран Евразийского экономического союза (РБ, РФ, КР, РК и РА).
С марта 2020 года (с начала введения чрезвычайного положения в стране в рамках борьбы с распространением коронавирусной инфекции (2019-nCOV)) по настоящее время зарегистрировано 4 708 иностранных транспортных средств, из них на контроле находится 500 транспортных средства в Республике Казахстан.
Справочно: ввезены транспортные средства следующих государств: Азербайджан, Афганистан, Босния и Герцеговина, Германия, Грузия, Исландия, Испания, Литва, Молдова, Польша, Словения, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина и Франция.
«При выявлении нарушения, данные транспортные средства будут размещаться на штрафстоянку для проведения необходимых мер в отношении физического лица.
В рамках действующего законодательства Евразийского экономического союзапосле истечения сроков временного ввоза у физического лица возникают обязанности в уплате таможенных платежей.
Платежи будут рассчитываться сотрудниками территориальных органов государственных доходов», — предупредили в КГД.
Фото: kolesa.kz/ Тимур Еникеев.
Члены
- Республика Армения (с 2015 г.);
- Республика Беларусь (с 2010 г.);
- Республика Казахстан (с 2010 г.);
- Кыргызская Республика (с 2015 г.);
- Российская Федерация (с 2010 г.).
Желание стать участником этого соглашения озвучено Сирией и Тунисом. Кроме этого, известно о предложении включить в соглашение ТС Турцию. Однако до настоящего момента не принято конкретных процедур для вступления этих государств в ряды Союза.
Отчетливо прослеживается, что функционирование Таможенного союза служит хорошим подспорьем для усиления экономических отношений стран, находящихся на территории бывших советских стран. Можно говорить также о том, что подход, установленный в соглашении странами-участниками, говорит о восстановлении утраченных связей в условиях современности.
Таможенные пошлины распределяются с помощью единого механизма долевого распределения.
Россия | Казахстан | Беларусь | Кыргызстан | Армения |
---|---|---|---|---|
85,33% | 7,11% | 4,55% | 1,9% | 1,11% |
Учитывая эту информацию, можно заявить, что Таможенный союз, каким его знаем сегодня, служит серьезным инструментом для экономического объединения стран, состоящих в ЕАЭС.
Коридор «Север – Юг»
Новые возможности открывает Временное соглашение о создании зоны свободной торговли между ЕАЭС и Исламской Республикой Иран, подписанное
в мае прошлого года на Астанинском экономическом форуме. Создать ЗСТ с Ираном планируется в два этапа. На первом из них в течение трех лет будет действовать временное соглашение, которое охватит около 50% торговли и будет включать лишь часть товарной номенклатуры. Обе стороны будут применять к этим товарам сниженные тарифы. За три года планируется заключить полноформатное соглашение о создании ЗСТ, которое будет охватывать уже всю товарную номенклатуру.
Армения, как единственная страна ЕАЭС, которая непосредственно граничит с Ираном, в связи с подписанием этого соглашения получает преимущества как по наращиванию своего экспорта в Иран, так и по развитию транзитных возможностей.
По мнению аналитиков, республика может претендовать на статус транзитного моста между ЕАЭС и Ираном, что сулит ей дополнительные доходы.
Правда, для превращения в полноценный транзитный коридор между Ираном и ЕАЭС Армении необходимо восстановить железнодорожное сообщение с Россией через Грузию и Абхазию. Но, как показывает последний визит
Пашиняна в Грузию, сделать это будет непросто, и Еревану еще предстоит приложить в данном направлении большие усилия. Без ЕАЭС же развитие проекта «Север – Юг», как, впрочем, и наращивание экспорта на рынки России и других союзных государств, потеряет для Армении не только стимулы, но всякий смысл.
Александр Шустов, международный обозреватель, кандидат исторических наук
Евразийское экономическое сообщество
Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) было предшественником Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Договор об учреждении ЕврАзЭС был подписан в 2000 г. и вступил в силу в 2001. В 2014 году государства-члены подписали соглашение о прекращении деятельности сообщества.
Эта международная экономическая организация была создана для продвижения Таможенного союза и Единого экономического пространства между странами-членами наряду с другими задачами экономического и гуманитарного характера.
Странами-участницами были:
- Беларусь,
- Казахстан,
- Киргизия,
- Россия,
- Таджикистан,
- Узбекистан,
Странами-наблюдателями были:
- Армения,
- Молдавия,
- Украина.
Как правильно «ЕАЭС» или «ЕврАзЭС»?
В некоторых источниках используется неправильное сокращение «ЕврАзЭС» для Евразийского экономического союза, во всех официальных документах принято использовать аббревиатуру ЕАЭС.
Промежуточные итоги
Говорить о том, насколько удалась реализация ЕАЭС, пока ещё рано, ведь организация функционирует чуть больше года. Вместе с тем определенные промежуточные итоги можно подвести уже прямо сейчас.
Большим достижением является даже то, что организация действительно работает, а не является созданной просто для галочки структурой. Особенно это значимо в условиях международных экономических санкций против страны, которая, по сути, является цементирующей основой союза – России.
В то же время, несмотря на множество положительных моментов, следует отметить, что все-таки ЕАЭС функционирует не настолько четко, как хотелось бы тем, кто видел будущее этой организации только в радужном цвете. Существует множество разногласий как на уровне высшего руководства стран-участников, так и в плане согласования мелких деталей, что приводит к снижению эффективности экономической отдачи данного проекта в целом.
Но будем надеяться, что недоработки со временем разрешатся, и ЕАЭС превратится в четкий механизм, эффективно работающий на благо всех его членов.