История Visa
История компании неразрывно связана с началом использования такого инструмента, как кредитная карта, и что самое интересное, история эта началась задолго до появления интернета.
Первые кредитки представляли собой картонные карточки и появились в начале 20 века как следствие бурной конкуренции американских нефтяных компаний.
В попытках удержать клиентов бизнесы начали предоставлять покупателям на заправках что-то вроде карт лояльности. Позже присоединились сети отелей и магазины.Владея картой, клиент имел право на получение скидок и отсроченную оплату.
У системы было много минусов — для пользования кредитными линиями необходимо было иметь сразу много карт разных заправок и магазинов, а сам процесс сопровождался бумажной волокитой со стороны бизнесов.
Жизнеспособным решением стали карты от Diners Club и American Express, которые позволяли питаться в ресторанах, а также покупать путевки в кредит, а первой картой “широкого использования” стала BankAmericard, выпущенная, как не сложно догадаться, компанией Bank of America в 1958 году.
Главным отличием всех этих карт стало появление третьей стороны — банка или организации, которая, по факту, оплачивала покупку клиента, а позже выставляла ему счет.
Примерно в этоже время начали появляться пластиковые карты с магнитными полосами, что сильно упростило систему учета. Технология была разработана фирмой IBM.
Как только банки поняли, что кредитные карты — прибыльный бизнес, ведь можно брать комиссии и проценты за предоставляемые деньги, начался настоящий бум.
BofA, являясь лидером на рынке начал выдавать лицензии другим банкам на пользование его платежной системой и взял на себя роль этакого франчайзера.
Банки, решившие составить конкуренцию, организовали ассоциацию под названием the Interbank Card Association, которая позже сменила название на Mastercard.
У BofA было много проблем с лицензированием, бизнес оставался убыточным, а нахождение “America” в названии карты не позволяло начать глобальное развитие.
В итоге было принято решения реструктурировать франчайзинговую модель в ассоциацию по типу MasterCard. По факту Bank of America вышел из бизнеса — продал свою долю доныне подконтрольным банкам, а ассоциация в 1976 году сменила свое название на VISA
Акция «Плати до победного»
Акция «Плати до победного» от Visa – на данный момент последняя из проводимых компанией бонусных программ. Суть проводимой акции заключалась в том, что держатели банковских карт Виза за покупки могли получить приз от 100 до 1,5 млн. рублей. Дополнительно участник мог получить бонусы на покупки в Пятерочке в рамках акции.
Алгоритм действий следующий:
- клиент приобретает любые товары в магазинах;
- регистрируется на сайте «Плати до победного»;
- загружает в систему чеки;
- ожидает результатов розыгрыша – подводятся каждую неделю.
Как узнать условия акции
Информация о ключевых условиях находится на официальном сайте. Необходимо кликнуть на иконку в виде двух черточек в левой панели и выбрать пункт «Правила».
Среди основных можно выделить:
- совокупная сумма одной покупки не должна быть меньше 300 рублей;
- участник является совершеннолетним гражданином РФ;
- для оплаты товаров используются карты только российских банков с платежной системой Виза;
- чек получен и зарегистрирован в пределах указанного периода – не ранее 0:00 20 января и не позднее 23:59 1 марта 2020 года;
- наличие на кассовом чеке QR-кода.
Где посмотреть результаты розыгрыша
Данные по результатам проведенного розыгрыша также содержатся во вкладке «Правила». Пролистайте страницу вниз и кликните на подходящую ссылку. В браузере откроется новая вкладка с PDF-документом, в котором содержится перечень номеров-победителей.
Главные победители акции отмечаются в верхней части страницы. Обладатель суперприза обозначен в нижней ссылке.
Платежные компании, в том числе Visa, предпринимают активные меры по привлечению новых и удержанию старых клиентов. Несмотря на то, что акции и специальные предложения являются частью маркетингового хода, держатели карт действительно могут получить определенную выгоду и бонусы за работу с Visa.
Перспективы
Окей, бизнес откровенно крутой, и с уверенностью можно сказать, что компании есть куда расти. Понимают это все инвесторы и не хотят отдавать акции задаром.
По заявлениям Всемирного Банка примерно 1,7 трлн. людей лишены привычных нам финансовых сервисов. Многие жители стран развивающихся рынков никогда не пользовались банковскими картами, а продолжают вести расчеты за наличные средства.
Даже в США есть потенциал для роста. По заявлениям Фед. резерва четверть всех покупок в стране совершается за наличные средства.
Помимо подключения всего населения к Visa Net, у компании есть большие перспективы в B2B сегменте, объем платежей на котором составляет 100 трлн. в год, в то время как Visa откусила себе пока лишь триллиончик.
Основной вопрос — займут ли все эти рынки Visa и MC, или завоюет сердца и ума людей децентрализация, и мы уйдем в крипту. Это отдельная большая тема для обсуждения, но пока в это все верится слабо.
Серьезными конкурентами для Visa являются и другие платежные системы и мобильные приложения — PayPal, Stripe, Skrill, Square и прочие. Все 5000 перечислять не будем.
Но все же это не тот уровень. Paypal, например пропускает через себя $191 млрд. в квартал. Visa, напомним, — 3,5 трлн.
Какие действуют акции Visa
Перечень проводимых бонусных Visa программ можно разделить на две категории:
- Специальные предложения – действуют на долгосрочной основе (от одного года), предоставляется скидка от 10% на совокупную стоимость покупки. Клиенты могут сэкономить приятную сумму при бронировании номеров в отеле, покупках медицинского оборудования и одежды, автомобилей и оформлении прочих категорий товаров и услуг.
- Акции и конкурсы – работают четко ограниченный период. При участии в проводимых розыгрышах клиенты имеют возможность получить денежных приз или иной материальный приз от партнеров. Подобные конкурсы длятся около трех месяцев.
Архивные и действующие специальные предложения и акции также можно найти на сайте ВТБ. Здесь размещается информация о совместно проводимых конкурсах. Для перехода кликните в верхней панели на «Акции» – «Акции и скидки от Visa».
Примеры проводимых акций Visa
На конец марта 2020 года бонусные программы платежной системы завершились. До начала указанного месяца проводилась акция Visa Pay «Плати до победного», в рамках которой участники могли стать обладателями денежного приза.
Вероятно, что 2020 год порадует пользователей системы дополнительными розыгрышами, поскольку в 2019 и прошлые года проводился не один конкурс. Среди примеров прошедших акций можно выделить:
- «Магнит 25 лет» – возможность получить до 250 тысяч бонусов на покупки в розничной сети магазинов (1 бонус = 1 рубль).
- «Время Мультивпечатлений» – проводимая совместно с банком ВТБ, позволяющая выиграть пользователям путешествие, поход в ресторан, билеты на культурные мероприятия и прочие услуги.
- Супер акция совместно от Visa, Mastercard и МИР – во время новогодних праздников держатели карт перечисленных платежных систем могли получить скидку на любые покупки за границей, поездки бизнес-классом, услуги мобильной связи.
Суть бизнеса Visa
На сайте VISA можно найти интересное видео, где закадровый голос спрашивает: “как вы думаете, за что VISA получает деньги?” Большая часть респондентов считают, что компания является чем-то вроде банка — выдает кредиты, открывает счета, выпускает карты и зарабатывает на комиссиях.
Так ли это на самом деле? Давайте разбираться.
Любой платеж, который совершает клиент при помощи VISA или MC включает в себя 4 стороны — терминал продавца, банк-эквайер, банк-эмитент карты и собственно платежная система.
Разберем на примере:
- Вы кладете мороженное на кассу и подносите карту к терминалу
- Информация о сумме сразу передается в банк-эквайер, с которым работает продавец
- Банк-эквайер через Visa Net отправляет информацию о том, что мороженное стоит 100 рублей, банку-эмитенту карты
- Тот в свою очередь проверят, есть ли у вас на счету эта неподъемная сумма, и отправляет ответ банку-эквайеру снова через Visa Net
- Если все гуд, то происходит списание денежных средств, и вы уходите довольный из магазина
Рис. 1 Схема работы платежной системы
Вышеописанный процесс включает в себя три составляющие — авторизацию, клиринг и собственно перевод денег. Виза берет небольшую комиссию за эти услуги, которая в среднем составляет 0,1%, в то время как банк эмитент и банк-эквайер делят между собой еще около 2% от суммы транзакции.
Таким образом, из ваших ста рублей до кассы мороженщика удивительным образом доходит лишь 98.
Учитывая, что платежей в мире совершается огромное кол-во 0,1% превращается в солидную сумму, которая приносит 35% всей выручки и называется Data processing revenue.
За право подключения к сети тоже логично было бы брать плату, что платежная система и делает. Эта статья доходов называется Service revenue и приносит Visa еще 33%.
Таким образом, выручка по этим сегментам зависит от кол-ва транзакций и объема платежей, поэтому если хотите помочь любимой компании, то покупайте мороженое почаще и подороже.
Третья большая статья выручки — International transaction revenues. Комиссия за конвертацию валют и трансграничные платежи — 27% выручки.
Оставшаяся и самая крошечная статья доходов включает в себя выручку от так называемых “добавляющих-стоимость” сервисов — сертификация, лицензирование, консалтинг, отдельные услуги для обладателей премиум карт и прочие радости.
Выводы:
Почему стоит присмотреться к акциям?
Бизнес очень маржинальный и устойчивый
Visa — абсолютный лидер на рынке электронных платежей. Благодаря устойчивой бизнес-модели прибыль защищена от кризисов и инфляции. Финансовые показатели, как и котировки растут практически постоянно.
Финтех не сбавляет обороты
А Visa, являясь старейшим представителем, чувствует себя тут как рыба в воде. Даже если появятся серьезные угрозы для бизнеса компания либо выкупит эту “угрозу”, либо сумеет адаптироваться. К слову, технология блокчейн и токенизация уже вовсю используется компанией.
Развивающиеся рынки — большой потенциал
Visa, впрочем как и Mastercard, делают все, чтобы захватить эти рынки. Например, уже разработана и внедряется технология оплаты по QR-коду. Ее использование не требует от предпринимателей покупки дорогих терминалов, но позволяет вывести платежи в безналичный расчет.
Или стоит пройти мимо?
Дорого
Ну очевидно дорогая компания, которая платит мизерные дивиденды. И эти дивиденды так малы не потому, что менеджмент зажимает их, а просто потому что инвесторы оценивают бизнес очень дорого.
Visa — корпорация с почти 60-летней историей, рост которой пока не кончается.
Блокчейн и анархия
Все-таки это риск. Биткоин-энтузиасты уверены, что внедрение блокчейна в сеть визы априори невозможно, поскольку нарушится главный принцип криптовалюты — децентрализация.
В обзоре мы попытались дать общие представления о бизнесе и перспективах, а покупать акции или нет — выбор за вами)