Компания с потенциальной стоимостью в $3 триллиона
В число «быков» Tesla входит и Кэти Вуд; ее ARL Invest Management инвестировала значительную сумму в производителя электромобилей. Согласно последним сообщениям фонда, к 2025 году акции TSLA могут достичь отметки в $3000, что доведет оценку компании почти до 3 триллионов долларов.
Согласно сообщению, опубликованному на веб-сайте ARK в пятницу, Tesla с 50-процентной вероятностью полностью реализует проект беспилотных автомобилей в течение пяти лет, что позволит быстро масштабировать запланированный сервис «роботакси». ARK также оптимистично оценивает страховое подразделение Tesla, которое собирает подробные данные о поездках людей. Подразделение может расширить свою деятельность на другие регионы, принося компании прибыль за счет повышенной рентабельности.
Конечно, можно только гадать, дойдут ли акции Tesla до намеченного уровня. Но большинство участников рынка склоняется к мысли, что сейчас не лучшее время для покупки акций Tesla. В пятницу появились новости о том, что регулирующие органы Китая планируют запретить использование автомобилей Tesla на военных объектах и в жилых комплексах; решение исходит из опасений того, что камеры автомобилей могут быть использованы для сбора конфиденциальных данных.
Кроме того, Tesla стала наименее популярной компанией среди группы гигантов американского рынка, включающей Apple (NASDAQ:AAPL) и Microsoft (NASDAQ:MSFT). Согласно недавнему сообщению TheStreet.com, ее «рейтинг одобрения» на Уолл-стрит составляет всего 38%. Что касается ценового таргета, то аналитики ожидают просадки Tesla на 14%.
И «медвежьи» оценки — не единственный повод для беспокойства. Все чаще звучат заявления о том, что экспансия на рынке электромобилей будет далеко не легкой «прогулкой» для Tesla. Традиционные автомобильные концерны (такие, как Volkswagen AG (OTC:VWAGY) и General Motors (NYSE:GM)) все активнее разрабатывают собственные решения в этой области.
Акции VW, например, сильно выросли в этом месяце, поскольку многие аналитики положительно оценивают инициативы компании на рынке электромобилей. Эксперты UBS Group в недавней заметке похвалили первую «массовую» модель VW (хэтчбек ID.3), разработанную на специализированной платформе. «Этот автомобиль стал самым впечатляющим предложением среди всех решений, представленных традиционными автомобильными компаниями», — пишет Патрик Хаммел (который также повысил свой ценовой таргет для акций VW).
Подведем итог
Акции Tesla оказались в тени целого ряда проблем. Продолжение мощного ралли прошлого года маловероятно, поскольку инвесторы переводят капитал в более циклические отрасли.
Растущая конкуренция на рынке электромобилей — еще один повод проявить дополнительную осторожность. Мы полагаем, что в ближайшие дни появится более выгодная точка входа на рынок, которая позволит включить Tesla в долгосрочные портфели
Бизнес модель Tesla
Как заявляет менеджмент, Тесла — не просто производитель авто, а единственная в мире вертикально-интегрированная энергетическая компания, которая следует принципам устойчивого развития.
С одной стороны это действительно так, ведь под руководством дочернего предприятия Solar City, компания занимается генерацией и хранением электроэнергии — продает солнечные батареи, солнечные панели и даже целые солнечные крыши, сделанные из стеклянной черепицы.
Но с другой, Solar City приносит компании всего-лишь 4% выручки, и вообще не совсем понятны перспективы этого бизнеса. Особенно в частном секторе.Пока что, перевод дома на автономное солнечное питание — слишком дорогостоящая затея и окупается пару десятилетий.
Основной бизнес — это, безусловно, автомобильная промышленность.
Тесла продает электромобили, сдает их в аренду, а также оказывает различные послепродажные услуги в виде ремонта и страхования.
Интересно, что в США компания осуществляет продажи авто не через дилерские центры, как многие привыкли, а через собственный сайт. Люди заказывают автомобили прямо как айфоны или пиццу, и в установленный срок курьер осуществляет доставку по указанному адресу.
Сервисные услуги тоже имеют свою специфику. Некоторые неисправности решаются установкой нового ПО, а в случае серьезных поломок можно вызвать так называемого Tesla Ranger для осуществления ремонта на дому.
Обратите внимание, насколько такая бизнес-модель отличается от методов ведения бизнеса других автопроизводителей. Основная ценность Tesla в этом и заключается
Компания меняет в лучшую сторону клиентский опыт и вообще все, что можно изменить.
Сейчас модельный ряд представлен четырьмя автомобилями:
Рис. 1 Модельный ряд Тесла. Model S, Х — премиум сегмент. Model 3, Y — массмаркет
И главными фигурами здесь являются Model 3 (да, да — это не буква E) и Model Y (в перспективе)
Tesla: пирамида или бизнес?
Если взглянуть на других автопроизводителей, то увидим следующее:
Тесла производит ничтожно-мало авто, но занимает 2 строчку по капитализации, уступая первенство лишь тойоте:
Рис. 5 Капитализация и кол-во выпускаемых автомобилей.
Как такое возможно? Либо мир сошел с ума, либо инвесторы видят в компании нечто большее чем просто автопроизводителя. И видят они следующее:
По итогам 2019 года мировые продажи электромобилей составили 2,1 млн. Блумберг прогнозирует увеличение показателя до 8,5 млн. к 2025 году и 54 млн. к 2040 году.
Индустрию двигают меры гос. поддержки и развитие новых технологий. Стоимость литий-ионных батарей в период с 2010 по 2019 год снизилась на 87%, и по заявлением аналитиков тренд продолжится. А это крайне важный фактор, благоприятно влияющий на рентабельность бизнеса.
Уже всем очевидно, что переход на возобновляемые источники энергии — устойчивый тренд, и что все человечество когда-нибудь пересядет на электромобили
Cейчас Тесла — абсолютный лидер на этом рынке. И по техническим характеристикам и по количеству продаж:
Рис. 6 Запас хода разных моделей
На рынке США Model 3 обошла всех конкурентов в своем сегменте, а у нового кроссовера Model Y потенциал просто огромный:
Рис. 7 Доля Model 3 и Model Y на рынке США. Model Y была выпущена в марте, и ей еще предстоит завоевать свою долю рынка.
Готовящаяся к выходу модель Cyber Truck тоже приглянулась американским фермерам и получила множество предзаказов.
Мы видим, что для Tesla нарастить продажи в 2 и более раз — вполне достижимая задача, в то время как Ford, GM или VW на такое не способны. Рынок автомобилей на двс, очевидно, находится в стадии зрелости.
Производитель электрокаров занимает лидирующее положение в сегменте, органический рост которого неизбежен. Поэтому рынок готов платить за форд столько сколько реально стоят его заводы и автомобили, а за Теслу столько, сколько эти заводы и автомобили и будут стоить лет через 10 — 20.
Операционные показатели и финансы
Дело в том, что эти две модели — представители того самого масс маркета, к которому Маск стремился с момента основания компании.
Бурный рост в поставках новых авто, начавшийся в 3 кв. 2018 обусловлен запуском в продажу именно Model 3:
Рис. 2 Объем продаж автомобилей. Первый квартал 2020 оказался рекордным даже не смотря на пандемию (по отношению к первым кварталам)
По итогам 1 кв. 2020 Тесла поставила 88 495 автомобилей, 86% продаж пришлось на модели 3 и Y. В условиях пандемии это просто прекрасные результаты.
Такой прогресс в операционных показателях не мог не отразится на финансах компании и ее котировках:
Рис. 3 График Tesla. Взлет начался еще в конце 2019 года после выхода позитивного отчета за 3 квартал
Вот уже третий квартал подряд Tesla показывает прибыль и радует инвесторов, хотя до этого была стабильно убыточной компанией:
Рис. 4 Прибыль по кварталам. Прибыль компания показывала и в 2018 году после запуска в продажу Model 3. До этого — сплошные убытки
Пока автомобили Тесла оставались игрушками для состоятельных людей, аналитики пророчили банкротство в виду высокого долга компании и ее неспособности показывать прибыль. Постоянные выходки Илона Маска по типу ложных твитов о приватизации и курение марихуаны на интервью тоже не особо нравились инвесторам.
После того, как Тесла доказала, что прибыль в бизнесе все-таки есть, что она может собирать и поставлять относительно недорогие автомобили для широкого рынка, акции взмыли до небес. По заявлениям аналитиков, немалую роль в этом росте сыграло закрытие шортовых позиций всех тех скептиков, кто давал акции красную цену в 15 баксов.
Но насколько текущая оценка в $820 за акцию справедлива, учитывая, что компания только начала показывать прибыль, на дворе кризис, а Маск недавно снова был у Джо Рогана?
Регуляторная проверка
Помимо того, что Tesla может не оправдать консенсус-прогнозы по прибыли на текущий год, она также столкнулась с регуляторной проверкой, которая может закончиться масштабным отзывом автомобилей.
Национальное управление безопасностью движения на трассах США (NHTSA) на прошлой неделе начало официальную проверку системы Tesla Autopilot после почти дюжины случаев столкновения машин Tesla с автомобилями экстренных служб. В течение последних нескольких лет клиенты Tesla заплатили за этот функционал тысячи долларов.
Проверка NHTSA затрагивает 765 тыс. автомобилей Tesla моделей Y, X, S и 3, выпущенных с 2014 года и по настоящее время. Регулятор объявил, что поводом для начала проверки послужили 11 случаев столкновения, в результате которых 17 человек получили ранения и один человек погиб. NHTSA обладает полномочиями признавать автомобили неисправными и распоряжаться об отзывах.
Согласно Bloomberg, производителя электромобилей уже не первый год упрекают за вводящее в заблуждение наименование этой системы. С конца 2016 года компания называет эту функцию в своих рекламных материалах полностью автономным автопилотом. На деле же Autopilot в автомобилях Tesla представляет собой систему содействия водителю, которая поддерживает скорость стабильной и обеспечивает центровку автомобиля на полосе, при этом водитель должен постоянно контролировать ситуацию.
В настоящее время Tesla предлагает своим клиентам эти функции, которые принято называть FSD, в виде пакета за $10 000, или $199 в месяц.
После начала инспекции NHTSA, провести проверку в отношении Tesla в связи с рекламой функций Autopilot и FSD также попросили два сенатора от Демократической партии, обратившихся в Федеральную комиссию по торговле США (Federal Trade Commission, FTC).
Сенатор Ричард Блюменаль (Коннектикут) и сенатор Эд Марки (Массачусетс) в письме на прошлой неделе попросили председателя FTC Лину Кан проверить, не использует ли Tesla «потенциально вводящие в заблуждение и нечестные практики» в рекламе этих технологий.
«Мы опасаемся, что функции Autopilot и FSD компании Tesla не такие зрелые и надежные, как компания пытается убедить публику», — указали сенаторы, сославшись на заявления Маска, а также на видео YouTube под названием Full Self-Driving от 2019 года, в котором содержится ссылка на сайт Tesla.
Впрочем, повышенное внимание к этим рискам и к тому, как они могут сказаться на акциях Tesla, не должно скрыть тот факт, что многие аналитики по-прежнему настроены оптимистично. Так, аналитики Piper Sandler Александр Поттер и Винни Донг в этом месяце подтвердили рейтинг «выше рынка» для акций Tesla и целевую стоимость на уровне $1200
Аналитики отмечают:
Подведем итоги
Будущую траекторию акций Tesla предсказать сложно, учитывая огромный спекулятивный интерес к этой компании. Однако события последнего времени говорят о том, что производителю электромобилей будет достаточно трудно превзойти ожидания в складывающейся непростой ситуации с производством.
Инвесторам следует проявлять осторожность
Риски для инвесторов
С какими рисками сталкивается компания? Самых главных можно выделить два — конкуренция и производственные проблемы.
Конкуренция будет только нарастать.
По данным того же Блумберг к 2022 году мы сможем сделать выбор уже из 500 моделей EV. Просто так Маску никто не даст монополизировать рынок.
Главное опасение заключается в том, что матерые автопроизводители сумеют создать более дешевый и практичный электромобиль, который не оставит Tesla шансов. Пока не создали.
Производственные проблемы.
Так как компания сравнительно молода, то не все производственные процессы отлажены должным образом.
Например, выпуск Model 3 задерживался не единожды. Компании просто не хватало производственных мощностей, чтобы удовлетворить спрос, а после покупки клиенты оказывались в затруднительной ситуации, когда детали на автомобиль приходилось ждать месяцами, а сервисов и сотрудников, чтобы обслуживать новенькие Model 3 у компании в принципе не было.
Выглядит печально, но стоит отметить, что менеджмент достаточно умело и оперативно решает проблемы.
Сейчас у Теслы уже два полноценных завода. Один в Калифорнии и другой в Шанхае, который компания построила всего за 10 месяцев. А также, назло эко-активистам планируется постройка еще одной фабрики в Берлине.
Подведем итоги
- Последние три квартала оказались для компании невероятно успешными и показали инвесторам, что бизнес-модель может приносить прибыль.
- Перспективы рынка электромобилей огромны, а сила Теслы в ее гибкости и умении подстраиваться под ситуацию. Инвесторы понимают это, и оценивает акцию гораздо выше ее ближайших конкурентов.
- Чем больше хайпа, тем больше волатильность. Глава компании приковывает к себе много внимания и сам периодически обрушивает котировки своих акций заявлениями в твиттере. Для спокойных и консервативных инвесторов Тесла — не лучший способ вложить деньги.
В общем, Тесла — компания непростая, и оценивать ее с фундаментальной точки зрения сложно. Ее можно либо любить и свято верить в успех, либо хоронить и пророчить банкротство.
Выбор за вами.