ЯНВАРЬ-2021: важные изменения законодательства
С 18 июня вступят с силу изменения в закон «О гражданстве Республики Беларусь». Самая важная поправка касается возможности лишения белорусского гражданства за экстремизм «или причинение тяжкого вреда интересам государства». Под это подпадут уголовные статьи 124–126, 130–133, 287, 289–290.5, 293, 356, 357, 359–361.3 независимо от места совершения преступления. Основанием для лишения гражданства будет решение суда.
Нельзя будет лишить гражданства несовершеннолетних, а также тех, кто приобрел его по рождению и никогда не выходил из него.
Также новая редакция закона также упростит получение белорусского гражданства по некоторым основаниям. Например, детьми, родившимися и постоянно проживающими в Беларуси, чьи родители не имеют гражданства.
Срок постоянного проживания иностранца для получения гражданства Беларуси будет сокращен с семи до пяти лет.
18 декабря депутаты приняли во втором чтении новый Кодекс об административных правонарушениях. Документ еще не подписан президентом, официально не опубликован, однако, когда это произойдет, он изменит многое.
Например, сильно трансформируется статья 23.34, которая касается массовых мероприятий (в проекте нового кодекса это статья 24.23). Сейчас за участие в незаконном массовом мероприятии можно получить предупреждение, в новом кодексе эта мера исключена. Максимальный штраф увеличен с 30 до 100 базовых величин, появилось такое наказание, как общественные работы.
Усилена ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий. Так, за неповиновение сотруднику милиции (например, за отказ проехать в отдел для дачи пояснений либо установления личности) штраф увеличен с 50 до 100 базовых величин, также предусматривается наказание в виде общественных работ.
Введена ответственность за оскорбление должностного лица в интернете: за это могут наказать штрафом до 200 базовых величин, общественными работами, административным арестом. Ранее за оскорбление должностного лица предусматривался только штраф до 50 базовых величин.
Существенное изменение претерпела статья о нарушении законодательства о СМИ. Например, предусмотрена ответственность владельца интернет-ресурса, не зарегистрированного в качестве сетевого издания, за информацию, распространение которой запрещено в соответствии с законодательными актами (к примеру, с телеграм-канала, который признан экстремистским), введена ответственность за получение иностранной помощи в целях финансирования средств массовой информации вплоть до конфискации полученных средств.
С 16 января 2021 года граждане Беларуси – владельцы обычных национальных паспортов – смогут въезжать, выезжать и следовать транзитом через территорию Объединенных Арабских Эмиратов, а также находиться на территории ОАЭ без виз на протяжении периода, не превышающего 90 дней с даты въезда.
Аналогичные условия вводятся и для граждан ОАЭ на территории Беларуси.
В первой половине декабря Александр Лукашенко подписал закон о ратификации соглашения между правительством Беларуси и России о взаимном признании виз. Соглашение начнет действовать через 30 дней после получения сторонами последнего уведомления о завершении внутригосударственных процедур. Беларусь завершила их первой, осталось дождаться уведомления от российской стороны. Как заявил посол России в Беларуси Дмитрий Мезенцев, в 2021 году все законодательные процедуры будут проведены в полном объеме.
Работа над соглашением о взаимном признании виз в Беларуси и России длилась более двух лет. В июне этого года Владимир Макей и Сергей Лавров наконец подписали соответствующее соглашение. Оно предусматривает, что иностранные граждане, имеющие белорусскую визу, смогут беспрепятственно въезжать в РФ, а иностранцы с российской визой смогут посещать Беларусь.
Как себя вести, если милиционер или сотрудник ГАИ не знает закона
Если милиционер неграмотный и не знает закона, то напомните ему ст.34 Конституции Республики Беларусь, которой гарантировано право на получение информации о деятельности государственных органов.
Статья 34. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.
Напомните ему еще ст.5 Закона Республики Беларусь “Об органах внутренних дел”, где сообщается, что деятельность ОВД является гласной и открытой в той мере, в какой не противоречит законодательству о госсекретах и гостайне.
Статья 5. Гласность в деятельности органов внутренних дел
Деятельность органов внутренних дел является гласной, открытой для граждан и средств массовой информации в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Республики Беларусь о защите государственных секретов и иной охраняемой законом тайны.
Органы внутренних дел в порядке и пределах, определяемых законодательством Республики Беларусь, информируют государственные органы, общественные объединения, средства массовой информации, граждан о состоянии общественного порядка и мерах по его обеспечению.
Стоит инспектору, который против съемки, рассказать о существовании ст.16 Закона Республики Беларусь “Об информации, информатизации и защите информации”, которая относит информацию о деятельности госорганов, в том числе и деятельность инспектора, к общедоступной.
Статья 16. Общедоступная информация
К общедоступной информации относится информация, доступ к которой, распространение и (или) предоставление которой не ограничены.
Не могут быть ограничены доступ к информации, распространение и (или) предоставление информации:
– о правах, свободах, законных интересах и обязанностях физических лиц, правах, законных интересах и обязанностях юридических лиц и о порядке реализации прав, свобод и законных интересов, исполнения обязанностей;
– о деятельности государственных органов, общественных объединений