В Беларуси повысят тарифную ставку первого разряда
Тарифная ставка первого разряда для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, постановлением Совета министров от 1 апреля 2021 года № 214 установлена в 36 рублей 40 копеек. Документ вступил в силу 1 мая.
Республиканским органам госуправления, местным исполнительным и распорядительным органам, руководителям бюджетных организаций поручено обеспечить перерасчет заработной платы работников бюджетных организаций в соответствии с установленной настоящим постановлением тарифной ставкой первого разряда и коэффициентами единой тарифной сетки работников (ЕТС) с учетом корректирующих коэффициентов и ежемесячных дифференцированных доплат.
Порядок применения Единой тарифной сетки
При этом коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ЕТС, могут устанавливать для некоторых работников (группы работников) фиксированные размеры тарифных ставок (окладов) или иные системы оплаты труда (например, при расчете оплаты труда рабочих применять ЕТС, а для руководителей, специалистов и других служащих устанавливать должностные оклады без применения ЕТС).
Системы и конкретные размеры оплаты труда работников, в т.ч. порядок определения и повышения тарифных ставок (окладов), наниматель может устанавливать на основании коллективного договора, иного локального нормативного правового акта, принятых в порядке, установленном законодательством, соглашения и трудового договора (контракта) (п. 3 Рекомендаций № 67).
Тарифные коэффициенты ЕТС показывают, во сколько раз тарифные ставки (тарифные оклады) работников 2-го и последующих разрядов выше тарифной ставки 1-го разряда. Кратные размеры тарифной ставки 1-го разряда показывают, во сколько раз тарифная ставка (тарифный оклад) работника определенной профессии (должности) выше тарифной ставки 1-го разряда.
Далее в соответствии с подп. 9.2 п. 9 Рекомендаций № 67 наниматель вправе применить коэффициент повышения по технологическим видам работ, производствам, видам экономической деятельности и отраслям согласно приложению 2 «Коэффициенты повышения по технологическим видам работ, производствам, видам экономической деятельности и отраслям» к Рекомендациям № 67.
Вслед за выходом Указа № 181 были опубликованы Рекомендации по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 11.07.2011 № 67 (далее – Рекомендации № 67), в соответствии с которыми предлагается устанавливать тарифные ставки (оклады):
Тарифная сетка по разрядам на 2021 год
- количество квалификационных уровней каждой профессии и специальности;
- максимальный коэффициент для наивысшего разряда по каждой специальности;
- промежуточные показатели (будут они расти равномерно или прогрессивно).
Для работников транспорта установлены 13 уровней квалификации; тарифный разряд водителя трамвая и троллейбуса — 6-ой или 7-ой (зависит от длины состава); наивысший коэффициент для 13-го разряда — 4,13, однако предусмотрена вилка (от 3,90 до 4,13). Кстати, таким образом выполняется и Постановление Правительства РФ от 10.12.2021 № 1339 о том, что средний заработок руководителя может быть не выше, чем восьмикратный средний заработок работников (актуально для государственных и муниципальных учреждений).
Тарифная ставка первого разряда
Каждой определенной профессии и квалификации в Единой тарифной сетке, являющейся нормативным документом, поставлен в соответствие определенный разряд. Разряд определяет величину коэффициента, которая в совокупности с тарифной ставкой первого разряда сформирует абсолютное значение размера оклада конкретного работника.
Рекомендуем прочесть: Посмотреть нумерацию квартир в доме по адресу 50 лет октября 203 подъезд 3 этаж 4
С 1 января 2021 года тарифная ставка выросла до 31 рубля. Постановлениеи Министерства труда и социальной защиты от 11 января 2021 года №2 в Беларуси установлены новые размеры ежемесячных дифференцированных доплат к заработной плате работников бюджетных организаций. Размеры доплат: с 1-го до 6-го разряда – Br8,60; с 6-го до 10-го разряда – Br8; с 10-го до 12-го разряда – Br7,50; с 12-го до 13-го разряда – Br7; с 13-го до 14-го разряда – Br6,50; по 14-му разряду – Br5,70.
Что она собой представляет?
Тарифная сетка – это совокупность квалификационных разрядов и коэффициентов, которыми и определяется оплата труда. Данная форма оплаты рассчитана на то, чтобы учитывать характер труда (вредные и опасные условия), интенсивность, погодные условия, в которых работают сотрудники, их профессиональный уровень. Сетки формируются на основе:
- Интенсивности труда.
- Вредности (нормальные, тяжелые, опасные условия труда).
- Длительности отработанного времени на предприятии или на должности.
- Отраслевой принцип формирования системы оплаты труда (в разных видах промышленности действуют свои разряды).
В основу тарифной сетки закладывается часовая оплата труда. Некоторым рабочим или служащим начисление производится исходя из выработанного объема, например, на различных производствах. Плановый объем потом разбивают на количество часов в смене или рабочем дне. Таким образом происходит вычисление часовой нормы работника независимо от рода его деятельности.
На предприятии могут назначать ставки вне категорий или повышенные оклады.
Тарифная сетка содержит определенное количество диапазонов – в среднем, применяется 6-разрядная сетка. Если есть потребность, создается система с большим количеством разрядов, обычно это связано со сложностью производства. Вторая составляющая системы – коэффициент. Зная их, можно рассчитать, сколько будет получать сотрудник.
Отличия данной системы от системы грейдов разобраны на следующем видео:
Единая тарифная сетка работников РБ
Таким образом, решением, принятым белорусским правительством, новый размер тарифной ставки первого разряда повлияет на зарплаты бюджетников и работников иных организаций, получающих субсидии из госбюджета и приравниваемых по оплате труда к бюджетным.
Так, указом №214, подписанным в понедельник, 1 апреля, решено поднять тарифную ставку первого разряда на 90 копеек. На сегодня размер тарифной ставки первого разряда составляет 35,5 рубля. И с 1 мая 2020 года она вырастет до 36 рублей 40 копеек.
Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 06.01.93 N 14 «О ВВЕДЕНИИ МИНИМАЛЬНОГО РАЗМЕРА ОПЛАТЫ ТРУДА И УСТАНОВЛЕНИИ МЕСЯЧНОЙ ТАРИФНОЙ
Кроме этого они указывают на требования, предъявляемые к навыкам и опыту работников, определяют их степень ответственности.
Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов.
В качестве одного из предложений — ориентироваться по аналогии с другими регионами на федеральный МРОТ, откорректированный на районный коэффициент.
Нормами соглашения предусмотрено досрочное прекращение действия документа в случае, если размер федерального МРОТ превысит утвержденную региональным правовым актом сумму.
Величина тарифной ставки работников 1-го разряда во внебюджетном секторе должна быть не менее федерального МРОТ — 11 руб.
9.5.16. Принимать в возможно короткий срок меры по конструктивному урегулированию возникающих трудовых споров, при наличии предпосылок для их возникновения – своевременно информировать об этом работодателя;
4.3.4. Предоставление работникам, обучающимся по направлению работодателя без отрыва от производства, оплачиваемых в установленном порядке учебных отпусков, а также других льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
= 2020 год — тот год, когда мы планируем пересмотреть систему оплаты труда, упростить, изменить структуру ее формирования. Больший акцент сделать именно на роль нанимателя, работодателя в плане стимулирования работника на хороший результат и соответственно другой уровень оплаты труда, — сказала Ирина Костевич.
Сейчас зарплаты бюджетников и приравненных к ним работников привязаны к тарифной ставке первого разряда. Последний раз ее повышали 1 сентября прошлого года. Однако это повышение практически никак не затронуло низкооплачиваемые категории бюджетников. В итоге правительство было вынуждено принять еще один документ, корректирующий повышающие коэффициенты, применяемые к тарифной ставке.
Принятие постановления позволит в 2020 году обеспечить достижение соотношения средней заработной платы в бюджетной сфере и по республике в целом за IV квартал на уровне не ниже 80%, а также увеличить среднюю заработную плату педагогических работников на 13,5% (соотношение составит 88%), врачей — на 19,1% (соотношение — 144%).
Расчет часовой тарифной ставки может производиться 2 способами, но в любом случае при этом месячную тарифную ставку знать необходимо.Тарифная ставка первого разряда – базовая величина, являющаяся основанием установления величины заработной платы для работников, согласно присвоенным им разрядам. Каждой определенной профессии и квалификации в Единой тарифной сетке, являющейся нормативным
Рекомендуем изучить Отраслевое соглашение работников наземного городского электротранспорта: в нем учтены все особенности оплаты труда работников, а также приведена тарифная сетка.
Для работников транспорта установлены 13 уровней квалификации; тарифный разряд водителя трамвая и троллейбуса — 6-ой или 7-ой (зависит от длины состава); наивысший коэффициент для 13-го разряда — 4,13, однако предусмотрена вилка (от 3,90 до 4,13).
Предоставление работникам, увольняемым из филиалов, представительств и иных обособленных структурных подразделений Организации в связи с сокращением штата или численности работников, информации о вакансиях в других филиалах, представительствах, иных обособленных подразделениях данной Организации. В акте также указан порядок внесения поправок и дополнений.
Это видео недоступно
Способ повышения зарплат министерство выбрало следующее: учителям снизят нагрузку. То есть, например, с 18 часов в неделю до 14. Получается, что оклад у преподавателей останется таким же. Но вот если посчитать по часам, то будут получать педагоги больше.
– Вы сказали, что этот проект реализуется в рамках государственно-частного партнерства, но вопросы, связанные с реализацией этого проекта, регулируются соответствующими законами нашей страны и правилами, которые разрабатывают уполномоченные органы, а не принципом, как вы сказали, кто первый пришел, предложил тот и победил. Почему конкурс на партнёрства ГЧП был проведен на безальтернативной основе?
Примеры разработки собственной тарифной сетки организации в связи с отменой ЕТС
В связи с отменой с 1 января 2020 г. Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (ЕТС) постановлением № 63 организации вынуждены отказаться от ЕТС и разработать собственную тарифную сетку. Многие специалисты не знают, что делать дальше. Однако смеем вас заверить, что собственная тарифная сетка – это, скорее, благо, чем зло, поскольку позволяет наилучшим образом определить тарифную часть заработной платы работников с учетом сложности и напряженности их труда.
Одним из важнейших элементов заработной платы любого работника является его тарифная ставка (тарифный оклад). Оплата труда работников, за исключением работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, производится на основе тарифных ставок (тарифных окладов), определяемых коллективным договором, соглашением или нанимателем (часть вторая ст. 61 ТК).
— осуществляться единовременная выплата на оздоровление, как правило, при уходе в трудовой отпуск (отпуск) из расчета 0,5 оклада, если иной размер не установлен законодательными актами или Советом Министров Республики Беларусь. Размеры, порядок и условия осуществления единовременной выплаты определяются согласно положениям, утверждаемым руководителями бюджетных организаций;
Анатолий Дашко отметил, что по указу вместо действующей 27-разрядной Единой тарифной сетки работников в Беларуси вводится 18-разрядная тарифная сетка для определения размеров оплаты труда работников бюджетных организаций. Соответствующие изменения претерпит и законодательство. При этом ее введение не допускает снижения зарплаты, заверил депутат .
В то же время расширяются полномочия отраслевых министерств и руководителей на местах. «Согласно законопроекту отраслевые министерства подзаконными актами устанавливают тарифные разряды и определяют перечни стимулирующих и компенсирующих выплат и их размеры. Кроме того, государственным органам и бюджетным организациям предоставляется право самостоятельно устанавливать размеры выплат работникам в зависимости от результатов труда и наличия средств», — отметил депутат.
— оказываться материальная помощь, как правило, в связи с непредвиденными материальными затруднениями с направлением на эти цели средств в размере 0,3 среднемесячной суммы окладов работников. Размеры, порядок и условия оказания материальной помощи определяются согласно положениям, утверждаемым руководителями бюджетных организаций.
Тарифные сетки
Как уже было указано, тарифные сетки предназначены для расчета и присвоения каждой категории лиц определенного тарифного коэффициента, определяющего размер финансовых выплат.
По мере того как рабочий повышает свою квалификацию, растет и показатель его тарифного коэффициента. Тарифный коэффициент, соответствующий тому или иному разряду, получается путем деления ставки рассматриваемого разряда на ставку первого разряда
Так как этот показатель определяет размер заработной платы сотрудника, важно, чтобы он рассчитывался максимально точно и имел прочную научно-доказательную основу
При помощи тарифного коэффициента, допустим расчёт заработной платы не только для конкретно взятых лиц, но также и усредненный показатель для отдельной бригады, цеха или предприятия в целом.
Единая тарифная сетка в бюджетных учреждениях
Бюджетные предприятия обязаны использовать только разработанные государством справочники, так как в них применяются узаконенные оклады на примере МРОТ, к которым прибавляются различные надбавки и прочие выплаты. При этом если сотрудник обладает большим стажем в данной структуре, то он вправе получать повышенные надбавки и в расчете его зарплаты используется высокий коэффициент.
Единая тарифная сетка РФ – это система разрядов, служащая для определения правильных соотношений между оплатой труда и квалификационным уровнем работы работников бюджетной сферы. ЕТС содержит в себе 18 разрядов и таким образом делит все виды работ, выполняемых в организациях, на 18 «видов», зависящих от сложности и квалификации.
Преимущества и недостатки окладной системы труда
Как и другие варианты и виды оплаты труда, окладная система обладает определенными характеристиками, делающими её применение в одних ситуациях – крайне эффективным и наоборот – крайне неудобным в иных случаях. Так, к преимуществам оклада можно отнести следующие факторы:
- Простота применения. Окладная система является одной из наиболее простых и универсальных в вопросах оформления трудового договора, кадровой документации и бухгалтерской отчетности. В частности, она предполагает необходимость лишь подсчитывать дни временной нетрудоспособности или отсутствия работника на месте исполнения трудовых обязанностей по иным причинам.
- Снижение расходов. Применение окладной системы труда за счет ее простоты не требует внедрения сложных систем учета и больших затрат на кадровое делопроизводство, что значительно снижает сопутствующие её введению и эксплуатации расходы, особенно в сравнении с такими сложными вариантами организации начисления зарплаты, как почасовая система оплаты.
- Высокий уровень стабильности. Для сотрудников одним из основных преимуществ окладной системы можно назвать наиболее высокий уровень стабильности заработка. То есть – они всегда будут уверены в том, что получат как минимум определенный их окладом объем средств вне зависимости от большинства иных обстоятельств. Работодатель также в свою очередь всегда имеет возможность заранее предугадывать обязательные постоянные расходы на оплату труда.
- Низкая текучка кадров. Данное достоинство системы окладной оплаты труда напрямую проистекает из вышеупомянутого. За счет высокой стабильности, работники не стремятся рисковать своим заработком и предпочитают повышать свою квалификацию и планируют для увеличения собственных доходов будущий карьерный рост в рамках компании. Сдельная же оплата труда в сравнении с окладом, не стимулирует работников на длительные отношения с карьерным ростом, а лишь направляет их на прямое повышение личной производительности в непосредственно происходящий момент.
- Широкий спектр применения. Окладная система, пусть и с меньшей эффективностью, но может применяться в отношении абсолютно любых должностей и работников, в то время как иные методы оплаты труда являются полностью неприменимыми в определенных случаях. Поэтому установить её можно даже на временной основе при подготовке дополнительной документации об изменениях в механизме оплаты труда.
Помимо положительных сторон оклад имеет и отрицательные черты. В частности, к минусам системы начисления оклада традиционно относятся:
- Низкий уровень мотивации трудящихся. Сама по себе мотивация работников является при окладной системе наиболее низкой – на размеры подлежащих уплате со стороны работодателя средств не оказывают влияние практически никакие основные трудовые факторы. Эта особенность прямо сказывает на всех видах повременной оплаты в отличие от сдельных систем. Однако окладно-премиальная система может значительно нивелировать воздействие означенного минуса при должном использовании.
- Необходимость оплаты нерабочих дней. При окладной системе труда, установленный оклад выплачивается ежемесячно, без разделения суммы оплаты в зависимости от количества рабочих и нерабочих дней в одном месяцев. Соответственно, данный фактор никак не может позитивно сказаться на минимизации расходов предприятия.
- Повышенные риски. За счет обязательности выплаты сотрудникам окладов, они должны выплачиваться в полном размере, определенном трудовым договором или действующими тарифными ставками вне зависимости от наличествующих рыночных обстоятельств. В итоге, в кризисные периоды у предприятия может просто не иметься достаточного количества средств на покрытие общих затрат по обеспечению зарплатного фонда.
Учитывая означенные особенности окладной системы оплаты, работодатель может сделать полноценный вывод о целесообразности или отсутствии таковой по отношению к внедрению на предприятие такой системы оплаты труда, как оклад.
Как было раньше
До 2011 года
тарифная система оплаты труда действовала во всех бюджетных учреждениях. В
стране существовала Единая тарифная сетка РФ. В ней были указаны разряды для
всех специальностей работников бюджетной сферы. Исключение составляли только
высшие руководители страны (министры и их заместители). Единая сетка содержала
18 разрядов.
- профессия рабочий относилась к
1-4 разрядам; - техники
к 2-4 разрядам; - инженеры
к 6-13 разрядам; - руководство
к 14-18 разрядам.
Дополнительно к окладам, указанным в сетке, применялись различные надбавки. Например, за ненормированный рабочий день, за выслугу лет, за работу с вредными условиями и т.д. Такая система действовала в стране с 1992 года. Но в 2008 году произошли изменения. Схема оплаты труда бюджетников поменялась. Тем не менее, полностью отойти от Единой сетки сразу не получилось. Она просуществовала до 1.06.2011.
Коммерческие
предприятия закон никогда не заставлял применять тарифную оплату труда. Решение
оставалось за руководством. На больших заводах и в крупных организациях часто
использовалась такая система. Это удобно при количестве сотрудников в несколько
сот человек. Позволяет достаточно справедливо распределить фонд оплаты труда
среди людей.
Тарифная сетка удобна при количестве сотрудников в несколько сот человек
Такой способ расчёта зарплаты могут использовать только организации с так называемой «белой» оплатой труда. К сожалению, среди коммерческих организаций процветает зарплата в конвертах. Работодатель платит сотрудникам определённую небольшую сумму, с которой отчисляют налоги и делают взносы в фонды. Остальную сумму работник получает на руки. При такой системе может получиться, что директор официально получает 18000 руб. в месяц, и уборщица тоже получает 18000 руб. в месяц. А это прямое нарушение статьи 132 Трудового кодекса РФ. В ней указано, что зарплата человека зависит от условий работы, её сложности, квалификации самого работника, а также качества и количества труда. Возможно фактическая «серая» зарплата и отвечает этим требованиям, но по размеру официальной зарплаты о соблюдении норм статьи 132 ТК РФ говорить не приходится.
197-ФЗ
Какую сумму
доплачивают на руки – можно только догадываться. Сумма такой доплаты зависит
исключительно от воли и желания хозяина или руководителя фирмы. А в таком
случае, говорить о справедливой оплате
труда работников можно далеко не всегда.
Вот именно с
такими схемами и могла бы бороться тарифная оплата труда. При её использовании
просто невозможно, чтобы официальные зарплаты директора и уборщицы были
одинаковыми. Сам работник легко может разобраться, как насчитали ему зарплату,
а значит, при необходимости отстоять свои права.
Несомненно,
закрепление тарифной системы оплаты труда на законодательном уровне стало бы
шагом к усилению мер для защиты прав работников.
Как создается тарифная сетка в коммерческих компаниях
Тарифная сетка разрабатывается следующим образом:
Вначале определяют все должности и специальности по отделам компании. Затем в зависимости от видов и значимости функции делят на разряды. При этом в основе первого разряда стоит размер МРОТ и коэффициент 1. То есть, в рамках тарифной сетки закрепляется привязка к тарифным разрядам. Так, все должности на предприятии разбиваются на определенные группы — разряды. Обычно 1-й разряд присваивается наименее квалифицированным должностям, а с повышением уровня сложности работы повышается и разряд.
Далее устанавливают квалификационные коэффициенты и закрепляют получившуюся систему тарификации локальным нормативным актом. Например, в положении об оплате труда или в коллективном договоре, прописываются все составляющие этой системы и принципы их применения.
Именно таким образом работодатель должен разработать и расписать тарифную сетку, которая будет использоваться при начислении зарплаты сотрудникам.
Формы оплаты труда
В зависимости от того, каким способом работодатель осуществляет начисление заработной платы, большинство современных предприятий используют повременную или как вариант – сдельную форму заработной платы. Она может зависеть в отдельных случаях от количества выработанного времени, произведенной продукции или с учетом обоих факторов.
Основное различие форм заработной платы заключается в том, если с повременной формой заработной платы, денежные средства начисляются согласно тарифной ставке, разряду с учетом времени, отработанного сотрудником.
Размер сдельной заработной платы зависит в первую очередь от работоспособности самого работника и может быть непостоянным.
В некоторых случаях сотрудник также может иметь дело с различными модификациями систем заработной платы, когда на размер выплат оказывают влияние попеременно разные слагаемые выплат.
Бестарифный вариант
Бестарифная система оплаты труда ставит на первый план уровень квалификации сотрудника. В свою очередь, он определяется признаками, оговариваемыми сторонами трудового договора во время его заключения.
На сегодняшний день существует несколько разновидностей бестарифной оплаты труда:
- Оплата по диапазонам представляет собой систему, согласно которой заработная плата зависит от умения сотрудника грамотно воплощать в жизнь конкретные задачи и получать высокие результаты работы за установленный отрезок времени.
- Оплата согласно коэффициенту трудовой стоимости отличается тем, что главную роль здесь играет отношение заработной платы, получаемой сотрудником по факту к минимальному среднему уровню зарплаты за определённый период. Получившийся в итоге коэффициент является отражением деловых качеств сотрудника и того, насколько эффективно он справляется со своими обязанностями.
Основные признаки:
- Наличие фонда оплаты труда, составленного из фиксированного процента заработка.
- Долевое распределение средств фонда между работниками предприятия.
- Учет личных результатов сотрудников, их достижений, а также качества реализации предъявляемых требований и социального заказа.
Зарплата бюджетникам в 2020 году в России
В каждом регионе количество представителей бюджетной сферы составляет основную часть населения. Не все региональные бюджеты способны сегодня выполнять поставленную «майскими указами» задачу. Правительство обещает кардинальное изменение ситуации с зарплатой бюджетников в 2020 году в России.
- Москва – 18742 руб.;
- Московская область – 13500 руб.;
- Санкт-Петербург – 17000 руб.;
- Тульская область – 13 000 руб.
- Ненецкий автономный округ – 14260 руб.;
- Магаданская область – 19500 руб.;
- Республика Саха – 17388 руб.;
- Камчатский край – 16910 руб.;
- Ямало-Ненецкий автономный округ – 16299 руб.;
- Сахалин – 15150 руб.
Рекомендуем прочесть: Реализация Программы Поддержки Семей С Двумя Детьми
Зарплата в Беларуси выводится из двух показателей: оклада и дополнительных выплат
Оклад — та сумма, которая прописывается в контракте («зарплата от… BYN»). Она выводится из тарифной ставки первого разряда, доплат за должность, профессиональный уровень и повышение по контракту.
Размер тарифной ставки указан в Единой тарифной сетке (ЕТС), на 2019-й год она составляет 41 BYN. Там же найдёшь коэффициенты, которые соответствуют каждой должности и профессии в Беларуси. По данным ЕТС рассчитывается зарплата для работников бюджетной сферы. Коммерческие организации и ИП могут сами устанавливать тарифную ставку и выводить оклад, но зачастую они пользуются указанным документом.
Всё зависит от того, где будешь работать. К примеру, учителя традиционно считают работником бюджетной сферы, но если он устроится не в государственную школу, а частный учебный центр, то будет представителем коммерческой сферы
Повышение по контракту — «плюшка», которую выплачивает директор в качестве мотивации сотрудников. Максимальной размер составляет 50% от оклада, но директор не обязан выплачивать именно столько: даже повышение на 0,5% считается соблюдением условий контракта.
Не забывай, что ежемесячно из зарплаты вычитываются налоги. Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) собирает деньги (35% от зарплаты) на финансирование страховых социальных выплат. С помощью собранных денег выплачивают пенсии, различного вида пособия, расходы на лечение взрослых и детей. Чтобы застраховать работника от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний, в Беларуси с 2004 года ввели обязательное страхование (0,5% в 2018 году). Также вычитывается из зарплаты подоходный налог — налог на доходы (13%).
Из указанных выше цифр выводится «голый оклад» — та сумма, которую будешь получать ежемесячно. Обычно молодые специалисты получают именно его. Далее поговорим о дополнительных выплатах.