Топливо: дешевле, но рулетка
По состоянию на 30 августа бензин АИ-95 и дизель в Беларуси стоили 2,05 рубля, в то время как цена на АИ-95 в России – 1,66 рубля, а на дизельное топливо – 1,65 рубля. То есть топливо в России почти на 20% дешевле, чем в Беларуси.
Но тут есть свое «но». Качество топлива. Не раз от местных жителей мне случалось слышать жалобы, что заправка автомобиля для них – это порой рулетка: кому-то довелось заправиться разбавленным топливом, кому-то – «вообще непонятно чем». Поэтому, когда знакомые и родные советовали не заправляться на какой-то АЗС, я прислушивалась к их советам.
В Беларуси тоже, конечно, бывают проблемы с качеством топлива, но о таких случаях я слышала не часто.
Дороги: чем дальше от столицы, тем хуже
Я прожила всю жизнь в Беларуси и исколесила по ней тысячи километров. Побывав в разных городах России, я сделала ряд выводов.
Да, трафик в России выше, что существенно усложняет передвижение по таким городам, как Москва или Нижний Новгород. Но даже при большой загруженности дороги в этих городах – безупречные. В принципе, как и у нас в Минске.
Дороги в Москве. Фото: Александра РАЗИНА
Однако стоит только выехать за границу той же Москвы, как картинка меняется. И то, что говорят о ямах, – сущая правда. Они порой таких размеров, будто их специально выкопали, чтобы что-то зарыть, а закопать забыли.
Небольшая выбоина на проезжей части в Дзержинске. Фото: Александра РАЗИНА
Еще одна фишка российских дорог – «лежачие полицейские». Точнее – их размеры. Такое чувство, что их делали по принципу «как получится, так и будет». Мне лично чаще всего встречались высокие и узкие. Причем настолько высокие, что, если перед ними полностью(!) не остановиться, останешься без подвески.
Железный спящий полицейский в Дзержинске. Фото: Александра РАЗИНА
В Беларуси с подобными ямами я редко, но встречалась, а вот таких «спящих полицейских» никогда не видела.
Дорога в Дзержинске. Фото: Александра РАЗИНА
Так что на ремонт российские автомобилисты, возможно, тратят больше, чем белорусы. Хотя с уверенностью утверждать не берусь: тут все зависит от города проживания. Правда, в больших городах, где дороги лучше, есть другая проблема – высокий уровень аварийности.
Дорога в Нижнем Новгороде. Фото: Александра РАЗИНА
Стоимость топлива на заправках Белоруссии
Для тех, кто путешествует за границу на автомобиле, путешествие в Беларусь принесет приятный сюрприз, так как ценники на горючее в стране остаются низкими. Несмотря на многочисленные заявления в прессе и интернете о том, что цены на топливо в Минске растут, тут не было ощутимого подорожания за 2019 год. За год наблюдались семи случаев положительной динамики в стоимости горючего и 3 случая отрицательной.
На сегодня (декабрь текущего года), фактическое положение стоимости покупки горючего выглядит следующим образом (детально в таблице). Стоимость топлива в Беларуси на сегодня:
Тип горючего | Стоимость в rub 1 литр | Цена в usd | Цена в eur |
АИ92 | 50,26 | 0,80 | 0,72 |
АИ95 | 53,83 | 0,86 | 0,77 |
АИ-98 | 57,40 | 0,92 | 0,82 |
Дизтопливо | 53,83 | 0,86 | 0,77 |
Пропановый газ | 28,86 | 0,46 | 0,41 |
AD-BLUE | 30,93 | 0,49 | 0,44 |
Метановый газ | 19,46 | 0,31 | 0,28 |
Стоимость невысокая (сравнивая с Европой), поэтому смело рекомендуем Беларусь для посещения на личном или арендованном транспорте. Учтите, оплата принимается в бел рублях.
А-100
Одна из распространенных белорусских автозаправочных сетей, делающая упор на многоэтапной системе контроля качества. Компания на рынке с 1994 года, в основе идеологии – стремление к максимально чистому и экологичному топливу (отсюда и название А-100). Цена остается доступной (приведена в российских рублях):
Белоруснефть
Это наиболее крупный нефтеперерабатывающий холдинг Республики Беларусь. Имеет несколько перерабатывающих предприятий, и разветвленную сеть автозаправочных станций. Стоимость 92, 98-го горючего и дизельного топлива такая же, как и по всей стране – 48,02, 50,98 и 50,98 соответственно. Имеются дополнительные позиции в продаже (цены в валюте Российской Федерации):
- Бензин АИ 98 – 54,83 рубля;
- Газ ПБА – 26,97;
- Дизтопливо марки К5 – 55,72
Газпромнефть
Российские компании также ведут бизнес и на территории дружественного государства. Один из лидеров отрасли – Газпромнефть реализует горючее на территории республики. Имеется разветвленная сеть АЗС, цена топлива, как и на белорусских заправках.
United Company
Еще одна сеть популярных АЗС, которая возникла в 1992 году. На сегодня – 11 заправочных станций, которые расположены на крупных автомагистралях в районе Минска и Гродно. Стоимость горючего АИ 92 – 48,02 рубля, а АИ 95 – 50,59 рублей. Дизайн в голубо-желтых тонах, логотип представляет ромб с маркировкой «UC» и двумя волнистыми линиями. Пункты заправки большие и пользуются спросом у местных жителей.
Лукойл
Известная отечественная фирма, которая ведет деятельность на территории республики Беларусь – это Лукойл. Она знакома автомобилистам из России, привлекает качеством обслуживания и демократичными ценами на бензин. К слову о – они не имеют разницы от средних по стране. Легко узнать по красному дизайну заправочных пунктов, которые выполнены в формате-6-7 колонок. Имеется минимаркет и небольших размеров магазин.
Мингаз
Это государственное унитарное предприятие, которое специализируется на добыче и переработке природного газа в Беларуси. Для автомобилистов, на газовых заправочных станциях «Мингаз» можно встретить пропановое и метановое топливо. Стоимость – 26,91 рублей (в отечественной валюте). Основная локализация – пригород Гродно, приграничные районы и Минск. Заправочные пункты не превышают 1-2 колонок, имеют дизайн в сине-желтых тонах.
Роснефть
Эти АЗС знакомы российским туристам, путешествующим на машине, по желто-черной символике. Реализуется бензин всех марок (92, 95, 98), а также сжиженный газ – метан и пропан. Также можно заправиться дизелем. Стоимость равняется средней по РБ.
Трайпл
Молодая фирма, которая уже успела обрести постоянных клиентов благодаря привлекательным программам лояльности. Стоимость тут равняется средней (АИ92 – 50,26, АИ98 – 57,40, ДТ – 53,83). Заправки сосредоточены вокруг столицы, на оживленных автомагистралях. Имеет символику в цветах российского флага и логотип в виде круглого значка.
Путешествовать в Беларусь на автомобиле – выгодно. Это подтверждается низкими ценами на бензин (сравнительно с европейским уровнем), а также политикой. Последняя, определена законом – цена в любой АЗС должна быть единой. Поэтому, путешествие не потребует дополнительных затрат и не вызовет разочарований.
От чего зависит цена
Аналитик Татьяна Маненок поясняет, что на цену топлива в Беларуси влияют несколько факторов. Ключевая составляющая – это стоимость нефти. От нее цена дизельного топлива и бензина на внутреннем рынке Беларуси зависит примерно на 80%
А нефть, обращает внимание собеседница, в этом году дорожает существенно
– Если в 2020 году средняя мировая котировка нефти равнялась 41,7 доллара за баррель, то в январе 2021 года – 54,8 доллара, в марте – 65,6 доллара, а за первый квартал текущего года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, цена на нефть увеличилась на 21%, – говорит Татьяна Маненок.
Она поясняет, что Беларусь покупает российскую нефть в привязке к мировым котировкам за минусом экспортных пошлин. Но в связи с налоговым маневром, который завершится в нефтяной отрасли России к 2024 году, эта пошлина плавно уменьшается и с 2024 года полностью исчезнет. А это значит, что Беларусь будет покупать нефть у России по мировым ценам.
– Раньше стоимость российской нефти для Беларуси составляла 50% от мировых котировок, сейчас – более 80%. С каждым годом пошлина снижается, переносится в стоимость нефти, а это значит, что для Беларуси нефть в любом случае дорожает, – говорит Татьяна Маненок.
Еще одна важная составляющая – это курс белорусского рубля к доллару, ведь белорусские НПЗ покупают нефть не в белорусских рублях, а преимущественно в долларах.
Также собеседница говорит, что цена на топливо в Беларуси формируется в том числе с учетом торговой надбавки продавца и НДС
Размеры торговых надбавок, обращает внимание Татьяна Маненок, уже долгое время остаются неизменными, а целевой параметр доходности для белорусских НПЗ удерживается на уровне рентабельности продаж около 3%
– Это очень низкий уровень рентабельности, то есть нефтеперерабатывающие заводы не могут зарабатывать на морже больше 3% и эта цифра сохраняется уже несколько лет. Рентабельностью ограничены и АЗС. Продажа топлива для них – в «минус», и АЗС вынуждены зарабатывать на продаже сопутствующих товаров – кофе, сладостей и т.п., – рассуждает эксперт.