Moex — совкомфлот

Содержание

Описание эмитента

Совкомфлот — крупнейшая судоходная группа компаний в России, один из мировых лидеров в области морской транспортировки сжиженного газа, сырой нефти и нефтепродуктов, а также обслуживания и обеспечения морской добычи углеводородов. Компания участвует в обслуживании крупных энергетических проектов в России и за ее пределами: «Ямал СПГ», «Сахалин-1», «Сахалин-2», «Приразломное», «Новый порт», «Варандей», «Тангу».

Основные показатели обыкн. акций
Тикер FLOT
ISIN RU000A0JXNU8
Рыночная капитализация $ 2 994 млн
Enterprise value (EV) $ 6 224 млн
Мультипликаторы
P/E LTM 11,2
P/E 2021E 9,6
EV/EBITDA LTM 7,3
EV/EBITDA 2021Е 6,9
Финансовые показатели, млн $ 
Показатель 2018 2019 2020П
Выручка 1 520 1 665 1 415
EBITDA 542 825 979
Чистая прибыль -46 225 380;
Дивиденды 30 25 190
Финансовые коэффициенты
Показатель 2018 2019 2020П
Маржа EBITDA 35,60% 49,50% 69,23%;
Чистая маржа -3,00% 13,50% 26,83%;
ROE -1,30% 6,70% 9,96%;
Чистый долг / EBITDA 5,87 x 3,76 x 2,17 х

Собственный и зафрахтованный флот, специализирующийся на транспортировке углеводородов из районов со сложной ледовой обстановкой, включает 146 судов общим дедвейтом 12 722 759 тонн и средним возрастом около 9 лет, при этом 80 судов имеют высокий ледовый класс.

В январе 2021 года Совкомфлот и концерн Total заключили тайм-чартерный договор, предусматривающий заказ нового газовоза грузовместимостью 174 тыс. куб. м, которым будет владеть и управлять Совкомфлот в рамках грузовой программы Total сроком до 7 лет. Контракт также содержит опцион на один или два аналогичных газовоза.

Компания генерирует выручку от обслуживания шельфовой добычи углеводородов, транспортировки энергоносителей (сырой нефти, сжиженного газа и нефтепродуктов) и предоставления прочих морских услуг.

Формирование выручки (2019 г., млн $, справа) и структура активов по бизнес-сегментам (слева)

Сравнение публичных компаний-аналогов по EBITDA за 2019 г. (млн $)  

Стратегия развития до 2025 года

В соответствии со Стратегией развития компании доля флота, обслуживающего индустриальные проекты в рамках долгосрочных договоров фрахтования, может достичь 40–50% к 2025 году, а доходы от эксплуатации данных судов — до 2/3 от совокупной выручки предприятия.

Ключевые направления Стратегии-2025:

  • сохранение фокуса на транспортировке энергоносителей (сырой нефти, сжиженного газа и нефтепродуктов) и обслуживании шельфовой добычи углеводородов;
  • наращивание доли индустриального бизнеса с акцентом на наиболее доходных сегментах конвенционального бизнеса;
  • укрепление позиций в ключевых сегментах мирового рынка с концентрацией на обслуживании крупных национальных проектов в сложных климатических и ледовых условиях, а также перевозках сжиженного газа в рамках международных проектов ведущих нефтегазовых компаний;
  • обеспечение безопасности мореплавания, уменьшение негативного воздействия на окружающую среду;
  • внедрение инновационных технических и технологических решений.

Отрасль

Мировой рынок танкерных перевозок характеризуется высокой конкуренцией и сильно фрагментирован. Число игроков превышает 3 тыс. Доля группы компаний «Совкомфлот» на фрахтовом рынке не превышает 1%.

В кризис можно ожидать консолидации рынка вокруг крупных игроков с ликвидными балансами и доступом к финансированию, что впоследствии положительно скажется на рентабельности отрасли.

Спрос на танкерные перевозки находится под влиянием ряда факторов, среди которых наиболее значимыми являются:

  • предложение и спрос на сырую нефть и нефтепродукты;
  • наличие перерабатывающих мощностей и хранилищ;
  • экономическая ситуация на мировых и региональных рынках;
  • расстояния транспортировки нефти и нефтепродуктов;
  • конкуренция со стороны других видов транспорта.

Предложение на танкерном рынке также зависит от ряда факторов, в частности:

  • темпов и объемов поставок новых судов;
  • коэффициента утилизации возрастного тоннажа;
  • конверсии существующего флота;
  • изменений в сфере регулирования отрасли.

В 2019 году наблюдалось сокращение числа введенных в эксплуатацию новых судов, и вкупе с устареванием действующего флота это обусловило замедление снижения темпов роста предложения совокупной мощности.

В первой половине 2020 года ставки фрахта значительно выросли и приближались к уровням 10-летних максимумов, что было вызвано низкими ценами на нефть и повышенным спросом на мощности по хранению. Во второй половине года началась коррекция в силу сезонного фактора — спрос на рынке танкерных перевозок падает из-за летнего снижения спроса на нефть и нефтепродукты, а в 2020 году влияние сезонного фактора усилилось из-за воздействия пандемии коронавируса, а также за счет решения нефтяников снизить объемы добычи, чтобы поддержать стоимость черного золота.

Совкомфлот ожидает улучшения конъюнктуры фрахтового рынка танкерных перевозок и роста ставок после падения в третьем квартале 2020 года.

Опрос: каким брокером вы пользуетесь?

Спасибо, ваш голос учтен Страница будет перезагружена

Тинькофф

ВТБ

Сбербанк

БКС

Другой

Дивидендная политика Совкомфлота

  • Согласно дивидендной политике, на выплату дивидендов должно уходить не менее 25% прибыли по МСФО. При этом более 80% акций Совкомфлота принадлежат государству, а значит на компанию распространяется единый подход к выплате дивидендов правительства РФ.
  • В 2021 году были выплачены дивиденды за 2020 год в размере 6,67 руб. на 1 акцию (всего — более 15 млрд. рублей или 84% от консолидированной прибыли).
  • Дивиденды выплачиваются один раз в год.

Как получить дивиденды Совкомфлота

Для того, чтобы получить дивиденды Совкомфлота вам не нужно предпринимать какие-то сложные действия или составлять отдельные заявки. Сам процесс распределения и выплаты дивидендов происходит без вашего участия, достаточно за два рабочих дня до закрытия реестра владеть акциями компании.

Пример: Совкомфлот объявил о выплате дивидендов в размере 6.67 руб. на одну акцию. Закрытие реестра назначили на 5 июля 2021 г., но как уже объяснялось выше, по факту последний день для покупки акций Совкомфлота1 июля 2021 г.

Неважно сколько времени вы владели акциями Совкомфлота: два года, месяц или 5 минут. Если на момент закрытия биржи 1 июля 2021 г

вы владели акциями Совкомфлота, то получите дивиденды. Если вы продадите акции 1 июля 2021 г. и не будете покупать их обратно перед закрытием торгового дня, то дивиденды вы не получите.

По умолчанию у большинства брокеров дивиденды приходят на брокерский счет, но часть брокеров также дает возможность получать дивиденды на банковский счет. Уточните этот момент у службы поддержки своего брокера.

Когда можно продавать акции Совкомфлота без потери права на дивиденды? На утро следующего рабочего дня — 2 июля 2021 г. Но стоит помнить про дивгэп при котором акции падают примерно на размер выплаченных дивидендов. Вот пример такого падения в акциях Сургутнефтегаза.

Факторы привлекательности

  • Лидер в сфере морской транспортировки в РФ. Компания играет важную стратегическую роль в обслуживании крупных энергетических проектов страны, которые расположены в сложных климатических и ледовых условиях, так как владеет и управляет одним из крупнейших в мире (по числу судов и дедвейту) флотов челночных танкеров ледового класса, газовозов СПГ и ледокольных судов снабжения.
  • Компания работает с крупнейшими представителями нефтегазовой отрасли. В числе клиентов Совкомфлота — Газпром, ЛУКОЙЛ, НОВАТЭК, Royal Dutch Shell, ExxonMobil, Chevron.
  • Современный флот.Собственный и зафрахтованный флот, специализирующийся на транспортировке углеводородов из районов со сложной ледовой обстановкой, включает 146 судов общим дедвейтом 12,7 млн тонн и средним возрастом около 9 лет, при этом 80 судов имеют высокий ледовый класс. Кроме того, портфель судостроительных заказов включает 26 судна, которые планируются к поставке в 2022–2025 гг.
  • Мировой рост спроса на СПГ и наращивание производственных мощностей в России будет способствовать увеличению спроса на услуги компании и росту ее бизнеса.

 Мировой спрос на СПГ (млн тонн, слева) и мощность производства СПГ в России (млн тонн, справа)

  • Защита от девальвации рубля. Выручка номинирована в долларах.
  • Объем законтрактованной выручки составляет приблизительно $ 24 млрд,что превышает выручку 2019 года в 14 раз. Средневзвешенный срок действия тайм-чартерных договоров составляет 24,9 года.
  • Стратегия компании до 2025 года предусматривает расширение до 40–50% доли флота, обслуживающего индустриальные проекты в рамках долгосрочных договоров фрахтования, а также доходов от эксплуатации этих судов — ​до 2/3 от совокупной выручки предприятия. В рамках новой стратегии к 2025 году доля долгосрочных контрактов должна вырасти с 54% до 70%.
  • Компания проявила высокую устойчивость к кризису. По итогам 9 мес. 2020 года, на время которых пришлась пандемия COVID-19, компания смогла существенно улучшить финансовые показатели. В частности, выручка увеличилась на 22,1%, с $ 876,4 млн за аналогичный период прошлого года до $ 1069,8 млн. Чистая прибыль, в свою очередь, подскочила на 113,9%, с $ 116,3 млн годом ранее до $ 248,8 млн.
  • Мы ожидаем рост ключевых показателей Совкомфлота в 2020 году: EBITDA2020Е, по данным Bloomberg, может составить $ 979 млн (+19% г/г), а чистая прибыль — $ 380 млн (+69% г/г).
  • Экологичные технологии эмитента добавляют «очки» в рейтинге ESGи обуславливают премию в биржевой оценке акций. Компания внедрила технологии использования экологически более чистого газомоторного топлива при эксплуатации крупнотоннажных танкеров. Так, использование сжиженного природного газа позволяет сокращать выбросы в СO₂ на 30%, оксидов азота, серы и сажи — на 94–100%.
  • Привлекательная дивидендная политика. Компания каждый год платит дивиденды, и этот год не исключение: планируется направить на выплаты не менее 50% чистой прибыли по МСФО. По нашим оценкам, дивиденд может составить 7,1 руб. на акцию, с доходностью 7,8%.

Приводим ниже историю и прогноз по дивидендам:

График выплат на 2021 год

В списке указаны название компании, размер дивидендов и дата закрытия реестра:

  1. ЯТЭК ао YAKG, 0.61, 26.04.2021
  2. НКНХ ап NKNCP 0.73, 27.04.2021
  3. GLTR-гдр GLTR 28, 29.04.2021
  4. ЦМТ ао WTCM 0.562249, 06.05.2021
  5. ЦМТ ап WTCMP 0.562249, 06.05.2021
  6. Белуга ао BELU 90, 06.05.2021
  7. Новатэк ао NVTK 23.74, 07.05.2021
  8. Самолет ао SMLT40.5, 10.05.2021
  9. ЛСРао LSR 39, 11.05.2021
  10. Polymetal POLY 66.07, 11.05.2021
  11. Куйбазот KAZT6.85, 11.05.2021
  12. Куйбазот-п KAZTP 6.85, 11.05.2021
  13. Сбербанк SBER18.7, 12.05.2021
  14. Сбербанк-п SBERP18.7, 12.05.2021
  15. МосБиржа MOEX 9.45, 14.05.2021
  16. ПИК ао PIKK45.43, 17.05.2021
  17. М.видео MVID38, 18.05.2021
  18. ТрансК ао TRCN 403.88, 24.05.2021
  19. MDMG-гдр MDMG 19, 25.05.2021
  20. РусАква ао AQUA 5, 27.05.2021
  21. ФСК ЕЭС ао FEES 0.0094943, 29.05.2021
  22. СевСт-ао CHMF 36.27,01.06.2021
  23. ГМКНорНик GMKN 1021.2, 01.06.2021
  24. Таттел.ао TTLK0.0393, 01.06.2021
  25. iQIWI QIWI 11.13, 02.06.2021
  26. ВСМПО-АВСМ VSMO 258.89, 03.06.2021
  27. РязЭнСб RZSB 1.4517, 03.06.2021
  28. ИнтерРАОао IRAO 0.180711, 07.06.2021
  29. Распадская RASP 5.7, 07.06.2021
  30. ФосАгроао PHOR 63, 07.06.2021
  31. Полюс PLZL387.15, 07.06.2021
  32. БСП ао BSPB 4.56, 07.06.2021
  33. НЛМК ао NLMK 7.25, 09.06.2021
  34. СаратНПЗ-п KRKNP1133, 09.06.2021
  35. МРСКВол MRKV 0 09.06.2021
  36. МОЭСК MSRS 0.0869, 09.06.2021
  37. МРСК СЗ MRKZ 0.0009459, 09.06.2021
  38. МРСК Ур MRKU0.006582, 09.06.2021
  39. Акрон AKRN160.72, 09.06.2021
  40. МРСКЮга ао MRKY0.003183, 09.06.2021
  41. МРСК Центр MRKC 0.0288, 10.06.2021
  42. Совкомфлот FLOT 6.66, 10.06.2021
  43. Ленэнерго LSNG 0.1814, 11.06.2021
  44. Ленэнерг-п LSNGP13.05, 11.06.2021
  45. Магнит ао MGNT 158.89, 14.06.2021
  46. Роснефть ROSN 6, 15.06.2021
  47. ЧТПЗ ао CHEP 17.95, 15.06.2021
  48. Россети ао RSTI 0.0986, 15.06.2021
  49. Россети ап RSTIP 0.0332, 15.06.2021
  50. ММК MAGN 0.945, 17.06.2021
  51. ТРК ап TORSP 0.002036, 17.06.2021
  52. ПермьЭнСб PMSB 11.9, 17.06.2021
  53. ПермьЭнС-п PMSBP 11.9, 17.06.2021
  54. ММК MAGN 1.795, 20.06.2021
  55. Юнипро ао UPRO 0.111, 22.06.2021
  56. Селигдар-п SELGP 2.25, 24.06.2021
  57. МРСК ЦП MRKP 0.0219, 25.06.2021
  58. Химпром ап HIMCP 0.14, 25.06.2021
  59. Газпрнефть SIBN 6.5, 26.06.2021
  60. Татнфт 3ао TATN 25, 30.06.2021
  61. Татнфт 3ап TATNP 25, 30.06.2021
  62. ГАЗ ап GAZAP 5.13, 30.06.2021
  63. iММЦБ ао GEMA 18.5, 03.07.2021
  64. ЛУКОЙЛ LKOH 213, 05.07.2021
  65. Башнефт ао BANE 31.25, 06.07.2021
  66. Башнефт ап BANEP 31.25, 06.07.2021
  67. ФосАгро ао PHOR 85.28, 06.07.2021
  68. ТГК-1 TGKA 0.0010458, 07.07.2021
  69. ВТБ ао VTBR 0.00133, 07.07.2021
  70. МТС-ао MTSS 26.51, 08.07.2021
  71. +МосЭнерго MSNG 0.1054, 08.07.2021
  72. ЭнелРос ао ENRU 0, 09.07.2021
  73. ОГК-2 ао OGKB 0.0601, 10.07.2021
  74. ОргСинт ао KZOS 4.02, 10.07.2021
  75. ОргСинт ап KZOSP 0.25, 10.07.2021
  76. МГТС-5ао MGTS 154, 11.07.2021
  77. МГТС-4ап MGTSP 154, 11.07.2021
  78. Детский Мир DSKY 3.01, 11.07.2021
  79. АЛРОСА ао ALRS 8, 13.07.2021
  80. Лензол. ап LNZLP 110, 13.07.2021
  81. НЛМК ао NLMK 4.15, 13.07.2021
  82. ГАЗПРОМ ао GAZP 12.55, 16.07.2021
  83. Красэсб ап KRSBP 1.0477, 17.07.2021
  84. Мечел ап MTLRP 1.167, 17.07.2021
  85. Красэсб ао KRSB 1.0477, 17.07.2021
  86. Система ао AFKS 0.26, 18.07.2021
  87. Сургнфгз SNGS 0.6, 20.07.2021
  88. Сургнфгз-п SNGSP 6.72, 20.07.2021
  89. iММЦБ ао GEMA 17.5, 23.07.2021
  90. НКХП ао NKHP 7.26, 27.07.2021
  91. НМТП ао NMTP 0.4443, 28.07.2021
  92. Транснф ап TRNFP 9250, 16.08.2021
  93. Ростел -ао RTKM 5, 21.08.2021
  94. Ростел -ап RTKMP 5, 21.08.2021
  95. ЗаводДИОД DIOD 0.43, 01.09.2021
  96. Polymetal POLY 62.33, 04.09.2021
  97. СевСт-ао CHMF 31.95, 08.09.2021
  98. GLTR-гдр GLTR16.78, 08.09.2021
  99. РусАква ао AQUA5, 11.09.2021
  100. Русагро AGRO 41, 18.09.2021
  101. MDMG-гдр MDMG 12.81, 18.09.2021
  102. iQIWI QIWI 11.13, 22.09.2021
  103. ММК MAGN1.28, 23.09.2021
  104. ТрансК ао TRCN 110.38, 03.10.2021
  105. Самолет ао SMLT40.5, 04.10.2021
  106. ЧеркизГ-ао GCHE 48.44, 05.10.2021
  107. ГМКНорНик GMKN 689.46, 07.10.2021
  108. БашИнСв ап BISVP0.7294, 09.10.2021
  109. РусГидро HYDR0.052, 10.10.2021
  110. Роснефть ROSN 12.53, 11.10.2021
  111. ВСМПО-АВСМ VSMO 867.77, 11.10.2021
  112. Химпром ап HIMCP 0.0816, 11.10.2021
  113. Татнфт 3ао TATN 33, 12.10.2021
  114. Татнфт 3ап TATNP 33, 12.10.2021
  115. Новатэк ао NVTK 18.23, 12.10.2021
  116. ЛСР ао LSRG 20, 12.10.2021
  117. МТС-ао MTSS 3.49, 12.10.2021
  118. НЛМК ао NLMK 4.15, 12.10.2021
  119. iММЦБ ао GEMA 10, 12.10.2021
  120. АЛРОСА ао ALRS 3, 14.10.2021
  121. Распадская RASP 2.72, 15.10.2021
  122. ФосАгро ао PHOR 40.08, 15.10.2021
  123. Полюс PLZL 250.26, 20.10.2021
  124. Белуга ао BELU10.93, 26.10.2021
  125. М.видео MVID 37.55, 20.11.2021
  126. Эталон ETLN 12, 20.11.2021
  127. СевСт-ао CHMF 31.95, 08.12.2021
  128. Акрон AKRN 151.27, 11.12.2021
  129. ЛУКОЙЛ LKOH 350, 18.12.2021
  130. Юнипро ао UPRO 0.1586, 20.12.2021
  131. Селигдар SELG 0.78, 24.12.2021
  132. Газпрнефть SIBN 18.14, 29.12.2021
  133. НЛМК ао NLMK 4.15, 29.12.2021
  134. iММЦБ ао GEMA 27, 30.12.2021

Как выбрать хорошую дивидендную компанию?

Следует обратить внимание на такие параметры:

  • история дивидендных выплат;
  • дивидендная политика;
  • финансовые результаты компании;
  • дивидендная доходность.

Советский? Нет, современный!

Компания с головным офисом в Санкт-Петербурге является крупным игроком и на мировом рынке морских перевозок. Государство, являвшееся 100 % акционером «Совкомфлота», еще в 2009 году заявляло о планах развивать компанию за деньги инвесторов. Однако к конкретике перешло лишь в 2020-м, когда была обнародована конкретная сумма нужных инвестиций — 42,25 млн рублей.

В ходе IPO всю компанию оценили в 3,18 млрд долларов, стоимость одной акции составила 105 рублей. В итоге в частные руки ушло около 17 % ценных бумаг «Совкомфлота».

Геннадий Салыч, председатель правления банка «Фридом Финанс»:

— Компания разместила 408 296 691 акцию по цене 105 рублей за штуку. Это значительно меньше, чем предполагали на рынке в сентябре (655 565 735 акций). Но государство, видимо, в данном случае ставило цель привлечь конкретную сумму в рамках исполнения параметров бюджета. В итоге, исходя из цены размещения в 105 рублей, которая примерно на 40 % выше сентябрьских средних рыночных прогнозов, «Совкомфлот» привлек в результате размещения около 42,9 млрд рублей, или 550 млн долларов.

Сделка по плану

Продажа «Совкомфлота» — плановая мера, которая находится в рамках долгосрочной стратегии по снижению доли государства в экономике, эта сделка готовилась несколько лет, отметил аналитик управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс» Александр Осин.

При этом государство не получит доходов от этой сделки: свои акции правительство на продажу не выставляло, несмотря на то что его доля в компании снизилась до 82,8%. Государство выиграет только от дальнейшего развития компании: IPO проходило в рамках увеличения уставного капитала, то есть все вырученные деньги поступят не в бюджет, а в распоряжение самого «Совкомфлота». В конечном счете те средства, которые группа привлекла в ходе IPO, все же перетекут в казну, но уже в виде дивидендов и не единовременно.

Игра в открытую

Многофункциональное ледокольное судно обеспечения добывающих платформ «Федор Ушаков» у причала морского вокзала в Мурманске

Фото: РИА Новости/Павел Львов

В «Совкомфлоте» ранее заявляли, что направят привлеченные средства на общекорпоративные нужды, в том числе на инвестиции в новые индустриальные проекты и дальнейшее уменьшение долговой нагрузки.

Согласно плану приватизации на 2021–2023 годы, государство прекратит участие в уставных капиталах таких крупных компаний, как Махачкалинский и Новороссийский морские торговые порты, а также Внешнеэкономическое объединение «Алмазювелирэкспорт». Предполагается, что без учета стоимости акций крупнейших компаний в федеральный бюджет поступит по 3,6 млрд рублей в 2021 и 2022 годах, а также 3,3 млрд — в 2023-м.

Игра в открытую

Танкер-газовоз «Гранд Анива» совместного японско-российского предприятия «Ниппон Юсен Кабусикигайся» и российской судоходной компании ОАО «Совкомфлот» у мыса Басаргина в проливе Босфор Восточный

Фото: РИА Новости/Виталий Аньков

В ближайшем будущем новых IPO госкомпаний не предвидится, уверен Василий Карпунин. Сделки по приватизации небольших госпакетов в крупнейших компаниях, тех же портов, возможны, но вряд ли в обозримой перспективе. У России достаточная бюджетная обеспеченность, довольно высокий уровень резервов для того, чтобы не рассматривать приватизацию как один из основных источников денег на случай ухудшения экономической ситуации.

Минфин РФ не планирует крупных приватизационных сделок на предстоящий трехлетний период, в 2021–2023 годах, заявлял ранее замглавы ведомства Алексей Моисеев.

На долгосрочную перспективу

После открытия торгов акции «Совкомфлота» потеряли 12,8%, опустившись до 91,5 рубля. На 15:00 их стоимость оставалась на уровне 100 рублей за штуку. Опрошенные «Известиями» аналитики оптимистично смотрят на проведенный листинг. По их оценкам, несмотря на пессимистичное начало торгов, акции компании привлекательны в долгосрочной перспективе. Также они могут стать «защитными» от ослабления рубля, так как вся выручка привязана к валюте.

Игра в открытую

Московская фондовая биржа

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

У эмитента сильные позиции в отрасли, солидный портфель заказов и выгодный для акционеров подход к начислению дивидендов, подчеркнула аналитик ГК «Финам» Наталия Пырьева. Компания имеет все предпосылки для роста финансовых показателей, считает эксперт. На долгосрочном горизонте ожидания от ее бизнеса умеренно положительные, рост акций выше цены IPO весьма вероятен, согласился и начальник управления информационно-аналитического контента «БКС Мир инвестиций» Василий Карпунин. Текущая дивидендная доходность бумаг уже находится на интересных уровнях, при этом стоит рассчитывать на улучшение общей конъюнктуры цен на перевозку нефти и газа, считает главный инвестиционный стратег «Открытие Брокер» Константин Бушуев. Он добавил: локально справедливый уровень цен за одну акцию — 117 рублей.

— Инвесторы могут неплохо заработать. По нашим расчетам, целевая цена на 12 месяцев — $1,71, или 134 рубля по текущему курсу, а ее потенциальная доходность может составить от 15 до 28%. С учетом дивидендов и вовсе 21–35%, — рассказывает Наталия Пырьева.

Игра в открытую

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков

Это IPO стало первой крупной приватизационной сделкой с декабря 2016 года, когда состоялась продажа 19,5% акций «Роснефти», принадлежавших «Роснефтегазу». В качестве покупателей тогда выступили швейцарский трейдер Glencore и инвестиционный фонд Qatar Investment Authority, а сумма сделки составила €10,2 млрд, или 692 млрд рублей.

За несколько месяцев до этого, в июле 2016 года, прошло вторичное размещение акций (SPO) «Алросы» на Московской бирже. Росимущество продало 10,9% акций на 52,2 млрд рублей. При этом ранее, в 2013 году, госкомпания провела IPO, продав 16% акций на $1,3 млрд.

Выхода на IPO частных компаний не было с 2017 года после размещения бумаг Globaltruck. По словам директора по корпоративным и суверенным рейтингам агентства «Эксперт РА» Игоря Смирнова, вообще мало российских компаний выбирают выход на биржу отечественную или зарубежную. Причина в том, что спрос на публичный рынок капитала небольшой. В российских реалиях находить общий язык партнерам с большими пакетами через ставшие стандартными механизмы корпоративного управления проще, чем с миноритариями, резюмировал он.

Отсутствие большого числа IPO частного бизнеса на Мосбирже связано не со спросом инвесторов, а с продолжающимся огосударствлением экономики, давлением на бизнес и отсутствием новых перспективно крупных частных российских эмитентов, уверен Константин Бушуев. Тогда как, по мнению главного экономиста TeleTrade Марка Гойхмана, фондовый рынок в России недостаточно развит, для населения он остается в основном экзотикой и даже опасностью, подчеркивает он. Инвестклимат и уровень доходов потенциальных покупателей акций также оставляет желать лучшего. Поэтому бизнес если и размещает бумаги на бирже, то предпочитает зарубежные площадки.

Поднять паруса

Инвесторы — физические лица в основной своей массе увидели первые результаты торгов только в середине дня, когда стоимость одной акции «Совкомфлота» и вовсе стала равняться 93 рублям за штуку. По неопытности эти инвесторы поддались панике и стали продавать ценные бумаги, «пока совсем не обесценились». Чем внесли дополнительный вклад в общее падение. Вся эта суматоха дает повод надеяться на то, что акции сейчас стоят дешевле, чем могли бы — а значит, в долгосрочной перспективе еще подорожают.

В частности, в инвестиционной компании QBF считают, что справедливая цена за одну акцию «Совкомфлота» при текущем курсе доллара составляет 130 рублей. К таким цифрам эксперты пришли исходя из средней фундаментальной оценки прямых конкурентов компании, которые торгуются на мировой бирже.

Ксения Лапшина, аналитик компании QBF:

— Акции имеют потенциал роста в 30 % в краткосрочной перспективе. В долгосрочной перспективе акции «Совкомфлота» могут проявить устойчивость к нестабильной рыночной конъюнктуре, поскольку компания получает долларовую выручку, выплачивает дивиденды в размере 50 % чистой прибыли и предоставляет уникальные услуги в части транспортировки энергоносителей по Северному морскому пути, обслуживания шельфовой добычи в Арктике. Также в долгосрочной перспективе акции имеют все шансы быть включенными в индекс МосБиржи и индекс MSCI Russia.

В конечном итоге спешить, по всей видимости, не стоит. Избавляться от подешевевших акций пока точно не надо — эксперты считают, что хотя бы к первоначальным значениям их стоимость точно вернется. Но и скупать в надежде на резкий рост тоже рано — лучше изучить отчетность хотя бы после первых девяти месяцев жизни акций «Совкомфлота» на бирже.

Автор этой статьи будет благодарен вам, если вы поставите лайк нашей группе в Facebook.