Политика давления: почему сша вводят санкции против белоруссии

Зачем принимать новый пакет санкций, если можно изменить уже действующие?

Единственный блок ограничений, который фактически еще не начал действовать, это секторальные санкции Евросоюза против белорусских компаний нефтепереработки, калийной и табачной отрасли, а также банковской сферы. Эти санкции начнут действовать примерно в начале 2022 года, когда истечет срок действующих сейчас договоров между западными и белорусскими игроками соответствующих рынков.

Вряд ли власти ЕС решат приблизить старт этих секторальных рестрикций — это противоречит правоприменительной практике Брюсселя, а также создает сложности для своих же предприятий.

— Это будет изменением правил во время игры

А для Европы важно наличие правовых рамок и соблюдение правил. Тем более что до конца года, когда будут перезаключаться основные контракты, осталось не так много времени

Не думаю, что ЕС видит серьезные основания для того, чтобы эти сроки пересматривать, — считает политолог.

Три пакета санкций

Напомним, что ЕС и США не признали итоги прошедших в 2020 году президентских выборов в Белоруссии и осудили действия властей республики в ходе массовых протестов сторонников оппозиции.

Евросоюз принял три пакета санкций против белорусских компаний и физлиц, которые, по мнению Брюсселя, якобы имеют отношение к фальсификации выборов и насилию против политических оппонентов власти.

О первом пакете санкций против Минска Брюссель объявил 1 октября. В список тогда были внесены более 40 белорусских чиновников. Второй пакет был введён 6 ноября. Ограничения коснулись уже самого Лукашенко и его сына Виктора, который на тот момент являлся помощником президента по нацбезопасности (1 марта 2021 года он был освобождён от этой должности). Кроме того, под санкции попали ещё 13 чиновников.

В октябре Минск предпринял ответные шаги, запретив ряду европейских чиновников въезд в Белоруссию. Имена подпавших под рестрикции лиц при этом оглашены не были. Позже этот список был дополнен. Как сообщил в ноябре глава МИД Владимир Макей, санкции затронут представителей руководства Евросоюза.

Также по теме

Маршрут перестроен: Москва и Минск подписали соглашение о перевалке нефтепродуктов в портах России

Белорусские предприятия начнут отгружать нефтепродукты через российские порты для поставок в третьи страны. Соответствующее соглашение…

В декабре 2020 года ЕС принял третий пакет санкций, который на этот раз содержал и меры экономического характера.

Под ограничения попали 29 человек, в том числе заместитель премьер-министра Анатолий Сивак, председатель Белтелерадиокомпании Иван Эйсмонт, генпрокурор Белоруссии Андрей Швед и заместитель управляющего делами президента Геннадий Богдан. Этим лицам был запрещён въезд в ЕС, а их активы в Европе были заморожены.

Также в список попали семь юридических лиц. Среди них — ЗАО «Белтехэкспорт», которое занимается продажей вооружений и военной техники за рубеж, в том числе в страны Африки, Южной Америки, Азии и Ближнего Востока.

Рестрикции были также наложены на такие предприятия, как ОАО «Электромеханический завод АГАТ» (разрабатывает автоматизированные системы управления и электронику), АО «140-й ремонтный завод» (занимается ремонтом и модернизацией бронетехники) и Минский завод колёсных тягачей.

  • Производство специальных шасси для оборонной промышленности в одном из цехов ОАО «Минский завод колёсных тягачей»
  • РИА Новости

Ужесточили свою политику в отношении Белоруссии и США. В конце 2020 года Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США ввело санкции в отношении ЦИК Белоруссии, заместителя министра внутренних дел и начальника криминальной полиции Геннадия Казакевича, ОМОНа Минска и отряда «Альфа».

Кроме того, в апреле 2021 года Соединённые Штаты отменили исключения, позволявшие американскому бизнесу работать с рядом белорусских предприятий, на которые ранее были наложены санкции.

Речь идёт о санкциях против белорусских компаний с государственным участием, которые накладывались Вашингтоном с 2006 года из-за якобы имевших место в республике нарушений свобод и прав граждан.

В 2015 году США выпустили лицензию 2G, которая временно отменяла эти ограничения для девяти компаний. Под эти послабления попадали «Белорусский нефтяной торговый дом», «Белнефтехим» и его американское подразделение Belneftekhim USA, «Белшина», «Гродно Азот», «Гродно Химволокно», «Лакокраска», «Нафтан» и «Полоцк стекловолокно».

19 апреля нынешнего года американское правительство отменило действие лицензии 2G. Как сообщили тогда в Госдепартаменте, восстановление санкций против белорусских госпредприятий — это реакция на нарушения прав человека руководством Белоруссии.

23 апреля Белоруссия объявила о принятии ответных шагов на санкции Запада. В рамках этих мер в страну был запрещён ввоз продукции немецких компаний Liqui Moly и Beiersdorf AG, а также чешской Škoda Auto.

Почему ЕС готовит новые санкции?

После введения последнего блока санкций против Беларуси отношения страны с Западом только ухудшались. К решению о введении новых ограничений Евросоюз подтолкнул, с одной стороны, миграционный кризис на восточной границе, в причастности к которому страны ЕС обвиняют белорусские власти. А с другой стороны — продолжающиеся репрессии внутри самой Беларуси.

— Никаким образом не реагировать на такого рода действия Евросоюз не может, поэтому санкции были ожидаемы, по крайней мере про это европейские власти предупреждали официальный Минск с момента, как началась эскалация ситуации на границе с Беларусью. Поэтому это ожидаемая и в определенной степени неизбежная реакция Брюсселя на подобные действия белорусских властей, — комментирует директор института «Политическая сфера» политолог Андрей Казакевич.

«Политический проект «Независимая Республика Беларусь» клонится к закату»

Между тем экономист Ярослав Романчук полагает, что «мощные всеохватывающие санкции заставят А. Лукашенко связать свою личную безопасность, благополучие своей семьи с благосклонностью Кремля».

По его мнению, в случае если Евросоюз введет секторальные санкции против Беларуси, запрещает экспорт нефтехимических товаров и калийных удобрений, услуги телекоммуникации и отключает страну от SWIFT-а.

По его словам, в этом случае «закатка в асфальт» гражданского общества и СМИ со стороны властей активизируется, «принимается решение о сокращении зарплаты, заморозке социальных и инвестиционных выплат».

«В бюджете государства стремительно растёт дыра. Дефицит до конца 2021г. без корректировки расходов грозит превысить 15% ВВП. Резко сокращается экспорт и валютная выручка, примерно на ~30 – 35%. Власти решаются на активизацию денежного печатного станка. Запрещаются валютные операции (доступ к валюте – по решению власти).

Вводится режим экономии. Инфляционный налог перераспределяет ресурсы в пользу государства. Курс BYN-рубля переходит в режим ручного управления», — считает экономист.

Поскольку «на рынке есть только одна опция, один кредитор/инвестор последней надежды – Кремль», осуществляется трансферт существенной части полномочий в Москву, Россия размещает военные базы.

В итоге, по словам Романчука, «политический проект «Независимая Республика Беларусь» клонится к закату».

Как повлияют на экономику секторальные санкции США

Дмитрий Крук:

— В новом указе Байдена содержится компонента секторальных санкций. Вдобавок к включению в SDN-лист конкретных компаний в нем проговаривается, что санкции будут распространяться на белорусский финансовый и энергетический сектор, производство калийных удобрений, строительство и табачное производство и др.

В том, как это будет действовать, пока есть значимый элемент неопределенности, своеобразный люфт в возможных последствиях. Без введения формализованного механизма в отношении резидентов из третьих стран отказ от сделок с товарами белорусского происхождения, вероятно, не будет тотальным.

Фото с сайта Infotrans.by

Там, где сделки для контрагента белорусской стороны носят экономически значимый характер или где есть другие соображения вдобавок к коммерческим, думаю, бизнес-отношения будут сохраняться. Например, я сомневаюсь, что американские санкции станут поводом для китайских и индийских контрагентов отказаться от покупки белорусского калия. Также не думаю, что российские банки будут отказываться кредитовать своих белорусских «дочек» или других белорусских контрагентов.

Но опасности могут поджидать белорусскую сторону с разных сторон. Проблема может возникнуть с контрагентами в рамках логистической цепочки.

Например, задача доставить калийные удобрения к конечному потребителю станет затруднительной и очень дорогой, поскольку иностранные посредники не захотят оказывать подобные услуги.

Все это дает основания предполагать, что за введением США секторальных санкций последует снижение экспорта. Затронет это прежде всего экспорт секторов, которые напрямую проговорены в указе Байдена.

На базе теоретической модели упрощенно можно говорить, что каждый 1% снижения экспорта в течение 2−3 кварталов будет приводить к проседанию ВВП примерно на 0,6% с сопоставимым проседанием реальных доходов и зарплат. В более длительном промежутке — 7−10 кварталов — за счет особой роли энергетического и калийного сектора эти потери могут достигать соотношения почти 1 к 1, то есть каждый процент снижения экспорта будет чреват сопоставимым проседанием выпуска и доходов. 

«Надавить на власти Белоруссии»

После инцидента с посадкой самолёта Ryanair в Минске Украина и ряд стран ЕС закрыли своё воздушное пространство для белорусского авиаперевозчика «Белавиа». Кроме того, ряд государств ЕС реорганизовал пассажирское авиасообщение в обход воздушного пространства Белоруссии.

Со своей стороны, гендиректор «Белавиа» Игорь Чергинец заявил, что действия западных стран по ограничению полётов авиакомпании без результатов международного расследования инцидента с самолётом Ryanair — подлость, так как перевозчик не имеет к нему никакого отношения.

  • Boeing 737-800 белорусской авиакомпании «Белавиа»
  • Reuters

Чергинец напомнил, что совет Международной организации гражданской авиации (ICAO) принял решение расследовать посадку самолёта Ryanair в Минске до 25 июня.

«Но сегодня, не дожидаясь даже начала расследования, вышеперечисленные страны фактически ввели санкции против «Белавиа», которая никаким боком (не имела отношения. — RT) к данному инциденту», — написал Чергинец в Facebook.

Также по теме

«Совершенно исключительные опасения»: организаторы Евровидения приостановят участие Белоруссии в конкурсе

Руководство Европейского вещательного союза (EBU) приостановит членство Белтелерадиокомпании (БТРК). По мнению представителей EBU,…

По его словам, правительства западных государств предпринимают «явно спланированные действия» по закрытию твоей территории и воздушных коридоров для бортов авиакомпании.

«Это, конечно же, полное попрание основ демократии. Наказывают невиновную «Белавиа», да ещё и не начав толком расследование. Подлость», — написал Чергинец.

Ранее «Белавиа» сообщила об отмене рейсов по 12 направлениям в восемь стран в связи с отказом этих стран принимать борты компании.

В свою очередь, эксперты считают, что новые американские санкции против Минска нелегитимны.

С его точки зрения, говоря о работе с партнёрами в Европе над дальнейшими санкциями, Вашингтон в привычной для себя манере планирует создать коалицию для давления на Минск.

«Цель — надавить на власти Белоруссии, которые самостоятельны в принятии решений, что не нравится Белому дому. Американское руководство раздражает то, что Минск не идёт путём Литвы, Латвии или Польши, которые готовы исполнить любое указание. Однако чем больше США и их союзники усиливают давление и ограничивают отношения с Белоруссией, тем меньше у них контактов с ней и, соответственно, меньше возможностей влиять на ситуацию», — подчеркнул аналитик.

Как отметил в беседе с RT главный научный сотрудник института Европы РАН Николай Межевич, до настоящего момента США сомневались, что путь максимально жёстких санкций в отношении Белоруссии является правильным, поэтому вели в её отношении осторожную политику.

«В Вашингтоне надеялись, что Минск может стать неким ограничителем, буфером для объективно имеющегося российского экономического, политического и культурного влияния. Однако после прошлогодних протестов в стране уверенность Белого дома пошатнулась, и данный инцидент стал переходным моментом, после которого на Белоруссию, скорее всего, обрушится лавина санкций», — полагает Межевич.

По его словам, США таким образом демонстрируют своё неприятие внутренней и внешней политики Александра Лукашенко. Несмотря на резонанс, который этот инцидент спровоцировал на Западе, а также попытки отдельных европейских политиков связать его с Россией, вряд ли эта ситуация станет одной из центральных тем на предстоящем саммите Джо Байдена и Владимира Путина, считает политолог.

Тем не менее нынешняя политика Вашингтона в отношении Минска может поспособствовать тому, что взаимодействие между Белоруссией и Россией станет ещё более интенсивным, считает эксперт. 

«Сейчас США фактически подталкивают Белоруссию к углублению сотрудничества с Россией», — говорит Межевич.

Посадка в Минске

Напомним, что 23 мая самолёт ирландской авиакомпании Ryanair, следовавший из Афин в Вильнюс через воздушное пространство Белоруссии, вынужденно приземлился в аэропорту Минска.

Причиной стало получение пилотами сигнала о минировании, который, как впоследствии выяснилось, оказался ложным. Для сопровождения борта в небо был поднят белорусский истребитель МиГ-29.

  • Самолёт Ryanair в аэропорту Минска
  • AFP

Самолёт находился в аэропорту Минска несколько часов. После приземления с рейса сняли находившегося на борту бывшего главного редактора признанного в республике экстремистским Telegram-канала NEXTA Романа Протасевича и сопровождавшую его гражданку России Софью Сапегу. Протасевич был задержан по нескольким обвинениям, в том числе в организации протестов и массовых беспорядков.

Инцидент осудили официальные лица и политики стран Запада. В свою очередь, в МИД Белоруссии, комментируя ситуацию, подчеркнули, что вынужденное приземление самолёта было продиктовано правилами авиационной безопасности.

Так, пресс-секретарь МИД республики Анатолий Глаз заявил, что Европа и США не пытаются объективно разобраться в происходящем, сразу анонсируя санкции.

«Поражает поспешность откровенно воинственных заявлений со стороны ряда стран и европейских структур. Ситуация прямо и явно нагнетается. Происходит её намеренная политизация, звучат ничем не подтверждённые обвинения, клеятся ярлыки», — приводит его слова РИА Новости.

Как санкции Запада, включая четвертый пакет ЕС, повлияют на экономику Беларуси

Дмитрий Крук:

— Санкции ЕС затрагивают (в зависимости от интерпретации в части калийных удобрений) от 3,5 до 7% всего белорусского экспорта. Согласно механизму, который я описывал выше, это чревато быстрыми потерями ВВП от 2,1 до 4,2%. На более продолжительном временном промежутке, за счет проседания других отраслей (поставщиков и потребителей подсанкционных предприятий), потери выпуска могут разрастаться до диапазона 3,5−7%.

Фото с сайта Eurasia. expert

Если добавить к этому санкции Великобритании, то исходный размер шока можно оценить в 10−13,5% всего экспорта. Это чревато быстрыми потерями ВВП в размере 6−8,1%, а на более длительном промежутке — 10−13,5%.

Санкции США, роль которых труднее измерить с точки зрения проседания экспорта и выпуска, делают указанные выше потенциальные потери все более вероятными де-факто.

Важно отметить, что в приведенных оценках я сознательно употребляю термин «потенциальные потери». Они случатся, если экспортный шок такой величины произойдет, а власти не будут ему противодействовать (кроме стандартных механизмов монетарной и фискальной политики)

Представьте, что вы видите угрозу и можете оценить ее масштаб. Понимая, что это для вас неприемлемо, вы будете пытаться смягчить последствия. Ситуация с санкциями обстоит схожим образом.

Отвести и смягчить угрозу потенциально власти могут двумя путями: «на входе» — то есть попытаться ограничить изначальный шок (например, направляя «высвободившийся» объем экспорта по другим географическим направлениям) и «на выходе», то есть задействуя дополнительные инструменты по смягчению последствий.

Но возможности для маневра у официального Минска сейчас ограничены по обоим направлениям. Перенаправить экспортные потоки, особенно в случае нефтепродуктов, сложно и чревато резким снижением рентабельности. Еще сложнее думать про это в свете американских санкций. Из инструментов смягчения последствий наиболее очевидным видятся внешние заимствования, хотя доступ к ним очень ограничен, и брать новые суверенные займы опасно из-за высокой долговой нагрузки.

Я предполагаю, что какие-то меры противодействия властями наверняка приниматься будут. Если нет, то для экономики Беларуси санкции чреваты целым набором ощутимых последствий — падением ВВП и доходов населения, проблемами с занятостью и т.д.

Фото с сайта Eurasia. expert

Администрация вузов

Сергей Скриба, заместитель ректора Белорусского государственного экономического университета. Отвечает за репрессии против студентов и их отчисления из вуза.

Сергей Рубникович, ректор Белорусского государственного медицинского университета. Ответственный за отчисление студентов по политическим мотивам.

Александр Баханович. Ректор Брестского государственного технического университета. Ответственный за отчисление студентов по политическим мотивам.

Михаил Борозна. Ректор Белорусской государственной академии искусств. Ответственный за отчисление студентов по политическим мотивам.

«Лайт-версия»

«По нефти забавные формулировки, — комментирует в своем телеграме введенные санкции эксперт Игорь Тышкевич.

Итак, сравниваем формулировку, касающуюся оружия, софта, товаров двойного назначения: » The direct or indirect sale, supply, transfer or export…»

То же самое в финансовом секторе: «It shall be prohibited to directly or indirectly purchase, sell, provide.. «

То же самое по страховкам » It shall be prohibited to directly or indirectly make or be part of any arrangement to make new loans «

И, вдруг, по нефти «The purchase, import or transfer from Belarus of petroleum products shall be prohibited.»

По калийным солям «The purchase, import or transfer from Belarus of potassium chloride («potash») «

Заметили, что нет слова «indirectly». Теперь на пальцах что это значит:

Из Беларуси нефтепродукты покупать нельзя. Чёрным по белому. А из Британии (где ННК под санкциями, но БеларусОйл, Белнефтехим, БНК — нет)? А из России через российских трейдеров в Усть-Луге (чего очень хотел Путин)?

А такого запрета нет.

По калийным удобрениям — напрямую нельзя. Хорошо. А если через российских трейдеров?

И вот тут вспоминаем старую добрую песню о переформатировании БКК, но уже под российским контролем.

Что тут можно сказать — снимаю шляпу перед европейскими политиками за умение работать с формулировками документов.

Таким образом он считает, что объявленные «секторальные» санкции не совсем секторальные.

«Пока что лайтверсия. Грубо говоря, детализация старых пакетов оформлена как новый», — поясняет эксперт.

«Оружие и технологии — эти санкции никто не отменял и они действовали (и работают) с 2007 (обновлен в 2011-м). Финансирование проектов, страхование-то что в той или иной мере было введено в 2020-м. Только сейчас системно», — делает вывод Игорь Тышкевич.

«Отдельно по нефтепродуктам и калийке. Здесь интереснее. По калию, вероятнее всего, серьезные практические шаги будут в конце 2021 года — «Уралкалий» не имеет сейчас свободных объемов. Договорятся с Мазепиным — откажутся от БКК», — считает обозреватель.

«По нефтепродуктам ключевым вопросом является юрисдикция через которую формально продают. Беларусь пользовалась двумя юрисдикциями: британской и нидерландской. Посмотрим на шаги Лондона», — предположил эксперт.

«По газу предсказуемо — никто с Россией ссориться не хочет — страшно. Поэтому Газпром и его труба в Беларуси в безопасности», — пишет в своем фейсбуке Игорь Тышкевич.

«И, традиционный мой вопрос — ДИН (департамент исполнения наказаний), продающий дешевый текстиль и изделия из дерева в европейские торговые сети пролетел мимо уже пятого пакета санкций. Полагаю, надо основать тотализаторы — попадут ли они хоть в 10…15 пакеты? Ведь это же «бабло из воздуха». Дешевый товар, работа белорусских заключенных (в т. ч. политических) почти бесплатна», — считает эксперт.

Депутаты

Светлана Любецкая, депутат Палаты представителей. На посту председателя парламентской комиссии по законодательству отвечает за принятие нового кодекса РБ административных нарушений, который позволяет произвольные аресты и повышает ответственность за участие в массовых мероприятиях.

Алексей Егоров, член Палаты представителей, член комиссии по законодательству. Ответственный за принятие нового кодекса РБ административных нарушений.

Александр Омельянюк, член Палаты представителей. Член комиссии по законодательству. Ответственный за принятие нового кодекса РБ административных нарушений.

Если компания внесена в «санкционный список» США, чем это грозит?

Дмитрий Крук:

— Поименное включение отдельных лиц и компаний в санкционный лист Офиса по контролю за зарубежными активами Казначейства США () сравнимо с «черной меткой» на мировом рынке. Американские резиденты будут избегать заключения сделок с подсанкционными компаниями, а при наличии в их распоряжении активов таких компаний будут способствовать их блокировке.

Фото: Jason Goh / Pixabay

Еще одним ощутимым последствием может стать недоступность расчетов в долларах для таких компаний. Объясню, как это работает. Среди американских резидентов, для которых обязательно выполнение санкционных положений, есть банки. И расчеты в долларах на каком-либо из этапов обязательно пройдут либо через американский банк, либо через банк, имеющий прямой доступ на финансовый рынок США. Соблюдая санкционные положения, они должны будут немедленно заблокировать соответствующую долларовую транзакцию и заморозить средства.

Что касается «вторичных санкций», то пока в опубликованных документах я не вижу, чтобы этот механизм по Беларуси был формализован. Но очень часто контрагенты подсанкционных компаний из других стран в качестве перестраховки самостоятельно принимают решения об отказе сотрудничества с ними.

Зачастую нет времени или слишком дорого разбираться в том, каковы могут быть юридические последствия, поэтому легче просто отказаться от сомнительного сотрудничества.

Все перечисленное означает, что для компаний и лиц, которые попали в SDN-лист, последствия будут очень ощутимы. Понятно, что с помощью ряда схем некоторые компании могут предпринять попытки ограничения обойти. Соответственно, негативное влияние на финансовый результат будет разниться. По этой причине сегодня сложно оценивать, каким будет макроэффект от точечного компонента санкций.

Диверсификация внешней торговли не удалась

По итогам первого полугодия 2020 года экспорт товаров по методологии Белстата составил 12,8 млрд долларов и сократился на 3,1 млрд долларов, или на 19%.

Импорт товаров составил 14,7 млрд долларов и снизился на 3,9 млрд долларов, или на 21%.

В страновом разрезе снижение экспорта отмечено по 107 странам, в том числе по десяти крупнейшим покупателям белорусской продукции. Наибольшее сокращение экспорта — в Великобританию, с 1,3 млрд долларов до 302 млн долларов, или в 4,2 раза. Причина — падение цен на нефтепродукты и снижение физических поставок вследствие проблем с поставками сырья.

При общем падении экспорта Беларуси Россия смогла увеличить свою долю в экспорте с 40,6% в 2019 году до 47,1% в 2020 году. Только 12 стран имеют долю в белорусском экспорте более 1% от общего объема поставок. Ситуация с падением цен на нефть и нефтепродукты явно продемонстрировала — диверсификация экспортных поставок Беларуси сильно зависит от импорта сырья из России. Ключевым рынком для несырьевой продукции из Беларуси остается Россия, и эта ситуация не меняется со временем.

Стоит отметить восстановление экспортных поставок молочной продукции, значительная часть которой поставляется в Россию. Возобновление экономической активности привело и к восстановлению схем по реэкспорту отдельных видов продукции, в частности срезанных цветов, однако не в полном объеме.

Ситуация с импортом продемонстрировала сохранение сырьевой зависимости от России, импорт нефти из иных стран незначителен, дорог и неэффективен с точки зрения экономики в силу высоких затрат на логистику и отсутствия скидок по цене. Фактически, поставки нефти из других стран были похожи на демонстрацию наличия альтернативных источников сырья, однако не ввели в заблуждение участников рынка. На текущий момент нет альтернативных российским поставок нефти в достаточном объеме и по конкурентной цене.

Основное опасение вызывают в краткосрочной перспективе поставки на экспорт калийных удобрений и нефтепродуктов, которые в случае забастовки могут быть сокращены. Это ключевые экспортные позиции Беларуси, их снижение может привести к значительным проблемам с курсом национальной валюты.

Издержки до 3% ВВП

В свою очередь министр экономики Александр Червяков рассказал телеканалу ОНТ, что санкции – «это возможность для нашей экономики посмотреть под совсем другим углом на новые рынки, на новых партнеров». По его словам, «это поворот к Азии».

Министр отметил, что издержки «для перенаправления потоков» из-за санкций могут составить до 3% ВВП: «Основные каналы, по которым будут нивелированы потери и источники этих потерь, это те издержки, которые связаны с временными затратами, периодом, когда нужно перенаправить товарные потоки. Эти издержки могут составить одномоментно до 3% ВВП. По тем товарным позициям и группам, по которым введены санкции».

При этом для минимизации вреда экономики есть три набора возможностей. Первый — импортозамещение, второй — «вопросы связанные с новыми рынками», третий — это работа с издержками на производство внутри страны.

При этом в Минэкономики надеются «на прагматизм наших партнеров, что они все же нажмут на стоп-кран и приостановят эти действия все в отношении нашей страны».