Для госслужащих
В 2017 году государственные служащие в республике Беларусь могут покидать свой пост и получать льготную пенсию:
- в 50 лет — женщины;
- в 55 — мужчины.
Данную категорию работающих граждан также затронет постепенное поднятие пенсионного возраста — со второй части 2022 года они будут получать льготные выплаты:
- с 53 лет — женщины;
- с 58 — мужчины,
а полную сумму они смогут получать лишь по достижению:
- мужчинами — 63 годов;
- женщинами — 58.
Нетрудоспособные граждане республики Беларусь не имеют прав на получение трудовой пенсии, им начисляются только льготные выплаты.
Причины повышения
Так как прогресс не стоит на месте, то механизация труда позволила сохранять людям здоровье в хорошем состоянии на более долгие годы. И теперь продолжительность жизни значительно увеличилась, а значит, денег для выплат необходимо больше. К тому же темпы производства значительно сократились, по сравнению с прошлым веком. А этот показатель влияет на наполнение Пенсионного фонда.
Также на такое непопулярное решение мог оказать влияние демографический кризис. Еще в начале прошлого века практически все семьи были многодетными. По историческим данным воспитывалось более шести детей. Сейчас рожают в основном только одного ребенка, а многодетной считается мама, у которой трое детей. Это сокращает количество трудоспособного населения, которые должны трудиться, чтобы наполнять Пенсионный фонд. Согласно расчетам, необходимое число работающих для обеспечения выплат на одного пенсионера сократить нельзя, а, наоборот, оно на данный момент даже увеличено. Как следствие, поступления для выплаты таких средств уже недостаточно. Другого решения этой проблемы пока не нашли.
Пенсии в 2021 году пенсионерам в Белоруссии: повышения, последние новости
Отдельно нужно сказать о том, что индексация пенсий в Беларуси в 2021 году будет происходить постепенно, то есть власти планируют ее поэтапное проведение – летом и зимой. Индексация очень важна, потому что именно из-за инфляции постоянно растут цены на товары и услуги, и при этом реальный доход граждан уменьшается. Именно поэтому власть улучшают качество жизни граждан за счет проведения ежегодной индексации.
Соответственно, повышение пенсии в 2021 году в Беларуси будет сопровождаться еще и реформой, причем власти делают акцент на том, что дефицита рабочих мест в стране при этом наблюдаться не будет, потому что они планируют создавать по 50 000 рабочих мест ежегодно (именно для несостоявшихся пенсионеров).
Пенсионный возраст в Беларуси: когда выходят на пенсию
Белорусское государство держит под контролем пенсионные активы и реализует распределительную систему выплат. Пенсионеров обеспечивают социальными гарантиями, покрывая дефицит ФСЗН из республиканского бюджета.
Назревает ситуация для кардинальной реформы пенсионной системы. На 2021 год пенсионный возраст в Беларуси для женщин составляет 57 лет, мужчин – 62 года. Но к 2032 году его планируется увеличить до 63 лет для всех.
Какой минимальный стаж требуется для выхода на пенсию
Величина суммы выплат при выходе на заслуженный отдых зависит от места и продолжительности работы, в течение которой переводились регламентированные взносы фонду соцзащиты населения.Начисляя пенсию учитывают возраст заявителя, дату обращения и его стаж.
https://youtube.com/watch?v=At-XukbEpWw
К 2021 году необходимо отработать минимум 17, 5 лет
Учитывают тот фактор, что специалисты при начислении пенсии не берут во внимание:
- службу в армии;
- отпуск по уходу за ребенком;
- учебу.
Выплачивают социальную пенсию при отсутствии минимального стажа по достижению следующего возраста:
- мужчины – 65 лет;
- женщины – 60 лет.
Работники получают возможность пенсионных выплат при потере рабочего места и наличии большого трудового стажа за 12 месяцев до достижения ими оговоренного возраста.
Повышают постепенно на 3 года минимальный срок рабочей деятельности и для льготной категории граждан.
Эксперты BBQcash рекомендуют обращение за консультацией к специалистам соцобеспечения. Специальные условия для многодетных матерей и инвалидов предполагают рассмотрение точной даты получения пенсии индивидуально.
Даты выхода на пенсию
Весной 2021 года Президент Белоруссии подписал Указ №137, призванный усовершенствовать пенсионное обеспечение. В течение 6 лет, пошагово, каждые полгода, повышают возраст выхода на заслуженный отдых.
Таблица от BBQcash, считаем вместе:
Год | Минимальный стаж | Пенсионный возраст | Дата рождения | Сроки выхода на заслуженный отдых | ||
Муж. | Жен. | Муж. | Жен | |||
2021 | 17,5 | 62 | 57 | С июля 1958 г. | С июля 1963 г. | С июля 2021 г. |
2021 | 18 | 62, 5 | 57,5 | С января 1959 г. | С января 1964 г. | С июля 2021 г. |
2022 | 18,5 | 63 | 58 | С июля 1959 г. и младше | С июля 1964 г. и младше | С июля 2022 г. |
Интересное от BBQcash: Количество пенсионеров в 2021 году было около 2,6 млн. человек. Это составляет почти 28 % от 9,5 млн. жителей республики.
Повышение пенсионного возраста
Государственные службы планируют меры, которые позволят уменьшить бремя финансовых выплат ФСЗН, связанных с увеличением числа стареющих граждан. Подсчеты экономистов утверждают, что молодые белорусы 30-35 лет получают гарантию социальных выплат при условии реформирования пенсионной системы и увеличения возраста выхода на заслуженный отдых.
Новости от BBQcash: Совет Республики рассматривает увеличение сроков выхода на пенсию для женщин. В период с 2023 по 2032 предлагают пенсионный возраст для женщин уравнять с мужчинами – 63 года.
Считают, что это спасет ФСЗН от увеличения дефицита и сохранит выплаты на прежнем уровне, который составляет 40 % среднемесячной оплаты труда. Такой мерой предотвращают и рост суммы взносов фонду.
Специалисты приводят статистические данные, что по сегодняшний день в республике Беларусь мужчины, отправившись отдыхать, живут всего 7 лет. Условия жизни, нестабильность приводят к такому плачевному результату. Это лишает смысла дальнейшее увеличение возраста выхода на пенсию.
Эксперты совета республики рекомендуют использование накопительной формы пенсионной системы. Стимулирование ее развития может стать выходом из сложившейся трудной ситуации. Это станет возможным лишь при условиях макроэкономической стабильности. Уверенность граждан в сохранности своих денежных средств реализуется добровольными пенсионными взносами.
Интересное от BBQcash: 1 % ФСЗН отчисляют граждане Белоруси от своей зарплаты, 28 % – вклад работодателей.
Планируют определенные расходы фонда соцзащиты населения перенести в бюджет республики. Государство обеспечивает, например, выплаты пенсионерам, дожившим до 80 лет. Военные, госслужащие, депутаты также обеспечиваются из госбюджета. Указанные меры снижают дефицит ФСЗН, но слухи о больших пенсиях у данной категории граждан становятся дестабилизирующим фактором для республики.
Пенсия по возрасту в Беларуси
Право граждан на пенсионное обеспечение, в том числе по старости, гарантируется статьей 1 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении». В то же время, в статье 5 настоящего Закона указывается, что право на трудовую пенсию имеют граждане, с доходов которых в период трудовой деятельности делались отчисления по государственному социальному страхованию в течение не менее чем 5 лет.
Пенсии по возрасту — это регулярные денежные выплаты из Фонда социальной защиты населения, назначаемые гражданам, достигшим определенного законодательством пенсионного возраста, при условии наличия трудового стажа, минимальный размер которого также определяется законодательством. Величина трудовой пенсии по возрасту зависит от размеров прошлого заработка.
Порядок Оформления Пенсии По Возрасту В Рб В 2021
В 2016 году возраст выхода на пенсию для мужчин составлял 60 лет, для женщин – 55 лет. Но в этом году были приняты существенные изменения в законодательстве. Согласно Указу Президента Республики Беларусь № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» с 1 января 2017 года началось постепенное повышение возраста для выхода на трудовую пенсию. Каждый год до 2022 возрастной лимит увеличивается на 6 месяцев:
Еще один нюанс. Справки о зарплате за периоды работы, имевшей место после 1 января 2003 года, представлять не надо, так как после введения индивидуального (персонифицированного) учета данные сведения подтверждены выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, выдаваемой органами ФСЗН. Этот документ запрашивается органом социальной защиты, в который заявитель обращается за назначением пенсии.
Военные пенсионеры имеют некоторые особенности в оформлении пенсии. Военную пенсию можно оформить до наступления положенного возраста. Так как по закону военнослужащие, сотрудники полиции и МЧС имеют право на оформление пенсии после 20 лет прохождения службы. Так же люди данной категории могут оформить пенсию с общим стажем работы в 25 лет, если на военную службу приходится не менее 12,5 лет.
К заявлению о назначении пенсии должны быть приложены документы, подтверждающие стаж работы: представление работодателя (для работающих граждан) и трудовая книжка, военный билет, документы об обучении на дневной форме получения образования, свидетельства о рождении детей, справка о периоде нахождения в отпуске по уходу за ребенком, справка о периоде получения пособия по безработице и т.д.
Если предположить, что вы выходите на пенсию в 2021 году и работали без перерывов, то для расчета пенсии возьмут вашу зарплату за последние 27 лет. Если за это время был период, когда вы не работали, то зарплату возьмут за более ранние годы пропорционально этим перерывам. При этом непрерывный стаж на размер пенсии не влияет, никаких бонусов за него не полагается.
Прогнозы экспертов
Специалисты уверены, что увеличение пенсионного возраста для белорусов не прекратится к 2023-му. Вероятнее, к тому времени правительство подготовит следующую реформу. Большинство мнений сходится к мысли, что главным образом она коснется женщин. Возможно, пенсионный возраст для гражданок повысится до 60 лет. Такое предложение рассматривалось при подготовке реформы 2017 года, но в конечном счете от него отказались.
Повышение пенсионного возраста для гражданок вызвано и тем, что женщины в Беларуси живут на десятилетие дольше:
- пенсионеры — 69,3 года;
- пенсионерки — 79,2 года.
Идею необходимости дальнейшего (после 2023 года) повышения пенсионного возраста поддерживает Международный валютный фонд, предоставляющий Беларуси кредиты в обмен на следование ряду обязательств. Более того, в 2016 году МВФ уже выступал с предложением повышения пенсионного возраста в стране и для граждан, и для гражданок до 65 лет.
Причина этого — в двух негативных факторах: систематической миграции белорусов из родной страны и низкой рождаемости. На сегодня каждый 4-й гражданин — человек преклонного возраста. В будущем старение населения еще более усугубится: через 30 лет число пенсионеров превысит число людей трудоспособного возраста.
О том, что действующий пенсионный возраст — «непозволительно» ранний, говорит и статистика. На конец 2018-го в Белоруссии было зарегистрировано 2 102 000 пенсионеров именно по преклонному возрасту. При этом каждый четвертый из них продолжал работать. В Минске число трудящихся пенсионеров составило и вовсе 35 %.
Прогнозируется, что в будущем рождаемость в стране продолжит снижаться, а число трудоспособных людей не будет увеличиваться. Чтобы спасти экономику государства от кризиса, выход — в дальнейшем повышении возраста выхода на пенсионное обеспечение.
Принесла ли пенсионная реформа 2017 года значимую пользу Беларуси, пока что говорить рано. Известно однако, что летом 2019 года Президент поручил своему аппарату проверить ее эффективность. Уже объявлено: в 2020 году планируются новые значительные поступления из государственного бюджета в ФСЗН.
Увеличение страхового стажа в 2020 году
Вместе с повышением возраста оформления пенсии в Беларуси увеличился и страховой стаж — минимальный период, на протяжении которого нужно перечислять взносы в ФСЗН (Фонд социальной защиты населения). В 2014-м он составлял 10 лет, в 2015-м — уже 15.
С 2015-го увеличение страхового стажа проходит по четкой схеме: каждый год — на 6 месяцев. В 2020 году он равняется уже 17,5 годам. Увеличение прекратится только к 2025-му, когда минимальный стаж страховых отчислений составит 20 лет. Впрочем, существуют мнения, что он продолжит повышаться и в дальнейшем.
Понятия «минимальный трудовой стаж» в современной Беларуси уже не существует
Для получения пенсии по возрасту сегодня не важно количество честно проработанных лет. Учитывается только период, на протяжении которого гражданин исправно отчислял пенсионные взносы в Фонд соцзащиты населения
Неофициальная, «серая» трудовая занятость здесь не учитывается.
В таблице — наглядный пример повышения страхового стажа для белорусов.
Год: | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 |
Стаж (лет): | 17 | 17,5 | 18 | 18,5 | 19 | 19,5 | 20 |
Нехватка страхового стажа — серьезная проблема для будущих пенсионеров. Грозит тем, что пожилому человеку будет назначен самый минимальный социальный пенсион — порядка $ 50 (около 3200 российских рублей). Такое положение дел при этом не считается нарушением прав человека, так как реформа распространилась только на работающих людей, а не на тех, кто уже оформил пенсию.
Однако правозащитники отмечают, что немало белорусов стали «заложниками ситуации»: их коллеги, буквально за полгода раньше вышедшие на заслуженный отдых, оказались с приличным обеспечением, в то время как чуть младшим сотрудникам приходилось работать еще минимум полгода, чтобы получить право на достаточный пенсион. Притом в условиях, когда человек предпенсионного возраста до сих пор обладает низкой конкурентоспособностью на рынке труда.
Как рассчитать пенсию в 2021 году
Расчет размера страховой пенсии 2021 году производится по традиционной балльной системе, которая действует в России с 2021 г. Формула расчета пенсии по старости, инвалидности или потере кормильца в 2021 г. осталась прежней, никаких изменений в результате реформы 2021 года внесено не было. Величина пенсионного обеспечения по-прежнему зависит от стоимости фиксированной выплаты к страховой пенсии (ФВ), стоимости одного пенсионного коэффициента (СПК), а также от количества накопленных за годы работы пенсионных баллов (ИПК).
Отметим, что законом устанавливается сумма ФВ к пенсии по старости, а в зависимости от нее уже определяется ФВ и для других видов пенсионного обеспечения. По закону для выплат по инвалидности или случаю потери кормильца ее величина отличается. Перечислим ниже размеры ФВ, которые будут использоваться при расчете в 2021 году для неработающих пенсионеров:
С 1 февраля 2020 года увеличиваются размеры минимальных трудовых и социальных пенсий
В связи с изменением с 1 февраля 2020 г. размеров бюджета прожиточного минимума, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты от 22 января 2020 г. № 6, пересматриваются:
минимальные трудовые пенсии;
социальные пенсии;
доплаты пенсионерам в возрасте 75 лет и старше, получающим пенсии в органах по труду, занятости и социальной защите;
надбавки к пенсиям и повышения пенсий отдельным категориям пенсионеров;
пособия по уходу за инвалидом I группы либо за лицом, достигшим 80-летнего возраста
Минимальный размер пенсии по возрасту (назначается лицам, имеющим стаж |
245,12, в т.ч. 59,97 — минимальный размер 185,15 – доплата |
Социальная пенсия (назначается |
|
инвалидам 1 группы, |
263,86 |
инвалидам с детства |
227,88 |
инвалидам 2 группы, |
203,89 |
инвалидам 3 группы |
179,90 |
лицам в возрасте |
119,94 |
детям-инвалидам до |
|
первой |
191,90 |
второй |
203,89 |
третьей |
227,88 |
четвертой |
263,86 |
Доплаты к пенсиям неработающим пенсионерам, достигшим: |
|
75 лет |
44,98 |
80 лет |
59,97 |
Надбавки к пенсиям |
|
инвалидам 1 группы |
59,97 |
пенсионерам, |
29,99 |
Повышения пенсий: |
|
Героям Беларуси, |
299,85 |
инвалидам войны 1 и |
239,88 |
инвалидам войны 3 |
149,93 |
военнослужащим, |
149,93 |
лицам из числа вольнонаемного |
149,93 |
лицам, принимавшим |
149,93 |
лицам, работавшим в |
59,97 |
бывшим узникам |
59,97 |
инвалидам с детства |
29,99 |
лицам, награжденным |
29,99 |
родителям и женам |
107,95 |
детям — инвалидам с |
59,97 |
гражданам, |
29,99 |
донорам, |
23,99 |
инвалидам с детства, |
29,99 |
Пособие по уходу за инвалидом 1 группы либо лицом, достигшим |
|
при осуществлении |
239,87 |
при осуществлении |
287,84 |
Все по формуле
Порядок исчисления размеров пенсий детально регламентирован пенсионным законодательством, в частности Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. №1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон).
Согласно статье 56 Закона пенсии исчисляются по установленным нормам в процентах к откорректированному в связи с ростом средней заработной платы работников в республике фактическому заработку, который граждане получали перед обращением за пенсией.
Корректировка фактического заработка производится путем умножения средней заработной платы работников в республике, применяемой при назначении и перерасчете трудовых пенсий, на индивидуальный коэффициент заработка пенсионера. Далее в соответствии с пенсионной формулой определяется размер заработка, из которого исчисляется пенсия.
При этом заработок не более 130% средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера, в пределах 10 процентов указанной величины учитывается полностью, а в пределах каждых последующих 10 процентов – соответственно в размере 90, 80, 70, 60, 50, 40, 30, 20, 10 процентов.
Для лиц, занятых на подземных работах и на работах на поверхности, связанных с подземными работами, этот заработок учитывается в размере 20 процентов, а для лиц, длительное время занятых на подземных и открытых горных работах, — в размере 30 процентов. Полученная таким образом сумма считается заработком, из которого исчисляется пенсия.
Еще раз о пенсиях. Что надо знать будущим и нынешним пенсионерам
Подробнее
В соответствии со статьей 23 Закона пенсии по возрасту назначаются в размере 55 процентов среднемесячного заработка, но не ниже минимального размера пенсии.
Пенсия по возрасту, в том числе минимальная, увеличивается мужчинам за каждый полный год стажа работы сверх 25 лет, а также стажа работы с особыми условиями труда сверх 10 лет — на один процент среднемесячного заработка, но не менее чем на один процент минимального размера пенсии по возрасту.
При этом лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста и имеющих стаж работы более 35 лет, пенсии увеличиваются за каждый полный год стажа работы сверх 35 лет на один процент среднемесячного заработка, но не менее чем на 0,7 процента средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера, а лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста и имеющих стаж работы 45 лет и более, увеличение пенсии в размере не ниже указанного устанавливается начиная с 26-го года стажа работы.
Пенсия женщинам увеличивается за каждый полный год стажа работы сверх 20 лет, а также стажа работы с особыми условиями труда сверх 7 лет 6 месяцев — на один процент среднемесячного заработка, но не менее чем на один процент минимального размера пенсии по возрасту.
При этом лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста и имеющим стаж работы более 30 лет, пенсии увеличиваются за каждый полный год стажа работы сверх 30 лет на один процент среднемесячного заработка, но не менее чем на 0,7 процента средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера, а лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста и имеющим стаж работы 40 лет и более, увеличение пенсии в размере не ниже указанного устанавливается начиная с 21-го года стажа работы.
Увеличение пенсии производится в пределах 45 лет стажа работы у мужчин и 40 лет у женщин.
Лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, пенсии дополнительно увеличиваются на 0,1, 0,2, 0,3, 0,4, 0,5 процента среднемесячного заработка (либо на 0,7 процента средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера, — в случаях, когда данная величина превышает среднемесячный заработок) соответственно за каждый полный год стажа работы сверх 40 лет по 45-й год включительно у мужчин и сверх 35 лет по 40-й год включительно у женщин.
Как видим, алгоритм исчисления пенсий достаточно объемный, поэтому все необходимые расчеты автоматизированы и выполняются территориальными органами по труду, занятости и социальной защите с применением специального программного обеспечения. При необходимости гражданин может обратиться к специалистам за более подробными разъяснениями по этому законодательству и его применению.
Что изменится по пенсиям для многодетных матерей
С 1 января 2021 года женщинам, родившим четверых детей, будут засчитывать в трудовой стаж для назначения пенсии время нахождения в отпуске по уходу за ребенком продолжительностью до 12 лет в общей сложности (сейчас — 9 лет). Назначать им трудовые пенсии будут при наличии стажа работы не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет (сейчас — 17 лет 6 месяцев).
Сейчас многодетные мамы, которые воспитывают четверых детей, рискуют не выработать требуемый страховой стаж, а значит, могут угодить в «пенсионную ловушку» — не получить трудовую пенсию, а только социальную. Дело в том, что сейчас матерям троих детей декретный отпуск включается в общий трудовой стаж в полном объеме. Для матерей, у которых пятеро и более, предусмотрены дополнительные льготы. А вот матерям четверых детей в общий стаж идет только 75% всего периода декретного отпуска.
Этот вопрос поднимали не один год. При этом в Минтруда выступали против того, чтобы матерям четверых детей декретный отпуск засчитывать в полном объеме в общий трудовой стаж.
— В многодетных семьях, как правило, дети рождаются без значительных перерывов между рождениями. Поэтому максимальный 9-летний период может охватывать время ухода мамы за четвертым, пятым и даже последующими детьми, — поясняли ранее в Минтруда, почему не видят ловушки страхового стажа для многодетных.
Виды пенсий
В Белоруссии существует два вида пенсий – трудовые и социальные. Право на трудовые выплаты возникает по следующим основаниям:
- достижение ;
- получение группы инвалидности;
- смерть члена семьи-единственного кормильца нетрудоспособных иждивенцев;
- работа в определенных сферах деятельности (авиация, медицина, государственная служба и другое);
- заслуги перед страной (матери-героини, лица, получившие почетные звания, высокие награды и ордена, победители мировых спортивных соревнований, представители органов власти).
Источником трудовых пенсий является Фонд социального страхования.
Социальная пенсия в Белоруссии назначается лицам, которые имеют недостаточное количество лет страхового стажа, а также нетрудоспособным:
- инвалидам детства;
- детям-инвалидам, не достигшим 18 лет;
- детям, умерший родитель которых содержал семью.
Эти выплаты производятся из республиканского бюджета с учетом размера прожиточного минимума.
Для силовиков
На 2017 год в Беларуси для работников силовых структур установлен 45-тилетний предельный служебный возраст. Покидать службу они смогут, если имеется двадцатилетняя выслуга. Однако, в соответствии с проводимой реформой, данная планка будет подниматься — уже в 2033 году перейти в категорию пенсионеров станет реально с 48 лет.
Коснётся повышение возраста не всех — для дослужившихся до звания полковника и старше, всё останется по прежнему:
- полковники также будут уходить на заслуженный отдых в 50;
- генерал-лейтенанты и генерал-майоры — в 55;
- генерал-полковники — в 60.
Также читайте: произойдёт ли увеличение военных пенсий в Беларуси в 2016 году?
Достигших предельного служебного возраста силовиков могут оставить служить (при хорошем здоровье и необходимости) на пятилетний срок, затем его могут продлить на столько же — такое решение будут принимать:
- Для званий до подполковника (включительно) — непосредственные руководители ведомств.
- Для полковников и старших званий — лично Лукашенко.