ПАО «Акрон»: структура
Добыча сырья
К главным добывающим центрам относятся
- АО «Северо-Западная Фосфорная компания». Это горнодобывающий холдинг, центры которого расположены в Мурманской области. Деятельность компании сосредоточена на добыче и переработке апатит-нефелиновых руд, которые в следующем этапе используются для производства сложных удобрений. Также изготавливает фосфатное сырье для «Акрона». 2 млн тонн апатитного концентрата – проектные мощности компании, балансовый состав которых равен 60 годам.
- ЗАО «Верхнекамская Калийная Компания». Дочерняя структура ПАО «Акрон». Строит крупный горно-обогатительный комбинат в Пермском крае, на Талицком участке, где расположены месторождения калийно-магниевых солей. 2 млн тонн хлористого калия с возможностью дальнейшего увеличения до 2,6 млн тонн в год – это проектная мощность предприятия.
- North Atlantic Potash Inc. Объединение предприятий NAP (ПАО «Акрон») и Rio Tinto (австралийско-британский концерн), находится в Канаде. В провинции Саскачеван имеет лицензию для добычи сырья на 13 участках. Ресурсы составляют более 6 млн тонн калийных солей.
Производственные активы
К ним относятся
- ПАО «Акрон». Ведущий холдинг. Крупнейший производитель азотных и сложных удобрений и промышленной продукции. В 2018 году компания произвела 2 млн тонн аммиака, 3 млн тон азотных удобрений и более 1,5 млн тонн сложных удобрений, а также 961 тыс. промышленной продукции.
- ПАО «Дорогобуж». Один из крупнейших производителей минеральных удобрений и промышленной продукции. Статистика на 2018 год показывает: 600 тыс. тонн аммиака, 1,1 млн тонн азотных удобрений, 960 тыс. тонн сложных удобрений, 99 тыс. промышленных продуктов.
- Grupa Azoty S.A. Химический холдинг в Польше. Небольшой пакет акций принадлежит акционерам ПАО «Акрон». Один из самых крупных производителей минеральных удобрений в Европе. В 2012 году «Акрон» попытался получить контрольный пакет акций данной компании, но польское управление избежало агрессивного поглощения.
Логистика
В состав развитой транспортно-логистической инфраструктуры ПАО «Акрон» входят портовые перевалочные терминалы на Балтийском море, а также сбытовые компании в России и Китае.
Главные логистические центры
- АО «Акрон-Транс». Железнодорожный оператор, который обеспечивает внутренние потребности российских предприятий, входящие в структуру ПАО «Акрон». В распоряжении предприятия – собственные 1,5 тыс. вагонов и цистерн, также арендуются подвижные составы для перевозки груза.
- ООО «Андрекс». Терминальный комплекс, находится в Калининграде. Занимается отгрузкой продукции в Западную Европу и Америку.
- AS DBT. Терминальный комплекс, находится в Эстонии. Является посредником, через который осуществляется транспортировка сухих минеральных удобрений. Мощность комплекса насчитывает 2,5 тонны в год.
Дистрибуция
ПАО «Акрон» через личные дистрибуторские сети реализует продукцию в Россию (АО «Аронова»), Китай (Yong Sheng Feng). Также используются трейдинговые компании (Acron USA Inc., Acron Switzerland AG и Acron France SAS).
Сельское хозяйство
«Плодородие» – агрохолдинг и дочерняя компания ПАО «Акрон». Ее состав насчитывает 4 сельскохозяйственных предприятия, земельный банк которых составляет 95 тыс. га. С помощью этого проекта «Акрон» тестирует собственные разработки в сельскохозяйственной области, а также испытывает новые виды удобрений.
Финансовые показатели
Последние годы активы компании снижаются.
В 2018 году капитал фирмы достиг рекордного низкого результата. Обязательства находятся на том же уровне. А вот выручка динамично растет.
Операционная и чистая прибыль изменчивы, но не имеют выраженного роста.
Денежный поток постоянно изменяется, но не динамичен.
В 2012 году предприятие разработала новую дивидендную политику, которая направляет 30% чистой прибыли по МСФО на дивиденды, которые компания выплачивает два раза в год.
Основные риски для миноритарных инвесторов:
- возможность агрессивных действий со стороны главного владельца по отношению к держателям малого числа акций, маленькая доля акций в свободном обращении;
- снижение спроса и цены на основную продукцию компании;
- риски, связанные с обслуживанием долговых обязательств;
- незапланированные остановки производства, например аварии;
- ограничения, введенные западными партнерами.