Обзор бизнеса
ПАО «НПК ОВК» занимается разработкой, производством и реализацией грузовых вагонов, сервисным обслуживанием и ремонтом железнодорожного подвижного состава, а также предоставляет услуги долгосрочного лизинга и транспортные услуги с использованием вагонов собственного производства.
По итогам 2019 г. объём производства вагонов увеличился на 7% по сравнению с 2018 г. и составил 21 тыс. вагонов, что стало рекордным показателем для компании.
Объём производств вагонов, тыс. ед.
Около 46% всего производства приходится на полувагоны, ещё 35% составляет выпуск хопперов (саморазгружающийся бункерный грузовой вагон для перевозки массовых сыпучих грузов) и ещё около 5% — выпуск цистерн.
Структура производства в 2019 г., %
Вагонный парк компании, находящийся в собственности или финансовом лизинге, на начало 2020 г. насчитывал 16 тыс. единиц техники. При этом около 99% парка — полувагоны нового поколения.
Предприятия, входящие в состав «НПК ОВК»:
- АО «Тихвинский вагоностроительный завод». Крупнейший в России производитель вагонов.
- АО «ТихвинСпецМаш». Занимается выпуском специализированных вагонов.
- НПЦ «Пружина». Предприятие, выпускающее пружины для транспортных и грузовых средств.
- Универсальная контейнерная компания UNICON 1520. Транспортная компания, специализирующаяся на перевозке наливных грузов, в том числе нефтехимических и химических, а также сжиженных углеводородных газов.
- Компания RAIL1520. Лизинговый оператор, предоставляющий грузовые вагоны на условиях долгосрочной аренды.
- АО «Тихвинский Сборочный завод «Титран-Экспресс». Производственный комплекс, занимающийся ремонтом и модернизацией подвижного состава, а также изготовлением комплектующих для грузовых вагонов. Проектная мощность предприятия составляет более 3,5 тыс. вагонов в год.
- Всесоюзный научно-исследовательский центр транспортных технологий. Инжиниринговый исследовательский центр, осуществляющий работу в сфере грузового железнодорожного подвижного состава.
Обзор рынка
Отрасль вагоностроения по итогам 2019 г. отметилась новым рекордом — производство грузовых магистральных вагонов достигло 79,6 тыс. штук, что на 16% больше показателя 2018 г., и это является историческим максимумом.
В целом производство вагонов последние годы растёт на фоне увеличения погрузки железнодорожного транспорта в стране. Однако по итогам 2019 г. погрузка оказалась на 0,9% ниже, чем годом ранее, и составила 1,28 млрд тонн, снизившись впервые с 2015 г.
Погрузка железнодорожного транспорта в России, млн тонн
Превышение производством спроса со стороны рынка, особенно с учётом резкого падения перевозок в начале 2020 г., может привести к перепроизводству, что уже происходило в 2013 г. Тогда государству пришлось субсидировать крупнейших производителей, чтобы спасти отрасль.
На фоне снижения погрузки и рекордных объёмов выпуска новых вагонов в России профицит полувагонов к декабрю 2019 г. вырос до 26 тыс. единиц.
Для сокращения профицита на рынке государством были предприняты меры по списанию старого вагонного парка в РФ.
Списание вагонного парка в России по годам, тыс. ед.
Крупнейшим российским производителем вагонов является ПАО «НПК ОВК», на долю которого приходится более 26% рынка.
Общий взгляд на систему
Термин «система» в большинстве своем продвигается в маркетинговых целях различными компаниями, как наиболее благозвучное представление реализуемого ими товара. Однако позднее это повлияло на то, что системами стали называть не всю процедурно-организационную часть, связанную с оборудованием в целом, а лишь отдельные составные части, что повлекло за собой существенную путаницу. Теперь любое оборудование начинает по умолчанию восприниматься в глазах подрядчика или домовладельца как нечто обладающее признаками и качествами системы, тогда как на практике это не всегда так. Подобные искажения восприятия накладывают отпечаток не только на проблемы понимания людей друг другом из-за смешения понятий, но и на диагностику проблем. Когда фокус внимания смещен на вторичные вопросы вроде замерзания катушек или переключатели безопасности, это приводит к слепым пятнам вне «коробки», и, следовательно, невозможности их исправить.
Выход за рамки
Важно, чтобы люди понимали реальное положение дел: климатическое оборудование лишь часть системы отопления вентиляции кондиционирования, а не вся система в целом. Как только это осознание приходит, смотреть на возможные проблемы становится значительно легче и вместо того, чтобы вновь заменять отдельную составную часть, возможно, что стоит осмотреть совершенно другой участок
Проблемы могут возникать в связи с утечками или проблемными сегментами, в случае которых бесполезно обновлять наружные элементы ОВК. Существует и ряд других проблем, не подпадающих под стандартные, и их обнаружение зависит от того, насколько хорошо были обозначены все функциональные элементы в процессе работы. Также неплохо помимо четкого плана установки и функционирования всего ОВК в целом иметь перед глазами картину возможных уязвимых мест, способных приводить к сбою внешние климатические установки. Это сохранит время на поиски возможных причин возникающих проблем. Иногда же некоторые проблемные места могут быть совсем неочевидны, например неотрегулированные относительно друг друга вентиляторы переменной скорости. Со временем это способно привести к сбоям двигателя, а также заставить его усиленно шуметь и перегреваться. Поэтому прежде чем вводить в эксплуатацию систему, необходимо тщательнейшим образом зафиксировать все входные начальные характеристики, чтобы в последующем с ними было легко работать и искать причины возникновения неполадок. В некоторых случаях это оказывается весьма полезным.
Финансовые показатели
Динамика активов
Активы растут с каждым годом, но последние четыре года наблюдается крайне слабая прибавка.
Капитал и обязательства
Активы в основном состоят из обязательств, которые впервые сократились с 2015 года.
Выручка
Впервые выручка в 2019 году оказалась меньше, чем в прошлых годах.
Чистая и операционная прибыль
Впервые в 2019 году чистая прибыль не была в убытке.
Денежный поток
Денежный поток компании не имеет ярко выраженной динамики и за последние несколько лет часто находился в отрицательной зоне.
История дивидендных выплат
ПАО «НПК ОВК» ни разу не выплачивало дивиденды с момента первичного размещения своих акций на Московской бирже в 2015 г. Это связано с высокой долговой нагрузкой и убытками прошлых лет. Дивидендная политика компании, утверждённая в марте 2015 г., предполагает при распределении прибыли соблюдение баланса между дивидендными выплатами акционерам и реинвестированием в собственное развитие, однако не даёт чётких критериев для расчёта возможных дивидендов.
О компании
Объединенная вагонная компания – крупный железнодорожный холдинг, профлидер вагоностроительной отрасли. Организация занимается изготовлением вагонов и цистерн последнего поколения, проводит инженерные исследования в области производства подвижного состава. Кроме того, НПК ОВК занимается перевозками и сервисным обслуживанием. Продукцию и продает, и сдает в долгосрочную аренду.
Продукция компании
Продукция предприятия – вагоны, цистерны, хопперы, а также некоторые элементы подвижного состава, разработанные по инновационным технологиям. Выпускаемые устройства отвечают современным требованиям, выдерживают более значительную нагрузку на ось, цистерны позволяют безопасно перевозить ядовитые вещества.
Главные акционеры
Крупнейшие акционеры НПК ОВК:
- АО «Концерн «Уралвагонзавод» владеет 9,33 % акций
- АО «Открытие Холдинг» – 7,94 %
- ООО «УК «Север Эссет Менеджмент» – 17,93 %
- ООО «Менеджер-консалтинг» – 24,29 %
- АО «Ай Кью Джи Управление Активами» Д.У – 5,66 % от доли уставного капитала.
Прочие менее крупные акционеры эмитента владеют 34,75 % всех акций, торгующихся на ММВБ.
Ключевая фигура и ее роль
Р.А. Савушкин – генеральный директор НПК ОВК с 2012 по 2018 годы. Своей целью он считал мировое лидерство по производству спецвагонов. Именно эту продукцию директор представлял перспективной и искал для нее новые рынки сбыта. Приоритетными направлениями деятельности директор называл выпуск не только стандартных прицепов, но и цистерн для химических веществ, спецвагонов.
В декабре 2018 г. его место занял Т. Хряпов. Он продолжает работу по повышению инвестиционной значимости предприятия, стремится найти новых инвесторов, расширяет рынки сбыта, увеличивает долю выпуска технически усовершенствованной продукции, продолжает сотрудничество с ММВБ.
Идти в ногу с техническим прогрессом и даже опережать его – значит обеспечить организации высокие шансы оставаться на лидерских позициях на отечественном рынке в будущем.
Дочерние компании
В железнодорожный холдинг, которым управляет НПК ОВК, входят:
- Тихвинский вагоностроительный завод
- АО «ТихвинХимМаш»
- АО «ТихвинСпецМаш»
- НПЦ «Пружина»
- UNICON 1520 – транспортное предприятие
- RAIL 1520 – объединение лизинговых организаций
- ТСЗ «Титан Экспресс» – вагоноремонтное объединение.
В состав общества включен также научно-исследовательский центр, который отвечает за исследовательскую работу и введение инноваций.
Планы компании на будущее
Научно-техническая политика НПК ОВК ориентирована на освоение новых сегментов рынка, внедрение инновационных технологий, совместную работу с ММВБ.
Холдинг нацелен на дальнейшее усовершенствование производимой продукции, которая позволит значительно снизить стоимость перевозки грузов, повысить эффективность их работы и увеличить реальную прибыль предприятия.
Статистика дивидендов
НПК ОВК никогда не выплачивала дивиденды: все доходы направляются на развитие молодого предприятия. Акции НПК ОВК торгуются на ММВБ с весны 2015 г.
Интересные факты о компании
НПК ОВК – крупнейшее общество среди конкурентов на российском рынке, его доля составляет 45,6 %. Это значит, что почти половина выпускаемых вагонов в России принадлежит Объединенной вагонной компании.
Спецвагоны, производимые НПК ОВК, имеют более выгодные технические характеристики:
- пробег без капитального ремонта составляет 18 лет
- пробег до первого деповского ремонта составляет 6 лет
- до последующего деповского ремонта – 4 года.
Каждый показатель на два года выше, чем у ближайших конкурентов.
Объединение производит инновационные вагоны с повышенной нагрузкой на ось, которые имеют скидку на пробег без груза.
Парк НПК ОВК самый молодой. Основное количество производимых вагонов отдается в лизинг, а по их возврату каждая техническая единица заменяется на новую.
О компании
НПК ОВК создано на базе Тихвинского вагоностроительного завода. В 2012 году по заказу ОВК Бежицким заводом стали выпускаться на лицензионной основе инновационные грузовые ж.д. тележки «Барбер». В 2013 ОВК поставила на рынок первую партию вагонов на новых тележках. В этом же году с чешской Wabtec Corporation было создано СП по разработке новых видов комплектующих.
В 2014 создается научно-исследовательский центр. В конце года парк лизинговых вагонов достиг количества 20 000 штук. Это вывело холдинг на первые места по лизингу в России. В 2015 ОВК была включена в перечень системообразующих компаний РФ.
Схема производств НПК ОВК из презентации компании за 2018 год.
Главные акционеры
Структура акционерного капитала ОВК:
- Финансовая компания «Открытие» — 24,3% акций.
- Банк «Траст» (100% акций управляет «Открытие») — 25,5% акций.
- Сафмар финансовые инвестиции — 10,4% акций.
- АО НПК «Уралвагонзавод» — 9,3% акций.
Ключевая фигура и ее роль
Тимофей Хряпов — гендиректор НПК ОВК с декабря 2018 года. Креатура Ростеха. Родился в 1970, закончил МГУ и Академию госслужбы. До прихода в ОВК работал в ГК «Арети» на должности председателя правления. Ранее — на различных руководящих должностях в ВЭБ-Инвест, ВЭБ Капитал, в структурах рыболовства г. Находка, Евразе.
Дочерние компании
Дочерние компании НПК ОВК:
- АО «Тихвинский вагоностроительный завод». Основной актив холдинга.
- АО «ТихвинХимМаш». Выпуск вагонов-цистерн.
- АО «Тихвинспецмаш».
- НПЦ Пружина. Производство пружин подвесок для техники — вагонов, автомобилей, сельхозтехники и т. п.
- RAIL 1520. Лизинговая компания.
- Unicon 1520. Сервисные транспортные услуги.
- ТСЗ «Титран-Экспресс». Ремонт подвижного состава.
- Всесоюзный научно-исследовательский центр транспортных технологий.
Планы компании на будущее
В ближайшие планы НПК ОВК входит:
- расширение модельного ряда вагонов-цистерн с отечественной шириной колеи 1520 мм;
- разработка своими силами и начало производства вагонов сочлененного типа увеличенной грузоподъемности и объема перевозимого груза — двойных вагонов для сжиженного газа, полувагонов, универсальных платформ;
- начало производства новых контейнеров-цистерн, контейнеров для транспортировки рулонной стали;
- разработка перспективного вагона сочлененного типа со сменным кузовом.
Что влияет на цену акций
На цену акций холдинга влияют в первую очередь финансовые результаты компании, реальный спрос на бумаги в открытом доступе. Он ограничен малым предложением и напряженной ситуацией среди акционеров компании. Основные пакеты акций распределены между главными акционерами и не торгуются на бирже.
Перспективы компании
Перспективы НПК ОВК напрямую связаны с решением трех задач
- Соответствие рыночным требованиям. При этом сам рынок грузовых вагонов в России растет. Основная форма деятельности на рынке ж.д. грузоперевозок является аренда или лизинг подвижного состава. По информации специализированного информационного агентства Info Line ставки спроса и предложения на этом рынке за 2014—2018 года выросли в 2,5 раза. Тренд в настоящее время сохранен.
- Разработка и запуск в серию новых инновационных разработок. Особый упор на повышенную грузоподъемность и объем. Отдельное направление — сочлененные вагоны как удачное рыночное решение.
- Разрешение внутрикорпоративных конфликтов в положительном ключе. Формирование благоприятной атмосферы для инвестиционной деятельности.
Аналитика и прогноз по бумаге
Дневной график обыкновенных акций НПК ОВК.
С мая по декабрь 2018 — существенное снижение котировок акций с коридора 700-800 до средней цены 400 р., то есть вдвое. В 2019 основные торги проходили в вялом флэте за исключением участка с 5 февраля по 7 мая, когда произошел резкий вынос цены до отметки 748 за акцию, который закрылся в этот же день — 7 февраля. Всплеска объемов при этом не наблюдается.
Типичная картинка для малоликвидной бумаги — вынос котировок мелкими и средними игроками с дальнейшим нивелированием цены.
С 7 мая до начала августа — ленивый летний флэт без малейших попыток поиграться с ценой. Объемы очень небольшие, за исключением 31 июля, когда прошел объем на покупку почти на 10 миллиардов рублей. Для ОВК это большая цифра. При этом дневное изменение цены было достаточно слабым. Было продано 23 миллиона акций по средневзвешенной цене выше 400 рублей.
Продавец — негосударственные пенсионные фонды (ГК «Регион») избавлялись от непрофильных активов. Вероятный покупатель — Открытие. Маленькое изменение цены подтверждает о заранее договорной сделке, когда продавец и покупатель оговаривают напрямую условия, биржа выступает как площадка для оформления и проведения купли-продажи.
НПК ОВК получила неплохой результат по итогам 2 квартала 2019 г. — выпуск вагонов за первое полугодие вырос на 11% относительно прошлого года, составил почти 10 000 вагонов. Прибыль по РСБУ за этот же период выросла в 6,5 раз.
Несмотря на это, котировки компании не отреагировали бурным ростом. Потенциальных инвесторов настораживают судебные разбирательства между крупным держателем пакета акций ПАО «Сафмар» и ОВК с одной стороны, с другой — возможные корпоративные столкновения с другим акционером — АО НПК «Уралвагонзавод», который контролируется Ростехом.
Все это напоминает схватки бульдогов под ковром и не добавляет доверия со стороны обычного покупателя бумаг НПК ОВК.
Альтернатива в этой отрасли
НПК ОВК занимает лидирующие позиции по выпуску грузовых вагонов в России. Ближайший конкурент, с которым она ведут борьбу за первое место, — АО НПК «Уралвагонзавод», контролируемое корпорацией «Ростех» с 2016 года. Далее по количеству вагонов идет Алтайвагон и Рузхиммаш.
Распределение среди производителей вагонов в 2016—2017 годах, источник — INFO Line Rail Russia.
(*) Статистика только для грузовых вагонов. Производство пассажирских вагонов в данном обзоре не рассматривается.
Где и как купить акции сегодня
Рассмотрю разные способы приобретения акций, ведь покупка через ММВБ или другую биржуможет вызвать затруднения.
Через российского брокера
Брокерская организация, через которую могут быть приобретены акции, назначается НПК ОВК перед торгами. Среди назначаемых брокеров фигурирует «Открытие Брокер» и «Финам». Эти организации запрашивают невысокие комиссионные сборы, предлагают удобные терминалы, разнообразные торговые инструменты и наиболее надежны среди конкурентов.
Налог на дивиденды зависит от выбранного тарифа. Регистрация проходит в режиме онлайн для всех желающих. Обе брокерские компании предлагают обучающие курсы для начинающих.
- Надежные российские брокеры
Название | Рейтинг | Плюсы | Минусы |
Финам | 8/10 | Самый надежный | Комиссии |
Открытие | 7/10 | Низкие комиссии | Навязывают услуги |
БКС | 7/10 | Самый технологичный | Навязывают услуги |
Кит-Финанс | 6.5/10 | Низкие комиссии | Устаревшее ПО и ЛК |
Через банк
Продажа акций – часто встречающийся вид деятельности банков, хотя и не основной для них. Крупные банки – Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк – имеют право выступать в роли брокера, продавать акции, открывать брокерские счета на ММВБ как для юридических, так и для физических лиц.
Напрямую в компании, у частного лица или фирмы
Ценные бумаги желающие могут приобрести у выпускающей организации. Для этого необходимо личное посещение компании-эмитента. Такой вариант покупки выбирают редко.
Акции покупают и у частных лиц, но такой вид продаж не предусмотрен законодательством и сопряжен с известной долей риска. Поэтому, чтобы обезопасить себя от мошенников, надежнее приобретать акции через банки или официальных брокеров на ММВБ.
Что влияет на цену акций
На компанию влияют все более-менее значимые экономические события в стране и мире, внутриотраслевая ситуация, а также результативность работы организации. Что касается НПК ОВК, то стабильность, устойчивость, положительная динамика показателей компании в отчетности играют решающую роль и дают уверенность в том, что ценность акций останется высокой.
Аналитика и прогноз по бумаге
Год от года железнодорожный холдинг увеличивает объем производства. Среднее увеличение показателя за год составляет около 20 %. Предприятие выполняет и перевыполняет заданные планы по производству вагонов. Это связано с постоянно растущим спросом продукции, а также ее преимуществами перед аналогами конкурентов.
НПК ОВК активно заключает договоры с российскими и зарубежными перевозчиками по лизингу и продаже вагонов. Кроме того, холдинг намерен наращивать количество сервисных центров по обслуживанию вагонов и цистерн, общая численность которых в декабре 2018 года составляла 66 пунктов.
Внедрение наукоемких технологий, тесное сотрудничество с ММВБ, привлечение специалистов высокого уровня, расширение линейки производимых спецвагонов и их модификаций, стремление создать более эффективный и экономичный продукт – я считаю, что все это предпосылки для положительной динамики развития организации.
Альтернатива в этой отрасли
Объединенная вагонная компания занимает существенный процент (45,6 %) российского рынка. Наиболее вероятные конкуренты холдинга:
- «Уралвагонзавод» – его доля на российском рынке составляет 12,4 %
- Завод «Алтайвагон» – 11,9 %
- Завод металлоконструкций – 9,3 %.
Где и как купить акции сегодня
Купить акции НПК ОВК можно разными способами — через брокера как профессионального участника рынка, через банк, если он сам занимается брокериджем, или напрямую у держателей ценных бумаг с переоформлением прав собственности в электронном виде.
Через российского брокера
В реальном времени физическому лицу возможно купить и продать в рублях ценные бумаги ОВК через брокера с аккредитацией на Московской бирже.
- Открытие
- Промсвязь
- Риком
- БКС
- Кит
- Тинькофф
- Финам
Один из мастодонтов рынка. Прекрасный вебпортал, очень низкие комиссии и адекватная поддержка. Рекомендую!
Инвестотдел известного банка. Особых плюсов нет, но и минусов тоже. Середнячок.
Один из самых первых российских брокеров. Комиссии высоковаты, но зато есть интересные стратегии автоследования.
Еще один очень крупный брокер. Хорошая поддержка и низкие комиссии — их конек.
Маленький, но надежный брокер. Отлично подходит новичкам, потому что не навязывает свои услуги и комиссии очень низкие. Рекомендую.
Самый молодой брокер РФ. Есть классное приложение для инвесторов, но комиссии слишком высокие.
Самая крупная инвесткомпания России. Самый большой выбор инструментов, свой собственный терминал. Комиссии средние.
Напрямую в компании, у частного лица или фирмы
Любой участник рынка может купить акции НПК ОВК напрямую у другого. Все, что необходимо при этом сделать, — внести и оформить соответствующие записи в депозитарии, где хранятся бумаги.