Оао «новороссийский морской торговый порт»

Другие объекты

Памятники

В ноябре 1925 года на берегу Цемесской бухты был установлен один из первых советских памятников Владимиру Ленину . Строительство финансировалось за счет краудфандинга жителей Черноморского региона и сотрудников НСП. Автор скульптуры Василий Козлов, пьедестал — Л. и К. Дитрих, О. Доманские. Бронзовая фигура была отлита в Ленинграде и доставлена ​​к Международному дню трудящихся 1 мая 1926 года. Позже, во время войны, памятник был заминирован отступающими немецкими войсками. После освобождения города скульптура была отремонтирована, в 1974 году взята под охрану государства и получила статус регионального значения. В 1987–89 годах статус был повышен до общегосударственного значения. Общая высота памятника — 6 метров, а высота только скульптуры — 1,8 метра.

Еще один памятник открыли в сентябре 2018 года на набережной Адмирала Серебрякова . По инициативе президента «Дело» Сергея Шишкарева «Мемориал портовикам» профинансировали Группа «Дело» и НМТП при участии нескольких частных лиц и компаний. Церемония открытия совпала с 180-летием Новороссийска, 75-летием освобождения города и 45-летием присвоения звания города- героя . Скульптура высотой 2 метра и высотой 4 метра, созданная Константином Кубишкиным, изображает работающую учительницу, двух докеров и грузчика. Обе гранитные плитки постамента покрыты текстом указа Николая I о создании порта в Новороссийске.

Алексино Порт Марина

Марина порта Алексино была создана на западном побережье Цемесского залива и введена в эксплуатацию в октябре 2011 года. Объект обслуживает и ремонтирует маломерные суда. Гавань защищена Г-образным волнорезом и оборудована рядом 4 причалом глубиной 2–3 дюйма. Первоначально гавань была оборудована для приема судов длиной 35 метров дедвейтом 160 тонн, но в 2017–2018 годах марина была модернизирована и модернизирована для обслуживания судов дедвейтом до 450 тонн. В комплекс входят несколько компаний, занимающихся ремонтом, покраской и другими услугами. К 2017 году порт Алексино был крупнейшим судоремонтным комплексом в Азово-Черноморском бассейне. В настоящее время он обслуживает частные, технические, портовые и военные ( суда ФСБ ) суда, находящиеся в ведении Российского морского и речного регистров. Алексино Порт Марина входит в холдинг «ДелоПортс».

Положение компании в отрасли

Суммарный грузооборот портовых компаний в России неуклонно растет и в настоящее время составляет более 816 млн тонн, 78 из которых приходится на ПАО «НМТП». А это приравнивается к 9,5% от общего грузооборота в стране.

Грузооборот морских портов России, млн тонн

Порты ПАО «НМТП» — одни из ведущих по экспорту и импорту разных видов грузов, соединяют РФ (через транспортные коридоры) со странами Средиземноморья, США, Южной Америки, Юго-Восточной Азии и др.

Важно! Основная масса грузов приходится на черные металлы и зерно. Порт Новороссийск

Порт Новороссийск

Расположен в восточной части Черного моря. Его очевидные преимущества:

  • Выгодное расположение. Новороссийск находится на пересечении международных транспортных коридоров, которые связывают Россию со множеством стран (Таиланд, Камбоджа, Вьетнам, Кипр, Франция, Бразилия, Мексика, Эквадор и многие другие).
  • Благоприятные природные условия. Во многом из-за теплого климата, транспортировки осуществляются в любое время года, без простоев.
  • Наличие современного перегрузочного оборудования.
  • Развитая инфраструктура (как железнодорожная, так и трубопроводная).
  • Универсальность активов. Это позволяет компании быстро реагировать на малейшие изменения на портовом рынке не только в России, но и странах ближнего и дальнего зарубежья.

И еще Новороссийск — единственный глубоководный порт в южной части России, эксплуатирующий морские причалы в СНГ и Балтии. Максимальная глубина некоторых из них составляет 24,5 м.

Порт Приморск

Один из ведущих портов в Северо-Западной части России, занимающийся транспортировкой нефти и нефтепродуктов (бензин, керосин, дизельное топливо, смазочные материалы и т. д.). Он расположен в Балтийском море, а точнее, в Финском заливе. Его преимущества:

  • Является конечной точкой в трубопроводной системе Балтийского моря, что позволяет транспортировать нефть из разных месторождений, включая Урало-Поволжский и Западно-Сибирский районы России.
  • Не требует больших затрат на ремонт (т. к. предприятие построено относительно недавно — в начале 2000-х годов).
  • Порт находится рядом со странами Северной и Западной Европы, практически напрямую пересекая европейские транзитные грузопотоки.

Порт Балтийск

Расположен на берегу Балтийского пролива (Калининградская область) и обладает следующими преимуществами:

  • Удачное географическое расположение. Пристань находится по соседству со странами Северной и Западной Европы.
  • Принимает крупные суда, максимально загруженные транспортируемыми товарами, оборудованием, зерном, разными видами сырья, наливными и насыпными грузами (без тары и упаковки).
  • Теплый климат. Обеспечивает круглогодичные перевозки во многие уголки России и не только.
  • Большое количество складов (площадок).
  • Наличие развитой транспортной инфраструктуры. Грузоперевозки осуществляются не только по России, но и в страны Восточной и Центральной Европы. Поскольку порт находится недалеко от Калининграда, время доставки грузов в разы ускоряется.

Инфраструктура

Управление движением судов

Безопасное плавание в акватории НСП обеспечивает решение Службы движения судов (СУДС) Росморпорта. Локальная система включает Центр СУДС и четыре дистанционно управляемых радиотехнических поста (РТП) — «Дуб», «Пенай», «Геленджик» и «Южная Озереевка». Doob RTP устанавливается в непосредственной близости от маяка Doob на высоте 95 м над уровнем моря, он служит для обнаружения и наблюдения за приближающимися судами и поддерживает Penay RTP. Последний расположен на переднем указателе высоте 35 м над уровнем моря, откуда открывается прямой вид на Новороссийский залив. Penay RTP поддерживает производительность Doob RTP на большом расстоянии. В свою очередь, Геленджикская РТП расположена на юго-восточном склоне горы Дооб на высоте 301 м над уровнем моря. Он служит для дальнего наблюдения за приближением судов и дублирует Южно-Озереевскую РТП. Южная Озереевка обеспечивает наблюдение за Каспийским трубопроводным консорциумом в зоне ответственности и за подходами к нему.

Упомянутые RTP обнаруживают суда на расстоянии до 15–20 миль, определяют координаты, скорость и направление. В случае возникновения чрезвычайной ситуации все полученные данные передаются центральному оператору VST и другим судам в пределах досягаемости. Все суда обязаны заходить и двигаться в акватории НСП только с разрешения СУДС Новороссийск.

Описание торгового порта в Новороссийске

Ныне морской порт в Новороссийске – собственность эффективной компании, владеющей еще и крупнейшим моркомплексом в Российской Федерации – причалами Приморска (Балтика). Стивидорный оператор «НМТП» является группой фирм-логистов. Они получили грузовые порты в наследство от советского департамента грузового судоходства, привели их в порядок и заставили работать на пользу РФ (20% всего грузооборота России связано с Новороссийском). Нынешняя акватория предприятия составляет 344 га, площадь – 238 га, а причальная линия, включающая все изгибы – более 8 км, самая длинная в России.

Сегодня речь идет о трех грузовых и одном нефтеналивном терминале, круглые емкости которого видны из любой прибрежной части мегаполиса, а также крупном судоремонтном заводе. В их рабочих зонах стоят приписанные корабли торгового флота России и суда других стран. Зоны эти обслуживают более 80 организаций различной специализации, а еще высокие краны.

Экскурсии, которые можно провести на здешней территории, обязательно будут касаться получения разрешения на вход

И это неудивительно, ведь порт особой важности, имеется даже военный причал, где проходят службу на линкорах матросы-срочники, и зона таможенного досмотра. Как следствие, посещать объекты можно лишь в составе организованного тура

Здание портового управления – тема для отдельного разговора. Оно построено в советское время, однако реконструировано с учетом тенденций XXI века и теперь напоминает 5-ти, а где и 6-ти-этажного гиганта металлического оттенка. На одном из этажей есть мини-музей Новороссийского порта, который, однако, тоже посещают по пропуску. Те романтики, которые ежедневно хотят видеть стоящие на рейде баржи, могут использовать гостиницы неподалеку – отель «Садко», а также гостевой дом «Марина».

Военная гавань

Большой десантный корабль «Новочеркасск» на НСП

Новороссийская военно-морская база была основана большевиками в 1920 году. Во время Гражданской войны в России ее флот сражался с Белой армией в Крыму и Закавказье . Активное развитие базы стимулировалось ухудшением политической обстановки. В годы Великой Отечественной войны Новороссийск служил опорным пунктом оккупированных Севастополя и Одессы , его морская пехота принимала участие в битве за Керченский полуостров и обеспечивала эвакуацию. После войны Севастополь стал главной базой Черноморского флота СССР, а военная база Новороссийск была упразднена. Бухта была переведена в административную военно-морскую зону. Позже Министерство рыбного хозяйства СССР поставило на якорь свой подводный флот и исследовательские суда, после чего бухта была переименована в «Геопорт».

В позднесоветский период силы Черноморского флота были размещены в Грузинской ССР и Украинской ССР с базами в Севастополе, Одессе, Батуми и Поти . Распад Советского Союза поднял вопрос о штаб — квартире переезда в Новороссийск. В сентябре 1994 г. был восстановлен Новороссийский военно-морской округ, через три года он был официально преобразован в Новороссийскую военно-морскую базу. Для его модернизации и развития правительством была инициирована федеральная целевая программа «О базе Черноморского флота на территории Российской Федерации на 2005–2020 годы». Федеральное специальное агентство по строительству провело строительство новых объектов, в том числе волнолома для защиты внутренней гавани от штормов (западная сторона длиной 850 м / 1450 метров восточной стороны). Он выдерживает расчетную волновую нагрузку до 5 м и землетрясения до баллов . Военно-морская база оборудована 5 причалами (включая плавучий док), способными принимать до 100 судов дедвейтом от 1500 до 30 000 тонн. На базе подводных лодок находятся все 7 дизельных подводных лодок Черноморского флота России.

История становления

Биография этого места уводит нас далеко в прошлое. Гавань крепости Суджук-кале в кавказской колонии турков-османов считалась довольно значимым стратегическим объектом, а возможно таковой она была еще с эпохи Монгольского, Генуэзского, Византийского и даже Боспорского государств. Дело в том, что залив слегка скругленной и очень вытянутой (с северо-запада на юго-восток) формы никогда не замерзал. Данное обстоятельство предоставляло выгоды в плане как торговой, так и военной навигации. Суджук стал важным центром крымчаков и османской администрации.

Русские войска завоевали бухту в 1791 г., разрушив эту твердыню Турецкой империи. А через 43 года здесь появилась база российского Черноморского флота, защищающая территорию от турецкого флота и набегов дружественных османам горцев-адыгов (черкесов). Лишь позже – когда место стало безопасным – причалы назвались торговыми. К примеру, в 1846 г. Новороссийск посетили 102 русских судна. Иностранцам везли зерновые, мед, рыбу. Население портового городка работало в доках или на перевозке.

В 1886 г. появились уже более масштабные пристани (всего 5), а через 2 года сюда подвели ветку железной дороги. В революционные времена тут был уже 250-метровый каботажный мол и набережная длиной почти 850 м. Город долгое время удерживали военные части Деникина – приверженцы старого режима переправлялись за рубеж.

В советские времена за год здесь швартовалось до 438 судов. К 1940 г. терминал достиг такого размера, что его пришлось делить на четыре района разгрузки-погрузки. Война значительно потрепала многие сооружения, впрочем, уже в конце 50-х гг. порт стал крупнейшим в стране. Тут трудилось почти 700 человек. А в 1963 г. – успешном для экономики и социального развития СССР – его грузооборот равнялся нынешнему.