10 фактов о мозге, которые помогут вам быть эффективнее

Заболевания и травмы

Микроцефалия

Микроцефалия — значительное уменьшение размеров черепа и, соответственно, головного мозга при нормальных размерах других частей тела.

Обморок

Обморок — это преходящая потеря сознания, обусловленная уменьшением мозгового кровоснабжения. Прекращение поступления крови к мозгу всего на 6 секунд (например, при резком сужении сосудов во время яркой эмоции) гарантирует падение в обморок, ровным счетом как и общее снижение поступления кислорода в мозг на 20% в течение небольшого промежутка времени (например, в очень душных помещениях, где мы поглощаем значительно меньше кислорода).

Мозг использует 20% всего кислорода, который поступает в кровеносную систему, но при этом занимает всего 2% массы тела, то есть мозг потребляет больше кислорода, чем любой другой орган. Поэтому он является особо чувствительным к резкой нехватке кислорода и в случае таковой решает просто отключиться и «переждать» до лучших времен. При возобновлении поступления кислорода с кровью, мозг возвращается в своё обычное состояние.

Галлюцинации

Мозг любого человека обладает способностью «достраивать» картину происходящего. Галлюцинации возникают при усилении нормальной работы мозга при оценке происходящего. Опираясь на уже имеющуюся информацию и прогнозы, мозг выдает не существующую картинку — галлюцинацию.

Мозг любого человека обладает способностью «достраивать» картину происходящего, опираясь на неполную и неоднозначную информацию. К примеру, заметив движущееся пятно в плохо освещенной комнате человек легко может догадаться, что это его кошка. В этом случае новые визуальные данные сыграют минимальную роль (в отличие от фоновых знаний). Однако побочным эффектом «прогнозирующего мозга» является склонность видеть вещи, которых на самом деле нет, то есть галлюцинации. Такого рода искаженное восприятие присуще не только психически больным людям. Согласно утверждению ученых, почти каждый человек слышал или видел нечто иллюзорное.

Появление ключевых симптомов психического заболевания можно понять как сдвиг в равновесии нормальных функций мозга

Еще более важно, что такие симптомы и ощущения указывают не на «сломанный» мозг, а на мозг, который пытается — самым естественным образом — осмыслить неоднозначные данные.

Будущее «нейрозерен»

Если допустить, что нейрозерна — оптимальный вариант, то все еще непонятно, как установить их в мозг. В ходе испытания на грызунах исследователи удалили значительную часть черепа крысы — очевидно, такой вариант не подойдет для людей.

Чтобы установить современный имплант, нужно просверлить отверстие в голове пациента. Однако команда из Брауновского университета хочет полностью исключить инвазивные процедуры.

Для этого они работают над методом, который позволит вводить нейрозерна тонкими иглами, которые будут направляться в череп с помощью специального устройства. Чтобы размещать свой мозговой имплант, Neuralink разрабатывает похожего робота, использующего технологию швейной машинки.

Теперь безопасность и долговечность микрочипов нужно проверить на грызунах в сознании — это следующий этап эксперимента. Затем исследователи будут проводить испытания на обезьянах. Как утверждает Нурмикко, в конечном счете установку, которая использовалась на крысах, можно будет расширить до 770 нейрозерен, чтобы покрыть поверхность человеческого мозга.

Расшифровка данных мозга — еще одна трудная задача. Команда из Брауновского университета хочет получать информацию из тысяч — и в дальнейшем сотен тысяч — нейронов.

Все эти мозговые сигналы нужно расшифровать и перевести в команды, которые будут передаваться внешним устройствам, выполняющим действия пользователя. Это потребует гораздо более сложной системы анализа по сравнению с текущей. 

На данном этапе команда Нурмикко пытается еще сильнее уменьшить нейрозерна, чтобы имплантировать их с минимальным воздействием на мозг.

Опровержение теории

Современные ученые, в частности, нейробиолог Б. Гордон предоставил несколько аргументов, полностью опровергающих миф о 10% использовании мозга. К ним относятся:

  • Во время естественного отбора и прохождения этапов эволюции отбирались лишь значимые для того или иного вида признаки. Если бы 90 % мозга не выполняло никаких функций, то, соответственно, в процессе эволюции эти части ЦНС исчезли бы.
  • Современные методы исследования, то есть различные сканирования, позволяют определить отсутствие слепых зон активности мозга. Появление неактивных участков отмечается только у лиц, имеющих какие-либо повреждения мозга.
  • Экспериментально доказано, что каждый отдел головного мозга отвечает за определенную функцию. При повреждении участка мозга, в любом случае, произойдет какое-то нарушение центральной нервной деятельности.
  • Доказано, что каждая отдельная клетка мозга функционально активна.
  • В ходе исследований выяснилось, что неиспользование какого-либо участка тела человека (части органа или даже конечности) приводит к его атрофии, а в некоторых случаях к замещению соединительной тканью. Если бы в мозге были неактивные участки они бы атрофировались или же вырождались.

Это интересно

Одним из интересных фактов о работе мозга является его повышенная активность во время сна. У некоторых ученых даже бытует мнение, что человеку для того и требуется сон, чтобы мозг успел обработать полученную информацию и разложить ее по полочкам.

Все эти доказательства свидетельствуют лишь о том, что ни та, ни другая сторона не понимают друг друга. Потому что потенциал мозга и использование определенных участков органа – это разные понятия.

Насколько же развит мозг у человека?


«Тесным является мир, а человеческим мозг – необъятен».

Точных данных о том, насколько активно человек использует свой мозг нету до сих пор. Остается только предполагать и строить теории. Для того, чтобы было понятно, насколько индивидуальна активность мозга каждого человека в определенной ситуации следует привести пример. Если ученику второго класса и школьнику старшей школы предложить сложить двузначное и однозначное число, то, естественно, старшеклассник справится быстрее. Однако потенциал мозга более активно будет задействовать именно ученик младшей школы, так как ему для решения задачи требуется больше усилий. Исходя из данного примера, можно сделать вывод, что развитие мозга у человека заключается не в увеличении количества клеток или их размеров, а в увеличении количества связей между ними.

Еще одним примером является поведение и восприятие человека в экстренной ситуации, когда мозг человека активируется гораздо сильнее, чем в повседневной жизни. Очевидцы, пережившие катастрофы утверждают, что мир вокруг них будто замирал или замедлялся настолько, что они успевали спастись. Если бы мозг был настолько активен каждый день, то ему требовалось бы в несколько раз больше энергии, а соответственно и питательных веществ.

Для нормальной работы мозгу ежедневно требуется около 100 – 120 грамм глюкозы. Для людей, чья профессия связана с умственным трудом, может требоваться большее количество.

Единственное, что можно сказать точно о работе нашего головного мозга – еще ни один человек не достиг предела его развития. Изначально, при рождении (при отсутствии отклонений) все имеют примерно одинаково развитый мозг. В процессе жизнедеятельности его дальнейшее развитие будет зависеть от индивидуальных особенностей:

  • Социальной сферы, в которой находится человек;
  • Возможностей, которые ему предоставлены;
  • Стимула для развития и прочее.

Как сохранить здоровье мозга?

Чтобы поддерживать продуктивность работы головного мозга не нужно тратить деньги на дорогостоящие лекарства или собирать консилиум врачей. Сохранить ясность ума под силу каждому из нас, достаточно лишь немного изменить свой образ жизни.

Мы подготовили для вас несколько рекомендаций:

  1. Исключите вредные привычки. Курение и употребление спиртных напитков еще никому не пошли на пользу. Ваш организм вам скажет спасибо, а эффективность работы мозга повысится в разы.
  2. Займитесь спортом. Уделяйте хотя бы 30 минут в день тренировкам или долгим прогулкам на свежем воздухе. Вскоре вы заметите, как наладится ваш сон, повысится настроение, прибавится энергия, а еще подтянется тело и появится тонус в мышцах.
  3. Повысьте качество сна. Затемните комнату и уберите все источники шума. Помните, что мелатонин вырабатывается в полной темноте. Наладьте режим активности и отдыха, выделяя на сон 6-8 часов ежедневно.
  4. Общайтесь и проводите время с удовольствием. Развлечения и отдых в компании других людей полезны для мозга, потому что помогают снизить уровень стресса в организме и запускают процессы омоложения.
  5. Минимизируйте время, проводимое в Интернете. Вместо этого лучше пообщайтесь с друзьями, сходите на прогулку или прочтите книгу. Последнее, кстати, полезно не только тем, что сделает вас более эрудированными, но и тем, что задействует те зоны мозга, которые в обычной жизни могут не включаться.
  6. Повышайте сложность поставленных задач. Регулярно тренируя мозг с помощью решения сложных вопросов и освоения новых навыков, вы запускаете процесс формирования новых нейронных связей, тем самым сохраняете молодость мозга на долгие годы. Тренировать мозг можно в любое время и любом месте. И в этом вам поможет наша онлайн-программа «Когнитивистика», на которой вы не просто подробно изучите многие техники мышления, но и сразу же сможете применить их на практике.
  7. Питайтесь правильно. Употребляйте в пищу продукты, богатые витаминами, минералами и другими полезными веществами. Не пропускайте завтраки, поскольку их отсутствие приводит к снижению уровня глюкозы в крови, что, в свою очередь, негативно влияет на работу мозга. Исключите из рациона пищевой мусор и добавьте в него на регулярной основе овощи, ягоды и фрукты. Не забывайте и про питьевой режим. Выпивайте 2 литра чистой воды в день (черный чай, кофе и сладкие напитки в это число не входят).

Введите в свою жизнь такие правильные привычки как здоровое питание, физическая активность, регулярные тренировки мозга и соблюдение режима сна и вы забудете о проблемах с памятью, концентрацией и сохраните здоровье мозга на долгие годы.

Исследование когнитивных способностей

Раньше эксперименты проводились в основном на студентах и пожилых, а людей среднего возраста ученым привлечь удавалось крайне редко. Всё изменилось с появлением интернета, проводить исследования стало легче, и аудитория расширилась.

Гарвардские исследователи Джошуа Хартшорн и Лаура Гермин разместили в сети тесты, которые каждый желающий мог пройти за несколько минут. В течение нескольких лет они собирали данные, а количество протестированных людей перевалило за 3 миллиона.

Первым открытием стал тот факт, что способность распознавать лица улучшается до 30 лет, а после ослабевает. Это опровергло теорию о том, что пик развития подвижного интеллекта (тот, который с помощью логики помогает решать задачи) приходится на подростковый возраст.

Почти половина энергии ребенка уходит на подпитку его мозга

Чтобы мозг работал, как надо, ему требуется большое количество энергии. Особенно это касается маленьких детей, которые учатся новому, обрабатывают информацию и развиваются быстрыми темпами. «Недавно ученые из Северо-Западного университета обнаружили, что в дошкольном возрасте, когда мозг ребенка развивается быстрее, физический рост замедляется. Скорее всего, это происходит для того, чтобы сэкономить больше энергии для развивающегося мозга, – считает Вингейер. – И наоборот, в период полового созревания, когда физический рост ускоряется, развитие мозга, напротив, замедляется (что, вероятно, не будет открытием для родителей подростков)».

Как развивать способности мозга?

Давно было доказано, что человек сам способен развивать возможности своего мозга. Это можно делать с помощью книг, специальных компьютерных программ, интересных упражнений. Все названное помогает в накоплении полезной информации, улучшении памяти, концентрации внимания. При этом для развития мышления нам нужно периодически решать сложные задачи, отгадывать загадки, тренируя мозговую деятельность.

Существует множество теорий о том, что сознание человека способно на многое. Причем это «многое» зачастую выходит за пределы физики. Некоторые люди уверены в том, что можно натренировать свой мозг таким образом, чтобы получить возможность задерживать дыхание на несколько часов, самостоятельно излечиваться от тяжелых болезней, замедлять сердцебиение, обладать телекинезом и другими сверхъестественными способностями. Сейчас всё это видится невозможным, потому что идет вразрез с наукой.

Восточные мудрецы на протяжении многих веков изучали возможности развития скрытых способностей человеческого мозга. Они отмечали, что даже для небольшого продвижения в этом деле потребуется:

  • Терпение.
  • Настойчивость.
  • Хороший учитель.
  • Много времени.

Наверное, многие люди хотя бы раз в жизни отмечали у себя небольшой всплеск мозговой деятельности, которая могла проявиться в фантастической интуиции в критические моменты.

Психолог К. Юнг говорил о том, что наше сознание – это вершина айсберга, а большая часть, бессознательное, является той частью айсберга, которая скрыта под водой. При этом неизвестна глубина погружения айсберга, поэтому возможности мыслительной деятельности человека принято считать неограниченными. Именно эта глубина является скрытыми способностями мозга человека, изучение которых является невероятно сложным делом.

Огромную работу в области изучения мозга человека провели В.М. Бехтерев (в свое время) и В.С. Савельев (если говорить о наших современниках)

В своих исследованиях эти ученые, как и многие другие зарубежные коллеги, пришли к выводу, что крайне важно развивать способности своего сознания и мышления в течение всей жизни. При этом очень сложно сказать о том, каким будет человек, который сможет использовать все возможности своего мозга

Важно понимать, что развитие способностей – это не только чтение книг, решение задач и выполнение других мыслительных процессов. Прежде всего, необходимо найти способ заложить качественный фундамент, на который можно будет укладывать новые знания и возможности, чтобы развить свой интеллект

Ученые дают следующие рекомендации по этой теме:

  • Избавление от гиподинамии. Гиподинамия – нарушение функций разных систем организма человека в результате малой физической активности. Именно из-за малоподвижного образа жизни происходит гипоксия мозговых структур (недостаток кислорода). В таком состоянии наш мозг не способен развиваться. При серьезном дефиците кислорода мозговые структуры начинают деградировать.
  • Обеспечение организма достаточным количеством фосфатов и углеводов. При отсутствии дефицита фосфатов и углеводов мозг человека в полной мере готов к изучению нового и развитию способностей.
  • Систематические занятия спортом, общение с другими людьми.
  • Нормализация рациона питания, обеспечение организма достаточным количеством всех необходимых витаминов и микроэлементов.
  • Избегание стрессовых ситуаций, нормализация сна.
  • Полноценный физический и умственный отдых, когда на то возникает необходимость (оптимальные решение – освоение методик релаксации).

Учитывая особенности мозга человека, влиять на его способности и возможности могут самые разные факторы: плохое питание, неблагоприятная экологическая обстановка, стрессовые состояния, хронические заболевания и многое другое

Поэтому важно сформировать для себя благоприятную среду, в которой будет комфортно не только морально, но и физически

На что способен человеческий мозг

На протяжении всей истории, люди интересовались тем, как стать лучше, умнее, как стать гением, как увеличить способности своего мозга. Для этого в древности пытались составлять «чудодейственные» зелья и мази, а сейчас ученые препарируют мозг гениальных людей.

Начались такие исследования приблизительно 200 лет назад. Многие факультеты медицины  Европ могли похвастаться множественными анатомическими музеями, где находились уникальные препараты человеческого тела. В 1867 году, была организована выставка при содействии Императорского сообщества любителей естествознания в России, на которой презентовались около пяти сотен черепов, в каждом из них был мозг. В конце ХIX века, анатомом Дмитрием Зерновым были опубликованы данные по изучению мозга генерала Михаила Скобелева. В начале прошлого века академик Бехтерев и профессор Вейнберг исследовали мозг Дмитрия Менделеева, создателя периодической таблицы элементов. Препараты мозга известных ученых Зинина и Пашутина, Салтыкова-Щедрина (гениального писателя) также подвергались изучению. Они были детально исследованы и описаны нейрохирургом Борисом Смирновым. В Париже был исследован мозг Ивана Тургенева, с рекордным весом 2.012 кг. В Московском институте были изучены «вычислительные машины» вождей революции Ленина, Сталина и Кирова. Также были препарирован и детально исследован головной мозг Горького, Маяковского, Эйзенштейна, Рубинштейна, Бородина, Чебышева. Как можно заметить, множество великих и талантливых людей, которые сделали заметный вклад в культуру и науку, завещали свой мозг для изучения.

Люди не теряют личность и память после удаления половины мозга

Гемисферэктомия — редкая нейрохирургическая процедура, во время которой пациенту удаляется половина мозга. При этом отключают или вырезают одно из полушарий, чтобы второе нормально заработало. Например, резекцию проводят при эпилепсии, когда источник приступов невозможно локализовать и медикаменты не помогают. Казалось бы, после удаления целого полушария мозг должен потерять половину когнитивных функций. Однако после гемисферэктомии оставшееся полушарие берёт на себя функции утраченного. Человек не теряет личность, сохраняет память и даже чувство юмора. Иногда наблюдаются проблемы с распознаванием лиц, голосов, объектов и усваиванием информации. Но в целом мозг постепенно создаёт новые нейронные связи взамен утраченных.

Нейромедиаторы

Клетки головного мозга, нейроны, сообщаются между собой с помощью нейротрансмиттеров (нейромедиаторов) — серотонина, дофамина, адреналина и др. Одна из гипотез, которая пытается объяснить происхождение шизофрении, основана на описании функционирования данных гормонов. Самая распространенная из таких теорий — дофаминовая.

Дофамин играет ключевую роль в формировании навыков и мотивации. Предположим, человек совершил какое-либо действие или подумал о нем. Если оно позитивное, мозг вырабатывает дофамин, который связывается с центром удовольствия. Эта информация закрепляется, что побуждает человека снова совершать это действие или думать о его совершении. Так формируются привычки. Кроме того, данный механизм является источником мотивации.

Исследования показывают, что у пациентов с шизофренией наблюдаются проблемы с выработкой дофамина. В период негативной фазы его выделяется слишком мало. В результате чего человек апатичен и безволен. Он ни к чему не стремится и ничего не хочет. У него нет ни сил, ни желания что-либо делать. Причем речь идет даже об элементарном самообслуживании.

Во время позитивной фазы шизофрении, то есть обострения, уровень дофамина подскакивает. В результате мозг получает слишком много сигналов, которые просто не успевают обрабатываться. Возможно, именно в этом заключается причина развития бредовых идей и галлюцинаций.

Дофаминовая теория пользуется популярностью и подтверждается многими исследованиями. Но и в данном случае остается неизвестным, что именно становится причиной нарушений работы нейромедиаторов и головного мозга.

Миф о работе мозга

Это неправда! Утверждение о том, что человеческий мозг работает на 10% (5%, 3%), — это старый, абсолютно неверный и совершенно неубиваемый миф. Разберемся, откуда он взялся.

В середине прошлого века было совершенно непонятно, как мыслит человек (сейчас это тоже непонятно, но уже на другом уровне). Но кое-что было известно — например, что мозг состоит из нейронов и что нейроны могут генерировать электрические сигналы.

Некоторые ученые тогда считали, что если нейрон генерирует импульс, то он работает, а если не генерирует — значит, «ленится». И вот кому-то пришла в голову мысль проверить: какое количество нейронов в целом мозге «трудится», а какое — «бьет баклуши»?

Нейронов в мозге несколько миллиардов, и было бы чистым безумием измерять активность каждого из них — это заняло бы много лет. Поэтому вместо того, чтобы изучать все нейроны подряд, ученые исследовали только небольшую часть, определили среди них процент активных и предположили, что по всему мозгу этот процент одинаков (такое предположение называется экстраполяцией).

И оказалось, что «работает», то есть генерирует импульсы, только неприлично малый процент нейронов, а остальные — «молчат». Из этого был сделан немного прямолинейный вывод: молчащие нейроны — бездельники, а мозг работает только на малую часть своих возможностей.

Вывод этот был абсолютно неправильный, но поскольку в то время было принято «исправлять природу», например поворачивать реки вспять, орошать пустыни и осушать моря, то идея о том, что и работу мозга тоже можно улучшить, прижилась и начала свое победное шествие по газетным страницам и журнальным разворотам. Даже и сейчас что-то подобное иногда встречается в желтой прессе.

Можно ли улучшить работу мозга

Как и в случае с любым другим органом, состояние головного мозга напрямую зависит от диеты и активности человека. Соблюдая здоровый образ жизни, реально улучшить и его работу.

Влияние диеты

Неправильное питание может ухудшить состояние здоровья человека и послужить причиной развития кардиологических болезней, ожирения, диабета 2 типа. А эти болезни, в свою очередь, повышают риск появления слабоумия.

Чтобы улучшить здоровье головного мозга, стоит включить в свою диету такие продукты:

  • растительную пищу с темной кожурой (например, чернику, брокколи, шпинат), так как она содержит много витамина E, а красный перец и батат богаты бета-каротином – оба эти вещества крайне полезны для мозга;
  • жирную рыбу (лосось, тунец, макрель) – отличные источники жирных кислот Омега-3, которые улучшают когнитивные функции;
  • грецкие орехи, пекан (содержащиеся в орехах антиоксиданты также благотворно влияют на состояние мозга).

Физическая активность

Нельзя недооценивать роль двигательной активности для поддержания здоровья головного мозга. Достаточно ежедневно уделять хотя бы по 30 минут на активную ходьбу, чтобы снизить риск ухудшения работы мозга. Также полезно плавание, бег трусцой, езда на велосипеде.

Умственные тренировки

Головной мозг работает по принципу мышц: чем активнее его использовать, тем лучше он выполняет свои функции. Поэтому не стоит игнорировать специальные умственные тренировки, чтобы поддерживать здоровье органа. Кстати, согласно данным одного из научных экспериментов, люди, увлеченные логическими задачами, на 29% меньше подвержены риску развития слабоумия .

Орландо Серрель и его невероятная память

Орландо Серрель / www.daserste.de

Орландо Серрель — человек невероятно одарённый. Но свой дар он получил не естественным путём, а после удара бейсбольной битой. В возрасте 10 лет мальчик во время игры получил удар, после которого голова у него болела несколько дней. А через какое-то время Орландо обнаружил, что в состоянии вспомнить происходящее в какой угодно день, начиная с 17 августа 1979-го года (именно в этот день его ударили по голове).

В большинстве случаев он может вспомнить даже погоду, стоявшую в тот или иной день, и тому подобные незначительные подробности своей жизни. Сам он говорит, что его изумительная способность — это результат того, что перед своим «мысленным взором» он видит календарь, при этом никаких специальных упражнений для тренировки памяти он не выполняет.

Девочка из Германии отлично видит только одним полушарием мозга

Отличное зрение 10-летней девочки из Германии поставило врачей в тупик, поскольку она родилась только с одним, левым полушарием мозга. А для хорошего зрения нужны оба полушария, так как визуальная информация, поступающая от зрительных нервов, подаётся в противоположные полушария мозга для обработки и хранения. Следовательно, с одним полушарием должен видеть только один глаз, в случае с девочкой — только правый.

Тем не менее, девочка видит отлично, и у неё нормальное бинокулярное зрение. В 2010-м году врачи провели ей сканирование мозга, пытаясь выяснить причину этого феномена. Оказалось, что зрительный нерв левого глаза девочки «мигрировал» в левое полушарие, то есть левое полушарие мозга девочки может воспринимать информацию, поступающую от обеих глаз. В зрительном отделе коры её левого полушария сформировались особые области, предназначенные только для обработки визуальной информации от левого глаза. Это помогает избежать путаницы.

Как всё-таки заставить мозг работать эффективнее

Надеюсь, вы уже поняли, что пытаться заставить мозг работать лучше, возбуждая все нейроны подряд, — дело бесперспективное, да еще и опасное. Тем не менее можно «натренировать» мозг, чтобы он работал эффективнее. Это, конечно, тема для огромной книги (и даже не одной), а не маленькой статьи. Поэтому я расскажу только об одном способе. Начать придется издалека.

Когда рождается маленький ребенок, количество нейронов в его мозге даже больше, чем у взрослого. Но связей между этими нейронами еще почти нет, и поэтому новорожденный человечек еще не в состоянии правильно использовать свой мозг — например, он практически не умеет ни видеть, ни слышать. Нейроны его сетчатки, даже если они чувствуют свет, не образовали еще связей с другими нейронами, чтобы передать информацию дальше, в кору больших полушарий. То есть глаз видит свет, но мозг не в состоянии понять это. Постепенно необходимые связи образуются, и в конце концов ребенок учится различать вначале просто свет, потом — силуэты простых предметов, цвета и так далее. Чем больше разнообразных вещей ребенок видит, тем больше связей образуют его зрительные пути и тем лучше работает та часть его мозга, которая связана со зрением.

Но самое удивительное не это, а то, что такие связи могут образовываться почти исключительно в детстве. И поэтому если ребенок по какой-то причине не может ничего видеть в раннем возрасте (скажем, у него врожденная катаракта), то необходимые нейронные связи в его мозге уже никогда не образуются, и человек не научится видеть. Даже если во взрослом возрасте у этого человека прооперировать катаракту, он всё равно останется слепым. Проводились довольно жестокие опыты на котятах, которым в новорожденном состоянии зашивали глаза. Котята вырастали, так ни разу ничего и не увидев; после этого им уже во взрослом возрасте снимали швы. Глаза у них были здоровые, глаза видели свет — но животные оставались слепыми. Не научившись видеть в детстве, они уже не способны были сделать это во взрослом возрасте.

То есть существует какой-то критический период, в который образуются нейронные связи, необходимые для развития зрения, и если мозг не научится видеть в этот период, он уже не научится этому никогда. То же относится и к слуху, и, в меньшей степени, к другим человеческим способностям и умениям — обонянию, осязанию и вкусу, способности говорить и читать, играть на музыкальных инструментах, ориентироваться в природе и так далее. Яркий тому пример — «дети-маугли», которые потерялись в раннем детстве и были воспитаны дикими животными. Во взрослом возрасте они так и не могут освоить человеческую речь, поскольку не тренировали у себя в детстве это умение. Зато они способны ориентироваться в лесу так, как не сможет ни один человек, выросший в цивилизованных условиях.

И еще. Никогда не знаешь, в какой момент «выстрелит» какое-то умение, приобретенное в детстве. Например, человеку, который в детстве активно тренировал мелкую моторику рук, занимаясь рисованием, лепкой, рукоделием, будет легче стать хирургом, проводящим филигранные, точные операции, в которых нельзя допустить ни одного неправильного движения.

Иными словами, если что и может заставить мозг работать лучше, то это — тренировка, причем тренировка с самого детства. Чем больше мозг работает, тем лучше он работает, и наоборот — чем меньше его нагружать, тем хуже он будет функционировать. И чем мозг младше, тем он более «гибкий» и восприимчивый. Именно поэтому в школах учат маленьких детей, а не взрослых дяденек и тетенек. Именно поэтому дети гораздо быстрее взрослых умеют приспосабливаться к новым ситуациям (например, осваивают компьютерную грамоту или учат иностранные языки). Именно поэтому тренировать свой интеллект надо с самого детства. И если вы будете это делать, то ничто не помешает вам сделать великие открытия. Например, о том, как работает мозг.