Долг Беларуси перед Россией
Внешний долг Белоруссии по всем имеющимся госкредитам приравнивается к порядка 6,50 млрд долларов. Эти данные были приведены на заседании комиссии Евразийского межправсовета. Одна часть задолженности выражается в рублевом эквиваленте и приравнивается к 59,90 млрд руб. Но стоит заметить, что просроченных задолженностей эта страна не имеет.
На сегодня между РФ и Беларусью имеются восемь активных соглашений, работающих на предоставление госкредитов. Из них один относится к экспортному соглашению (суммы выделяются на возведение атомной электростанции), остальные – финансовые. Что касается общей величины кредитования, то Россия предоставила Минску порядка 15 млрд $.
Экскурс в историю
Беларусь приобрела права самостоятельности и независимости сразу после развала СССР, в 90-ых годах прошлого столетия. Причем на то время Минск не стремился набирать внешние крупные займы, в отличие от России. Наша страна, находясь в условиях жесточайшего кризиса, была чрезмерно закредитована. Положение же Беларуси достаточно выгодно отличалось от российского и в плане уровня развития – республика после получения независимости продолжала придерживаться принципа хозяйствования.
Мнение эксперта
Евгений Беляев
Юрист-консультант, финансовый эксперт
Спросить
Бурное развитие экономики побудило Минск начать активно привлекать иностранный капитал, внешний долг страны стал сформировываться в начале 90-ых годов XX века.
Задолженность стала расти и уже в 1995-96 г.г. внешний долг увеличился в 29 раз. На данный момент положение дел республики на данном поприще довольно плачевно, ведь общая закредитованность достигла поистине огромных размеров (около 13,50 млрд $). Специалисты объясняют такое положение дел практически полным отсутствием в стране частного капитала. Ведь только 20,00% предприятий было передано под частное владение, остальные 80,00% принадлежит государству. Имеет место и нецелесообразное распределение полученных траншей, что способствует росту задолженности.
Размер долговых обязательств
На начало прошлого года мировая задолженность Беларуси выросла еще на 12,60%. Сейчас основными кредиторами-поставщиками нашего соседа являются Евразийский фонд развития/стабилизации, а также крупные Российские банковские организации. Но помимо внешнего Минск обладает еще и внутренними долговыми обязательствами, в основном перед кредитно-финансовыми структурами, имеющими российский капитал. Так что можно с уверенностью сказать, что основным донором страны является Россия.
По имеющимся условиям кредитных соглашений одно только обслуживание внешней задолженности республики обходится в 3,2 млрд $ за год. Кстати, если поделить всю сумму задолженности на жителей Беларуси, то получится, что каждый поданный страны обзаведется долгом размером в 4 000$. Уже в нынешнем годовом периоде страна обязана погасить перед Россией задолженность в 741,3 млн $ (причем только один долг Белоруссии за газ по оценкам финансистов уже достиг цифры в 550 млн $).
Основные причины увеличения закредитованности республики
Беларусь не зря постоянно сравнивают с Советским Союзом, ведь после развала СССР это государство, в отличие от большинства наших иных соседей, сосредоточило в руках госвласти практически всю промышленность. На первый взгляд это должно было стать большим плюсом и в первую очередь, для жителей республики. Но на деле все оказалось печальнее, ведь развития данные области практически не получали.
Поэтому страна была вынуждена связывать себя кредитными обязательствами для закупки сырья, составляющих, запчастей у иностранных производителей. Практически на 82,00% готовые белорусские изделия состоят из валютных вложений. А увеличивать ценообразование на выпускаемую продукцию является нецелесообразным по причине слишком малых показателей конкурентоспособности.
Таким образом, виновник огромной закредитованности Беларуси кроется в специфике финансово-экономической модели, действующей в республике на данный момент. Такой расклад и имеющиеся устои требуют основательного пересмотра и глобальной корректировки по причине:
- Крайне низких показателей эффективности функционирования работающих предприятий.
- Минимального уровня роста в экономике.
Проведенная в стране девальвация белорусской валюты еще больше усугубила текущее положение дел. По результатам данного масштабного мероприятия ВВП (внутренний валовый продукт) упал еще больше в валютном эквиваленте, что привело к стремительному увеличению внешнего долга.
Кто одалживает Беларуси деньги – кто главный кредитор Беларуси?
По имеющейся доступной статистике Министерства финансов Беларуси, за период с 2013 года включительно по июнь 2021-го –за 8,5 лет, всего привлечено в Беларусь внешних государственных займов на 23,653 $млрд.
Из них более половины (51,3%) – из России (по межгосударственной линии или от отдельных российских банков).
А по линии ЕФСР (Евразийский фонд стабилизации и развития, раньше это называлось АКФ ЕврАзЭС – Антикризисный Фонд Евразийского экономического сообщества), где также основные средства – российские – более 13%.
То есть главный кредитор – Россия, остальное – Китай, деньги, полученные от продажи облигаций на внешних рынках («еврооблигации») и МБРР (Международный банк реконструкции и развития).
Соответственно, и погашение кредитов идёт главным образом перед Россией (включая долги перед ЕФСР, где Россия – главный донор). Хотя раньше еще были большие долги перед МВФ.
А за последние 1,5 года, которые включают в себя мировой ковид-кризис и чисто белорусский политический кризис, в Беларусь привлечено внешних госзаймов на 3,876 $млрд.
И в этой сумме – заметна доля средств, полученных от продажи облигаций на внешних рынках, в том числе тех самых «еврооблигаций», что были проданы в июне 2020 года на сумму 1,25 $млрд, и которые позволили удержать финансы и бюджет Беларуси от серьёзнейших проблем в ковид-кризис.
Погашение этих еврооблигаций будет намного позже, а сейчас идёт текущее обслуживание и погашение займов, что поступили в Беларусь из России, от банков Китая, от ЕФСР и МБРР.
Непосредственно в июне 2021-го привлечено извне государственных займов на сумму 535,2 $млн, где основная часть – это межгосударственный кредит от России на сумму 500 $млн, номинированный в российских рублях.
Такой же был в декабре 2020-го. А в октябре 2020-го – кредит от ЕФСР (также на 500 $млн).
Наибольший же приток валюты в Беларусь за эти 1,5 года был в июне 2020-го – от продажи тех самых еврооблигаций.
Погашение внешних государственных займов идёт строго по графику, и колеблется в пределах 50-300 $млн в месяц. В июне 2021-го погашено внешних госзаймов на 180,7 $млн. А наибольшие суммы погашения, как видно на диаграмме, приходятся на январь и июль.
Значит, в только что закончившемся июле на обслуживание внешнего госдолга было израсходована большая сумма иностранной валюты.
И низкий курс доллара в момент покупки инвалюты на бирже (что подтверждается огромными объемами валютных торгов в период с 16 по 22 июля в «налоговый период») был, поэтому, определён не зря.
Погашение внешних госзаймов, которые все номинированы в иностранной валюте, в условиях возможного отсутствия поддержки в виде их рефинансирования со стороны России – главного кредитора, может сильно сократить валютные резервы Беларуси. А в условиях санкций, когда больше нигде нельзя одолжить денег, это будет неизбежным.
При этом Россия требует от Беларуси неуклонно выполнять условия кредитных соглашений в части их обслуживания и погашения. Значит, договорённость о новых кредитах – для рефинансирования старых – будет иметь первостепенное значение для Беларуси. На это – на «выбивание» новых займов от России – и будет направлены скоро все силы.
Размер и динамика государственного долга Беларуси
По состоянию на середину 2021 года в государственном долге Беларуси удельный вес…
внутреннего госдолга – 19,7%
внешнего госдолга – 80,3%.
А всего государственный и гарантированный государством долг Беларуси сейчас – 66,131 млрдBYN, и состоит он из:
государственного долга: 58,204 млрдBYN – 88,0%
внутреннего государственн� �о долга: 11,494 млрдBYN – 17,4%
внешнего государственного долга: 46,711 млрдBYN – 70,6%
гарантированного государством долга: 7,927 млрдBYN – 12,0%
внутреннего гарантированного государством долга: 3,656 млрдBYN – 5,5%
внешнего гарантированного государством долга: 4,271 млрдBYN – 6,5%
Поскольку огромная часть госдолга Беларуси номинирована в иностранной валюте, его BYN-рублевый эквивалент, его динамика – полностью зависит от курса доллара: доллар дорожает – госдолг в BYN-рублях увеличивается.
Именно поэтому благодаря падению курса доллара в течение уже четырёх месяцев госдолг Беларуси в BYN-рублях за последние месяцы немного сократился (рекордный был в конце января этого года – 67,870 млрдBYN).
Именно поэтому наибольший относительный – в процентах к ВВП – уровень госдолга Беларуси фиксировался как раз в моменты девальвации белорусского рубля, когда доллар резко дорожал.
Если сейчас госдолг РБ – около 40% ВВП, то в девальвацию начала 2016 года превышал 50% ВВП. А в 2011 году, когда доллар в Беларуси подорожал в разы, прирост относительной величины госдолга носил «взрывной» характер.
И именно по этой причине – из-за того, что в девальвацию BYN-размер госдолга Беларуси резко увеличивается, и на его погашение и обслуживание, значит, придётся тратить ещё больше бюджетных денег, объем которых ограничен в это кризисное время, значительный рост курса доллара – недопустим.
И государство с Нацбанком пока справляются с этой задачей, удерживая относительный – в процентах к ВВП – госдолг в допустимых рамках, далеко от былых рекордных значений.
А вот в долларовом эквиваленте государственный долг Беларуси сейчас – исторически рекордный: и 22,995 $млрд – как чисто госдолг, и 26,126 $млрд с учетом гарантированного государством долга.
Хотя к весне 2020-го он, было, подсократился с предыдущего максимума, что был в самом конце 2017 года. И за год с небольшим – за период мирового ковид-кризиса и политического кризиса – госдолг Беларуси вырос существенно, до нового исторического максимума.
Насколько велик государственный долг Беларуси, можно определить, сравнив его с госдолгом Украины, которую в Беларуси представляют, как страну, «полностью зависящую от внешних кредиторов», «сидящей на кредитной игле» и «способной существовать только в условиях внешних вливаний».
Совокупный – внутренний и внешний, чисто государственный и гарантированный государством – госдолг Украины на середину 2021 года составляет 2,514 трлн грн, что эквивалентно 92,52 $млрд.
Это в 3,5 раза больше госдолга Беларуси. Однако население Украины больше в 4 раза. Из-за чего подушевой размер госдолга Украины оказывается меньше, чем Беларуси.
Кроме того, здесь есть ещё два существенных момента, делающих украинскую ситуацию относительно госдолга ещё более лучшей в сравнении с белорусской:
— у Украины уровень внешнего госдолга сильно ниже, чем у Беларуси
— значительная часть госдолга Украины (прежде всего – внутреннего) номинирована в национальной валюте.
Это делает внешнедолговую зависимость Украины намного меньше внешнедолговой зависимости Беларуси. При том, что и сама Украина – далеко не образец независимого от кредиторов государства.
Что известно об экономике Беларуси
Беларусь позиционирует себя как экспортно ориентированное государство. Внутренний рынок довольно мал в связи с низкой численностью населения. Поэтому страна продает то, что производит в избытке. Однако, в 2019 году Беларусь больше купила, чем продала.
В Беларуси отдельно выделяют реэкспорт, то есть вывоз ранее ввезенных в страну товаров с целью перепродажи. Такими товарами часто является сырье, энергоносители, продукты питания. В Беларуси их могут перепаковать или даже отвезти в другую страну без каких-либо изменений. Иногда закуплены за рубежом товары сразу везут в страну назначения без ввоза в Беларусь.
Основным торговым партнером Беларуси стабильно остается Россия. Экономика страны полностью зависит от своего соседа, что Россия использует как давление. К примеру, в начале 2020 года Россия временно перекрыла поставки нефти в Беларусь.
Отсутствие реформ сдерживает развитие Беларуси. Еще в 2019 году экономика Беларуси приостановила свое развитие, добавив всего 1,2% к ВВП. Это низкий показатель. Даже в таких высокоразвитых странах как Германия, Великобритания или США темпы роста выше (чем более развита страна, тем медленнее темпы роста присущи ее экономике).
- либерализовать экономику;
- расширить пространство для частного бизнеса;
- провести рыночные реформы;
- повысить эффективность госкомпаний.
Беларуси давно уже нужны структурные реформы. Кризис еще больше усилил давление на экономическую модель: государственные финансы оказались в затруднительном положении, спрос на белорусские товары за рубежом падает, экономическое положение государственных концернов ухудшается,– рассказал эксперт.
Эксперт добавил, что разрыв между уровнем жизни в Беларуси и Польше и странах Балтии растет с каждым годом. Дополнительное давление идет со стороны России, которая сокращает субсидии Беларуси. А белорусская нефтехимия, которая обеспечивала в 2014-2018 годах примерно четверть экспортных доходов, теряет свои конкурентные преимущества.
Внешний долг страны: суть понятия
Данное понятие по определению МВФ (Международный Валютный Фонд) является общим объемом текущих и еще непогашенных обязательств от резидентов определенного государства к нерезидентам. К внешней задолженности причисляют как саму сумму долга, так и набежавшую процентовку, которую требуется погасить в определенный временной промежуток. Внешняя задолженность складывается из долга частного характера (задолженность частной/государственной структуры) и непосредственно государственного.
Мнение эксперта
Евгений Беляев
Юрист-консультант, финансовый эксперт
Спросить
Наличие внешнего кредитования помогает расширять финансовые госресурсы, но также способствует и появлению риска в развитии финансово-экономического кризиса.
Внешний долг государства и высокой стоимости уже просроченного субсидирования достаточно негативно сказывается на общем рейтинге данного государства на кредитном общемировом рынке. А его снижение непосредственно влияет и на условия предоставления будущих траншей. Многим странам с высокими показателями задолженности практически вообще закрыта возможность оперировать с кредитными международными рынками. Единственной возможностью таких государств становится заимствование ресурсов банковской всемирной группы и МВФ.
Появление стабильной задолженности принуждает определенную страну проводить переговоры с международными кредиторами в целях урегулирования просрочки. Стабилизация внешнего долга базируется на разработку и внедрение займополучателем срочных мер, направленных на ликвидацию просроченного долга с целью понижения выплат задолженности основной, а также процентной ее части.
Символический визит
С 12 по 14 сентября с визитом в Минске находится президент Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) сэр Сума Чакрабарти. В банке, комментируя его приезд, отметили, что Белоруссия в последние годы «демонстрирует большую международную открытость и большую готовность обсуждать внутриполитические события, в том числе ситуацию с правами человека в стране». Эти изменения позволили ЕБРР принять новую страновую стратегию — то есть активнее участвовать в проектах белорусского госсектора, включая государственную и муниципальную инфраструктуру и предприватизационную поддержку госпредприятий.
Прежде европейский банк не финансировал белорусский госсектор из-за чрезмерного (с точки зрения международной организации) вмешательства государства в экономику и нарушений прав человека. Банк сотрудничал только с частными компаниями.
В Минске сэр Сума Чакрабарти уже встречался с высокопоставленными чиновниками, впереди переговоры с президентом Александром Лукашенко и премьер-министром Андреем Кобяковым. Также глава ЕБРР подпишет ряд документов, в числе которых соглашение с Белинвестбанком о предоставлении субординированного кредита.
- Александр Лукашенко и Сума Чакрабарти
- РИА Новости
Самое примечательное в этом визите — упоминание о новых кредитах от ЕБРР. Дело в том, что всего несколько дней назад — 5 сентября — Совет министров Белоруссии утвердил соглашение с правительством России о предоставлении очередного государственного финансового кредита. Соответствующее соглашение было подписано 30 августа в Москве.
Также по теме
Кредит на проценты: Россия выделит Белоруссии $700 млн
Россия предоставит Белоруссии государственный кредит в размере $700 млн. Распоряжение правительства РФ было подписано 19 августа….
В конце августа российский кабмин одобрил выделение Белоруссии кредита в $700 млн на рефинансирование прежних заимствований. То есть для того, чтобы официальный Минск смог рассчитаться с Москвой по старым долгам перед ней же. Предварительное соглашение об этом было достигнуто в ходе переговоров Владимира Путина и Александра Лукашенко в Санкт-Петербурге 3 апреля 2017 года.
Но этот российский кредит «на возвращение старых долгов» оказался лишь одним из многих, взятых белорусскими властями в нынешнем году. Необычайно высокие темпы роста внешней задолженности вызывают тревогу у экономистов самого разного толка — как оппозиционных, так и поддерживающих политику властей.
Как происходит возврат иностранных кредитов
На сегодня республика Беларусь в глазах мировых валютных инвесторов не выглядит привлекательным партнером. Более того, даже не относится к ответственным заемщикам. Но все же многие страны продолжают субсидировать страну, правда, выделяя средства строго под определенные цели с обязательным их возвратом после реализации задуманных проектов.
В отношении иностранных кредиторов Беларусь достаточно строго старается выполнять свои обязательства. Но отношения Минск-Москва складываются немного по иному сценарию. Россия всегда шла навстречу братской стране и предоставляла длительную отсрочку либо проводила реструктуризацию имеющихся кредитов. РФ – это главный партнер Беларуси с крепкими, развитыми и прочными торговыми взаимоотношениями.
Что говорят эксперты о госдолге
Тема государственного долга становится все актуальнее для Беларуси. Так, в Евразийском банке развития прогнозируют увеличение платежей по долговым обязательствам, для чего потребуется рефинансирование старых займов. Среди причин — ограниченность золотовалютных резервов и слабый потенциал экономического роста. О потребности в рефинансировании заявляют также в Нацбанке.
Доступ к внешним займам у Беларуси сужается, считают эксперты исследовательского центра BEROC.
— Санкционный фон и имиджевые потери Беларуси ограничивают возможности привлечения займов на внешних финансовых рынках. Соответствующие обороты в последние кварталы ощутимо просели, особенно в банковском секторе. Рост валового внешнего долга на этом фоне происходит преимущественно за счет госкредитов (от России и ЕФСР), а также краткосрочных торговых кредитов фирм, — отмечают аналитики. — Возросшая стоимость внешних займов для Беларуси и перебои с доступом к ним усиливают опасения в отношении состояния ликвидности в иностранной валюте.
Эксперты считают, что в нынешней ситуации госдолг из инструментов поглощения шоков в экономике превратился в «потенциальный источник шоков» для нее.
Власть сохраняет спокойствие
Пока некоторые СМИ страны бьют тревогу из-за рекордных показателей внешнего долга, представители белорусской власти демонстрируют спокойствие. Так, недавно, выступая в эфире телеканала «Беларусь 1», первый замминистра экономики Дмитрий Крутой заявил, что в 2018 году республика сохранит золотовалютные резервы на уровне не менее $6 млрд и не планирует новых внешних заимствований.
Сумма внешних платежей (процентов по кредитам) — более $3 млрд, и их планируется обслуживать «за счёт работы экономики». Что касается новых кредитов, то в 2018 году правительство рассчитывает только на то, что уже запланировано, — это два транша от Евразийского фонда стабилизации и развития.
При этом с государственной «заначкой» ситуация довольно стабильна.
Увеличению международных резервных активов способствовали поступления в бюджет экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, рост объёма средств в иностранной валюте на корсчетах банков в Нацбанке, увеличение стоимости монетарного золота, поступление средств от продажи валютных облигаций, а также покупка Нацбанком иностранной валюты на торгах биржи. При этом правительство и Нацбанк в августе исполнили внешние и внутренние обязательства в валюте на сумму порядка $135 млн.
Ещё один повод для оптимизма белорусских властей — хорошие показатели по экспорту. В январе—июле 2017 года белорусский экспорт товаров и услуг увеличился на 19,5% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года — до $19,739 млрд. Сальдо торговли товарами и услугами по итогам полугодия заметно выросло, составив $489 млн против $73,9 млн в январе—июле прошлого года, сообщает Нацбанк.
Экспорт товаров за семь месяцев вырос на 20,8% — до $15,608 млрд, сальдо торговли услугами по итогам января—июля — $1,630 млрд. Показатель аналогичного периода прошлого года удалось превзойти на 37,7%.
Прирост в первом полугодии обеспечил многолетний драйвер белорусского экспорта (в прошлом году заметно падавший, а теперь восстанавливающийся) — калийные удобрения. Также значительно выросли поставки за рубеж белорусского масла, сыра, творога и ряда других традиционных для республики продуктов.
Долги ставят рекорды
По итогам первого полугодия государственный долг Белоруссии по отношению к ВВП достиг исторического максимума.
Чтобы понять, откуда взялся этот рекорд, нужно немного углубиться в историю. До 1996 года Белоруссия брала в долг деньги и у стран Европы, и у России, но в относительно небольших объёмах. Хотя и собственная экономика в первой половине 1990-х годов была невелика, так что те заимствования выглядели немалыми.
Однако в 1996 году в честь создания Союзного государства России и Белоруссии Борис Ельцин списал братскому государству все долги. После этого лет десять всё было хорошо: Минск получал энергоносители по льготной цене, для белорусских предприятий был открыт российский рынок и экономика могла расти без внешних заимствований. По данным белорусского Минфина, на 1 января 2007 года внешний и внутренний госдолг составлял 6,5% по отношению к ВВП страны.
- Бывший президент РФ Борис Ельцин и Александр Лукашенко. 1995 год
- РИА Новости
Всё начало меняться в 2007 году, когда после остановки процесса союзной интеграции в Москве пересмотрели цены на энергоносители для Белоруссии. Именно тогда, желая сохранить высокие темпы экономического роста и стабильность обменного курса белорусского рубля, официальный Минск начал активно привлекать кредиты.
В период с 2007 по 2011 год долговая нагрузка на экономику сильно выросла: если на начало 2007-го внешний и внутренний госдолг по отношению к ВВП составлял 6,5%, то в начале 2012-го — 27%.
«Проценты и выплаты по кредитам легли тяжёлым бременем на экономику Белоруссии, которая уже не росла прежними темпами. С 2013 года ежегодные выплаты Беларуси по внешнему и внутреннему госдолгу превышают $3 млрд, — рассказал RT белорусский политолог Антон Платов. — Одалживать деньги прежними темпами уже не получалось, многие кредиторы перестали работать с Минском по политическим причинам, например, МВФ. Пришлось срочно подружиться с Китаем — Пекин выдавал кредиты, правда, только «связанные» (когда сами деньги остаются в Пекине, а белорусские власти могут их потратить на закупку китайских же товаров. — RT), зато без оглядки на такие вещи, как права человека».
В 2015 и 2016 годах произошла заметная девальвация белорусского рубля, из-за чего экономика страны в долларовом выражении «ужалась», а госдолг, номинированный преимущественно в валюте, заметно вырос по отношению к ВВП. Если в начале 2015-го внутренний и внешний госдолг по отношению к ВВП составлял 22,3%, то в начале 2016-го — уже 31,5%, а в начале 2017-го — 39,4%.
В начале нынешнего года Белоруссия частично рассчиталась по иностранным кредитам, но получила новые транши от России и Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР), а в июне разместила евробонды на $1,9 млрд.
Также по теме
Валюта выбирает курс: на каких условиях МВФ может предоставить Минску крупный кредит
В Минске завершились срочные внеплановые переговоры между Александром Лукашенко и топ-менеджерами МВФ. Решение о предоставлении…
Как результат, внешний госдолг вырос до рекордных $15,6 млрд, а уровень госдолга по отношению к ВВП достиг максимального значения за всю историю страны — 40,4%.
«Интересный момент: никто не может сказать, что Белоруссия должна столько-то, то есть назвать одну цифру. Потому что можно считать долги по множеству методик, — объяснил RT Антон Платов. — Например, нередко договорённости о кредитах достигаются главами стран или правительств, но оформляются, как кредиты от одного банка другому. Плюс банковские гарантии по сделкам — как их учитывать? Плюс кредиты, взятые за рубежом белорусскими госпредприятиями, по которым поручилось государство. Нюансов здесь множество, и цифры, соответственно, получаются разные».
Внешний долг
Под внешним госдолгом подразумевается общая задолженность государства и резидентов (промышленных предприятий, организаций, прочих субъектов хозяйствования) перед зарубежными кредиторами (нерезидентами). Он формируется за счет следующих источников:
- кредиты в инвалюте, предоставленные Беларуси или ее резидентам со стороны других государств, зарубежных субъектов хозяйствования, международных организаций;
- займы, полученные в результате размещения на международных финансовых рынках государственных ценных бумаг.
Дата | Внешний государственный долг | |
млн. долл. США | % к ВВП | |
01.01.2020 | 17132,5 | 26,5 |
01.02.2020 | 16925 | 26 |
01.03.2020 | 16854,2 | 25,8 |
01.04.2020 | 16633,8 | 25,5 |
01.05.2020 | 16640,1 | 25,7 |
01.06.2020 | 16790 | 26,2 |
01.07.2020 | 18038,4 | 28,4 |
01.08.2020 | 17771,8 | 28,2 |
01.09.2020 | 17745,7 | 28,4 |
01.10.2020 | 17574,9 | 28,5 |
01.11.2020 | 18121,1 | 29,7 |
01.12.2020 | 18150,9 | 30 |
Основными целями государственных займов, формирующих внешний долг, являются:
- покрытие дефицита госбюджета, поддержка платежного баланса;
- пополнение золотовалютных резервов;
- импорт энергоресурсов, сырья;
- реализация инвестпроектов;
- проведение реформ.
Внешнее финансирование может привлекаться для реструктуризации имеющихся задолженностей, решения неотложных социальных или экологических проблем, а также с другими целями.
Структура внешнего госдолга
Сумма задолженности складывается из нескольких составляющих, доля которых в общей совокупности может меняться как в долгосрочном, так и в краткосрочном обозрении. Основные компоненты структуры внешнего госдолга:
- задолженность промышленных предприятий, организаций, прочих субъектов хозяйствования;
- обязательства Национального банка;
- прямые инвестиции;
- долги банковского сектора;
- заимствования центральных органов госуправления.
Основная часть традиционно складывается из обязательств субъектов хозяйствования и центральных органов госуправления.
Динамика внешнего госдолга
Внешний госдолг РБ за последние три года возрос свыше, чем на 3 млрд. долларов. В октябре 2018 года данный показатель, выраженный в нацвалюте, достиг максимальной отметки за всю независимую историю Беларуси.
Дата | Внешний государственный долг | |
млн. долл. США | % к ВВП | |
01.01.2016 | 12 446,3 | 21,9 |
01.02.2016 | 12 416,3 | 22,2 |
01.03.2016 | 12 451,8 | 22,6 |
01.04.2016 | 12 974,3 | 24,1 |
01.05.2016 | 13 098,0 | 24,9 |
01.06.2016 | 13 084,1 | 25,4 |
01.07.2016 | 13 083,4 | 25,8 |
01.08.2016 | 13 293,3 | 26,7 |
01.09.2016 | 13 344,9 | 27,2 |
01.10.2016 | 13 424,1 | 27,4 |
01.11.2016 | 13 465,4 | 27,8 |
01.12.2016 | 13 518,0 | 28,0 |
01.01.2017 | 13 645,1 | 28,4 |
01.02.2017 | 13 549,3 | 28,0 |
01.03.2017 | 13 616,7 | 27,8 |
01.04.2017 | 13 579,9 | 27,4 |
01.05.2017 | 13 903,6 | 27,7 |
01.06.2017 | 13 922,7 | 27,4 |
01.07.2017 | 15 576,4 | 30,3 |
01.08.2017 | 15 596,3 | 30,1 |
01.09.2017 | 15 652,4 | 29,8 |
01.10.2017 | 16 301,3 | 30,8 |
01.11.2017 | 16 558,6 | 30,9 |
01.12.2017 | 16 553,5 | 30,5 |
01.01.2018 | 16 726,8 | 30,6 |
01.02.2018 | 15 776,3 | 28,5 |
01.03.2018 | 16 448,0 | 29,5 |
01.04.2018 | 16 422,1 | 29,1 |
01.05.2018 | 16 411,2 | 28,9 |
01.06.2018 | 16 394,8 | 28,7 |
01.07.2018 | 16 438,5 | 28,6 |
01.08.2018 | 16 547,8 | 28,4 |
01.09.2018 | 16 553,7 | 28,2 |
01.10.2018 | 16 543,7 | 28,0 |
01.11.2018 | 16 769,4 | 28,2 |
01.12.2018 | 16 797,1 | 28,1 |
01.01.2019 | 16894 | 28,2 |
01.02.2019 | 16707,4 | 27,9 |
01.03.2019 | 16681,2 | 27,8 |
01.04.2019 | 16609,4 | 27,6 |
01.05.2019 | 16671,7 | 27,6 |
01.06.2019 | 16611,7 | 27,4 |
01.07.2019 | 16689,8 | 27,4 |
01.08.2019 | 16500 | 26,8 |
01.09.2019 | 16574,3 | 26,7 |
01.10.2019 | 16528,1 | 26,4 |
01.11.2019 | 16561,8 | 26,1 |
01.12.2019 | 16596,2 | 26 |
В отдельные периоды времени отмечается незначительное сокращение внешних обязательств страны, но в целом задолженность увеличивается – даже при том, что привлекать зарубежные источники финансирования становится сложнее.
Источники погашения внешнего государственного долга
Экономическими властями страны принято решение увеличить долю недолговых источников в общей сумме средств, используемых для обслуживания внешних финансовых обязательств страны.
Значительная часть внешних долгов погашается за счет привлечения новых заимствований, в числе которых – транши ЕСФР, средства от размещения евробондов и пр. Также на обслуживание направляются пошлины от экспорта калийных удобрений, нефтепродуктов и нефти.