Актуальность
1. Как мы уже отметили, этот очень нужный предмет не преподают в школе. Учеников заставляют учить скучноватые предметы, зубрить надоедливый материал. Но нас не учат как добиться финансовой свободы.
2. Экономика построена так, чтобы люди жили на зарплату и зависели от работодателя, часто работая без выходных.
Несправедливо, можно сказать, но это происходит из-за того, что люди не умеют правильно управлять собственными денежными потоками.
3. Ошибочно считается, что финансовая грамотность не нужна школьникам. Так, как старшие во многих случаях не могут научить вас азам финансовой грамотности, значит следует брать дело в свои руки и изучать дополнительную дисциплину в свободное от уроков время
Однако самое важное – это практическое применение знаний. В учебных заведениях нас учат учиться, а не применять полученные знания
Сайт о финансовой грамотности «ProFin.Top» познакомит с такими понятиями как доходы и расходы, активы и пассивы и вы увидите, что это относительно просто.
4. Финансовое просвещение актуально для юношества. Представление о том, что подросткам слишком рано думать о финансовых вопросах – это предрассудок. Ошибочно считается, что только, когда семья будет, тогда можно задуматься о деньгах а сейчас нужно учиться, учиться и ещё раз учиться. 70-80% людей делают так и теперь посмотрите, как они живут.
Как обучать финансовой грамотности
Начинать с трех-четырех лет. Ребенка, который неплохо разговаривает и умеет играть в ролевые игры, вполне можно знакомить с финансами. Детям в этом возрасте интересно не просто разглядывать монеты, но сравнивать с собой разные номиналы, узнавать о том, зачем нужны деньги. Можно играть в магазин, выступая в роли то продавца, то покупателя и моделировать ситуации «не хватило денег», «сегодня скидки», «продавец предлагает ненужный товар». Чем раньше ребенок познакомится с финансовыми понятиями, тем проще с ним будет говорить на эти темы, просить его отказаться от ненужных покупок.
. Если вы часто совершаете импульсивные покупки и часто берете в долг, то вряд ли сможете научить детей экономить и не пользоваться кредитами
Поэтому важно сначала повысить собственную финансовую грамотность и пересмотреть отношения с деньгами.
Заниматься регулярно. Финансовая грамотность, как и любой комплекс навыков, прокачивается от постоянных постепенных занятий. Если вы разговариваете с ребенком о деньгах, только когда дарите ему их на день рождения, это мало влияет на его грамотность. А если он постоянно копит на большие покупки, каждый раз в магазине помогает сравнить цены на товары, то этого будет достаточно, чтобы воспитать в себе базовые навыки. А с кредитами и инвестиционными инструментами он разберется потом.
Принимать решения вместе
Ребенку важно почувствовать, что от его умений что-то зависит. Поэтому важно, чтобы он не просто сравнивал цены, но давал вам советы
Обсуждайте бюджет, рассказывайте о том, как изменяются ваши доходы и расходы, планируйте покупки — это может быть очень увлекательным занятием, объединяющим семью. А чем больше вы доверяете ребенку, тем больше он будет ценить собственную самостоятельность и помогать вам.
Выдавать деньги. Причем не только карманные. Ребенок может платить за квартиру или покупать корм для животных — это будет его большая задача, которую обязательно нужно выполнить. Так он еще лучше научится контролировать и собственные карманные деньги.
Когда можно начать говорить о финансах с ребенком
Даже взрослым не всегда удается отложить немного денег с зарплаты, соблюсти финансовый режим или изучить принципы инвестирования. Объяснение всего этого ребенку – еще более сложная задача. Чтобы ему было легче освоиться, можно преподнести знания в форме игры.
Человек, которому еще в детстве привили навык управления собственными средствами, будет чувствовать себя свободно в современном обществе. Вот с чего следует начать.
Сначала расскажите, откуда вообще берутся деньги. Нужно объяснить, что их получение – это результат труда родителей. Понятным будет пример с использованием детских игрушек. Сначала посчитайте, сколько вы зарабатываете за час. После объясните ребенку, что папе и маме потребуется поработать по три часа каждому для покупки данной игрушки. Вам придется оставить сына или дочку на три часа, чтобы потом принести желанную вещь домой.
Такой способ позволяет понять, что деньги никогда не даются просто так. Чтобы работать меньше, но получать больше, нужно задать средствам правильное направление и начать инвестировать.
Ребенку, который пошел в первый класс, можно рассказать о том, как держать деньги в банке и зарабатывать на этом. Создайте «домашний банк», чтобы накопить некую сумму и потратить ее на покупку игрушек или оплату любимых развлечений. Купите большую копилку, а сына или дочь «назначьте» банкиром.
Пополнять «банк» может как ребенок, откладывающий с карманных денег, так и родители (например, можно отправлять в копилку мелочь, набравшуюся в конце недели).
Заодно учите ребенка делать выбор: заранее обсудите, будут накопленные средства потрачены на покупку сладостей, поход в кино или аттракционы.
Представление об инвестировании можно давать детям, которым уже исполнилось восемь лет. Расскажите, что уже имеющееся количество денег может вырасти, если ими правильно распорядиться. Обучая ребенка основам финансовой грамотности, обязательно поясните, что инвестирование связано с риском, поэтому получить все и сразу вряд ли удастся.
Расскажите, что деньги растут постепенно, а помогают процессу сложные проценты, начисляемые и на первоначальную сумму, и на уже начисленные средства. Итог – чем раньше заняться инвестированием, тем больше времени для роста будет у денег.
Финзнайка
Игра «Финзнайка» также разработана по заказу Министерства финансов. Сайт – финзнайка.рф. Чтобы играть, скачайте бесплатное приложение в «App Store» или «Google Play». Есть две версии игры: для детей от 6 лет – «Финзнайка 6+», для учеников 5-11 классов – «Финзнайка».
Версия для детей постарше призвана повысить уровень финансовой грамотности, а также сформировать интерес к финансово грамотному поведению. Во время игры освещаются такие темы, как деньги, семейный бюджет, банки, валюта, страхование, бизнес. Можно выбрать тему и прочитать, чему посвящены задания.
В рамках каждой из тем собраны различные типы заданий:
- ребус: догадаться, какое слово загадано;
- кроссворд: ответить на поставленные вопросы и записать ответы в соответствующие клетки;
- установить соответствия между какими-либо действиями и результатами этих действий, ситуациями и их последствиями, ролями, их правами и обязанностями;
- традиционные тесты и т.д.
Игра поможет ребёнку подготовиться к урокам, олимпиадам и тестам.
В «Финзнайке» можно соревноваться с друзьями. Есть турнирная таблица. За каждое правильно выполненное задание игроки зарабатывают внутриигровую валюту. Потратить деньги можно на аватар своего героя. Таким образом школьников учат зарабатывать деньги.
Версия для детей помладше ориентирована на школьников 2-4-х классов. Темы те же самые, но задания проще, чем для старших ребят.
Старший школьный возраст (11–14 лет)
Финансовая грамотность детей школьного возраста направлена на работу с первым бюджетом и навыками накопления. Ребёнка можно подробно познакомить с понятием карманных денег. Если регулярно давать ему их, он начнёт составлять свой первый бюджет, сравнивая расходы и доходы.
Расскажите про регулярные расходы, инфляцию и налоги
С 11 лет ребёнок уже понимает, кто зарабатывает деньги в семье. Однако воспринимает зарплаты взрослых как космические по суммам, так как не задумывается о тратах на продукты и ЖКХ. Будет хорошо, если вы проявите доверие и будете честны с ним, рассказав, какие основные статьи расходов у вас есть. Можно коснуться тем инфляции и налогов.
Доверьте ребёнку большую сумму денег
Чтобы научить детей финансовому планированию, договоритесь с ними, что дадите им деньги сразу на весь месяц. Объясните, что они должны правильно спланировать свои расходы и «растянуть» этот бюджет на весь срок. Если ребёнок обратился к вам за деньгами раньше срока, предупредите его, что в следующий раз не станете ему помогать (кроме самого нужного) до начала нового месяца.
Родителям важно быть последовательным в решениях. Когда ребёнок не выполнит договорённостей во второй раз, вы должны отказать ему в карманных деньгах, иначе он не поймёт урока
Установите на смартфон ребёнка приложения, которые помогут ему в планировании
Чтобы помочь ребёнку с накоплениями, установите специальное приложение на смартфон, которое предостережёт от лишних трат и напомнит, что мечта ещё не исполнилась. Это могут быть Panda Monеу (копилка-тамагочи), Bankaroo (виртуальный банк) или Alzex Finance (семейный бюджет). Но учитывайте, что русский интерфейс есть не везде.
Сделайте ребёнку банковскую карту
Если вы открываете детям первую карточку, скачайте отдельные банковские приложения: Tinkoff Junior, СберKids, Райффайзен-Start. Там можно устанавливать лимиты трат и отслеживать расходы, но лучше, когда он сам будет контролировать свои деньги. Выбирайте софт, где есть кэшбек, бонусы, подарки от партнёров. Так ребёнок почувствует больше самостоятельности.
Выбирайте более сложные настольные игры
Когда игры в «Монополию» станет недостаточно, выберите усложнённые или альтернативные варианты. Поиграйте в «Денежный поток», «Капитал», «Миллионер», «Миллиардер» или в «Антимонополию». Игры помогут узнать, как строить финансовую империю, конкурировать в бизнесе и даже создавать налоговую систему.
Игра на портале Банка России
У Банка России есть свой сайт «Финансовая культура». На портале есть раздел с новостями из мира финансов, специалисты разбирают простым языком финансовые ситуации, с которыми может столкнуться каждый. Есть и раздел для детей и родителей.
Игра называется «Спаси копилки детей от злого колдуна». Она предназначена для детей старше 6 лет. Но создатели обещают, что будет интересно даже подросткам.
Цель игры – научить детей обращаться с карманными деньгами, планировать расходы и копить. По сюжету ребёнку нужно спасти накопления героев от мошенников и злого колдуна.
Для участников предусмотрены 3 уровня: волшебный лес, ледяная пещера и летающие острова. Есть друзья, которые помогают пройти игру, но есть и враги, с которыми предстоит сразиться.
Что нового узнает ребёнок:
- как правильно копить и тратить деньги;
- как открыть первую банковскую карту;
- как избегать мошенников и сохранить свои накопления в безопасности;
- как приумножить накопленные деньги.
Обезличенный металлический счёт на имя ребёнка
Здесь правила аналогичны открытию банковского вклада. До 14 лет, соответственно, ребёнок не может этими средствами распоряжаться, а потом функционал потихонечку расширяется.
Обезличенный металлический счёт — это, по сути, альтернатива вкладу в банке, только на этом счёте хранится не совсем валюта. Вы вносите деньги, и банк покупает на эти деньги драгоценные металлы. Но на счёте эти драгоценные металлы отражаются по текущему курсу. И вы в любой момент можете эти металлы продать и попытаться заработать на разнице.
ОМС для краткосрочных вложений мне не очень нравится, потому что золото, серебро, палладий — это инструменты, которые в моменте могут и дешеветь. Не всегда золото растёт так, как в 2020 году, к примеру. На этом можно немножечко и потерять денег. Но на долгий срок почему бы и нет? Просто для разнообразия, опять же, для обучающих целей, для диверсификации можно и попробовать открыть обезличенный металлический счёт на имя ребёнка. Драгоценные металлы — это всегда хорошая защита от кризисов. Считается, что они ведут себя более устойчиво. Но помните, пожалуйста, что:
- Их цены тоже волатильны. Вы не получаете никакого процента на эту инвестицию, в отличие от банковского вклада
- Обезличенные металлические счета не страхуются государством
Для взрослых
Видеоуроки по финансовой грамотности – отличная альтернатива для тех, у кого нет возможности проходить онлайн-курсы и выполнять домашние задания, нет времени читать книги. Как правило, авторы таких видео прекрасно понимают, что смотреть двухчасовые фильмы про финансы и инвестиции никто не будет. Они стараются сделать их не более 10–20 минут, иногда в формате мультиков и анимации.
После прочтения Вы поймете, как перестать работать за копейки на нелюбимой работе и начать ЖИТЬ по-настоящему свободно и с удовольствием!
Скачать книгу
Видеолекции по финансовой грамотности – Высшая школа экономики
Видеолекции разработаны в рамках глобального проекта повышения финансовой грамотности российского населения, одним из руководителей которого является профессор Н. Берзон – заслуженный экономист РФ. Всего в цикле 175 уроков продолжительностью от 3 до 30 минут. Они относятся к разным курсам:
- Управление личными финансами.
- Фондовый рынок.
- Банковские услуги и отношение людей с банками.
- Финансовые пирамиды и финансовое мошенничество.
- Взаимоотношение человека и государства.
- Создание нового бизнеса.
- Страхование.
- Налоги.
- Планирование и учет личных финансов.
- Деньги и их функции.
Урок финансовой грамотности – Р. Кийосаки
Урок продолжительностью 1 час проводит знаменитый на весь мир и очень популярный в последние годы в России Роберт Кийосаки. Его книги “Богатый папа, бедный папа”, “Квадрант денежного потока” и другие стали для многих сегодняшних успешных инвесторов настольными учебными пособиями, с которых они начали свой путь к богатству.
Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга
Начать развиваться
Роберт убежден, что тому, о чем он говорит на своих лекциях, обязаны учить в школе. Много внимания уделяет мышлению богатого человека. Полностью согласна с его фразой: “Если вы хотите когда-нибудь выйти на отдых, вы обязаны стать инвестором”.
Стратегии финансовой успешности – Бодо Шефер
https://youtube.com/watch?v=aKiOyX5iW30
Это лекция от еще одного гуру финансового ликбеза Бодо Шефера. Обязательно прочитайте его книгу “Мани, или Азбука денег” и дайте ее своему ребенку. Мечта Б. Шефера – как можно большему количеству людей из бедных превратиться в богатых. В лекции он дает советы финансовой успешности:
- Учитесь тому, как зарабатывать больше.
- Настоящие деньги сегодня – это твои знания.
- Учитесь получать максимум от своего дохода и терять все меньше.
Финансовая грамотность – Путь Победителя
Это плейлист из 10 видео от проекта “Путь Победителя”. Много внимания уделено Р. Кийосаки. В 4 роликах он рассказывает притчу о водопроводе, о сетевом маркетинге, об избавлении от долгов и о трех копилках.
Видео “Уроки финансовой грамотности” выполнено в формате мультфильма. В нем автор рассказывает, как размножаются деньги. Помогает усвоить очень хорошее правило: “Либо деньги работают на нас, либо мы на них. Третьего не дано”. В других роликах речь идет о финансовых кризисах, пирамидах и инвестициях в акции.
Финансовая грамотность – Павел Багрянцев
Здесь автор на личном опыте рассказывает о создании капитала и пассивного дохода. Всего в подборку входит 39 видео. Среди них темы “Куда инвестировать деньги?”, “Стоит ли брать кредит?”, “Ошибки личных финансов” и др.
Личные финансы. Финансовая грамотность – Rich Invest Group
Это плейлист из 62 видео от инвестиционного фонда Rich Invest Group. Авторы рассказывают о том, как заработать, сохранить и приумножить свои денежные средства
Важно, что подборка постоянно обновляется, а под видео руководитель фонда отвечает на вопросы пользователей. Это интересный контент от инвесторов-практиков, не без рекламы собственной управляющей компании, конечно
Школа практического инвестирования Федора Сидорова
На канале Федора Сидорова я советую 2 плейлиста: “Личные финансы и цели” (9 видео) и “Инвестирование в акции, облигации и ETF-фонды” (14 видео).
Автор – хороший лектор. Объясняет сложные вещи простыми словами, четко по делу, без воды. Очень советую посмотреть эту подборку начинающим инвесторам. Я сама начинала свой путь в инвестициях с 2-недельного бесплатного курса Ф. Сидорова, поэтому смело его рекомендую.
Финансовая Грамотность | Как Работают Деньги – High Benefits
Эта небольшая подборка от канала High Benefits состоит из 6 видео продолжительностью всего 3–5 минут. Анимация помогает легко воспринимать материал. В роликах дают основы управления финансами. Отлично подойдет для школьников – посмотреть можно за 1 раз всю подборку.
Курсы
На курсе школьникам рассказывают о базовых понятиях (например, откуда вообще берутся деньги), учат экономить, ставить финансовые цели и достигать их. Детям рассказывают о техниках увеличения дохода — о том, что деньги можно заработать, накопить, инвестировать, получить проценты.
Уроки рассчитаны на детей нескольких возрастных групп: 9–11, 12–14, 15–17 лет. Занятия проходят раз в неделю, по 2 часа (всего 5 встреч). Ближайший курс стартует в апреле 2019 года.
Цена — 11 340 ₽.
Детей 9–12 лет обучают планировать и вести личный бюджет, ставить финансовые цели и достигать их, грамотно распоряжаться карманными деньгами, понимать, что такое инвестиции, какими они бывают, принимать самостоятельные решения в денежных вопросах.
Занятия проходят в группах по 10–12 человек. Всего занятий — 8. Группы создаются только под заказ. Преподаватели могут выезжать в том числе в школу.
Цена — 8500 ₽ (за одного участника).
В рамках проекта «Дети и деньги» банк Хоум Кредит проводит в городах России,где есть волонтёры банка, игру «Полезные деньги». Она рассчитана на детей 8–14 лет, и заказать её можно в школу, сразу на класс.
Игра знакомит ребят с понятием семейного бюджета и учит, как разумно им управлять. Дети могут научиться грамотно управлять денежными потоками, расставлять приоритеты в своих расходах и освоить азы финансового планирования.
Проводится бесплатно тренерами — волонтерами банка.
Онлайн-курс для старшеклассников, разработанный Московской академией предпринимательства при Правительстве Москвы. Программа рассчитана на 70 академических часов, в неё включены не только теория, но и практические занятия. Среди тем, которые раскрываются на курсе, — страхование, недвижимость, фондовый рынок, налогообложение физических лиц, основы личной финансовой безопасности.
Курс бесплатный.
Финансовая грамотность для детей начинается с отношений с родителями
«Деньги — это одно из воплощений силы. Но еще большей силой обладает финансовое образование. Деньги приходят и уходят, но если вам известно, как они работают, то вы можете управлять ими и становиться богаче. Одного позитивного мышления недостаточно, потому что большинство людей не выносят из школы никаких знаний о том, как работают деньги, и всю жизнь работают сами».
— Роберт Кийосаки
Недостаток денег в семье, как и их избыток, окажут влияние на отношения ребенка с ними в будущем. Но это не значит, что родителям нужно «лечь костьми», чтобы отдать «все лучшее — детям»
На мой взгляд, финансовая грамотность для детей начинается с того, чтобы родителям оставаться честными с собой и понять, что деньгами и подарками ребенка воспитать невозможно, это можно сделать только заботой и своим вниманием. Поэтому, обязательно установите семейные традиции, которые будут способствовать укреплению вашей связи с детьми и налаживанию отношений: совместные приемы пищи, бытовая деятельность по дому, настольные игры, прогулки, чтение, разговоры перед сном
Деньги — это сила, ребенок в определенный момент поймет это и захочет стать обладателем этой силы, чтобы обрести независимость от родителей. Не переусердствуйте! Если ребенку 6-14 лет, то независимость будет условная, а нервы он будет делать вам на миллион.
Вот почему так важно давать ребенку много заботы и внимания, чтобы у него не было острого желания стать независимым от родителей в раннем возрасте. Но как при этом соблюсти баланс, чтобы он в итоге не сел на шею и не потерял мотивацию?. Для начала, почувствуйте разницу между потребностью в деньгах и желанием ими обладать
Первое может быть только в том случае, если родители не в состоянии обеспечить базовые потребности ребенка (например, очень бедная семья). А второе — ответьте себе на вопрос, нужно ли поощрять и ради чего?
Для начала, почувствуйте разницу между потребностью в деньгах и желанием ими обладать. Первое может быть только в том случае, если родители не в состоянии обеспечить базовые потребности ребенка (например, очень бедная семья). А второе — ответьте себе на вопрос, нужно ли поощрять и ради чего?
Как обучить ребенка финансовой грамотности? Обсуждать денежные принципы и объяснять их простым языком.
Как научить ребенка финансовой грамотности через карманные деньги?
И все же, мы неизбежно сталкиваемся с тем, что 6-летний ребенок идет в школу и начинает просить карманные деньги. Как с этим быть? Давать или не давать? Платить ли за оценки? Оплачивать помощь по дому?
Самые богатые люди планеты, такие как Билл Гейтс и Дэвид Рокфеллер, учили своих детей зарабатывать деньги самостоятельно. Я разделяю такой подход, поэтому не буду давать советов, а лучше сформулирую коучинговый вопрос, который вы примените конкретно к своей семье: как дать ребенку заработать экологичным путем? В данном контексте «заработать экологично» — это значит безопасно, бережно в отношении детской сущности и без последствий, о которых будут жалеть родители и сам ребенок.
— Мам, а вот Артемке родители деньги дают за учебу: за пятерку — 1000 рублей, за четверку — 500 рублей, за тройку — отнимают 500 рублей, за двойку — отнимают 1000 рублей…
— Ну и много Артемка заработал?
— Нет, он сейчас на автомойке долг родителям отрабатывает.
Подборка полезных ресурсов для обучения финансовой грамотности
Знакомить детей с деньгами лучше в игровой форме. Делать это можно с помощью мультиков, курсов, книг, мобильных приложений и игр.
Мультфильмы
Тому, как копить и распределять деньги, посвящен целый цикл детского сериала «Смешарики. Азбука финансовой грамотности» в сериях «Райский остров», «Черный день», «Золотое яблоко», «Золушка».
Смешарики 2D | Азбука финансовой грамотности — ВСЕ СЕРИИ! Сборник
Что такое деньги, как люди расплачивались раньше и что придумали сейчас, как появились бумажные деньги и где их печатают, рассказывают «Фиксики». Серии, которые нужно посмотреть: «Деньги», «История вещей — деньги», «Как делают деньги».
Как планировать расходы дети узнают из мультфильма «Три кота. Поход в магазин». Здесь и о списках продуктов, и о разнообразии товаров, и о правильных приоритетах.
Три кота | Поход в магазин | Серия 10 | Мультфильмы для детей
А вот герои полюбившихся детям «Утиных историй» объясняют, что не стоит терять голову из-за золота (денег), но быть экономным все же нужно.
Курсы и онлайн-уроки
Проходить обучение можно онлайн:
- АзБУкА ДеНеГ;
- Школа финансовой грамотности;
- Школа финансовой грамотности и бизнеса для детей 6–10 лет;
- Умназия, финграмотность;
- Академия финансовой грамотности «Финансовый грамотей».
Книги по обучению финансовой грамотности
Для вашего удобства мы создали две подборки. Первая подборка — для детей, вторая — в помощь родителям.
Для детей:
«Волшебный банкомат», Татьяна Попова, Анастасия Булавкина. Из книги дети узнают, откуда берутся деньги и как их зарабатывают, как люди совершают покупки, зачем планировать бюджет, что такое кредиты и банки. В конце каждой главы есть рекомендация для родителей и практическое задание.
«Пес по имени Мани», Бодо Шефер. В легкой ненавязчивой форме дети знакомятся с основными правилами управления финансами, учатся ставить цели и осуществлять даже самые смелые планы. Узнают, как быть щедрыми и при этом преуспевать.
«Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей», Елена Ульева
Книга поможет разобраться, почему важно научиться считать деньги и разделять «хочу» и «надо», а также что такое семейная экономика.
«Математика и деньги: покупаем, продаем, меняем», Анна Воронина, Татьяна Воронина, Татьяна Попова. Книга написана для детей 6–8 лет и знакомит их с монетами разного достоинства, набором и разменом денежных знаков и основными правилам финансовой грамотности
Материалы книги можно использовать для занятий в детском саду, школе и дома.
Для учителей/родителей:
- «Дети и деньги», Тимур Мазаев и Елизавета Филоненко. Пособие для обучения детей с четырех лет.
- «Как научить ребенка обращаться с деньгами», Джолайн Годфри. Книга поможет проще говорить с детьми о деньгах и правильно строить коммуникацию о финансах.
- «Финансовая грамотность», Сергей Федин. В книге собрана целая система курсов обучения для детей разных возрастов:
- 1-часть и 2-я часть. Полезно педагогам.
- «Сделайте ваших детей успешными», Джим Роджерс. Советы, как воспитать успешного инвестора.
- «Самый богатый человек в Вавилоне», Джордж Сэмюэль Клейсон. Книга научит понимать и транслировать философию денег.
Приложения
- «Финзнайка 6+» — это бесплатное мобильное приложение, которое помогает повышать уровень финансовой грамотности и в игровой форме рассказывает, что такое деньги.
- СберKids — приложение от «Сбербанка», которое обучает обращению с деньгами и позволяет получить свою первую виртуальную карту.
- «Монеткины» — с помощью этого приложения, можно учиться составлению бюджета.
- Monefy — удобный интерфейс и много категорий трат и доходов, чтобы отслеживать, куда деваются деньги.
Игры
Финансовой грамотности лучше всего обучаться на практике. Но так как экспериментировать с настоящими деньгами и покупками нецелесообразно, в настольных играх-симуляторах вполне.
- CashFlow или «Денежный поток 101» — учит думать, как богатый человек, инвестировать, планировать финансы. Игра создана автором книги «Богатый папа, бедный папа» — Робертом Кийосаки.
- «Монополия» — классика, которая не требует представления
- «Ферма» — учит правильно расставлять приоритеты и накапливать средства. Вместо денег здесь животные на ферме, стада которых можно обменивать на других представителей фауны.
- «Игра в жизнь» — возможность, в прямом смысле, проиграть всю жизнь за одну игру. Решать, поедет ли семья на отдых или купит машину, как заработать и как потратить деньги — все, как в реальности.
Развитие финансовой грамотности у дошкольников
Для дошкольников подойдут следующие методы формирования навыков обращения с деньгами.
Знакомство с работой родителей
Ребенку в возрасте от 3 до 7 лет нужно объяснить, что люди получают деньги за собственный труд.
Родителям следует:
- Показать, как устроен трудовой день. Привести дитя на собственное рабочее место.
- Объяснить, что денежные средства нужны лишь для удовлетворения нужд семьи и что они не являются критерием, по которому оценивается окружающий мир.
- Разделить понятие труд и досуг.
Игры с деньгами
Следует также знакомить ребенка с деньгами. Показывать, как выглядят купюры и монеты. Рассказываю о том, какова их ценность.
Мультики про деньги
Дети легко усваивают информацию, поданную в мультфильмах. Поэтому стоит включать образовательные серии из мультфильмов «Смешарики», «Фиксики», «Три кота».
Также есть специализированные мультики и ролики на сайте финансовая культура.
«Купи-продай»
Иначе игра в магазин. Подойдет для формирования детской финансовой грамотности. В частности, донесет до ребенка привычки правильного шоппинга.
Для игры можно использовать не только листы с деревьев, но и настоящие деньги.
Ребенок должен сыграть в роли кассира и продавца, чтобы научиться подсчитывать деньги.
Финансовая грамотность для детей: когда начинать разговор о деньгах?
Данный процесс лучше начинать с 5-6-летнего возраста. В этот период дети способны легко усваивать информацию о природе денег, назначении и источниках их появления. Они могут различить денежный номинал и подлинность купюры. Для этого есть особые финансовые лайфхаки. К ним мы еще вернемся.
В промежутке между 7-10 годами ваше чадо способно контролировать свой бюджет и совершать несложные процедуры по его приумножению. Именно в этом возрасте необходимо ввести такое понятие карманных денег. Для этого договоритесь с малышом о конкретной сумме, которую вы будете ежедневно ему выдавать. Соответственно, эти деньги он без труда сможет потратить на личные нужды.
В то же время следует обсуждать расходы малыша и говорить, как правильно распределять свои финансы. В 7-10 лет он может обосновать свои растраты, сравнивать стоимость идентичных товаров, выбирать приемлемую цену и экономить. В перспективе 7-10-летние дети способны откладывать часть карманных денег с последующим их накоплением на среднесрочный период (не более 1-3 месяцев).
А уже в 10-12 лет можно говорить об эффективности детских накоплений и вводить понятие кредитования. Десятилетние малыши легко справляются со школьными растратами, организацией досуга и могут понимать ситуацию в семье. Они видят, есть ли у вас финансовые проблемы и оценивают возможности с учетом личных потребностей.
В 11-12 лет ребенок может справиться с планированием своего бюджета и откладывать от части полученных им доходов (примерно 10-30%) с целью накопления денежных средств. Он прекрасно понимает, что означает сложная финансовая ситуация для семьи. Поэтому без усилий экономит и делает выбор в пользу необходимых покупок (школьные принадлежности), сводя бесполезные (жвачки, сладости, чипсы) к минимуму.
11-12-летние школьники при помощи родителей могут контролировать свои банковские вклады и пользоваться кредитными картами (подобные банковские продукты доступны в 6-14 лет)
При правильном подходе школьники понимают важность выполнения своих кредитных обязательств (знают о необходимости внесения минимальной ежемесячной суммы для погашения займа)
Когда детям исполняется 13-15 лет, их следует учить принципам зарабатывания денег. Поиск дополнительного заработка с целью получения прибыли способствует развитию предпринимательского духа. Финансовая грамотность школьников и подростков в данном возрасте поможет в выборе их будущей профессии.
В 16-18 лет несложно ставить собственные финансовые цели, вести учет личного бюджета, использовать разнообразные денежные инструменты (пластиковые карты, электронные кошельки, банкинг). 16-летние учащиеся знают о товарообменных соглашениях. Они способны вести диалог с потенциальными работодателями и анализировать финансовую информацию.
Финансовая грамотность для детей дошкольного возраста
Уже начиная с раннего возраста, с 3-4 лет, когда малыш начинает проявлять интерес к деньгам, можно начинать обучение. Нужно наглядно показывать, как именно распоряжаться деньгами
Важно объяснить ему, что не нужно покупать игрушки и вкусняшки импульсивно. Чтобы малыш смог ощутить себя взрослым, дайте ему купюру и позвольте самому оплатить покупки
Всегда расплачивайтесь наличными, а не картой. Оплата наличными даст возможность ощутить процесс расставание с деньгами.
Карманные деньги — это самый лучший способ научить ребенка обращаться с ними. Можно ввести такое правило, что ребёнок будет получать столько карманных денег, сколько ему лет. Допустим, 3 года — 3 рубля в день, 4 года — 4 рубля и т.д. Если вы дали наличные, то уже не отбирайте их и не контролируйте куда он их потратит. Это уже его деньги и он решает куда их потратить.Если ему не хватает еженедельной суммы, и он желает купить что-то подороже, то не нужно добавлять деньги.
Предложите ребёнку подождать, на следующей неделе он получит еще сумму, и уже сможет позволить себе купить то, что он хочет. Это прекрасная возможность научить его не только накапливать, но и не совершать импульсивные покупки, а потерпеть, и купить что-то действительно стоящее. Выдавайте карманные деньги регулярно. Психологи рекомендуют для накоплений использовать прозрачную баночку, ее легко открывать, и она поможет ребёнку видеть сколько денег у него есть на данный момент, как их количество увеличивается или уменьшается со временем.
Детям постарше можно предложить завести, например две прозрачные копилки. Пусть он напишет на одной — “Копить”, а на другой «Тратить”. Таким образом, будет видно сколько ещё нужно откладывать на свои цели, а сколько можно потратить. Копилка “Тратить” должна быть под финансовой ответственностью ребенка, пусть он сам решает, что делать с этими деньгами
Но важно установить границы, что именно нельзя покупать, даже если на это у него есть деньги. Решите, за что ребёнок будет платить сам
Потребности, как правило, оплачиваю родители. Это одежда, еда, школьные принадлежности, дополнительные занятия и другие, необходимые в современном мире, вещи. Например, он может сам пополнять баланс на телефоне из карманных денег. Другой вопрос, как же быть с желаниями? Желания — это то, без чего ребенок может обойтись. Проведите границу между тем, за какие желания платите вы, а за какие он. По мере взросления, ответственность по оплате своих желаний, он должен осуществлять сам. Задача родителей со временем переложить ответственность за “желания”, на плечи ребёнка.
Для более глубокого понимания доходов и расходов, напишите на листке сумму доходов семьи, а также обязательные ежемесячные траты: оплата коммунальных услуг, питания и т.д. Отнимите суммы из доходов.Так ребенок сможет наглядно увидеть, сколько осталось средств, на приобретение желаемого. Помогите определить сколько нужно откладывать, чтобы получить желаемое, например, через полгода.
Таким образом вы постепенно приучите его к самостоятельности и ответственности, сформируете навыки взрослого и финансово грамотного человека. Умение распоряжаться личным бюджетом, поможет ребёнку в будущем жить комфортно и достигать своих целей.
Игры и приложения по финансовой грамотности для детей
Онлайн игра и мобильное приложение — Финзнайка
Она состоит из двух игр: “Финзнайка” для 5 — 11 классов и “Финзнайка 6+” для начальных классов. Обе игры можно установить как на телефон и на планшет, а также можно проходить уровни на сайте.
В игровой форме можно проверить знания у детей и их родителей по таким разделам как:
- Налоги
- Деньги
- Семейный бюджет
- Семья и государство
- Банки
- Валюта
- Страхование
- Бизнес и другие
В игре доступна возможность работать под присмотром наставника: родителя, педагога, дедушки, сестры и даже друга.
Онлайн игра — Тайна потерянной копилки
Играть в игру могут дети от 6 лет и даже взрослые. Цель игры объяснить такие вопросы как:
- Грамотное обращение с деньгами
- Планирование своих расходов
- Как накопить на свои покупки?
- Как избежать рисков при обращении с деньгами?
- Чем поможет вклад в накоплении денег на мечту?
Чтобы детям было легче понять тему, обучение сделали в формате захватывающей игры.
Вместо итогов
В 1960 году в Стэндфордском университете провели любопытный эксперимент. Детям предложили выбор между одной небольшой сиюминутной наградой, или увеличением ее вдвое, если они подождут 15 минут. В качестве вознаграждения использовался зефир, печенье или сухарик. Только 10% участвующих в эксперименте смогли сдержаться. В дальнейших исследованиях ученые обнаружили, что у детей, которые умели ждать, жизнь сложилась лучше.
Научить детей контролировать свои желания и привить им бережливое отношение к деньгам — задача непростая, особенно когда вокруг столько возможностей быстро получить желаемое. Но только научившись этому, можно обрести настоящую финансовую свободу.