Валютный контроль
Конечно, государство не может пройти мимо сделок, расчеты по которым проводятся в валюте, а по экспортно-импортным операциям обычно так и бывает. Рубль все же не настолько устойчивая денежная единица, чтобы его готовы были принять в оплату. За исключением, пожалуй, Белоруссии.
Кстати! Союз России и Республики Беларусь подразумевает создание единой валюты. Стать ею изначально должен был российский рубль, но стороны разошлись во мнениях, в т. ч. относительно того, где должна происходить эмиссия. В результате вопрос в 2020 году так и не решен, хотя в феврале 2019 года президент Лукашенко высказался за создание единой валюты – рубля.
Итак, какие же деньги приняты в рассматриваемых нами странах:
- Белоруссия – белорусский рубль.
- Казахстан – казахстанский тенге.
- Финляндия – евро.
Соответственно, контракты между странами обычно заключаются с обязательным указанием в них валюты расчетов, одно из важных условий – составление всей документации на двух языках, поскольку требования к бухгалтерскому учету таковы, что документы, составленные на другом языке, должны иметь построчный перевод на русский. Логично будет изначально подготовить два варианта документации.
Валютные расчеты возможны и внутри страны, но для них есть определенные ограничения. Также существуют ограничения по расчетам между резидентами и нерезидентами.
Согласно пункту 6 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», к резидентам относятся:
- Граждане РФ.
- Физические лица – иностранцы или лица без гражданства, постоянно проживающие в России на основании вида на жительство.
- Юрлица (их подразделения, находящиеся за пределами РФ), которые созданы по российскому законодательству, кроме иностранных юрлиц, зарегистрированных по Федеральному закону № 290-ФЗ от 03.08.2018.
- Сама Российская Федерация, ее субъекты, представительства за рубежом.
Нерезиденты:
- Физлица, не подпадающие под определение резидентов (см. выше).
- Юридические лица и иные организации, которые созданы на основании иностранного законодательства, расположенные за пределами РФ и их подразделения на территории Российской Федерации.
- Представительства иностранных государств (консульские, дипломатические и т.п.), межгосударственные и межправительственные организации в России.
- Иностранные юрлица, зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях» № 290-ФЗ.
- Иные физические и юридические лица, которые не отнесены к резидентам.
Под контролем сделки не только по экспорту-импорту, но и по переводу денег заграницу. Если вы открыли счет в иностранном банке, например, чтобы облегчить расчет с иностранными партнерами, то обязаны сообщить о нем в ФНС, аналогично нужно подать уведомление о закрытии или изменении реквизитов. Сделать это нужно в течение месяца после совершенного действия или изменений.
Важно! Ежеквартально, в течение 30 дней после окончания отчетного периода, необходимо представлять в ФНС отчет о движении средств организации на иностранном счете. Для стран ЕАЭС открытие и ведение счета будет не таким проблематичным, т
к. страны союза обмениваются информацией автоматически. Весомая причина не пытаться скрыть наличие счета в другом государстве
Для стран ЕАЭС открытие и ведение счета будет не таким проблематичным, т. к. страны союза обмениваются информацией автоматически. Весомая причина не пытаться скрыть наличие счета в другом государстве.
Когда средства зачисляются на ваш счет:
- Если сумма сделки составляет менее 200 000 в рублях, достаточно предоставить банку информации по коду операции (КВО), он состоит из 5 цифр и его определяют с помощью Приложения № 1 к Инструкции № 181-И.
- Если сумма контракта более 200 тысяч, но менее 6 млн рублей (для экспорта, для импорта — менее 3 млн), то дополнительно к КВО придется предоставить сам контракт и дополнительные документы: счета, акты, накладные и т.д.
- Если сумма равна или больше предельных значений (6 и 3 млн соответственно), то придется зарегистрировать контракт с присвоением ему уникального номера.
Потребуется предоставить банку справку о валютных операциях. Все сведения можно получить, обратившись в свой банк, он же поможет разобраться в нюансах документального оформления. При списании операции аналогичны. Если перевод осуществляется в рублях, а не в валюте, то в платежном поручении необходимо поставить КВО в начале поля «назначение платежа», в следующем виде: {VO11100}, где 11100 – код валютной операции по Инструкции № 181-И.
Обзор
Белорусская промышленность в основном государственная. Государство имеет долю до 100% в крупных промышленных компаниях. В 2019 году 2,1% промышленных организаций находились в прямой собственности государства, в них было занято 19% промышленных рабочих и произведено 13,4% промышленной продукции. 3,1% промышленных организаций были формально частными, но с государственной долей (до 100%) в них было занято 42,2% рабочих в промышленности и производилось 52,3% промышленной продукции. 88,8% организаций, действующих в промышленности, были частными без государственной доли (в них было занято 34,5% рабочих в промышленности и производилось 28,4% промышленной продукции), 6% — предприятия с иностранным капиталом (в них было занято 4,3% рабочих в промышленности и произведено 5,9% рабочих). % промышленного производства). Государственные промышленные предприятия подчиняются разным государственным органам в зависимости от отрасли: Минпромэнерго, ГК « Белнефтехим» по химической промышленности, Госконцерну «Беллесбумпром» по лесной промышленности и производству мебели, ГК «Беллегпром» по текстилю, одежде. и обувной промышленности, Государственный концерн пищевой промышленности « Белгоспищепром» .
Немногие крупные компании внесли огромный вклад в общий объем промышленного производства. В 2019 году 10 крупнейших производственных предприятий Беларуси произвели 34,4% от общего объема продукции обрабатывающей промышленности. Аналогичная доля 50 крупнейших компаний составила 50,4%.
Доминирование крупных государственных компаний отрицательно сказалось на малом и среднем бизнесе в промышленности. В 2019 году средние, малые и микроорганизации использовали 28,6% рабочей силы в промышленности и произвели 18,4% промышленной продукции. Эти организации были наиболее активны в производстве изделий из дерева и бумаги, включая полиграфию (47,1% продукции в этом секторе) и наименее активны в пищевой промышленности (13,9% производства в этом секторе), производстве химической продукции (13,2%) и нефтехимии ( нет компаний).
Некоторые промышленные предприятия были приватизированы в 1990-х годах, часто их работниками. Ряд заводов (как успешных, так и неудачных в финансовом отношении) были национализированы во время правления Александра Лукашенко, как правило, без компенсации:
- Пинскдревский деревообрабатывающий и мебельный холдинг ( Пинск )
- Коммунарская кондитерская фабрика (Минск)
- Велосипедно-мотоциклетный завод Мотовело (Минск)
- Барановичидрев ( Барановичи )
- Борисовдревский деревообрабатывающий комбинат ( Борисов )
- Кондитерский комбинат Спартак ( Гомель )
- Кондитерский комбинат «Красный пищевик» («Красный пищевой комбинат»; Бобруйск ).
- Обувная фабрика Луч (Минск)
- Минский подшипниковый завод
- Завод керамической плитки Керамин (Минск)
- Брестская ковровая фабрика
- Белсолодский солодовый завод ( иванава )
- Оршанский авиаремонтный завод
- Минскинтеркапс производитель фармацевтической продукции
Общая чистая прибыль (после уплаты налогов) в промышленности в 2019 году составила 6591,2 млрд белорусских рублей, по сравнению с 3141,6 млрд рублей в 2018 году.
Расширение экспорта продовольствия
Сельское хозяйство остаётся важной отраслью экономики Республики Беларусь, обеспечивающей продовольственную безопасность и экспортный потенциал. В 2020 г
вклад сельскохозяйственного производства в объем ВВП страны составил 6%. Белорусский продовольственный сектор не только обеспечивает внутренние потребности населения в продуктах питания, но и является важным источником получения валютной выручки.
Удельный вес сельхозпродукции и продуктов питания в общей структуре экспорта Республики Беларусь в 2020 г. практически достиг 20%, а поставки молочной продукции заняли третье место после продажи удобрений и нефтепродуктов. Характеризуя деятельность ведомства на заседании Коллегии, министр сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Иван Крупко отметил, что экспорт сельскохозяйственной продукции и продуктов питания увеличился по сравнению с 2019 г. на 4,3 % и достиг $5,8 млрд. Задача на 2021 г. – перешагнуть 6-миллиардный рубеж. И пока для этого есть все предпосылки: за первое полугодие 2021 г. выручка от продажи товаров АПК в другие страны составила порядка $3 млрд.
Белорусское продовольствие экспортируется в 116 стран мира. В структуре экспорта Беларуси в страны ЕАЭС продовольственные товары и сельхозсырье занимают первое место: за январь-май 2021 г. из $6,3 млрд почти $2 млрд пришлись на эти товарные группы.
Лидером по импорту белорусской сельхозпродукции традиционно остаётся Россия – в прошлом году она приобрела ее на $4,3 млрд. На втором месте в тройке лидеров – Казахстан с $290 млн.
В качестве драйвера национального экспорта Беларусь видит также Китай. Именно он занял третье место в тройке главных импортёров белорусского пищепрома – в 2020 г. Поднебесная приобрела продукции на $255 млн, что демонстрирует рост в 1,9 раза к уровню 2019 г. Основу экспорта формируют такие товарные группы, как мясо и мясопродукты (говядина, мясо птицы), молоко и молочная продукция (сухое молоко, сухая молочная сыворотка, цельномолочная продукция, мороженое, сыры, сливочное масло), рапсовое масло и льноволокно. Беларусь начала поставлять на китайский рынок сахар, крахмал, картофельные чипсы и рыбу. А по итогам четырех месяцев 2021 г. объем поставок достиг $90 млн, что на 60% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Пошаговая инструкция учета НДС при экспорте товаров в страны Таможенного союза.
долларов. Копия, заверенная печатью компании-экспортера.
Счет-фактура, содержащий данные относительно стоимости продукции, условий поставки, номер контракта и реквизиты сторон. Заверяется печатью.
Товарно-транспортная накладная, акт погрузки и выгрузки, документы на автомобиль.
Накладная, в которой отмечен вес и упаковка каждого вида товара.
Сертификаты, лицензия, удостоверяющие возможность реализации товара и его безопасность.
Правоудостоверяющие документы на товар.
Паспорт, поясняющий происхождение и состав продукции.
Документы, описывающие путь продукции к экспортеру, если он не является ее изготовителем.
Обоснование цены на товар (чеки, счет-фактура, бухгалтерские документы).
Польша
Доля Польши в общем товарообороте Белоруссии – 3,6%.
В структуре польского экспорта в Беларусь доминируют сельскохозяйственная продукция – 27%, машины и оборудование – 24,2%, химическая продукция – 21,1%, металлоизделия – 8,4%, т. е. всего более 80% всех поставок в вашу страну.
В структуре польского импорта из Беларуси на протяжении многих лет также доминируют 4 группы товаров: минеральные продукты – 28%, химическая продукция – 23,3%, древесина и изделия из нее – 20,3%, черные металлы и изделия из них – 12,8%. На названные группы приходится почти 85% всего белорусского экспорта в Польшу.
Импорт и экспорт: работа с Финляндией
Северная страна не входит в ЕАЭС, поэтому правила ввоза-вывоза товаров, оказания услуг и выполнения работ отличаются от описанных выше. Востребованными товарами для импорта были и остаются:
- Автотранспорт.
- Оборудование.
- Бумага.
- Кондитерские изделия (конфеты, мороженое, шоколад и т.д.).
- Бытовая химия.
- Одежда и обувь.
- Косметика.
Процедура начинается с заключения контракта, правило о двуязычии действует и здесь. Обязателен и перевод полученных документов – накладных, счетов и т.д. При ввозе импортных товаров придется пройти таможенное оформление: заполнение декларации, уплату сборов. Эти затраты включаются в себестоимость.
При любых операциях с другими странами есть две сложности: определить место реализации и правильно учесть в рублях все суммы. По поводу курса рубля к валюте – учитываем курс на дату принятия к учету товара, за исключением случаев, когда он поставляется по предоплате, тогда берем курс валюты на дату поступления аванса (только в той части поставки, которая на него приходится).
Важно! После того как операция отражена в бухгалтерском учете, не производится перерасчет указанных сумм, даже если изменяется курс (ст. 2 п
10 ПБУ 3/2006).
По услугам и работам все сложнее. Для правильного определения нужно обратиться к статье 148 НК РФ. Например, если организация или ИП находится в России и выполняет консультационные, юридические, бухгалтерские и иные подобные услуги, то местом оказания будет территория РФ.
Сумма контракта, имеющая значение для валютного контроля и постановки на учет в банке, такая же, как при торговле в рамках ЕАЭС, т.к. валютное регулирование проводится по единым правилам. Напомню, для экспорта сумма должна быть больше или равна 3 млн, а для импорта — 6 млн рублей.
Операции импорта облагаются НДС по соответствующей ставке, расчет ведется исходя из стоимости товаров, включая акцизы, таможенные сборы и иные платежи при ввозе в РФ. Оплатить налог нужно уже в таможенную службу. Вернуть уплаченный налог можно только после представления в инспекцию ФНС документов по сделке, в том числе таможенной декларации и платежных документов на сам налог.
Экспортные операции
По экспорту действуют общие правила, поэтому применяется та же система и ставка в размере 0%, что и при поставке товара в Казахстан, Белоруссию или другую страну ЕАЭС.
Здесь снова придется обратиться к определению места реализации. Если им является территория РФ, то российская организация-экспортер становится налоговым агентом и обязана заплатить НДС в свою инспекцию.
Что касается проводок, то они подробно описаны в статье «Особенности бухгалтерского учета экспортных и импортных операций».
Сотрудничество с Россией
В настоящее время между РФ и РБ действует Договор о создании Союзного государства, подписанный еще в 1999 году и вступивший в силу с 2000 года. Тем не менее, по большинству положений Договора прогресса почти нет, а деятельность по усиленной интеграции началась относительно недавно.
Основная часть сотрудничества стран проходит в рамках ЕАЭС – Евразийского экономического союза (преемник Таможенного союза), в который входят также Казахстан, Армения и Киргизия. Учитывая действие существующих договоров, между странами ЕАЭС существует свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы – «четыре свободы».
Это означает, что граждане Белоруссии имеют в России такие же трудовые права, как и граждане РФ, от них не требуется оформления каких-либо виз для въезда, а таможенного и пограничного контроля по факту нет. Товары могут свободно перемещаться между странами без какого-либо таможенного оформления и без всяких платежей.
В течение 2011-2015 годов Россия выделила Белоруссии кредитов на сумму около 6 миллиардов долларов, а также поставляла ежегодно 18 до 23 миллионов тонн нефти без пошлин, что эквивалентно 22 миллиардам долларов потерь для российского бюджета. Всего на 2018 год сумма долга РБ перед Россией составляла 6,3 миллиарда долларов и 60 миллиардов рублей.
Россия принимает участие также в белорусских инфраструктурных проектах. Например, в Гродненской области строится Белорусская АЭС, общая стоимость проекта – 10 миллиардов долларов. 90% этой суммы оплатила Россия за счет кредита на срок до 2035 года.
Перечисленные примеры сотрудничества двух стран – это далеко не все, РФ и РБ сотрудничают по множеству направлений, а сотрудничество выходит за рамки экономики и распространяется также на другие сферы деятельности.
Торговые риски и как их снизить
Рост импорта из России в первом квартале 2019 г. может быть связан с ростом реальных доходов населения Беларуси, в том числе ростом реальной заработной платы. Экономический цикл Беларуси в настоящее время приближается к пику, что влияет, наряду с внешней конъюнктурой, на экспорт и импорт Беларуси.
В то же время белорусский денежно-кредитный регулятор не допускает существенного увеличения амплитуды экономического цикла и возникновению серьезных дисбалансов в экономике. Положительное влияние на макроэкономическую стабильность оказал переход от фиксированного валютного курса к плавающему валютному курсу (управляемому). В ближайшие пять лет в Беларуси планируется перейти на режим свободно плавающего валютного курса.
Несмотря на возможную волатильность на валютном рынке при плавающем валютном курсе, снижаются риски высокой инфляции, которая создает крайне непредсказуемую экономическую ситуацию и отрицательно влияет на всю экономику, в том числе на внешнюю торговлю.
Со странами СНГ и ЕАЭС Беларуси целесообразно создавать совместные предприятия, кластеры, осуществлять сотрудничество в области IT, науки, образования, медицины, фармацевтики, проводить выставки достижений народного хозяйства с приглашением представителей из стран-партнеров с перспективой заключения двусторонних и многосторонних договоров для дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества. Такая политика повлияет на улучшение структуры экспорта и импорта (в виде увеличения доли инновационной продукции) между Беларусью и Россией, Беларусью и другими странами ЕАЭС и СНГ.
Относительная обеспеченность Российской Федерации энергоресурсами и сравнительно благоприятные условия поставок российских энергоресурсов в Беларусь могут стать для обеих стран фактором, тормозящим социально-экономическое развитие.
Анализ структуры экспорта и импорта Беларуси и России подтверждает, что такая угроза существует. Целесообразно в дальнейшем переключиться на диверсификацию экспорта, и снижение не столько в абсолютных значениях экспорта и импорта энергоресурсов в Беларуси и России, сколько снижение доли энергоресурсов в белорусском и российском экспорте за счет увеличения доли в экспорте и импорте высокотехнологичной наукоемкой продукции. Для Беларуси это будет означать снижение зависимости от импортируемых природных ресурсов.
Высокие мировые цены на нефть и газ привели к тому, что сырьевые отрасли стали занимать существенное положение в российской экономике, нефтегазовые доходы стали очень значимой статьей доходов в России. Характерной чертой белорусской экономики являются ее высокая энергоемкость (при достаточно скромном запасе собственных энергоресурсов). Данное обстоятельство определяет структуру белорусского импорта и экспорта. Существенную долю белорусского экспорта и импорта занимают нефть и газ, а также нефтепродукты. Экспорт и импорт этих товарных позиций организован так, чтобы приносить доход Беларуси.
В то же время, это снижает конкурентоспособность других отраслей промышленности за счет притока в страну нефтедолларов и за счет отсутствия острой необходимости в связи с экспортом энергоресурсов развивать сложные высокотехнологичные производства. Это похоже на симптомы «голландской болезни», которую нельзя допустить в Беларуси и России, поскольку это снижает национальную конкурентоспособность стран в долгосрочной перспективе.
Людмила Воронецкая, белорусскийэкономист
Реорганизация сельского хозяйства
Некоторые планы по реорганизации агропромышленного комплекса уже отражены в июльской «Программе социально-экономического развития Беларуси на 2021-2025 годы». В частности, поставлены вопросы по наращиванию инвестиций в основной капитал более чем в 1,2 раза к уровню 2020 г., по диверсификации структуры экспорта и созданию новых высокотехнологичных производств. Кроме того, среди целевых показателей – увеличение валовой добавленной стоимости сельхозпродукции на 15,6% и увеличение экспорта товаров и услуг на 36,3%.
Содержатся и более узкие задачи: так, например, по АПК необходимо совершенствовать производство кормов для животноводства, а в земледелии – восстановить севооборотную систему в соответствии с рекомендациями Академии наук Беларуси и внедрить прогрессивные тенхологии, ориентированные на наибольшую отдачу сортов. Во внешней среде развитию экспорта должно способствовать снижение административных барьеров, развитие электронных торговых площадок, совершенствование механизмов прослеживаемости товаров.
В рамках ЕАЭС, кстати, Беларусь – пока единственная страна, которая синхронизировала с Россией системы прослеживаемости товаров, а значит, имеет как преимущество еще и фактор дополнительной гарантии контроля качества продуктов питания.
Большие надежды возлагаются на государственную программу «Аграрный бизнес», которая начала действовать с 2021 г. и рассчитана на ближайшие 5 лет. Ее цель – повышение конкурентоспособности сельхозпродукции и продуктов питания, наращивание экспортного потенциала, развитие экологически безопасного сельского хозяйства, ориентированного на укрепление продовольственной безопасности страны, обеспечение полноценного питания и здорового образа жизни населения Беларуси. В случае ее успешной реализации экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в 2025 г. должен достичь $7 млрд. Также ожидается, что выполнение мероприятий госпрограммы позволит к концу 2025 г. обеспечить рентабельность продаж в сельском хозяйстве на уровне не менее 10%.
Ирина Смирнова, экономический обозреватель «Евразия.Эксперт»
Статистика, статистика
В соответствии с постановлением Совета министров Республики Беларусь №18 от 12.01.2017 г. целевой показатель диверсификации экспорта по странам в 2019 г. должен иметь следующие значения: страны ЕАЭС – 36,6%, ЕС – 31,8%, другие страны – 31,6%. Такое относительно равномерное распределение преследует снижение зависимости Беларуси от внешних вызовов и поиск новых перспективных рынков.
При этом структура белорусского экспорта в январе-мае 2019 г. в географическом разрезе имеет следующий вид: доля в страны ЕАЭС составляет более 40%, в страны ЕС чуть менее 30%, в другие страны – почти 30%.
Экспорт белорусских товаров в государства-члены ЕАЭС за январь-март 2019 г. составил $3,1 млрд (41,0% от общего экспорта товаров Беларуси) и сократился на 3,1%. Экспорт в Россию составил $2,9 млрд (93,8% от белорусского экспорта в ЕАЭС и 38,4% от общего экспорта товаров республики) и сократился относительно первого квартала 2018 г. на 3,0%.
Импорт товаров из государств-членов ЕАЭС за январь-март 2019 г. составил $5,0 млрд (61,9% от общего импорта товаров Беларуси) и сократился на 4,5%. Импорт из России составил $5,0 млрд (99,4% импорта из ЕАЭС и 61,6% общего импорта) и сократился на 4,5%.
Сальдо счета текущих операций платежного баланса Беларуси с Россией за январь-март 2019 г. сложилось отрицательным, и составило $2,8 млрд. Объем внешнеторгового оборота товарами Республики Беларусь с Российской Федерацией за январь-март 2019 г. сократился по сравнению с аналогичным периодом 2018 года на 4,0% – до $7,9 млрд (50,4% внешнеторгового товарооборота Беларуси). Дефицит внешней торговли товарами сложился в размере $2,1 млрд.
Наибольшее отрицательное сальдо наблюдалось по товарным разделам: минеральные продукты – $2,5 млрд и недрагоценные металлы – $300 млн. В то же время значительное положительное сальдо (700 млн) сложилось по продовольственным товарам и сельскохозяйственному сырью.
По данным Национального статистического комитета Беларуси, сальдо торговли товарами с Россией в 2018 г. традиционно отрицательное: ‑$9,7 млрд (‑$6,7 млрд в 2017 г.). В 2018 г. наблюдалось увеличение импорта товаров из России при сохранении экспорта на уровне прошлого года. Наоборот, сальдо торговли услугами Беларуси с Россией положительное: $403,8 млн, однако по сравнению с 2017 г. ($566,1 млн) отмечается его уменьшение. Вторым же после России рынком для белорусского экспорта по значимости является ЕС. Доля ЕС в экспорте Беларуси в 2018 г. составила 30,2% (в 2017 г. 26,8%).
Ipc-zvezda.ru
РФ. Тем самым ограждая себя от заполнения документов, таможенного оформления, поиска доставки товара. Продажа товаров в Белоруссию для вас станет обыденным и легким занятием. Ниже представлена упрощенная схема проведения сделки. За более подробной инструкцией вы сможете обратиться по телефону. Документы для оформления экспорта в Белоруссию Документы для экспорта товаров в Белоруссию (этот список аналогичен для других стран СНГ):
- Экспортный контракт
- Паспорт сделки
- Лицензии и сертификаты на груз, содержит сведения о составе товара и его происхождении
- Документ, отображающий маршрут груза
- Бумаги удостоверяющие право на товар
- Товарно — транспортная накладная
- Счет — фактуры и прочие накладные
Подробный список документов для вашего товара вы сможете уточнить у менеджеров.