Экономика и экономическая наука

Рыночная экономика

Рыночный тип экономики характеризуется как способ организации, основанный на собственности частных лиц, а также на свободе выбора и личных интересах.Свобода в сфере предпринимательской деятельности заключается в том, что каждый отдельный участник общества может использовать необходимые ему ресурсы и распределять их в соответствии со своими желаниями.Данный тип государственной деятельности обладает следующими качествами:

  • Собственность частных лиц, которая гарантирует заключение контрактов;
  • Право свободных действий в предпринимательской сфере деятельности;
  • Образование цен на товар в соответствии со статистикой спроса и предложения;
  • Наличие конкуренции, основой которой является свобода в предпринимательстве;
  • Роль государства в таком типе экономике является ограниченной.

Рис. 2. Строение международной экономики

Функции экономики как науки

Выделяют такие функции экономической теории:

  • познавательная функция состоит в обнаружении новых принципов и методов процессе развития науки;
  • практическая ー развивает действующие методы ведения хозяйства, занимается поиском решения важных проблем;
  • прогностическая ーсоздает различные модели развития государства или отдельного экономического субъекта;
  • мировоззренческая функция подразумевает то, что в процессе изучения экономики человек узнает новые грани окружающего мира, закономерности течения многих процессов;
  • методологическая функция отражает способность науки создавать новые понятия и теории;
  • идеологическая функция реализуется в формировании модели мировоззрения во время изучения науки;
  • критическая функция состоит в подвержении любых явлений сомнению, это дает толчок к созданию новых теорий;
  • теоретическая функция обеспечивает постоянное развитие науки,появление новых направлений.

Что изучает экономическая наука

Эта наука помогает изучать поведение людей в процессе экономической деятельности и находить наилучший способ использования ограниченных производственных ресурсов для производства важных товаров. Экономика-I) Народная деятельность, направленная на создание необходимых продуктов.

2) Наука, которая изучает, как люди используют ограниченные ресурсы для удовлетворения бесконечной потребности в пользе жизни. Люди давно занимались экономической деятельностью, поэтому люди с древних времен также страдали от этой проблемы. Сочетая два греческих слова «eikos» — экономика и «nomos» — закон, «экономика» в переводе с древнегреческого означает «закон экономики», то есть правила, которым люди обычно следуют в ходе экономической деятельности. это.

Люди изучали эти правила более 2000 лет, но даже сегодня процесс развития экономической науки еще не завершен — организация человеческой деятельности слишком сложна и изменчива, а ошибки в области экономической жизни Слишком дорого для людей Эта область включает в себя 1) семью, семью, 2) Компании 3) Государство.

Они взаимодействуют друг с другом и координируют свою деятельность напрямую и через различные рынки. 1) Семейная экономика (то есть экономический процесс, связанный с экономикой, осуществляемой группой знакомых людей, живущих вместе или одним человеком), u ZZ 2) экономика предприятия (т. Е. *

Экономические процессы, связанные с деятельностью организации, производящей товары для продажи), 3) Рыночная экономика в отношении факторов производства, товаров и услуг (т.е. экономических процессов, связанных с покупкой и продажей товаров, которые люди потребляют напрямую или которые используются для организации корпоративных мероприятий).

4) Общие экономические процессы (то есть процессы, которые влияют не только на экономику семьи, компании, региона или конкретного рынка, но и на общую экономическую жизнь страны) В то же время экономическая наука изучает не объективные процессы (например, природные явления), а то, как люди ведут себя в конкретных экономических ситуациях.

Современная экономическая наука — это фундамент, на котором основываются правительственные решения и рекомендации для прикладной бизнес-науки (менеджмент, маркетинг, бухгалтерский учет, финансовый менеджмент и т. Д.). Как определенный экономический процесс влияет на счастье

Предмет экономика

Стабилизация в Восточной Европе Типы потребностей и их ранжирование
Резюме к обузданию высокой инфляции Основные элементы экономической деятельности

↑сПНБМХ ЩЙНМНЛХВЕЯЙНЦН ЮМЮКХГЮ

б ЯНБПЕЛЕММНИ ЩЙНМНЛХВЕЯЙНИ РЕНПХХ ХЯОНКЭГСЧРЯЪ ДБЮ СПНБМЪ ЮМЮКХГЮ: ЛЮЙПНЩЙНМНЛХВЕЯЙХИ Х ЛХЙПНЩЙНМНЛХВЕЯЙХИ. уНРЪ Х Б ЛХЙПН- , Х Б ЛЮЙПНЩЙНМНЛХЙЕ ОПХЛЕМЪЕРЯЪ НДХМЮЙНБШИ ХМЯРПСЛЕМРЮПХИ, ЪБКЕМХЪ ПЮЯЯЛЮРПХБЮЧРЯЪ ОНД ПЮГМШЛ СЦКНЛ ГПЕМХЪ.

лХЙПНЩЙНМНЛХЙЮ — ЩРН МЮСЙЮ Н ОНРПЕАХРЕКЪУ, ТХПЛЮУ Х НРДЕКЭМШУ НРПЮЯКЪУ. нМЮ ХЯЯКЕДСЕР ОПХВХММН-ЯКЕДЯРБЕММШЕ Х ТСМЙЖХНМЮКЭМШЕ ЯБЪГХ, ЙНРНПШЕ БКХЪЧР МЮ ОПХМЪРХЕ ПЕЬЕМХИ, ЙЮЙ НРДЕКЭМШЛХ КЧДЭЛХ, РЮЙ Х ТХПЛЮЛХ, ОПЕДОПХЪРХЪЛХ. нМЮ ХЛЕЕР ДЕКН Я РЮЙХЛХ ОНМЪРХЪЛХ, ЙЮЙ НЦПЮМХВЕММНЯРЭ, БШАНП, ЮКЭРЕПМЮРХБМЮЪ ЯРНХЛНЯРЭ, Ю РЮЙФЕ Я ОПНЖЕЯЯЮЛХ ОПНХГБНДЯРБЮ Х ОНРПЕАКЕМХЪ, ХГЛЕМЕМХЪ ЯОПНЯЮ Х ОПЕДКНФЕМХЪ НРДЕКЭМШУ РНБЮПНБ МЮ НРДЕКЭМШУ ПШМЙЮУ. аНКЭЬНЕ БМХЛЮМХЕ Б ЛХЙПНЩЙНМНЛХЙЕ СДЕКЪЕРЯЪ ХГСВЕМХЧ ЖЕМ Х ХУ БКХЪМХЪ МЮ НРДЕКЭМШЕ ЩКЕЛЕМРШ УНГЪИЯРБЮ. б ОПНЖЕЯЯЕ ЛХЙПНЩЙНМНЛХВЕЯЙНЦН ЮМЮКХГЮ ХЯЯКЕДСЧРЯЪ ЙНМЙПЕРМШЕ ЩЙНМНЛХВЕЯЙХЕ ЕДХМХЖШ Х ХУ ОНБЕДЕМХЕ. пЮЯЯЛНРПЕМХЕ ЩЙНМНЛХВЕЯЙХУ ОПНАКЕЛ Я ОНГХЖХХ ЛХЙПНЮМЮКХГЮ ЯБЪГШБЮЧР Я ХЛЕМЕЛ ЙПСОМЕИЬЕЦН ОПЕДЯРЮБХРЕКЪ ЩЙНМНЛХВЕЯЙНИ МЮСЙХ юКЭТПЕДЮ лЮПЬЮККЮ. нЯМНБМНЕ БМХЛЮМХЕ НМ СДЕКЪЕР ХМДХБХДС, ОНБЕДЕМХЧ ОНРПЕАХРЕКЪ МЮ ПШМЙЕ, РЕНПХХ ОПНХГБНДЯРБЮ ТХПЛШ, Р. Е. ПЕЬЕМХЧ ОПЕХЛСЫЕЯРБЕММН ОПЮЙРХВЕЯЙХУ БНОПНЯНБ МЮ «ЛХЙПНСПНБМЕ» — СПНБМЕ НРДЕКЭМШУ ОПНХГБНДХРЕКЕИ, НРПЮЯКЕИ ОПНХГБНДЯРБЮ, ЦПСОО ОНРПЕАХРЕКЕИ,.

лЮЙПНЩЙНМНЛХЙЮ — ЩРН МЮСЙЮ Н УНГЪИЯРБЕ Б ЖЕКНЛ, НА ЩЙНМНЛХВЕЯЙНЛ ГДНПНБЭЕ МЮЖХНМЮКЭМНИ Х ЛХПНБНИ ЩЙНМНЛХЙХ. нМЮ ХГСВЮЕР БНОПНЯШ Н РНЛ, ЙЮЙ АШЯРПН ПЮГБХБЮЕРЯЪ ЩЙНМНЛХЙЮ, ЙЮЙНБ НАЗЕЛ ОПНХГБЕДЕММНЦН ОПНДСЙРЮ Х ЯНБНЙСОМНЦН ДНУНДЮ, — РН, ВРН УЮПЮЙРЕПХГСЕР НАЫЕМЮЖХНМЮКЭМШЕ Х ЛЕФДСМЮПНДМШЕ ЩЙНМНЛХВЕЯЙХЕ ЪБКЕМХЪ. нМЮ МЮОПЮБКЕМЮ МЮ ПЕЬЕМХЕ РЮЙХУ ОПНАКЕЛ, ЙЮЙ ОНБШЬЕМХЕ ГЮМЪРНЯРХ, СБЕКХВЕМХЕ НАЗЕЛЮ ОПНХГБНДЯРБЮ, ЩЙНМНЛХВЕЯЙХИ ПНЯР, ОПЕНДНКЕМХЕ ХМТКЪЖХХ, АЕГПЮАНРХЖШ, ЙПХГХЯНБ Х Р. Д. лЮЙПНЩЙНМНЛХВЕЯЙХИ ЮМЮКХГ ЯБЪГЮМ Я ХЛЕМЕЛ ХГБЕЯРМНЦН ЮЛЕПХЙЮМЯЙНЦН ЩЙНМНЛХЯРЮ дФНМЮ л. йЕИМЯЮ, ЙНРНПШИ ЯНБЕПЬХК МЮЯРНЪЫСЧ ПЕБНКЧЖХЧ Б ЩЙНМНЛХВЕЯЙНИ МЮСЙЕ, ОНБЕПМСБ ЕЕ Й ЛЮЙПНЩЙНМНЛХЙЕ, ПЮЯЯЛЮРПХБЮЪ БЯЕ ОПНАКЕЛШ ЙЮЙ НАЫЕЯРБЕММН-МЮЖХНМЮКЭМШЕ. гЮЯКСЦЮ дФ. йЕИМЯЮ ЯНЯРНХР Б РНЛ, ВРН НМ БОЕПБШЕ СЙЮГЮК МЮ БЮФМСЧ ПНКЭ ЦНЯСДЮПЯРБЮ Б НАЕЯОЕВЕМХХ ЩТТЕЙРХБМНЦН ТСМЙЖХНМХПНБЮМХЪ ПШМНВМНИ ЩЙНМНЛХЙХ. я ОНЛНЫЭЧ ЕЦН ПЮГПЮАНРНЙ Х ПЕЙНЛЕМДЮЖХИ АШК ОПЕНДНКЕМ ЯХКЭМЕИЬХИ ЩЙНМНЛХВЕЯЙХИ ЙПХГХЯ Б яью 1929-1933-У ЦЦ.

мЕЛМНЦН ОНГФЕ ЮЛЕПХЙЮМЯЙХИ ЩЙНМНЛХЯР оНК яЮЛСЩКЭЯНМ БШЯРСОХК Я ЙНМЖЕОЖХЕИ «МЕНЙКЮЯЯХВЕЯЙНЦН ЯХМРЕГЮ», Б ЙНРНПНИ ОНОШРЮКЯЪ НПЦЮМХВЕЯЙХ ЯНЕДХМХРЭ ЛЕРНДШ ЛХЙПН- Х ЛЮЙПНЩЙНМНЛХВЕЯЙНЦН ЮМЮКХГЮ, ПШМНВМНЦН Х ЦНЯСДЮПЯРБЕММНЦН ПЕЦСКХПНБЮМХЪ ЩЙНМНЛХЙХ.

оНЛХЛН МЮГБЮММШУ ПЮГДЕКНБ, ЯНБПЕЛЕММЮЪ ЩЙНМНЛХВЕЯЙЮЪ РЕНПХЪ БЙКЧВЮЕР Б ЯЕАЪ ХГСВЕМХЕ НАЫХУ ЩЙНМНЛХВЕЯЙХУ БНОПНЯНБ, НЯМНБ ТНПЛХПНБЮМХЪ Х  ПЮГБХРХЪ ПШМНВМНЦН УНГЪИЯРБЮ, НЯЛШЯКЕМХЕ ЩЙНМНЛХВЕЯЙХУ ОПНЖЕЯЯНБ, ОПНХЯУНДЪЫХУ Б ЛХПНБНЛ УНГЪИЯРБЕ Х Б ЙНМЙПЕРМНИ ЯРПЮМЕ. щЙНМНЛХВЕЯЙЮЪ МЮСЙЮ ЯЕЦНДМЪ МЕПЮГПШБМН ЯБЪГЮМЮ Я ХЯРНПХЕИ, ОЯХУНКНЦХЕИ, ЯНЖХНКНЦХЕИ, ОНКХРХЙНИ, ОПЮБНЛ, ДСУНБМНИ Х ЙСКЭРСПМНИ ФХГМЭЧ НАЫЕЯРБЮ.

Социальные науки

Социальные науки включают такие области, как социология, антропология и археология, но отличаются от естественных наук, таких как физика и химия. Социальные науки вращаются вокруг отношений между людьми и обществами, а также развития и функционирования обществ. В отличие от большинства естественных наук, социальные науки в значительной степени полагаются на методологии интерпретации и качественного исследования.

Однако социальные науки также используют ряд количественных инструментов, используемых в естественных науках, для определения и понимания тенденций. Например, экономисты используют статистику и математические теории для проверки гипотез и прогнозирования тенденций – процесс, известный как эконометрика. Кроме того, многие социальные науки используют опросы и другие жесткие исследовательские методологии для определения тенденций и внесения ясности в будущую практику.

Среди социальных наук экономика примечательна своим ранним и широким внедрением формальной математики в ее теоретические разработки, а также статистических методов и количественных компьютерных приложений в ее эмпирическом подходе к прикладным исследованиям. Все более широкое использование математических моделей для изучения экономики началось с неоклассической экономики в конце 19 века и остается важным для теоретической и прикладной экономики.

↑ Основные этапы развития экономической науки

Меркантилизм – Физиократы – классической школы политэкономии У. Петти Адам Смит Годичный труд каждого народа представляет собою первоначальный фонд, который доставляет ему все необходимые для существования и удобства жизни продукты, потребляемые им в течение года и состоящие всегда или из непосредственных продуктов этого труда, или из того, что приобретается в обмен на эти продукты у других народов. В зависимости поэтому от большего или меньшего количества этих продуктов или того, что приобретается в обмен на них, сравнительно с числом тех, кто их потребляет, народ оказывается лучше или хуже снабженным всеми необходимыми предметами и удобствами, в каких он нуждается. Но это отношение у каждого народа определяется двумя различными условиями: во-первых, искусством, умением и сообразительностью, с какими в общем применяется его труд, и, во-вторых, отношением между числом тех, кто занят полезным трудом, и числом тех, кто им не занят. Каковы бы ни были почва, климат или размеры территории того или иного народа, обилие или скудость его годового снабжения всегда будет зависеть в таком случае от этих двух условий.А. Смит. Исследование о причинах и природе богатства народовК. Маркс  «марксизма»кейнсианствомонетаризм.

1.4. Тест 1. Экономическая теория как наука

  1. Фундаментальная проблема современной экономической теории:
    1. Поощрение экономической самостоятельности производителей.
    2. Директивная регламентация действий товаропроизводителей.
    3. Социальное регулирование действий участников рыночной экономики.
    4. Ускорение научно-технического прогресса.
  2. «Производство» как экономическая категория означает:
    1. Место, где трудится человек.
    2. Одну из сторон жизни общества.
    3. Процесс взаимодействия людей с природой, в котором она приспосабливается для удовлетворения человеческих потребностей.
    4. Использование людьми машин, механизмов и другой техники.
  3. Экономический тип организации производства отличается от неэкономического:
    1. Большим количеством занятых в производстве людей и их активностью.
    2. Многообразием применяемых ресурсов.
    3. Необходимостью соизмерения затрат и результатов производства.
    4. Результатами производства.
  4. В каком соотношении находится объём понятий: «производство», «экономика», «рыночная экономика»:
    1. «Производство» > «экономика» > «рыночная экономика».
    2. «Экономика» > «производство» > «рыночная экономика».
    3. «Рыночная экономика» > «экономика» > «производство».
    4. «Рыночная экономика» > «производство» > «экономика».
  5. Экономическая организация производства основана на выборе потому, что:
    1. Общество обладает многообразием потребностей.
    2. Ограничены ресурсы производства.
    3. Необходимо выпускать максимальное количество продукции.
    4. Этого требует поведение участников производства.
  6. Наилучший выбор распределения ресурсов для производства двух товаров характеризуется:
    1. Полным использованием факторов производства.
    2. Достижении максимальной экономии ресурсов.
    3. Одновременным увеличением производства обоих товаров.
    4. Полным соответствием количества произведённых товаров с потребностью в них и максимальным использованием факторов производства.
  7. Экономическая форма конечного результата рыночной деятельности индивида направлена на:
    1. Увеличение размеров денежного дохода.
    2. Прирост объектов личной собственности.
    3. Повышение трудовой активности.
    4. Улучшение качества продукции.
  8. Ценность блага зависит от:
    1. Его количества.
    2. Величины затрат на его производство.
    3. Его качества.
    4. Вида потребности, которую оно удовлетворяет.
  9. Участие государства в экономике обусловлено, прежде всего, необходимостью:
    1. Защиты общественных интересов.
    2. Обеспечения эффективного функционирования рыночного механизма.
    3. Решения конкретных задач социально-экономического развития страны.
  10. Какое из приведённых положений не имеет отношения к определению предмета экономической теории?
    1. Эффективное использование ресурсов.
    2. Неограниченные производственные ресурсы.
    3. Наиболее полное удовлетворение потребностей.
    4. Материальные и духовные потребности.
    5. Редкость блага.
  11. Экономическая модель не является:
    1. Идеальным типом экономики или политики, во имя которых мы должны работать.
    2. Инструментом для экономических прогнозов.
    3. Комплексом экономических принципов.
    4. Объяснением, как функционирует экономика и её отдельные секторы.
  12. Если исследуется экономика, как целостная система, то это анализ:
    1. Микроэкономический.
    2. Макроэкономический
    3. Позитивный.
    4. Нормативный.
  13. Экономическая теория:
    1. Занимается исключительно прогностическими характеристиками развития экономических систем.
    2. Содержит положения, которые всегда принимаются всеми экономистами.
    3. Не является наукой.
    4. Не может предсказать будущего, но может объяснить последствия определённых явлений в развитии экономики.
  14. Использование допущений в экономическом анализе:
    1. Изменяет внутреннюю логику теории или модели.
    2. Облегчает решение проблемы.
    3. Делает модель более реалистичной.
    4. Увеличивает число вопросов, которые должны быть включены в анализ.
  15. Если экономические обобщения основываются на фактах, то такой метод анализа является:
    1. Описательным.
    2. Гипотетическим.
    3. Дедуктивным.
    4. Индуктивным.

Основная цель экономической науки

Основной целью экономической науки является устранение противоречий между ограниченностью ресурсов и безграничностью потребностей людей. Каждая система сталкивается с необходимостью нескольких видов выбора:

  1. Что производить. Невозможность производить столько товаров, сколько хотелось бы людям, постоянно заставляет принимать решение, какой продукт и в каких количествах производить.
  2. Как производить. Здесь принятие решения основывается на эффективности производства.
  3. Кто и какую часть работы будет выполнять.
  4. Для кого будет налажено производство.

Экономическая наука помогает не только принять правильное решение в каждом из видов выбора, но и отрегулировать все происходящие процессы в макроэкономике.

↑ Экономика как хозяйство. Главная проблема экономики.

Экономика производства, обмена, распределения и потреблениянеобходимых жизненных благ и услуг.Главная проблема экономикипотребностейресурсов.Ресурсыэкономическим ресурсам ПотребностьОграниченность Природные ресурсы Человеческие ресурсыденежные ресурсыПонятие «общественное воспроизводство»Основные фазы общественного воспроизводства материальных благ:Производство, распределение, потребление, обмен. Товар и услуга.1.Производствоблаг и услуг.Блага — 

  1. неэкономические (даровые блага) (например, солнечный свет, ветер) обычно носят природный характер, их не требуется производить, и их потребление одними людьми не приводит к их нехватке для других людей. 
  2. экономические блага (товары, услуги, результаты работы и т. п.) доступны людям в меньшем объёме, чем это необходимо; их производство специально организовано, оно требует затрат различных ресурсов; в обществе действуют специальные механизмы распределенияэкономических благ.
  3. общественные блага

Услуга — результат полезной деятельности предприятий (организаций) и отдельных лиц, направленной на удовлетворение определённых потребностей населения и общества. Производство материальных и нематериальных услуг называется сферой услуг.   Товар — продукт труда, произведённый для продажи на рынке.    Признаки товара:

  • предназначен для обмена;
  • обладает стоимостью — на него затрачены сырьё, труд и др. ресурсы;
  • полезность — способен удовлетворять потребность человека;
  • обладает способностью обмениваться на другой товар.

 2. Распределение— определение доли каждого фактора, участвующего в производстве товара или услуги в произведённом продукте или доходе от его продажи.   3. Потребление — процесс использования результатов производства для удовлетворения определённых потребностей людей, общества. Оно является главным стимулом развития производства.    4. Обмен подразумевает обмен деятельностью, товарами и услугами.  

Типы экономических систем

В зависимости от того, как решаются вопросы распределения ресурсов и управления процессами производства и обмена, различают следующие основные типы экономических систем.

Традиционная экономика. Она основывается на традициях и характеризуется длительной неизменностью жизненного уклада, относительно низким уровнем жизни и давно известными ответами на вопросы, что и как производить и распределять.

Рыночная экономика. Характеризуется частной собственностью на ресурсы и наличием системы рынков. Люди имеют свободу выбора, открывать ли свою фирму, что и как производить и как тратить свои доходы. Обычно при этом человек преследует личную выгоду. Перераспределение ресурсов происходит за счет естественного изменения цен на рынке в зависимости от спроса и предложения. При возникновении дефицита цены растут, при перепроизводстве снижаются. Главный стимул работы предприятий – прибыль.

Командная экономика. Характеризуется общественной собственностью на материальные ресурсы, коллективным принятием экономических решений и централизованным планированием. Предприятия являются собственностью государства и действуют на основе директив государственных органов. Цены назначаются государством и не зависят от спроса и предложения. Дефицит приводит к введению карточной системы. Главной целью предприятий является не прибыль, а выполнение плана, установленного государством.

Смешанная экономика. Экономические системы наиболее развитых стран содержат элементы как рыночной, так и командной экономики. Это позволяет использовать преимущества одного типа и компенсировать его недостатки за счет элементов другого. Так, США наиболее близки к рыночной экономике. Однако государство имеет собственные предприятия. Оно вмешивается в деятельность других фирм для стабилизации экономики и защиты национальных интересов.

Предмет, методы и функции экономической теории

Предметом изучения экономической теории является поиск путей эффективного использования ограниченных ресурсов в процессе производства материальных благ для максимального удовлетворения запросов потребителей.

Система методов экономической теории:

1) анализа и синтеза – предполагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные части и определение свойств отдельного элемента. Благодаря синтезу получают максимально полную картину явления в целом;

2) индукции и дедукции – индукцией предусмотрено исследование определенного набора фактов, принципов и формирование общих научных воззрений на основе полученных результатов (от частного к общему); а дедукцией – исследование от общих принципов, законов к частным случаям их применения (от общего к частному);

3) системного подхода – рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из множества взаимосвязанных элементов, которые в процессе взаимодействия оказывают влияние на эффективность всей системы в целом;

4) математического моделирования – предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощенном виде характеризуют экономический процесс;

5) научной абстракции – позволяет исключать из рассмотрения несущественные характеристики экономического процесса и концентрировать внимание на существующих в нем наиболее устойчивых и повторяющихся причинно-следственных связях. Функции экономической теории:

Функции экономической теории:

  • познавательная – позволяет анализировать отдельные процессы экономики, устанавливает взаимосвязи элементов экономической системы;
  • методологическая – способствует определению экономической теории как основы формирования и развития других дисциплин, связанных с функционированием экономики (маркетинг, статистика, менеджмент, ценообразование);
  • практическая – применение экономических закономерностей на практике.

Какие знания нужны для понимания экономики предприятия

Для достижения высокого уровня в сфере экономики предприятия специалисту требуются знания в следующих областях:

  • Бухгалтерский учёт – поскольку множество исходных данных содержится в бухгалтерской документации, в том числе первичного характера.
  • Маркетинг – необходим для решения вопросов по взаимодействию с покупателями, анализу выручки и в других сферах.
  • Менеджмент – обязателен для качественного анализа организационной структуры компании, рассмотрения эффективности персонала и т.д.
  • Экономическая теория – владение её терминологией и научным аппаратом необходимо для понимания деятельности любой компании и взаимодействующих с ней субъектов.
  • Статистика – требуется при углублённом анализе экономических и производственных показателей деятельности компании.
  • Excel, 1C и их аналоги – необходимы для сбора данных, их структурирования и последующего анализа.

Кроме общих дисциплин, специалисту по экономике предприятия могут потребоваться более узкие навыки в зависимости от отраслевой направленности компании. Так, если компания работает с государственным сектором, то необходимы знания в сфере госзаказов, госрегулирования и пр. При работе в сфере импорта нужны дополнительные знания логистики, внешнеэкономического правового регулирования и т.д.

Три основные теории экономики

В развитие экономической теории внесли существенный вклад три деятеля:

  • Адам Смит (1723–1790),
  • Карл Маркс (1818–1883),
  • Джон Мейнард Кейнс (1883–1946).

Рассмотрим отдельно подход каждого из них.

Теория Адама Смита

Адам Смит провел глубокий анализ мира деловых отношений и пришел к выводу, что каждый человек в обществе действует в собственных интересах и может производить и покупать товары и услуги, которые ему необходимы. Этот механизм саморегулирования Смит назвал невидимой рукой рынка.

Например, кондитер, пекарь или мебельщик производят такое количество тортов, хлеба или стульев, которое посчитают нужным. А каждый клиент покупает столько тортов, хлеба или стульев, сколько нужно ему. Все это происходит без согласования друг с другом и без разрешения государства. Получается свободная рыночная экономика в действии.

На этом умозаключении Смит основал классическую экономику. Главная идея классической экономики: отношение правительства к рынку основано на принципах справедливости и позволяет невидимой руке рынка направлять каждого в своих экономических стремлениях, создавать наибольшее благо для наибольшего числа людей и тем самым стимулировать экономический рост.

Теория Карла Маркса

Немецкий философ, экономист и политолог Карл Маркс смотрел на капитализм с пессимистической точки зрения. При свободном рынке Маркс видел нестабильность, борьбу и упадок.

Маркс полагал, что когда капиталист (человек с деньгами и организационными способностями) создает средства производства, стоимость образуется через труд угнетенных рабочих.

В своей работе «Капитал» Маркс заявил, что капиталист получает прибыль через эксплуатацию труда, без доплат рабочей силе за ту ценность, которую она производит.

Эксплуатацию труда Маркс считал фундаментом классовой борьбы и основой капитализма, но также утверждал, что эксплуатация может стать смертью капитализма. Экономист был уверен, что по мере увеличения предприятий разделение и борьба будут усиливаться.

Маркс был убежден, что общество придет к системе из двух классов, в которой будут лишь несколько богатых капиталистов и огромное количество обездоленных рабочих. В будущем, по мнению Маркса, наступит падение капитализма и общество начнет плавно идти к коммунизму. При коммунизме рабочие будут владеть средствами производства, и им не придется использовать свой труд для получения прибыли.

Учение Маркса оказало огромное влияние на многие общества, в том числе и на СССР в XX веке.

Теория Джона Кейнса

Во времена Великой депрессии в США миллионы людей потеряли свои сбережения и работу, уровень безработицы достиг 25%. Никто не понимал, как страна сможет выйти из депрессии, многие стали сомневаться в невидимой руке рынка Адама Смита и считали то время концом капитализма.

Джон Кейнс предложил выход: правительство должно начать тратить деньги на частный сектор, чтобы восстановить спрос на товары и услуги. Президент Франклин Рузвельт попытался применить эту теорию на практике и развернул масштабную программу общественных работ. Однако одновременно с этим США вступили во Вторую мировую войну, из-за чего производство оружия выросло до высочайшего уровня, и эксперимент перестал быть чистым. Поэтому до сих пор нельзя однозначно утверждать, что повлияло на выход США из Великой депрессии, которая длилась с 1929 по 1939 гг.

Экономика – система хозяйствования

Экономическая деятельность состоит из:

1) Производство – создание продукта и предоставление услуги. Производство разделяют:

  • Материальное (промышленность, строительство, сельское хозяйство)
  • Нематериальные (технические изобретения, научные открытия, образование)

Базовыми понятиями в экономике представлены «товар» и «услуга»

Товар – произведённый продукт для торговых отношений. Товару присущи специфические черты: подлежит обмену, удовлетворяет потребности.

Услуга – действия предприятий, организаций и физических лиц, действующих на улучшение бытовых условий и удовлетворения потребностей. Выделяют сферы услуг:

  • Распределение – распределение продукта между людьми, задействованных на производстве продукта;
  • Обмен – замена одного продукта другим либо получение денег;
  • Потребление – использование полученного продукта или услуг.

Проблема экономики заключается в необходимости неограниченного удовлетворения общества ограниченным сырьём. Потребность – нужда производимых благ с целью улучшения жизнедеятельности как отдельных лиц, так и государства.

Экономические блага – продукты, находящиеся в обществе, направленные на удовлетворение потребностей. При производстве продукта используют ресурсы. 

Экономическая деятельность – деятельность в сферах хозяйства, с целью удовлетворения потребностей. Деятельность обусловлена непрерывным производством продукта и последующим распределением, обменом и потреблением. Экономическая деятельность представлена импортом и экспортом.

2) Экономика как наука – комплекс научных дисциплин (менеджмент, основы экономической деятельности, анализ производства, кредит, математика и т.д.)

Формирование экономической науки, ее истоки 

(древний мир — средние века)

Экономика изучалась со времён античности. Ксенофонт разделил труд, Платон рекомендовал государству полномочия разрешения между потребностями людей и однообразием способностей, Аристотель заложил основы формам торговли.

Меркантилизм – течение, берущее начало в XV-XVII вв. Теория заключалась в изучении закономерностей торговых отношений. Основателем считают Петти, заложившего основы теории трудовой стоимости.

Ещё одним выдающимся деятелем представлен Смит. Учения базируются на либеральные идеи о невмешательстве государства в экономическую деятельность общества, рыночных отношений на базе «плавающих» цен, с помощью регуляции спроса и предложения.

Рикардо заложил основы теории стоимости, рабочему жалованию, земельной аренды.

Марк, Энгельс – идеи капитала и прибавочной стоимости. Одновременно с этим Маркс основал общественно-политическое течение, которое резко критикует идеалы капитализма.

Годы «великой депрессии» появилось течение – кейнсианство (для ликвидации противоречий между людьми, правительство обязано вмешиваться в рыночные отношения)

Монетаризм – основатель Фридман, согласно теории, главную роль занимают денежные средства, протесты против регулирования государством хозяйства страны.

Неолиберализм – течение, основанное Хайеком, согласно которому отстаиваются права частного предпринимательства. Государство обязано дать необходимые условия.

Институционно-социологическое направление – создано основателем конвергенции – Гэлбрейтом. Согласно учениям, отношения между хозяйствующими объектами складываются на основе экономических факторов.

Экономика изучает производство, распределение и потребление товаров.

Задачи экономики:

  • Формирование принципов ведения хозяйства;
  • Комплекс использование природных ресурсов.

Предмет исследования:

  1. Хозяйственные отношения;
  2. Взаимосвязи в развитии экономики.

Структура экономики

Смотрите также:

  • Факторы производства и факторные доходы
  • Экономические системы
  • Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение
  • Постоянные и переменные затраты

Сферы экономики

-промышленность

— сельское хозяйство

— транспорт

— связь

— строительство

— торговля

— общественное питание

— материально- техническое обеспечение

Непроизводственная – создание духовных, культурных ценностей и оказание подобных услуг.

— культура

— образование

— здравоохранение

— социальное обеспечение

— наука

— управление

— ЖКХ

— бытовое обслуживание населения

Экономическая деятельность – это производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг

  • Производство — создание благ и услуг.
  • Распределение— распределение дохода или созданного продукта между участниками производственного процесса.
  • Обмен — процесс, в результате которого получают другой продукт или деньги.
  • Потребление — это процесс использования созданного продукта.

В результате экономической деятельности создаётся товар или услуга.

Товар – это продукт труда, предназначенный для продажи, обмена, удовлетворяет потребности людей.

Услуга – результат полезной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей.

Экономическая потребность – это нужда в чём-либо, необходимом для жизнедеятельности человека и общества.

Экономические блага – это средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в ограниченном количестве. Для создания экономических благ необходимы ресурсы.

Экономические ресурсы – это факторы производства, то есть все элементы в системе, источники, средства  производства, необходимые для его осуществления.

Происхождение экономики

Считается, что слово «экономика» имеет древнегреческое происхождение. Его прославил в 384—322 гг. до н. э. Аристотель. Он соединил слова «эйкос» (хозяйство) и «номос» (закон). Поэтому дословно перевод понятия «экономика страны» звучит как «наука ведения хозяйства».

В те времена каждый дом старался обеспечить себя самостоятельно всем необходимым. Такая модель экономики называется натуральной. Но обмен и торговля существовали уже тогда. Хоть их объем был гораздо меньше. Однако со временем вырабатывались правила ведения подобного обмена, его масштабы увеличивались. Поэтому, что такое экономика, люди знают уже не одну тысячу лет.

Современная система ведения домашнего хозяйства очень отличается от натурального ее вида. Сегодня большинство необходимых товаров производится на предприятиях. Домашние хозяйства производят значительно меньше вещей и предметов повседневного быта.

Экзамены при поступлении на факультет «Экономика»

Экономфак и экономические специальности есть практически в любом вузе нашей страны. А вот единого списка предметов для поступления в России нет. Каждый университет определяет эти дисциплины самостоятельно.

Чаще других в списке обязательных предметов для поступления фигурируют:

  1. Математика. Эта дисциплина считается профильной для большинства экономических специальностей.
  2. Русский язык. В некоторых экономических вузах результаты ЕГЭ по русскому языку не идут в общий балл, тем не менее, сертификат обязателен для поступления.
  3. Обществознание. Эта дисциплина готовит будущих экономистов к освоению «Мировой экономики» и «Менеджмента».

Для экономистов с политическим уклоном обязательным предметом для сдачи может быть не обществознание, а история. Для поступления на экономические специальности, связанные с производством и технологиями, обязательной дисциплиной может быть физика.

Определившись с выбором специальности, нужно выбрать несколько вузов. Узнать, какие дисциплины требуются для поступления в эти учебные заведения. Такая информация представлена на сайтах вузов.

Нужен ли иностранный язык

Когда абитуриент рассматривает экономическую специальность, в названии которой есть слова «мировой» или «международный», обязательным предметом для поступления в университет может быть иностранный язык.Баллы по инязу понадобятся для поступления по программе «Мировая экономика», «Международный бизнес», «Банковское дело в национальной и мировой экономике».

Экономика как хозяйственная деятельность

Хозяйственные экономические связи всегда образуются между производителями и потребителями. Экономика как хозяйство – это сочетание различных средств материального и духовного мира, применяемых для обеспечения необходимых жизненных благ и потребностей.

Любые блага создаются в процессе активной трудовой деятельности, но для этого должна быть создана благоприятная среда. Достигается она за счет установления в обществе определенного порядка, принятия правовых норм, упорядочения хозяйственной сферы, улучшения средств производства, освоения новых территорий, применения инновационных технологий, формирования внутреннего и внешнего рынка, полного государственного контроля.

Среда деятельности человека в экономике должна включать в себя:

  • частную собственность на основе свободной конкуренции;
  • государственные и общественные объединения.

Любая хозяйственная деятельность имеет 4 стадии:

  • производство продукта (процесс создания);
  • распределение продукции (определение доли, количества);
  • обмен товаров (купля-продажа, лизинг – одной отрасли с другой);
  • активное потребление благ (конечное использование).

К хозяйству в целом относят все области активной деятельности человека, взаимоотношения производителя и потребителя, продавца и покупателя, целью которых всегда является получение жизненных средств – еда, одежда, транспорт, лекарства, мебель и т. д.

Понятие экономики как науки, и как хозяйства, наполнено общим содержанием и взаимосвязью. Экономика использует не только социальные связи и понятия, но и математические расчеты, количественные исследовательские методы, а также анализ.

Экономика

  • 15 сложных планов по блоку «Экономика»
  • Общие понятия: деньги, зарплата, неравенство
  • Деньги в экономике. Для чего они нужны?
  • Виды, функции и последствия конкуренции

Эссе по обществознанию

  • Топ-50 примеров эссе по темам (высказываниям)
  • Структура, план, шаблон для эссе
  • Аргументы для эссе по всем темам
  • Клише для эссе по любому высказыванию
  • Критерии оценивания эссе
  • Как писать эссе по обществознанию с нуля?

ЕГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами
  • 50 примеров сложных планов по блокам
  • Список нормативных правовых актов для ЕГЭ
  • Как подготовиться к ЕГЭ и не сойти с ума?
  • Помесячный план подготовки к экзамену
  • Как правильно решать задание с определением

ОГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами

Выбери ответ