Основы функционирования
В рамках рыночной экономики за основу денежных отношений взяты некоторые базовые положения, соблюдение которых позволяет системе децентрализованных финансов функционировать максимально эффективно. В данной ситуации они в состоянии гарантировать стабильную работу экономики и социального сектора, сделав доход основой развития всей системы.
Важную роль в стабильности работы играет подход к управлению финансами. Выстроенный алгоритм обеспечивает развитие программ и определяет наиболее перспективные направления для финансирования.
В свою очередь ресурсы можно использовать:
- Для выполнения обязательств перед кредитором и предусмотренных законодательством.
- Финансирование расходов, связанных с расширением бизнеса, увеличения уставного капитала, модернизацией оборудования и прочие.
Распределение средств
Большое значение для стабильного функционирования института имеет порядок, в соответствии с которым осуществляется управление децентрализованными финансами. Он предполагает разработку определенных программ, выявление наиболее перспективных направлений распределения средств. Ресурсы могут использоваться для:
- Возврата заемных средств, выплаты процентной ставки.
- Исполнение финансовых обязательств, установленных законодательством.
- Покрытие расходов, касающихся расширения производства (увеличение оборотного и основного капитала, вложения, связанные с технологическим перевооружением, модернизацией, реконструкцией).
Оптимизация
Этап оперативного управления предусматривает разработку комплекса мероприятий, направленных на достижение максимально возможных финансовых результатов при минимальных расходах. На этом этапе учитывается анализ текущей ситуации в бюджетном секторе и соответствующее перераспределение средств.
В ходе оперативного управления государственными финансами таким образом достигается стабильность хозяйства страны и субъектов, задействованных в нем. На данной стадии, в частности, решаются задачи по обеспечению денежной поддержки населения. Кроме этого, проводится ликвидации и предупреждение кризисных явлений в ходе хозяйственной деятельности и минимизируются последствия, осуществляется маневрирование средствами для реализации бюджетных показателей на всех уровнях системы в рамках складывающихся условий.
Планирование
Оно выполняется на основе показателей, полученных в процессе прогнозирования. Планирование необходимо для научного обоснования перемещения денежных ресурсов и изменения соответствующих бюджетных отношений в определенном (заданном) периоде. На этом этапе достигается сбалансированное и пропорциональное развитие и деятельность хозяйственных субъектов. В ходе планирования осуществляется анализ денежного состояния, определяются возможности увеличения объема бюджетных ресурсов, а также направления наиболее эффективного их внедрения. В качестве информационной основы на этом этапе выступают данные, присутствующие в оперативной, статистической и бухгалтерской отчетности. Сведения в указанных документах должны отражаться в полном объеме и быть достоверными.
Публичные фонды
Сегодня в России действует трехуровневая бюджетная система. В централизованные фонды входят бюджеты:
- Федеральный.
- Субъектов РФ (краев, республик, областей, АО, городов фед. значения).
- Муниципальных образований.
Бюджеты представляют собой финансовую основу управления государственных и местных органов власти. Каждый из элементов системы функционирует автономно. Это значит, что нижестоящий бюджет со своими расходами и доходами не входит в вышестоящий. Внутри этих звеньев могут создаваться специальные фонды по целевому назначению или отчислениям от определенных доходов и прочих поступлений. Планирование бюджетных ресурсов осуществляется посредством составления консолидированного бюджета — сводного плана. В нем объединяются финансовые средства всех уровней системы. За счет последних обеспечивается структурное реформирование экономики, развитие техники и науки, повышается эффективность производства, проводятся преобразования в ЖКХ и военной отрасли.
Особенности развития института
Проведение экономических реформ, реализация принципиально новой финансовой и хозяйственной политики обусловили формирование новых звеньев в рамках денежных отношений. Необходимо отметить, что основой капитала любой страны выступают первичные доходы хозяйствующих субъектов. К ним относят не только прибыль коммерческих и государственных учреждений и компаний, но и граждан. Как выше было сказано, в качестве классификационного признака разделения денежной сферы на два направления выступает положение, роль субъекта в процессе общественного воспроизводства. Согласно этому критерию и выделяются различия в потребностях ресурсов и фондов.
Финансовые рынки и услуги
В обществе принято разделять следующие финансовые услуги:
- Банковские услуги;
- Инвестиционно-банковские услуги;
- Страховые услуги;
- Лизинговые услуги;
- Факторинговые услуги;
Дадим ещё определения, без которых обзор темы финансов был бы не полным.
Финансовый рынок — это условное обозначение места для проведения торговли финансовыми активами, чаще всего имеется ввиду биржа.
Существуют следующие рынки:
- Денежный рынок — процесс получения денег в кредит или наоборот открытие вклада. Другими словами, это рынок денег и обязательств.
- Рынок ценных бумаг или фондовый рынок — торговля самыми популярными и ликвидными бумагами: акции, облигации, фьючерсы, опционы (нельзя назвать ценной бумагой, но его приобретение напрямую связано с поставкой реальных акций).
- Рынок облигаций.
- Валютный рынок.
- Производный рынок (деривативы).
- Рынок страхования.
- Товарный рынок.
- Сырьевой рынок.
- Фьючерсный рынок.
Финансовая система
Финансы составляют целостную, определенную систему, включающую в себя несколько взаимосвязанных звеньев (институтов). Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы охватывают своим воздействием многообразные потребности общества, всю экономику и социальную сферу страны. Под финансовой системой понимают:
- совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов;
- совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.
Каждое государство имеет свою финансовую систему, характеризующуюся определенными признаками, а именно:
- все институты финансовой системы способствуют образованию и использованию соответствующих денежных фондов;
- в зависимости от задач государства элементы финансовой системы могут видоизменяться (возможно появление новых институтов или прекращение действующих);
- объем каждого элемента может варьироваться в зависимости от экономической и финансовой политики государства;
- взаимосвязь элементов обусловлена постоянным движением денежных средств не только внутри каждого из них, но и между ними. При этом движение денежных средств в финансовой системе не хаотичное, а строго урегулированное;
- в финансовой системе должен поддерживаться определенный баланс денежных фондов, так как нехватка или переизбыток средств в каком-либо звене приводит к тому, что начинает «лихорадить» систему в целом.
Финансовую систему Российской Федерации составляют следующие фонды денежных средств и соответствующие им правовые институты:
- государственные финансы;
- местные финансы;
- финансы хозяйствующих субъектов;
- фонды страхования;
- кредит (государственный и банковский).
В более широком смысле финансовую систему государства можно определить как основанную на экономико-правовых отношениях совокупность бюджетной системы, системы финансов предприятий, страховой и кредитной системы.
Финансовая система — это «кровеносная» система государства, по которой осуществляется движение денежных средств, способствуя жизнеобеспечению всего государственного организма. Каждый институт финансовой системы подразделяется на пединституты в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в структуру государственных финансов входят бюджеты всех уровней, а также государственные внебюджетные фонды. Местные финансы включают в себя средства местного бюджета, муниципальные ценные бумаги. Институт финансов хозяйствующих субъектов объединяет как финансы коммерческих предприятий и организаций, так и финансы учреждений, некоммерческих и общественных организаций. В сфере страхования действуют такие пединституты, как личное, имущественное страхование, страхование ответственности, перестрахование, а также такой элемент, как инвестирование части страхового фонда. Институт кредитования представляет государственный кредит и отношения по поводу привлечения и размещения денежных средств кредитными организациями. При этом пединститут финансовой системы — государственный кредит — включает в себя такие элементы, как внутренние и внешние займы, образующие государственный долг. Государственный кредит применяется в первую очередь при дефиците бюджета. Банковский кредит — многосторонняя деятельность специально созданных организаций, которые, привлекая средства юридических и физических лиц для создания соответствующих фондов, перераспределяют их другим хозяйствующим субъектам.
Как совокупность государственных органов финансовая система Российской Федерации представляет собой специальную группу финансовых органов и кредитных организаций. Во главе финансовых органов стоит Министерство финансов Российской Федерации, которое является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности. Систему кредитных организаций возглавляет Центральный банк Российской Федерации, осуществляющий единую государственную денежно- кредитную политику.
Таким образом, финансовая система государства — это совокупность взаимосвязанных элементов и звеньев, представляющих финансовые институты и инструменты, создающих необходимые условия для финансовых процессов и формирования финансовых ресурсов.
3.1. Основные исторические этапы развития финансов
Финансы способствуют решению общеэкономических задач и поэтому финансовая система государства функционирует как совокупность взаимодействующих звеньев на каждом конкретном историческом этапе, которые мы и рассмотрим.
1. В первые годы социалистического строительства финансовая система была основана на налоговых формах и методах мобилизации ресурсов и воздействия на производство и реализацию товаров. Налоги обеспечивали максимальную концентрацию в бюджете финансовых ресурсов, регулировали платежеспособность предприятий и емкость рынка, ограничивали частный сектор. В этот период объективно возобладала концепция, согласно которой финансовые отношения вызываются существованием государства. В последующем эта концепция сохранила ряд сторонников.
2. В первые годы НЭПа широко распространенным был взгляд на финансовую науку, заключавшийся в том, что ни свободная конкуренция, ни закон спроса и предложения не имеют места, наоборот, здесь господствуют: принудительная власть, монопольный принцип, политические и социальные мотивы.
Считалось недопустимым применение форм и методов управления финансовой деятельностью, заимствованных от капиталистической системы. В качестве приоритета выдвигались интересы «народной казны», «укрепления финансовой мощи Советского государства».
3. Серьезные коррективы финансовая система претерпела в процессе реформы 1930 г.,
целью которой было изменение системы распределения и направления в бюджет чистого дохода с учетом полной и своевременной мобилизации государственных ресурсов. До реформы насчитывалось около 70 налоговых и неналоговых платежей в бюджет. Реформа способствовала централизации, повышению концентрации финансовых ресурсов, расширению пере распределительных процессов, ограничению хозрасчетной деятельности предприятий, их самостоятельности и ответственности.
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 |
Источники формирования
Децентрализованные финансы образуются при распределении стоимости ВВП и прочих резервов. В структуре децентрализованных финансов присутствуют:
1. Собственные средства и приравненные к ним. В первую категорию входит прибыль компаний и прочие накопления. Приравненными средствами считается минимальная задолженность по:
- оплате труда сотрудникам;
- авансам заказчиков по исполнению определенного вида работ;
- налоговым и неналоговым отчислениям.
2. Заемные средства. К ним относят:
- бюджетные ссуды;
- коммерческие кредиты;
- банковские ссуды.
3. Привлеченные потоки (средства прочих хозяйственных субъектов) — внешние инвестиции и паевые взносы.
4. Ресурсы, которые получены в порядке перераспределения на страховом и финансовом рынках, из бюджета вышестоящими организациями.
Сводный баланс
Вся финансовая система и ее ресурсы отражены в доходной части отчетности. Следует, однако, отметить, что сводный баланс охватывает далеко не все денежные резервы страны. Полностью в него включены только централизованные финансы — средства бюджетов и внебюджетных фондов. Что касается остальных ресурсов, то они представлены только амортизационными отчислениями и прибылью. В сводный баланс не включаются поступления от страховых выплат, заемные средства, сбережения и доходы домохозяйств, привлеченные инвестиции, отчисления от штрафных санкций. В соответствии с ориентировочными данными, на долю централизованных фондов приходится порядка 60 %, а децентрализованных — около 40 % всех финансовых ресурсов. Но если учесть все доходы домохозяйств, принять в расчет более точные величины фондов компаний, то положение может измениться в пользу последних.
Международные финансы
Это понятие, характеризующее совокупность международных финансовых ресурсов в их движении. Глобализация привела к развитию и росту международных финансов и возникновению мировых финансовых рынков.
Основными участниками мировой системы являются банки, портфельные инвесторы, транснациональные корпорации и многие другие.
Само существование международных финансов привело к тому, что большой финансовой кризис в одной отдельно взятой стране в итоге распространяется и на весь мир. Это, например, мировой кризис 2008 года
На сегодняшний день в мире переплетены международные финансовые потоки так сильно, что финансово грамотные люди обращают внимание на мировую экономику и пытаются предсказать будущее положение в своей родной стране.
Таким образом появилась международная финансовая организация. Это финансовый институт, участниками которого являются государства и негосударственные институты, поэтому они все выступают субъектами международного права. Международные финансовые организации возникли после мирового кризиса 1929-1933 гг.
МФО создается для того, чтобы страны-участники собирались для решения задач в области развития мировой экономики. Целями могут быть развитие сотрудничества, сглаживание противоречий и обеспечение целостности мировой экономики. Также такие организации анализируют тенденции в экономике, проводят операции на фондовом рынке, финансируют научные исследования и занимаются благотворительной деятельностью.
Примеры международных финансовых организаций:
- Всемирный банк. Создан с целью организации финансовой и технической помощи развивающимся странам. Штаб-квартира находится в Вашингтоне.
- Международный валютный фонд. Специализированное учреждение ООН, которое предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты при дефиците платежного баланса государства. В настоящее время МВФ объединяет 188 стран, каждая из которых может попросить кредит при соблюдении определенных условий. Штаб-квартира находится в Вашингтоне.
- Международный банк реконструкции и развития. Член группы Всемирного банка. Цели: оказание помощи в реконструкции и развитии экономики стран-членов и содействие частным иностранным инвестициям. Штаб-квартира тоже находится в Вашингтоне.
- Европейский инвестиционный банк. Создан с целью финансирования развития отсталых европейских стран в форме долгосрочных кредитов. Штаб-квартира находится в Люксембурге.
- Европейский центральный банк. Эта организация выпускает евро, а также управляет официальными резервами Евросистемы. Она является полностью независимой. Штаб-квартира находится в немецком городе Франкфурте-на-Майне.
В этом уроке мы охватили финансовую систему мира, двигаясь от финансов домашних хозяйств и дошли до Всемирного банка. Конечно на самом деле все намного сложнее, однако для того, чтобы понимать финансовые новости или анализировать некоторые важные моменты, оружие у вас есть. Для того, чтобы понимать любую структуру, нужно смотреть на нее с двух точек зрения — крупным и общим планом, что мы и сделали.
В следующем уроке мы с вами займемся одним из самых важных аспектов финансового благополучия — изучением источников пассивного дохода
Также поймем важность накопления, что позволит в будущем заниматься инвестированием
Перемещение средств
Находясь в постоянном движении, финансы формируют соответствующие потоки, которые требую четкой организации. Направления перемещения денег связывают элементы всей системы в одно целое. В зависимости от сложности различают много-, одно- и двусторонние потоки. В последних движение денег происходит в одном направлении. К примеру, средства, перечисленные из федерального бюджета, идут для финансирования расходов Пенсионного фонда. При двустороннем потоке деньги перемещаются между двумя элементами или определенным звеном и сектором, не включающим его, прямо и обратно. Например, в бюджет перечисляются налоги от компаний, но при соблюдении ряда условий последние могут получить средства обратно в форме кредитов или субсидий. Многосторонние потоки охватывают одновременно разные части финансовых средств и идут в различных направлениях. В домашнем хозяйстве бюджет образуется из доходов от тех или других источников. Так, глава семьи или иной ее член получает зарплату на предприятии, из бюджета поступают трансфертные платежи. Вместе с этим, субъекты отчисляют налоги во внебюджетные фонды и непосредственно в бюджет.
Риски использования DeFi
Несмотря на все плюсы, есть и опасные стороны децентрализованных финансов. Это понятно, ведь технологии используются сравнительно новые. К основным рискам относят:
- Взлом смарт-контрактов. Код пишет человек, а человеку свойственно совершать ошибки. Есть смысл использовать только те платформы, которые проверены известными аудиторами (OpenZeppelin, Quantstamp, ZK Labs и др.), хотя и тогда остается малая вероятность, что пропустили важную ошибку.
- Риски ликвидности и кредитные риски. Криптовалюта волатильная, и в системе может наступить коллапс при резком падении базового актива. DeFi-протоколы пытаются бороться с этой проблемой путем избыточного залогового обеспечения кредитов.
- Недостаток средств для кредитования. Под конкретный залог в ДеФи можно получить займ значительно скромнее, чем в традиционном финансового учреждении.
- Поддельные оракулы. Блокчейн-протоколы получают данные (курсы криптовалют и т.д.) из внешних систем, зачастую централизованных. Если источник будет недостоверным, то и смарт-контракт исполнится неверно. Чтобы устранить этот риск, разрабатываются децентрализованные альтернативы для источников.
- Централизованный контроль над разработкой. Как ни крути, но созданием кода занимается одна команда. В более случаях разработчики привлекают к процессу пользователей, но и это может вызвать проблемы из-за некомпетентного вмешательства.
- Трудно найти ответственного. Принцип децентрализованного управления не всегда срабатывает так, как это изначально задумано. Все пользователи равноправны, но среди них есть и те, которые ставят целью развал экосистемы, либо просто пассивны и не собираются участвовать в процессе (что зачастую наносит не меньший вред, чем действия злоумышленников).
На данный момент вокруг DeFi много шума, поэтому некоторые полагают, что все это пузырь, как было в 2021 году с бумом ICO. Но направление кажется настолько перспективным, что надо полагать, вскоре хайп успокоится и технологии начнут планомерно применяться на практике.
Что такое финансы?
Понятие финансов очень важно для экономической структуры. Любые денежные средства — это особый ресурс, причем довольно дефицитный
Поэтому финансисты должны уметь их сохранять, формировать и грамотно расходовать. Финансовая система — это такая специфическая структура, которая позволяет именно формировать, а также расходовать денежные средства за определенный период времени. На первоначальном этапе, при создании любого государства, данная наука относилась только к категории доходов и расходов одного лишь государства. Их распределяли на содержание армии, социальную помощь гражданам, соблюдение границ, административный и судебный аппарат и так далее.
В современном мире, понятие финансов стало более многогранным. Любой госдоход формируется из налоговых отчислений, которые выплачивают граждане. Поэтому финансы можно рассматривать, как совокупность абсолютно всех денежных поступлений, которые находятся в полном распоряжении любого государства (какой-либо организации или предприятия, возможно, частного лица, индивидуума). Управление, формирование, контролирование и использование данных средств находится в ведении соответствующих министерств.
Зависимость комплекса от остальных секторов
Сфера государственных финансов находится под непосредственным влиянием преобразований, имеющих место в тех или иных звеньях денежного оборота. В первую очередь, это касается взаимосвязей между средствами макро- и микроуровня. К первым относят муниципальный и государственный бюджетные фонды. Они основываются на денежном потенциале действующих в стране предприятий. Средства используются для реализации общих задач по усовершенствованию хозяйственного сектора. В этой связи необходима оптимальная организация государственных финансов. Метод, посредством которого решается этот вопрос, отражает качественную определенность средств.
Похожие термины:
-
Денежные средства, привлекаемые компанией для использования в коммерческих целях. Потребности делового предприятия в капитале подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Осн
-
совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения.
-
1) крупномасштабные финансовые операции; 2) влиятельные финансовые круги.
-
это финансы предприятий производственной и непроизводственной сферы, финансы домашних хозяйств (бюджеты семей).
-
денежные отношения, возникающие в процессе формирования и использования основных фондов и оборотных средств, производства и реализации продукции, образования, распределения и использования при
-
Экономическая теория, изучающая проблемы доходов и расходов государства и их влияние на экономику страны в целом. Экономисты-классики рассматривали проблему лишь с точки зрения доходов, т.е. нало
-
Система отношений, охватывающих формирование и использование финансовых ресурсов компании, а также управление ими с целью поддержания необходимого уровня ликвидности и финансовых рисков при по
-
(finance, public) См.: государственные финансы (public finance).
-
Государственные финансы нового образца — подход к формированию государственного бюджета, при котором дефицит бюджета и государственный долг рассматриваются с точки зрения их полезности для экон
-
(finance of enterprises) — совокупность денежных отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств и накоплений предприятий, с контролем за их функционированием, организацией со
-
(finance of commodity circulation sphere)-финансы снабженческо-сбытовых, заготовительных и торговых организаций.
-
Государственные финансы старого образца — требование ежегодной сбалансированности государственного бюджета. При таком подходе государственный долг рассматривается как абсолютно разлагающий о
-
денежные отношения, возникающие в процессе формирования и использования основных фондов и оборотных средств, производства и продажи продукции, образования, распределения и использования прибыл
-
федеральное государственное унитарное предприятие «Издательство «Финансы и статистика» Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Об
-
Одна из трех финансовых дисциплин. Занимается анализом деятельности компании (включая как инвестиционные решения, так и решения по финансированию) с точки зрения данной компании.
-
составная часть финансов страны, самостоятельная экономическая категория, функционирующая, в частности, в процессе создания и распределения валового внутреннего продукта и национального дохода
-
основой м.ф. являются международные валютные потоки, формирующиеся в процессе функционирования мирового хозяйства и обслуживающие взаимный обмен результатами деятельности национальных хозяйст
-
экономические отношения, возникающие между органами местного самоуправления (с одной стороны), и физическими и юридическими лицами, а также другими звеньями государственных финансов (с другой ст
-
система экономических отношений предприятия, возникающих в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств предприятия.
-
система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий. Это совокупность денежных средс