Иркут-3

Что влияет на цену акций

Наиболее значимые для акций факторы:

  1. Предложение и спрос.
  2. Фундаментальные данные.
  3. Экономические показатели отрасли.
  4. Настроения участников рынка.

Первый полет пассажирского самолета МС-21-300 в мае 2017 оказал поддержку бумагам эмитента. Но просчеты и ошибки в случае с проектом Sukhoi Superjet негативно сказались на акциях эмитента.

Стоимость акций Иркут во многом зависит от оборонного и государственного заказа. Рентабельность военной продукции низкая. Отчетность по этому виду заказов в основном не публикуется.

Интерес к бумагам третьего эшелона, к которым относятся акции авиакомпании, до последних двух лет был невысок. Рост котировок в последнее время обусловлен перспективами выпуска гражданских самолетов средней дальности.

Благодаря низкой ликвидности котировки бумаг росли, спрос увеличился. Новость о создании гражданского отделения на базе Иркут и серийном выпуске МС-21 содействовала росту стоимости акций.

Перспективы компании

Серийное производство гражданских лайнеров МС-21 намечено на 2021 год. Уже подписан контракт с Авиакапитал-Сервис на поставку 175 самолетов. Среди заказчиков числятся компании ОАК «Ильюшин Финанс», Аэрофлот, ИрАэро, ВЭБ-лизинг, Red Wings. Самолеты способны вмещать до 211 человек и летать на расстояние до 6000 километров.

Согласно контракту, в период с 2020 по 2023 год 20 комплектов с американскими моторами подразделения United Pratt&W. В случае санкций лайнеры будут оснащаться российскими установками ПД-14.

Заказ оценивается в $250 млн. Планируется создание холдинга по производству самолетов гражданского назначения на базе корпорации «Иркут». Компания «Росимущество» передаст компании «Ростех» 92% активов ОАК. Иркут станет гражданской корпорацией. Контрольный пакет планируется продать инвесторам.

Аналитика и прогноз по бумаге

Корпорация «Иркут» обладает полным циклом разработки и производства авиационной техники. С момента первого полета гражданского лайнера МС-21 (2007 год) акции объединения показывают хорошую динамику роста.  Но по отчетности за 2018 год показатели корпорации ухудшились.

Согласно отчету корпорации «Иркут» валовая прибыль сократилась до 15,3 млрд. рублей. Уменьшение произошло на 31% по сравнению с 2017 годом (показатель составлял 11 554 740 000 рублей). Выручка уменьшилась до 59,1 млрд. рублей (падение на 29%).

По отчету 2017 года выручка компании составляла более 88 млрд. рублей. Чистый убыток составил 12,48 миллиарда рублей по сравнению с прошлым годом. В 2017 году компания получила прибыль в размере 3 029 013 млрд. рублей. Себестоимость продаж снизилась до 43,8 миллиарда рублей (падение 28%).

Повысились краткосрочные обязательства компании. Показатель составил 86,5 миллиарда рублей. Значение в 2017 году — 53,4 млрд. рублей. Долгосрочные обязательства выросли до 120,8 миллиарда рублей (95,6 в 2017 году). Долгосрочные кредиты и займы увеличились до 88,7 миллиарда рублей (86,5 в 2017 году).

Значительное сокращение объема государственных заказов на самолеты венного назначения повлияли на прибыльность корпорации. Увеличение расходов в связи с санкциями уменьшило динамику роста.

Запрет со стороны США на поставку композиционных и титановых материалов увеличил расходы, связанные с производством и замещением импортных частей и машин.

Увеличение прибыли и рост акций возможен в среднесрочной и долгосрочной перспективе в связи с серийным производством гражданских лайнеров МС-21.

Среднемагистральные узкофюзеляжные лайнеры в мире больше никто не производит. Стоимость акций в перспективе будет расти. Но отдача от инвестиций произойдет не сразу.

Эффект от вложения государственных средств может достигнуть в пределах от 5 до 15 лет. Увеличение выпуска гражданских лайнеров и сокращение военных самолетов окажет серьезную поддержку бумагам корпорации.

Но это долгая инвестиция в акции — в пределах 5-15 лет. На фоне реорганизации и увеличения капитализации компании может усилиться волатильность. На данном этапе акции Иркут можно рассматривать в качестве спекулятивного актива.

Альтернатива в этой отрасли

Кроме акций Иркут, на фондовом рыке можно купить ЦБ других авиастроительных компаний:

  • ОАК;
  • Туполев;
  • МиГ;
  • Boeing;
  • Airbus.

Главными зарубежными конкурентами Иркут являются лидеры по производству среднемагистральных лайнеров — Boeing и Airbus.

История

Советское время (1932–1993)

28 марта 1932 года приказом № 181 Главного управления Наркомата тяжелой промышленности СССР был образован Иркутский авиационный завод (ИАЗ). 18 августа 1934 года была подписана форма о завершении строительства завода по производству нового бюро. Первый самолет производства ИАП был Туполев I-14 , который имел свой полет 16 февраля 1935 года МАП позже начала массового производства в бомбардировщика Туполева СО весной 1936 г. В июле 1941 г. МАП начал поставки Петлякова Пикирующие бомбардировщики Пе-2 . С 1942 г. ИАП приступил к серийному производству двух самолетов -дальних бомбардировщиков : « Ильюшин Ил-4» и « Ермолаев Ер-2» до 1945 г., вероятно, для ВВС СССР во время Второй мировой войны . С 1946 года ИАП производил тактический бомбардировщик Ту-2 до 1949 года. С 1950 года ИАП до 1956 года начал серийное производство двух бомбардировщиковТу-14 и Ильюшин Ил-28 . отремонтировал себя и начал производство военно-транспортного самолета Антонов Ан-12 . С 1960 г. МАП начал массовое производство в сверхзвуковой бомбардировщик и разведывательный самолет , то Як-28 до 1972 г. С 1967 г. МАП не начал массовое производство в Ан-24 военно — транспортной авиации до 1971 г. С 1970 г. началась IAP массовое производство из истребителей-бомбардировщиков , на Микояна МиГ-23УБ и МиГ-27 до 1986 г. в 1982 г. специалисты ИАП приступил к организации Микоян МиГ-27 лицензионного производства в Индии . Су-27УБ , производства ИПФ в качестве оперативного тренера преобразования в два-местный, имел свой первый полет 10 сентября 1986 года первый Су-30 , разработанный авиационным заводом был свой первый полет 14 апреля 1992 года.

Современная эпоха (1993 – настоящее время)

30 декабря 1996 г. между ИАП и ВВС Индии был подписан контракт на поставку Су-30МКИ ВВС. Первый самолет-амфибия « Териев Бе-200» , разработанный ИАП, совершил первый полет 24 сентября 1998 года. 27 декабря 2002 года Иркутское авиационное производственное объединение переименовало себя в Корпорацию «Иркут». Корпорация «Иркут» стала первой российской оборонной фирмой, которая в марте 2004 года провела первичное публичное размещение акций . Она разместила на фондовом рынке 23,3% акций корпорации. В том же году Корпорация «Иркут» интегрировала КБ Яковлева в свою корпоративную структуру, сделав его дочерним предприятием . 20 декабря Корпорация «Иркут» подписала контракт с Airbus на производство компонентов для самолетов семейства Airbus A320 . В 2006 году правительство России объединило Иркут с Ильюшиным , Микояном , Сухим , Туполевым и Яковлевым в новую компанию под названием Объединенная авиастроительная корпорация .

«Иркут» также создал совместное предприятие с индийским производителем военных самолетов HAL по производству самолета UAC / HAL Ил-214 , который будет спроектирован Ильюшиным . В июле 2007 года Корпорация «Иркут» была выбрана в качестве головного подрядчика по программе авиалайнера средней и малой дальности МС-21 . МС-21 станет первым самолетом, спроектированным корпорацией «Иркут». Производство самолета начнется в 2014 году.

Интеграция ГСС в Корпорацию Иркут

В конце ноября 2018 года, Объединенная авиастроительная корпорация передана ГСС от Сухого к Иркут корпорации, чтобы стать ОАКОМ авиалайнера подразделением, как и Леонардо SpA вытащил в начале 2017 года из — за плохие финансовые показатели SuperJet в. Иркут будет управлять Superjet 100 , МС-21 и российско-китайским широкофюзеляжным CR929 , но пассажирский турбовинтовой Ил-114 и модернизированный широкофюзеляжный Ил-96 -400 останутся у Ильюшина . В новое коммерческое подразделение войдут также КБ Яковлева , специалист по авионике ОАК — Центр интеграции и производитель композитных материалов «АэроКомпозит».

Прогнозы по акциям Иркут

Среди преимуществ и отличительных особенностей компании Иркут можно отметить полный цикл разработки и производства авиатехники. С момента первого полета МС-21, ценные бумаги показывают весьма неплохую динамику роста. Но, с 2018 года можно было заметить незначительное ухудшение ситуации.

В особенности валовая прибыль фирмы уменьшилась до 15 млрд. рублей, в процентах это около 31%, если сравнивать с 2017 годом. Выручка также снизилась на 29% до 59 млрд. рублей. 

Согласно отчету выручка фирмы за 2017 год была около 88 млрд. рублей. При этом чистый убыток достиг отметки в 12 млрд. рублей. И даже можно заметить, как снизилась себестоимость продажи на 28%.

Вместе с этим повысились краткосрочные обязательства фирмы 86 млрд. рублей, против 53 млрд. рублей за 2017 год. Долгосрочные обязательства увеличились достигли отметки в 120 млрд. рублей, при том, что в 2017 году были 95 млрд. рублей. В том числе можно заметить, как долгосрочные займы увеличились на пару миллиардов. 

Вместе с этим можно наблюдать параллельно за уменьшением объемов госзаказов военного назначения, что безусловно сказалось на финансовых показателях организации. Более того, увеличение расходов из-за санкций снижает динамику роста. 

Многие эксперты отмечают, что со стороны США введен запрет на поставку композиционных материалов, а том числе и титановых комплектующий, что увеличило расходы. Ведь пришлось замещать импортные части и оборудование. 

Если рассматривать рост прибыли и акций Иркут, только в среднесрочной перспективе, а лучше в долгосрочной, то нужно ждать запуска продажи МС-21. Ведь в мире никто не специализируются на производстве среднемагистральных лайнерах с узкофюзеляжами.  При этом отдача после вложений будет не быстрой. 

О компании

Предприятие «Иркут» занимается проектированием, производством, обслуживанием и продажей. Корпорация выпускает авиационную технику военного и гражданского назначения.

Комплекс включает в себя 12 дочерних предприятий и 3 филиала. Кроме проектирования, проведения испытаний и производства, компания занимается авиаперевозками (сторонние авиапредприятия).

Капитализация научно-производственной корпорации — более 50 миллиардов рублей. Акции компании «Иркут» торгуются в объеме 3 миллионов рублей в день. Общий объем выпущенных акций составляет 1 229 818 558 штук.

Весной 2004 года произошло первое в оборонно-промышленном комплексе IPO (публичное размещение) акций компании. На фондовом рынке было размещено 23,3% ценных бумаг.

В этом же году в состав корпорации вошло опытно-конструкторское бюро им. А.С. Яковлева. Осенью 2006 года Иркут стал частью Объединенной авиационной корпорации (ОАК).

Продукция компании

Корпорация выпускает ряд гражданской и военной авиатехники:

  1. Су-30МК.
  2. Су-30СМ.
  3. Су-30.
  4. МС-21.
  5. Як-152.
  6. Як-130.
  7. Самолет-амфибия Бе-200.
  8. Беспилотные аппараты Иркут-850, Иркут-200.

Аэробусы А320 получают части, изготовленные на предприятии «Иркут». Производство компонентов для аэробусов начато в начале 2005 года. С 2007 года зарубежные заказчики получают истребители серии Су-30.

Компания обеспечивает серийное производство самолетов нового поколения: учебно-боевых Як-130, СУ, БЛА (беспилотные летательные аппараты). Корпорацией начат выпуск гражданских среднемагистральных лайнеров МС-21.

Главные акционеры

Федеральное агентство по управлению госимуществом является главным акционером корпорации. Доля агентства составляет более 92% акционерного капитала.  В свободном обращении — 7,21 % акций Иркут.

Ключевая фигура и ее роль

Президентом компании в 2019 году избран Равиль Хакимов. Генеральный конструктор и первый вице-президент корпорации — Олег Демченко. Председателем совета директоров является Алексей Федоров.

Главным владельцем компании является ОАК (Объединенная авиастроительная корпорация). Владеет активами на 85,12 %. Другой компанией-владельцем является «Сухой» с 9,45 % активов.

Дочерние компании

Главными дочерними предприятиями корпорации являются следующие компании:

  • Техсервисавиа;
  • Бета Ир;
  • ОКБ им. А.С. Яковлева.

В объединение входят ОКБ им. А.С. Яковлева, ИАЗ, ЗАО «БЕТА ИР, ЗАО ОКБ «Русская Авионика» в г. Жуковский, ООО «Гидроавиасалон».

Структурными подразделениями корпорации являются следующие предприятия: ЗАО «ИТЕЛА» в г. Рыбинск, ЗАО «Иркут АвиаСТЭП», ЗАО «Техсервисавиа». Входившее в состав корпорации ТАНТК им. Бериева после 2007 было продано ввиду негативного результата аудиторской проверки.

Планы компании на будущее

В мае 2019 года компанией принято решение о расширении и реорганизации ПАО «Иркут». Результатом будет присоединение к корпорации трех акционерных обществ: АО «НГТ» (Новые гражданские технологии), ООО «ОАК-Центр комплексирования», АО «ГСС» (Гражданские самолеты Сухого).

Компания выкупит акции у владельцев, которые не голосовали или проголосовали против объединения с вышеназванными. В планах Иркут — размещение дополнительных ценных бумаг и увеличение объема средств в уставном капитале.

Это произойдет после фактического объединения компаний. Приоритетным направлением в деятельности корпорации будет увеличение выпуска самолетов гражданского назначения.

Это касается большого парка самолетов Аэробус 320, 321 и Боинг 737, которые эксплуатируются отечественными авиакомпаниями. Начало поставок МС-21 на российский рынок планируется в 2021 году.

Статистика дивидендов

Компанией «Иркут» производятся выплаты дивидендов по акциям с 2010 года. Деньги выплачиваются из чистой прибыли по МСФО и РСБУ. Ниже представлена таблица по истории выплат.

Перспективы компании Иркут

Безусловно выпуск МС-21 запланированный на 2021 год ‒ это большая возможность для руководства компании. Более того, уже на основе планов подписано соглашение о покупке 175 самолетов Авиакапитал. В целом насчитывается свыше 3 новых заказчиков, что безусловно положительно сказывается на стоимости акций Иркут.

В планах компании увеличить производственные объемы гражданских самолетов, и постепенно уменьшать выпуск военных аппаратов, поскольку они нерентабельны для компании. Подписан договор о поставке моторов из США с 2020 до 2023 года. Но, не стоит забывать о том, что санкции вводятся и сейчас, поэтому велика вероятность что будут задействоваться и дальше отечественные установки. Безусловно, этот момент скажется на стоимости самолетов. 

Динамика курса акций Иркут

Стабильное изменение стоимости ценных бумаг ‒ это нормальное явление. К весне 2005 года цена акций составила 1,5 рублей затем через год стоимость увеличилась до 33 рублей за одну акцию. Далее начался экономический кризис, который сказался на акциях большинства компаний, в том числе и на Иркут. После него цена за ценную бумагу составила 3,45 рублей. Самая минимальная отметка была в районе 2,8 рублей зимой 2008 года. 

Максимально мощный рост был установлен летом 2017, именно тогда положительная отчетность компании сказался на курсе и за 1 акцию давали 74 рублей. В 2018 году максимальный уровень достигнутый ценными бумагами Иркут 77 рублей. Под конец года снова можно было наблюдать за обвалом, 48 рублей. За последние года отметка курса движется в районе 36-38 рублей за 1 акцию Иркут.

Что воздействует на котировки?

Выделим самые базовые факторы, воздействующие на движение котировок:

  1. Показатели предложения и спроса.
  2. Фундаментальные данные.
  3. Статистика, отчеты бухгалтерии организации Иркут в целом.
  4. Ситуация в сфере, в особенности настроение участников авиарынка.
  5. Запуск нового производства.
  6. Подписание контрактов о сотрудничестве с другими компаниями.
  7. Рынок конкурентов. 

Следует не забывать, что любые провалы относительно тестирования самолетов, сказываются на котировках. Тому пример ситуация весной 2017 года, когда был совершен первый полет пассажирского самолета. Именно того, просчеты и ошибки негативно повлияли на акции Иркут.

Цена также зависит от оборонного заказа и поставленного плана государством. Поскольку рентабельность военной продукции весьма низкая, отчетность по продажам вообще не публикуется. 

Относительно роста цены на акции Иркут, это можно связать с планами, выпустить гражданские модели самолетов средней дальности. За счет низких показателей ликвидности котировки увеличивались, а спрос рост. 

Продукты

Су-30МКМ производства Иркут

Производимая продукция

Эти продукты разработаны другой компанией, а за их производство отвечает Корпорация «Иркут» и ее филиалы.

Самолет Тип Описание Дизайнер Первый полет Вступление Производство начинается Окончание производства
Туполев И-14 самолет истребитель Туполев 27 мая 1933 г. 1935 г. 1935 г. 1935 г.
Туполев СБ средний бомбардировщик Туполев 7 октября 1934 г. 1936 г. Весна 1936 года 1941 г.
Петляков Пе-2 пикирующий бомбардировщик Петляков 22 декабря 1939 г. 1941 г. 1939 г. 1954 г.
Ильюшин Ил-4 бомбардировщик-торпедоносец Авиационный комплекс Ильюшина 31 марта 1936 г. 1942 г. 1942 г. 1945 г.
Ермолаев Ер-2 средний бомбардировщик Ермолаева ОКБ 14 мая 1940 г. 1941 г. 1942 г. 1945 г.
Туполев Ту-2 тактический бомбардировщик Туполев 1946 г. 1949 г.
Туполев Ту-14 Туполев 1950 1956 г.
Ильюшин Ил-28 Авиационный комплекс Ильюшина 1950 1956 г.
Антонов Ан-12 Антонов 1957 г. 1973
Антонов Ан-24 Антонов 1967 1971 г.
Микоян МиГ-23УБ Микоян 1970 г. 1986 г.
Микоян МиГ-27 Микоян 1970 г. 1986 г.
Сухой Су-27УБ ОКБ Сухого 10 сентября 1986 г. 1986 г. 1986 г.
Сухой Су-30 многоцелевой истребитель двухрежимный , двухместный ОКБ Сухого 31 декабря 1989 г. 1996 г. 1992 г.
Сухой Су-30СМ многоцелевой истребитель двухрежимный , двухместный ОКБ Сухого 1993 г. 1993 г. 1993 г.
Бериев Бе-200 Бериев
Сухой Су-30МК многоцелевой истребитель двухрежимный , двухместный ОКБ Сухого 21 сентября 2012 г. 2016 г. 2012 г.

Разработанные продукты

Эти продукты разработаны Корпорацией «Иркут» и ее филиалами.

Самолет Тип Описание Дизайнер Первый полет Вступление
Яковлев Як-28 ОКБ
Яковлева
Яковлев Як-130 продвинутый тренер , легкий истребитель двухрежимный , двухместный ОКБ
Яковлева
25 апреля 1996 г. 19 февраля 2010 г.
Яковлев Як-152 учебно-тренировочный самолет одноместный ОКБ
Яковлева
29 сентября 2016 г. Планируется на 2017 год
Иркут МС-21 Реактивный авиалайнер узкофюзеляжный , двухдвигательный Корпорация Иркут, ОКБ
Яковлева
28 мая 2017 2022 г. (планируется)