Vestaседан

Автомобильный всероссийский альянс»

В 1990-е годы Бориса Березовского называли крёстным отцом Кремля и серым кардиналом. Он был одним из самых влиятельных людей ельцинской России. Но помимо политических амбиций у него были и другие — промышленные. Вместе с руководителями «АвтоВАЗа» Березовский собирался изменить автомобильную отрасль страны, но на деле россияне получили лишь ещё одну пирамиду вроде МММ и «Властилины».

После получения двух высших образований — одного в Лесотехническом институте, другого на мехмате МГУ — Березовский устроился в Институт проблем управления Академии наук. Там он сделал быструю карьеру — от инженера до заведующего лабораторией — и занялся предпринимательством.

Изначально предполагалось, что Березовский наладит сбыт товара и завод будет приносить огромную прибыль. Автомобильная промышленность росла, отечественные машины оставались единственным продуктом, который россияне продолжали охотно покупать, несмотря на разрушающуюся экономику страны. Спрос на такие модели «АвтоВАЗа», как «Лада» и внедорожник «Нива», постоянно превышал предложение. Но ситуация получилась ровно обратная: наличности не хватало, а долги только росли. У завода была крупнейшая задолженность по зарплате и налогам в стране. Работникам приходилось по несколько месяцев ждать свои положенные $250 (на сегодняшний день соответствует $480, чуть больше 31 000 рублей).

Березовский начал принимать заказы на написание диссертаций

По словам государственного деятеля и предпринимателя Петра Авена, для руководителей среднего звена в таких компаниях, как «АвтоВАЗ», кандидатская диссертация была очень важной вехой, а Березовский был для них контактом, который помогал на разных уровнях. Самостоятельно работы он не писал, делегировал другим людям, которые за это впоследствии могли получать автомобили без очереди

Таким образом, начинающий бизнесмен обзавёлся полезными связями на самой верхушке государственной компании в Тольятти.

По словам Алексея Николаева, сменившего Каданникова на должности президента «АвтоВАЗ» в 1996 году, завод продавал машины в убыток. «В среднем мы получаем $3500 за машину. На самом деле затраты на производство выходят на 30% выше — $4600», — рассказал он. Но прибыльность предприятия не интересовала его руководство — Каданникова и Глушкова. Они лично извлекали выгоду как владельцы акций «ЛогоВАЗа». К 1995 году «ЛогоВАЗ» задолжал «АвтоВАЗу» $1,2 млрд. Кроме того, как утверждал Николаев, существовала другая проблема — завод стал одним из самых контролируемых бандитами предприятий в России.

О компании

АвтоВАЗ начал свое существование в 1966 году в рамках привлечения технических специалистов и построения производственной базы в сотрудничестве с итальянским автоконцерном ФИАТ.

В 1970 году начато производство ВАЗ 2101, а в 1977 году была выпущена первая «Нива». В 1993 году АвтоВАЗ стал акционерным обществом и получил юридическую приставку ОАО.

В начале 2008 года французская фирма «Рено» решила выкупить четверть АвтоВАЗа. Стоимость пакета акций была оценена в 1,2 млрд долларов, что предполагало дисконт к рыночной стоимости на тот момент.

Мировой кризис тех лет очень негативно отразился как на бизнесе, так и на стоимости бумаг АвтоВАЗа. В некоторые периоды производство падало почти вполовину от прошлых объемов, а обслуживание высокой долговой нагрузки стало тяжелейшим бременем для эмитента.

Масштабные вливания помогли удержать компанию на плаву, а также улучшить качество и конкурентоспособность АвтоВАЗа на рынке.

Переход под контроль Renault и уход с биржи

В 2014 году Renault стал владельцем контрольного пакета, консолидировав более 50 % акций АвтоВАЗа. Был создан альянс Alliance Rostec Auto B.V., куда вошли основные акционеры Ростех и Renault – Nissan.

В октябре 2018 альянс увеличил долю владения до 96,64 % и получил право выставить принудительную оферту оставшимся миноритариям.

Стоимость одной АО в рамках обязательного предложения составила 12,4 руб., АП были оценены в 12,2 руб. за штуку. Общая стоимость выкупаемого пакета составила около 22 млрд руб.

Продукция компании

Основные виды деятельности фирмы «АвтоВАЗ» сегодня:

  • производство автомобилей, запчастей и комплектующих;
  • проектная и научно-исследовательская деятельность;
  • сервисные и ремонтные работы.

Главные акционеры

Номинально единственный держатель акций АвтоВАЗа сегодня – голландская Alliance Rostec Auto B.V., ей принадлежат 100 % акций эмитента.

В свою очередь, в этот альянс входят:

Наименование % от владения акциями
Renault 67.61
Ростех 32,39

Однако совсем недавно Ростех заявил о намерении продать часть акций партнеру по СП, оставив в своем распоряжении только блок-пакет в 25 %.

Ключевая фигура и ее роль

Сегодня пост генерального директора АвтоВАЗа занимает Ив Каракатзанис. На посту президента российского автопроизводителя находится с июня 2018 года.

В его обязанности входит:

  • управление текущей деятельностью эмитента;
  • разработка и утверждение бизнес-планов;
  • утверждение позиций менеджмента.

Дочерние компании

Основными дочерние общества эмитента сегодня:

  • ООО «Лада-инструмент» (производство запчастей);
  • ЗАО «ваз систем» (технологии);
  • АО «Лада-имидж» (реализация запчастей и комплектующих);
  • ПАО «Лада-сервис» (дилеры);
  • НПФ «АвтоВАЗ»;
  • ПСА «Вис авто» (спецтехника);
  • ООО «Лада-спорт» (производство спортивных машин).

Планы компании на будущее

В своих среднесрочных прогнозах АвтоВАЗ сегодня делает упор на развитие новой модельной линейки выпускаемых автомобилей разных сегментов стоимости. Помимо этого, организация планирует обновить дилерскую сеть и настроить более эффективные каналы дистрибуции.

Статистика дивидендов

Вот список давних выплат:

Период Стоимость выплаты в расчете на одну обыкновенную акцию, руб.
2007 0,29
2006 0,1
2005 0,057
2003 0,06
2002 0,05

Интересные факты о компании

Сегодня у АвтоВАЗа действует совместное предприятие с General Motors. В пределах этого сотрудничества поставляются машинокомплекты, производятся машины. Работа ведется по долгосрочным контрактам, определяющим стоимость комплектующих и условия сотрудничества.

Где и как купить акции сегодня

Купить акции конкретно АвтоВАЗа сегодня не получится, так как они все, после принудительного выкупа, консолидируются на балансе одного акционера. В случаях с бумагами эмитентов, которые обращаются на бирже, лучше всего пользоваться услугами брокеров или банков. Однако сегодня существуют способы совершения и прямой сделки.

Через российского брокера

Надежные российские брокеры
Название Рейтинг Плюсы Минусы
Финам 8/10 Самый надежный Комиссии
Открытие 7/10 Низкие комиссии Навязывают услуги
БКС 7/10 Самый технологичный Навязывают услуги
Кит-Финанс 6.5/10 Низкие комиссии Устаревшее ПО и ЛК

Напрямую в компании, у частного лица или фирмы

В редких случаях сделку с бумагами эмитента можно совершить прямо в офисе организации, однако это происходит, как правило, в рамках определенных программ или выкупов.

Чтобы совершить транзакцию с физическим или юридическим лицом напрямую, сегодня необходимо заключить специальный договор и зафиксировать сделку в регистрирующих органах.

Что влияет на цену акций

Сегодня акции АвтоВАЗа уже не торгуются, но если они вернутся на биржу, то на их стоимость определенно будут оказывать влияние следующие факторы:

  • производственные и финансовые показатели;
  • общеэкономические тенденции;
  • состояние и перспективы автомобильной отрасли;
  • стоимость издержек и размер долговой нагрузки эмитента.

Перспективы компании

Перед делистингом АвтоВАЗ показал небольшую прибыль против постоянных убытков прошлых лет. Однако сегодня позитивный перегиб в некоторой степени омрачается перспективами падения продаж автомобилей на российском рынке. В 2019 году, например, снижение продаж АвтоВАЗа составит около 3 %.

Аналитика и прогноз по бумаге

Сегодня акции эмитента не торгуются, но исходя из последних котировок и стоимости бумаг в рамках оферты они все равно не выглядят привлекательными, так как у организации все еще множество финансовых проблем, которые она не может решить своими силами.

Напомню, что согласно с выкупом, стоимость обыкновенных акций была установлена на отметке 12,4 руб., а стоимость префов – 12,2 руб. Цены – средневзвешенные значения биржевых торгов за полгода.

Фундаментальный анализ акций АВТОВАЗ:

Структура и состав акционеров
АВТОВАЗа (данные за 2018 год):

Alliance Rostec Auto BV  — 64.60%
Renaissance Securities (Михаил Прохоров)  — 24.00%
Другие акционеры  — 11.40%

Чистая прибыль Автоваза по годам:

Чистая прибыль Автоваза в 2013 году: -7,69 млрд. руб.
Чистая прибыль Автоваза в 2014 году: -24,9 млрд. руб. —
падение на 224%
Чистая прибыль Автоваза в 2015 году: -73,8 млрд. руб. —
падение на 196%
Чистая прибыль Автоваза в 2016 году: -45 млрд. руб. —
рост на 39%
Чистая прибыль Автоваза в 2017 году: -9,68 млрд. руб. —
рост на 78%

Чистая прибыль — один из важнейших показателей эффективности
компании.

Капитализация Автоваза (стоимость всех акций) по годам:

Капитализация Автоваза в 2014 году: 16,6 млрд. руб.
Капитализация Автоваза в 2015 году: 18,6 млрд. руб. —
рост на 12%
Капитализация Автоваза в 2016 году: 47,5 млрд. руб. —
рост на 156%
Капитализация Автоваза в 2017 году: 52,8 млрд. руб. —
рост на 11%

Капитализация — это суммарная стоимость всех акций компании. (1000
акций по 10 рублей дают капитализацию 10 тыс. рублей).

Доля чистой прибыли в капитализации Автоваза по годам:

Доля чистой прибыли в капитализации Автоваза в 2014 году:
-150%
Доля чистой прибыли в капитализации Автоваза в 2015 году:
-397%
Доля чистой прибыли в капитализации Автоваза в 2016 году: -95%

Доля чистой прибыли в капитализации Автоваза в 2017 году:
-18%

Показатель E/P (прибыль/капитализация)
показывает норму чистой прибыли на вложенный капитал инвесторов в акции.
Чем выше показатель, тем лучше. Как правило, минимум 10%.

Мультипликатор P/E (цена/прибыль) Автоваза по годам:

P/E (капитализация/прибыль) Автоваз в 2014 году:
-0,67
P/E (капитализация/прибыль) Автоваз в 2015 году: -0,25

P/E (капитализация/прибыль) Автоваз в 2016 году: -1,06

P/E (капитализация/прибыль) Автоваз в 2017 году: -6,54

Мультипликатор капитализация/прибыль (P/E, price/earnings)
показывает, срок окупаемости инвестиций в годах, если цена акции и
прибыль компании останутся на том же уровне. (Например вклад под 15%
годовых дает показатель P/E = 100/15 = 6,67 лет.). Чем ниже показатель,
тем лучше. Как правило, максимум 10 лет. Высокий показатель означает,
что акции стоят слишком дорого по сравнению с прибылью компании.

Активы Автоваза по годам:

Чистые активы Автоваза в 2013 году: 59,5 млрд. руб.
Чистые активы Автоваза в 2014 году: 34,9 млрд. руб. —
снижение на -41%
Чистые активы Автоваза в 2015 году: -43,1 млрд. руб. —
снижение на -223%
Чистые активы Автоваза в 2016 году: -57,6 млрд. руб. —
снижение на -34%
Чистые активы Автоваза в 2017 году: -67,2 млрд. руб. —
снижение на -17%

Доля чистых активов в капитализации Автоваза по годам:

Доля чистых активов в капитализации Автоваза в 2014 году:
210,24%
Доля чистых активов в капитализации Автоваза в 2015 году:
-231,72%
Доля чистых активов в капитализации Автоваза в 2016 году:
-121,26%
Доля чистых активов в капитализации Автоваза в 2017 году:
-127,27%

Цена на акции Автоваза по годам:

Цена акции Автоваза в 2014 году: 8,4р.
Цена акции Автоваза в 2015 году: 9,4р. — рост на 12%

Цена акции Автоваза в 2016 году: 9,7р. — рост на 3%

Цена акции Автоваза в 2017 году: 12,2р. — рост на 27%

Дивиденды на акцию Автоваза по годам:

Дивиденд на акцию Автоваза в 2013 году: 0,00р.
Дивиденд на акцию Автоваза в 2014 году: 0,00р.
Дивиденд на акцию Автоваза в 2015 году: 0,00р.
Дивиденд на акцию Автоваза в 2016 году: 0,00р.
Дивиденд на акцию Автоваза в 2017 году: 0,00р.

Автоваз – крупное российское промышленное предприятия, продукция
которого пользуется большим спросом как в странах СНГ, так и за границей.
Уставной капитал компании составляет сегодня более 9 млрд. рублей. Акции Автоваза и их стоимость определяются
результатами торгов на фондовых биржах.

80% акций предприятия находятся в распоряжении юридический лиц, а остальная
часть принадлежит физическим лицам. Все акции
Автоваз являются бездокументарными и именными, хранение и ведение которых
контролируется специализированным регистратором.

Благодаря поддержке государства и выпуску более качественной продукции,
ожидается, что котировки акций Автоваз будут в
ближайшие годы расти. Об этом также свидетельствует сотрудничество компании с
Renault-Nissan. Согласно мнениям аналитиков, в
2014 году компании удастся выйти на докризисный уровень, а к 2018 году полностью
погасить свои долги.

Где продать акции авва 2021 год

Напоминаем вам о том, что Свидетельство депонирования акций (СДА) ОАО «Автомобильный Всероссийский Альянс» (ОАО «AVVA») не является акцией и подлежало обмену на именные обыкновенные акции ПАО «АВТОВАЗ» в связи с тем, что в апреле 2008 года в результате реорганизации ПАО «АВТОВАЗ» путем присоединения к нему ряда дочерних обществ, в том числе ОАО «AVVA», к ПАО «АВТОВАЗ» перешли обязательства по обмену СДА ОАО «AVVA» на акции.

Количество начисляемых обыкновенных именных акций ПАО «АВТОВАЗ» при обмене СДА зависело от количества акций, указанных на свидетельстве депонирования акций. Коэффициент обмена – одна обыкновенная акция ОАО «AVVA» обменивалась на 60 обыкновенных именных акций ПАО «АВТОВАЗ».

Размер выплаты определяется исходя из цены выкупа обыкновенных акций ПАО «АВТОВАЗ» (12 руб. 40 копеек за одну обыкновенную акцию) и количества обыкновенных акций ПАО «АВТОВАЗ», которые причитались бы владельцу СДА при обмене СДА на обыкновенные акции ПАО «АВТОВАЗ», т.е. сумма денежных выплат за одну акцию ОАО «AVVA», указанную в СДА равна 744 рубля.

Согласно Требованию выплата денежных средств владельцам СДА ОАО «AVVA» производится нотариусом г. Тольятти Самарской области Сладковым Станиславом Юрьевичем, по месту нахождения ПАО «АВТОВАЗ», в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах», при предъявлении СДА ОАО «AVVA».

Однако, это не гарантирует того, что вы сможете продать акции по этой цене. Продажа акций AVVA как правило затруднена тем, что у владельцев хранятся так называемые «Свидетельства о депонировании акций (СДА)» образца 1993 года, а для того, чтобы подтвердить права по акциям в соответствии с действующим законом, вам необходимо будет обратиться к организации-реестродержателю, произвести ряд действий по оформлению права собственности и оплатить услуги регистратора (сайт реестродержателя www.mcd.ru). Другая трудность при продаже, с которой можно столкнуться, это то, что брокера — покупателя интересует большой пакет (от 100 акций). Поэтому фактическая цена продажи может быть меньше индикативной. При этом цена продажи зависит и от того, сколькими акциями Вы владеете. В любом случае, Вам стоит обратиться в наш офис в Вашем городе, и получить подробную консультацию.

Что влияет на цену акций

На стоимость акций оказывают влияние такие факторы:

  1. Цены на производственные материалы. Один из основных факторов, влияющих на цены акций Автоваз. Чем дороже материалы, тем дороже производство, выше цена продукции и ниже спрос на нее. Поэтому котировки акций концерна всегда коррелировали с ценами на сырьевых рынках.
  2. Свежие инвестиции. На графике от 2017 года отчетливо виден рост, вызванный привлечением европейских инвестиций. Такие новости универсально срабатывают во всех сферах. Автоваз не исключение.
  3. Расширение модельного ряда, выпуск новой продукции. Публикация официальных программ по выпуску новой продукции или расширении существующего модельного ряда Автоваза вызывает оживление на рынке акций.
  4. Публикация отчетов с данными о росте продаж. Если продажи увеличиваются — это сигнал для инвесторов, что компания держится на плаву и развивается; у нее есть выручка, значит, можно вкладывать. В свою очередь, данные о сокращении прибыли и свертывании производства провоцируют медвежьи настроения.
  5. Политика государства. Государственное вмешательство всегда влияет на котировки. Такие вещи, как государственные субсидии, внедрение специальных программ или госзаказов, всегда способствуют росту. Неудачные решения или государственная критика, наоборот, роняют цены.

Перспективы компании

По его словам, российский автомобильный рынок пока зависит от очень многих факторов. Это колебания валютных курсов, угроза санкций, высокая конкуренция. Он говорит, что лучше сперва дождаться первых результатов от внедрения новой программы, а уже потом составлять прогноз по Автовазу.

Альтернатива в этой отрасли

Основными конкурентами Автоваза на российском рынке сегодня являются:

  1. Nissan (ООО «ОАГ», ООО «НИССАН МЭНУФЭКЧУРИНГ РУС»).
  2. ГАЗ (ООО «Автомобильный завод).
  3. УАЗ.
  4. BMW, Kia, Hyundai, (группа «АВТОТОР»).
  5. Toyota (ООО «Тойота Мотор»).
  6. Audi, Skoda, VW (ООО «ФОЛЬКСВАГЕН ГРУП РУС»).
  7. Mitsubishi, Peugeot, Citroen (ООО «ПСМА РУС»).

О компании

Современное акционерное общество «АвтоВАЗ» — это продукт кооперации известной нам российской автомобилестроительной компании и французской Renault Group. На протяжении многих лет производитель был лидером российского рынка.

С 2014 года проводится массовая реструктуризация компании. В частности, французский автоконцерн вложил в производство почти 2 млн., а совместная российско-нидерландская группа Alliance Rostec Auto B.V. стала владельцем 100% активов Автоваза. После этого акции изъяты из публичных торгов на Московской бирже.

Продукция компании

Сегодня концерн выпускает обычные и коммерческие автомобили. Кроме того, с помощью дочерних компаний группа присутствует в таких сферах деятельности, как строительство, связь, энергетика, а также страхование и финансы.

Главные акционеры

До 2017 года основными акционерами являлись:

  1. Renault — 25 % акций.
  2. Ростехнологии — 25% акций.
  3. Тройка диалог — 25,6 % акций.

Оставшиеся акции находились в свободном доступе.

Но в январе 2019 года российско-нидерландская Alliance Rostec Auto BV выкупила все активы, стала единственным акционером. После этого Автоваз изъял акции с Московской биржи.

Ключевая фигура и ее роль

Ив Каракатзанис — французский промышленник. С июня прошлого года занимает пост президента ВАЗа.

Николя Мор — профессиональный топ-менеджер в области автомобилестроения. С 2016 по 2018 год занимал пост президента. Под его началом концерн получил доступ к крупному иностранному капиталу.

Дочерние компании

Всего есть более 270 филиалов и дочерних компаний. Наибольший интерес представляют:

  1. АО «Лада-Имидж» — продажа автозапчастей от официального производителя.
  2. ПАО (бывш. ОАО) «Лада Сервис» — дилерская сеть, объединяющая 140 других дочерних компаний в регионах.
  3. ЗАО «ВАЗ-систем» — разработка ПО.
  4. ООО «Лада спорт» — подразделение, занимающееся разработкой и производством спортивных автомобилей Lada.
  5. ПАО «ПСА ВИС-авто» — спецавтомобили Автоваз.

Планы компании на будущее

Также известно, что в долгосрочных планах альянса — создание нескольких базовых платформ, на которых будет построено 80% всего автомобильного ряда.

По предварительной оценке, на полную мощность российский автогигант заработает к 2026 году.

Статистика дивидендов

В 1998 в оборот вышли два типа акций: обыкновенные (АО) с тикером AVAZ и привилегированные (АП) с тикером AVAZP. Дивиденды по акциям выплачивались до 2008 года. После этого выплат нет. Их отсутствие руководство концерна объясняло высокими тратами на реструктуризацию и погашением имеющихся долгов Автоваза.

Интересные факты о компании

АвтоВАЗ является одним из лидеров среди отечественных компаний по сумме убытков. В частности, в 2015 году чистые убытки составили 80 млрд. рублей.

Заключение

Сегодня АвтоВАЗ все еще остается финансово нестабильной организацией, которая получает финансовую помощь от государства и пользуется разного рода привилегиями. Однако стоит отметить, что с приходом иностранного менеджмента дела у эмитента идут чуть лучше. Создан план по развитию и трансформации бизнеса, но перспективы пока не видятся полностью безоблачными.

Теперь о том, что касается ухода эмитента с биржи. Сегодня АвтоВАЗ – это фирма, которая в большей степени ориентирована на прямое инвестирование, в том числе от собственников, входящих в альянс. Возможно, шаг в виде делистинга нужен организации для упрощения корпоративных процедур и более простого принятия внутренних решений.

Скорого возвращения на биржу акций АвтоВАЗа ждать не стоит. Но в отдаленной перспективе не исключено, что автоконцерн вновь воспользуется этим способом привлечения капитала.

Надеюсь, было интересно, а главное, полезно. Подписывайтесь на статьи и делитесь ими в соцсетях.