Стоит ли покупать акции аэрофлота сейчас?

Суть идеи

Все данные по цифрам имеют актуальность на сентябрь-декабрь 2019 года. Начать стоит с того что Аэрофлот является одним из самых крупных перевозчиков на авиатранспорте в России. Технические данные следующие:

  1. Доля на рынке: 40%;
  2. Маршруты построены в 57 странах мира;
  3. Регулярные направления: 173;
  4. Выручка за 2018 год составила 612 миллиардов рублей.

Если говорить о краткосрочных перспективах, то речь идет о приросте по акциям в 18% на годовом промежутке.

Что до данных на 2019 год, то есть открытые данные по 2 кварталу. Фактически нам известная прибыль:

  1. 5.5 млрд. рублей;
  2. Увеличение EBITDA до 46 миллиардов рублей.

Кстати, в прошлом году убыток составил 20 млрд. рублей. А за полуголовой период убыток в чистом выражении равен 11 миллиардов. Тут можно говорить о сокращении убытков. Добиться этого удалось благодаря тому, что были массово урезаны финансовые расходы. Кроме того, операционные результаты повысились. Ну и забывать о курсовой разнице, которая благоприятно повлияла на ценные бумаги, тоже не стоит.

У самой компании ситуация достаточно оптимистичная. Во-первых, во втором квартале текущего года вырос пассажиропоток (на 11 процентов). Кроме того, увеличили:

  1. Частоту полетов;
  2. Рыночную долю;
  3. Выручку.

По частоте полетов цифр не нашлось. А вот рыночная доля расширилась на 1.7 процентных пунктах. Теперь она равна 42 процентам.

Кстати, выручка также увеличилась, и составляет теперь почти 174 миллиарда рублей. Что до расчетов по годовой прибыли, то итоги подводить пока еще очень рано. Начнем с того, что тут огромную роль играют результаты работы по 3 кварталу. Кстати, аналитики из Bloomberg уже подвели итог по прибыли, которая равна 19 миллиардам рублей. Фактически, эта цифра превышает предыдущие показатели почти в 3 раза. 2 года аэрофлот буквально терпел крушение, и вот теперь вновь взмыл вверх. А вот с инвестиционной программой пока не все понятно. Говорится о том, что уровень прошлого года останется без особых на то изменений.

Если не брать в стандартную модель расчетов финансовую аренду, то долг остается в отрицательном поле. Однако, с начала года увеличилась на 68%. Если анализировать этот показатель на квартал, то это прирост в 39%. Кстати, дивиденд П(2019) составит 9 руб./акция. Т.е. доходность будет удерживаться в районе 8.3%

Что до мультипликаторов (форвардным), то тут предполагается торговля с дисконтом в 17%. Разумеется, в сравнении с аналогичными по многим признакам компаниями.

Переходный период

В начале 90-х Аэрофлот постигла участь всего, что было в СССР. Все начали усердно реформировать, а кое-где еще и разваливать. Фактически, к 1992 году ситуация была следующая:

  1. Гигант развалился на 300 отдельных компаний;
  2. Большая часть компаний имела всего по 2-3 самолета.

Однако, государство вмешалось очень быстро. Фактически, был пересоздан новый Аэрофлот, который по закону стал правопреемником некогда крупнейшей авиакомпании в СССР. Это стало возможно благодаря постановлению Правительства № 527.

Кстати, под контроль государства Аэрофлот попал уже в 1994 году. Именно тогда он стал открытым АО и стал частично приватизированным, когда государство получило 51% всех акций. Разумеется, до 2000 года компания занималась международными перевозками. А внутренние рейсы были жестко поделены между мелкими компаниями, в свое время отколовшимися от основного авиапарка Аэрофлота. Но участие государства тут стало ключевым моментом. И со временем, компания начала снова отвоевывать свое преимущество на внутреннем рынке обратно.

Кстати, с этой компанией связано достаточно много крупных дел и скандалов. Есть даже полноценное «Дело Аэрофлота».

Прогноз развития авиакомпании

За 1 квартал текущего года рыночная капитализация авиакомпании увеличилась на 17 миллиардов, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составила 172367649604,80 рублей.

К основным рискам в развитии авиакомпании относятся:

  • высокий уровень конкуренции;
  • сезонные колебания спроса;
  • изменения цены на ГСМ;
  • изменение курса валют;
  • ограничение полетов в связи с санкциями.

Эти факторы могут оказать негативное влияние на развитие компании и привести к снижению стоимости ценных бумаг.

Сама авиакомпания установила для себя цели стратегического развития до 2025 г., в которые включены следующие направления:

  • сокращение расходов для обеспечения финансовой устойчивости;
  • увеличение дополнительных доходов и производительности труда;
  • разработка и внедрение внутренних документов для улучшения корпоративного управления;
  • развитие маршрутной сети и парка воздушных судов.

Текущая обстановка

В начале 2019 российский авиаперевозчик получит почетную премию в Китае. Как лучший транзитный перевозчик между Европой и Поднебесной.

Годом ранее AFLT получил еще и международную премию, как лучший перевозчик в странах Восточной Европы. На данный момент, по клиентоориентированности Аэрофлот позиционируется на 8 месте. В международном рейтинге разумеется. Ну и у них все-таки самый обновляемый парк самолетов.

Кстати, совсем недавно (относительно даты выхода нашей публикации), Аэрофлот принял Красноярск за свой второй базовый аэропорт. До этого, ничего подобного не было. Мы говорили выше о том, что хабы планируются во множестве регионов. И как можно наблюдать, часть этого плана начала реализовываться.

Торгуются акции AFLT на Московской фондовой бирже. Но есть предложения и вне биржи. На побочных рынках это глобальные депозитарные расписки. Фактически, они удостоверяют право по отношению к обычным акциям.

Что до дочерних перевозчиков, то подготовка той же «Победы» к первому публичному размещению началась еще в августе 2019 года. Изначальные планы выстраивались на том, чтобы продать до четверти всех акций. Т.е терять контроль над Победой, группа точно не собирается. Падение акций не помешало этим планам.

Прогноз курса акций Аэрофлот на ближайший месяц: по дням

Тем, кто решил покупать акции «Аэрофлота» сейчас, 2021 год можно считать удачным моментом, т. к. котировки существенно просели и сложно прогнозировать ухудшение ситуации. По сути, можно сказать, что коронавирусный кризис вышел на плато и положение авиаперевозчиков, как и других транспортных компаний, улучшается, хотя темпы намного медленнее ожидаемых.

На данный момент приобретать ценные бумаги выгодно, хотя есть вероятность, что цена в рублях опустится еще ниже. Это реальное развитие событий в ситуации, если авиаперевозки останутся на нынешнем уровне в течение ближайших полгода. Что касается прогноза на месяц, данные представлены в таблице.

Дата Стоимость, руб. Минимум, руб. Максимум, руб.
22 марта 68,86 66,79 70,93
23 марта 69,19 67,09 71,23
24 марта 68,49 66,44 70,54
25 марта 68,08 66,04 70,12
26 марта 69,21 67,13 71,29
29 марта 69,19 67,11 71,21
30 марта 68,76 66,7 70,82
31 марта 69,69 67,6 71,78
1 апреля 69,59 67,5 71,68
2 апреля 69,89 67,79 71,99
5 апреля 69,15 67,08 71,22
6 апреля 68,13 66,09 70,17
7 апреля 67,98 65,94 70,02
8 апреля 68,78 66,72 70,84
9 апреля 69,19 67,11 71,21
12 апреля 68,89 66,82 70,96
13 апреля 69,01 66,94 71,08
14 апреля 69,87 67,77 71,97
15 апреля 69,77 67,68 71,86
16 апреля 69,87 67,77 71,97
19 апреля 69,97 67,87 72,07
20 апреля 69,81 67,72 71,90
21 апреля 69,75 67,66 71,84
22 апреля 69,77 67,68 71,86

На ближайшее время прогнозируется небольшой рост, поэтому вложение в акции «Аэрофлота» можно считать безопасным и перспективным. В целом, цена будет находиться на примерно одинаковом уровне: по прогнозам не ожидается никаких резких скачков, равно как и падений.

Если верить аналитикам, акции будут торговаться в диапазоне около двух рублей, при этом тенденция небольшого роста, наблюдающаяся в последние месяцы, сохранится.

Динамика курса за все время

Сегодня Аэрофлот — растущая компания, котировки акций эмитента прекрасно это отражают.

Однако на графике наблюдается интересная череда взлетов и падений бумаг авиаперевозчика. Исторические максимумы установлены в начале 2017 года на цене примерно 225 руб. за одну акцию.

Которые в свою очередь появились вследствие сокращения конкуренции на внутреннем рынке со стороны иностранных игроков, уходом Трансаэро и множественными валютными переоценками.

Однако сегодня маржинальность на рынке российских авиаперевозок нормализовалась, и это выразилось в серьезной коррекции акций. Цены на бумаги Аэрофлота за последние 1,5 года упала в 2 раза.

Какие модернизации проводились в авиакомпании?

Началось все в 2000 году. Так как Аэрофлот оставался во многом советским, были приглашены консультанты из Британии, чтобы провести полноценный ребрендинг. Параллельно с этим началась полноценная ремодернизация флота. В частности, закупали судна для:

  1. Европы;
  2. Для дальнемагистральных рейсов.

Но к 2004 году авиакомпания имела всего чуть больше ста самолетов. А в 2003 году как раз будет обновлена ливрея. А заодно:

  1. Поменяют раскраску для самолетов;
  2. Введут единую униформу экипажа и т.п.

И уже после того, как на рынке зарубежных авиаперевозок началась хоть какая-то стабилизация, компания перешла в наступление на внутреннем рынке. Фактически, на тот момент ключевым игроком на внутреннем рынке России был S7. Но на тот момент эта авиакомпания называлась достаточно просто «Сибирь».

Планы были действительно наполеоновские. Так, авиаперевозчик собирался подмять под себя не меньше трети рынка уже к 2010 году. К 2006 году было «покрыто» около 9 процентов.

Работа велась достаточно просто. Авиаперевозчик просто начинал заниматься поглощением тех компаний, которые были производными от того, что когда-то отвалилось от Аэрофлота из структуры СССР. В частности, речь шла о поглощении авиакомпаний:

  1. На Сахалине;
  2. В Архангельске.

Последний перевозчик в итоге станет дочерней компанией Аэрофлота. А к 2006 году AFLT вступит еще и в известный альянс СкайТим.

Кстати, были планы даже по поглощению итальянского авиаперевозчика (речь идет об AlItalia). Но фактически, планам не суждено было сбыться. По той причине, что Италия просто задрала стоимость акций в самый последний момент.

С дочерней Аэрофлот-Норд в 2008 году случится несчастье. Сначала происходит авиакатастрофа в Перми. И главный перевозчик запретит дочернему использовать общий флаг. А потом и вовсе отберет свое название, и перепродаст Норильскому Никелю. Но уже в счет существовавших тогда долгов.

Кстати, последние Ту-154 выведены из эксплуатации еще в 2009 году. И фактически, основной состав парка это аэробусы. И тем не менее, Аэрофлот закупает и самолеты российского производства. Что, впрочем, может со временем сойти на нет. Учитывая происходящие и недавние события.

Акции Аэрофлота: прогноз на 2021, 2022 и 2023 годы

Что касается среднесрочных перспектив, все мировые аналитики склоняются к тому, что акции авиакомпаний будут показывать небольшой рост или же периодически падать. Касательно «Аэрофлота» прогнозы не самые благоприятные, но при этом резких падений не ожидается. Но, даже если роста не будет, периодические колебания позволят продать акции как минимум по себестоимости.

Проще всего разобрать динамику по месяцам в процентах от нынешней цены. Если верить прогнозам, ситуация будет развиваться следующим образом:

  1. В 2021 году, скорее всего, сохранится тенденция сохранения текущей стоимости, но возможны и колебания, в результате чего цена может снизиться примерно на 15%. Тут все зависит от ситуации с авиаперелетами, третьей волны коронавируса и ряда других факторов, предугадать которые практически невозможно. В целом, прогнозы умеренно оптимистические или нейтральные, но нельзя исключать и негативные сценарии развития событий.
  2. 2022 год, по мнению многих экспертов, должен отличаться от текущего в лучшую сторону, так как в большинстве стран уже будет проведена вакцинация. Также прогнозируется нормализация авиасообщения с большинством стран, что положительно повлияет на финансовое положение «Аэрофлота». Что касается прогнозов, в первой половине возможно значительное увеличение стоимости акций компании, хотя по итогам года возможно снижение цены в сравнении с текущим уровнем.
  3. В 2023 году ожидается постепенный рост, который будет особенно заметен в середине и второй половине года, в начале периода может быть и просадка стоимости. Делать более точные прогнозы можно в середине или второй половине текущего года, когда будет ясна картина с темпами вакцинации и восстановлением нормального курсирования самолетов. Пандемия наложила отпечаток на все сферы, прогнозисты не сталкивались ранее с подобными ситуациями, что не позволяет утверждать, что сегодняшняя аналитика точна. Фактическое положение дел может оказаться совсем иным.

Нельзя исключать сценарий с постепенным снижением стоимости и в дальнейшем, что также стоит иметь в виду

Но аналитики склоняются к тому, что резких падений, скорее всего, не будет, что тоже важно

О компании

Организация была основана в далеком 1923 году. Но тогда она называлась Добролет.

В советское время Аэрофлот представлял собой в некотором роде холдинговую структуру, которая включала в себя большое количество разных государственных авиаперевозчиков. Но за рубежом они выступали исключительно под брендом «Аэрофлот».

После развала СССР в рамках государственно-частного предприятия появилось акционерное общество «Аэрофлот». Базой для организации являлось одно из подразделений советского авиационного гиганта, который и унаследовал товарный бренд.

Продукция компании

Основной деятельностью группы «Аэрофлот» сегодня являются авиаперевозки.

Помимо этого, эмитент также занимается:

  1. Производством еды и экипировки для авиапассажиров.
  2. Реализацией товаров SKYSHOP на борту самолета.
  3. Обучением и повышением квалификации пилотов и других работников авиации и туризма.
  4. Ремонтом и техническим обслуживанием самолетов.

Главные акционеры

Структура крупнейших держателей акций Аэрофлота сегодня выглядит следующим образом:

Держатель Доля владения обыкновенными акциями, %
Росимущество 51,17
Менеджмент 0,1
Прочие 48,73

Ключевая фигура и ее роль

Генеральным директором группы Аэрофлот сегодня является Савельев Виталий Геннадьевич. Должность занимает с 2009 года.

В его компетенцию как главного руководителя входит:

  • управление текущей деятельностью группы;
  • согласование и утверждение планов деятельности;
  • контроль над реализацией задач, поставленных высшими органами управления;
  • утверждение штата руководящего состава организации.

Дочерние компании

Общую структуру эмитента формирует несколько отдельных авиаперевозчиков.

Таким образом, сегодня в авиационную группу входят:

  • Аэрофлот (премиальный сегмент, высокие цены);
  • Россия (преимущественно чартерные рейсы и перелеты из Питера в Москву, плоские тарифы цен);
  • Аврора (преимущественно международные и перелеты в отдаленные города);
  • Победа (лоукостер, перелеты между регионами, низкие цены).

Таковыми являются:

  • ЗАО «Аэромир»;
  • ОАО «Шеротель»;
  • ЧПОУ «Авиашкола Аэрофлота»;
  • ООО «А-техникс»;
  • ООО «Аэрофлот – финанс».

Планы компании на будущее

В недавнем времени эмитент опубликовал достаточно серьезные планы по развитию деятельности.

Сегодня среди приоритетных задач компании сроком до 2023 года можно выделить:

  • рост технического оснащения и цифровизации;
  • увеличение интернационального пассажиропотока до 10 – 15 млн. человек;
  • рост пассажиропотока на сегменте лоукостеров до 25 – 30 млн. пассажиров;
  • рост общих перевозок до 90 – 100 млн. пассажиров;
  • создание нескольких баз и еще одного международного хаба.

Статистика дивидендов

В дивидендной политике компания прописан минимальный порог в 25% от чистой прибыли по МСФО.

Вот статистика выплат по акциям за последние годы:

Риски и возможная прибыль: мнение экспертов

Перед тем как принять решение, стоит ознакомиться с мнением экспертов и их прогнозами на краткосрочную и долгосрочную перспективы. В этом вопросе большинство специалистов единодушны, что позволяет надеяться на позитивные изменения.

В. Карпунин, аналитик «БКС Экспресс», считает, что текущая цена акций авиакомпании находится на нормальном уровне и вполне соответствует сложившимся обстоятельствам. Из-за значительных убытков, связанных с пандемией коронавируса, стоимость достигла минимума и, если ситуация с авиаперевозками во втором полугодии 2021 г. изменится, можно ожидать позитивных изменений. Если объемы будут расти, не исключен сценарий с ростом цены на акции до уровня 90-100 руб., но, скорее всего, показатель на конец года составит 75-80 руб. при условии улучшения ситуации с перевозками.

Н. Пырьева, аналитик из ГК «Финам», считает, что можно покупать акции «Аэрофлота» сегодня, но ожидать быстрых темпов роста не стоит, так как отрасль авиаперевозок пострадала сильнее других и возврат к допандемийным позициям может занять продолжительное время. Но, если рассматривать ситуацию в долгосрочной перспективе, тенденция, скорее всего, будет положительной, так как самые негативные сценарии уже отыграны и можно ожидать позитивных изменений через год-два.

Д. Беденков, руководящий отделом аналитики ИК «Русс-Инвест», считает, что возврат прежних позиций акций «Аэрофлота» возможен только при условии восстановления активных авиаперелетов и возобновления постоянного курсирования самолетов по всем основным направлениям.

Приобретение акций компании «Аэрофлот» не сулит большого роста, но может обеспечить определенную прибыль при условии улучшения ситуации и снижении влияния пандемии коронавируса на отрасль. В целом, это консервативное и достаточно безопасное вложение, исключающее большие потери за короткий период времени.

Как купить цб

Покупка ценных бумаг доступна на фондовых биржах. Для того чтобы стать участником фондовой биржи необходимо:

  • зарегистрироваться;
  • заключить договор брокерского или депозитного обслуживания;
  • открыть счет;
  • перевести на счет не менее 50 тысяч рублей;
  • начать инвестировать.

Помимо официального сайта компании, курс акций «Аэрофлота» на сегодня можно посмотреть на бирже. В разделе «ход торгов» представлена таблица, с перечнем компаний и стоимостью ценных бумаг на текущую дату, а также динамикой курса за день.

Также на официальном сайте биржи можно посмотреть итоги торгов за определенный период. Для этого в настройках нужно выбрать «итоги торгов» и установить временной период.

После этого нажать «обновить». Сформируется таблица, в которой будут отображены следующие показатели:

  • дата торгов;
  • код инструмента;
  • сделок, штук;
  • объем;
  • средневзвешенная цена;
  • первая стоимость;
  • минимум;
  • максимум;
  • стоимость при закрытии биржи.

По этим показателям можно проанализировать динамику стоимости акций «Аэрофлота» сегодня.

Покупать или не покупать акции компании

Цена акций «Аэрофлота» сегодня не стабильна. Мнения биржевых экспертов по поводу вложения средств в авиаперевозчика разделились.

Одни считают, что из-за недавнего взлета курса сейчас последует снижение стоимости ценных бумаг. По пессимистическим прогнозам курс будет составлять около 100 рублей.

Другие оценивают «Аэрофлот» как стабильно развивающуюся компанию с положительной динамикой. И в свою очередь дают прогноз роста курса до 200 рублей за акцию.

Покупать акции для получения дивидендов – малоприбыльное предприятие. Ценные бумаги этой компании скорее рассчитаны на долгосрочную перспективу инвестирования. При этом инвесторам не следует забывать об обязанности уплачивать налоги с продажи ценных бумаг и учитывать данный фактор при оценке рисков капиталовложений.

https://youtube.com/watch?v=xqRuLL2PRGw

Дележка и раздрай

Все началось во второй половине 1990-х. Скандал возник не на пустом месте, для этого были достаточно серьезные предпосылки:

  1. Авиакомпания потеряла 252 млн. долларов;
  2. В этом была замешана швейцарская «Андава».

Но надо сказать, что присвоением денежных средств занялись далеко не швейцарцы. А уже известные многим по различным махинациям и откровенному воровству менеджеры высшего состава авиаперевозчика. А у руля всей этой машины увода денег стоял Борис Березовский. Кстати, он же и являлся акционером этой компании, как и менеджмент авиаперевозчика.

Фактически, ситуация сложилась следующим образом:

  1. Руководство Аэрофлота уговорила генерального директора увести средства на указанный счет;
  2. Закончилось все только в 2004 году.

За такую крупную сумму хищения обвиненные получили всего до 3 лет лишения свободы. После чего их мгновенно освободили от наказания, так как появились амнистии. Да и сроки давности уже истекли. Разумеется, обе стороны остались недовольны. И дело начали рассматривать заново.

Гражданин Березовский подавал многочисленные жалобы, но никакого результата это не дало. Делом занимался Московский Городской суд.

Фактически, Березовского и Глушкова обязали выплатить больше 200 млн. рублей, как возмещение ущерба. Вроде бы и там и там 200 миллионов, только вот по срокам и по валюте не сходится. Решение это вступило в силу в 2008 году.

Кстати, Аэрофлот получил возможность обжалования решения. Это право было предоставлено Лондонским судом. Что до суда в Швейцарии, то Аэрофлоту вернули 52 млн. долларов, которые были украдены Березовским. Что очень наглядно отражает всю ситуацию.

Удастся ли набрать высоту

Тем не менее, несмотря на увеличение стоимости цен на акции «Аэрофлота» и перемены внутри компании, потенциала для дальнейшего роста некоторые эксперты не видят.

Евгений Марченко, аттестованный финансовый консультант при финансовом университете правительства РФ, директор E.M.FINANCE:

— Смена руководства и стратегии работы — это, конечно, хороший знак. Искренне надеюсь, что эти меры помогут компании в будущем. Однако я не стал бы сейчас входить в эту позицию на фондовом рынке. Стоит понимать: до полного открытия границ авиационная отрасль не сможет полностью восстановиться. Кроме того, за 2020 год долговая нагрузка возросла настолько, что даже после возобновления перелетов авиакомпания не выглядит привлекательной для долгосрочных инвестиций.

С другой стороны, «Аэрофлот» продолжает оставаться государственной компанией, а это значит, что вероятность ее банкротства минимальна. Это позволяет мыслить более позитивно.

Иван Капустянский, ведущий аналитик Forex Optimum:

— С одной стороны, положение у компании тяжелое, как и в целом у мировой авиации. Поэтому прогнозировать динамику финансовых показателей и строить на этом прогноз очень тяжело. Очевидно, что «Аэрофлот» продолжит наращивать долги и размывать капитал, а когда перелёты полностью восстановятся — неизвестно. С другой стороны, это компания с высоким участием в капитале со стороны государства. Такой факт даёт условные гарантии того, что компания не обанкротится: правительство не допустит потерю работы большого количества граждан, тем более узких специальностей. Поэтому на долгосрочную перспективу можно приобретать акции, но небольшим объемом и ради диверсификации.

Вкладываться в акции любой авиакомпании сейчас, в обстановке, когда с каждым днем появляются все новые ограничения, — дело рискованное. Ведь даже нашумевшая вакцина еще только проходит тестирование, и неизвестно, как будут обстоять дела с масштабированием ее производства. Грубо говоря, когда весь мир привьется и заживет прежней жизнью — неизвестно. Вряд ли стоит ожидать резкого открытия границ и такого же резкого взлета цен на акции любых авиакомпаний, даже настолько могущественных.

Автор этой статьи будет благодарен вам, если вы поставите лайк нашей группе в Facebook.

Как росли и падали курсы акций в прошлые года

Есть брать в расчет прошедшие годы, начиная с лета 2017 можно отметить нисходящий тренд. За несколько лет акции авиакомпании потеряли в цене почти три четверти стоимости, а именно 73%. Это было обусловлено рядом аспектов, которые негативно повлияли на котировки и обусловили постепенное падение цены в течение длительного периода времени.

За последние несколько месяцев наблюдался стабильный рост котировок акций «Аэрофлота». Позитивным моментом стало достижение ими уровня цены в 70 руб. и даже немного выше. Многие аналитики прогнозировали дальнейшее подорожание, но положительный тренд не сохранился. В итоге цена стабилизировалась и некоторое время находится на одном и том же уровне.

Состояние сектора

В отчете который Аэрофлот выпустил 3 марта мы можем увидеть, что пассажиропоток в целом по сектору растет из года в год

Очень стабильная, положительная динамика, но компания воздерживается от каких либо прогнозов на 2020 год. Ставит лишь долгосрочную цель по росту трафика на 6-7%

Причиной тому разумеется коронавирус, который подкосил всю отрасль.

На данный момент Аэрофлот — единственная российская компания, которая поддерживает авиасообщение с Китаем и Европой. Разумеется, в сильно уменьшенных масштабах. Большая часть рейсов отменена.

Для всех авиакомпаний, и Аэрофлота в частности, 2 и 3 кварталы, являются самыми прибыльными. Сейчас продажи билетов на летний сезон находятся под большой угрозой. По данным на 5 марта от Ассоциации туроператоров России (АТОР) объем бронирований у туроператоров сократился на 20–25% по всем направлениям.

Помимо коронавируса, отрицательное влияние на спрос оказывает недавняя девальвация рубля. Отдых за границей становится более дорогим и менее привлекательным для граждан страны. Вместе с тем растет стоимость билетов.

По факту, некоторые из тех рисков, которые компания обозначила в отчете, а именно снижение платежеспособности населения, и валютный риск сбылись в начале года.

Говоря про низкую платежеспособность населения хочется вспомнить такую штуку, как плоские тарифы. 

Аэрофлот» и его дочерняя авиакомпания «Россия» выполняют перевозки из Москвы в Хабаровск, Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск и Магадан по «плоскому» (фиксированному и не зависящему от времени покупки билета)

В 2019 году гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев говорил о необходимости отказа от плоского тарифа, так как эта нерыночная мера ведет к убыткам перевозчика, но Путин заявил, что в обозримом будущем этого не произойдет.

По оценкам некоторых аналитиков компания продает билеты в эти регионы в 2 раза ниже рыночной стоимости

Именно поэтому так важно учитывать, что Аэрофлот — госкомпания, и в первую очередь она выполняет социальную функцию, а только потом зарабатывает деньги для своих акционеров

Фин. Отчетность

Аэрофлот увеличил пассажиропоток (PAX), то есть количество пассажиров перевезенных компанией из одной точки в другую

Самый большой вклад в рост показателя внес лоукостер, Победа, и увеличил PAX на 3.1 млн человек.

Взглянув на выручку, видим постоянный восходящий тренд с 2010 года. 

Скорее всего, он обусловлен ростом самого рынка, то есть ростом спроса на авиаперевозки. Аэрофлот, как первая российская авиакомпания умело удовлетворяет этот спрос.

За 2019 год выручка прибавила 10,8%

87,7% всей выручки — это деньги полученные за пассажирские перевозки, поэтому рост достигается за счет увеличения PAX (пассажиропотока) и роста цен на авиабилеты в домашнем регионе.

Доля грузовых перевозок составляет 2,8%, а прочая выручка — 9,5%

А теперь интересный факт. Большую часть прочей выручки, а именно 40 883 млн. руб. составляют доходы по соглашениям с авиакомпаниями. Это плата за пролет, или так называемые роялти, которые начисляют иностранные авиакомпании за использование воздушного пространства России.

Получает такую “дань” только Аэрофлот, а куда распределяются деньги не совсем понятно, открытой информации по этому поводу нет.

Прибыль Группы за 2019 год составила 13 512 млн. руб. То есть не имей компания этого неконкурентного доп. источника дохода, мы бы видели стабильные убытки.

Рассматривая операционные показатели необходимо учесть, что с 1 января 19 года компания перешла на новый стандарт отчетности IFRS 16. Менеджмент провел для нас пересчет данных за 18 год по новым стандартам. При анализе будем опираться на них.

Рассматривая операционные расходы, видим, что компания тратит почти 31% выручки только на керосин.

Следовательно текущее снижение цен на нефть может хоть как-то компенсировать убытки компаний

Хотя когда самолеты стоят в ангарах, не столь важно сколько стоит топливо. EBITDA составила 168 924 млн

руб. А рост к предыдущему году — 11,5%. Показатель соответствует росту выручки

EBITDA составила 168 924 млн. руб. А рост к предыдущему году — 11,5%. Показатель соответствует росту выручки.

Чистая прибыль за 2019 год выросла с 5 713 до 13 512 млн руб., а совокупный доход составил 67 545 млн. руб. — результат успешного хеджирования выручки валютными обязательствами.

Основное изменение в отчетности по новым стандартам — включение лизинговых обязательств в структуры долга.

Компания арендует воздушные судна у третьих лиц и ежегодно производит выплаты основного долга и процентов, тем самым гасит этот долг, а ВС являются обеспечением по договору аренды.

Коэффициент левериджа (L/A) у компании, то есть отношение общей суммы задолженности к сумме активов составляет 99,79%. И для рассматриваемой отрасли это абсолютно нормально. Например, у крупнейшей авиакомпании в мире — American Airlines L/A равен 100,2%.

Именно такая специфика бизнеса, то есть фиксированные платежи, которых нельзя избежать, приведет к серьезным потерям в случае простоя ВС и низкого спроса на путешествия. А именно это мы сейчас и наблюдаем. 

Реальных кредитов у компании не так уж и много

По мультипликаторам Группа Аэрофлот смотрится дешево:

Net Debt/ EBITDA — 3,24

P/E — 6,46

P/S — 0,13

EV/EBITDA — 3,76

прогнозы по дивам — 6,08 руб. При текущих ценах  доходность — 8,8%