Микола

Содержание

Очень краткое содержание

Новгородский гусляр Садко зарабатывает на жизнь тем, что играет на пирах. Настало время, когда его перестали звать «на почестен пир».  Грустный идет он к Ильмень-озеру и играет на гуслях, из воды появляется морской царь и подсказывает ему, как избавиться от бедствий. Когда позовут его на пир, надобно заключить спор с купцами, что изловит он рыбу с золотыми перьями. Садко так и поступает.

Морской царь помогает музыканту, Садко вылавливает три таких рыбы и побеждает в споре. Благодаря этому выигрышу Садко становится богатым купцом, одним из самых влиятельных людей в Новгороде, вновь вступает он в спор с купцами и народом. Говорит, что скупит все товары, какие только есть в Новгороде, но это ему не удается. С каждым днём товаров всё больше. Заплатив заклад за проигрыш, Садко строит корабли и отправляется в море, чтобы продать товары.

На обратном пути торговые корабли Садко останавливает сильная буря. Чтобы задобрить морского царя на дно бросают злато и серебро, но ничего не помогает, буря не прекращается. Нужно принести кого-нибудь в жертву царю, отправить одного из людей на дно морское.

Решают бросать жребий, он выпадает Садко. Бросают второй раз. Снова Садко. Делать нечего. Купец оказывается в морском царстве, играет там на гуслях. Пока он играет, а морской властитель пляшет, — на море разыгралась буря, тонут корабли, гибнут люди.

К Садко в образе старца является святой Микола Можайский и просит избавить людей от бури, прекратить играть. Садко говорит, что у него нет в море своей воли. Старец советует ему оборвать струны и дает совет, как спастись из морского царства и вернуться домой.

Морской царь хочет женить Садко, предлагает ему выбрать невесту. Перед ним проходят три партии по триста девиц, одна краше другой. По совету Миколы Можайского, Садко останавливается на той, которая идет последней. Красавицу зовут Чернава. Она помогает ему вернуться домой. Садко уходит спать и просыпается у берега реки Чернавы вблизи Новгорода. Построил Садко церковь в честь Миколы Можайского, стал жить счастливо в Новгороде и в море больше не ходил.

Место и время действия

Действие происходит в древнерусском городе Новгороде, уклад жизни и традиции этого города занимают важное место в повествовании

Новгород — город торговый, представители купечества исторически играли важную роль в его общественно-политической жизни. В отличие от Киева, Москвы и других древнерусских политических центров в Новгороде была наиболее развита народная традиция управления. Орган управления состоял из представителей разных сословий.

Специфика исторического развития Новгорода и его местоположение отразились в тексте былины. Её герои – купцы и простолюдины. Одно из мест действия — берег озера Ильмень, водоём играет в сюжете заметную роль. Часть событий былины происходит на торговых кораблях в море и на дне — во владениях морского царя.

Время действия — исторический период древней Руси, сюжет соотносят примерно с XI-XIII вв.

Садко и его помощник

Не мог придумать Садко, как спастись ему от своенравного Морского царя. Помощь пришла неожиданно. Сам Микола Можайский (он же – Николай Чудотворец) явился купцу и рассказал, как следует поступить. На следующий день оторвал струны гуслей Садко. Огорчённый царь предложил ему жениться на любой из своих дочерей. 

Девять сотен невест предстали перед купцом, но он, помня наставления Миколы, выбрал самую неприметную из них, Чернавушку. Когда наступила ночь, крепким сном уснул Садко, а наутро встретил рассвет уже на земле – рядом с рекой Чернавой. 

Радостной была встреча Садко с товарищами, которые только причалили к берегам на своих кораблях и уже оплакивали «погибшего» друга. В благодарность Миколе Можайскому построил Садко храм в честь святого, а вот по морям уже никогда не ходил со своими судами. Остерегался Садко Морского царя, который снова мог застать его врасплох. 

Этот пересказ былины явно указывает на более поздние времена, когда на Руси уже распространялось христианство. В ранних вариантах сказания о приключениях Садко мы встречаем бога Велеса, который выручает нашего героя и учит его, как избавиться от назойливости Морского царя, вернуться на землю. Образ самого Садко стал очень популярен в народе, а наиболее известным произведением о нём является одноимённая опера Н.А.Римского-Корсакова.

Садко в подводном царстве

Когда речь заходит о приключениях Садко, мне сразу вспоминается фильм-сказка, созданный Александром Птушко в середине прошлого века. Удивительным образом былинный герой прошёл через много столетий, «обрастая» новыми деталями своей истории и не теряя своего очарования. Мне кажется, что успех предания о Садко заключается в неординарной личности персонажа – простого человека, который поймал удачу и смог одержать верх даже над грозной стихией.

Совместимые с именем Микола греческие имена

Таисия, Феодора, Аврора, Софья, Татьяна, Нелли, Леонида, Анжелика, Калерия, Антонина, Афанасия, Тихон, Тимон, Юлий, Мефодий, Онисим, Ангел, Кириан, Карп, Ираклий…

Проверьте также совместимость других имен с именем Микола.

Известные люди с именем Микола

  1. Николай Чудотворец — Полесья говорится, что «сьвяты не тольки старей за ўcix сьвятых, да мабыць и старшы над ими <…> Сьвяты божы насьледник, як Бог памре (sic)…
  2. Бажан, Николай Платонович — Никола́й () Плато́нович Бажа́н (укр. Плато́нович Бажа́н; в 1920-е годы псевдоним поэта-футуриста — Ник Бажан, укр. Нік Бажан, 26 сентября…
  3. Кулиш, Николай Гуриевич — Никола́й Гу́риевич Кули́ш (укр. Гурович Куліш, 1892—1937) — украинский драматург и журналист, педагог. С 9 лет учился в церковно-приходской школе…
  4. Бессонов, Николай Николаевич — театральные представления. Подписывал свои рецензии «бывший епископ Никон — Бессонов». Подробностей о том, как сложилась дальнейшая судьба бывшего епископа…
  5. Микола Хвылевой — Хвылёвы́й, также Хвылево́й (укр. Хвильови́й; настоящее имя Никола́й Григо́рьевич Фитилёв, укр. Григо́рович Фітільо́в; 1 (13) декабря 1893…
  6. Лебедь, Николай Кириллович — (Николай) Кири́ллович Ле́бедь (укр. Кирилович Ле́бідь или Ле́бедь, псевдоним Макси́м Рубан; 11 января 1909 или 1910 — 18 июля 1998) —…
  7. Гнатюк, Николай Васильевич — Никола́й Васи́льевич Гнатю́к (укр. Васи́льович Гнатю́к, 14 сентября 1952, Немировка, Староконстантиновский район, Хмельницкая область) — советский…
  8. Абрамчик, Николай Семёнович — Никола́й Семёнович Абра́мчик (белор. Мікола Сямёнавіч Абрамчык; 16 августа 1903, Радошковичи, Вилейский уезд, Виленская губерния, Российская империя —…
  9. Зеров, Николай Константинович — Никола́й Константи́нович Зе́ров (укр. Костянти́нович Зе́ров; 14  апреля 1890, Зеньков, Полтавская губерния — 3 ноября 1937, Сандармох, Карельская…
  10. Садкович, Николай Фёдорович — Николай () Фёдорович Садко́вич (1907—1968) — советский кинорежиссёр, киносценарист, кинодраматург, прозаик. Заслуженный деятель искусств Белорусской…
  11. Плавьюк, Николай Васильевич — Никола́й Васи́льевич Плавью́к (укр. Васильович Плав’юк; 5 июня 1925, Русов — 10 марта 2012, Гамильтон) — украинский политический деятель в эмиграции…
  12. Головко, Николай Максимович — Помер Головко (недоступная ссылка) В Донецьку завершився турнір імені Миколи Головка (недоступная ссылка) Доки жива пам’ять Пам’ять. Головко…
  13. Гусовский, Николай — Никола́й Гусо́вский (лат. Nicolaus Hussovianus, польск. Mikołaj Hussowczyk, Mikołaj z Hussowa; ок. 1470 — ок. 1533) — поэт-панегирист раннего Возрождения…
  14. Вороной, Николай Кондратьевич — Никола́й Кондра́тьевич Вороно́й (укр. Кіндра́тович Ворони́й, 6 декабря 1871, Екатеринославщина — 7 июня 1938, Одесса) — украинский советский писатель…
  15. Величковский, Николай Иванович — Никола́й Ива́нович Величко́вский (укр. Іванович Величківський; 1 февраля 1882, Житомир, Волынская губерния, Российская империя — 1 июля 1976, Эрвингтон…
  16. Сциборский, Николай Орестович — Никола́й Оре́стович Сцибо́рский (укр. Орестович Сціборський, 28 марта 1898, Житомир — 30 августа 1941, там же) — украинский национальный деятель…
  17. Данько, Николай Михайлович — Никола́й Миха́йлович Данько́ (24 мая 1926, с. Славгород, Краснопольский район, Харьковская область — 14 февраля 1993, Сумы) — украинский поэт, писатель…
  18. Ермолович, Николай Иванович — Никола́й Ива́нович Ермоло́вич (белор. Ермало́віч Міко́ла Іва́навіч; 29 апреля 1921, д. Малые Новосёлки Дзержинский район Минской области — 5 марта 2000…
  19. Капустянский, Николай Александрович — Мирутенко, перепоховання news.meta.ua  (укр.) Ф. Кордуба. Генерал-полковник Капустянський на службі народу. Субота, 19 декабря 2009 г. Вісті комбатанта…
  20. Нагнибеда, Николай Львович — Никола́й () Льво́вич Нагни́беда (1911—1985) — украинский советский поэт. Лауреат Сталинской премии третьей степени (1952), Государственной премии…

Личное дело

Микола Кравчек, 28 лет.

Родился в г. Хшанув. Рос в многодетной семье, имеет 9 братьев и сестёр. Женат, есть сын (4 года) и дочь (2 года).

Микола не собирался становиться солдатом и в армии оказался по глупости. В 17 лет вместе с шайкой друзей ради забавы разнёс местный овощной ларёк. Пришлось обменять у участкового неведение родных на службу в армии. В спецназ он пошёл осознанно, окончив медицинский университет и проведя не один час в размышлениях о том, что такое долг.

Микола привык чувствовать поддержку семьи и помогать сам. В команде он работает так же: ответственно следит, чтобы никто не остался без внимания медика. Микола действует эффективно и уверенно, потому что знает: его всегда прикроют. Если же противник подберётся близко, Микола сам встретит его мощным выстрелом из своего ружья.

Своеобразие

Былина «Садко» имеет ряд стилистических и содержательных особенностей, что делает её уникальным образцом русского фольклора.

Христианство и язычество

В былине причудливым образом перекликаются христианские и языческие мотивы. С одной стороны — Николай Чудотворец, один из самых любимых святых на Руси, упоминание божьих церквей, строительство их, а с другой стороны — языческий образ морского царя, вера в силы природы и неразрывная связь человека с ней, что характерно для язычества.

Такая двойственность вполне объяснима. Языческие традиции и верования ещё долго сохранялись в Древней Руси после введения христианства в 988 году.

Историческое и сказочное

Отображение эпохи Древней Руси и культуры региона, очевидная связь с летописными упоминаниями и реальной жизнью Новгорода позволяют говорить об исторической составляющей былины. В то же время «мотивы» реальной истории русских земель соседствуют с «фантастическими» и сказочными элементами. В стилистике и манере повествования присутствуют черты, характерные для русских сказок

Обращает на себя внимание символическое число три, использующееся во многих русских сказочных сюжетах

Улучшения оперативника

Тип Описание
1 Улучшение Уменьшение стоимости применения способности «Полевой госпиталь» на 5 ОВ.
2 Увеличение точности и уменьшение заметности при стрельбе из пистолета HK USP SD – комплект для бесшумной стрельбы.
3 Улучшение Уменьшение времени восстановления способности «Полевой госпиталь» на 3 с.
4 Улучшение Увеличение базового запаса здоровья на 10 ОЗ.
5 Улучшение Спецсредство – светошумовые гранаты Р1А6.
6 Улучшение Увеличение радиуса действия способности на 0,5 м. Уменьшение стоимости применения способности на 8 ОВ.
7 Увеличение скорострельности ружья 500 Tactical на 0.8 в/с и уменьшение времени перезарядки на 0.1 с – тактическая рукоятка.
8 Уменьшение разброса при стрельбе из ружья 500 Tactical – картечные патроны Tac-8. Урон: ; поражающие элементы: -2.
9 Улучшение Увеличение времени действия спецсредства P1A6 на 1 сек.
10 Улучшение Уменьшение затрат на применение рывка.
11 Особая черта Попадания из ружья 500 Tactical накладывают на цель эффект «» на 2 сек.
12 Улучшение Увеличение запаса медикаментов способности «Полевой госпиталь» на 5 единиц.
13 Особая черта Увеличение скорости перезарядки оружия у всех союзников во время действия способности «Полевой госпиталь».
14 Улучшение Увеличение боекомплекта спецсредства P1A6 на 1 шт.
15 Улучшение Увеличение количества реанимационных наборов, выдаваемых оперативнику перед боем на 1 шт.

Происхождение и варианты текста

Былины как образцы фольклора записывались со слов сказителей и собирателей. Один и тот же сюжет мог быть изложен по-разному. Существует много вариантов былины о Садко, со схожим сюжетом. Самой распространенной считается версия, изложенная Андреем Сорокиным

Записал и опубликовал текст со слов Сорокина известный ученый-этнограф Павел Рыбников. Текст представлен в издании собранных им песен за 1910 год. Истоки былины ученые возводят к летописному сказанию, главным героем которого был купец Содко Сытинец.

Сюжет и образы былины восходят к мифологии индоевропейских народов. Различные вариации сказания о морском царе представлены в сказках, мифах, легендах Европы и Средней Азии.

Фольклорист Всеволод Миллер считает, что былина «Садко» это «не что иное, как бродячие сказочные мотивы, прикрепившиеся к историческому имени купца XII века».

Он же  усматривает в былине связь с финно-угорской мифологией, в частности гусляра Садко ученый сопоставляет с карело-финским эпическим героем Вяйнемейненом, центральным персонажем эпоса «Калевала». Однако эта аналогия оспаривается другими учеными.

К настоящему времени в печатных и интернет-изданиях представлены различные поэтические и прозаические варианты текста былины о Садко, в том числе и адаптации для читателей младшего возраста. Популярен пересказ Ирины Валериановны Карнауховой под заголовком «Садко в подводном царстве». В данном обзоре для пересказа, анализа и цитирования использовался современный вариант издания классического текста Сорокина-Рыбникова.

Игровой процесс

Основная статья: Классы оперативников

Против игроков

Дальность дробовика Миколы очень низкая, поэтому для нанесения существенного урона нужно сближаться с противником. Живучесть Миколы ближе к бойцам поддержки, в динамике он от них тоже недалеко ушёл. Скорострельность не очень высокая, поэтому играть следует от укрытия, то есть, прятаться на время досылания следующего патрона. Это позволит наносить максимальный урон, получая минимум в ответ. Микола очень хорош при защите позиции, а в атаке ему помогают светошумовые гранаты, которые могут выгнать противника с удобной позиции и позволить Миколе занять выгодное укрытие поближе к врагу.

Лечение очень медленное для ПВП и требует длительного нахождения в кругу «полевого госпиталя» для восстановления здоровья. Это опять же определяет оборонительный характер Миколы. Даже в атаке является предпочтительным сначала занять позицию около позиции противника, поставить там «аптечку» и быть готовым вовремя отступить туда. Тогда контратака противника может наткнуться на жесткое сопротивление.

Рекомендуемые резервы:

«Стимулятор» – ввиду высокого расхода на рывок и необходимости сближения с противником.

Против ботов

Основной задачей медика в ПВЕ является именно лечение союзников. Пусть скорость лечения Миколы низкая, но аптечка может одновременно восстанавливать здоровье всей команде, включая Миколу. Оказывать огневую поддержку команде можно, но нельзя лезть на рожон, так как потеря медика потребует реанимационный набор. Лучше всего будет прикрывать союзников и защищать от стремительно наступающих ботов, так как попадания из дробовика замедляют цель и наносят большой урон.

Рекомендуемые резервы:

Оперативник для начинающих
Редакция Wiki считает этого оперативника хорошим выбором для тех, кто решил попробовать класс медика в ПВЕ. Данный боец имеет простое и эффективное лечение. Но для ПВП лучшим выбором станет Дед. Подробнее о выборе оперативников можно прочесть здесь.

В гостях у Морского царя

Начал Садко сбрасывать в море все свои сокровища. Бочки золота и серебра ушли на дно, но буря всё не затихала. Тогда поняли моряки, что требует Морской царь человеческой жертвы. Решено было бросить жребий и, конечно, выбор пал на самого Садко. 

Несмотря на отговоры товарищей, велел им купец спустить на волны дубовую доску, на которой остался посреди волн. Странная дремота вдруг нашла на него. Уснул Садко на доске, крепко сжимая в руках свои гусли.

Когда же проснулся купец, осмотрелся, понял он, что находится на дне моря. Подводные жители приветствовали его во дворце Морского царя. Сам Ильм вышел навстречу гостю, объяснив, что позвал его к себе, потому что соскучился без музыки. 

Согласился Садко сыграть мелодию для Морского царя. Обрадовался Ильм, пустился плясать. Увы, во время того танца море бурлило и вздымалось волнами, отчего корабли тонули в его водах. Морской царь вместе со своей супругой всё донимали своего гостя-пленника. 

Очень интересный вопрос звучит от подводных правителей. «Что дороже России: булат или золото?», – спрашивает Ильм. Садко ответил в пользу первого, ведь золото далеко не так ценно, как может показаться.

Бедный гусляр Садко

В начале своего рассказа о Садко хочу заметить, что популярность этой былины породила множество её пересказов, которые отличаются друг от друга. Тем не менее, если детали могут меняться, то по-настоящему неизменным остаётся образ славного купца, что стоит в центре сюжета. Самый известный вариант былины записан в пересказе русского крестьянина Андрея Сорокина.

Когда-то давным-давно жил в Царьграде Садко. Был он простым гусляром, что играл на пирах, тем самым зарабатывая себе на жизнь. Как бывает у всякого музыканта, Садко долгое время оставался не у дел. Больше недели никто не звал его на праздники. 

Огорчился гусляр, но не стал унывать, а отправился к Ильмень-озеру. Для справки замечу, что и сегодня этим водоёмом можно полюбоваться в Новгородской области.

Спецспособность

top

Полевой госпиталь

Описание: При использовании оперативник разворачивает перед собой импровизированный полевой госпиталь. Постепенно восстанавливает здоровье всем целям, находящимся в зоне действия способности. При каждом восстановлении здоровья расходуется запас медикаментов. Восстановление начинается сразу после установки госпиталя, сам госпиталь может лежать на земле очень долго. Противники также могут восстанавливать своё здоровье, находясь в радиусе действия. Госпиталь может быть разрушен взрывом или выстрелом. Способность доступна по умолчанию. 360 от 6 до 96 ? 2,8 1 30 53

1

Полевой госпиталь

Описание: При использовании оперативник разворачивает перед собой импровизированный полевой госпиталь. Постепенно восстанавливает здоровье всем целям, находящимся в зоне действия способности. При каждом восстановлении здоровья расходуется запас медикаментов. Восстановление начинается сразу после установки госпиталя, сам госпиталь может лежать на земле очень долго. Противники также могут восстанавливать своё здоровье, находясь в радиусе действия. Госпиталь может быть разрушен взрывом или выстрелом. Способность доступна по умолчанию.

: увеличение скорости перезарядки оружия у Миколы и всех союзников в радиусе действия полевого госпиталя на ?. 360 от 6 до 126 ? 3,3 1 25 40

сток

1
топ

Садко – самый богатый купец

Сел Садко на камень и стал наигрывать, чтобы как-то отвлечься от дум печальных. И вдруг – что за диво! Воды озера вспенились, забурлили, а перед Садко уже сам Морской царь стоит. Признался водный владыка, что понравилась ему игра музыканта. 

За чудесную мелодию, что услышал царь Ильм Морской, обещал он награду для Садко. Сказал он гусляру, что тот должен поспорить с новгородскими купцами. Пускай скажет Садко, будто сумеет выловить в озере златоперую рыбу, о какой лишь в сказах говорят.

Заручившись помощью царя, отправился Садко в Царьград. Не поверили в его силы купцы, без боязни поставили в споре все свои лавки и богатства. Морской царь выполнил своё обещание, а потому вскоре вернулся Садко с ценным уловом. Всего одна рыба сделала его самым богатым купцом в городе.

На полученные средства построил Садко тридцать чудесных кораблей. Нагрузил он их товарами и отправился по морю к дальним странам. Успешно обменяв свои ценности, Садко уже возвращался в Новгород, как вдруг посреди моря начался страшный шторм. Понял он, что неспроста бушуют волны вокруг его кораблей. Морской царь не хотел так просто расставаться с полюбившимся музыкантом. Требовал владыка волн свою дань.

Садко играл для самого Морского царя

Сюжет «Садко» в русской культуре

К сюжету о Садко и мотивам былины неоднократно обращались авторы разных эпох, представляющие различные виды искусства. Ниже приведены некоторые примеры.

В литературе

Стихотворение «Садко» есть в творческом наследии русского поэта и писателя Алексея Константиновича Толстого. Это авторская интерпретация сюжета о Садко и Водяном царе. Поэтическое произведение написано в 1871–1872 годах.

Одноименную сказку по мотивам былины написал Александр Николаевич Нечаев — русский сказочник и ученый-фольклорист. Произведение представляет собой достаточно близкий к оригиналу вольный пересказ, он немного отличается от классического былинного сюжета.  Одним из важных героев сказки Нечаева является Водяной — хозяин Ильмень-озера, которого нет в фольклорных текстах. При этом мотив, связанный с Николаем Чудотворцем, в сказке отсутствует. На некоторых ресурсах текст сказки Нечаева преподносится в качестве самой былины.

Театр и музыка

Театральное и музыкальное искусство переплетаются в жанре оперы. Классикой отечественной академической музыки стало произведение Николая Андреевича Римского-Корсакова, по мотивам новгородской былины о Садко. Опера «Садко» создавалась композитором в 1880-х – 1890-х годах. Первая постановка состоялась в 1887. Либретто, так в опере называется текстовая и сюжетная составляющая произведения, было написано совместно Римским-Корсаковым и Владимиром Бельским.

В современную эпоху популярен такой музыкально-театральный жанр, как мюзикл. На основе былин о Садко создано несколько мюзиклов.  В московском «Фольклорном центре под руководством Людмилы Рюминой» представлен авторский спектакль известного музыканта, актера и композитора Глеба Матвейчука.

Кинематограф и мультипликация

В советском кинематографе сюжет о Садко был воплощен ещё в 1952 году в музыкальном фильме-сказке режиссера Александра Птушко по сценарию Константина Нечаева. Первоисточником для фильма считается не столько само былинное сказание, сколько одноименная опера. В кино используются фрагменты произведения Римского-Корсакова.

Не так давно отечественные мультипликаторы представили полнометражный анимационный фильм «Садко». Он позиционируется как экранизация былины. Мультфильм Сергея Волкова и Виталия Мухамедзянова вышел на экраны в 2018 году.

Скачать обзор:

Действующие лица и их характеристики

Главным героем былины является Садко. К центральным персонажам можно отнести Морского царя и Николая Чудотворца.

Садко

Садко — новгородский гусляр, ставший зажиточным купцом. В начале повествования Садко беден.

Садко — талантливый музыкант, мастер своего дела, именно мастерство гусляра приносит ему счастье. В образе Садко воплощается характер простого русского человека, даровитого, с широкой душой и своими недостатками: хвастовство разбогатевшего гусляра привело к морским злоключениям.

Садко добр, щедр и благочестив: перед тем как отправиться «на дно морское», он отписал своё имение сначала «божьим церквам» и «нищей братии», и уж потом — молодой жене и своей «дружине хороброй». Герой честно, по жребию, приносит себя в жертву морскому царю ради спасения товарищей.

Морской царь

Морской царь — могучий и властный правитель, повелитель морей. Обладает огромными богатствами, живет в палатах белокаменных. Этот герой раскрывается с разных сторон, он противоречив. Одновременно выступает и как благодетель, и как разрушитель. Насылает на людей бурю, ради собственной услады пленит Садко, в то же время он по достоинству ценит талант музыканта и помогает ему.

Микола Можайский

Микола Можайский — русский святой, также известен как Святой Николай Угодник, или Николай Чудотворец, приходит на помощь людям, выступает в роли заступника и спасителя. Упоминание Николая Чудотворца явно указывает на влияние христианской традиции на фольклорный сюжет.

Другие персонажи

Чернава — молодая девушка, морская красавица, в некоторых версиях называется племянницей морского царя, похожа на русалку. Имя персонажа восходит к реке Чернаве. Героиня представляется владычицей  и олицетворением этого водоёма.

Купцы — коллективное действующее лицо в романе, обобщенный образ зажиточного сословия, в былине иллюстрируется такая черта купечества, как хвастовство и стремление к наживе.

Фома Назарьев и Лука Зиновьев – новгородские настоятели, с которыми Садко заключает пари, что выкупит все товары в городе.

Новгородцы — фоновые персонажи, жители города Новгорода, нужны для иллюстрации жизни, быта и нравов древнерусского города.

Дружина Садко — его помощники и спутники, помогают в торговле, путешествуют с ним по морю, бросают жребий. В тексте характеризуется как «дружина хоробрая», т.е. храбрая

Темы

Русская культура и русский характер отражены в языке текста, сюжете и образах былины. Фоном для повествования служит уклад жизни древнего Новгорода, в былине показана любовь и привязанность героев к родной земле.

Призвание и талант — одна из центральных тем фольклорного произведения. Каждый должен заниматься своим делом и найти своё место в жизни, данный свыше дар нужно ценить и уметь использовать. Главный герой былины — музыкант. Обретя богатство, он начинает заниматься торговлей, становится купцом и терпит неудачу в этом деле. Музыкальная одаренность определяет его судьбу, становится для него «бременем» и в то же время приносит счастье. Талант часто оказывается не оценен и может быть поводом для искушения. Эти темы фольклорного произведения представляются вполне современными и актуальными в наши дни.

Хвастовство — свойство человеческого характера. Людьми движет желание выделиться, показать своё превосходство. Человеку бывает присуща излишняя самоуверенность и склонность к преувеличению. Купцы похваляются на пиру, а Садко, которому нечем похваляться, выигрывает у них спор. Потом уже сам Садко, вкусив богатой жизни, переоценивает собственные возможности, и похвальба не доводит его до добра.

Тема природы важна для русского фольклора. Видное место она занимает в былине «Садко». Человек зависим от природы, он не властен перед стихией. На Руси природу почитали и любили, во времена язычества ей поклонялись, её одушевляли.

Христианство — неотъемлемая часть русской культуры. Использование образа Миколы Можайского и сюжет со строительством церкви показывает укоренённость христианской традиции в сознании и в быту новгородцев Древней Руси.