Как шеринг-платформа помогает бизнесу снизить простои и затраты

Крупные компании инвестируют в самокаты, а каршеринг меняется

С переходом на удалёнку причин покидать границы своего района стало меньше. Изменение привычных маршрутов привело к перераспределению клиентских потоков. Например, москвичи в 2020 году ежедневно совершали на 8,6 млн меньше поездок в общественном транспорте, чем в 2019-м, зато чаще пользовались такси и личным транспортом.

А если работать можно откуда угодно, то стоит ли вообще переплачивать за квадратные метры в мегаполисе? Урбанисты уже предсказывают массовый исход из крупных городов в небольшие.

Самокаты в городе

В новых условиях относительно хорошо дела идут у операторов аренды велосипедов, электросамокатов и скутеров — всего, на чём можно быстро объехать округу. Так, в конце апреля 2021 года стало известно, что голландский стартап GO Sharing, который сдаёт в аренду такой транспорт, привлёк около 60 млн долларов инвестиций для экспансии в Турцию и страны Европы.

Для России этот тренд тоже актуален: даже в условиях пандемии летом 2020 года кикшеринг Urent сумел получить от частных инвесторов 150 млн рублей. А весной 2021 года АФК «Система» вложила в него ещё 200 млн. Другой российский оператор аренды самокатов, Whoosh, в 2021 году получил 1,9 млрд рублей от ВТБ и банка «Открытие».

Сооснователь сервиса краткосрочной аренды электросамокатов lite Борис Голиков объясняет успех кикшеринга интересом и со стороны горожан, и со стороны бизнеса: «При путешествиях на небольшие расстояния электросамокат вполне может стать заменой автомобилю — современные модели способны развивать большую скорость и долго держать заряд. Кроме того, на фоне бума электронной коммерции растёт спрос на средства индивидуальной мобильности среди курьеров. В ближайшей перспективе этот тренд может трансформироваться в эффективное сотрудничество между сервисами кикшеринга и службами доставки».

Каршеринг по-новому

За время локдауна в России стало больше желающих купить личный автомобиль, а доля сторонников аренды, наоборот, уменьшилась. В 2020 году жители США, по данным Ipsos, стали чаще гуглить автомобили и заходить на сайты дилеров. А среди причин покупки нового авто первое место в общемировой выборке ответов заняли соображения безопасности.

Всё это заставляет рынок каршеринга меняться. Возможно, уже скоро привычная горожанам кратковременная аренда машин перестанет быть на нём главной опцией. Генеральный директор оператора «Ситидрайв» Алексей Сергеев рассказал Skillbox Media, что «в 2020 году сегмент долгосрочных аренд сильно вырос, у пользователей появился запрос на более безопасный и изолированный транспорт, машины были в аренде днями и даже месяцами». Сбер тоже запускает сервис долгосрочной аренды — взять автомобиль можно будет минимум на полгода. А Bloomberg предсказывает, что операторы каршеринга станут пионерами во внедрении беспилотных машин. У таких компаний уже есть опыт управления большим и разрозненным автопарком и сильный софт — всё это может стать их преимуществами.

Как к фудшерингу могут присоединиться сетевые ретейлеры?

Рудольф: В Европе около 15 млн людей пользуются фудшеринг-приложениями, а многие магазины отдают еду, у которой скоро закончится срок годности, совершенно бесплатно, но в России с этим есть несколько сложностей:

  1. количество людей, которые знают о фудшеринге или занимаются им, намного меньше, чем количество продуктов, которые есть в российских сетевых магазинах;
  2. очень сложно оцифровать всю информацию о товарах, которую необходимо предоставлять по закону.

Сейчас большинство крупных мировых компаний готовы уменьшать количество отходов: например, делать специальные продукты из «уродливых» фруктов и овощей. В России работа с фудшерингом только развивается, но уже в скором будущем инвесторы будут вкладывать деньги в подобные эко-проекты.

Александра: Несмотря на то, что с ретейлом мы не сотрудничаем, многие люди заключают индивидуальные договоры с сетевыми продуктовыми: например, можно в определенный срок забирать продукты, у которых кончился или скоро кончится срок годности на складе магазина. Система везде разная: где-то нужно платить за количество килограмм, где-то — за количество вывозов. Обычно люди объединяются и делят сумму и количество продуктов поровну. Конечно же, стоит понимать, что качество зависит от бренда и типа магазина: некоторые отдают продукты хорошего качества, а некоторые отдают испорченные товары. Так как по закону магазины не имеют права продавать просроченные продукты, они заключают договор с утилизирующей компанией и эта компания уже продает покупателям.

Безопасное рядом

В Колумбии три месяца удаленной работы из-за пандемии кардинально изменили отношение консервативных работодателей к этому формату. Для руководителей крупных колумбийских компаний стало очевидно, что дистанционная работа вписывается в корпоративную культуру. Так пандемия подготовила почву для расширения рынка гибких офисов. Один из них, Coworking Colombia Corporation, уже сформулировал новое предложение: пространство коворкингов будет дополнением к собственным офисным площадям компаний. Оператор ведет переговоры о переводе административного персонала крупного бизнеса в гибкие офисы. Сотрудники смогут выбрать ближайший к дому коворкинг. Им не придется ездить в офис компании, а значит, они будут меньше рисковать здоровьем. Circular Coworking (Колумбия) рассчитывает привлечь компании, которым все-таки придется время от времени собирать команды в офлайне. В гибком офисе группы смогут занять более просторные помещения, чем их собственные кабинеты, и работать вместе, но на безопасном расстоянии.

Нью-Йоркский коворкинг-стартап Industrious собирается провести IPO в 2021 году. Сейчас компания активно возвращает уволенных ранее сотрудников и рассчитывает на рост выручки на 25% к концу 2020 года. Оператор планирует извлечь выгоду из тренда на удаленную работу. В компании опираются на данные о том, что к концу 2021 года до 30% сотрудников будут работать из дома как минимум несколько дней в неделю. Сейчас Industrious фокусируется на развитии своих пригородных точек, которые будут территориально доступнее для персонала, нежели головные офисы их работодателей.

«Мы ожидаем пик спроса на коворкинги в III—IV квартале 2020 года. Этот формат предполагает гибкость в условиях и сроках аренды, резиденты получат готовый офис с отделкой», — Наталья Никитина, руководитель департамента офисной недвижимости Cushman & Wakefield

В России корпоративный контракт уже оформил коворкинг «Рабочая Станция Балчуг». Инвестиционная группа «Атон» арендовала целый этаж на 87 рабочих мест за 1,7 млн руб. в месяц, чтобы переместить туда часть сотрудников. Коворкинг оказался единственной возможностью снять полностью готовые к работе современные помещения в центре города.

Рост вовлеченности в онлайн-потребление: потенциал для роста шеринга

Развитие экономики совместного потребления раньше в основном подталкивали представители поколения Z. Как отмечают эксперты McKinsey, потреблять, не владея, — характерная привычка именно зумеров, которые об экологии и были активнее всех включены в онлайн-потребление. 

Ситуация начала меняться еще пару лет назад. В 2019 году на Всемирном экономическом форуме был представлен доклад о главных трендах шеринг-экономики, одним из которых авторы назвали рост вовлеченности старшего поколения.

Увеличивается аудитория шеринг-сервисов и за счет укрепления привычки к онлайн-потреблению. Мы находимся в тесном контакте с предпринимателями, которые работают на «Авито». Во время самоизоляции многие из них сообщили о росте заказов из других регионов. Хотя Москва и Санкт-Петербург остаются столицами онлайн-шопинга и шеринга, роль регионов в ближайшие годы будет расти. 

Шеринг компостных ям

Жители Австралии предлагают делиться не только бассейнами, но и компостными ямами. Фермеры регистрируются в приложении ShareWaste, отмечают свои компостные ямы на карте, чтобы любой желающий мог воспользоваться ими для экологичной утилизации мусора.

ShareWaste начал работать в 2016 году. Основатели сервиса Том и Элиска переехали из Праги в Сидней. Фаундеры никого не знали в округе и решили через приложение познакомиться с соседями, а заодно узнать, как экологично можно избавиться от накопившегося мусора. Сегодня в базе проекта насчитывается более 6000 компостных точек по всему миру. Ямы разделены на категории: отходы для вскармливания птиц, домашние компостные ямы на дачных участках и более крупные общественные компостные ямы.

Что такое шеринг-экономика

Концепция совместного использования не нова, так жили еще в первобытном обществе. Библиотеки, кинотеатры и пункты проката существовали задолго до Airbnb и Uber, но с развитием интернета и мобильных технологий шеринг стал значительно проще и удобнее.

Весь бизнес-контент в удобном формате. Интервью, кейсы, лайфхаки корп. мира — в нашем телеграм-канале. Присоединяйтесь!

В основе шеринг-экономики лежит идея, что люди могут извлекать взаимную выгоду из продуктов и услуг, которыми они в данный момент не пользуются.

Не обязательно постоянно обладать предметом, чтобы его использовать. Один из респондентов исследования PwC сказал: «Мне не нужна дрель, мне всего лишь нужна дырка в стене».

Особенности шеринга в России и США

Бытует мнение, что если идея sharing economy не прижилась на американском рынке, то она уже нигде не полетит. Однако это не так. Пример тому популярный в России сервис BlaBlaCar. В Штатах же он наоборот не пошел. Возможно, потому, что в Америке на машине чаще путешествуют на короткие расстояния, чем на длинные.

Здесь же стоит упомянуть о значении статусности в различных культурах.

В Москве обращают особое внимание на то, как вы приехали на встречу с потенциальным партнером.
В Нью-Йорке же это имеет меньшее значение. Никто не будет выяснять на какой машине ты приехал: арендованной или собственной.. В свое время в США государство поощряло домовладение, то есть приобретение квартир

Считалось, что человек, который приобретает недвижимость, двигает экономику вперед. Это та самая «американская мечта» — дом за городом и гараж на три машины. В связи с этим развилась экономика потребления. Сейчас же она идет не в сторону вещей, а в сторону сервисов

В свое время в США государство поощряло домовладение, то есть приобретение квартир. Считалось, что человек, который приобретает недвижимость, двигает экономику вперед. Это та самая «американская мечта» — дом за городом и гараж на три машины. В связи с этим развилась экономика потребления. Сейчас же она идет не в сторону вещей, а в сторону сервисов.

Реализация

Подготовительный этап занял три месяца. «Мы изучали рынок, искали конкурентов и удивлялись, что их до сих пор нет», — говорит Тарасенко. Помимо будущей платформы, в России действовало всего две шеринг-площадки для бизнеса. Но они имели узкую специализацию и не позволяли решать широкий спектр задач. Фактически Business Sharing Platform (BSP) стал первой в стране и второй в мире — после канадского стартапа Biz Biz Share — универсальной шеринг-платформой для компаний.

В конце сентября 2019-го началась разработка самого сервиса. По ходу реализации проекта его создателям пришлось решить несколько задач.

Монетизация

Сначала основатели BSP планировали зарабатывать на комиссии с каждой заключенной сделки. Но быстро отказались от этой идеи, поскольку посчитали, что на старте клиенты не будут доверять новой площадке. Да и компаниям было бы сложно каждый раз заключать договора друг с другом, включая в них третью сторону.

«Мы задумались о платной подписке на сервис. Ведь по сути здесь все модерируется в ручном режиме, каждую компанию мы отсеиваем и пропускаем через кучу фильтров», — рассказывает Иван Тарасенко.

Но в итоге партнеры решили не брать денег с компаний и монетизироваться с помощью рекламы и платных объявлений, которые поднимаются в поиске. Перегружать сайт рекламой они также не хотят, поэтому в него встроено всего два баннера.

«Мы создали сервис не для того, чтобы его продать. В первую очередь это идейная история. Мы коммерциализируем платформу, чтобы отбить затраты», — объясняют сооснователи.

Сортировка объявлений

В поиске на платформе помимо географии — городов и стран — учитывается более 400 узконаправленных видов деятельности. Например, банковская сфера включает в себя около 30 подвидов: форекс, обмен валют, due diligence, бухгалтерия и так далее. Есть разбивка по производству: металлургия, нефтяная промышленность, строительство, электроэнергетика и прочее. А также — по специализациям кадров: сварщики, автожестянщики, официанты, управляющие ресторанами и множество других профессий.

«Такой подход мы подсмотрели на рекрутинговых площадках, — признается Тарасенко. — Там весьма удобная градация. Очень многое изменили, доработали и в итоге решили, что такая разбивка будет наиболее применима».

Отбор партнеров и фидбэк

Компании, представленные на Business Sharing Platform, могут не просто выбирать друг друга по всем необходимым параметрам, но и оценивать.

Информация об исполнителях публикуется в специальной карточке. Данные включают в себя адрес, сайт, электронную почту, телефон, краткую историю и профиль компании. В карточку также можно добавить свои достижения, сертификаты или фото своих работ. «Например, если вы построили небоскреб Moscow City, установили промышленные кондиционеры или проложили электросеть, можете прикрепить небольшой фотоотчет, ее увидят все пользователи сервиса», — говорит Тарасенко.

Заказчик сам решает, достойна ли та или иная компания работать с ним — достаточно ли она квалифицирована и отвечает ли ее портфолио запросу.

При выборе можно учитывать и отзывы других участников платформы. После выполнения заказа исполнитель нажимает кнопку «Работа завершена». Заказчик, в свою очередь, кликает «Принять работу». Затем компании выставляют друг другу взаимные отзывы по пятибалльной шкале.

Юридический аспект

Для сделки нужно оформлять достаточно много документов, и это не позволяет быстро заключать сделки прямо на платформе. «По сути, у нас — доска объявлений. Через нас не проходит документооборот и никакие транзакции. Мы также не запрашивали у компаний данных, которых не было бы в открытом доступе», — делится сооснователь BSP.

Сервис не берет на себя юридическую ответственность, за документооборот отвечают сами компании. А поскольку на платформе есть система рейтинга, участники сами заинтересованы в корректности предоставляемых данных.

Решив все эти вопросы, партнеры запустили бета-версию сервиса 1 мая 2020 года. Сейчас платформа полностью готова: каждый день регистрируются новые участники, публикуются запросы и предложения.

Основатели сервиса отмечают, что многим компаниям платформа дает возможность удержаться на плаву во время кризиса, вызванного пандемией COVID-19. Из-за снижения объемов производства в промышленности и спада в сфере услуг оборудование и персонал теперь простаивают чаще, чем раньше. Одновременно в некоторых сферах — например, в доставке или онлайн-сервисах, — нагрузка растет. Компании из отраслей, переживающих спад и бурный подъем, могут встретиться на новой площадке и помочь друг другу, подчеркивает Тарасенко.

Примеры использования шеринговой экономики

Приведем классический пример шеринговой экономики для частного лица.

Андрей работает в IT-сфере и может себе позволить выполнять заказы из любой точки мира. В большом городе Андрей имеет двухкомнатную квартиру в собственности. Климату северных широт молодой специалист предпочитает тепло и близость океана.

Андрей принимает решение о сдаче своей квартиры с использованием платформы Airbnb. На том же сайте он находит жилье в Тайланде на длительный срок. Кроме того, вырученные деньги от сдачи квартиры и доход от работы позволяют Андрею вести вполне безбедную жизнь в комфортном для него климате, включая аренду транспорта и питание в ресторанах.

Теперь приведем пример для бизнеса. Компания занимается организаций мероприятий: корпоративов, юбилеев, свадеб и др. Во многих случаях требуются услуги специалистов: фотографов, дизайнеров и др. Как правило, это разовые заказы: фотограф иногда у заказчика свой или приглашенный из другой компании; дизайнер нужен не всегда и т.д.

Почему появилась эта концепция?

Причины развития шеринговой экономики:

  1. Отход от «культа частной собственности». Молодое поколение предпочитает получить некие блага «здесь и сейчас», нежели копить долгие годы. Пример: свадьба – яркое событие для молодых людей. Платье, авто премиум-класса и другие аксессуары нужны только на момент торжества, чтобы потрясающе выглядеть и сделать красивые фото. В дальнейшем то же платье будет годами занимать место в шкафу. Поэтому выгоднее взять его в аренду. Многие используют такой же подход и к средствам передвижения. Не все любят и умеют ремонтировать автомобиль самостоятельно, а расходы на ремонт стоят немалых денег. Поэтому проще ездить на работу на велосипеде (особенно если работа недалеко от дома). Если вы – фрилансер, вам машина может быть нужна не каждый день. Для редких поездок выгоднее использовать каршеринг.
  2. Падение доходов населения. Шеринговые стартапы начали появляться с 2010 года, когда мировая экономика еще не оправилась от последствий кризиса 2008-2009 гг.
  3. Развитие интернет-технологий. Все больше видов торговли и услуг уходят в онлайн. В современном обществе намечается тенденция к сокращению физических контактов между продавцом и покупателем.
  4. Широкий выбор и экономия времени. Когда вы приходите в магазин, ваш выбор ограничен. Чтобы найти нужную вещь, вам придется обойти несколько магазинов и потратить не один день. А шеринг обеспечивает выбор самых различных вариантов, не выходя из дома.

Догнать Амстердам

Одно из самых популярных направлений экономики совместного пользования, в том числе в сфере b2b, — сервисы каршеринга и подписки на автомобили. По мнению генерального директора группы «Газпромбанк Лизинг» Максима Калинкина, активное проникновение шеринговой экономики в автомобильный сектор влияет в целом на рост автолизинга.

По итогам первого полугодия 2021 года этот сегмент показал рост на 73% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Такая динамика связана с восстановлением спроса на услуги такси и каршеринга после 2020 года, когда эти сервисы по большей части оказались невостребованными из–за ковидных ограничений. Не менее любопытно наблюдать за петербургским рынком коворкингов. Руководитель практики стратегического консультирования в секторе недвижимости PwC в России Антон Панарин указывает, что их доля в общей структуре офисного предложения составляет около 1%. В то время как в Лондоне или Амстердаме стремится к 10%. Больше всего коворкинги интересны стартаперам. Крупные компании предпочитают рассаживать в них IT–персонал.

«Гибкие офисные пространства набирают популярность и среди госкорпораций, которые получают готовый продукт под ключ, с отделкой, грамотным зонированием и меблировкой, оборудованием. Это возможность быстро взять в аренду офис, без тендеров на отделку, закупку мебели, оборудования и комфортно рассадить сотрудников», — подчёркивает партнёр «БестЪ. Коммерческая недвижимость» (сеть коворкингов PAGE) Станислав Ступников.

Андрей Косарев из Colliers отмечает, что коворкинги — это пример, когда большой объём потенциального спроса и рынка сочетается с эффективностью.

Как изменился рынок модной аренды

Главное отличие сегодняшних сервисов модной аренды от их предшественников («салонов» с вечерними платьями и маскарадными костюмами) заключается в том, что теперь тут можно найти вещи каждый день. Во-первых, это поддерживает идею устойчивой моды и помогает не поддаться соблазнам масс-маркета, во-вторых, дарит радость обладания чем-то новым, красивым и уникальным без чувства вины за потраченную крупную сумму. В кризисный 2020 год легко понять, почему идея аренды одежды так соответствует духу времени.

Социальная экономика

Как изменилось потребление россиян и что с этим делать бизнесу

Бренды тоже обыгрывают идею шеринга, только немного иначе. На первом месте стоит не столько заработок, сколько следование модным среди целевой аудитории трендам. Из недавних ярких примеров: Levi’s с датской маркой Ganni (аккурат к Копенгагенской неделе моды) представили коллаборацию Love Letter — вещи из коллекции нельзя купить, можно только арендовать за $55 в неделю. Коллекция состоит из трех предметов, все они сделаны из переработанных винтажных Levi’s. Каждая вещь имеет специальный ярлык NFC (Near Field Communication), который покупатели могут отсканировать, чтобы получить информацию о предыдущих арендаторах и узнать, откуда были получены материалы и как вещь была сшита. Все поставки доставляются в многоразовой упаковке RePack, и каждый товар тщательно обрабатывается с соблюдением строгих и экологических методов этичного производства. Линейка стала продолжением проекта Ganni Repeat, который марка запустила в 2019 году. Это программа по аренде одежды на период до трех недель. Раньше она работала только в Дании, но в сотрудничестве с Levi’s Ganni распространяют ее на всю Европу и Америку

Таким образом компании хотят привлечь внимание к проблеме перепроизводства одежды и рассказать аудитории об альтернативных возможностях — апсайклинге, переработке текстиля и аренде одежды вместо ее покупки

«Идея заключалась в том, чтобы создать что-то, что носят многие, но никому не принадлежит»,  — говорит креативный директор Ganni Дитте Реффструп.

Потребитель и принципы устойчивого развития

Экономика совместного пользования — новая социально-экономическая модель, которая влияет на потребление товаров и услуг революционным образом. Переориентация потребительского поведения с приобретения на совместное пользование стала реальностью. Сегодня в Москве иметь автомобиль для поездок на работу из спального района в центр города все более затратно. Проблемы с трафиком и парковкой делают такую поездку непредсказуемой по времени и стоимости. Шеринговые сервисы — один из инструментов, решающих эту проблему экономно, быстро и комфортно с точки зрения перемещения. Из других эффектов шеринга, серьезно влияющих на потребительское поведение, следует отметить исключение посредников из цепочки «клиент-исполнитель», а также усиление роли онлайн-репутации и саморегулирования сообщества для обеспечения качества услуг. Хотя, конечно, это далеко не полный перечень.

При выработке подходов к регулированию данной сферы важно придерживаться принципа минимальной достаточности. Государству целесообразно принимать на себя только те регулирующие функции, которые не в силах обеспечить рынок. Такое регулирование не может исходить из правил, по которым работают традиционные смежные отрасли (такси, отели, банки и др.)

Регулярные призывы сделать это — лишь защитная реакция отраслей, испытывающих прессинг экономных и мобильных сервисов новой волны и понимающих, что традиционное лицензирование, разрешения и проверки автоматически закроют экономику совместного пользования.

Остановить рост шеринг-экономики несложно. Несколько судебных решений или один закон в духе уравнивания инфосервисов по поиску попутчиков с традиционным такси. Результатом может стать лишение десятков миллионов россиян возможности экономить на услугах и получать допдоход в размере сотен миллиардов рублей каждый день. Это также существенно затормозит развитие мобильности граждан, эффективного использования городской инфраструктуры и личных ресурсов, которыми мы с вами обладаем: транспорта, жилья, знаний и навыков. Но можно ли будет назвать такой подход «Цифровой экономикой», вопрос открытый.

Коронавирусные страхи и возрождение тренда на личное имущество

Согласно результатам опроса, проведенного в июне Авито Авто, 9% россиян, у которых раньше не было автомобиля, после пандемии задумались о его покупке, а 3% планировали отказаться от личного автомобиля, но передумали. Повышение интереса к покупке личного автотранспорта на фоне пандемии — мировой тренд. В Китае, согласно данным анализа исследовательской компании Ipsos, 77% респондентов назвали причиной для покупки автомобиля страх заразиться. Схожие показатели получили в июне в британском автомобильном холдинге Motorpoint: треть опрошенных компанией водителей планируют отказаться от использования каршеринга.

Даже после снятия режима самоизоляции у людей сохраняется желание избегать ситуаций, которым сопутствует риск заражения. После пандемии в Китае снизился спрос на краткосрочную аренду караоке-будок и внешних аккумуляторов, хотя раньше эти услуги были популярны. Нежелание соприкасаться с предметами, успевшими побывать в руках у кого-то другого, провоцирует возрождение тренда на владение товаром.

В то же время страх заразиться стимулирует рост спроса на шеринг товаров и услуг, которые позволяют этого избежать. Например, в Китае операторы сервисов краткосрочной аренды велосипедов сообщили о трехкратном росте поездок во время пандемии. Стремясь избежать поездок в общественном транспорте, люди ищут альтернативный безопасный и дешевый способ передвижения. В России во время самоизоляции стремительно возрастал спрос на аренду загородной недвижимости. Возможность уехать из города, где плотность социальных взаимодействий (а значит, и риск заражения) выше, привлекла многих.

В контексте

Социализм, который мы заслужили

Иван Воронцов

К шеринговой экономике многие до сих пор относятся с иронией, продолжая изобретать поднадоевшие шутки на тему «миллениалы придумали общагу» (колхоз, прокат и так далее). Тем временем шеринги всех типов и направлений продолжают развиваться, меняя не только подходы к ведению бизнеса, но и мир в целом. В чём–то нынешнюю шеринг– революцию можно сравнить с бумом потребительского кредитования, который охватил западный мир в середине XX века (а нас, как водится, попозже).

Идея, что не обязательно иметь полную сумму для покупки того или иного товара, перевернула потребительское поведение. Жизнь в долг внезапно оказалась не постыдной, а престижной. В результате сейчас так живёт весь мир, от рядового обывателя до крупнейших корпораций и ядерных сверхдержав. Разумеется, у такого типа мироустройства есть тёмная сторона, и мы регулярно с ней сталкиваемся: ипотечные и инвестиционные пузыри в США, растущая сумма мирового долга, в середине сентября обновившая исторический максимум (сейчас все должны всем около 296 трлн долларов), бездна микро кредитования, засасывающая малообеспеченные слои российского общества.

Шеринг, на который сейчас возлагается так много надежд, сделал следующий шаг, показав, что для полноценного использования актива не обязательно им владеть вообще. Очевидно, этот подход тоже таит в себе множество рисков. И пузырей на формирующемся рынке наверняка надуется и лопнет ещё немало. Даже такие витрины мировой шеринговой экономики, как Uber или Airbnb, до сих пор продолжают генерировать убытки, испытывая терпение своих инвесторов на прочность. Но всё же пока на развитие этого направления хочется смотреть с оптимизмом.

Парадоксально, но идеология совместного потребления, зародившаяся в недрах капиталистической системы, возвращает человечеству мечту о справедливом социальном устройстве, где «от каждого по способностям и каждому по потребностям». Только если в команд но–административной советской системе в колхозы загоняли ударами прикладов, то теперь люди объединяются во всевозможные ко–… из соображений собственной выгоды. И синергия, возникающая из сложения их усилий, оказывается куда эффективнее

любых аналогов разнарядки и продразвёрстки. Современные «левые», упорно живущие в марксистской парадигме, делая вид, что львиной доли XX века и смены экономических укладов попросту не было, наверняка поднимут эти тезисы на смех. В ответ хочется посоветовать приглядеться к Китаю, который давно уже виртуозно морочит всем голову, внедряя за чугунным идеологическим фасадом самые современные модели, если только они помогают развитию и росту. Так вот, ещё год назад китайцы рапортовали о том, что более 80% компаний в стране практикуют модель «большой шеринг–экономики».

Обсуждаем новости здесь.
Присоединяйтесь!

Типы совместного использования кода

Существует несколько типов соглашений о совместном использовании кода:

  • Совместное использование блочного пространства: коммерческая (маркетинговая) авиакомпания покупает фиксированное количество мест у управляющего (действующего / основного) перевозчика. Обычно выплачивается фиксированная цена, а места не попадают в инвентарь управляющего перевозчика. Маркетинговая авиакомпания сама решает, в каких классах бронирования будут продаваться места (блок мест оптимизируется, как салон другого самолета).
  • Бесплатное использование код-шеринга: системы инвентаризации и бронирования авиакомпаний обмениваются сообщениями в режиме реального времени, обычно сообщениями IATA AIRIMP / PADIS (TTY и EDIFACT). Сопоставление классов бронирования определяется между авиакомпаниями. Никакие места не заблокированы ни для одной из авиакомпаний, и любая авиакомпания может продать любое количество мест.
  • Ограничение свободного потока: в основном то же, что и выше, но ограничение (максимальное количество мест) определяется для каждой из маркетинговых авиакомпаний, участвующих в код-шеринге с управляющим перевозчиком.

Воздушно-железнодорожные союзы

Существуют также соглашения о совместном использовании кодов между авиакомпаниями и железнодорожными компаниями , формально известные как авиационно-железнодорожные альянсы и обычно продаваемые как «Rail & Fly» из-за популярности код-шеринга Deutsche Bahn со многими авиакомпаниями. Они предполагают некоторую интеграцию обоих видов транспорта, например, поиск наиболее быстрого пересечения и возможность пересадки между самолетом и поездом с использованием одного билета. Это позволяет пассажирам бронировать всю поездку одновременно, часто по сниженной цене по сравнению с отдельными билетами.

Заключение

Теперь вы знаете, что такое шеринг-экономика и какие она имеет достоинства и подводные камни. Подводя итоги, хотелось бы выделить следующие моменты:

  1. Доля шеринг-экономики в общем объеме потребления растет активными темпами благодаря совершенствованию интернет-технологий.
  2. Шеринг имеет ряд неоспоримых преимуществ: снижение гиперпотребления, экономия ресурсов, забота об экологии.
  3. Шеринг-экономика ориентирована преимущественно на молодых потребителей. К моменту выхода на пенсию следует позаботиться о накоплениях, чтобы продолжать «жизнь в аренду». Кроме того, никто не отменял значение наследства. Сможете ли вы быть спокойны за благополучие потомков при отсутствии у вас собственности?
  4. Отказываясь от имущества в собственности, не следует отказываться от капитала в форме инвестиций и финансовой подушки безопасности.