Законы республики беларусь о правах ребенка и ответственность за их нарушение

Содержание

ПАМЯТКА О ПРАВОВЫХ ГАРАНТИЯХ СЕМЬЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

Право на пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей имеют мать (мачеха) или отец (отчим) в полной семье, родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель) при воспитании ими ребенка (детей) старше 3 лет, если в семье:

  • воспитывается ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет;
  • воспитывается ребенок в возрасте до 18 лет, инфицированный вирусом иммунодефицита человека;
  • отец (отчим) или усыновитель (удочеритель) проходят срочную военную службу, альтернативную службу;
  • оба родителя (мать (мачеха), отец (отчим)) в полной семье либо родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель) являются инвалидами I или II группы, а также если один из родителей (мать (мачеха) или отец (отчим)) в полной семье является инвалидом I группы, а второй осуществляет уход за ним и получает пособие, предусмотренное законодательством. Справочно: Обязательное условие — чтобы трудоспособный отец в полной семье или родитель в неполной семье работали в Республике Беларусь или были заняты в предшествующем году не менее 6 месяцев, а также работали (были заняты) на момент обращения за пособием.

Срок подачи заявления для назначении пособия:  Пособие назначается со дня возникновения правапри обращении до истечения 6 месяцев со дня его возникновения. В случае пропуска 6 месячного срока, пособие назначается с даты подачи заявления.

Право на пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет имеют мать (мачеха) или отец (отчим) в полной семье, родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель) ребенка-инвалида, фактически осуществляющие уход за ним, если они:

  • неработающие либо работающие на условиях неполного рабочего времени;
  • получающие пенсию либо ежемесячную страховую выплату от «Белгосстраха»;
  • являющиеся индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, и соответствующую     деятельность приостановленную в порядке, установленном законодательством;
  • находящиеся в отпуске по уходу за ребенком — инвалидом или другими детьми до достижения или возраста 3 лет, или академическом отпуске.

Льготы семьям с детьми-инвалидами:

  • Одному из родителей, в семье которого воспитывается ребенок-инвалид, предоставляется по его желанию дополнительный свободный от работы день в месяц с оплатой в размере среднего дневного заработка за счет средств государственного социального страхования;
  • Предоставляется право на возможное оказание малообеспеченным гражданам государственной адресной социальной помощи в виде ежемесячного или единовременного социальных пособий;
  •  Возможность оказания материальной помощи из средств Фонда социальной защиты населения и всевозможную гуманитарную, психологическую, юридическую помощь, услуги няни;
  • Право на досрочную пенсию родителям детей — инвалидов. В соответствии со статьей 20 Закона Республики Беларусь « О пенсионном обеспечении» матери, воспитывавшие детей- инвалидов (инвалидов с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 20 лет. Отцы, воспитывавшие детей-инвалидов (инвалидов с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 25 лет, если мать ребенка-инвалида (инвалида с детства) не использовала приобретенного ею права на пенсию по возрасту в соответствии с частью первой настоящей статьи и отказалась от этого права в пользу отца или не использовала права на пенсию по возрасту в соответствии с частью первой настоящей статьи в связи с ее смертью.

Прием документов осуществляется по заявительному принципу.

Ответственность за нарушение прав ребенка в Беларуси

Если родители не справляются со своими обязанностями, они могут быть лишены родительских прав, но это крайний случай.

Чаще всего органы опеки и попечительства пытаются изменить отношение родителей к своим обязанностям и обеспечить права несовершеннолетних в семье и обществе.

Ответственность родителей регулируется Кодексом о браке и семье Республики Беларусь.

Также возможно нарушение прав ребенка не родственниками, а совершенно посторонними людьми. Попытка похищения или насилия, приобщения к алкоголю или наркотикам, предоставление вредной информации.

Невозможно перечислить все угрозы, которые сегодня могут подстерегать ребенка. Все эти правонарушения и ответственность за них регулируются Уголовным и Административным Кодексами Республики Беларусь.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 938-66-24, Санкт-Петербург +7 (812) 425-62-38, Регионы 8800-350-97-52

Право ребенка жить вместе со своими родителями. [↑]

Этого права не может лишить ни один государственный орган, если отсутствуют установленные законом основания. Передача ребенка на воспитание другим лицам или помещение в детское учреждение против воли родителей возможны, только если последние лишены родительских прав или ограничены в них решением суда, пришедшего к выводу о том, что оставление ребенка у родителей опасно для него.В соответствии со ст. 20 Гражданского Кодекса РФ местом жительства детей до 14 лет является место проживания родителей. В случае их раздельного проживания родители сами решают, с кем из них останется ребенок, если же единогласие не достигнуто, это определяет суд, исходя из интересов ребенка и учитывая его желание. Достигшие 14-летнего возраста дети имеют право выбрать место проживания с согласия родителей.

В случае разлучения с одним или с обоими родителями ребенок имеет право сохранять связь как с одним, так и с другим. Закон оставляет право родителям и детям покидать любую страну, включая собственную, и возвращаться в свою страну с целью поддержания личных отношений или воссоединения между собой.

Следуя важности семейного воспитания детей, Семейный Кодекс РФ устанавливает передачу детей, которые остались без родителей или утратили по каким-либо причинам возможность проживания в своей семье органам опеки и попечительства, которые в последующем помогают определить их дальнейшую судьбу. Согласно законодательству РФ ребенок помещается на воспитание и содержание в соответствующее детское учреждение, если его устройство в семью невозможно

???? Может ли ребенок нести ответственность за неисполнение своих обязательств

Конституция в предписывает родителям обеспечить своим детям должную заботу и воспитание. Семейный кодекс указывает, что именно родители ответственны за нравственное, физическое, духовное, психическое развитие детей, а также обязаны обеспечить получение общего образования ребенком.

Определенная ответственность накладывается и на ребенка: любой серьезный проступок несет за собой наказание. Но если в детстве выбор меры ответственности определяют родители, и она обычно ограничивается запретом на мультфильмы, смартфон или сладости, то по мере взросления ребенку грозит более серьезное наказание.

Имущественная ответственность малолетнего возлагается на родителей, которые отвечают за ребенка и за причиненный им вред вплоть до 14 лет. Например, если ребенок сломает чужую дорогую игрушку, то родители должны возместить ее стоимость или же выплатить материальный ущерб пострадавшему в драке с их ребенком.

В 14 лет уровень осознанности растет. С этого возраста ему грозит самостоятельная имущественная ответственность, и может возникнуть необходимость возмещения вреда. Работающий ребенок также ответственен за нарушение трудовой дисциплины наряду с другими сотрудниками.

С 14 лет наступает и уголовная ответственность, но пока только за особо тяжкие преступления: убийство, кражу, грабеж, разбой, вымогательство, теракт, насилие, вандализм и некоторые другие (по ).

В 14 лет в рамках уголовного наказания суд может приговорить ребенка к штрафу. Если ребенок (или родители) его не выплатит, то в отношении него могут применить более строгое наказание. Родители с 14 лет уже не обязаны оплачивать штраф за ребенка, но могут пойти на это по своему желанию.

Что касается выписанного административного штрафа, то за ребенка платят родители. Например, за переход дороги в неположенном месте штраф выпишут на имя ребенка, но постановят взыскать его с родителя. В случае неуплаты штрафа в течение 60 дней деньги будут списаны из доходов родителя принудительно.

Когда «заканчивается детство»?

С 16 лет ребенок считается уже достаточно сознательным, чтобы нести «взрослое» уголовное и административное наказание. С этого момента детство официально заканчивается.

Но при привлечении ребенка к ответственности применяется особый порядок.

Если ребенка до 14 лет допрашивают в рамках уголовного дела, как свидетеля или потерпевшего, то обязательно требуется присутствие при допросе родителя, до 16  лет – педработника или детского психолога (на основании , , ). После 16 лет в допросе должны участвовать специалисты только в случае отставании ребенка в развитии или при диагностированных расстройствах психики. В любом случае родителей должны уведомить о факте допроса.

Закон не содержит ограничений на задержание детей, но занимается этим специальное подразделение полиции. Полиция может задержать ребенка за кражу, нахождение на улице ночью без взрослых и пр. Полицейские так же обязаны уведомить родителей подростка об этом (по , ). Через три часа ребенка отпустят, но при условии, что родители его заберут: в противном случае, ребенка поместят в реабилитационный центр.

Что такое эмансипация несовершеннолетних

Может ли ребенок путешествовать один

Документальное утверждение детских прав и обязанностей

Наиболее существенное влияние на развитие законодательства, связанного с формированием прав детей, оказала Генеральная Ассамблея Лиги Наций. На ее заседании 24.09.1924 г. были разработаны документы о правах ребенка — принята декларация, вошедшая в историю как Женевская.

При разработке стратегии этого документа учитывалась обязанность каждого государства предоставлять своим несовершеннолетним гражданам все лучшие достижения человечества. Первый соответствующий документ, одобренный представителями разных государств, был подписан в 1948 г. Это Всеобщая декларация прав человека. В ней было провозглашено, что дети получают право и на особую заботу, и на полноценную защиту предоставленных им прав. Причём значения не имеют:

  • происхождение;
  • язык;
  • половые признаки;
  • вероисповедание;
  • национальность;
  • прочие обособления.

В отдельной Декларации прав ребенка от 1959 года были утверждены потребности детей в правовой защите. Прозвучал призыв к представителям мирового сообщества не только способствовать соблюдению прав детей, но и разрабатывать меры по защите этих прав.

В 1979 г. ООН приняла всемирно признанную Конвенцию о правах детей. Основные документы о правах ребенка указывали на необходимость признания:

  • несовершеннолетнего личностью полноценной, самостоятельной;
  • ценности его интересов, когда рассматриваются нужды государства, общества, религии, семьи.

Здесь же были провозглашены основополагающие детские права:

  • на фамилию;
  • на материальное обеспечение;
  • на гражданство;
  • на образование;
  • на отдых и пр.

Особое значение уделялось вопросам поддержки и охраны прав несовершеннолетних, защите их от эксплуатации и жестокого обращения.

Далее в Нью-Йорке (1990 г.) принималась Всемирная декларация, регламентирующая вопросы выживания и защиты детей. Все государства-участники выявили готовность обеспечить жизнь каждому ребенку на высоком уровне.

Европейская конвенция, подписанная 25.01.1996 г. на уровне стран-участниц Совета Европы, дополнила прежде принятую Конвенцию. Рассматривались вопросы соблюдения прав детей в административной практике и в судебных процессах.

На Генассамблее ООН 25.05.2000 г. были подписаны два протокола факультативного характера. Первый касался торговли детьми, детской проституции. Второй — участия несовершеннолетних в вооружённых конфликтах. Государства-участники высказали намерение приложить максимум усилий, чтобы дети, пребывающие в зонах вооружённых конфликтов, геноцида, природных катаклизмов, скорее возвратились к нормальной жизни.

А 10.05.2002 г. в ходе заседания Генассамблеи ООН было сформулировано обращение ко всем государствам по поводу формирования совместного глобального движения, названного «Мир, подходящий для жизни детей». Цель призыва — обеспечить благосостояние и безопасность маленьких жителей планеты.

Сейчас обеспечение прав детей контролируют государственные структуры, родители (опекуны), работники социальных органов, педагоги, медики, общественные организации.

Глава 3. Ребенок и общество

Статья 22. Приобщение к национальной и мировой культуре. Право на защиту от информации, пропаганды, агитации, наносящих вред здоровью, нравственному и духовному развитию ребенка

Государство обеспечивает детям возможность приобщения к истории, традициям и духовным ценностям народа Республики Беларусь и достижениям мировой культуры. С этой целью поощряется создание государственных и общественных организаций для развития способностей детей к науке и творчеству, осуществляются выпуск кино- и видеофильмов, теле- и радиопередач, издание детских газет, журналов и книг, обеспечивается их доступность.

Ребенок имеет право на защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию. Порядок реализации этого права определяется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 23. Право на образование

Каждый ребенок имеет право на получение бесплатного образования, в том числе на родном языке, выбор учебного заведения в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь.

Государство поощряет развитие таланта и повышение образования.

Статья 24. Право на труд

Ребенок имеет право на получение профессии, участие в самостоятельной трудовой деятельности в соответствии с его возрастом, состоянием здоровья и профессиональной подготовкой.

По достижении шестнадцати лет несовершеннолетние имеют право на самостоятельную трудовую деятельность. С письменного согласия одного из родителей или лиц, их заменяющих, трудовой договор может быть заключен с несовершеннолетним, достигшим четырнадцати лет, на условиях и в порядке, установленных законодательством Республики Беларусь.

Государство поощряет организации, выделяющие рабочие места для лиц моложе восемнадцати лет.

Запрещается применение труда ребенка на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, подземных и горных работах, а также на иных работах, вредных для его здоровья и развития или наносящих ущерб посещаемости общеобразовательной школы. Перечень таких работ определяется Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 25. Право на отдых

Каждый ребенок имеет право на отдых и выбор внешкольных занятий в соответствии со своими интересами и способностями. Государство создает широкую сеть специальных внешкольных организаций, детских и юношеских спортивных сооружений, площадок, стадионов, клубов и других мест отдыха и укрепления здоровья, устанавливает льготный порядок пользования культурно-просветительными и спортивно-оздоровительными организациями.

Действия, направленные на ухудшение или сокращение материальной базы, обеспечивающей организацию отдыха детей, подлежат согласованию с соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами.

Статья 26. Право на свободу объединений

Дети имеют право объединяться в самостоятельные детские и молодежные общественные объединения при условии, что деятельность этих объединений не противоречит Конституции и законодательству Республики Беларусь, не нарушает общественный порядок и безопасность государства, не наносит вреда здоровью и нравственности населения, не ущемляет прав и интересов других лиц.

Государство оказывает детским и молодежным общественным объединениям материальную и иную помощь.

Статья 27. Право на защиту чести и достоинства

Каждый ребенок имеет право на защиту его чести и достоинства, охраняемых Конституцией Республики Беларусь.

Дисциплина и порядок в учебно-воспитательных учреждениях поддерживаются методами, которые основываются на чувствах взаимного уважения и справедливости и исключают унижение.

Посягательство на честь и достоинство ребенка со стороны лиц, обязанных по роду своей деятельности осуществлять воспитательные и учебные функции, влечет ответственность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь.

Статья 28. Право на защиту от незаконного вмешательства в

личную жизнь, от посягательства на тайну корреспонденции

Каждый ребенок имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений.